Брамин Ч.Т.О. - «Размышления о Гите», стр.62 - 78
Алиса А. Бейли

Брамин Ч.Т.О. - «Размышления о Гите»

VI

Мои дорогие собратья!

1. В своей последней лекции я определил яджну как акт богослужения и указал на ужасные последствия принятия неправильного представления о том, что Божество является личностным Существом со своими мыслями, чувствами и стремлениями, похожими на наши собственные. История умножения человеческого зла и страдания есть не что иное, как история протекания процесса личностного становления, приводящего к проявлению таких факторов, как ненависть, злоба, зависть, строптивость и тому подобное. Это сорняки, выросшие в человеческом саду и мешающие развитию рода человеческого в его движении к великой цели, которую древняя наука называет окончательной. Сюда же относятся ракшасы, которые своим упором на плоть и кровь загрязняют жертвенную почву, подготовленную ведическими Риши в теле Яджна-Пуруши, и искажают яджнический процесс. Упомянутые Риши суть великие космические садовники, или, как я их назвал, яджники, которые возглавляют и направляют человеческие эволюционные процессы, имеющие место в течение всех обозримых циклов. Как садовник очищает по необходимости сад от сорняков, так и яджники появляются в переломные моменты мировых периодов, делают соответствующие усилия по удалению вредных побегов человеческой эволюции и создают нужные условия, при которых эволюция может продолжаться в нужных направлениях. Эти яджники называются в наших Пуранах различными именами, самое известное из которых — брамины. О брамине говорят как о человеческом существе, живущем в свете Абсолюта и обладающем неограниченным могуществом, которое он использует ради Яджна-Пуруши и ни в малейшей степени не желает состояния духовного блаженства, которое ему может даровать его карма. На санскрите он именуется акинчанападайши, или «нежелающий духовного блаженства».

Шлоки, в которых такой брамин описывается в Пуранах, так прекрасны, что я не могу совладать с искушением привести их здесь:

«Повсюду и постоянно происходят перемены в Пракрити, отвлекающие и давящие, но брамин, твердо пребывающий в своем акашическом состоянии, становится сиддхой и улетает в акашические просторы, покидая тело. Он недосягаем, но все сущее, даже тонкой природы, находится в его распоряжении. Он — Атма всех бхут и невидим, когда летает в акашической славе, даже для взора Индры. Лишь те брамины, которые погружены в манасическое повторение слога ОМ, свободные от всякой кармы и действующие на благо других, способны видеть его». Из этой цитаты ясно видно, что древние адепты-брамины местом своего обитания имели тот план Природы, который называется акаша. Брамины, известные как первая из четырех каст, имеющихся в Индии, являются такими же сущностями, как и мы, и вращаются на колесе Майи. Они называются браминами только потому, что имеют внутренний свет, действующий в них и делающих их восприимчивыми к великому очищающему влиянию, эманирующему от освобожденных браминов, которых вы можете называть Махатмами, или Нирманакайя.

2. Нет, конечно, нужды напоминать, что эти сущности — великие герои и цари, которые, как говорят, воплощались на ранних стадиях нашего цикла, и поэтому все люди, находящиеся в теле, включая браминов, должны прибегать к помощи этих кшатриев при изучении оккультной науки, или истинной доктрины Санкхья-Йоги. Эти великие люди, яджники, как я их назвал, не склонны к догмам или религиозной вере и не имеют ничего общего с религиозными учителями и их последователями, которые, сколь чистой и святой не была бы их жизнь, пойманы в сверхтонкую сеть обмана, что делает их неспособными воспринять истину, пришедшую из источника, отличного от их собственного. Религия яджников — это наука Природы, относящаяся ко всем планам от наивысшего до самого низшего. Они исследуют законы существования, действующие повсюду. Поведение, которое они приветствуют, — это сотрудничество с Природой, или Яджна-Пурушей. Взяв Ригведу и исследовав смысл написанного там безотносительно к мотиву напева, вы найдете лишь описание различных космических принципов, действующих в яджническом теле во всех его аспектах, причем ведические Риши представляют собой сознательные аспекты различных сил, совершающих космическую яджну. Слишком часто уже говорилось, что Риши Вед — это люди, впервые сложившие мантрамы и научившие им других; я полагаю эту точку зрения крайне ошибочной и совершенно не соответствующей Пуранам. Имена Риши — это названия функций в яджническом теле, и каждая функция должна выполняться тысячами сущностей, которые сознательно слились в единый поток, течение которого соответствует этой функции. Это один из важнейших факторов космической яджны. Для иллюстрации возьмем одного из ведических Риши, например Бхарадваджу. Все вы знаете, что он фигурирует во множестве мантрамов Вед, и это же касается его многочисленных сыновей.

