Мэри Бейли «Опыт изучения»

ГЛАВА 4

Ученичество

Ученичество является общим знаменателем, лежащим в основе учения Вневременной Мудрости и всех концепций служения. В учении, переданном Учителем Джуалом Кхулом, сказано, что, поскольку существует три основных стадии Пути Возвращения и три основных аспекта ученичества, каждый — «от самого скромного стремящегося, делающего свои первые шаги на Пути, и вплоть до Самого Христа» — является учеником и не должен претендовать ни на что другое, как в отношении себя самого, так и в отношении других.

Тремя стадиями Пути Возвращения являются: (1) Путь Испытания; (2) Путь Ученичества и (3) Путь Посвящения, вплоть до, и включая, завершение пятого посвящения, которое преобразует Адепта четвертой ступени в Учителя, полностью интегрированного члена Духовной Иерархии, пятого царства природы. Поэтому три стадии ученичества представлены: (1) стремящимся, или проходящим Путь Испытания, (2) учеником и (3) посвященным.

Разумеется, существуют многочисленные варианты и меньшие ступени в рамках каждой из этих классификаций, но не смотря на то, что частности и обстоятельства могут значительно различаться, а стадии множиться, Путь Возвращения должен быть пройден «при полном свете дня», то есть в полном сознании. Сам Путь последовательно и постепенно предоставляет благоприятные возможности для всех учеников, потому что Путь сплетен из освобожденной, «искупленной» субстанции нашего собственного сознания. Поскольку ученичество покрывает столь широкий диапазон стадий эволюции, можно подумать, что это относительно простая идея для понимания и следования ей, однако, похоже, что дело обстоит противоположным образом.

Слово «ученик»[*]disciple – ученик, последователь, апостол.происходит от латинского корня, означающего учащийся, или студент, тот, кто учится под руководством других людей. Однако, поскольку прохождение Пути Возвращения безусловно представляет собой опыт обучения, более точным толкованием будет «тот, кто способен наложить необходимую самодисциплину на свое личное «я», что в конечном счете растворяет многие ментальные, эмоциональные и физические препятствия к самопознанию. Ни устремленный, ни ученик, ни посвященный не способен ничего достичь, пока не «познает самого себя» тем, чем, в сущности, он всегда был — воплощенной частицей божества, которой предназначено раскрыть в повседневной жизни эту реальность как сознательный вклад в осуществление цели планетарного Логоса по примирению духа и материи.

Таким образом, на ранних стадиях ученичество связано с самопознанием, пока личность не станет по-настоящему прозрачной линзой, через которую свет души сможет освещать окружающее пространство. На более поздних стадиях акцент сдвигается сначала в направлении попытки выразить идею служения, фундаментальный принцип души и ученичества, в постоянно расширяющихся и вмещающих сферах влияния, а затем в сторону осознания того, что сознательное сотрудничество с планетарной эволюцией является предназначением четвертого и пятого царств природы, совместно работающих человечества и духовной Иерархии. Тогда всё прочее опускается ниже порога сознания, включая необходимость самодисциплины и принуждение любить и служить, поскольку они стали автоматическим образом жизни, и ни один ученик или посвященный, достигший этой ступени, не может жить иначе.

Частности и требования к ученичеству на его многочисленных стадиях ясно, детально и в контексте разнообразных форм отношений, в которых мы находимся на этой планете, изложены в книгах Алисы А. Бейли, написанных совместно Учителем Джуал Кхулом и для него. Они были, являются сейчас и останутся в будущем источником вдохновения и воодушевления для многих людей. Однако через собственный опыт этих лет я обнаружила, что, хотя многие принимают то, что, по их мнению, учение подразумевает под ученичеством, — некоторые с преданностью и с элементами фанатизма, — сравнительно немногие готовы принять самодисциплину как аспект ученичества и полностью изменить свои собственные взлелеянные и дорогие им предвзятые мнения, идеи, чувства и реакции. При этом истинное ученичество требует именно изменений, а требование это исходит не из какого-либо внешнего источника, учения, от какого-либо Учителя или гуру, а от истинного внутреннего «Я», души, или Христова принципа. Это требование предъявляется тогда, когда приходит время радикального поворота и переориентации личностного жизненного пути. Душа знает, когда приходит подходящий момент, душе можно доверять; душа требует, и сопротивляющаяся личность должна рано или поздно откликнуться.

