Брамин Ч.Т.О. - «Размышления о Гите»

IV

Мои дорогие собратья!

1. Предметом третьей главы Бхагавад-Гиты является то, что в Индии называют Карма-Йогой. Это слово означает йогу, основанную на карме, или действии. Как я уже говорил, в Индии существует несколько школ мысли, практикующих различные техники, и это школы отличаются друг от друга тем, что каждая школа акцентирует один из семи аспектов Предвечного — непроявленного Логоса. Нам предстоит понять философию школы Карма-Йоги, и в этой связи нужно четко уяснить, что подразумевается под кармой на Востоке. В одной из последующих инструкций Шри Кришна определяет карму как тенденцию творческой, или эволюционной, энергии инициировать существование бхут, или проявленных форм. Следовательно, карму можно воспринимать как то, что направляет универсальную силу, или Шакти, на создание, сохранение и разрушение мироздания на всех семи планах. Общеизвестно, что однажды сделанное сопровождается склонностью к повторению и формированию привычки. Человек, постоянно упражняющий свое мышление в определенном направлении, тем самым создает для себя некоторую форму, в которую легко возвращается одна и та же мысль. То же справедливо и для всех остальных сфер жизни. Тенденция, утвердившая себя в виде привычки, есть то, что называется карма. В качестве другого примера возьмем маятник. Раскачивающую его энергию можно назвать Шакти, или силой. Но тенденцию колебаться из одного крайнего положения в другое можно назвать кармой маятника, или силой данного рода. Переходя от этого примера к грандиозным явлениям Вселенной, древние философы утверждали, что эти явления могут быть уподоблены серии дыханий, вращений и раскрытий, причем в каждом из них повторяются свои меньшие серии, и все эти движения подчиняются определенному порядку, или тенденции, которую философы называли кармой Вселенной.

Таким образом, карма — это закон действия космической энергии. Это реальный отпечаток, который оставлен на ритме космического дыхания предыдущими мирами-эволюциями. Невозможно полностью проследить этот процесс, ибо мы не в состоянии постичь, когда начала действовать космическая энергия. Поэтому эволюция Вселенной представляет собой необозримую траекторию, неведомо откуда идущую и неведомо где заканчивающуюся, если начало и конец у нее вообще есть. Все размышления на эту тему могут касаться лишь ограниченного участка этой спиральной траектории, который доступен восприятию величайших видящих нашей Солнечной системы. То, что экранирует остальные участки этой траектории, и есть авьякта Санкхьи, или объективный аспект центрального духовного Солнца, именуемого Нараяной.

2. Теперь, взяв авьякту в качестве седьмого плана проявления, имеем шесть планов ниже седьмого. Можно сказать, что главной функцией космоса на седьмом плане является передача энергии низшим планам так, чтобы она достигала первого, или самого плотного, плана. Затем энергия постепенно возвращается обратно, восходя на все более высокие планы, пока не попадает вновь на седьмой план. Все это время космос продолжает существовать, какую бы утонченную форму он не принимал. Поэтому, друзья мои, вам не следует думать, что пралайя означает полное разрушение как объективной, так и субъективной стороны Природы, или нашей Солнечной системы. Философы-пуранисты так не думали. Вьяса утверждает:

что означает: «Когда день Брамы на исходе, все миры возвращаются к великому Йогину Нараяне, великому неизменному Хамсе.