В Ведах есть место, где даются намеки на природу различных Риши: , что означает: «Бхарадваджа — податель пищи». Это совершенно диковинное утверждение, если понимать его буквально, как это любят делать наши индийские друзья, находя у древних многочисленные странности, претендуя на научность, а по сути скользя по поверхности. Пищей у древних называлось не только то, что мы едим, но также всепроникающая космическая субстанция, порождающая все проявленные формы посредством осаждения и впоследствии поддерживающая их собственной циркуляцией. Если говорится, что кровь — это пища, глупо думать, что кровь действительно употребляется внутрь через рот. Это полная чепуха, и ответственность за эту чепуху несет ум. Пища есть питающий элемент, поддерживающий внешний покров проявления, и кровь, содержащая этот элемент для поддержки и питания наших тел, без сомнения является пищей. Аналогично, пища — это питающая космическая субстанция, придающая объектам космоса их видимую форму. Это последний принцип кватернера, который я назвал яджническим телом. Если вы вспомните, что каждый достойный имени объект обладает тремя аспектами, соответствующими изначальной троичности: Нара, Нари и Вирадж, у вас не будет трудностей с принятием Бхарадваджи как Дхиан Чохана, связанного с космической материальной субстанцией. Точно так же, Риши Вишвамитра, Васишта и другие персонажи ведических мантрамов являются иерархией брамариши, или Дхиан Чоханов, составляющих структуру идеальной Природы. Они — ученики четырехликого манасического Йогина Брахмы. Понимать природу этих Риши, их функции, и звуки, за которые они отвечают, означает знать Веду, что тождественно статусу сиддхи, или адепта. Никто из нас не может надеяться понять Веду и их комментарии — Пураны — за несколько месяцев, но все мы должны удовлетворяться исполнением работы в направлении, указанном Махатмами, а остальное предоставлять карме.

3. Теперь, друзья мои, настало время рассмотреть так называемые ведические ритуалы, которые проводятся в Индии. Поскольку эти ритуалы ассоциируются с актами жестокости, мы склонны отметать их как абсурдные. У нас нет намерения обсуждать здесь жестокие жертвенные ритуалы дикшитов, но хотим кое-что понять относительно системы яджны, установленной древними яджниками», и то, какие идеи лежат в ее основе. Во-первых, мы можем разделить яджну на две части: космическую и индивидуальную. Космическая яджна — это эволюционное развитие Природы в соответствии с космической кармой в тот период, когда человечество еще молодо и не может о себе позаботиться. Все человеческие существа могут рассматриваться как невинные младенцы в объятиях великой матери-Природы, которая повелевает своим слугам, помогающим под ее руководством процессу космической жизни, позаботиться о детях, каждому в своей сфере. От детей по их малости не ожидается проявлений индивидуальной воли, поэтому есть только одна воля — воля Природы, которая, если хотите, может быть разделена на несколько воль чоханических иерархий, направляющих Природные процессы в различных аспектах. Эту стадию можно назвать свабхавической частью эволюции, предшествующей индивидуальной части. Как один большой сосуд, исходящий из сердца, разделяется на артерии, идущие в различных направлениях, а потом на бесчисленные капилляры, так и единая воля Природы разделяется по ходу эволюционного развития на бесчисленные воли, и великая космическая яджна становится совокупностью индивидуальных актов.