Одним из препятствий к более полному и адекватному отклику на душу заключается в чрезмерной активности конкретного ума. Будущий ученик может страстно стремиться стать служащей душой, истинным учеником, а также искренне мечтать и верить, что требуемые изменения действительно имеют место, однако предвзятость, умственная рационализация и стремления природы желаний создают обманчивый туман иллюзий и наваждений, который замутняет и искажает чистоту и простоту природы души и реальность служения. Вместе с этим туманом иллюзий появляется самодовольство, которое есть причина притупления остроты жертвенной воли-быть и снижения темпа жизни. Я так часто сталкивалась с этим. Если бы только душа могла ответить на жалобный вопль личности «Я делаю всё, что могу!», она несомненно сказала бы: «Отнюдь нет!»

С другой стороны, я знала множество учеников во всех частях мира и ежедневно работала со многими из них, чья бескорыстная преданность работе Иерархии и Христу свидетельствовала об их статусе ученика без всякой потребности в словах. Я бы сказала, что в течение последних пятидесяти лет количество тех, кто самостоятельно устремился в ученичество из глубин собственного сознательного опыта «проживания жизни души» возросло более чем вчетверо. Каждый из них и многие помимо них нужны тем, кто стремится руководить и направлять исполнение Плана для человечества в течение этого критического периода двадцатого столетия, связывая уходящий век Рыб и наступающий век Водолея. Многие, очень многие, стремящиеся сейчас к настоящему ученичеству, стремящиеся «стать Путем», будут продвигаться очень быстро, как только исполнятся решимости и научатся отпускать свои личностные заботы в обмен на нечто большее, объемлющее, просветленное и просветляющее, более радостное и полезное для Иерархии.

Весь разнообразный опыт повседневности, чем бы он ни был для каждого индивида, помогает ему подготовиться к ученичеству и принятию души, но ничто не может сравниться с состоянием ученичества, и нет ничего, что может облегчить путь или реально изменить жесткие стандарты и требования, предъявляемые тем, кто вступит в контакт с членами какого-либо ашрама или с самим великим Ашрамом — с Иерархией. Слишком велик риск, связанный с допуском неподготовленных, тех, кто не полностью преодолел свое личностное «я», в эту сферу ответственности как для самого ашрама, так и для стремящегося ученика, а Учителя слишком мудры и опытны, чтобы допустить риск срыва работы. Однако они идут на риск, когда того требуют обстоятельства, зная, что каждый молодой ученик, только что допущенный в ашрам, может создавать, и обычно создает, временную проблему, которую ашрам как целое способен нейтрализовать. Кроме того, Учителя подвергают «почти ученика» форсированному процессу, который ускорит соединение с душой, поставив его перед трудным, но жизненно важным выбором, результат которого всегда указывает на действительный статус ученика.

Всегда полезно помнить, что борьба и страдания — ментальные, эмоциональные и физические, неизбежно сопровождающие метаморфозу стремящегося в ученика и далее в посвященного — временные и сосредоточены исключительно в личности. По мере трансформации дисциплинированной личности и преодоления ею собственных ограничений страдание уменьшается и вытесняется всепоглощающей радостью, излучающейся любовью и новой духовной волей. Воистину «страдает только личность, душа же не знает страданий». Какое облегчение и освобождение оставить всё это позади, усвоить необходимые уроки и стать свободным, чтобы направить всё свое внимание и все энергетические ресурсы служению принятого ученика, каким бы оно ни было.

Начинающему ученику, даже самому яростно независимому, трудно осознать, что любой рост, сколь бы длительного времени он ни потребовал, всегда обусловлен собственным намерением, усилием и инициативой. Учение, указывающее нам путь, не может сделать это за нас. Каждый человек уникален и должен испытать этот путь сам, совершая собственные ошибки, истолковывая словесные символы в свете собственного опыта прохождения пути. Это также часть учения Владыки Будды, равно как и всякого истинно духовного руководителя. Собственно говоря, Будде принадлежат слова: «Крепко держись истины как светоча. Полагайся только на самого себя; не ищи помощи вне себя». По христианскому учению, «царство небесное внутри вас». В этом путь ученика, ответы на все вопросы и решение всех проблем.

