Брамин Ч.Т.О. - «Размышления о Гите», стр.51 - 61
Алиса А. Бейли

Брамин Ч.Т.О. - «Размышления о Гите»

V

Мои дорогие собратья!

1. Прошлый раз я пытался сообщить вам представление о том, что именно намеревались передать нашим умам философы-пуранисты словами Веда и Яджна. Теперь я постараюсь объяснить, что означает Карма-Йога, но вначале мне необходимо предостеречь вас. Те из вас, кто читал теософские труды Е.П.Б., склонны забивать себе голову такими терминами, как Нирманакайя, Дхарма-кайя, Самбхога-кайя, Буддха-Бодхи и др. Если кто-то из вас оказал мне честь, поразмыслив над сказанным мной и тем, что я собираюсь сказать в будущем, также, скорее всего, склонны отождествлять теософские и санскритские термины, а это может привести к немалой путанице и во многом обесценить ту величайшую пользу, которую приносят чтение и попытки понимания теософских работ. Внимательное сравнение различных систем мысли, обсуждаемых нашими пандитами в своей обычной догматической манере, с Доктриной, недавно представленной миру Е.П.Б., убеждает меня в том, что эта Доктрина — пураническая, хотя я не рекомендовал бы вам слепо отождествлять одно с другим. Наиболее сильный довод в том, чтобы не делать этого, состоит в том, что никто из нас не понимал до конца Е.П.Б. и ее древних предшественников пуранической линии. Вы знаете, что Пураны — это весьма завуалированное повествование, и понять их полностью означает знать их целиком и распутать все запутанные узлы, в которых непонятно, где начало, а где конец. Не странно ли читать о том, что 60000 могучих Риши высокого духовного уровня, называемых Балахилья, висят на дереве в саду у хижины Васишты, приняв форму летучих мышей?

Эти Риши имеют многочисленные обязанности в различных уголках космоса в его триединых аспектах, и, несмотря на это, некоторые из них женятся и заводят кучу детей, другие остаются холостяками на все времена, а третьи остаются холостяками на данный период, но женятся в начале каждой юги. Некоторые Махатмы являются воплощениями гнева, а другие — воплощениями непоколебимого спокойствия. Есть в Пуранах и множество других противоречивых примеров. То же самое мы наблюдаем в Ведах. Одни существа трехногие, другие одноногие, те обитают в воде, другие в огне, а третьи в воздухе. Так какие же из упомянутых Риши идентичны, например, Нирманакайя теософских сочинений? Последние относятся к человеческим существам, однако пуранические и ведические Риши — это аспекты сознания различных сил, действующих в теле Яджна-Пуруши и во множестве упоминаемых в различных мантрамах Вед.

2. Слова Нирманакайя, Амитабха и др. использовались Е.П.Б. с глубоким умыслом. Тайную Доктрину, как не раз говорила Е.П.Б., невозможно на данной стадии открывать миру без всякого разбора. Поэтому она обрисовала ее в общих чертах обычным английским языком, используя санскритские термины лишь в случае необходимости. Если бы она использовала санскритскую работу вроде Вишну Пураны в качестве основы для того, что она сделала независимо, риск непонимания был бы очень велик. Тогда вся Тайная Доктрина предстала бы перед миром фактически в виде собрания восемнадцати Пуран, содержание которых, по моему мнению, в высшей степени оккультно. Те, кто уловил их аромат, могут пройти через эти джунгли текстов и разобраться в них, но из-за недостатка нравственной высоты нашего времени сила, заключенная в этом знании, вряд ли была бы использована на пользу, а не во вред. Остальная масса читателей запуталась бы окончательно. «Джунгли» Пуран стали бы для них еще непроходимее, и положительные результаты работы теософов в Индии, и без того небольшие, оказались бы совсем ничтожными. Поэтому Е.П.Б. дала миру лишь часть своего знания, опираясь на то, что любой человек может понять самостоятельно и в духе собственных религиозных традиций. Поэтому, написанное ею следует тщательно осмыслить, прежде чем читать те же мысли, но в древней традиции.

