Различение

вивека

О сем надлежало бы нам говорить много; но трудно истолковать, потому что вы сделались неспособны слушать. Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища. Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец; твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла.

Вивека. На санскрите “различение”. Самым первым шагом на пути оккультизма является различение между реальным и нереальным, между субстанцией и явлением, между “Я” и не-”я”, между духом и материей.

Множество тонких способов используется, чтобы обмануть работника и тем самым ограничить его эффективную деятельность в миру. Поэтому стремящимся мудро предписывается осваивать, работать над развитием качества вивека, или того различения, которое спасает от обмана. Если это качество скрупулезно наработано и культивируется для оценки любых больших и малых событий ежедневной жизни, риск заблуждения сводится к нулю.

Все Учителя, принимающие учеников для тренировки и старающиеся использовать их для мирового служения, следуют такому методу: излагают некий факт (часто завуалированный словами и затемненный символом), а затем предоставляют ученику сделать собственные выводы. При этом развивается различение, а различение — главный способ, благодаря которому Дух добивается освобождения из сетей материи и выбирает между иллюзией и тем, что за ней скрыто.

Различение

Это утверждение неизбежно становится почти банальным. Все ученые признают различающее качество манаса и его способность выбирать; все признают за человеком такую способность, которая позволяет ему с пониманием различать между «Я» и «не-Я». Но мы склонны забывать, что эта способность сохраняется на всех планах и троична в проявлении:

Первое. Различение между сознанием «Я» и тем, что познается во внешнем мире. Это умение различать между собой и всеми остальными формами. Оно повсеместно развито и достигло весьма высокой стадии эволюции.

Второе. Различение между Эго и Личностью. Здесь общая концепция сужается до сферы собственного сознания человека, позволяя ему различать между субъективным «Я», или Душой, и телами, в которых эта Душа заключена. Оно развито далеко не у всех. Большинство людей пока не проводят четкого различия между собой как Мыслителем, существующим во времени и пространстве, и эфемерным, преходящим проводником, через который они мыслят. Реальное признание этой сущностной двойственности, научная оценка ее присутствуют у мистиков, продвинутых мыслителей расы, сознательно стремящихся и тех, кто приближается к Вратам Посвящения.

Третье. Различение между Душой и Духом, или осознание человеком того, что он способен заявить не только «Я есть»; не только осознать «Я есть То», но и прийти к дальнейшему осознанию и сказать: «Я есть То, что Я есть».

Во всех этих расширениях сознания для понимания используется различающая способность манаса.

Таким образом, мы сами можем убедиться, в чем заключается будущее развитие и куда оно поведет род человеческий. Сейчас человек осознает себя как отдельную единицу сознания; он осознает различие между собой и всеми остальными материализованными «Я»; он сознает себя отличающимся от любой другой функционирующей сферы материи — от материализованного Логоса до клетки своего собственного физического тела и клеток всех тел на Физическом плане. Такой инстинкт отделения, такое различающее сосредоточение на себе служит детской, в которую уединяется ребенок (человек), пока не входит в полную силу и становится способным взять на себя часть работы своей группы. Ценно только добровольное соединение интереса и стремление к цели, и оно наблюдается у человека, приближающегося к заключительной части пути эволюции. Оно возникает и на более ранней стадии интенсивного самоутверждения и интенсивного самоосознания. Сейчас многие находятся на этой стадии; на ней начинают различать любую проявленную форму и это является основой сохранения подлинности. На ней начинают различать:

  • Логос и все формы внутри Его тела.
  • Планетарных Логосов и все формы внутри Их тел.
  • Человека и все формы внутри его тела.