Мне напомнили об этом, когда я слушала программу Си.Би.Эс. «Воскресное Утро» от 20 октября 1985 года. Она включала выражение признательности Энселу Адамсу, завершившееся короткой цитатой из редкого интервью, данного им незадолго до его смерти. Рассказывая о своей работе и о мистических и магических эффектах, зарегистрированных его камерой, он сказал в ответ на один из вопросов (и процитировав при этом кого-то еще): «Если вы спрашиваете: «Что это такое?», вы никогда не узнаете!»

Духовный прогресс ученика осложняется парадоксами и кажущимися противоречиями Пути. То, что верно на одной стадии, неверно на другой (что дает нам ключ к проблеме добра и зла), и что правильно для одного, может быть ложно для другого. Необходимо помнить также о бесконечных вариациях и ограничениях, к которым приходится прибегать в поиске понимания и, соответственно, использовать. Нет жестких подразделений или четких и ясных определений, которые можно было бы предложить в качестве ответов и объяснений. Отсюда исключительная потребность в терпимости, в способности видеть и принимать вещи такими, как они есть, а не такими, какими мы хотим их видеть или какими мы их считаем. Нам надо научиться «изменять то, что мы можем изменить» — в себе. Два человека более или менее одинакового духовного уровня могут видеть одни и те же события в совершенно разном свете, и если реально не достигнута определенная степень контроля со стороны души, результаты этого могут стать катастрофическими для их отношений.

Я помню, как мне пришлось присутствовать при неприятном, раздраженном и оскорбительном обмене репликами между двумя людьми, которые были способны видеть только собственную правоту и неправоту собеседника, в то время как оба были одновременно и правы, и не правы. В конце концов кто-то предложил, что было бы правильным «простить и забыть», на что один из них заметил: «Я могу простить, но не могу забыть», что, разумеется, является противоречием в терминах, ибо оба эти слова — синонимы!

Для меня это много объясняющий типичный пример камня преткновения на Пути Ученичества, который встречает и должен преодолеть каждый из нас. В процессе своего становления посвященным ученик должен полностью освободиться от личностных раздражений, обид и реакций, мешающих как его собственному прогрессу, так и прогрессу других людей, ибо наши негативные мысли и тягостные заботы, а также все нерешенные личные напряжения противоречат эволюционному потоку. Они заражают атмосферу и влияют на всё наше окружение. Когда затронуты наши личные интересы, очень легко забыть, что мы является малыми частицами большего целого. На благо целого мы расширяем свое сознание и очищаем личность, и когда мы этого не делаем, наносим ущерб целому. Как говорит учение Агни-Йоги, «Достигай и побеждай. Ты побеждаешь не ради себя одного».

Поэтому все негативы и личностные реакции необходимо отпустить и оставить позади в прошлом опыте, чтобы они стали частью пройденного пути, внося свой вклад в рост и опыт, но оставаясь в прошлом, о котором не должно быть никаких «воспоминаний».

Просто? Да. Легко? Нет! Но жизненно важно.

 

ГЛАВА 5

Групповая работа в перспективе ученичества

Мы знаем, что если в прошлом очень немногие ученики проходили индивидуальное обучение и подготовку к посвящению, то сегодня, когда мы вступаем в эпоху Водолея, обучение осуществляется в группах. Групповое посвящение будет всё больше становиться иерархическим методом работы в будущем.

Это новая идея, которую нелегко понять точно. В настоящее время многие неверно ее истолковывают и чрезмерно упрощают ее смысл вследствие интеллектуализма конкретного ума, который не располагает прецедентом для сравнения и оценки новых требований грядущей эпохи. Кроме того, эти методы примут в какой-то мере экзотерический характер вследствие экстернализации многих эзотерических принципов и форм обучения, что также создаст собственные новые и уникальные проблемы.

