Ученик

ученичество - стремящийся - требования к ученику

А.А.Б. никогда не претендовала на то, что она нечто большее, чем ученик, работающий в мировом масштабе (чего никто не может отрицать), и повторяла снова и снова, что слово “ученик” — законное непротиворечивое слово (и верное), относящееся к работникам Иерархии всех степеней: от испытуемого ученика, отдалённо связанного с некоторыми учениками в составе Иерархии, вплоть до Самого Христа, Учителя всех Учителей и Наставника ангелов и людей. Она твёрдо выступала — при полном моём одобрении — против нездорового интереса к статусу и титулам, который является болезнью многих оккультных групп, и ведет  к усилению конкуренции, зависти, критицизма и претензий, которые отличают большинство оккультных групп, обесценивают многие публикации и препятствуют широкой публике осваивать учение во всей его чистоте и простоте. Статус и титул, место и положение вообще не в счёт. Только учение в счёт — его истинность и его интуитивная притягательность. Это следует всегда иметь в виду.

Все — учащиеся, и все — наставники, различающиеся лишь степенью реализации. К примеру:

  • а) Стремящиеся к Пути — это ученики младших учеников.
  • б) Испытуемые на Пути — это ученики старших учеников.
  • в) Принятые ученики — это ученики адепта или Учителя.
  • г) Адепт — это ученик Учителя.
  • д) Учитель — это ученик Махатмы.
  • е) Махатмы — это ученики еще более высоких посвященных.
  • ж) Эти посвященные, в свою очередь, — ученики Христа или того должностного лица, кто стоит во главе учебного отдела.
  • з) Глава учебного отдела — ученик Господа Мира.
  • и) Господь Мира — ученик одного из трех планетарных Духов, представляющих три главных аспекта.
  • к) Эти Духи — ученики Солнечного Логоса.

Теперь внимательному учащемуся станет ясно, как все взаимосвязаны и как глубоко повлияет достижение воли одного на Целое. Ученичество можно считать общим термином, охватывающим все те состояния бытия в четвертом и пятом (человеческом и духовном) царствах, где посредством особой подготовки осуществляются определенные расширения сознания.

Учеником является тот, кто, кроме всего прочего, берет на себя три обязательства:

  • а. Служить человечеству.
  • б. Сотрудничать с планом Великих, как он его видит и насколько он это может.
  • в. Развивать способности Эго, расширять свое сознание, пока он не сможет действовать на трех планах в трех мирах и в каузальном теле, следуя руководству высшего “Я”, а не диктату своего тройственного низшего проявления.

Учеником является тот, кто начинает постигать групповую работу и старается переместить свой центр активности от себя (как оси, вокруг которой все вращается) к групповому центру.

Учеником является тот, кто одновременно осознает как относительную незначительность любой единицы сознания, так и ее огромную важность. Его чувство пропорции отрегулировано, и он воспринимает всё таким, каким оно является на самом деле; он видит людей такими, какие они есть; он видит себя таким, какой он есть по своей сути, и старается стать тем, кто он есть.

Ученик осознаёт жизненную, или силовую, сторону природы; формы его не привлекают. Он работает с силой и посредством силы; он сознает себя как силовой центр внутри большего силового центра и берет на себя ответственность направлять энергию, которая может протекать через него, в каналы, полезные для группы.

Ученик знает, что он, в большей или меньшей степени, является аванпостом сознания Учителя, если рассматривать Учителя в двойном смысле:

  • а. Как Его собственное эгоическое сознание.
  • б. Как Центр его группы, силу, оживотворяющую единицы группы и связующую их в однородное целое.

Учеником является тот, кто преобразует свое сознание из личного в безличное, неизбежно претерпевая во время этой переходной стадии много трудностей и страданий. Трудности возникают по разным причинам:

  • а. Из-за низшего “я” ученика, сопротивляющегося трансмутации.
  • б. Из-за ближайшего окружения человека, его друзей, семьи, которые восстают против его возрастающей безличности. Они не желают отождествляться с ним на жизненной стороне и в то же время отделяться от него в том, что касается желаний и интересов. Однако закон непоколебим, и лишь в сущностной жизни души может быть познано истинное единство. Узнавая что такое форма, ученик переживает много горя, но путь в конце концов приводит к совершенному единству.

Учеником является тот, кто осознаёт свою ответственность по отношению ко всем единицам, испытывающим его влияние, ответственность за содействие плану эволюции, существующему в отношении них, и, стало быть, за расширение их сознания и объяснение им разницы между реальным и нереальным, между жизнью и формой. Ученику это легче всего делать, демонстрируя в собственной жизни то, что касается его цели, задачи и его центра сознания .

В каждой тройственности есть три главных проявляющихся качества, или три базовые энергии, ищущие выражения и стремящиеся оказать влияние. Проявляясь во времени и в пространстве, человек открывает, что таков истинный закон природы. Можно сказать, что задача ученика — становиться сознательно осведомленным, подобно бесстрастному Наблюдателю, об этих энергиях и выражающихся ими качествах, по мере того как они действуют в нём самом. Это происходит на Пути Испытания, на Пути Ученичества и на Пути Посвящения. Он должен достичь осознания:

  1. Тройственной энергии, представляющей собой личность, синтетическим выражением которой является витальное тело.
  2. Тройственной души, выражением которой является эгоический лотос.
  3. Триединой Монады, выражением которой является великое излияние в пространстве и времени трёх потоков творческой энергии.

Последнее определение звучит для непосвященного несколько бессмысленно, но его должно быть достаточно. Во всех этих троичностях есть проявляющий аспект, обусловленный тремя силами и являющийся результатом их взаимодействия. Это полное выражение и следствие успешной активности этих сил.

