Ум (манас)
Алиса А. Бейли

Ум (манас)

ум - манасический принцип - Универсальный Ум - конкретный ум - абстрактный ум- интеллект

Mанас — это интеллектуальная целеустремленность некого Существа, которая реализуется в активной объективности...

Манас был определен как Ум, или такая способность к логическому заключению и рассуждению, к рациональной активности, которая отличает человека от животного. Однако он является чем-то значительно большим, поскольку лежит в основе всякого проявления, и даже создание каждой оболочки амебы и различающая способность наинизшего атома, или клетки, пробуждаются умом того или иного рода. И только поняв, какое место эта различающая клетка или атом занимает в ее большей сфере, можно получить более или менее ясное представление о том, чем является в действительности эта связная, рациональная, вмещающая в себя ментальность.

Поскольку всякое проявление — это воплощение в форме космической концепции, ее разработка, доведенная до конкретного очертания, то манас, или интеллект, является базовым фактором этого процесса и средством, при помощи которого осуществляется связь между абстрактным и конкретным. Уже осознано, что это верно в отношении человека, но это же верно и в отношении Космических сущностей.

Любовь — великий объединитель, базовый магнетический импульс, космический и микрокосмический, однако, ум — главный созидательный фактор и использователь космических энергий. Любовь притягивает, но и ум притягивает, а также отталкивает и координирует, так что мощь его непостижима. Разве нельзя хотя бы приблизительно представить, что происходит в ментальных сферах, по аналогии с тем, как мы сейчас наблюдаем, что происходит в сферах эмоциональных? Можем ли мы представить себе состояние мира, в котором интеллект будет столь же могущественен и будет так же определять поведение, как эмоциональная природа в наше время? Наша раса продвигается к эре, когда люди будут функционировать как умы, когда интеллект будет сильнее желания и силы мысли будут использоваться, чтобы взывать к людям, и для управления миром, как сейчас используются физические и эмоциональные средства.

Эта идея чрезвычайно важна для правильного понимания законов мышления; она дает верные указания для использования ментальной материи и встраивания этой материи в мыслеформы.

Мы не способны объяснить происхождение манаса отдельно от проявления множества Систем, Солнечной системы или человека. Только когда будет усвоено, что каждая планетарная схема служит телом Небесному Человеку, являющемуся в данной схеме направляющим Умом и оживотворяющим принципом манаса, то есть активной различающей способностью, которую демонстрирует каждый атом этой схемы; только когда будет осознано, что Солнечный Логос подобным же образом является манасическим принципом тех больших атомов, которые мы называем в их совокупности схемами; только когда будет понято, что Космический Логос является побуждающим Умом еще больших атомов, которые мы называем Системами; только когда будет признано, что человек является оживотворяющим различающую способность тех микроскопических сфер, которые образуют его тело проявления; и наконец, только когда все это станет предметом медитации и когда будет признана истинность всех этих утверждений, вопрос о происхождении манаса станет более понятным и изучающего не будет смущать его трудность.

  • Человек, Мыслитель, Познающий, манасический принцип в центре множества сфер, образующих его тела, манипулирует электрической силой в трех отделах (физическом, астральном и ментальном телах) через семь центров, являющихся фокусами силы и ее разумного распределения во всей его малой системе по мириадам меньших атомов, которые являются клетками в этих сферах.
  • Небесный Человек также и в более широком смысле является Мыслителем и Познающим, манасическим принципом, или принципом ума, к которому добавлен буддхический принцип, или принцип Христа. Он манипулирует электрической силой через три главных проводника, или глобуса, в атмической, буддхической и манасической материи, распределяя ее оттуда по мириадам клеток, которые являются дэва- и человеческими единицами.
  • Солнечный Логос является в еще более широком смысле всепроникающим универсальным Умом, манасическим принципом, к которому добавляются буддхический принцип и принцип воли, работающие в трех основных схемах, посредством семи центров силы и через мириады групп, которые являются клетками Его тела подобно тому, как человеческие существа являются клетками тела Небесного Человека.
  • Космический Логос нашей Системы работает аналогично через три главных Системы (в число которых наша не входит), используя семь Солнечных систем (из которых одна — это наша) для распределения своей силы, а мириады семеричных групп — это клетки его тела.

В действительности Манас является ВОЛЕЙ, проявляющейся на Физическом плане, и вы увидите бесспорность этой истины, когда осознаете, что все наши планы составляют Космический физический план, на котором Сущность, намного более великая, чем наш Логос, воплощает определенный Замысел через Логоса, через нас, через всю Духо-материю, включенную в сферу излучающей активности этой Сущности.