Группа Школы Арканов была создана в качестве «эксперимента в групповой работе». Хотя в процессе обучения и усвоения опыта было сделано немало ошибок, многое было достигнуто за эти годы. Было наработано в некоторой степени групповое сознание и достаточное понимание этой идеи в контексте новой эпохи, чтобы создать хороший фундамент для растущей потребности в более адекватном проявлении ее реалий.

Как и во всех формах эзотерического учения, от нас ожидается, что мы примем соответствующие принципы и понятия, интерпретируем их сами для себя и затем подвергнем свое понимание испытанию, реализуя узнанное. По существу, групповая работа новой эпохи является внешним проявлением внутреннего, истинно духовного состояния, а также свидетельством сознательных связей с ашрамом, которые развиваются постепенно и нередко болезненно в течение долгих лет.

В конце концов, групповая работа не представляет собой совершенно незнакомое понятие. На самом деле, за 500 лет до деятельности Христа в Палестине Гаутама Будда начал свою работу в Индии через малые групповые общины, которые были организованы так, чтобы быть самодостаточными и независимыми как внутри себя, так и в отношении друг друга. Будда считал это подготовкой к грядущей «всемирной общине». Сегодня, две с половиной тысячи лет спустя, потребность в глобальном сознании и взаимосвязанном мире народов — во всемирной общине — признана в качестве императива для спасения нашей планеты. Мы стали взаимозависимы во многих сферах человеческой жизни, но пока не достаточно взаимосвязаны. Однако есть и общий знаменатель — взаимоотношения.

Каждый раз, когда я думаю об этом, меня поражает долгосрочное видение и планирование, бесконечное терпение тех, кто стоит на передовой линии планетарной эволюции. Да будет так всегда, ибо человечество, занимающее ключевое положение в планетарной жизни, связывающее дочеловеческие царства со сверхчеловеческими и выполняющее функции трансформирующего планетарного центра, капризно, своенравно и непредсказуемо. Божественный дар свободной воли всё еще вязнет в трясине своего аспекта своеволия, которому еще далеко до радости самоотдачи. Это состояние продлится, возможно, еще тысячелетия, по мере того как медленный процесс трансформации и преображения будет оказывать свое просветляющее воздействие.

Будучи уже давно посеяно, семя групповой идеи нового века должно теперь узнаваемо проявиться в разных частях света. Сегодня эта идея интерпретируется и практикуется столь по-разному на разных уровнях сознания, и так же будет обстоять дело и в будущем. Насколько это касается учения новой эпохи, существует два основных аспекта групповой работы, которые необходимо осознать. Один из них — это тот тип работы, который должен быть принят людьми доброй воли, второй должны разработать сами ученики.

Оба типа необходимы, и каждый должен быть понят в контексте собственной сферы ответственности. Оба пока проходят экспериментальную стадию роста через опыт. Естественно, требования, предъявляемые к ученичеству, гораздо труднее для понимания и практического исполнения, так как основу работы именно этих групп образуют в значительной мере незнакомые методы и иерархическое видение, а не знакомые и принятые нормы общества, в котором служат группы людей мужчин и женщин доброй воли.

Во время своей работы с Алисой Бейли Тибетский Учитель Джуал Кхул предпринял попытку обучить и подготовить эзотерическую группу учеников на внешнем плане, стремясь установить такой уровень единой групповой работы под контролем души, чтобы предварительная подготовка к групповому посвящению оказалась бы приемлемой. Ему это не удалось, или, точнее, группа, которую он обучал, не смогла принять требуемую суровую подготовку в сфере преодоления личности и подчинения благу группы. Тем не менее отчет о проделанной работе, зафиксированный в первом и втором томах Ученичества в Новом Веке, просветляющ и чрезвычайно полезен и ценен для тех, кто сознательно продвигается к той же цели.

В этом, по-видимому, и заключается принципиальное различие между группами служителей, мужчинами и женщинами доброй воли, с одной стороны и группами учеников, сознательно участвующих в процессе планетарной эволюции, с другой. Первые собираются вместе в порядке внешнего выражения космического Закона Притяжения. Иными словами, они встречаются и узнают друг в друге более или менее бескорыстные и преданные личности, разделяющие общие взгляды и видение и в качестве таковых совместимые в своих представлениях о служении и путях и способах группового удовлетворения потребностей человечества. За малым исключением между членами группы существует взаимная приязнь, уважение и верность, а также готовность устранять разногласия и идти на компромисс относительно методов работы.