Их смерть на плане Нараяны есть рождение для нас, ведь смерть и рождение подобны здесь восходу и заходу солнца». Поэтому космос представляет собой группу волнообразных, вихревых движений, действующих на семи различных основах и проявляющихся в итоге на первом, самом низшем плане, после чего они возвращаются на седьмой план, или к северному полюсу, именуемому авьяктой. Низшую половину этой сферы развития можно назвать сферой проявления, а высшую — сферой непроявленного (с нашей точки зрения), что соответствует так называемым дню и ночи Брамы. Описанное движение представляет собой цикл дня Брамы — малую часть главного цикла Брамы продолжительностью в 100 лет. Не буду вдаваться в подробности сравнения главного и малого циклов и вовлекать вас в мелочные спекулятивные домыслы. Для наших целей достаточно сосредоточиться на цикле дня Брамы. Центром этой сферы развития является Брама, называемый в ведантистской литературе первым Дживой. Гармоничные действия, производимые различными энергиями в семи различных базовых субстанциях, порождают в циклическом порядке семь проявлений нашего мира, направляемых сложившимися ранее «привычками», или, попросту говоря, законом космической кармы. То же самое утвреждается в наших Пуранах, где говорится, что Брама создал все бхуты в соответствии с кармой, порожденной ими в предшествующих кальпах. Следовательно, карма — это верховный владыка, дающий закон для процессов космической эволюции. В санскритских писаниях этот закон технически называется дхармой, и тот, кто отрабатывает в процессе своего развития космическую карму, следует путем дхармы.

3. С точки зрения изложенного понимания кармы можно видеть, что ни один из планов сколь угодно высокой духовности, кроме плана нирвани, не избегает действия кармического колеса. И когда в санскритских писаниях и даже в Бхагавад-Гите говорится о пересечении человеком кармического океана, это надо понимать с известной оговоркой. Сущности, преуспевшие в уходе от кармического колеса, добились этого лишь на время нынешнего поворота колеса. Космос не может двигаться по одному и тому же руслу в течение всех дней Брамы. По мере исполнения своей миссии статус сущности повышается.

Те, кто достигли покоя в недостижимом ныне состоянии духовности, в будущем все равно попадут под влияние колеса и, возможно, понесут наказание за пренебрежение долгом в течение долгих веков. Быть может, некоторые из вас, внимательно изучив наши писания, не согласятся со мной относительно будущей судьбы сущностей, пребывающих в нирваническом покое и отошедших от мыслей и действий, присущих проявленной Природе. Вы можете вспомнить выражение: «Он никогда не возвращается, никогда» и сказать: «Да этот человек пренебрегает нашими шрути, нахватавшись новшеств у теософов». Друзья мои, я молю вас спросить себя: «Как я могу познавать истину, не признавая ее источника?» Наши писания будут для нас бесполезны, если мы будем признавать лишь догматические интерпретации, навязываемые современными адвайтистами и их предшественниками, жившими несколько столетий назад, ведантистскими полемистами. Ни один древний философ не помышлял о том, чтобы ставить пределы естественному движению, говоря, что вот за эти и те рамки заходить нельзя, как это делают наши современники. Если вы возьмете любую Пурану и внимательно прочтете ее, относясь к тексту непредвзято и учитывая склонность авторов того времени к антропоморфным образам, вы обнаружите описание различных групп Риши, находящихся в различных местах и размышляющих в созерцании о том, какова конечная цель всех этих космических действий. Вы увидите и Браму, или персонифицированный эволюционный закон, говорящего о том, что ему не известна природа конечной цели и что с целью познать ее в отдаленном будущем он подвергает себя тапасу. В свете этих данных просто абсурдно утверждать, что «есть нирвана, из пределов которой не возвращается никто». Даже без обращения к письменным источникам по данному вопросу, мне кажется ошибочным говорить о вечном покое в этой безграничной Вселенной, функционирующей в согласии с законом переменной активности и пассивности и утверждающей себя от высочайших небес до бездонных глубин.

Я считаю, что любого рода нирваны, о которых толкуют даже величайшие властители умов, имеют смысл лишь во время периодов пассивности, относящихся к ночи Брамы или периоду, следующему за веком Брамы. Если верно, что спящий человек пробуждается на следующее утро, то верно и то, что сущность, наслаждающаяся продолжительным покоем в некой высокой локе, пробуждается с наступлением нового рассвета в этой локе. Эта лока может быть одним из высочайших планов, доступных восприятию мудрейшего из видящих.