3. Я также просил бы вас правильно понимать слово «брамин», которое я часто произношу. Если вы решите, что я имею в виду нынешнего брамина, живущего всецело для себя, то вы сильно ошибаетесь. Помните старую поговорку: , «брамин — защита всему человечеству», и тогда вы будете видеть идеального брамина, чистого и неэгоистичного физически, психически и духовно. На самом деле, священное слово «брамин» означает того, кто лишен всех желаний, кроме желания служить человечеству, быть его слугой в сфере духовных интересов. Человеческая эволюция подобна растениям в саду. Сад разделен на различные части, предназначенные для грядок с разными семянами. Грядка для браминов — самая лучшая, но нынешние брамины похожи на сорняки, выросшие на этой грядке. Когда-то славные души были унесены эволюционным потоком в другие страны, и я поражен, сколь много бескорыстных сотрудников теософии находится в Америке и Англии. Вот истинные брамины в ином обличье! Поэтому я просил бы вас воспринимать знакомые слова, используемые мной, в качестве указателей на идеал, а не на тех, кто этими словами сейчас называется.

4. Я уже дал вам значение слова «карма» в применении к космической эволюции. То же значение — «движущая сила» — применимо к человеческому поведению и человеческой эволюции. Карму можно определить как силу, генерируемую человеческим центром для действия во внешнем мире, а обратную реакцию, которая в свою очередь исходит от внешнего мира и действует на человека, можно назвать кармическим влиянием. Видимый же результат, производимый этими влияниями, можно назвать кармическим плодом. Закон кармы — это простой закон действия и противодействия, и трудности, испытываемые многими из вас в понимании его, связаны с нехваткой должного знания о природе космического и человеческого устройства и их связей.

Еще одна трудность состоит в том, что мы привыкли смотреть на Вселенную как на грандиозное скопление изолированных тел, очень слабо взаимодействующих друг с другом, тогда как правда заключается в том, что Вселенная едина по сути и многообразна в проявлении, нисходя от однородности на высочайшем плане до все более выраженной разнородности на низших планах. Если две эти трудности преодолеваются непредвзятым мышлением и усердным исследованием, доктрина кармы принимается естественным образом как единственное решение различных проблем жизни, окружающих нас повсюду. Предмет кармы прекрасно раскрыт в недавних публикациях теософов, следующих линии Е.П.Б., так что мне нет необходимости много говорить о нем, и я рекомендую вам прочесть эти работы. Скажу лишь то, что необходимо для понимания священных слов Яджна и Иджья, поскольку от этого зависит правильное представление о карма-йогинах. Прежде всего, вам следует помнить все, что я сказал о Яджна-Пуруше, или психическом теле Природы. Четыре Веды, составляющие яджническое тело, соответствуют четырем космическим принципам. Это тело, астральное тело, Прана и Манас.

5. Тело, по сути, представляет собой не что иное, как способ ограничения, благодаря которому оно может быть названо отдельным и отличным от других и служить базисом, на котором основывается все остальное. Это последний аспект космического дыхания в направлении ограничения. Ограничением астрального тела, или астральной сущности (эссенции), служит существование, которое можно назвать бху-локическим. Ограничивающая сила, переносящая себя саму на план Праны, или нефеш, порождает феномен, называемый смертью, и тело, которое именуется камическим, или Сукшма-шарира. Я бы советовал вам избегать последнего наименования, поскольку оно означает всего лишь тонкое тело и используется в этом смысле в ряде санскритских работ. Когда этот термин употребляется для обозначения камического тела, которое, конечно, тоньше, чем грубая оболочка, и когда рассматривается процесс распада камического тела на камические элементалы (при переходе человеческой сущности в Дэвачан), наши благонамеренные теософы говорят, что Сукшма-шарира умирает в Кама-локе, а сущность отправляется в Сваргу, облаченная в Карана-шариру.