С другой стороны, группа учеников (эволюционирующая в конце концов в «группового ученика») является прежде всего субъективным образованием, находящимся под влиянием космического Закона Синтеза, формируя центр сознания души, ответственный, под влиянием ашрама, за осуществление на физическом плане определенной части Великого Плана Иерархии для человечества. Всё, что предпринимает такая группа, соответствует задаче ашрама и находится под влиянием его потребностей.

В подобной группе сама работа, План, представляет собой магнетическую силу, притягивающую и синтезирующую личности в служении, и всё это подчиняется высшей необходимости. Участвующие в работе личности нередко могут никогда не встречаться и не знать друг друга или, если они объединяются во внешние группы, могут даже и не симпатизировать друг другу. Личностная совместимость рассматривается как несущественная для центральной групповой задачи, которая сосредоточена на том или ином аспекте иерархической работы. Как говорит Учитель Джуал Кхул, в группе учеников нет места «ни симпатиям, ни антипатиям; ни одобрению, ни неодобрению; ни критике, ни ее отсутствию». Он сказал: «Там, где есть симпатия, устанавливаются слишком прочные личностные отношения с точки зрения блага группы. Там, где имеется антипатия, постоянно происходит внутреннее отторжение, и потому возникают расколы» (Лучи и Посвящения, стр. 209).

На самом деле истинная группа учеников характеризуется «реальным пониманием «божественного безразличия», духовной отстраненностью и глубокой, непрерывной, неизменной любовью», потому что такая редкая группа, если она действительно существует, «объединяется кармическим законом, потребностью ашрама и руководством со стороны души…. Мало что объединяет таких людей, за исключением их склонности, или предрасположенности, единого устремления и общей цели» (Там же, стр. 210). Отношения между членами такой группы, как отмечает Джуал Кхул в одной и книг из серии Ученичество в новом Веке, должны быть «дружбой в самом чистом смысле этого слова», то есть такой дружбой, как ее понимает Иерархия, — безличной, ничем не стесненной и поддерживающей направляемую Планом работу.

Эти идеалы чрезвычайно трудно воплотить на практике. Немногие способны преодолевать страдания, ничтожные личностные реакции и обиды, омрачающие ясность руководства души и намерений ашрама. Поэтому состав внешних ученических групп имеет тенденцию время от времени изменяться, сегодня в большей степени, чем когда-нибудь в будущем, когда притяжение ашрамной работы окажется сильнее реакций обиженного и разочарованного индивида. Группы Нового Века, как и все прочие их разновидности, ровно настолько хрупки и жизнестойки, насколько жизнестойко их слабейшее звено, или единица.

На протяжении лет мы были свидетелями множества изменений в группе штаб-квартир Школы Арканов и, несомненно, их будет еще больше в будущем, так как мы является участниками первопроходческого процесса, который каждый ученик должен проработать сам для себя по-своему и в собственном темпе. Действительная и основная характеристика группового ученика, сформированного согласно Закону Синтеза, с тем чтобы «творить единство» на внешнем плане человеческих дел и человеческих взаимоотношений, — это неотразимая энергия совокупного процесса и гарантия продолжения роста на трудном «пути становления». Первый луч питает стремление-к-добру и упорное движение вперед.

Ученик в группе сам дисциплинирует себя, готовит себя, вносит свои усилия и всё свое существо в групповое целое, причем добровольно, без принуждения или какого-либо внешнего давления. Его подчинение принципу души (в нем самом, в группе и в человечестве), а также целям ашрама, ответственного за групповой план и цель, является результатом его собственного выбора и добровольного сотрудничества. Оно красноречиво свидетельствует об изменяющемся акценте в группах учеников Нового Века. В отличие от привычного метода прошлой эпохи, группы водолейского типа строятся не вокруг центральной управляющей фигуры (не обязательно даже Учителя), а вокруг центральной направляющей цели или идеи. Она представляет цель ашрама и является признанием того аспекта Плана Иерархии, за который группа может правомерно принять на себя ответственность. Цель первична, она мотивирует, вдохновляет и направляет к действию. Ее излучающая магнетическая сила создает и поддерживает канал сообщения между ашрамом и внешней группой. Этот канал должен быть неповрежденным, если группе предстоит обеспечить необходимое ожидаемое сотрудничество в экстернализации, или проявлении, идей и идеалов ашрама.

