Брамин Ч.Т.О. - «Размышления о Гите», стр.144 - 162
Алиса А. Бейли

Брамин Ч.Т.О. - «Размышления о Гите»

XII

Дорогие собратья!

1. При изучении философии чисел нет ничего важнее, чем проникнуться духом числа 1 — души всей нумерологической системы. Очень трудно уловить умом и ощутить сердцем дух числа 1, хотя оно часто и бойко упоминается в ведантических дискуссиях. Как говорят ведантисты, Владыка всех бхут находится в сердце каждой бхуты и является сокровенной сутью Вселенной, с которой связаны все проявления. Точно так же единица есть сокровенная суть, на которой основаны все числа и числовые выражения. Когда говорят «сокровенный», люди склонны видеть в этом слове конкретный символ, основанный на пространственных представлениях, диктуемых восприятием плоти, что является столь же большой ошибкой, как и идея о том, что атом находится не во внешней оболочке материального тела, а где-то в его тайниках. Атом — это жизнь тела, которая доступна нашему восприятию, и эта жизнь рассеяна по всему телу. Древние говорили, что только один атом есть во всей проявленной Вселенной во всех ее аспектах. Точно так же мы видим в нумерологии число 1, проникающее во все остальные числа и владычествующее над ними. Владычествующее, потому что все остальные числа являются всего лишь аспектами единицы, слугами, подчеркивающими ее величие. Мир существует как необходимое дополнение к мудрости души, поскольку непроявленное для нас не существует. Оно, можно сказать, мертво для нас, но мудрость единой Атмы — это живая мудрость, и потому мы видим числа существующими в виде мира. Единица, которую нам нужно воспринять, — это не конкретная единица, а дух ее, который можно назвать единством. Как таковой, этот дух всегда содержит в себе все числа. Это всепроникающая сущность, содержащая в себе потенциальность тысяч голов, глаз и ног; их потенциальность рассеяна в безграничном существовании великого духа единства.

Если эта идея усвоена четко, тогда мы можем избежать путаницы, возникающей в связи с утверждениями философов-пуранистов, применяющих термин Парабрахм, или верховный Брахм, к символическим числам 10,100,1000,10000,100000 и т.д. Все числа — лишь способы существования всепроникающей единицы и существуют на всех планах. Все они — дэвы, все они вечны и делаются отличными друг от друга двумя великими силами, двумя великанами — Джая и Виджая, хранителями вечного секрета единицы и участниками всех творений и разрушений. Эти два духа известны как духи сложения и вычитания, или притяжения и отталкивания; есть и другие имена. Предположим, что определенный план символизируется числом 10, а планы существования связаны с другими числами. Тогда число 10 как таковое становится центральным на другом плане и потому рассматривается как единица, или верховный Брахм. На одном плане владыка Кашьяпа может быть центральной фигурой и давать рождение всему, в том числе и Вишну, что не будет противоречить утверждению в другом месте о том, что Кашьяпа — сын Брамы и внук Вишну.

2. Поразмыслив над значением числа 1, или пуранического Нараяны, вы можете обратиться к представлениям, лежащим в основе пифагорейского уравнения 1+2+3+4=10. Может возникнуть вопрос, связанный с тем, что десятичная шкала не является единственной и выводы, сделанные на ее основе, могут оказаться недействительными при принятии другой шкалы. На это я отвечу так: десятичная шкала — единственная, принятая в Природе и потому взятая на вооружение всем человечеством, трудящимся под влиянием мировых Учителей. Арифметика может изучаться с помощью других шкал, но результаты будут теми же самыми, только в другой форме. Числа — это лишь символы, поэтому идеальный мир человека не может измениться от того, что принята другая точка зрения или иная шкала. Символ 5 х 5 = 25 согласно десятичной записи будет эквивалентен символу 10 х 10 = 100 в другой шкале, а универсальная истина останется неизменной.