При этом индийские ученые-ведантисты, по-своему наслышанные о Сукшма и Бхута-Сукшма, впадают в ярость и восклицают: «Что за чушь проповедуют эти люди, именующие себя теософами!» В результате этих терминологических перебранок многие ведантисты-догматики становятся врагами теософской доктрины, которая, если дать себе труд изучить ее, вызывает ликование сердца и заставляет признать: «Поистине, это то, что я искал, и это то, что следует знать всем!» По этой причине желательно не упорствовать в терминологии, но акцентировать мысль.

6. Возвращаясь к теме камического тела, напоминаю, что я назвал это тело результатом действия ограничивающего дыхания на Прану. Если вы помните, Прана в своем истинном аспекте является беспредельным активным элементом, циркулирующим вокруг великого сердца, Нараяны, в течение манвантарических периодов и охватывающим в своем движении и идеации Дхиани, и прорастание семян на наших рисовых полях. Едва ли мне нужно напоминать, что Прана — это тот аспект, который возбуждает желания и эмоции в человеке и поддерживает ими тело. Я называю этот принцип Праной по той причине, что мы рассматриваем Бхувар-локу, вторую из трех изучаемых нами лок, а каждую мыслимую троичность нам следует соотносить с изначальной троицей, которая есть Нара, Нари, Вирадж — мысль, движение и форма или идея, жизнь и тело. Три локи, называемые Бху, Бхувар и Свар, отличаются лишь степенью акцентирования субстанции, Праны и идеи, что касается природы камического тела, то многое вы можете почерпнуть в «Эзотерическом буддизме» г-на Синнета, так что не буду задерживать ваше внимание на этом вопросе. Движущая энергия камического тела постепенно переходит в духовно-идеальный аспект структуры человека, а ограничивающее дыхание следует за ней, образуя дэвачаническую сущность, мыслимую как отдельность от других схожих сущностей. Помните, что единство и однородность усиливаются по мере подъема к локам все большей духовности.

7. То, что я назвал духовно-идеальной структурой, известно в наших санскритских работах как Сварга, и сущности, функционирующие в этой сфере, называются питри, то есть отцами. Питри часто противопоставляют дэвам наших Пуран, и это привело многих наших индийских теософов к мысли, что питри и дэвы представляют различные сферы жизни. Однако они существуют вместе: дэвы дают сознание, а питри формируют тело. Эти термины взаимосвязаны и относительны. Если питри уподобить воде, то дэвы будут теплом этой воды. Если питри считать огнем, то дэвы будут пламенем этого огня. Если питри считать пламенем, то дэвы представят сознательный принцип, инициирующий пламя и дающий ему способность освещать мир и быть фактором нашего сознания. От высочайших до самых низших планов жизни питри образуют объективный аспект, дэвы — субъективный, а сама жизнь есть поток, образующий срединную линию. Нельзя допускать путаницы при использовании этих двух терминов в теософских работах. При более подробном делении мира на семь лок вместо трех вы можете приписать дэв к трем верхним локам, питри — к трем нижним, а поток жизни — к средней локе, которая может рассматриваться как место, где дэва-эссенция (дэва-сущность) переходит в питри-эссенцию (питри-сущность), субъективная лока проявляется как объективная, а непроявленное становится проявленным.