4. Вы можете спросить: есть ли вообще такие состояния, из которых не возвращаются, и заслуживают ли доверия учителя, говорящие о них? На это я бы ответил, что ни одно из этих состояний не походит на нирвану, или мокшу, о которых говорят наши ведантистские описания. Медлительная черепаха однажды должна обогнать спящего зайца, да и любой, кто засыпает в процессе своего бесконечного путешествия, проигрывает пропорционально длительности своего сна. Однако нам следует допустить, что возможно такое состояние, в котором сущность преуспевает в развитии за счет космических процессов. Такое состояние намного превосходит обычное состояние человека и становится достижимым только в том случае, когда самосознательная сущность, такая как Шри Кришна, побуждаемая законом, работает ради страдающего человечества. Все такие сущности являются мукта по отношению к себе и одновременно являются бадха, поскольку они генерируют жизнь на духовной стороне кармического колеса, вращая его на благо человека. Они едины с целым и не могут отделить себя от него. Фактически, такое состояние — цель Санкхья-Йоги, и вы должны признать, что в нем нет места вечному нирваническому покою. Вот что пишет Е.П.Б.: «Знай, что поток сверхчеловеческого знания и Мудрости Дэв, тобою завоеванный, должен через тебя — ставшего проводником алайи — изливаться в иное ложе. Знай, о налджор Тайного Пути, его чистыми и освежающими водами ты должен утолить горечь вздымающегося океана, того могучего моря скорби, образованного слезами человеческими» [«Голос Безмолвия»xx. Мои дорогие друзья, если вы медитативно прочувствуете каждое слово этого изречения, вы поймете сущность цели Санкхья-Йоги — цели, о которой так много говорили философы-пуранисты и совсем мало — наши современные адвайтисты. Философы-пуранисты не допускают мысли о выходе истинного мукты за пределы служения Яджна-Пуруши. Именно поэтому так важно понимать, что означает Яджна-Пуруша и Карма-Йога, и о них я скажу далее несколько слов.

5. Я уже говорил о том, что Яджна, или Яджна-Пуруша, представляет собой великий механизм Природы в ее психическом, или духовном, аспекте. В этой связи могу добавить, что наши древние философы рассматривали всю Природу и каждую частицу ее в связи с тремя сосуществующими аспектами, которые можно обозначить как материя, сила и сознание. Европейские ученые-физики, стремящиеся обнаружить своими методами основополагающие структурные энергии материальных тел, допускают в большинстве случаев, что каждый атом можно представить в виде силового центра. Существование какого-либо тела невозможно представить без наличия определенного количества атомной энергии, обусловленной пространством. Атом (я буду называть его атомной основой), в котором ныне проявляется космос, является фактически состоянием равновесия сил. Слово «сила» не слишком подходит в данном случае. Я бы лучше сказал «дыхание». Некоторые из наших ведических описаний утверждают, что космическое дыхание, вайю, или воздух — это центр, на котором все держится. Это дыхание есть энергия жизни и может рассматриваться как колебание от одного полюса к другому — объективного и субъективного, или субстанции и сознания. Не следует думать, друзья мои, что когда дыхание достигает полюса субстанции, сознание теряется, и наоборот. В любой фазе дыхания существуют все три аспекта и происходит работа с обоими полюсами. Поэтому обычно говорится, что космос — это одно грандиозное сознание с множеством ступеней, имеющимся в галактике Главного атома. Так что любая частица материи во Вселенной несет в себе элемент сознания. Если вы только представите себе различные степени сознания, упорядоченные по шкале живых существ от человека до губки, идея крохотной частицы песка, обладающей элементом сознания будет не так трудна для усвоения.