Хотя в такой группе новой эпохи центральным магнетическим мотивом является работа, одинаково представляемая и организованная, в каждой ученической группе есть также центральная точка ответственности. Алиса Бейли сказала однажды в одном из своих обращений: «В центре каждой группы стоит мировой ученик», чей опыт и полное самозабвение являются средством, позволяющим безопасно нести такую ответственность, с самоотречением и без малейшего оттенка личностной авторитарности.

Джуал Кхул дает нам правильную модель, которой внешняя группа, связанная с Иерархией, должна следовать в целях надежной и точной передачи энергии. Он указывает, что члены такой группы не одинаковы в плане духовного раскрытия, опыта и лучевых связей. Они находятся в разных точках на пути возвращения и на уровне души связаны с ашрамами разных лучей. Это обеспечивает необходимые для группы широту и размах, а также, по словам Джула Кхула, «широкое поле отношений». В дополнение к центральной точке энергии, ответственной за поддержание свободного течения энергии из ашрама, имеются еще две, обладающие особой связью и функцией в группе. Совместно они образуют сущностный центральный треугольник, полностью взаимодействующий со всеми прочими частями групповой структуры, создавая сеть энергетической связи от центра к периферии и от периферии к центру.

Слова, описывающие эту сущностную групповую модель, возможно, относительно легко понять интеллектуально, однако совершенно другое дело — испытать само состояние в действии, почувствовать и познать его в сердце и разуме и обеспечить самое полное участие в гладком функционировании всей группы как единого звена в «цепи Иерархии». Немногие, даже обладающие самыми лучшими намерениями и чистейшими мотивами, способны соответствовать идеалу. Слишком часто личности и личностные расхождения примешиваются к необходимому бескорыстию, ибо правильная позиция, ведущая к правильному действию, нередко оказывается слишком хрупкой, чтобы выдержать давление.

За годы я так часто сталкивалась с этим и видела так много ненужной боли и срывов вследствие неспособности проживать учение и практиковать принципы иерархической работы. Тем не менее, всё это — основа реального духовного роста. Когда возникает вопрос о действенном сотрудничестве с ашрамом, невозможно притворяться, делать вид или претендовать на некоторую степень духовности, которая на самом деле не достигнута. Реальный статус ученика всегда проявляется через то, как он выполняет работу, как он справляется с отношениями, через приоритеты и реакции в повседневной жизни, а также через то, как индивид реагирует на давление и проблемы в работе и в ежедневных групповых контактах.

По мере того, как приходит новая эпоха и энергии Водолея оказывают все большее влияние на характер человеческого мышления, его чувства и действия, ученик тоже должен проявить способность более полно перенести центр тяжести своей жизни в центр души и ашрама, где служение Плану, основанное на любви к человечеству, является естественным и совершенным образом жизни.

 

ГЛАВА 6

Амбиции и претензии

Существует хорошо известный фундаментальный принцип, согласно которому никто, обладающий реальным духовным статусом никогда не заявляет никаких амбициозных претензий. Дело не столько в самодисциплине или осторожности, сколько в истинном забвении себя. Ответственные духовно развитые люди настолько равнодушны к собственному статусу, а также к статусу окружающих, что он не занимает никакого места в их повседневных мыслях и делах. Если такой вопрос и встает, то только в связи с какой-нибудь важной задачей, событием или личностью, временно значимой для текущего проекта служения или в контексте каких-либо существенных взаимоотношений.

Один из семи Принципов Школы Арканов гласит: «Не допускается никаких амбициозных притязаний…» ни в интересах Школы, ни в интересах кого-либо из служащих штаб-квартиры. Те, кто занимается учением и стремится практически применять его в повседневной жизни, могут использовать этот принцип не только для определения личной позиции и поведения, но также, если это необходимо, и для оценки других. Различение в оценке людей, равно как и событий, является важным элементом способности и практики мудрого выбора и принятия решений. Хочу еще раз повторить: можно претендовать на статус ученика, поскольку путь ученичества простирается от самого скромного неофита до Самого Христа, но ни один истинный ученик, независимо от ступени посвящения, никогда не будет заявлять о своем месте на пути.