4. Я бы хотел особенно обратить ваше внимание на следующий момент. Вы склонны полагать, что весь мир был и остается на стадии младенчества, а это большая ошибка, ибо тогда безличная матерь-Природа была бы неспособна позаботиться о своих детях так же, как она не может этого делать для наших нынешних детей. Но дело в том, что мир и человечество находятся в своем продвижении на равных, взаимно действуя друг на друга. Быть может, вы вспомните, что чуть раньше я назвал человечество мозгом яджнического тела. Если у ребёнка тело развивается параллельно с мозгом и самосознательное независимое мышление становится жизненно важным фактором, когда ребенок становится подростком, то тот же процесс имеет место в большем масштабе, который нас и интересует.

Вспомните, пожалуйста, что во втором томе «Тайной Доктрины» говорится о стадии, на которой человеческие существа были лишены Манаса, или были аманаса, и о том, какая грандиозная перемена произошла с ними, когда они стали мыслящими самосознательными сущностями благодаря действию того класса питри, который известен как Агнишватты. Все вы, друзья мои, знаете, что период человеческой жизни разделен природным законодателем Ману на четыре части: период младенчества, период повторения и изучения Вед, период семейной жизни и мирских забот и период аскезы, или отречения. Эти четыре периода соответствуют четырем периодам, на которые может быть разделена эволюция человека на нашем глобусе, а также четырем частям каждой юги, известные как Крита, Двапара, Трета и Кали. Действие Агнишватт-питри по изменению людей-младенцев в сознательных мыслящих существ ознаменовало начало стадии, которую можно назвать Брахмачарья, или периодом целибата (воздержания) для нашего человечества.

5. Возможно, вы знаете, друзья мои, что слово «брахмачарья» буквально означает «повторение Вед», их декламация, что рассматривается нашими древними ведическими философами как великая яджна. Совершенно верно, что человек может повторять Веду тысячу раз как попугай и все же не стать в них осведомленнее, если отсутствует проникновение в смысл повторяемых стихов и разумное размышление о них. Поэтому на голову такого брамина старого типа сыплются обвинения, и презрение, выказываемое ему нашими англоязычными друзьями явно превышает его вину, заключающуюся во всего лишь бездумном повторении ведических стихов. Однако такое повторение является первой из трех главных обязанностей, которые брамин должен исполнять. Вторая обязанность связана с питри-дэвами, она исполняется путем вступления в брак и ведения жизни домохозяина согласно закону. Третья обязанность заключается в том, чтобы ублажить дэв, отрекшись от мирской жизни, предаваясь созерцанию и тому подобное.

Первая обязанность заповедана нам брамариши, и она заключается в повторении Вед. Цель такого повторения смутно поясняется в высказываниях вроде:, что означает: «Вечные Веды продолжают существовать благодаря их повторению браминами». Поэтому повторение Вед создает и сохраняет тип проявления в соответствии с изначальным типом, содержащимся в идеации брамариши. Это один из самых загадочных вопросов, способных привлечь наше внимание. Он связан с научным обоснованием мирских обязанностей, заповеданных древними посвященными законодателями своим ученикам, и я ничуть не сомневаюсь в том, что священный долг целибата заключает в себе гораздо большее значение, чем вы можете себе сейчас представить. Если вы найдете в Пуранах и Итихасах отрывки, описывающие, каким образом проявленный пятиугольник из 5 элементов исходит из идеации брамариши и поддерживается на уровне проявления, вы без сомнения поймете, почему наши древние законодатели придавали такое большое значение повторению Вед.