8. В этой связи будет полезно сообщить вам, что дэвы и питри не обязательно являются человеческими сущностями в высших локах. Они также представляют собой центры силы, формирующие базовые субстанции, которые образуют локи в их двойственном аспекте. В наших теософских работах их называют элементалами, а на санскрите — дэвами. В наших Ведах утверждается, что если брамин-агнихотри[4]Жрец бога огня. — Прим. перев., исполнявший карму для Сварги, умирает, он после смерти отправляется прямиком в эту локу, где его поедают питри. Это не значит, что в Сварге есть человеческие сущности, открывающие рты и пожирающие новоприбывших. Этим просто утверждается, что новоприбывшие облачаются в питрическую субстанцию, образующую локу, или поглощаются ею так же, как мы сейчас поглощаемся грубыми элементами нашей локи. Теперь вам нужно вспомнить, что три локи — Бху, Бхувар и Свар — являются триедиными проявленными аспектами единой космической основы, которую я назвал психическим телом Природы, или яджническим телом. Все жизненный процессы в трех локах протекают согласно законам жизни, исходящей из существования Яджна-Пуруши, плюс необходимые ограничения для проявления человеческой свободной воли. Весь этот процесс космической жизни и роста есть одна огромная яджна, и тот, кто вносит свой вклад для жизни и развития, сознательно отрабатывая собственную карму с полным знанием общего замысла, называется яджником. Поскольку космическое расширение не похоже на рост растения, который в значительной степени зависит от воли садовника, ни один яджник не может диктовать Природе, а может лишь двигаться в направлении, отмеченном космической кармой. Тем самым яджник может рассматриваться как работник в космическом саду, и, чтобы получить подходящее представление о его работе, крайне важно помнить, что пинданда, или микрокосмический человек, является точной миниатюрной копией Брахманды, или макрокосмической Природы. Как макрокосм образован обширной группой жизней, циркулирующих вокруг вселенского сердца Нараяны, так и тело человека во всех его частях и всех его аспектах, грубых и тонких, образовано циркулирующей группой жизней, оформленных вокруг истинного человеческого Эго — высшего Манаса. Все высшие манасические Эго суть лучи центрального духовного Солнца и в совокупности образуют Манас Яджна-Пуруши. Эти манасические Эго могут находиться здесь или располагаться на более тонких планах, но все равно они остаются Манасом Пуруши на нескольких своих планах. Человечество, которое мы составляем, дает Манас, необходимый для эволюции нашего плотного плана, и потому производит наивысшую карму.

9. Те из вас, кто изучал огромное влияние мышления на Каму, Камы на нервную систему, нервного импульса на плотную оболочку, поймут великое значение, которое человеческая мысль оказывает на естественную эволюцию плотного мира. В силу положения человеческого Манаса в структуре яджнического тела, человек изо дня в день имеет дело с колоссальной силой, которую не понимает. Насколько работа с этой силой и порождение соответствующей кармы помогает движению Природы в направлении, намеченном кармой Природы, то есть в направлении, обусловленном предыдущей эволюцией, настолько мир становится миром гармонии. Тогда нет противоречий, и движение Природы порождает радость и удовлетворение. Однако, когда с течением времени в человеческих существах усиливается принцип Камы, стимулирующий образование личностных желаний, не согласованных с объединяющим духом космической эволюции, в Природе начинает проявляться дисгармония, препятствующая вращению ее колес. Каждый человек норовит сорвать плод с космического дерева и съесть его. Дерево испытывает напряжение во всех ветвях и листьях, что порождает ответный удар по источнику напряжения. Мир становится сценой проявления зла и страдания, а человек принимается размышлять о добре и зле, забыв о существовании дерева и перестав воспринимать его как источник всех плодов, даруемых человечеству. Такое настроение, называемое Ракшас Бхава, заставляет человека воскликнуть: «Что за дело мне до остального мира, если у меня есть сердце, полное желаний!»

10. Все вы понимаете, что именно на этой стадии мы и находимся, представляя собой группу разрозненных единиц, без объединяющего начала, каждый с охапкой собственных желаний и при полном отсутствии гармонии с законом Природы. Такая деградация во многом обусловлена удушением древней индийской духовности, что и отмечается в «Оккультном мире». Эта духовность восстановится только тогда, когда каждый человек в Индии сможет думать о проблемах жизни, будет понимать древнюю индийскую философию и сделает ее фактом жизни. Дух такой жизни выражен в слове «яджна», происходящего от корня «ядж».

