Учение Храма. Наставления 131-140
Алиса А. Бейли

Учитель Илларион «Учение Храма»

Наставление 131

Девачан

Тем, кто фактически не знаком с основными реальностями жизни, Я повторю снова: они не имеют соответствующего представления о плане Девачана и условиях существования на нем, когда рискуют всем тем, что желательно и возможно для индивидуального существования на этом плане, наполняя свой ум банальностями своей текущей жизни, а аурическую сферу — отражениями мыслей других людей, что не позволит сложить основание для истинного блаженства Девачана.

Вы бы нежно, хотя и снисходительно, улыбнулись по поводу представления вашего ребенка о зрелости. Так и «Те, Кто знают» могут лишь грустно улыбнуться в ответ на ваши жалкие понятия о полноте жизни, если только эти понятия лишены зла. Мы нередко слышим, как неразвитый ученик выражает желание «отказаться от Девачана», чтобы сразу же вернуться к земной жизни ради принесения добра человечеству. Это происходит в результате услышанного или прочитанного о преследовании такой цели каким-нибудь высоким Посвященным, однако говорятся эти слова в полном неведении о том, от чего хотят отказаться, или даже о той силе, которая может сделать возможным подобный отказ.

Такой ученик способен к подобному разумному отречению не более, чем трехлетний ребенок.

Если вы, с кем Я сейчас говорю, относитесь к числу таких людей, то, уверяю вас, вы с таким же успехом можете заявить, что отказываетесь от времени, отведенного вам на переваривание и усвоение пищи, принимаемой вами для поддержания вашего тела, ибо период в Девачане является таким же необходимым для души, как и время переваривания пищи для тела.

Если бы вы развились до такой степени, когда материальная пища более не требуется для поддержания тела, как это происходит у высоких Посвященных, то тогда вы были бы способны сделать такое заявление с большим пониманием.

Вместо невыполнимого отказа от Девачана было бы намного целесообразнее употребить затраченную при этом энергию на укрепление ваших высоких идеалов или формирование новых, способных снабдить вас субстанцией, предназначенной для ассимиляции в вашей жизни в Девачане.

Широко распространено немало ложных представлений относительно природы подсознательной жизни. Предполагается, что Девачан есть состояние самообмана, не более чем мечта. Если вы считаете вашу данную земную жизнь обманчивой мечтой, то тогда вы правы, считая мечтой и Девачан; но при другом отношении одна жизнь так же реальна, как и другая.

Я хотел бы спросить вас: «До какой степени можете вы проникнуть в потаенные желания, побуждения и личные поступки вашего друга, к которому больше всего привязаны? Разве не является неоспоримым фактом, что вы совершенно не способны достигнуть этих сокровенных мест, и именно это лежит в основе вашего недовольства, если вы чувствуете, что ваш друг или другиня как бы отсутствуют, даже находясь рядом с вами?» Вы никогда не сможете приблизиться к вашему другу настолько, чтобы узнать его полностью. Ваше желание более близких отношений проистекает из вашей веры в присущие ему добродетели, в данный момент сокрытые от вас. Ведь не ошибки же и не слабости, не презренные малые принадлежности низшей природы возбуждают ваше желание близкого контакта. И ваш опыт в Девачане относительно вашего друга является полным осознанием его высших качеств, осознанием объединения вашего сознания с высшими аспектами его души, со всеми добродетелями, красотой ума и тела, которая, как вы уверены, существует — да и в действительности существует — в высшем «Я» этого друга.

Вы не можете так отождествить себя с вашим другом в земной жизни, но вы можете «собрать сокровища на небесах» своим устремлением к ним, своим осознанием этих прекрасных атрибутов и своим вниманием к этим прекрасным вещам там, где, образно говоря, ни моль, ни ржавчина низшего материального «я» не могут ни испортить, ни уничтожить это прекрасное и куда не ворвутся воры, чтобы похитить его. Если бы вы не смогли приобрести некоторых познаний этих качеств и ассимилировать их в вашем сознании во время вашего опыта в Девачане, то никогда не могли бы принести их в себе в проявленное бытие, сколько бы земных жизней ни прожили.

И как бы вы ни желали немедленного нового воплощения, но пока в вашей природе остался хотя бы один неразвитый высший атрибут, период в Девачане необходим и желателен. И подобно тому как люди нуждаются здесь во сне, для большинства зрелого человечества непременно требуется отдых в Девачане, ибо астральный мозг — обиталище сканд — устает так же, как физический мозг устает у тех, кто еще недостаточно развит.

 

Наставление 132

Искренность

Взгляните со стороны на человека, который злобно нападает на свою собственную страну, свой дом или организацию, к которой он принадлежит. Вы можете быть уверены, что он либо мстит за какое-то заслуженное им наказание, либо преследует свои эгоистические цели.