  1. В личности это физическое тело.
  2. В душе это раскрытый центральный бутон эгоического лотоса.
  3. В Монаде это «звук, который геометрически вторгается в поле видения наблюдателя» — глубоко эзотерический способ символически передать то, что не может быть выражено в чувственно воспринимаемой форме или сведено к ней.

Позвольте мне указать, не вдаваясь в детали, основные из этих необходимых ученику способностей:

1. Способность быть смотрящим вовне, во внешний мир, проявляя интерес к реакциям жизни и событиям в человечестве.

2. Наличие устойчивой тенденции к децентрализации, так чтобы личностное “я” сдерживалось и управлялось необходимым чувством пропорции и не рассматривалось как доминирующий фактор в повседневной жизни.

3. В результате такой децентрализации стремящийся все больше развивается в направлении более полного слияния с группой. Он познаёт себя как составную часть группы со всем тем, что подразумевает такая связь.

4. Он с каждым днем становится все более интегрированным. Эта интеграция является четверичной:

  • а) его личность в своих различных аспектах интегрируется в одно функциональное целое;
  • б) он достигает прочной связи с душой и становится поэтому личностью, насыщенной душой;
  • в) работая в интересах человечества, он постоянно и все более тесно соединяется с тренируемой группой и становится ее неотъемлемой частью через сходство целей, духовное устремление и отработанную технику;
  • г) он медленно интегрируется в самое сердце человечества; это приводит его к соприкосновению с Сердцем Иерархии, и – через Иерархию – энергии Сердца Солнца могут достигать его.

5. Он демонстрирует растущую восприимчивость ко всему, что является духовно эзотерическим (не забывайте, что существует эзотеризм, который не является духовным, а относится исключительно к черной магии); его внутреннее слышание и око видения быстро приводятся к оккультному фокусированию.

Таковы только некоторые из способностей, раскрываемых индивидуальным стремящимся, и – если вы изучите их тщательно – вы осознаете, что они имеют фундаментальное значение. Именно объединение всех этих способностей в групповой работе дает группе возможность добиваться посвящения и получить право пройти через дверь, медленно открываемую Теми, Кто находится на другой стороне.

Учителя ищут учеников среди мировой интеллигенции, но Они не ищут их среди тех, кто лишь формально присоединяется к оккультным группам и пополняет ряды находящихся в наваждении преданных, которые стремятся исключительно к установлению связи с каким-либо Учителем. Они ищут их среди тех, кто с пониманием любит своих собратьев и свободен от духовной амбиции и карьеризма. Они никогда не ищут их среди тех, кто лелеет идею быть найденным Учителями и стать их возлюбленным учеником. Человек может не иметь никакого практического знания об академическом посвятительном учении, но – если он любит своих собратьев и предан тому, чтобы служить им, а также может использовать ум для их блага, – он, зачастую, ближе к посвящению, нежели преданные из оккультных школ.

Однако эти школы выполнили одну жизненно важную задачу: они познакомили человечество с общей концепцией посвящения; тем самым они обозначили, или указали, побуждающую цель; это и было их служением. Это не должно забываться. На самом деле нет вины индивидуума в том, что он искажает и извращает представленную истину. Это абсолютно неизбежно в силу его точки в эволюционном цикле. Но как только в процессе эволюции его позиция искажается и извращается так, что перестает быть прогрессивной и призывной, а служит лишь тому, чтобы питать гордыню и чувство личностного достижения, она неизбежно перестает быть духовной.

В нашем подходе ко всей теме посвящения я прошу вас всегда помнить об этом; я прошу вас искать отличающийся от стандартного подход к этой много обсуждавшейся теме; я прошу вас подвергать сомнению и перепроверять всё то, что дает основание вашей личности чувствовать себя уже адекватной посвятительным требованиям, и искать того, что будет вынуждать вас напрягать всю вашу интуицию и духовное восприятие. Я просил бы вас отвергать всё, что заставляет вас чувствовать себя преданным последователем того или иного Учителя, и всё, что побуждает вас чувствовать себя достигшим авангарда эволюционной волны.

Ученик (как излагают Писания) “берет Царство Божие силой” и так проникает в сферу активности Посвятителя; в этой области духовного динамического влияния он становится поляризованным; результаты этой поляризации обусловливаются тем посвящением, которое он проходит. Из этой точки он продвигает дело, или задачу, осаждения энергий, с которыми он соприкоснулся, и учится тому, как сделать их доступными в своей работе для человечества.

Ученикам нужно всегда помнить, что они растут, самостоятельно находя ответы на свои вопросы; задача Учителя не в том, чтобы отвечать на вопросы, на которые ученик, дав себе время подумать, мог бы ответить сам, но в том, чтобы предложить уму ученика, или “вбросить” в ум ученика, тот тип вопроса, который активизирует его мысль и затем простимулирует его абстрактный ум, с тем чтобы ученик мог с успехом найти ответ.

Всякое человеческое существо, каждая единица сознания так непохожа на другие, что индивидуальная потребность может удовлетворяться только если наставник в полной мере обладает каузальным сознанием, а сам ученик достиг точки, когда он изъявляет волю знать, сметь и молчать. Опасности, возникающие из-за злоупотребления Словом, столь велики, что мы отваживаемся лишь на то, чтобы показать базовые идеи и фундаментальные принципы, затем предоставить стремящемуся самому продумать шаги, способствующие его собственному развитию, и провести необходимые эксперименты, пока он не выяснит для себя то, что ему нужно. Только то, что нарабатывается самостоятельными усилиями, тяжелой борьбой и горьким опытом, имеет длительную, непреходящую ценность. Только когда ученик — путем неудач, успехов, трудных побед и горьких часов, проживаемых вслед за поражением — урегулирует свое внутреннее состояние, он нащупает полноценное, с научной и экспериментальной точек зрения, Слово. Отсутствие воли в большой мере предохраняет его от злоупотребления Словом, тогда как стремление любить, в конце концов, способствует его правильному произнесению. Лишь то, что мы сами знаем, становится присущим свойством. Заявления наставника, каким бы мудрым он ни был, останутся всего лишь ментальными концепциями, пока в ходе экспериментов не станут частью человеческой жизни. Поэтому всё, что можно — это показать путь. Я могу дать лишь общие намеки; всё остальное должно быть проработано самим учащимся медитации.