Ум, великое шестое чувство, которое может использоваться тремя способами. Хотя для большинства людей он имеет всего лишь один способ использования.

  • Его первый и наиболее общий способ использования заключается в собирании информации о производимых контактах и передаче ее Эго, или Познающему, по существу, тем же способом, каким нервная система телеграфирует мозгу о своих внешних контактах. Именно такое использование ума вызывает в основном появление чувства личности, которое начинает постепенно ослабевать, как только становятся возможны другие способы применения шестого чувства.
  • Второй способ использования ума — тот, который осуществляется первыми пятью средствами Йоги, — это способность передавать в мозг мысли, желания и волю Эго, или Души. Это приносит в личностное «я» на физическом плане распознавание Реальности, и чувство отождествления с «не-я» неуклонно ослабевает.
  • Третий способ использования ума проявляется тогда, когда Душа использует его как орган видения, благодаря чему достигается контакт с самой Душой и знание ее царства. Это осуществляется с помощью последних трех средств Йоги.

Следует подчеркнуть, что указанный факт является особенно важным. Если стремящийся будет считать своей непосредственной задачей развитие и полное использование шестого чувства и помнить три цели, для которых оно предназначено, он совершит быстрый прогресс, чувство личности исчезнет и наступит отождествление с Душой. Чувство это является одной из величайших оков, что держат в плену сынов человеческих. Вот что имеют в виду, когда говорят: «Руби дерево на корню».

Эзотерическое учение гласит, что все три аспекта Божественности сами по себе тройственны, поэтому мы можем разделить энергию ума человечества также на три аспекта. Таким образом, имеем:

  1. Низший конкретный ум, который в «Йога Сутрах Патанджали» называется читтой, или умственным веществом.
  2. Абстрактный ум, или тот аспект ума, который связан с миром идей.
  3. Интуицию, или чистый разум, который для человека является наивысшим аспектом ментальности.

Для всех трех осеняющей, или вмещающей всех, сферой выражения является Третий аспект Логоса, который мы называем Универсальным Умом, активным интеллектуальным Божеством. Силовые линии от этих трех низших аспектов ведут обратно (если мы вправе использовать столь неадекватное выражение) к третьему плану, также как астральные силовые линии ведут ко второму, или монадическому плану, хотя применительно к человеческому сознанию они ведут только к буддхическому, или интуитивному плану.

Интересно отметить, что подобно тому как Монада, побуждаемая желанием, производит ту форму жизни, которую мы называем личностью, так и аспект ума, как часть замысла, осуществляемого Универсальным Умом, в свою очередь производит то проявление, которое мы называем Манасапутрой, великим Сыном Ума на ментальном плане. Поэтому именно принцип ума в человечестве вводит в проявление эгоическое тело, каузальный проводник, называемый Карана Шарира, или двенадцатилепестковый лотос. Здесь мы, конечно, выражаемся исключительно в понятиях аспекта формы. Причина же находится на космических планах, на которых Планетарный Логос ведет Свою жизнь. От космического астрального плана исходит импульс, приводящий к существованию форм и их конкретному выражению, — поскольку любое облачение в форму является результатом желания. От космического ментального плана исходит воля-быть во времени и пространстве, которая производит семь групп эгоических жизней и третье излияние.

Для стремящихся, не знающих даже, что такое планетарное сознание, ценность приведенной выше информации заключается лишь в том, что она подчеркивает синтетическую природу великого Плана и тот факт, что мельчайшая единица является составной частью Целого. Также делается акцент на идее, что энергия — это жизненный флюид, циркулирующий через все тело Логоса и тем самым оживляющий даже самый крошечный атом этого Целого. Очень важно стремиться охватить всю картину и увидеть чудо того, что выявляется. Тем не менее, потерей времени было бы раздумывать, например, о космическом астральном плане, если даже план Эго (пятый подплан космического физического плана, считая сверху вниз) пока еще недостижим для среднего человека и составляет цель всего его устремления и медитации.

Поэтому для человека Универсальный Ум лучше всего может быть осознан с помощью того, что называется конкретным умом, абстрактным умом и интуицией, или чистым разумом.

Конкретный ум — это способность создавать формы. Мысли — это вещи. Абстрактный ум — это способность выстраивать образы, модели, или ум, работающий с чертежами, по которым моделируются формы. Интуиция, или чистый разум, — это способность, позволяющая человеку входить в контакт с Универсальным Умом и охватывать План синтетически, постигать божественные Идеи и выделять некоторые фундаментальные чистые истины.