Если человек искренен в своей попытке исправить предполагаемое зло или изменить неблагоприятное условие и если он к этому способен, то он придумает лучшее условие и докажет возможность его применения сначала в своей собственной жизни, а затем предоставит его другим. И он может быть уверен, что если его предложение действительно способствует улучшению прежних условий, то оно тотчас же найдет отклик в сердцах всех, кого это касается, ибо лучших условий хотят все.

Вовсе нет необходимости и было бы ошибкой применять оружие труса или грубияна, чтобы достичь какой-либо благой цели: закон прогрессии создаст импульс и расставит вехи для такого достижения.

 

Наставление 133

Радикальное действие

В жизни людей и наций имеются определенные циклы, когда необходимо на время отказаться от наиболее консервативных направлений действия, ибо в противном случае возникнет угроза развитию человека или нации, которое может приостановиться. Существуют также и циклы, в которых особо выявляются качества, не являющиеся характерными для других циклов, — чувства и высшие качества милосердия и прощения.

Закон циклов применяется к этим атрибутам, как и ко всем иным фазам манифестации, при этом низшая дуга цикла чувства может совпасть с низшей дугой расового или мирового цикла, и взаимодействие между управляющими силами, стоящими за эволюцией такого чувства, и более материалистическими аспектами жизни, преобладающими в расе в течение этого отдельного расового цикла, может оказаться более сильным и более постоянным, чем в другие периоды.

Большинство людей обычно замечают лишь результаты, едва ли обращая внимания на те причины, что лежат за непостоянными, изменчивыми явлениями, слагающими жизненный опыт. Поэтому неудивительно, что они приходят к заключению, что жестокость, несправедливость, неправедная жизнь одного класса являются причиной вынужденных страданий и тяжелых условий жизни другого. Но ни тому, ни другому классу не приходит в голову, что это кармические действия и циклический закон вызвали к проявлению условия, породившие классовую ненависть, которая всегда особенно заметна в такие периоды.

Стоящий у власти класс осознает тот факт, что необходимо что-то делать для изменения условий, способствующих возникновению классовой ненависти. Но что именно нужно сделать, чтобы добиться таких перемен, он не знает. Он так же несведущ в реальных фактах, как и его предполагаемые жертвы.

Более сильная, чем их, рука держит руль мирового корабля, — рука, готовая требовать справедливости за попрание закона, и, как Я уже упоминал, она выбирает именно такой период, когда низшие дуги циклов чувства и справедливости находятся в оппозиции; она выбирает время, когда необходимо применить радикальное действие, как бы ни отразилось оно на отдельном человеке и на человечестве в целом.

В индивидуальной жизни существуют циклы, когда добродетель не может быть вновь обретена путем ограничения порока; времена, когда для излечения болезни духа или тела возможно одно только безжалостное радикальное действие; подобные же циклы имеют место и в жизни наций, и всего человечества. В такие периоды всегда разгораются чудовищные, бессмысленно жестокие с виду войны между двумя фракциями одного народа, когда огромное количество людей приносится в жертву неким идеалам или же эгоистическим целям. И пока человечество не сможет осознать, что сильное, решительное радикальное действие возможно и даже более эффективно по линии объединения, нежели дезорганизации, вследствие чего нужно применить все радикальные силы, порожденные у самой низкой точки дуги цикла в целях блага вместо зла, — до тех пор человек будет убивать своего собрата, а затем воздвигать монументы славы и распевать гимны победы в честь того, что в действительности было чудовищным поражением.

Но прежде чем коллективный человек сможет использовать имеющуюся в его распоряжении мощь в таком ключе, этому должен научиться и каждый отдельный человек. А пока он продолжает эгоистично ломать и разрушать там, где должно быть созидание, пока он только хитрит и обманывает, когда неотложно требуется самое радикальное действие, а радикальное действие применяет там, где законно одно лишь высшее консервативное действие, — он будет жертвой тех сил, что скапливаются у низшего полюса цикла.

Война человека с человеком неизбежна лишь до тех пор, пока человечество слепо к целям, мощи и сфере действия тех безответственных полусознательных сил жизни, которые могут быть использованы с гораздо большей пользой для достижения мира, нежели для разжигания войны. Эти силы могут быть применены и для поднятия расы, павшей под их действием в то время, когда такое действие направлялось деструктивными факторами.