Необходимо подчеркнуть мало осознаваемую идею, что утверждение «Я есть» характеризует не только стадию развития человека, но является тем мантрическим словом, которое сохраняет также целостность всех групп. Когда человек может заявить «Я есть То», он начинает ощущать единство со своей группой. Когда аналогичное заявление делают группы, они начинают осознавать свое тождество со всеми другими группами. Когда Планетарный Логос говорит «Я есть То», Он приближается к часу синтеза, или поглощения. Когда эти слова произносит Солнечный Логос, близится к завершению год Брахмы и наступает час сознательного слияния со своей большей группой. Применительно к человеку, можно в общих чертах утверждать, что:

«Я есть» относится к личностному сознанию на трех низших планах или ко всему, что считается низшим по отношению к каузальному телу. Оно относится к осознанию человеком своего места на глобусе в цепи.

«Я есть То» относится к его эгоическому сознанию, и к планам Триады. Оно относится к осознанию человеком своего места в цепи и его связи с группой, частью которой он является.

«Я есть то, что Я есть» относится к монадическому сознанию человека и его связи с планами абстрагирования. Оно относится к осознанию им своего положения в схеме.

Когда посвященный может сказать «Я есть То, что Я есть», это значит, что он соединился со своей божественной сущностью и освободился от формы. Первая оккультная формула отмечает его освобождение из трех низших царств и его сознательное функционирование в трех мирах. Это происходит при индивидуализации через посредство манаса. Вторая оккультная формула отмечает постепенное освобождение человека из трех низших миров и его полное освобождение от низшей формы при Пятом посвящении. В последней формуле посвященный различает не только между «Я» и всеми прочими формами проявления; он различает не только свою собственную тождественность и душу, а также материю в форме, но он способен разграничить все три — Дух, Душу и Материю, и благодаря этому осознанию он в этом большем цикле полностью освобождается от проявления. Такая способность различать, присущая манасу и проявляющаяся и на более высоких спиралях, ведет человека

  • В материю и форму,
  • Через все формы материи на всех планах и, наконец, вызывает его окончательное удаление из всех форм и материи, прибавляя совокупность трансмутированного знания, которое дал ему эволюционный процесс.

Атом характеризуется активностью и демонстрирует качества:

  1. Вращательного движения
  2. Способность различать
  3. Способность к развитию

Человек характеризуется активностью на одном или более планах в трех мирах и проявляет следующие качества:

  1. Вращательное движение, или свое особенное вращение в колесе жизни вокруг своего эгоического полюса
  2. Способность различать, или способность выбирать и приобретать опыт
  3. Способность развиваться, повышать вибрацию и устанавливать контакт

Всякий Небесный Человек различается своей активностью на том или ином из планов, называемых Триадными, или Атмой-Буддхи-Манасом, так же как люди различаются активностью на одном из планов в трех мирах: ментальном, астральном, физическом. Человек в конце концов становится самосознательным на всех трех. В конечном счете и Небесный Человек становится полностью самосознательным на трех высших планах. Каждое движение вперед, или усиление жизненности в совокупности людей в трех мирах сопровождается аналогичной активностью на трех высших планах. Действие и взаимодействие между жизнью, одушевляющей эти группы, или Небесных Людей, и жизнью, оживляющей атомы, или людей, существующих как единицы в этих группах, является таинственным и удивительным. На своих собственных планах Небесный Человек проявляет также следующие качества:

  1. Вращательное движение, или особую циклическую активность, вокруг своего колеса жизни, планетарной схемы и, следовательно, вокруг своего эгоического полюса.
  2. Способность различать, или умение выбирать, и тем самым приобретать опыт. Именно проявление манаса, или ума (отсюда их название «Божественные Манасапутры»), позволяет понимать, выбирать и отбрасывать, тем самым приобретая знание и самосознание. Эту манасическую способность они развили в предшествующих кальпах, или Солнечных системах. Сейчас они стремятся применить то, что было развито, для осуществления определенных эффектов и достижения особых целей.
  3. Способность развиваться, повышать вибрацию, приобретать знание и вступать в контакт. Повышение вибрации достигается постепенно, имеет эволюционный характер и идет от центра к центру, как это происходит у человека и в случае развития спирилл атома. Цель Небесных Людей — добиться гармоничной связи друг с другом и в конечном итоге слить свои отдельные подлинности в Единую Подлинность, одновременно сохраняя полное самосознание, или индивидуализированное самовосприятие.