Поэтому рассмотрим уравнение 1+2+3+4=10, заботясь не о символах, а о сокровенных сущностях, которые стоят за ними. В данном уравнении 10 символизирует Вселенную и изображается в виде круга (нуля) рядом с единицей. Круг символизирует бесконечность проявления, нигде не кончающегося, но берущего начало в не-бытии буддистов и Парабрахме ведантистов и символизирующего их. Нуль с единицей в нем — это Парабрахм с вечным единым и непостижимым Всеобщим «Я» в нем. Такое состояние соответствует окончательной пралайе, которой суждено произойти в неком отдаленном будущем по истечении бесчисленных кальп, чтобы дать всему сущему паранирванический отдых. А до тех пор объектом поклонения великих мировых браминов является дух, известный в санскритских писаниях как Махешвара, дух, главенствующий над числом 2, которое расщепляет мир надвое — субъект и объект, индивидуальное Эго и внешний мир. Именно это заставляет всех Махатм сохранять свою индивидуальность и трудиться для мира. Вечная единица, будучи центральным духовным Солнцем, может восприниматься как источник группы лучей, проникающих в космическую прадхану, и каждый луч — это джива, посланный исполнить определенную работу и принести домой плоды своего труда, положив их в копилку вечной мудрости. Двойственность, необходимое дополнение единства, составляет одно с единством, и философы-пуранисты ставили на этом особый акцент. Они говорили, что Махешвара и Нараяна — только аспекты единой Истины, первый смотрит вниз, а второй — вверх. Поэтому первый — это тень, сформированная для эволюционной работы.

3. Число два необходимо внимательно изучить. Это гармония и дисгармония, контрастно противостоящие друг другу. Как говорят о Махешваре шрути:, то есть двухсторонний с ликами красоты и ужаса. Пуранисты последовательно описывают Махешвару и его духов самым удивительным образом. С одной стороны, есть великие Риши, пролагающие свой путь к Нирване, и есть сущности на другой стороне, ужасающие своими формами и деяниями: бесы, элементалы, элементарии, жулики, воры, а также те люди, которые пробивались к духовным высотам на том же базисе двойственности.

Есть сущности, которые внезапно издают звуки, подобные колокольным, и возмущают пространство. Другие воют, как волки, и лают, как собаки. Посреди этой ужасной массы возвышается могучий властелин двойственности, балансирующий на единице, как метафизической основе существования, и господствующий в стране дисгармонии. Он — отправной пункт двойственности и потому контролирует космическую Майю, о чем сказано так:. Хотя 2 является числом Майи, это, тем не менее, наивысший план единства, достижимый в настоящее время. Причина этого проста: если вы представите любое число на основе числа 2, то оно примет форму 1 1 1 1, то есть не будет ничего кроме единства. Поэтому все различные числа существуют на плане Владыки двойственности в непосредственном соседстве с духом единицы. Поскольку Майя — это сила, которая проявляет единство во многих формах и производит все виды калейдоскопической фантасмагории, Махешвара является порождающей силой Вселенной и потому изображается восседающим на быке. По всем этим причинам 2 считается крайне несчастливым числом, порождающим все виды несчастий, если учесть его двойственность и вытекающую из этого стремление к устойчивости. В книге поговорок и басен есть даже раздел, посвященный несчастливому характеру этого числа, с конкретными примерами из английской истории. Если исключить влияние чисел на дела человека, можно составить целую книгу странных случаев и головоломок для современного мыслителя. Естественным свойством четных чисел является то, что все они содержат как множитель число 2, а стало быть, и элемент несчастья, впрочем, не столь заметный. Видя все существование как двойственно аспектированное, можно сказать, что число 1 есть душа и дух, а число 2 — жизнь и тело. Геометрически, 1 — это точка, а 2 — прямая линия. Поскольку прямая линия — это первый видимый элемент всех геометрических построений, делается вывод, что число 2 суть базис всего проявления.