... ученики — это энергетические центры в теле человечества, каждый из которых постепенно становится фокусом направленной энергии. Их действия и активность всегда и неизбежно влекут за собой следствия, результаты, пробуждение, разрывы и переориентацию в жизни тех, кто их окружает. На ранних стадиях это не осознается ими, поэтому зачастую их влияние на тех, с кем они контактируют, является нежелательным, энергия направляется неразумно, тратится впустую или задерживается. Чтобы энергия направлялась мудро, нужно обладать продуманным намерением. Позднее, когда они сознательно учатся быть центрами излучения осознанно направляемой целительной силы и становятся таковыми, эта насыщенная сознанием и затем передаваемая энергия используется более конструктивно как в психологическом, так и в физическом смысле. Но в любом случае ученик оказывает эффективное воздействие и никогда не бывает тем, кого эзотерически называют «незаметным на своем месте и не влияющим на другие души». Его влияние, излучение и мощная энергетика неизбежно создают проблемы и трудности для него самого; последние вытекают из человеческих отношений, которые он кармически обусловил, и реакции тех, с кем он контактирует; все это идет либо во благо, либо приводит к болезненным результатам.

По сути своей влияние ученика Великой Белой Ложи имеет принципиально благотворный и духовный характер. На первый же взгляд и с внешней стороны — особенно в связи с учеником — имеют место трудные ситуации, кажущиеся разрывы, проявление пороков и добродетелей со стороны тех, кого оно затрагивает. Часто это длится многие жизни, до тех пор, пока о человеке, который все это на себе испытывает, можно будет сказать, что он «оккультно соответствует поступающей энергии». Подумайте вот о чем: приспосабливаться должны те, кто находится под влиянием ученика, а не он сам.

Посвящённый (всегда) функционирует в группе и развил или быстро развивает групповое сознание. Он должен произносить Слово в унисон с группой, как её неотъемлемая сознательная часть, ведь это не просто набор звуков, а чёткое Слово единого призыва. Вам следует помнить, что ученик занимается сведением множества звуков в Слово. Когда он добивается этого, его одиночное приближение к реальности заканчивается, и всю дальнейшую активность он ведёт вместе со своей группой. Это весьма важный момент для ученика нового типа. В прошлом акцентировалось то, что должен делать отдельный посвящённый в подготовке к посвящению, превращающему его в Учителя Мудрости и члена планетарной Иерархии. В новом же грядущем цикле акцентироваться будет групповая работа и активность, групповое посвящение и групповое приближение к Центру Жизни. Необходимые индивиду образ жизни и работа над собой настолько хорошо известны теперь (по крайней мере теоретически), что должны вестись подсознательно и давать результаты автоматически. Это должно также постоянно побуждать посвящённого к размышлениям, которые помогут ему стать таким, каким он и должен быть, поскольку его сознательный ум свободен для группового функционирования. Вот идея, которую нужно широко культивировать, «потому что каковы мысли в душе его, таков и он». Низший ум должен быть органом сердечного выражения и функционировать так же бессознательно, как ритм самого сердца — физического сердца...

Цель всей подготовки ученика заключается в перемещении его сознательной осведомлённости на уровни более высокие, нежели три мира чисто человеческой эволюции. Намерение при этом состоит в том, чтобы научить его функционировать на тех планах сознательного контакта, которые пока настолько субъективны, что он принимает их существование лишь теоретически. Опытный посвящённый знает, что они должны стать для него естественной средой и что в конце концов его обыденный и естественный человеческий опыт в трёх мирах повседневного выражения должен отойти на задний план. В конечном итоге существование этих трёх миров продолжается ниже порога сознания, в сфере бессознательного, но к ним можно сознательно возвращаться, если это нужно для правильного служения человечеству. Однако они находятся настолько же ниже порогового уровня сознания, насколько у рядового человека — его обычные эмоциональные реакции. Эти реакции всегда можно выявить (как показывает современный психоанализ) и показать их влияние на поведение человека. Их можно поднять на уровень ума для осмысления, если это действительно важно. Однако следует помнить, что эмоциональная жизнь ученика должна всё больше опускаться в подсознание, как жизнь нормального здорового человека на физическом плане протекает совершенно автоматически, то есть, тоже подсознательно. Когда ученик добился расширения сознания и научился стабилизировать его в духовной Триаде, он включается в великое и постоянное иерархическое усилие, направленное вверх к «Месту Ясного Электрического Света», по отношению к которому ясный бесстрастный свет разума является первым ключом к первой двери.

Все зависит от способности учащегося постигать внутренний смысл событий. Весь его прогресс на Пути зависит от его готовности сделать учение своим собственным. Только когда мы трансмутируем уроки внутренних планов в практическое знание, они станут частью нашего собственного опыта и перестанут быть чисто теоретическими. Расширение сознания должно стать неуклонно возрастающим практическим переживанием. Теории бесполезны, пока мы не претворили их в действительность. Отсюда польза медитации на идеале. Во время медитации наши мысли вибрируют в унисон с обдумываемой идеей, и со временем эта вибрация становится постоянной.