Если в своих представлениях вы попытаетесь сойти от своего высокого уровня сознания до крайних пределов почти чистой пустоты, у вас не будет возражений против названия чувствительных растений еще и сознающими, а сделав еще шаг, вы придете в царство минералов, сущность которых можно назвать спящим растением. Даже европейские ученые, путающие физику и метафизику, склонны считать, что Природа осуществляет свои процессы сознательно. Вам не понять нашу древнюю философию, если вы будет разделять между собой три вышеупомянутых аспекта. Даже образовав из трех семь, вы должны будете рассматривать их как единство, проявляющееся семерично. Древние сравнивали сансару, или проявленную Природу, с деревом. Единство — это корень, а множество — это ветви и листья. Как один и тот же сок поднимается корнем из питательной почвы и насыщает ветви и листья, имея в себе все необходимые вещества, так и один и тот же космический корень содержит в себе потенциальность, необходимую для развертывания 3, 7 и 49 планов и подпланов космического бытия. Поэтому все соотносится со всем. Чем больше сфера, подчиненная сущности на древе Природы, тем ближе эта сущность к корню. Следовательно, чем больше любви человек передает, бескорыстно служа другим, тем больше он поднимается в своем духовном развитии. В этой связи я не стану превозносить Теософское общество с его программой братства, которую все вы знаете, ибо мало кто из вас, теософов, протянул нам руку и предложил сотрудничать хотя бы в малом проекте.

6. Теперь, если вы допустите, что весь космос представляет собой единый грандиозный механизм с великолепно подогнанными частями, проявленными на основе атомов, вам придется допустить, что за этим объективным аспектом должно стоять поддерживающее его психическое проявление, которое я назвал дыханием и которое образует то, что можно обозначить как силу-материю. Еще дальше должен находиться космос, состоящий из субстанции сознания.

Эта субстанция, несомненно, субъективна для нас и описывается в Пуранах как род высшего теджаса, или чистого пламени. Три эти перечисленных аспекта суть Бху-лока, Бхувар-лока и Сварга-лока. Им соответствуют Стхула Шарира, Сукшма Шарира и Карана Шарира космоса. Сукшма как составная часть космоса может быть названа телом Яджна-Пуруши. Это хранилище всех жизненных энергий, проявляющихся в течение всего дня Брамы. Данной триединой классификации недостаточно, поэтому философы-пуранисты приняли семеричную классификацию, что осуществляется разделением объективного аспекта на три и субъективного аспекта на три с сохранением центральной точки незатронутой. Центральная сущность самой жизни объективного космоса, тесно связанная с субъективными планами, называется в теософской литературе Камой. Все индусы легко могут вспомнить выражение, означающее, что Праджапати, или творческий дух, была впервые приведена в движение Камой. Кама, развитая ею органическая жизнь, эфирное тело, развитое органической жизнью, и плотная форма, или основа, на которую опирается все остальное, образуют то, что в теософской литературе называют низшим кватернером. Над кватернером доминирует высшая триада, или три аспекта сознания — Манас, Буддхи и Атма. Согласно семеричной классификации, Яджна-Пуруша — это разум, господствующий над камическим телом во время развития органической жизни космоса.

7. Вспомним теперь, что все эволюционные процессы Природы являются всего лишь жизненными процессами, имеющими место в яджническом теле. Все пралайи суть импульсивные действия, происходящие в этом теле во время его перехода на более высокую стадию, и все творения остаются прежними, хотя и выглядят геометрически подобно спиральным кривым. Эволюция не является кругом, начавшимся в определенной точке и возвращающимся в ту же точку. Это скорее спираль, иначе во всей Природе не было бы совершенствования и прогресса. Вспомните, друзья мои, что на плане следствий не может быть ничего, что уже не имелось бы на плане причин.

Это весьма общее утверждение, и сейчас не время детально разрабатывать эту идею и логически выверять ее с разных сторон. Самые удивительные законы гармонии, поражающие исследователя природных феноменов и природной механики, должны по необходимости быть законами гармонии, направляющими жизненные процессы яджнического тела. Совокупность законов, которые управляют циклами, подциклами и югами, которые акцентируют в процессе своего раскрытия развитие различных принципов космоса, причем каждый принцип доминирует в соответствующую югу, а другие принципы ему подчиняются, — можно уподобить одному большому музыкальному произведению, содержащему песнь Природы. Прошу вас об этом подумать. Первым об этом сказал отнюдь не греческий философ, нет, это утверждение общеизвестно в Индии, и оно гласит, что Сарасвати поет великую песнь. На это указывают и изображения Сарасвати с виной в руке, причем на вине имеется семь струн. Сарасвати — супруга Брамы, то есть она олицетворяет энергию, направляющую брахмические процессы расширения. Великая песнь природы известна, как говорят, Махатмам, которые взяли на себя обязанность появляться в начале каждой юги и открывать часть песни человеку, чтобы он руководствовался ею в своем мире.