6. Брахмачарья представляет собой стадию, на которой от подростка требуется не только повторять Веды, но еще и изучать шастры и законы жизни со своим духовным гуру. На большей шкале космической эволюции эта стадия соответствует периоду воплощения на нашей планете великих душ, намеренных жить рядом с людьми и впечатлять их определенными фундаментальными идеями, так чтобы те могли научиться выстраивать свои жизни до конца цикла. Их называют Саптарши Стхапана — семь групп посвященных адептов, обосновавшихся на нашей планете, чтобы наблюдать за эволюцией человека и направлять ее во время меньших циклов, сохраняя духовный уровень мира. Они обучают людей всем простым умениям повседневной жизни, учат их жить в гармонии и ради других. Человеку в основных деталях сообщаются все законы космической жизни и необходимые ведические формулы, чтобы он мог направлять меньшие циклы, подчиненные, конечно, закону главного цикла. Человек формует детали Природы, и инструменты, посредством которых он это делает, доверены передовой части человечества — браминам. Эти инструменты — ведические формулы, благодаря использованию которых брамины могут вызывать изменения в эфире и направлять течение событий на низших планах.

Коротко говоря, яджнический отдел, доверенный человеку, вручен ему высшими силами вместе с соответствующей ответственностью. Какая претенциозность! можете воскликнуть вы. На это я ответил бы советом прочитать письма оккультного адресата в «Оккультный мир». В одном из писем Махатма К.Х. пишет: «Большая юга и меньшая юга должны идти своим чередом, и мы рождаемся вместе с могучей волной, имея возможность отклонять лишь малые потоки и использовать их гидравлическую энергию на благо человечества». Возможность использовать мировые потоки на благо человека, или, как я выразился, формование Природы, в точности отвечает статусу брамина. Можно назвать этот статус махатмическим, но в Пуранах он обозначен как браманический, поэтому я и использую этот термин, вызвавший столь большое презрение и обвинение в деградации, эгоизме и бездуховности. Процитирую в этой связи две шлоки из Пуран и советую вам поразмыслить над ними:

«Яджна — это вся Веда в процессе раскрытия, приносящая счастье всем в обоих локах и устранение всякой жестокости. Это начало Йоги, установление Кармы и повторения Вед, это источник всех бхут. Тот, кто проникает в суть Яджны, становится знатоком Вед и именуется мирскими людьми сиддхой; без сомнения, он лучший из них».

7. Установление яджнического отдела для человечества неизбежно подводит нас к рассмотрению кастовой системы, которая столь сильно порицалась нашими индийскими газетами, вторящими английским священникам.

Четыре касты, на которые арийское общество было разделено древними философами, жившими с ариями и направлявшими их, являются, по их мнению, не удобным соглашением, а научной необходимостью, которой нужно следовать для достижения наилучших результатов. Эволюция человечества в течение любой из юг, что, собственно, означает и эволюцию мира, так как это параллельные линии, взаимодействующие между собой, есть нечто осуществимое лишь благодаря следованию законам бытия Яджна-Пуруши. Поскольку яджническое тело — это кватернер, реализуемый действием четырех сил (физической, физико-камической, духовно-эмоциональной и чисто духовной), человечество разделяется на четыре отдела: шудры, вайшьи, кшатрии и брамины. Во время разделения людей на четыре касты, все человеческие сущности имели неодинаковый кармический статус, так как один человек отражал духовный свет очень тускло, а другой, напротив, излучал сияние. Причины этого изложены в «Тайной Доктрине». В разделении не было никакого злого умысла и тех абсурдных причин, которые нынешние газетчики приписывают древним героям, сыгравшим главную роль в этом процессе. Последние руководствовались законами космической и индивидуальной кармы. Говорить об их злонамеренности значит богохульствовать в отношении людей, учивших, что жизнь — даже на высочайшем плане Природы — чего-то стоит только тогда, когда она жертвенно посвящается служению более слабым собратьям. Если провести параллель с благосостоянием семьи, то самый развитый должен вести менее развитых, и каждый должен делать ту работу, для которой он лучше всего приспособлен. То же самое справедливо в отношении всего человечества, которое представляет собой одну большую семью. По этой причине разделение этой большой семьи на четыре главные ветви в соответствии с вечным законом стало необходимым в тот момент, когда человечество подошло к стадии брахмачарьи и получило в распоряжение силу мысли — силу, способную формировать судьбы человеческого семейства и великого сада материальной Природы, в котором этому семейству предстояло жить и трудиться. Не следует забывать, что в Природе и всех ее усовершенствованиях, выполненных в согласии с Природным законом, больший статус влечет за собой большую ответственность и делает царя слугой своему народу.