Тем, кто сознательно, отдавая себе полный отчет приступает к оккультной тренировке, придется быть готовым заплатить нужную цену. Награда в конце велика, однако путь крут и настоящий оккультист проходит его в одиночку. Умение выстоять в одиночку, брать на себя ответственность, доводить все до конца без посторонней помощи и бросать вызов злу во имя достижения добра — вот признак Белого Брата. Быть затем готовым к одиночеству, к смутным, затаенным опасностям, быть готовым к тому, что жизнь пройдет без всякой награды для личности. Только когда расширится сознание и выяснится истинное положение человека в космическом Целом, награда станет очевидной; так перестаньте же бояться и знайте, что личность — временна, и что из того, что она страдает? Польза, принесенная вселенскому Братству, Закон, объясняемый и демонстрируемый в ежедневной жизни, могут побудить Учителя в итоге (да, в итоге, когда все будет позади) сказать: «Молодец! Хорошо!». Поэтому пусть ваши глаза смотрят прямо вперед. Не сворачивайте ни вправо, ни влево. Путь ведет вверх, к большей скорости вибрации и большей чувствительности. Ищите точку равновесия в своей работе и удерживайте это равновесие, так как годы принесут много работы, много давления и много страданий.

Достаточно ли вы сильны, чтобы видеть скорбь мира, видеть несчастья и все же оставаться в радости? Способны ли вы быть партнером в работе продвижения эволюции расы и, понимая необходимость и неизбежность искупления через страдание и наказание, не пытаться остановить этот поток воздаяния? Отобранные и испытанные души обучаются сейчас во всем мире. Учителя перегружены работой, и Их время расписано по минутам. Они дают, что могут, но от индивидуального стремящегося зависит применение того, что дается.

Те из нас, кто наблюдает и направляет с внутренней стороны жизни, знают ваши проблемы лучше, чем, возможно, вы, выдерживающие бремя и накал существования на физическом плане, себе представляете. Нам известна ваша физическая несостоятельность, и когда-нибудь мы сможем вам помочь выстроить крепкие тела для мирового служения. Сейчас же астральные миазмы таковы, что вам, нашим борющимся братьям, практически невозможно обладать крепким здоровьем; мировая карма этого не позволяет. Астральная порча и отвратительные отстойники низших уровней ментального плана заражают практически всех, и счастлив тот, кто их избежал. Мы с нежностью и заботой следим за всеми вами, которые со слабыми и чувствительными телами борются, работают, сражаются, терпят неудачу и продолжают служить. Ни один час служения, проведенный в боли и напряжении, ни один день труда, после которого остались издерганные нервы, уставшая голова и боль в сердце, не пройдет незамеченным. Мы все знаем и понимаем, однако мы не в состоянии сделать ничего из того, что можете сделать только вы, борющиеся на поле мира. В нашу эпоху давление мировой кармы ощущает каждый из вас. Если бы вы только поняли, что время не ждет, а отдых, радость и мир — на подходе!

Частично одержанная победа, дни, прожитые хоть с определенной долей успеха в стремлении к пока еще не достигнутому идеалу, минуты опустошения души и тела, когда единственное, что ощущаешь — это тщетность всего, даже самого служения, недели и месяцы усилий и борьбы, против, похоже, непреодолимых обстоятельств, против колоссального могущества сил инволюции, против бушующих потоков мирового невежества — все нужно познать. Вдохновляйтесь уверенностью, что Любовь правит всем; обретайте мужество, сознавая то, что Иерархия — на страже...

В КНИГАХ

«Посвящение Человеческое И Солнечное»

«Письма об оккультной медитации»

«Ученичество в Новом Веке»

«Эзотерическая психология»

«Эзотерическое целительство»

«Лучи и Посвящения»

Помните, что никто не может стать учеником, — как понимает это слово Учитель, — если не является пионером. Чтобы стать учеником, недостаточно откликаться на духовную правду, вдохновляться передовыми идеалами и внутренне соглашаться с истинами Нового Века. Если бы этого было достаточно, ряды учеников быстро бы пополнились, а это, к сожалению, не так. Именно способность осознавать то, что человечеству еще предстоит осознать, характеризует стремящегося, который стоит на пороге принятия в ученики; именно выработанная в суровых испытаниях внутреннего опыта способность прозревать ближайшее будущее и постигать концепции, в которые ум неизбежно должен облечь воспринимаемое, дает человеку право стать признанным работником Плана (признанным Великими, если и не признанным миром); именно достижение такой духовной ориентации, удерживаемой устойчиво, каково бы ни было внешнее волнение в жизни физического плана, показывает Тем, Кто наблюдает и подбирает работников, что человеку можно доверить какой-либо малый аспект Их работы; именно способность ставить в подчиненное положение свое личностное низшее «я», не считаясь с ним в деле мирового служения, осуществляемого под воздействием импульса души, поднимает человека из рядов устремленных мистиков в ряды практических, хотя и мистически мыслящих, оккультистов.

Мы выполняем сугубо практическую работу; эта работа занимает все внимание и время человека, даже все его мышление, и ведет его к действенному личностному выражению (с учетом кармических ограничений и унаследованной тенденции) и устойчивому осуществлению творческой магической деятельности. Ученичество — это синтез тяжелого труда, интеллектуального раскрытия, непоколебимой устремленности и духовной ориентации, плюс обретение редкой пока способности позитивного непричинения вреда и раскрытие ока, через которое по своей воле ученик проникает в мир реальности.

Некоторые соображения должны приниматься в расчет учеником, — мы их для ясности перечислим. Чтобы стать адептом, ученику необходимо:

  • отыскивать Путь;
  • следовать внутренним импульсам души;
  • не принимать в расчет никаких мирских соображений;
  • жить жизнью, являющейся примером для других.

Эти четыре требования при первом поверхностном прочтении могут показаться легкими для исполнения, однако после тщательного изучения становится очевидно, почему адепт является «редким цветком целого поколения искателей истины». Разберем каждый из четырех пунктов.