Целью всей работы стремящегося является понять те аспекты ума, с которыми он должен научиться работать. Таким образом, его работа может быть подытожена следующим образом:

  1. Он должен научиться думать; обнаружить, что у него есть аппарат под названием ум, и раскрыть его способности и силы. Они хорошо проанализированы для нас в первых двух книгах «Йога Сутр Патанджали».
  2. Затем он должен научиться контролировать свои мыслительные процессы и, усмирив склонность своего ума к формостроительству, выявлять идеи, лежащие в основе этой божественной мыслеформы — мирового процесса, чтобы научиться работать в сотрудничестве с Планом и подчинять собственную способность к созданию мыслеформ этим идеям. Ему надо научиться проникать в мир этих божественных идей и изучать «образы небесного», как они называются в Библии. Он должен начать работать с чертежами, по которым смоделировано и выстроено все сущее. Тогда он становится учащимся-символистом и из идолопоклонника превращается в божественного идеалиста. Я употребляю эти слова в их настоящем смысле.
  3. Став идеалистом, он должен прогрессировать еще дальше, пока не войдет в сферу чистой интуиции. Тогда он сможет познавать Истину из ее источника. Он входит в Ум Самого Бога. Он становится интуитивен, как и идеалистичен, а также становится восприимчив к божественным мыслям, которые оплодотворяют его ум. Позднее, привыкнув к этим интуитивным вспышкам, он называет их идеями или идеалами и основывает на них всю свою работу и деятельность.
  4. Затем наступает период работы по сознательной постройке мыслеформ на основе божественных идей, эманирующих в виде интуитивных прозрений из Универсального Ума. Это осуществляется благодаря медитации.

Каждому настоящему учащемуся известно, что это подразумевает сосредоточение, с целью настроить, или сориентировать, низший ум на высший. Обычное стремление строить мыслеформы временно блокируется. Благодаря медитации, представляющей собой способность ума пребывать в свете и в этом свете осознавать План, он учится «проводить» нужные идеи. Благодаря созерцанию он становится способным вступать в то безмолвие, которое позволит ему «подключаться» к божественному уму, извлекать мысль Бога из божественного сознания и знать. Такова работа каждого стремящегося, отсюда следует необходимость понимания им природы своей ментальной проблемы, инструментов, которыми он должен выполнять работу, и применения, которое он обязан найти тому, что узнаёт и получает благодаря правильному использованию ментального аппарата.

Как мы поняли, электрическое проявление на Первом плане вызывало начальную вибрацию, а на Втором плане его воздействие привело к возникновению архетипической формы всякого проявления, от Бога до человека, и до атома.

На Третьем плане, который является преимущественно планом Брахмы, эта электрическая сила выражает себя как интеллектуальная целеустремленность. Воля-быть и желаемая форма связаны между собой интеллектуальной целеустремленностью, лежащей в основе всего. Эта интеллектуальная целеустремленность, или активная воля, использующая форму как инструмент, подводит нас к самой трудной из метафизических проблем — осознанию различия между волей и желанием. Здесь нет возможности обсуждать эту трудную тему. Укажем просто, что интеллект, или манас, является фундаментальным фактором как для воли, так и для желания, и это следует осознать. Проникающий принцип манаса, окрашивающий как аспект воли, так и аспект желания, вызывает большую путаницу у изучающих, и достичь ясного понимания можно, только если осознать, что:

Первое. Всякое проявление эманирует или электризуется с Космического ментального плана.

Второе. Универсальный Ум, или Божественный Мыслитель, является тем интеллектуальным Принципом, который проявляет себя как Воля-быть, Желание или Любовь-к-Бытию, и та Активная интеллектуальная целеустремленность, которая оживотворяет Солнечную систему.

Третье. Махадэва, или Божественная Воля, Вишну, аспект Мудрости, или проявленный «Сын Необходимости», и Брахма, или Активная целеустремленность, представляют собой совокупность интеллектуального сознания и (для проявленной Космической Сущности) являются тем, чем ментальное тело, тело желания и физическое тело являются для человека, Мыслителя в трех мирах, функционирующего в каузальном теле. Не следует забывать, что каузальное тело содержит три постоянных атома, или три сферы, воплощающие принципы интеллекта, желания и физической объективности. И всегда необходимо помнить об аналогии между троичным Логосом и троичным человеком — размышление над сходством между ними даст вам четкое представление. Человек — это единица, функционирующая в каузальном теле. Он является троичностью, которая функционирует, будучи обусловленной: аспектом воли, или ментальным телом; аспектом желания, или мудрости, то есть астральным телом; а также — аспектом активности, или физическим телом. Он электризует, или оживотворяет, все три тела, или аспекта, соединяя их в одно и обеспечивая — посредством Интеллекта, которым он и является, — связность действия, синхронность целеустремленности и синтетическое усилие.