4. Если вы достаточно прониклись духом чисел один и два, вы поймете, что число 2 представляет наивысший план, достижимый ныне человеком. Это вершина дхианического усилия человека, и если она достигнута, человек входит в гармонию, стоящую за всей видимой дисгармонией. Владыка Махешвара тихо говорит в сердце истинного дхиани-мыслителя: «О человек! теперь ты дух того, что смертные называют движением и потому ты видишь, что твое «я» проникает повсюду и все сущее дышит в тебе. Это наивысшее достижимое состояние, так что остановись здесь и воззри на господа Нараяну. Тогда ты познаешь, что тождествен со мной, что ты равен мне. С этих пор ты должен быть доволен своим статусом в огромном воспринимаемом мире, где каждая клеточка связана со всеми другими электрическими нитями». Теперь, мои дорогие друзья, мы должны перейти к рассмотрению числа 3, одного из важнейших в списке чисел. Я говорю «важнейших», поскольку лишь должное его понимание безопасно проводит человеческое существо через тысячи опасностей, окружающих его со всех сторон на каждом шагу. 3 — это число, разделяющее все существование на следующие элементы: знающий, познание и известное, или субъект, способность восприятия, обитающая в этом субъекте, и изменчивая жизнь, пульсирующая той силой, что проявляет себя в направлении центра восприятия, как объективная Вселенная. Теперь мы можем взглянуть на число 2 в значении единства и Всеобщности. Единица есть центр, проявленный в безграничном круге Всеобщности. Тогда Махешвара — это индивидуальность, возникающая во вселенском круге в периоды проявления. Когда наступает окончательная пралайя, махешварический центр прекращает действовать и возвращается к отцу, Всеобщему «Я», душе небытия, или Вечного нуля, пребывающего в абсолютном безмолвии, которое является наилучшим ответом вопрошающим о Парабрахме. Вечное число 2 в сочетании с числом 3 дает истинную человеческую душу, какой ей должно быть. Как человеческое существование является субъектом, объектом и восприятием, так и на плане Всеобщности следует предполагать наличие макрокосмического субъекта, объекта и восприятия.

5. Теперь глубже рассмотрим то, что древние ведические философы говорили о Браме. Они характеризовали его как Истину,, мудрость (восприятие)., и бесконечный круг известного,. Первое суть Логос, второе — свет Логоса (по словам г-на Субба Роу), и третье — объективная Вселенная. Теперь человеческая эволюция имеет строго свою собственную линию — эволюцию человеческого существа, и поэтому пропорционально своему подъему человеку нужно держаться своего луча — индивидуальности, Христа, или Кришны, поднимаясь индивидуально все выше и выше. Символы этого процесса — господь Кришна, восседающий на парящей птице Гаруде; сердце; роза на кресте в форме свастики. Удерживая тот или иной из этих символов перед своим ментальным взором, человек, в конце концов, становится из человека Богом. Похоже, значение числа 3 хорошо осознавалось метафизиками Запада, но насколько я знаю, они не уделяли достаточного внимания числу 2 в его аспекте единства и Всеобщности. Один европейский идеалист очень высокого уровня написал совершенно четким языком целую книгу, в которой он анализирует весь мир как группу состояний сознания, сходящихся к центру, именуемому Эго. Все это очень красиво. Но что собой представляет такое Эго, паук со своей паутиной, к которому всегда сходится все восприятие? Вот вопрос, на который можно удовлетворительно ответить, следуя только воззрениям древних, то есть, полагая, что это луч эгоической мудрости, которому суждено работать в махешварической двойственности, оставаясь нацеленным на абсолютное единство, или центральное Солнце мудрости. Если, как предполагали некоторые, существует только человек, а все остальное является лишь проявлением его собственного бытия, тогда он — Владыка, а остальное — его творение. Но во Вселенной не наблюдается ничего подобного. Солнце всходит и заходит, миры возникают и разрушаются помимо воли человека, так что, очевидно, что существует еще что-то кроме человеческого Эго, и это нечто должно дышать в сущности Эго мудростью, или сознанием. Поэтому упомянутый философ-идеалист должен включить в свое рассмотрение и другие единицы, подобные ему, полагая Вселенную сетью ячеек, послушных законам коллективного существования.

6. Если человек в результате глубокого метафизического размышления может заявить: «Я существую, ты существуешь и все эти цари существуют», как это сказал Шри Кришна в Гите, тогда возникает вопрос: «Является ли Эго мимолетной майявической иллюзией, а если нет, где и в какой форме оно существовало до моего рождения и будет существовать после моей смерти?» Таков один из важнейших вопросов, приводящий человека к убеждению в непрерывности своего существования и к признанию теории перевоплощений, без которой метафизическая мысль Запада останется совершенно ущербной и бесполезной для жизни, так и не став побуждающим фактором для работы на благо людей. Здесь может очень помочь изучение числа 3 в отношении к числу 1. Человек расщеплен мыслителями Запада на знающего, познание и известное, и на этом их мысль останавливается. Мыслители Востока идут несколько дальше и ставят каждый феномен на свое должное место в целокупности мира. Давайте посмотрим на человеческое существование в течение ограниченного цикла одной жизни как на окружность. Это горизонт поля сознания для идеалиста. Центр окружности — человеческое Эго, а линия, проведенная из центра, означает луч познания, который, своим радиальным движением порождает круг существования. Поскольку правильное понимание числа 2 убедило нас, что за пределами нашего «я» есть и внешний мир, и убеждение, что мы живем в этом мире, стало фактом нашего сознания, будем рассматривать мир геометрически. Возьмем большой круг, отождествим его с вселенским кругом и отметим его центр. Теперь представим малый круг человека со своим собственным центром, движущийся по окружности большого круга и выписывающий серию эпициклических кривых. Предположим, что каждая эпициклическая кривая представляет период одного человеческого воплощения. Тогда можно видеть, что в каждый момент центр малого круга находится на радиусе большого круга. Истинное человеческого Эго есть центр большого круга, а центр малого круга представляет физическое «я», подобного вскипающему и исчезающему пузырьку. Физическое «я» — это щупальце, выброшенное истинным Эго и подчиняющееся ему. Оно следует за истинным, или большим центром, и каждое усилие человека по идеализации своих опытов и обращению внутрь себя является, согласно восточному изречению, попыткой сознательного достижения большего центра.