1. Отыскивать Путь. То, что целое поколение стремящихся познать способно породить только одного адепта, сказал один из Учителей. Почему это так? По двум причинам.

Во-первых, настоящий исследователь — это тот, кто пользуется мудростью своего поколения, кто является одним из лучших представителей своего периода и все же остается неудовлетворенным, побуждаемым внутренней неукротимой тягой к мудрости. Он чувствует, что существует нечто более важное, чем знание, более значительное, чем аккумулированный опыт его времени. Он видит на шаг дальше, он старается его сделать, чтобы приобрести что-то большее и добавить это новое к тому, что уже достигнуто его современниками. Ничто его не удовлетворяет до тех пор, пока он не находит Путь; ничто не в силах утолить его самое заветное желание, за исключением того, что находится в доме Отца. Он стал тем, кто он есть, потому что испробовал все меньшие пути и понял их недостаточность; он верил многим наставникам только для того, чтобы обнаружить, что они — «слепые поводыри слепых». Ему не остается ничего другого, кроме как стать своим собственным наставником и в одиночку отыскать собственный путь домой. В одиночестве, которое является участью каждого истинного ученика, рождаются то знание себя и та уверенность в себе, которые, в свою очередь, позволят ему стать Учителем. Это одиночество обусловлено не каким бы то ни было духом обособленности, а условиями самого Пути. Стремящиеся должны глубоко осознать это различие.

Во-вторых, настоящий стремящийся — это тот, чья редкая отвага позволяет ему держаться прямо и издавать собственную чистую ноту в самой гуще мирового смятения. Он — тот, кто обладает натренированным глазом, чтобы за туманами и миазмами земли видеть центр покоя, который возвышается над всем происходящим на земле, и имеет натренированное чуткое ухо, которое (различив шепот Голоса Безмолвия) стало отзывчиво к этой высокой вибрации и потому глухо ко всем меньшим завлекающим голосам. А это также приводит к одиночеству и той отчужденности, которая ощущается всеми менее развитыми душами, когда они находятся в присутствии тех, кто пробивается вперед.

Парадоксальность ситуации в том, что ученику говорят отыскивать Путь, однако никто ему не может указать этот Путь. Те, кто знают Путь, не могут разъяснять, зная, что Путь прокладывает сам стремящийся, как паук вытягивает свою паутину из центра своего собственного существа. Итак, в каждом поколении лишь те души расцветают в адептов, которые в одиночку «истоптали ягоды в точиле для вина гнева Бога» или (другими словами) самостоятельно отработали свою карму и сознательно взялись за задачу прокладывания Пути.

2. Следовать внутренним импульсам души. Наставники расы учат подающего надежды посвященного практиковать различение и помогают ему в этом трудном деле, чтобы он научился отличать:

  • а) инстинкт от интуиции;
  • б) высший ум от низшего;
  • в) желание от духовного импульса;
  • г) эгоистическое стремление от божественного мотива;
  • д) побуждение, исходящее от лунных владык, от растущего воздействия солнечного Владыки.

Нелегко и неприятно всмотреться в себя и обнаружить, что, пожалуй, даже наше служение и наше горячее желание учиться и работать — в основе своей эгоистического происхождения, базируются на желании освобождения или на отвращении к рутине ежедневных обязанностей. Тот, кто пытается следовать импульсам души, должен культивировать точность оценок и искренность с самим собой, что действительно редко встречается в наше время. Пусть он скажет себе: «Ради своего собственного «Я» я должен быть правдивым», и в сокровенные минуты своей жизни, в глубине собственной медитации пусть он не оправдывает ни одного недостатка, не извиняет себя ни в одной мелочи. Пусть он учится анализировать собственные слова, поступки и мотивы и называть вещи своими истинными именами. Только так он научится духовному различению и научится распознавать правду во всем. Только так можно достичь реальности и узнать истинное «Я».

3. Не брать в расчет никаких соображений, продиктованных мирскими практичностью и целесообразностью. Если стремящемуся необходимо культивировать способность идти одному, если он должен развить привычку быть правдивым во всем, то так же он должен культивировать и смелость. Ему предстоит, и довольно часто, стойко выступать против общественного мнения, против самого лучшего выражения этого мнения. Он должен научиться поступать правильно, так, как он видит и знает, независимо от мнения самых великих и цитируемых авторитетов. Он должен зависеть от себя и от выводов, к которым приходит сам в моменты духовного общения и просветления. Именно здесь терпят неудачу многие стремящиеся. Они не поступают так, как считают наилучшим; им не удается во всем поступать так, как им говорит внутренний голос; они оставляют несделанными некоторые вещи, которые собирались сделать в моменты медитации; они не произносят тех слов, сказать которые их побуждает их духовный наставник, их «Я». Именно суммой несделанных мелочей определяются крупные неудачи.

В жизни ученика нет пустяков, и несказанное слово или невыполненное действие могут оказаться той причиной, из-за которой он не будет допущен к посвящению.

4. Жить жизнью, являющейся примером для других. Надо ли об этом распространяться? Думается, что это излишне, а все-таки и здесь многие терпят неудачу. Что же это такое — групповое служение? Просто жизнь как пример. Лучший выразитель Вневременной Мудрости — тот ученик, который каждый свой день проживает там, где поместила его судьба; он не стремится туда, где, как он полагает, ему следовало бы жить. Наверное, в конце концов, то качество, из-за которого у стремящегося стать адептом бывает больше всего неудач, — это трусость. Люди упускают возможность делать добро там, где они живут, потому что находят какую-нибудь причину, заставляющую их считать, что они достойны находиться где-то в другом месте. Люди, практически не осознавая этого, убегают от трудностей, от негармоничных условий, оттуда, где существуют проблемы, от обстоятельств, которые взывают к высокому действию, которые и предназначены-то для того, чтобы выявить лучшее, что есть в человеке, при условии, что он от них не отказывается. Люди бегут от себя и от других, вместо того чтобы просто проживать свою жизнь.