Солнечный Логос характеризуется своей активностью на всех планах Солнечной системы. Он — совокупность всех проявлений, от наиболее низкого и плотного физического атома до самого сияющего и космически эфирного Дхиан Чохана. Полная Семеричная вибрация является ключом низшего Космического плана, и ее скорость, или ритм, могут ощущаться на Космическом астральном плане со слабым отзвуком на Космическом ментальном. Таким образом, жизнь логоического существования на космических уровнях подобна жизни человека в трех мирах на низшем из системных планов.

На своих собственных планах Логос также демонстрирует:

  1. Вращательное движение. Его жизнь, циркулируя в течение дня Брахмы, движется по спирали по Его большому колесу, по десяти схемам Солнечной системы.
  2. Способность различать. Его первым действием, как мы знаем, стало различение, или выбор, материи, необходимой для проявления. Этот выбор обусловливался:

    — Космической Кармой
    — Качеством вибрации
    — Цветом, или качеством, отклика
    — Числовыми факторами, связанными с космической математикой

    Он является воплощением Космического Манаса, и, используя эту способность, Он стремится — посредством оживотворенной формы — обогатить свое космическое каузальное тело параллельно еще и качеством Любви-Мудрости.

  3. Способность прогрессировать, повышать вибрацию и обретать полное самосознание на космических уровнях.

На всех планах слышится множество звуков, но на физическом плане они наиболее разнообразны. Стремящийся должен выработать способность различать:

1. Голоса земли физический
2. Голоса желания астральный
3. Речь, или сформулированные мысли ума ментальный
4. Безмолвный голос Христа внутри буддхический
5. Звуки Богов. Творческие слова атмический
6. Слово, или Звук.. АУМ монадический
7. Дыхание логоический

— и эти градации символически передают проблему правильного слышания на различных планах и в различных состояниях сознания. Только истинный мистик и стремящийся постигнет природу этих различий.

Подобно тому, как всякая субстанция нашей проявленной Солнечной системы является дифференциацией Акаши, первой дифференциации изначального вещества, так все различные звуки являются дифференциациями единого Звука; все они божественны во времени и пространстве. Но все они должны быть правильно услышаны, и все в конечном итоге ведут и в сумме своей образуют АУМ, Слово Славы, Макрокосмическое Слово.

Когда различение (духовно соответствующее обонянию — последнему из пяти развивающихся у человека чувств) адекватно развито стремящимся и он знает пары противоположностей и понимает, что находится вне их, он может встать на Путь Ученичества и взяться за трудную задачу исполнения духовных законов, особенно Закона Отвержения. Вначале он едва распознает влияние этого Закона <...>

Слово «отвержение» имеет для многих негативный смысл, и неприязнь к нему сама по себе свидетельствует о свойственной человеку духовной склонности. Отталкивание, желание отвергнуть, отталкивающие отношение, слова и дела ассоциируются в нашем сознании со всем, что неприятно видеть. Однако в духовном и научном смыслах слово «отвержение» означает просто «отношение к тому, что нежелательно». А это, в свою очередь, (при определении желательного) подразумевает добродетели различения, бесстрастия и дисциплины в жизни ученика, а также способность прекратить концентрацию на самом себе. Эти слова говорят о потребности в переоценке нереального и нежелательного и в дисциплине низшей природы, чтобы выбор совершался быстро и легко, позволяя отбросить то, что заточает или задерживает душу. Главное — тщательно и правильно выбранный путь или образ действий, который освободит душу из мира форм и отождествит её, прежде всего, с ней же самой (тем самым избавляя её от мировой иллюзии), а затем — с миром душ, представляющим собой сознание Превышней Души.