Идеи бесконечного пространства и бесконечного времени — это две базовые идеи, разграничители конечных жизней-времен, и в этих бесконечностях обитает истинное Эго. Теперь вы видите, друзья мои, что отношение числа 3 к числу 1, или тройственное человеческое существование, рассматриваемое как эпициклические колебания, подчиненные одному большому циклу со своим центром, есть перевоплощающаяся сущность, что дает решение многих трудностей, осаждающих мыслителя со всех сторон, если он утрачивает связь с истинным Эго, находящимся на ноуменальных небесах.

7. Продолжим изучение числа 3. Оно имеет большое значение, ибо три точки производят уже не линию, а треугольник и плоскость. Истолкованное метафизически, это утверждение означает, что Эго, его способность восприятия и воспринимаемый объект составляют определенное существование. Эго, познание и известное гораздо возвышеннее, чем то, как мы, обычные невежественные люди, их понимаем, — настолько же, как эта троица в нас возвышеннее ее в животных. Я не в силах описать, сколькими путями могут существовать эти три аспекта. Теософские труды говорят о семи способах, так что будем считать, что эта троица проявляет себя семью способами и формирует планы бытия для человеческих сущностей, обитающих на них либо нормальным образом, либо критическим — для прохождения в высшие локи, что значит «нормальным» или «критическим»? Рассмотрим треугольник, простейшую геометрическую фигуру с тремя углами и тремя сторонами. Обозначим его ABC. Любая из сторон АВ, АС и ВС могут рассматриваться в качестве основания, на котором стоит треугольник, но углы А, В, С должны рассматриваться только как критические стадии, через которые существование на одной стороне переходит к существованию на другой. Центр треугольника служит синтетической точкой, принадлежащей высшему миру (ибо точка — это геометрическое имя для арифметической единицы), и является душой форм и чисел, представляющих различные планы и дающих единицу, определенную фигуру на высшем плане. Эта определенная фигура на высшем плане кажется точкой с позиции низшего плана, что придает двойственный характер центральной точке, так что вы поймёте, почему древние философы говорили, что ОМ (AUM) имеет в составе 3 мантры.

8. Значение числа 3 невозможно переоценить. Если бесконечность чисел представить единицей со многими нулями и поделить это бесконечное число на три, мы увидим бесконечный ряд троек. Бесконечное единство абсолютно метафизического существования начинает проявлять себя на плане духа трех как три группы троек: одна группа для абсолюта, вторая — для наивысших дхианических элементов и третья — для проявленных дэв. Я говорю о дэвах потому, что число 3, взятое в качестве плана в линии от 1 до 10 может представлять для нас только дэва-существование. Отсюда видно, что число 33 с последующей группой нулей представляет силу дэва-мира, поэтому философы-пуранисты нумеровали дэв как 33 креста. Если сложить все числа от 4 до 10 (числа ниже плана 3 до последнего плана 10), получим в сумме 49. Это квадрат числа 7 — числа классов питри-дэв. Существуют семь классов питри-дэв по семь подклассов в каждом классе. 49 классов питри-дэв творят проявленную Вселенную. Если сопоставить число 1 состоянию, из которого дэвы развивают свои низшие половины, питри, то, добавив его к 49, получим в точности 50 — число граней и углов, составляющих додекаэдр (двенадцатигранник) Вселенной. Если удвоить число 49 для дэв и питри, получим 98, а добавив к 98 число 3 (ассоциируемое с Кашьяпой), получим 101, или первое число в серии от 102 к 103. Вспомним санскритское изречение о Кашьяпе (отце дэв от Адити и отце ракшасов от Дити), которое гласит: ,то есть: «Праджапати, являющийся третьим по причине своей собственной природы».