Адепт не произносит ни слова, могущего уязвить, навредить или поранить. Следовательно, он усвоил значение речи посреди жизненной суеты. Он не тратит времени на жалость к самому себе или на самооправдание, потому что знает, что Закон поместил его туда, где он находится и где он наилучшим образом может служить, и он понимает, что трудности всегда вызываются самим человеком, что они — результат его собственной ментальной позиции. Если возникает побуждение оправдать себя, он распознает его как искушение, которого нужно избегать. Он понимает, что каждое произнесенное слово, каждое предпринятое действие, каждый взгляд или мысль оказывают положительное или отрицательное воздействие на группу.

Исходя из этого, разве не очевидно, почему столь немногие достигают цели и столь многие срываются?

Настоящий ученик не нуждается ни в вегетарианстве, ни в любой другой физической дисциплине по той причине, что неподвластен никаким плотским наклонностям. У него другие проблемы, и фиксация на «строгом соблюдении физических норм» для него — пустая трата времени и энергии, поскольку у него это происходит автоматически и его духовные привычки нейтрализуют любые низшие физические тенденции. Эти выработанные привычки позволяют ему автоматически преодолевать позывы низших желаний. Тот, кому хоть как-то угрожает власть его физических аппетитов, не может быть принят в круг Ашрама (так технически обозначается статус стоящих на самом пороге посвящения или только готовящихся к нему). Такова непреложная действительность. Это в особенной степени и главным образом относится к тем, кто готовится к первому посвящению. При подготовке ко второму посвящению необходимо продемонстрировать свою свободу от порабощённости идеями, от фанатичной приверженности каким-то истинам или духовным лидерам, а также от давления собственного устремления, которое — будучи слишком сильным — заставлять жертвовать временем, людьми и самой жизнью ради зова Посвятителя или, вернее, ради того, что принимается за Его зов.

Хочу отметить, что подход к третьему посвящению осуществляется с уровня пусть и невысокого, но прочного опыта и сознания, а не с вершин устремления, фанатичной жертвы или преданности, затрудняющих служение как последователя, так и Учителя, которому он пытается служить.

Принятый ученик никогда не получает детальной информации или инструкции; ему не дается список правил, которые должны управлять его повседневной жизнью, нет также никаких инструкций по поводу того, что ему делать для “прохождения посвящения”. Он получает — в некоторых “точках времени” — вполне определенные намеки в соответствии с успехами в расширении своего сознания. В прошлом такие намеки давались без привлечения внимания к тому факту, что это именно намеки. Ученик либо распознавал, что они собой представляют, и извлекал тем самым пользу, либо терпел неудачу относительно понимания важности их значения и замедлял свое продвижение вперед.

Ученики отчетливо входят в ауру Иерархии. Вы – ученик. Ученики пробуждают у нас – наставников на внутренней стороне жизни – многочисленные и разнообразные реакции. Мы наблюдаем за некоторыми из вас и чувствуем, что много времени должно пройти, прежде чем мы сможем полностью доверять вам; сначала должны быть обретены интеграция, владение умом и контакт с душой. Появляются в иерархическом Свете и другие, и мы узнаем – по мере их изучения – что несмотря на наличие контакта и знания, есть также амбиция, жесткость и эгоизм, и эти качества должны быть преодолены и подчинены, прежде чем будет предоставлена свобода действия, как на нашей, так и на другой стороне. Иные отличаются высокой и чистой вибрацией, но в то же время слабы и наполнены страхом, страданиями или придавлены заботами; они должны быть научены пути силы и божественной беззаботности, прежде чем их служение сможет соответствовать требованиям. Ряд других приходит в нашу сферу влияния, являясь интегрированными, разумными, надежными и с намного превышающей среднюю способностью служить и быть полезными. Их способность жить, оказывать влияние и служить очень велика. Все же в некоторой части их природы таится слабость, и потому их выражение ограничено. Эта слабость могла бы быть легко преодолена при условии достаточного просветленного желания и духовной воли (качеств имеющихся, но не используемых).

Ученичество в терминах различных Лучей

Надо помнить о том, что ученики, находящиеся на Первом Луче, понимают ученичество в основном в терминах энергии, или силы, или активности, тогда как ученики, находящиеся на Втором Луче понимают его больше в терминах сознания или посвящения. Отсюда различия в обычно употребляемых выражениях и недостаток взаимопонимания среди мыслителей. Может оказаться полезным, если мы выразим идею ученичества в терминах различных Лучей, указывая при этом проявление ученичества в служении на физическом плане.

Луч Термины
1 Сила Энергия Действие Оккультист
2 Сознание Расширение Посвящение Истинный психик
3 Адаптация Развитие Эволюция Маг
4 Вибрация Отклик Выражение Художник
5 Мышление Знание Наука Ученый
6 Преданность Абстрагирование Идеализм Последователь
7 Заклинание Магия Ритуал Приверженец ритуала

Помните, что мы здесь описываем учеников. Позднее, по мере того как они прогрессируют, различные направления сближаются и сливаются. Все были когда-то магами, так как все переходили на Третий Луч. Сегодняшняя проблема касается мистика и оккультиста и их конечного синтеза. Внимательное изучение сказанного приведет к пониманию того, что трудности, возникающие между мыслителями, а также между учениками различных групп, заключаются в том, что они отождествляют себя с какими-то формами и неспособны понять точку зрения других. Со временем, когда они вступят в более тесные отношения с двумя Учителями, с Которыми они связаны (своим собственным внутренним Богом и своим Учителем), неспособность сотрудничать и соединять свои интересы на благо группы пройдет, и общность устремления, сходство задачи и взаимодействие придут на смену нынешнему столь явному расхождению. Нам надо поразмыслить на эту тему, так как в ней ключ к тому, что озадачивает и удручает многих.