Будет печальным заблуждением принять теорию, утверждающую, что силы негативного аспекта — низшей точки дуги цикла — ответственны за все злодеяния, совершенные человечеством в тот период. Негативный аспект любой силы природы или объекта оказывается злом лишь только потому, что применяется ВО зло. Эту истину было бы легче всего продемонстрировать на примере какого-либо хорошего человека, достаточно сильного, чтобы согласиться опуститься до уровня человека, очень низко павшего по шкале жизни и потерявшего все надежды на улучшение. Только оказавшись в подобном состоянии, можно понять падение последнего и проложить путь возрождения.

Придет день, когда в груди человека проснется надежда на возможность благого служения человечеству, и тогда те негативные силы, которые при ложном направлении работали ранее на его погибель, будут также усиленно работать на его возрождение. Этот факт может быть вообще не принятым из-за тех очевидных трудностей пути и того отступничества, которые пережил человек, пытающийся подняться, но на самом деле все это было вызвано самовнушением. Он сам возбудил определенные токи в своей астральной атмосфере. Но он может затормозить их и в конце концов уничтожить своим личным усилием и устремлением. И тогда та же энергия, что использовалась для воплощения его ложных внушений, сможет применяться для выполнения правильных действий. Но так или иначе, для того чтобы повернуть эту энергию в должном направлении, требуется сильный направляющий импульс со стороны какого-нибудь более зрелого человека или же со стороны пробудившейся души павшего. И вот тут-то существенно необходимо радикальное действие.

Никакими сантиментами или же наставлениями не добиться осуществления цели там, где эффективны лишь положительный пример и радикальное действие.

Человеческие расы вымирают, достигнув низшей точки дуги Великого цикла, в период наибольшей активности негативных сил, вследствие того, что подходили к этим силам с эгоистическими и дурными намерениями в течение всей второй и третьей четверти этого цикла и поэтому народ перегружен только этим одним аспектом жизни. И тогда строители — полусознательные элементалы негативной силы — становятся в свою очередь разрушителями из-за неверно взятого направления.

 

Наставление 134

Промежуточные состояния сознания и отношение к ним человека

Открытия древней и современной науки быстро сходятся к единому фокусу. Теперь дело стало лишь за номенклатурой да за тем фанатизмом немногих современных авторитетов в области физики, что удерживают мир от признания духовных истин, лежащих в основе всех явлений. Именно эти авторитеты ответственны за все продолжающиеся дебаты, а также за те потерянные время, средства и силы, которые можно было употребить на более важные изыскания в тех областях, что могли бы дать наиболее удовлетворительные результаты. Когда кто-нибудь из таких авторитетов гордо заявляет об открытии состояния материи, до сих пор неизвестного и невообразимого для его современников, и на следующий же день фактически полностью отрицает существование подобного состояния материи, буквально высмеивая его в описаниях, даваемых каким-либо древним ученым в подобной области исследования, и поступает так лишь на основании того факта, что материя древних лежала отнюдь не в круге исследований современной физики, а в области метафизики, и потому может быть отождествлена лишь с её терминологией, — то такой авторитет лишь еще больше смущает умы масс.

Если бы он смог хотя бы допустить аналогию, соответствующую возможность занять существенно более выгодную позицию в собственном догматическом мышлении, и предложить её как рабочую гипотезу, то какой-либо начинающий ученый или философ, менее вооруженный знаниями в некоторых вопросах, но зато с более развитой интуицией, мог бы дойти до основания этих затруднений и пролить свет на все аспекты данного предмета.

Время от времени в текущей литературе появляются сообщения об удивительных открытиях, охраняемых Посвященными вплоть до нынешних дней по той причине, что их широкое оповещение может привести к тому, на что Я указывал, а именно привлечь чей-либо пытливый ум к работе над проблемой, которую мир еще не готов разрешить с пользой для себя, что может привести к взрыву преступлений, далеко превосходящих по своей жестокости и злобности совершенные ранее, такие, например, как сожжение так называемых ведьм. Ведь заявления метафизиков об их знании и вере в промежуточные состояния существования, а также знании об обитателях этих слоев, их возможности воздействовать на сензитивов физического плана с целью нанести вред другим при помощи оккультных методов, и были по существу ответственны за те преступления, что наложили позорное пятно на цивилизацию и назвались «эпохой борьбы с колдовством». И в то же время недавние сообщения признанного авторитета об открытии состояний материи, которые фактически идентифицируются с планами материи, известными вышеупомянутым метафизикам благодаря их исследованиям психических феноменов, не возбудили особого интереса.

Это новое или, вернее, хорошо забытое старое открытие касается существования мельчайших организмов, которым было дано наименование катодных частиц, а впоследствии — отрицательных электронов. Существование этих мельчайших жизней было совершенно ясно и определенно указано в наставлениях о Свете, данных ученикам Храма свыше десяти лет назад.