Заметьте также, что Вамана, третий великий аватар Вишну после извержения Брамы через рот Вараи, — это сын Кашьяпы. Е.П.Б. где-то в сносках ранних выпусков «Теософа» отметила, что природа вечносущего императора Бали, обитующего ныне в областях Паталы, будет полностью понята только после постижения природы Аватара, измеряющий три мира тремя шагами. Должный взгляд на мировую эволюцию, данный в Тайной Доктрине (европейское название старой пуранической доктрины) с точки зрения духа числа 3, очень этому поможет.

9. Теперь перейдем к рассмотрению числа 4, которое столь же важно, как и 3, и без правильного понимания которого достижение совершенства невозможно. Число 4 представляет собой квадрат, совершенную фигуру, с четырьмя равными сторонами и четырьмя прямыми углами. Линия под прямым углом к другой линии, или плоскости, передает представление о равновесном состоянии мира сознания по отношению к Эго, тогда как линия, наклоненная к плоскости, более тесно связана с частью, к которой она наклонена и на которую отбрасывает тень, когда духовное Солнце в зените единицы освещает основание. Мы как человеческие существа сильно тяготеем к ментальному плану и тесно связаны с тенью, на которую смотрим. Вначале вы должны вспомнить, что мир един, но многоаспектен, и может рассматриваться многими способами. Тот факт, что слог ОМ, как говорят все древние философы, содержит три проявленные мантры, в сочетании с фактом, что три точки пространства полностью формируют треугольник, могут вполне убедить вас, что переход от метафизической тройки к метафизической четверке далеко не так прост, как шаг с одной ступеньки лестницы на следующую. Переход от трех к четырем должен знаменовать собой важную перемену, и так оно и есть. Дух тройки завершает цикл в области числа 10 и начинает новый цикл с числа 4. Некоторые философы рассматривают проявленную Вселенную как тройку, другие как семерку, третьи как десять, а есть и такие, кто считает ее пятью.

Все эти точки зрения основаны на метафизике арифметики, и понять одну версию означает понять их все. Если не видеть, что все они образуют одну великую истину, и упрямо придерживаться одной позиции без должного понимания, тогда мы не выдерживаем прямого угла к плану истины и отбрасываем тень от неподвижного Солнца истины, сияющего в наивысшей точке небес.

10, чтобы лучше понять ситуацию, представим космос как завершенную тройку, разделив все существование на Абсолют, идеацию и воплощение. Единица соответствует Абсолюту, два — это идеация, или жизнь Абсолюта в аспекте движения, а три — та же жизнь в воплощении, или состоянии кристаллизации. Против такого треугольного видения Вселенной не будет возражений, если вы согласны допустить разделение каждого большего треугольника на меньшие. Возьмем число 4 как соответствующее треугольной пирамиде из четырех треугольников и скажем, что духи чисел 1, 2 и 3 заключены в этот базовый четырехгранник, составленный из точек (1), прямых линий (2) и треугольников (3). Данное упрощение избавит нас от путаницы и оградит от упрямой настойчивости современных ведантистов, заключающих Вселенную внутрь нуля Парабрахма и называющих все остальное ложью. Теперь, когда мы воспринимаем треугольную пирамиду как 4, начинают просматриваться и другие числа, показывая нам некоторые трудности. Имеем 6 прямых линий и 12 плоских углов. Хотя 6=2х3 и 12=3х4, тем не менее, мы не видим других чисел, делимых на эти множители и входящих в состав этой простейшей жесткой геометрической фигуры. По этой причине триангуляция космоса не является простой и удовлетворительной для нас процедурой, хотя метафизически любая поверхность вселенской сферы делима на треугольники. Из-за этого некоторые философы, и среди них пуранисты, стали рассматривать космос в семеричном аспекте — не в смысле фигуры с семью сторонами, а как два треугольника, соединенных в центральной точке, что дает шестиугольник во вселенской сфере с точкой в центре. Поэтому мы будем рассматривать число 4 с семеричной точки зрения.