Тип сознания ученика

Как бы то ни было, всем работающим ученикам и стремящимся свойственна одна важная черта — широкий гуманизм и решимость помочь в деле человеческого благосостояния. Впоследствии проявится одно важное различие, которое будет определяющим для нового века в противоположность прошлым и настоящим методам. Ученики и посвященные не будут заниматься чисто гуманитарной или благотворительной работой. Это будет мотивом, а не ее целью. Они не будут отдавать всё свое время и силы исключительно облегчению человеческих проблем. Все области человеческой жизни — политика, финансы, наука, а также религия — будут признаны их непосредственной и увлекательной задачей, однако в будущем основной мотивацией будет не деловой успех или личные амбиции, а стремление подчинить их общей работе и помочь человечеству в целом в видении долгосрочной перспективы.

Именно этот гуманитарный дух будет лежать в основе любого движения за всемирную социализацию в разных нациях. Это движение — симптом перемен в ориентации человеческого мышления, и в этом его главная ценность. По существу, оно не указывает на новые методы управления, и данная конкретная его фаза эфемерна; в то же время оно закладывает основы нового мирового устройства, которое возникнет благодаря экспериментам, осуществляемым в настоящее время человеческой мыслью.

Именно эти факторы, а вовсе не признание существования Учителей, Их указаний и иерархических или ашрамных предпосылок, будут вложены Иерархией в сознание учеников, чтобы вызвать необходимые перемены и новую ориентацию.

Находясь в воплощении, такие ученики свободны преданно и целенаправленно служить в той сфере человеческого проявления, которая предназначена им судьбой и их жизненной тенденцией. Они могут оставаться совершенно бессознательными по отношению к духовным задачам (как их называют сегодня), не считая сознавания того, что они любят своих собратьев; эта любовь будет обусловливать все их поступки и мотивировать каждое их усилие.

С точки зрения Учителя, с ними можно установить контакт, передать им впечатления и направить, что, безусловно, и имеет место; с их собственной точки зрения, они просто деловые энергичные люди, умные, глубоко заинтересованные в избранной задаче жизни и способные эффективно работать в определенной сфере, влиять на других и направлять их в аналогичной сфере деятельности, вызывая несомненные изменения в своей избранной области человеческого проявления и тем самым поднимая глубинные принципы на более высокий уровень. Такова традиционная иерархическая работа, оказывающая широкое влияние на сознание человечества.

Эти ученики могут отдавать себе отчет в том, что их деятельность и образ мысли являются частью прогрессивной эволюционной работы; они сознают свою миссию в меру этой осведомленности, однако ценность этой позиции в том, что она связывает их в их сознании со многими другими, аналогичным образом мотивированными и сознающими сходную перспективу. Естественно, полезно помнить, что все эти ученики — ярко выраженные лучевые типы и интегрированные личности в высшем смысле этого слова. Они будут работать на Земле как личности высшего порядка под влиянием мощной мотивации, исходящей от Души в ответ на впечатления из Ашрама, однако в своем физическом мозгу они об этом ничего не знают и еще меньше озабочены этим. Их эффективное служение объясняется частично тем обстоятельством, что они не озабочены контактом с Душой и идеей академического служения. Их внимание сосредоточено на предстоящей работе, их сердце пребывает с их собратьями, а их ум занят методами, техниками и практиками, позволяющими поднять общий уровень работы в избранной ими области. Отсюда их неизменный успех.

Учеников, активно заинтересованных в личной отзывчивости к Душе, упорно работающих над проблемой контакта с ней, увлеченных мастерством сознательного служения (которые они сделали своей целью) и остро чувствующих факт существования Ашрама и Учителя, не пригласят участвовать в работе по подготовке экстернализации Иерархии. Только продвинутым ученикам, занявшим прочное положение в Ашраме и настолько привыкшим к Учителю, что Он более не занимает в их сознании неоправданно значительного места, можно доверить подготовительную работу в мире. Их невозможно отвлечь от направленного внимания к предстоящей задаче никаким зовом или внутренним порывом; следовательно, они свободны для исполнения задуманной работы.

Таким образом, ситуацию в отношении состояния сознания учеников в этот чрезвычайно трудный, но интересный период, который проходит человечество, можно подытожить в следующих утверждениях:

  1. Ученик не мотивирован никаким стремлением проявить Иерархию или узреть Ашрам, с которым он связан, действующим физически на внешнем плане. Он может ничего не знать об этом намерении Иерархии. Если даже он и осведомлен об этой глубинной цели, она совершенно второстепенна в его сознании. Главные побудительные мотивы его жизни — благо человечества и его стабильное духовное будущее.
  2. Ученик строго гуманистичен в своих убеждениях. Он работает ради Единого Человечества, и хотя он может знать о своей связи с Иерархией, его преданность, служение и жизненные планы всецело направлены на совершенствование человечества. Такая позиция напоминает позицию Учителя, цель жизни которого — не иерархические возможности, а преданность целям Шамбалы (в действии и в отношениях) и Плану для всех живых форм в трех мирах.
  3. Интуиция ученика пробуждена и пребывает активной; новые идеи и свежие концепции занимают главное место в его уме. Он почти автоматически отвергает реакционное и консервативное мышление прошлого и живет, рассуждает и наставляет стремясь привить новые человеческие отношения без фанатизма и излишней аффектации.
  4. Ученик, озабоченный иерархическими планами на будущее, обладает полностью открытым умом в отношении развития истинных психических способностей. Он осуждает и подавляет все негативные условия и формы мышления в своем окружении, поощряя развитие всех форм высшего чувственного восприятия, расширяющих человеческое сознание и обогащающих его содержание.
  5. В соответствии со своим иерархическим статусом, он в возрастающей степени становится каналом Силы в мире. Библейское утверждение (или, скорее, предписание) “укореняться внизу и плодоносить вверху” [*]4-я Царств 19:29
    «И вот тебе, [Езекия,] знамение: ешьте в этот год выросшее от упавшего зерна, и в другой год — самородное, а на третий год сейте и жните, и садите виноградные сады и ешьте плоды их. И уцелевшее в доме Иудином, оставшееся пустит опять корень внизу и принесет плод вверху, ибо из Иерусалима произойдет остаток, и спасенное от горы Сиона. Ревность Господа Саваофа сделает сие»
    обладает для него глубоко оккультным смыслом.