Тем не менее, несмотря на это, сегодня многие публично заявляют о том, что находятся на высокой ступени посвящения и нередко заявляют то же относительно других. Поступая так, они лишь проявляют неадекватность собственного восприятия и наваждение своих заключений. Эти завышенные претензии часто выдвигаются из соображений личного престижа и вследствие желания контролировать и направлять людей или деятельность, которая им представляется важной. В действительности, большое самомнение — характерная черта амбициозных людей, особенно когда он или она пытается убедить окружающих, что действует по прямому указанию одного из Учителей Мудрости или Христа, которые требуют сделать то-то и то-то.

Я очень часто сталкивалась с этим в своей работе в Люцис Траст и в Школе Арканов. Даже еще при жизни Алисы Бейли с ней вступали в контакт разные люди, утверждавшие, что «Учитель Джуал Кхул» желал, чтобы они исправили некоторые ошибки в его работе с ней. После смерти А. Бейли их число возросло, особенно тех, кто стремился изменить текст Великого Призыва. В последние годы несколько человек претендовали на роль «преемников» Алисы, утверждая, что они приняли от Учителя новое учение, несмотря на его собственные заявления относительно следующей и последней фазы передачи своего учения.

Полезно отметить, что сам Тибетец полностью отдавал себе отчет в потенциальной опасности, связанной с передачей учений, исходящих от какого-либо Учителя Мудрости в Иерархии. Это ситуация, чрезвычайно чреватая наваждением и ловушками для не полностью трансформированной личности. Стремясь по возможности устранить эту опасность, Джуал Кхул говорил в Экстернализации Иерархии о «мыслеформах Учителей», существующих на астральном плане и созданных преданностью, желаниями и искаженным эмоциональным представлением. Эти мыслеформы наполняются мощной энергией и хорошо организуются своими создателями и потому притягиваются к ним; они совершенно нереальны и являются совокупностью искаженных представлений об Учителях, которые не имеют к ним никакого отношения.

Многие вступают в контакт именно с этими «астральными скорлупами», с этими вводящими в заблуждение мыслеформами, принимая их за реальность, хотя убедить в этом почти невозможно никого из тех, кто лично находится под их влиянием. Общая позиция этих людей такова: «эти мыслеформы могут обмануть других, но не меня!»

В последнее время, когда Христос и Иерархия приблизились к человечеству, наваждения и иллюзии распространились также и на личность Христа. Сегодня столь многие в разных частях света провозглашают себя Христами «во втором пришествии», что, если бы они прибегли хотя бы к малой толике разума и здравого смысла, то осознали бы смехотворность и невозможность своих претензий.

Однако они продолжают, иногда быстро исчезая в безвестность, а иногда надолго привлекая к себе внимание и поддержку. Несколько лет назад ко мне подошел один из таких «Христов», который потребовал, чтобы я передала ему Школу Арканов, поскольку ему было необходимо средство для передачи своего нового послания. Когда я отвергла его требование, он свирепо сообщил мне, что меня «устранит смерть», и тогда он примет на себя полное руководство всей работой Джуала Кхула. Через несколько недель несчастный заблудший, пытаясь доказать последователям, что он «неразрушим», прыгнул с нью-йоркского небоскрёба со всеми неизбежными последствиями этого акта.

Эти чрезмерные амбиции могут иметь самые разнообразные причины. Некоторые из таких людей используют других и манипулируют ими в личных целях, иные искренне заблуждаются, есть и просто невежественные и наивные. Несколько лет назад я встретила в Австралии одного из принадлежащих к последней категории, молодого человека, представившегося мне «Санатом Кумарой». Он был удивлен и озадачен тем, что никто не принимал его в этом качестве и не обращался к нему под этим именем. Я пыталась объяснить ему, что он, по-видимому, не понимал, кто такой Санат Кумара, на что тот ответил: «Я читал, что Санат Кумара известен также как «вечно юный», а поскольку я отыскал секрет вечной юности, то я и должен быть Санатом Кумарой!»