Яджнический отдел человечества, то есть класс браминов в своем первоначальном виде, имел меньше всех в мирском смысле и больше всех трудился. Предназначенные направлять мысль и поведение людей, а также формовать Природу, брамины должны были сохранять такую чистоту тела и мышления, которую мне просто трудно представить. Даже в состоянии полной деградации этого класса в нашей стране в настоящее время, где еще среди людей мы можем найти примеры такой чистоты, как у наших деревенских браминов, тысячам из которых вообще неизвестно, что такое головная боль?

8. Вновь возвращаясь к процессу, известному как яджна, можно определить его как действие, в котором одно или несколько человеческих существ, фиксированных, как они есть, на огромном колесе Природы, так движут это колесо, что возникает определенный импульс, действующий в необходимом направлении и способный производить конкретные феноменальные результаты. Когда я говорю «феноменальные результаты», многие из вас, воспитанные в школе западной материалистической мысли, могут понять это посвоему и мысленно воскликнуть: «Это невозможно! Что за странность — проводить яджну ради получения чудесных сверхъестественных результатов!» Должен вам сказать, друзья мои, что если вы будете потакать такому умонастроению, древняя браманическая философия будет для вас бесполезна, и лучше вам остаться в той жалкой тесной клетке, которая создается подобными неверными представлениями. Возможности Природы намного шире, чем мы можем вообразить, поэтому очень важно научиться отбрасывать свои жалкие предрассудки, чтобы понять яджнические процессы. Если вы вникните в мои объяснения, трудностей в понимании быть не должно. То, что называют сверхъестественным, является на самом деле совершенно естественным, основанным на законах Природы более высокого порядка и нам пока неизвестным.

9. Далее, из того огромного значения, которое наши философы-пуранисты придавали повторению Вед, вы можете логически заключить, что главной силой, движущей колесо Природы в феноменальном направлении, является звук. Звук — это первый аспект проявленного пятиугольника, поскольку он принадлежит эфиру, или акаше, и, как я уже сказал, повторение Вед служит наивысшей яджной, включающей все меньшие яджны и стремящейся поддерживать проявленный пятиугольник в должном порядке. По мнению наших древних философов звук, или речь, — это следующий за мыслью наивысший кармический фактор, используемый человеком, чтобы правильно понять это утверждение, вы должны вспомнить идею о тонком мире, который лежит в основе плотного мира наших чувственных представлений и поддерживает его. Как плотный мир создан из различных материальных элементов, так и тонкий мир создан из различных центров жизни, именуемых в санскритских писаниях Якшна, Гандарва Киннара, Урага, Сарпа и др. Их общее наименование — дэвы, что соответствует теософскому названию элементалов. Из отношения плотного мира к тонкому можно видеть, что все жизненные процессы, происходящие на нашем глобусе, имеют в качестве своих нуменов деятельность элементалов-дэв, направляемых идеацией чоханических иерархий, которые их контролируют и дают закон мировой эволюции. Эти дэвы не должны рассматриваться как отдельные друг от друга существа; они тесно взаимосвязаны и поддерживают друг друга взаимообменом. Поэтому в Ведах каждый дэва восхваляется как наивысший и поддерживающий всех остальных и весь мир. Огонь — наивысший, ибо он дает всем жизненное тепло. Воздух — наивысший, ибо он дает всем жизнь. И так далее.

10. Рассмотрим человеческое тело. Это организм, построенный дэвами по образу всей Природы. Сколь много вариаций имеется в элементальном царстве, столько же вариаций есть и в теле, которым управляют нервные центры. Различие между органами чувств и, к примеру, органами действия состоит в том, что в них доминируют дэвы различного типа с разными свойствами.