11. Итак, какую же семерку нам следует взять? Семерку лок, семь классов питри, семь элементов? Все они не так просты, как геометрическая семерка, поэтому я предлагаю взять в качестве семерки пять жестких тел, треугольник и точку, чтобы двигаться от точки к двенадцатиграннику. Вспомним, что Е.П.Б. говорила о десяти сефиротах — семи проявленных и трех высших, образующих корону. Руководствуясь этой идеей Е.П.Б., я попытался дать слабый намек на описание трех наивысших планов трех Гениев, или Духов, космоса, связующих каждый луч с каждым нитями Вишванары, или джаграт-сознания, в пределах треугольника объекта, познания и субъекта. Еще один Гений соединяет все сущее нитями фиксированной идеации, и еще один приводит все к единой нирванической потенциальности точек. Понятно, что, постулировав наличие семи планов, я стремлюсь к 10 как числу совершенства в духе указанной идеи Е.П.Б. Если вся Вселенная делится на Нару = мысль, Нари = жизнь, или дыхание, и вирадж - форму, то три плана, которые я обозначил числами 1, 2 и 3, являются планами наивысшего существования. Это скорее макроскопический, нежели индивидуальный мир, и если так, мы вновь обращаемся к плану Сатья-локи — локи господа Брамы, сновидящего космос и индивидов.

12. Здесь важно определить сущность срединного принципа, соединяющего двойственность. Будучи срединным, он разделяет качества обеих сторон и не имеет существования, отдельного от них. При троичном делении на прошлое, настоящее и будущее середина является лишь математической величиной, соединяющей прошлое и будущее, но даже при столь иллюзорной природе она имеет крайне важное значение. Эта идея, примененная к трем локам, Бху, Бхувар и Свар, трем составляющим колебательного движения реинкарнирующейся сущности, проливает некоторый свет на природу Бхувар-локи и ее отношения как к девачанической сущности, так и к земному воплощению. Символизируя Вселенную числом 10, мы не можем присвоить то или иное число бесформенному, поскольку оно не поддается восприятию.

Происходит разделение на низшую половину, обладающую формой, и высшую половину, бесформенную. Тогда находим, что пять чисел из десяти имеют форму соответственно пяти жестким фигурам геометрии. Поэтому два из семи рассматриваемых планов не связаны с формой и принадлежат тому, что называют дхианой. Это две из семи стадий, через которые должно пройти развивающееся человеческое существо, прежде чем оно займет свое место на Вишванара-стороне высшего треугольника. Аналогично, в космической эволюции эти две стадии можно назвать небулярными: устойчивая форма отсутствует, и, как гласят Пураны, горы должны прейти, прежде чем умрет Хираньякша — душа этого мира.

13. Седьмой план снизу, или четвертый план сверху известен всем вам как план господа Брамы, духа космической идеации. Все вы знаете, что он изображается с четырьмя ликами, что полностью соответствует его плану активности. Четыре его лика соответствуют, в одном смысле, четырем сторонам света, оставаясь факторами идеального мира, венчающего полную семерку. Сам Брама находится повсюду, не нуждаясь в определенном местопребывании для своих сновидческих функций. Брама суть первый Джива, упоминаемый в ведических книгах и называемый авторами-пуранистами сыном вечности. Поэтому он именуется Он — сын Отца, или сам Отец в проявлении. Сфера Отца бесконечна, он называется Ананта, или беспредельный, но сын его — Владыка конечной сферы, известной как Солнечная система. Видимое Солнце — это только проявленное сердце сына, теджас, физический центр всей циркулирующей энергии системы. Число 4 представляет особый интерес для нас, индусов, поскольку это число наших Вед, которые являются четырьмя аспектами плана Брамы, символизируемые как Север, Восток, Юг и Запад, что соответствует четырем классам дэв: вишва, васу, рудра и адитья. Итак, рассматривая все проявление как четверку, имеем 1 в качестве Абсолюта, 2 — мысли, 3 — жизни и 4 — воплощения. Все это соответствует акцентированию четырем принципам кватернера, породившего четыре касты людей: браминов, кшатриев, вайшьев и шудр.

Кроме того, это указание на четыре принципа космического плана, действующего в вихре времени и порождающего четыре эпохи: Крита, Трета, Двапара и Кали, или Золотой век, Серебряный век, Бронзовый век и Железный век. Эти периоды соотносятся, как числа 4,3,2 и 1, и доля материального в них обратная: 1, 2, 3,4. Мера гармонии в них также пропорциональна 4, 3,2, 1, и средний век человека составляет соответственно 400. 300, 200 и 100 лет (см. 1-ю главу «Законов Ману»).