Нет нужды распространяться здесь о технической стороне такого выбора. Путь различения, метод бесстрастия и дисциплина жизни исчерпывающе освещены в учениях двух последних тысячелетий, а также в многочисленных книгах, описывающих учения Христа и Будды. Их правильное понимание позволяет сделать правильный выбор и «отвергнуть» то, о чём не стоит ни мечтать, ни желать. Для многих серьёзных учащихся (таких, как читатели данного трактата) оказалось полезно записать для себя собственное понимание четырёх следующих слов:

  1. Различение,
  2. Бесстрастие,
  3. Дисциплина,
  4. Децентрализация.

Для каждого определения довольно и одной страницы, если на ней правдиво изложены самые высокие представления. Учащиеся поймут, что, практикуя четыре эти добродетели, главные отличия ученика, они автоматически приводят в действие Закон Отвержения, который на Пути Посвящения даёт откровение и осознание. Описание этого закона на Пути Посвящения будет слишком сложным для тех, кто ещё неопытен в основном различении и далёк от подлинного бесстрастия. Стоит ли, поэтому, распространяться о его действии в жизни посвящённого? Не думаю. Ученик старается бесстрастно и безболезненно осмыслить различие между:

  1. Правильным и неправильным
  2. Добром и злом
  3. Светом и тьмой в духовном понимании
  4. Темницей и свободой
  5. Любовью и ненавистью
  6. Интроверсией и экстраверсией. Имеет смысл поразмыслить над этой двойственностью.
  7. Правдой и ложью
  8. Мистическим и оккультным знанием
  9. «Я» и не-«я»
  10. Душой и телом

Долго ещё можно перечислять различные двойственности. Обнаружив существование пар противоположностей, ученик должен затем обнаружить то, что не есть ни то, ни другое. Под действием Закона Отвержения посвящённому открывается центральный, срединный путь, который оккультно позволяет ему «далеко отбрасывать обеими руками то, что загромождает и скрывает центральный путь света. Ибо ни справа, ни слева не укрыт от опасности человек, ищущий этот светлый путь». Имеет ли это изречение хоть какое-то реальное значение для большинства из нас? Давайте для самих себя постараемся определить в словах специфику и дать название третьему, или центральному пути, который не есть, например, ни свет, ни тьма, ни любовь, ни ненависть. Мы не можем чётко видеть, что это такое, и не сможем до тех пор, пока усиленная стимуляция, которой мы подвергаемся на Пути Посвящения, не сделает своё дело.

Позднее (когда стремящийся становится истинным, давшим обет, чела) один путь узнается им как левый путь, а другой — как путь правильной активности. На левом пути он становится искусным в черной магии, которая представляет собой развитие только сил личности, подчиняя их эгоистическим целям человека, мотивами которого являются интерес к себе и мирские амбиции. Все это ограничивает его тремя мирами и захлопывает дверь, ведущую к Жизни. На правом пути он подчиняет свою личность и упражняется в магии Белого Братства, всегда работая в свете души с душами во всех формах и игнорируя амбиции личностного «я». Четкое различение обоих путей открывает то, что в некоторых оккультных книгах называется «узким, как лезвие бритвы, Путем», который пролегает между двумя путями. Это «Благородный Средний Путь» Будды, проходящий по тонкой демаркационной линии между парами противоположностей, между двумя потоками, которые человек научился распознавать, — один восходит к райским вратам, другой спускается в преисподнюю ада.

Применяя два своих главных оружия — различение и бесстрастие — стремящийся нарабатывает то качество, которое в данном правиле называется «жизненным могуществом». Так же как глаз является инструментом для выбора маршрута движения на физическом плане и обладает, кроме того, собственной силой, позволяющей ему притягивать и создавать свой собственный язык знаков, так же жизненное могущество заявляет о себе в стремящемся. В итоге оно активизирует третий глаз, и так достигаются сила и ясное видение, которые предопределяют правильный выбор и быстрый прогресс на пути. Нам говорят, что могущество растет, или развивается, в безмолвии и только тот, кто способен найти центр покоя внутри своей головы, где встречаются пути телесных сил и вливающихся духовных потоков, может правильно практиковать истинные различение и бесстрастие, которые приводят контролируемые астральное и ментальное тела под руководство души.