Организм человека, во всех своих аспектах коррелирующий с внешним миром, дает нам представление о том, что за каждым движением, совершаемым человеком, стоит особый класс элементалов, так что человек может восприниматься как центр вселенной, с которым радиально соединены все точки его окружения. Он движет Природу, Природа, в свою очередь, движет его, а карма вращает человека на колесе рождения и смерти, что выражается в последовательной серии воплощений. Если человек движет Природу в согласии с неизменными законами, гарантирующими счастье в этой мире и в ином, он тем самым притягивает дэв мира гармонии, которые обеспечивают ему счастье по его возвращении из Сварги, давая ему хорошее тело и т.д. Но если человек идет против своей природы, будучи, к примеру, гулякой и дебоширом, он тем самым притягивает ракшасов, теневых дэв, связанных с чувством осязания и дающих ему, по его возвращении из Сварги, хилое или больное проказой тело. Из различных кармических агентов, используемых человеком на пути формирования своих тел и окружения, звук и речь являются важнейшими, ибо говорить значит работать с эфиром, который, без сомнения, управляет низшим кватернером стихий воздуха, огня, воды и земли. Звуки, издаваемые человеком, то есть его речь, содержат по этой причине все элементы, необходимые для управления различными классами дэв, и эти элементы — гласные и согласные звуки. Подробные сведения из учения о звуке в его связи с дэвами, доминирующими в тонком мире, относятся к области истинной Мантра-Йоги, находящейся в ведении знающих.

11. Стало быть, каждый звук, эманирующий от человека, приходит во внешний мир и воздействует на различные классы дэв, обитающие в эфирном теле Природы, соответственно природе звука и той части человеческого тела, которая породила этот звук. Повторение Вед — это ведущий фактор в процессе, называемом яджна. Когда я говорю «повторение Вед», вы не должны думать об этом как простом тарахтении на манер попугая, нет, это сознательное упражнение, производимое со звуком при полном знании его связи с телами человека и Природы. Полное знание должно включать семь методов произнесения, обычно называемых ведическими чандами, или размерами.

Эти семь размеров суть семь потоков, на которые разделяется эфирная жизнь дэв в процессе конструирования ими проявленной Природой. Эти потоки коррелируют с семью классами дэв и питри, которые нужно тщательно изучить, чтобы добиться должного эффекта в яджническом процессе. То, что эти семь потоков звучащей жизни должны быть связаны с семеричным характером природного проявления, было известно древним задолго до всех известных исторических периодов, на что указывает частое упоминание этого факта в Ригведе. В самом величественном гимне Солнцу Веда гласит:, то есть: «Одна кобылица, видимая как семь, везет тебя!» И далее:, то есть: «Семь кобылиц, рожденных как одна, везут тебя!» Божественная сущность (эссенция), пронизывающая всю Вселенную с миллионами солнечных систем, улавливается нашим Солнцем и передается им каждой проявленной форме во всех уголках нашей Солнечной системы, так чтобы эта проявленная сущность могла стать основой роста, сохранения и разрушения наших миров. Эта божественная сущность есть просто надам нашей йогической философии, и этот надам, или ОМ, впоследствии проявляет себя как семь потоков. Непроявленное проявляется, или рождается, посредством последовательных разделений. Эти потоки суть семь гласных, или семь нот. Эти семь гласных, или семь нот, должны особым образом соотноситься с семью ведическими размерами, поскольку в Вишну Пуране Парашара описывает ведические размеры, или ритмы, как семь кобылиц, состоящих из солнечной сущности (эссенции). Вот имена этих кобылиц: Гаятри, Ушник, Триштуп, Ануштуп, Брихати, Панкти и Джагати — семь потоков ведической песни. Они проносятся через обители семи Природных Риши: Атри, Бхригу, Кутсы, Васишты, Гаутамы, Кашьяпы и Ангирасы. Эти Природные Риши, или Дхиан Чоханы, располагаются в семи локах, называемых Бху, Бхувар, Свар, Маха, Джана, Тапа и Сатья, и являющихся семеричными аспектами Природы.