14. Вернемся к числу 4. Важное значение имеет тот факт, что оно образуется из числа 1 прибавлением числа 3. Три — число проявленных мантр в слоге ОМ, поэтому прохождение трех шагов из точки в стране безмолвной истины приводит нас обратно в ту же страну. Истина испускает свой луч через две области духовной и психической жизни в четвертую область объективной жизни; Отец порождает сына. По этой же причине очень важны числа 7 и 10. Все числа от 1 до 10 можно представить следующим образом:

В пуранической терминологии область числа 1, рассматриваемая как отправная точка всего объективного проявления, — это гора Кайлас, где находится резервуар Манаса, в который излучаются все энергии мысли Абсолюта. «Потение пресмыкающихся» на горе Кайлас создало проявленную Вселенную. К северу от этой горы лежит земля покоя, земля мукти, как говорит Бхишма в Махабхарате. То же потение проявило себя в сфере числа 4 в виде акаши, которая сформировала тело господа Брамы. Поэтому объективный аспект объективирующейся сущности (эссенции) представляется в виде 4 = 2 х 2. Я больше не стану задерживаться на этом числе и попрошу вас обращать внимание на то, как трактуются два эти важнейшие числа, 3 и 4, в теософских и санскритских трудах.

15. Переходя к числу 5, вряд ли мне нужно напоминать вам, что это чрезвычайно важное число названо Е.П.Б. квинтэссенцией чисел. Пять — владыка срединной линии каждой серии из 10 чисел, начинающейся от нуля и заканчивающейся нулем. Такова энергия Парабрахма, его невидимого потока. Пять — вершина могучей волны, имеющей по четыре цифры с каждой стороны. Те из вас, кто читал статью «Знаки зодиака» г-на Т. Субба Роу, могут вспомнить его интерпретацию слова «Макара». Он берет его как пятиугольник, и этот пятиугольник, или пятеричный источник проявления, служит руслом для потока и потому называется на санскрите Макара-вахана. Далее, Парабрахм не является ни Сат, ни Асат, ни объектом, ни субъектом, ни Пурушей, ни Пракрити, и пятиугольный поток, эманирующий из него, накладывает свой отпечаток на все проявленное. Поэтому философы, рассматривающие Вселенную в семеричном аспекте, допускают, что высшая триада, в особом смысле, — это единица в трех. Более того, каждая семерка, имеющая имя, есть развитие изначальной троицы, а семь плюс три дают десять, двойной аспект пяти. Кроме того, в переплетенном двойном треугольнике с совпадающим центром, также можно увидеть проявление числа 5:

Поэтому нет большой разницы между древней доктриной изначальной троицы с последующими семью и ведантистской доктрины пяти кош, известных как аннамайя, пранамайя, маномайя, виджьянамайя и анандамайя. Вряд ли мне нужно указывать вам на значение числа, придаваемое ему в санскритских писаниях. Пять органов действия, пять чувств, пять бхут, пять танматр, пять кош, пять пран, пять огней, пять яджн — вот лишь несколько примеров из многих. Сама фигура человека выглядит как пятиконечная звезда, так что нужно ли удивляться количеству пятерок, если в каждой семерке Природы должно присутствовать видимых пять элементов?

16. Тот факт, что человек похож на пятиконечную звезду, кажется мне исполненным глубокого значения. Эта фигура —

символ человеческой сущности, или мыслителя, пребывающего в человеческом сердце. Момент, когда человеческая сущность теряет эту внутреннюю характеристику, внедренную мировым Мыслителем, дает уже не человека, а, возможно, ангела намного более высокого уровня. Из того, что мы с вами пребываем сейчас на плане числа 5 из 10, считая сверху, и имеем под собой пять низших планов формы, следует, что этот план достижим человеческой сущностью как таковой.