8. Индусы претендуют на то, что их Веда представляет собой в миниатюре великую песнь Природы. Я уже однажды говорил вам о том, что космос, по мнению философов-пуранистов, является во всех своих составных частях выражением Веды. Эти утверждения нужно понять очень хорошо, если вы желаете уловить суть древней доктрины, поэтому я прошу вас поразмышлять над различными высказываниями, касающимися Вед. Веда есть тело Яджна-Пуруши, и все, что вы знаете, является знанием яджны, или космических процессов развития.

Весьма удивительно, что во всех из прочитанных мной за последние годы работ восточных и западных исследователей, касающихся Вед, нет ни слова о подходе философов-пуранистов. А эти философы, я думаю, заслуживают, по меньшей мере, такого же доверия, как и современные ученые. Ведь они жили за несколько тысяч лет до рождения Христа и дело своей жизни видели в комментировании Вед и размышлении над ними на благо всех людей. Они жили рядом с величайшими посвященными, никогда не покидавшими гор, чтобы не загрязнять своей ауры мирскими эманациями. Но наших современников, похоже, ничуть не заботит точка зрения Пуран на Веду, к тому же они весьма склонны порочить то, что они в Пуранах не понимают. Возьмем, к примеру, утверждение о том, что Веды вечны. Сомневаюсь, что наберется с полдюжины индусов, которые бы не осудили это заявление несколько раз за свою жизнь и его авторов — философов-пуранистов. Но если бы люди понимали то, что пуранисты подразумевают под Ведой, они сочли бы их заявление несомненным, так как материя и энергия неуничтожимы. Под Ведой имеют в виду песнь, которую напевают, не придавая значения ее словам, поскольку говорится, что Сварга составляет жизнь Веды. Насколько уместным является это выражение, становится ясно, если вы учтете, что Веда, как говорилось, есть тело Яджна-Пуруши и как таковое составлено из гармонических движений, которые, действуя в ноуменальной вселенной, порождают все виды гармонии, доступные человеку. Космическая эволюция может осуществляться на любом из семи планов Природы, но сами движения не остановимы и лишь переходят с одного плана на другой в соответствии со стадией развития. Так и Веда — состоящая из множества мантрических формул, каждая из которых священна, представляет космический принцип или его подраздел и является звучащим потоком, более или менее отличающимся от других потоков — служит миниатюрным представлением различных частей песни Природы. Они не уничтожимы, как и ее источник. Когда наступает юга-пралайя, в результате которой на глобусе воплощается новое человечество, чтобы функционировать в космической сфере, представленной новой югой, часть вечной Веды, требующаяся для нового Писания, сообщается людям великими яджниками, или браминами, не исчезающими в пралайе, сознательно участвующими в работе Яджна-Пуруши и воспитывающими все человечество как своих детей.

9. Вы можете спросить, где находятся эти великие яджники-брамины. Ответ дан Парашарой в Вишну-Пуране, когда он описывает гору Лока-Лока. Слово «лока-лока» означает одновременно познаваемое и непознаваемое. Это ограничивающая черта Бху-локи, пролегающая далеко за пределами семи зон, на которые Природа делит Бху-локу. На этой горе, которую мы можем назвать планом материи, осуществляют свои функции великие яджники-брамины, хранящие сокровище Веды и поддерживающие весь эволюционный процесс Бху-локи. Если вы желаете до конца разобраться в этом вопросе, рекомендую вам ориентироваться на светильник, зажженный Е.П.Б. во имя служения человечеству. Только он может направлять сейчас ищущих и позволяет им ориентироваться в таинственной сфере пуранической мысли. Если бы ее Эго облачилось в форму брамина и обратилось к Индии, к нему бы стекались толпы, ему бы поклонялись, выполняя пуджу, и Индия еще глубже погрузилась бы в марево идолопоклонства. Е.П.Б. явно не желала столь мрачных последствий и сделала все возможное, чтобы активизировать мышление индийских собратьев. И если вы, друзья мои, не будете понимать ее и не станете помогать понять другим, горе этой стране с ее Карма-Йогой и тем, кто пытается поднять Индию из марева идолопоклонства.