После чего он в состоянии понять, что такое «вибрирующие полюса», и достигает той точки равновесия, которая является результатом их взаимодействия и вибрации.

Чувствование двойственных сил и четкое различение обоих путей приводят к росту жизненного могущества. Первое проявление жизненного могущества позволяет стремящемуся достичь точки равновесия и стать на той вершине, на которой «делается выбор».

Что это за выбор? Для стремящегося это выбор между быстрым и медленным прогрессом. Для принятого верного ученика это выбор между способами служения. Посвященному часто приходится выбирать между своим духовным продвижением и напряженным служением в группе, воплощая План. Для Учителя это выбор между семью Путями, и потому понятно, насколько труднее его проблема.

Все, однако, подготавливает стремящегося к правильному выбору через правильное различение, которое приводит к правильному действию и становится возможным благодаря практикуемому бесстрастию. В данном предложении подытожена техника воина на поле битвы плана желания.

Использование двух факторов отличает человека от животного, независимо от того, использует ли он их сознательно или бессознательно. Оба они в какой-то степени присущи и животному, но человек — это единственная сущность в трех мирах, которая способна сознательно извлекать из них пользу. Один из факторов — это страдание, другой — способность к различению. Благодаря страданию и последующему процессу анализа, соотнесения плюс памяти и визуализации человек научился тому, чего необходимо избегать, а что культивировать. Это относится к событиям физического плана и чувственным переживаниям. Благодаря различению в сфере идей и среди потоков мыслей человек научился решать, на чем основывать свою деятельность в любых человеческих делах, даже несмотря на то, что он обладает неполным пониманием истинной природы идей и воплощение воспринятых им истин далеко не совершенно. То, что он часто выбирает неразумно, что идеи, управляющие групповым поведением, не самые высокие, что общественное мнение формируется, исходя из личностных и эгоистических интересов, может быть лишь слишком грустной правдой. Тем не менее — через страдание и обучаясь использовать способность выбирать в сфере идей — человек неуклонно пробивается к полной свободе и полному контролю над землей, наследовать которую является его правом.

Имеется так много областей активности, куда может устремиться вдохновленный душой ученик. Нелегко уверенно выбрать область своей деятельности, и в этом каждому стремящемуся ведома растерянность. Давайте обозначим эту проблему в виде вопроса, и будем ежедневно прикладывать усилия, чтобы найти на него ответ, так как мы еще не в том положении, когда способны постичь, каким образом душа может «рассеивать свои силы» на высших планах.

Каков тот критерий, по которому человек может понять, какому же из нескольких направлений деятельности будет правильным последовать? Другими словами, есть ли что-то, что дает человеку возможность безошибочно выбрать правильное действие и пойти по верному пути? Этот вопрос не имеет отношения к выбору между тропой духовной устремленности и путем обычного человека. Он касается правильного действия, когда мы стоим перед выбором.

Несомненно, что человек в своем продвижении сталкивается с необходимостью различать все более тонкие нюансы. Грубому выбору между правильным и неправильным, который заботит младенческую душу, приходят на смену более тонкие различения между правильным и более правильным, между высоким и еще более высоким, и моральные или духовные ценности должны подвергаться самому придирчивому духовному анализу. В жизненных стрессах и трудах, в условиях постоянного давления на каждого человека со стороны тех, кто входит в его группу, проблема эта становится очень сложной.