Даже здесь вся энергия мысли направлена у нее вверх, в Самадхи. Поэтому мыслитель не обладает формой и не имеет прямого контакта с миром форм. Если мыслитель соединяется с существованием плана 4, он уже больше не мыслитель, но сама мысль. План 5 может рассматриваться как отшельническая хижина Нары-Нараяны, в которой Владыка всех лок дарует свой взор дхианическому мыслителю, что касается природы существования, то она может символически изображаться так:

Окружность символизирует бесконечность, или истину в одеянии вселенского пространства, а центр — это единица дхианической мысли. Треугольник символизирует субстанцию, в которую облачена сущность, или ограничивающая сила, которая делает мыслителя индивидуальностью. На плане 5, или 2 в семерке от 4 до 10, сущность ограничена существованием одной Солнечной системы. Она находится ниже плана господа Брамы, сына вечности. Это план брамариши, или манасических сущностей, Владыка которых — Сома, состоящий из золотой субстанции, пронизывающей сферы вечности. Это будхические сущности, полностью свободные даже от налета кармы. Вспомните в этой связи знакомое выражение:, что означает: «Брамины — слуги господа Сомы».

17. Колесо с тремя спицами Атмы-Буддхи-Манаса совершает еще один оборот и усиливает давление на Манас, ограниченный одной солнечной системой, перенося нас к плану числа 6, шестому плану, плану раджариши. Все вы знаете, друзья мои, что в санскритских работах часто встречаются два термина: раджариши и брамариши, и эти термины отражают сущность жизни этих двух классов.

При старом устройстве общества раджа, или царь, обладал прямым воздействием на людей и был для них источником психической жизни, тогда как брамины оставались духовными владыками. Поэтому царь находился в прямом подчинении у браминов и не имел права преступать их волю. Сопоставляя это правило с различием между брамариши и раджариши, мы видим первых обитателями очень возвышенной духовной локи, не имеющей контакта с планом Земли. Но раджариши, который оставался в сфере воплощения, находился в ином положении. Он видел состояние дел внизу и мог, если нужно, облечься в земное одеяние. Если действие Манаса он обращал вверх, то получал все преимущества брамариши. Эталона соответствует Джано-локе, или 5-й локе снизу из семи в нашем обычном порядке нумерации. Согласно Вишну Пуране (2-я адхьяйя), это лока манасических сынов Брамы, таких как Санака, Санат-кумара и других. Е.П.Б. назвала эту локу состоянием Кумары, и именно ее я обозначил как план раджариши. Далее, простейшей геометрической жесткой фигурой является пирамида из четырех равносторонних треугольников,

и эта фигура сильно напоминает треугольник с центром в нем, который используется для указания на план 5.

Вы видите, что эта пирамида получается из треугольника вытягиванием центра вверх на некоторое расстояние и соединением его линиями с углами треугольника в основании. Поскольку джива каждой бхуты должен находиться в сердце бхуты, джива этой пирамиды тоже пребывает в ее сердце, или центре тяжести. Этот джива имеет одну точку в вершине пирамиды и еще одну точку в основании, в центре нижнего треугольника. Работая с точкой в основании (базисной точкой), можно направлять дела людей снизу вверх, к короне. Тогда сущность утверждает себя в небесах и наслаждается напитком сомы вместе с собратьями-браминами. Этот план относится к числу 6, поскольку фигура образована шестью прямыми линиями, три из которых тянутся вверх к короне, а три лежат в основании вокруг базисной точки. Возможны и другие соображения, относящиеся к этой фигуре, которые я оставляю на ваше усмотрение. Задачу же изучения других жестких геометрических фигур мы отложим до другого раза.


Словарь некоторых терминов

Бхуми — земля, называемая также Притхиви.

Бхута — проявленная форма.

Джагат — Вселенная.

Джаграта — бодрствование.

Дхиани — созерцатели.

Кшетрам — пространство.

Матра — долгота санскритского слога.

Патала — низший мир, Южный полюс (Меру — Северный плюс).

Праджапати — прародители всего живого на Земле.

Прадхана — недифференцированная субстанция, акаша, мулапракрити, коренная материя, первичная материя.

Свабхават — мировая субстанция и вещество.

Смрити — предания, передаваемые устно, обрядовые писания индусов.

Теджас — чистое пламя, брахмический свет, акаша.

Хариванша — часть Махабхараты, поэма о генеалогии Вишну, или Хари.

Шастра — трактат признанного авторитета.

Шрути — священное писание, полученное путем откровения (Веды, например), в отличие от смрити.


 

A Brahmin F.T.S

Some thoughts on the Gita

A Series Of Twelve Lectures Read Before The Branch Theosophical Society Kunbhakonam

U.S.A. 1883

* * *

 
bugfixer invisible agent