10. Возвратимся к Ведам. Вряд ли нужно напоминать, что Вед всего четыре: Риг, Яджур, Сама и Атхарва. Они, как говорят, эманировали из четырех ртов Брахмы, восседающего на священной горе Меру. Вы уже слышали об одном Браме, пребывающем в лотосе, поэтому важно, чтобы вы усвоили разницу между двумя Брамами, хотя она, насколько мне известно, не так уж четко отражена в наших Пуранах. Я уже говорил вам, что Брама в лотосе относится к нашей Солнечной системе, как Нараяна ко всей Вселенной.

Следовательно, он являет собой наивысшую тайну нашего космоса и его духовную душу. Это источник, из которого выходят все духовные души манвантарического колеса активности и который, как я полагаю, недостижим пока не будет выполнен целый план работ в течение серии кальп. Он — Атма, и те, кто достигает нирваны, приходят лишь в область света, излучаемого этим Атмой, света Логоса, действующего в космической субстанции в ее первом проявлении. Четырехликий Брама есть космический кватернер, рассматриваемый как единство. Это дух идеации, управляющей кватернером, или проявленным космосом. Он — сам Яджна-Пуруша в его идеальном аспекте. Следовательно, он представляет идеальную психическую энергию и потому именуется Карья-Брамой, или Брамой в действии. Два Брамы представляют высший Манас и низший Манас в человеческой семерке, а также Солнце и Луну. Яджна-Пуруша, или четырехликий Брама, является полем эволюции, предназначенным Природой для рождения того совершенного плода, который известен как безличная жизнь и поглощается Йогином лотоса.

11. Еще несколько слов о Веде и перейдем к Карма-Йоге. Вы можете заметить в Пуранах некоторые отличия от Вед в том, что касается определенных оккультных символов. Например, когда на перекрестье великих мировых периодов Вишну создает аватара, пуранисты обычно описывают его как тело, в котором воплощается Вишну, но затем они утверждают, что одна Веда занимает одну часть тела, другая Веда — другую и так далее. Даже в Бхагавад-Гите в главе X Шри Кришна говорит, что он — Сама-Веда среди Вед, и это утверждение, неправильно понятое поздними догматиками-пандитами, привело к яростным спорам о том, какая Веда самая лучшая. Поэтому нам очень важно получить хотя бы общее представление о том, чем отличаются между собой Веды.

Прежде всего, я советовал бы вам запомнить, что имя «Вишну» почти неизменно указывает на яджническое тело, или психическое тело Природы. Поскольку мировая эволюция происходит по периодам, Вишну преставлен создающим аватаров, принимающих различные формы и осуществляющих необходимые урегулирования, отправляя ракшасов в Паталу, или преисподнюю, и отдавая верховенство дэвам. Все это указывает на урегулирования в психическом теле, совершаемые неизменным законом космической кармы. Помните, пожалуйста, высказывание: , что означает «Вишну — это, несомненно, Яджна». Во второй части Вишну Пураны вы найдете, что сила, обитающая на Солнце, представлена как троичная ведическая сила: Риг создает, Яджур сохраняет и Сама разрушает. Поэтому Риг является творящей песней солнечных дэв, Яджур — песней сохранения, а Сама — песней разрушения солнечных дэв и песней творения лунных дэв. Следовательно, Риг суть песнь дэв, Сама — песнь питри, Яджур — песнь промежуточного периода. Безусловно, функции Вед меняются в зависимости от точки зрения. Для питри созидающей песней является Сама, а Риг несет ноту разрушения. Три Веды соответствуют вечной тройственности Природы, и вы многое можете найти на эту тему в несправедливо порицаемых Пуранах.

 
bugfixer invisible agent