При решении подобных проблем определенные грубые различения могут предшествовать более тонким, после чего придет черед и еще более тонких различений. Выбор между эгоистическим и неэгоистическим действием – самый очевидный при выборе между правильным и неправильным и легко разрешается честной душой. Выбор, который включает в себя различение между индивидуальным и групповым благом, быстро устраняет все прочие соображения и легок для человека, который сознает свою истинную ответственность. Обратите внимание на слова «сознает свою истинную ответственность». Мы говорим об обычном, нормальном человеке, а не о сверхсознательном, сверхвпечатлительном фанатике. Далее следует различение между способами действия (включая деловые и финансовые отношения физического плана), которые приводят к выявлению наивысшего блага для всех участвующих сторон. Но, дойдя в результате этого тройного отборочного процесса до определенного места, мы сталкиваемся с такими случаями, когда все еще остается выбор, в котором не помогают ни здравый смысл, ни логические аналитические построения. Остается желание сделать правильно; остается намерение действовать как можно более высоким образом, выбрать такую линию действия, которая принесет наибольшее благо группе, вне зависимости от личных соображений. И всеже свет на пути, по которому идешь, еще не виден; дверь, в которую надо войти, не узнана, и человек остается в состоянии постоянного сомнения. Что же тогда делать? Одно из двух.

Первое: стремящийся может последовать своей наклонности, тому, к чему он предрасположен, и выбрать ту линию действия, которая кажется ему самой мудрой и лучшей из всех возможных. Это включает в себя веру в действие Закона Кармы, а также демонстрацию твердой решимости, что является лучшим способом, посредством которого его личность может научиться действовать в соответствии с решениями его собственной души. Также это включает в себя способность идти вперед, следуя принятому решению, и встречать последствия без страха и сожаления.

Второе: он может ждать, полагаясь на внутреннее чувство, зная, что в нужное время он различит, – после закрытия всех дверей, кроме одной, – тот путь, по которому он должен идти. Потому что есть только одна открытая дверь, через которую такой человек может пройти. Чтобы ее узнать, нужна интуиция. В первом случае могут быть допущены ошибки, которые учат и обогащают человека; во втором случае ошибки невозможны и может быть предпринято только правильное действие.

Таким образом, очевидно, что все сводится к пониманию своего места на лестнице эволюции. Только высоко продвинутый человек может знать времена и циклы и умеет адекватно распознать тонкое отличие между психической чувствительностью и интуицией.

При рассмотрении обоих путей, принимая окончательное решение, пусть человек, которому надлежит использовать свой здравый смысл и выбрать линию действия на основе конкретного ума, не практикует высший способ ожидания, когда нужная дверь откроется. Он слишком многого хочет для того уровня развития, на котором находится. Ему придется научиться решать свои проблемы благодаря выбору верного решения и правильному использованию ума. Благодаря этому методу он будет расти, потому что корни интуитивного знания лежат глубоко в душе, и, следовательно, необходимо соприкоснуться с душой прежде, чем заработает интуиция. Здесь можно дать только один намек: интуиция всегда связана с групповой активностью, а не с личными мелкими делами. Если вы все еще являетесь человеком, центрированным в своей личности, – осознайте это и, исходя из своей оснащенности, управляйте своими действиями. Если вы знаете, что вы функционируете как душа и для вас существуют только интересы других, не затронутые вашим собственным эгоистическим желанием, то что от вас требуется, станет вам понятно, ваше чувство ответственности будет укрепляться, ваша групповая работа будет продвигаться, и путь будет открываться перед вами по мере того, как вы будете делать следующее дело, выполнять следующее обязательство. Одно дело, прекрасно исполненное, даст возможность заняться более высокими и ответственными делами, которые мы называем мировой работой; ответственность перед семьей укрепит нас и позволит взять на себя ответственность за большую группу. Каков же тогда критерий?

Для продвинутого стремящегося, позвольте мне повторить, выбор действия зависит от правильного употребления низшего ума, от использования здравого смысла и от того, насколько он забудет о своей эгоистической любви к комфорту и о личностной амбиции. Это ведет к выполнению долга. Ученик автоматически и обязательно исполняет все вышеописанное, а его интуиция помогает ему почувствовать тот момент, когда он может взять на себя большую групповую ответственность, не снимая с себя ответственности за свою малую группу. Подумайте над этим. Интуиция открывает не путь к вскармливанию личностной амбиции и не способ, который позволит удовлетворить эгоистическое желание личного роста.

Изменено 28.05.2016 20:09
bugfixer invisible agent