Таким образом становится очевидно, что независимо от угла изучения троичный Логос (или его отражение, Микрокосм) посредством Манасического принципа интеллектуально собирает материю в форму и использует эту форму для воплощения воли, желания и достижения цели внутреннего Существования; этот принцип может быть обнаружен в основе всех трех аспектов.

В оккультном понимании пять Кумар, или Умом-рожденных Сынов Брахмы, воплощают манасическую силу на нашей планете; но Они лишь отражают (в Иерархии нашей планеты) функцию пяти Кумар, или Риши, Которые являются Владыками пяти Лучей, проявляющихся через четыре меньшие планеты и синтезирующую планету.

Указанные пять Кумар — каналы манасической силы, и один из Них, Владыка планеты Венера, воплощает в Себе функцию Пятой Иерархии. Этим объясняется активность Венеры в момент индивидуализации в нашем круге. В следующем круге Пятая Иерархия будет таким же образом использовать нашу Земную схему, и тогда мы во всей полноте увидим работу манаса в человеческом семействе. Пятая Иерархия Агнишватт в своих многочисленных степенях воплощает «принцип Я», порождает самосознание и выстраивает тело человеческой реализации. Во времени-пространстве и на ментальном плане они — сам Человек в своей сокровенной сути. Они позволяют ему выстроить собственное тело причин, раскрыть собственный эгоический лотос и постепенно освободиться от ограничений сооруженной им формы, чтобы перейти со временем на линию восприятия другого типа энергии, энергии буддхи. Другими словами, благодаря Их работе человек со временем может быть сознательным без манасического проводника, ведь манас — всего лишь форма, через которую проявляется более высокий принцип.

Манас есть синтетическая вибрация пяти Лучей

Можно дать еще одно определение, хотя его сложность, возможно, вызовет у изучающего лишь замешательство.

Манас — это объединенная способность четырех из Небесных Людей, синтезируемая через пятого Небесного Человека на третьем плане Системы. Эти пять Небесных Людей были логоическим воплощением в предыдущей Системе и достигли полноты манасической жизни. Именно их синтетическая жизнь имеется в виду в первую очередь, когда мы говорим о Брахме — той Космической Сущности, которая является совокупностью логоического активного интеллекта. Из-за отсутствия лучших определений мы называем их Владыками четырех малых Лучей, которые достигают синтеза при помощи Третьего Луча Активности. В попытке выразить принципы, которые они воплощают, им присвоены следующие имена:

  1. Владыка Церемониальной Магии.
  2. Владыка Абстрактного Идеализма, или Преданности.
  3. Владыка Конкретной Науки.
  4. Владыка Гармонии и Искусства.

Эти четверо функционируют через Четвертый космический эфир, и их проводники состоят из буддхической материи. Они вливаются в большую жизнь Владыки Третьего Луча Аспекта на атмических уровнях, и все четверо (вместе с единым синтезирующим Лучом) являются совокупностью манасической энергии. Они — жизнь пяти низших планов. Они — пять Кумар, и вместе с еще двумя составляют семь Кумар, или Строителей Вселенной; эти пять были названы пятью Умом-рожденными Сынами Брахмы. Манас, следовательно, является психическим следствием их единой групповой работы, проявляющийся по-разному, в зависимости от задействованных единиц, оживотворяемых форм и задействованных планов. Они проявляют себя преимущественно на пяти низших подпланах каждого плана, и это нужно помнить в связи с главными посвящениями манаса. Тем не менее, поскольку они являются совокупностью Третьего аспекта, или аспекта Брахмы, главная сфера их влияния находится в низшем, или третьем, отделе проявленной Вселенной, или на Ментальном, Астральном и Физическом планах.

В работу собирания необходимого могущества мысли для конструктивной работы определенно вовлечена и эфирная сеть. Работа приводит к реорганизации этой сети. Здесь академические объяснения не помогут учащимся понять. Когда ум (инструмент мысли) является проводником жизни души, света души и любви души, а эфирная сеть отзывчива на приток энергии от ума, тогда имеет место реорганизация индивидуальной эфирной сети. Индивидуальное эфирное тело есть только часть, аспект, эфирной сети человечества; неуклонная реорганизация многих частей приводит по истечении достаточного времени к трансформации целого.

Посредник, через который это происходит, — Ум. Он творит, или формулирует, те мыслеформы (или воплощенные энергии), которые выражают, на ментальном плане, меру понимания учеником Плана и его способность проводить материализованную ментальную энергию в эфирное тело — не задерживаемую эмоциональной природой, или каким-либо поднимающимся навстречу низшим желанием.

Изменено 01.02.2019 17:17
bugfixer invisible agent