Труднее отвечать искренне заблуждающимся, нежели шарлатанам и рвущимся к власти. Однако, если живешь эзотерической жизнью, духовная честность требует строгой приверженности принципам, хотя и бывают случаи, когда «немного невинной лжи» может принести больше добра, чем вреда для преодоления разрыва между легковерием или невозможным и реальностью духовной истины. Владыка Будда дал основную заповедь: «Крепко держись истины как светоча, ибо всё прочее эфемерно и преходяще». Иногда бывает трудно провести различие между истиной и ее подобием, и именно проводя эти различия и учась различению с помощью пробного камня принципа, мы углубляем понимание, расширяем сознание и увеличиваем свет.

В суете повседневной жизни, в которую тем или иным образом вовлечены все ученики, мы прокладываем свой путь, оценивая и выбирая, уравновешивая пары противоположностей, пока личность колеблется между крайностями добра и зла, и учась ценить компромисс и урегулирование в интересах глобальной цели и задачи. Однако урегулирование может затрагивать только средства, используемые для достижения ясно видимой духовной цели. Существует здравый совет «никогда не идти на компромисс по принципиальным вопросам», но необходимо осознать также, что есть принципы более высокие и менее важные, и последними всегда можно пожертвовать ради первых. Ограниченный ум и жесткая позиция, даже когда они основаны на верной идее, свидетельствуют о том, что осознана лишь частичная истина. Настоящий искатель истины всегда гибок в своих установках и готов рассматривать ранее упущенные из виду аспекты истины. Он отдает себе отчет в том, что не бывает окончательной истины. Никто не может претендовать на окончательность и совершенство в поисках истины или на божественность, которую все мы несовершенно отражаем.

Встает вопрос о том, как лучше всего противостоять претензиям тех, кто упорно стремится навязать их другим, и тем, кто считает себя избранными «вестниками» Учителей, а также попыткам доказать истинность «указаний» Учителя, касающихся работы групп, подобных нашей. Обычно мы всегда стремились игнорировать такие претензии и попытки, исходя из того принципа, что, реагируя на них и уделяя им внимание, стремясь исправить ошибочные представления, просто обостряешь проблему, отдавая ей энергию мысли и внимания. Разумно библейское предписание «не противиться злу, но поддерживать добро», на котором настаивает Тибетец. Энергия «следует за мыслью и соответствует ей», поэтому, чем меньше внимания уделять ложным претензиям, посланиям и указаниям, тем скорее рассеются наваждение и иллюзии, освобождая несчастные жертвы самообмана.

Временами, чтобы защитить работу, приходилось отвергать претензии с самого начала. В этом случае отказ должен быть сделан ясно и недвусмысленно, без озлобления и недоброжелательства, и его следует отпустить, как только он сделан, то есть выбросить из головы раз и навсегда, чтобы минимизировать возможные последствия и реакции как со своей собственной стороны, так и со стороны источника проблемы. Необходимо также быть готовым к тому, что ваш отказ будет в свою очередь отвергнут — либо злобно, либо со скорбью и без какого-либо последующего ответа. Хорошо известен трюизм, что в споре убедить невозможно, поэтому лучше не спорить.

В целом амбиции невежд и самодовольных не наносят существенного ущерба работе Иерархии. Они могут раздражать и удручать, могут заставить какого-нибудь потенциального ученика начать колебаться или свернуть в тупик на более или менее длительный период времени, в то время как учебный процесс будет продолжаться. Испытать на собственном опыте ложь, или так называемое «зло», значит осознать в конце концов, что воистину «добро — это самое лучшее» и что никакой учитель не сравнится с собственным опытом.

Направляемая Христом работа Иерархии хорошо налажена, настолько, что процесс экстернализации продвинулся далеко вперед, а это требует от всех учеников так много внимания и энергии, что решение несущественных проблемы и препятствий, неизбежно сопровождающих эволюционный путь, можно спокойно предоставить ходу времени и процессу роста.

 

 
bugfixer invisible agent