Яджна — это акт богослужения, то есть любое правильное действие, совершаемое ради Божества и его целей. Кажется, в «Разоблаченной Изиде» приведена цитата из трудов одного из христианских отцов церкви, где сказано, что Сатана одержал величайшую победу, когда человечество усомнилось в его существовании. Думаю, можно изложить это еще и так: Сатана одержал величайшую победу, когда был персонифицирован и человек признал его как отдельную сущность. Ибо вы видите, что получается в результате персонификации божественных и материальных принципов, особенно в такой стране как Индия. Можно лишь упомянуть о колоссальных и бессмысленных тратах энергии в нашей стране, направленных на постройку и украшение храмов, на золочение храмовых кровель, на отливку золотых и серебряных вахан для наших идолов. И все это при том, что миллионы людей страдают от бедности и невежества, что налицо вопиющая нужда в развитии образовательных, теософских и технических институтов. Все эти пороки могут отчасти быть устранены, если вы, господа, сбросите летаргическое уныние, в которое падение Индии вас повергло, овладеете знанием удовлетворяющей душу арийской философии и будете распространять ее элементарные принципы в массах и среди состоятельных людей. Возьмите на вооружение девиз древних яджников, гласящий, что мир есть проявленный Брама и что делать истинное добро миру значит служить Браме и исполнять брахмическую карму.

11.Итак, друзья мои, вы уже знаете, что мы, небольшая группа теософов, усвоивших малую толику древнего философского учения благодаря трудам Е.П.Б., пытались на протяжении нескольких последних лет донести знание до ваших умов и таким образом сделать вас своими сотрудниками. Всем нам хорошо известен тот факт, что понимать теософию значит трудиться на ее ниве. Мы пытались довести до вас элементарные принципы древней философии, называемой в Индии Брахма-Видья и теософией в Европе. Весь свой досуг мы посвятили изучению трудов по Брахма-Видье, все имеющиеся деньги мы направили на публикацию брошюр и книг, относящихся к этому предмету, всю свободную энергию использовали для написания и чтения лекций для индийской аудитории.

Результат, если я еще не совсем слеп, совершенно не соответствует потраченным усилиям. Гора родила мышь. Если и есть еще причина для теософов продолжать работу в этой многомиллионной стране, где почти все предпочитают жить с закрытыми глазами и ушами и пребывать в унылом созерцании теней прошлого, так это надежда, выраженная Е.П.Б. в «Голосе Безмолвия»: «Помни ты, борющийся за освобождение человека: каждая неудача есть успех, и каждая искренняя попытка со временем вознаградится». Эти величественные слова, звучащие в ушах тружеников, отчасти дают им мужество, едва ли понятное поверхностному наблюдателю и тем праздным теософам, которые не уделили и получаса размышлениям о благополучии своей страны. Как долго продлится такое положение вещей? Как долго отделения Теософского общества будут ограничены числом членов в пять или шесть человек и будут бессильны способствовать нравственному и ментальному совершенствованию окружающих людей?

Как долго эти люди будут использовать свои легкие для того, чтобы кричать на публике о значении своих ужасающих интерпретаций древних санскритских работ, подогнанных под нынешнее рациональное состояние интеллекта? Как заставить их понять, что нравственный и духовный образ жизни является не вынужденным соглашением, а научно обоснованным и необходимым для будущего благосостояния нас самих и расы, которой мы принадлежим?

12. Таковы вопросы, ответить на которые предстоит вам. Если вы решите, что ждать далее невозможно, тогда присоединяйтесь к нам на условиях теософского мировоззрения и трудитесь, каждый в меру своих сил, над переводом санскритских работ, стараясь понять их с помощью намеков, уже имеющихся в теософской литературе. Участвуйте в издании брошюр по жизненно важным вопросам, затрагивающим основные идеи нашей древней науки, и старайтесь, чтобы эти брошюры доходили до массового читателя, рассылая их по всем доступным регионам.

Эта идея будет плодотворной лишь в том случае, если мы создадим сплоченную группу, достаточно сильную и в плане денег, и в плане энергии, и в плане единства. При отсутствии любого из этих условий теософским центрам суждено остаться слабыми, а идея останется лишь идеей. Кармически же вы пожнете плоды позорной праздности, которую позволили себе, невзирая на самую насущную необходимость. Помните, что и вы, и я — все мы — являемся множеством центров в яджническом теле, бросаемых волнами эволюции. Наш статус в этом теле определяется тем способом, которым мы служим космической Яджне. И тот, кто не внесет свою лепту в продвижение процесса этой яджны, будет, по словам великого Учителя Шри Кришны, «грешником, привязанным к чувствам, жизнь которого не является приобретением, а смерть — потерей».

 
bugfixer invisible agent