Я не касаюсь здесь вопроса о развитии ученика именно как ученика, или его индивидуального продвижения по Пути; я исследую тип сознания, с которым он обращается к стоящей перед ним задаче. Если он внутренне не удовлетворяет требованиям, перечисленным в этом разделе нашего исследования, он не станет одним из работников в этот переходный период от Старого века к Новому.

Тщательно изучите первые три главы “Бхагавад Гиты”. Проблема Арджуны — это проблема всех учеников, и ее решение всегда одно и то же.

Будьте бдительны и наблюдайте за сердцем. Перенос огня из солнечного сплетения в сердечный центр причиняет много боли. Нелегко любить, как любят Великие, чистой любовью, которая ничего не требует взамен, безличной любовью, которая радуется, когда есть отклик, но не ждет его, а любит непоколебимо, спокойно и глубоко, невзирая ни на какие отличия, зная, что когда каждый найдет собственную дорогу домой, он обнаружит, что этот дом есть место единения.

Будьте готовы к одиночеству. Это закон. Когда человек разрывает со всем, что связано с его физическим, астральным и ментальным телами, и центрируется в Эго, это приводит к временному разобщению. Его надо перенести и пережить; позднее Эго более тесно соединит ученика со всеми, кто связан с ним кармой прошлых жизней, групповой работой, и теми, кого он (почти бессознательно поначалу) собирает вокруг себя, чтобы потом через них работать.

Будьте счастливы, зная, что депрессия, болезненное выяснение мотива и недолжная чувствительность к критике со стороны приводят ученика к такому состоянию, когда он почти бесполезен. Счастье основано на доверии к внутреннему Богу, на правильной оценке времени и на самозабвении. Все, что вас радует, принимайте как кредит, который вам дается для распространения радости; не противьтесь счастью и удовольствию в служении; не думайте, что в этом есть что-то ненормальное. Страдание возникает, когда бунтует низшее “я”. Контролируйте низшее “я”, устраняйте желание, и все станет радостью.

Будьте терпеливы. Долготерпение — одно из свойств Эго. Эго упорствует, зная, что оно бессмертно. Личность приходит в уныние, зная, что время не ждёт.

С учеником ничего не может случиться, кроме того, что есть в плане. Если мотив и единственное устремление сердца направлены на исполнение воли Учителя и служение расе, возникает то, что несет в себе зародыш следующего предприятия и создает условия для следующего шага вперед. Это обстоятельство многое разъясняет, и на него ученик может опираться, если его видение омрачено, вибрация ниже, чем, возможно, ей следует быть, а суждение затуманено миазмами, рожденными условиями физического плана. У многих в астральном теле поднимается то, что базируется на старой вибрации и что в действительности уже не имеет основания; борьба идет за то, чтобы владеть астральной ситуацией, чтобы на место нынешних тревог и беспокойств пришли доверие и покой, а на место яростного действия и противодействия — устойчивое равновесие.

На современной стадии подготовки воистину тяжела задача ученика, которому поручено заложить фундамент методов Нового Века и подготовиться к появлению первой группы членов Ашрама. Он защищает многое из того, что кажется призрачным и невозможным; трудности, с которыми ему предстоит столкнуться, кажутся непреодолимыми; он учит истинам, первое воздействие которых неизбежно будет разрушительным, так как он стремится освободить человечество от старых религиозных, экономических и политических догм; его безличность, признающая как недостатки, так и достоинства, бесит многих — и нередко тех, от кого он ожидал понимания и подлинного беспристрастия. Его неспособность поддаться влиянию старых обрядов и церемоний, отживших, но лелеемых по инерции и отказ уделять им внимание, а также его постоянная борьба с наваждениями и иллюзиями встречают мало понимания на ранних стадиях. Он часто действует в одиночку, обычно получая мало признания; у него не хватает времени на личные иерархические контакты; он не обязательно связан с так называемыми эзотерическими группами, а когда он связан, его работа тем более осложняется; только продвинутые ученики, поддерживающие полный сознательный контакт со своим Ашрамом, способны на такую работу. В наши дни оккультные организации и эзотерические группы наиболее, среди всех прочих, подвержены наваждениям; на ранних стадиях работа любого ученика в таких группах неизбежно обречена стать разрушительной. В конце концов все современные оккультные группы, возникшие до 1919 года, исчезнут; те из их членов, кто сохраняет верность и здравомыслие, кто правильно ориентирован, предан и обладает широким кругозором, найдут путь в эзотерические группы, свободные от догматизма и доктринерства и способные вместить иерархическую Жизнь.

Проблема всех учеников остаётся той же самой: жить одновременно чутко восприимчивой внутренней жизнью Странника на пути жизни и участника в мире человеческих событий; жить групповой жизнью давшего обет ученика и массовой жизнью человечества; исполнять свое духовное предназначение через управляемую личность и в то же время полноценно участвовать в жизни человечества на Земле. И это нелёгкая задача.

Изменено 25.09.2019 22:20
bugfixer invisible agent