12. Теперь, друзья мои, коснувшись столь грандиозного вопроса, я понимаю, что у вас возникает масса вопросов, касающихся характера этих Риши, их обителей, их функций. Вынужден признаться, что во многом эти сведения так же недоступным вашему лектору, как и вам, моим слушателям. Детали философии древних яджников могут постигаться лишь тем, кто может войти в контакт с духом яджны, или духом жертвы собственным «я» ради более слабых собратьев, и сохранить часть просветляющего света, эманирующего от этого духа на благо человечества. Все вы знаете, что я состою в Теософском обществе и работаю в его интересах. Обязанность чтения этих лекций, касающихся вопросов, связанных с древней пуранической доктриной, я возложил на себя только потому, что работаю в интересах теософии на основе идеи всеобщего братства и, следовательно, чувствую озабоченность в связи с тем, что базовые идеи, связанные со структурой человека и Вселенной, должны быть донесены до возможно большего количества людей, чтобы все вы могли уловить их и ту научно обоснованную необходимость, которая заставила бы вас напрягать все силы ради блага человечества, чтобы вы совместно со всем человечеством двигались к сияющему рассвету истины. Возможно, некоторые из вас видят во мне фанатика теософии и яджны, но для меня это не повод к тому, чтобы не говорить перед вами от чистого сердца. Существует ряд свободных человеческих сущностей, или Махатм, которые сознательно направляют космическую яджну и помогают прогрессу рода человеческого в его движении к великой цели, лежащей в отдаленном будущем. Эти Махатмы — яджники ментального плана человеческой природы, они работают на великой волне, направляя все ментальные потоки Природы и используя «их гидравлическую энергию на благо человечества». Один и тот же закон управляет потоками обычной воды, в которых мы купаемся и которые периодически разливаются и мелеют каждый год, и потоком манасической энергии на манасическом плане Природы.

Ради прогресса рода человеческого, движущегося через малые и большие юги, Махатмы взяли на себя обязанность предпринимать специальные усилия по ментальному подъему человечества в переломные моменты великих мировых периодов. Настоящее время представляет собой один из таких переломных моментов, поэтому долгом братства Махатм, Йогинов нашего времени, стала инициализация импульса, поднимающего человеческую природу из того мрака, который характеризует завершающий период первых 5000 лет Кали-юги, импульса, несущего утешение, счастье и добродетельность во время перехода к следующему 5000-летнему периоду. Все процессы, связанные с уходом за космическим садом и последующим сбором урожая, должны рассматриваться как яджнические, и у братства Махатм возникла необходимость вести яджну так, чтобы мрачные тучи человеческого невежества рассеялись и разлив удовлетворяющих душу ментальных вод оросил почву человеческой эволюции. С этой целью один из Махатм взял на себя основную тяжесть работы, став яджамана, или проводником яджны. Корреспондент «Оккультного мира» утверждает: «Совершенный адепт сделал себя центром, из которого излучаются потенции, производящие корреляции, которые будут действовать на протяжении грядущих эонов». Именно таково положение яджника, когда он работает на физическом плане, чтобы выровнять ситуацию либо в плотном мире, либо на ментальном уровне. Как известно каждому индусу, в яджническом процессе необходимы различные принадлежности, нужные для достижения феноменального результата, и самой важной из них является то, что приносится в жертву. Жертва овцы будет рассмотрена мной позднее, но причина абсурдности такой жертвы в буквальном смысле уже указана. В рассматриваемом нами случае яджна происходит на манасическом плане, и объект, приносимый в жертву, должен принадлежать этому плану, то есть быть идеацией. Далее, должен быть огонь, которому предлагается жертва, и этот огонь есть огонь человеческой интуиции. Должно быть гхи (топленое масло), в котором приношение предварительно очищается, и это гхи — огромная любовь к человечеству. Должна быть жертвенное место, на котором проводится ритуал, и это место называется Теософское общество. Должны присутствовать жрецы, напевающие Веды, чтобы пробудить акашу и вызвать жертвенный ливень. И эти жрецы — работающие теософы.

13. Конечно, друзья мои, вы можете смеяться над столь фантастическим представлением Теософской яджны, и все же прошу вас отставить улыбки и сосредоточить внимание на великом процессе, называемом теософским движением. Все энергии существования обращены к материальной стороне Природы; материальные удобства, ублажающие хрупкое человеческое тело, множатся до невозможности. Кажется, что все человеческое семейство поглощено кошмаром чувственных прихотей. Многие миллионы людей во всем мире сражаются за мирские блага, удерживаемые перед их взором демоном воображения. На огромном карнавале, где правит этот демон, каждый хочет опередить другого и сделать весь мир жертвенной овцой в угоду собственному «я». Требовательные крики заполонили мир. А мир, по крайней мере, та часть Индии, которую я знаю, погружен в состояние умственной тупости, напоминающей телесное изнеможение после брачного пира. Лишь очень слабый свет интуиции еще угадывается в детях этой некогда славной земли. Долой древних, кричит современный эгоист. Долой Ману, кричит политик-агитатор. Это древние варвары, кричит школьник. Все есть ложь, говорит ведантист. Все есть обманчивый миф, кричит пуранист. Смотри на кончик носа и задерживай дыхание, чтобы достичь мукти, учит уличный йогин. Сиди неподвижно и сливайся с пустотой, учит саньясин. Такие призывы приходят со всех сторон. Вихрь темного эгоистического яда заполоняет структуру человека. Вечное истинное бытие, на котором основано наше переменчивое существование, словно подвешено на тонкой паутинке, и человечество чуть ли не борется за то, чтобы оборвать эту нить и обрести свободу. Но это свобода диких животных. При таких враждебных обстоятельствах теософское движение намерено повернуть внимание человечества, по крайней мере, его части, от мира теней к миру истинного света. С помощью непоколебимой воли Махатмы, основавшего это движение, оно выжило вопреки всем попыткам задушить его на ранней стадии. Теософское общество остается живой силой, которая может использоваться всеми, кто хочет познать истину о себе и о мире, в котором мы живем.

Это общество ставит своей целью распространение некоторых истин древней ведической науки и исполняет свою миссию в Европе и Америке. Тысячи людей пробудились от умственного ступора во многих странах и стали прилагать собственные усилия, поднимая тех, кто еще спит, что же мы видим в Индии, каковы успехи теософского движения здесь? Там, где оно должно было найти полное понимание, мы видим совершенное равнодушие. В нем подозревают всего лишь новую ловушку для ума. Все это буддизм, кричит ортодоксальный фанатик. Слово «Амитабха» буддийское, кричит догматик-ведантист. Однако, если мы внимательно посмотрим на сочинения Е.П.Б., то найдем совсем немного от буддизма, ведь в основе той теософии, какую предложила она, лежит не вера, а общая идея, отталкиваясь от которой, каждый может трудится над восстановлением древней науки мудрости так, как он это видит. Именно это говорила Е.П.Б. нашим браминам-философам на другом языке и под другим углом. А те, кто подобно мне, изучают Пураны-Итихасы и сочинения Е.П.Б., поражаются абсолютной идентичности этих двух направлений мышления.

14. И я спрашиваю вас, мои друзья и соотечественники, во имя справедливости, как долго вы собираетесь бездействовать после неудачи теософского начинания? Закон состоит в том, что более знающие должен жертвовать собой ради менее знающих, поэтому на вас ложится настоятельный долг присоединиться к рядам теософов-тружеников и работать над восстановлением древней науки в ее чистоте именно здесь, на ее родине. И чем усерднее вы будете работать, тем больше вам будут помогать Махатмы, ибо их девиз заключается в том, чтобы помогать тем, кому действительно нужна помощь. Когда я называю Теософское общество живым, я имею в виду именно это. Тот, кто присоединяется к обществу, чтобы работать, получает защиту влияния Махатм. Как долго дети Индии останутся в сторону от этого очищающего потока, зависит, в том числе, и от вас.

 
bugfixer invisible agent