Излучение, поглощение и распространение Света является основой всей проявленной материи как на внешнем, так и на внутреннем плане жизни. Но до тех пор пока человек отказывается принять факт существования Духовного Солнца — источника всего света, — он будет продолжать свой труд в темноте. Пока он считает эфирный план лишь простой средой, при помощи которой передаются световые и звуковые волны, а не извечным видом движения всей жизни, духовным Светом, он будет трудиться в заколдованном круге. Он будет поочередно то принимать, то отрицать корпускулярную теорию. Атомная, ионная, междуионная и все другие составные части его корпускул дадут ему подходящий материал для построения разных теорий, но в конце концов он примет и те факты, что были сообщены Учителями Мудрости.

Для того чтобы знать, человек должен проверить все на опыте. И вышеупомянутые властители современной науки должны склонить свои головы до уровня малого ребенка и смиренно согласиться с фактами, сообщенными последователями Божественной Мудрости, прежде чем для них будет возможно достигнуть порога духовного опыта, который один лишь содержит ключ к знанию. Успехи, которых они добились, породили догматизм, эгоцентризм и гордыню, раздуваемые лестью тех, кто едва ли может понимать и еще менее интерпретировать их диссертации, и это весьма мешает им изменить свой образ мышления и занять именно ту позицию, которая более всего необходима для получения такого опыта, о котором Я говорил.

Они не могут преодолеть то препятствие, что установила у врат знания простая Вера. Они не способны также понять и природу субстанции этого препятствия. Достигнув, увидев и коснувшись её при помощи индуктивного метода, они каждый раз будут вынуждены печально и разочарованно отворачиваться из-за неспособности или нежелания преодолеть эту преграду. Однако во всех частях света есть те, кому это удалось. Уже сделаны открытия, которые, легко уничтожая все препятствия, возводят между двумя полюсами нейтральные сооружения, в которых две фазы одной великой и божественной науки могут встретиться и объединиться. Когда это произойдет, по всему миру разнесутся радостные вести, вызывая прилив великой радости и ликования.

 

Наставление 135

Кровавая жертва

Каждая веха на пути человеческого прогресса была до сего времени отмечаема кровью, и так будет продолжаться до тех пор, пока не будет искуплена, или освобождена, вся материя. Многие прилагали усилия, чтобы верно истолковать приписываемое Апостолу Павлу утверждение о том, что без пролития крови не может быть прощения, или отпущения греха. Точно такие же или подобные утверждения высказывались иногда Посвященными Учителями в первой половине каждого расового периода, с тех пор как человек стал самосознательным, ответственным существом, и делалось это с тем, чтобы возвестить о необходимости жертвы за нарушенный закон. Такие утверждения обычно звучали после принесения себя в жертву каким-нибудь Великим Учителем или Вождем народа, но редко когда осознавался тот факт, что они могли еще более относиться к явлениям природы — к действию универсального закона.

Кровь является проводником праны, то есть материальной жизненной силы, циркулирует ли она по венам человека или животного, в соке дерева или молекулах камня. Когда выражение «кровавая жертва» употреблялось древними, чтобы указать на освобождение расы или мира из-под власти зла, оно применялось в общем смысле и подразумевало всех носителей и передатчиков жизненной силы, которые, независимо от их формы и характера, принуждались к отдаче этой жизненной силы в жертвенном ритуале.

Обычно считается, что закон кармы применяется лишь к самосознательным существам. Но это заблуждение, ибо действие этого закона так же определенно, как и для человека, хотя не столь радикально и ярко выражено и в случае каждой молекулы живой материи.

Каждая такая молекула живой материи воплощает эмбрион, зачаток души, которая находится на пути к своему самосознательному существованию и поэтому подлежит законам, управляющим всеми самосознательными формами жизни: закону кармы, реинкарнации и вечного эволюционного развития.

Ни одна раса, ни одно царство живых существ — будет ли оно человеческим, животным, растительным или минеральным — не может по завершении расового периода подняться к следующей, превышающей её настоящие возможности ступени, пока её расовые долги не будут искуплены через пролитие крови. И это означает сбрасывание своих телесных оболочек, с тем чтобы вся ценность опыта, накопленного молекулами, составляющими эти оболочки, могла быть запечатлена на них посредством контакта с духовными жизненными силами высших планов бытия, и таким образом получен импульс к еще большему устремлению в будущем, когда они снова будут собраны в каком-либо материальном воплощении. Эти малые элементальные жизни должны быть освобождены от ограничений формы до того, как им может быть дан такой духовный импульс, так же как душа человека должна быть свободна от физической формы во время концентрации, сна или смерти, чтобы установить контакт с духовными силами или существами высших форм сознания и получить толчок к дальнейшему росту.

В этом кроется одна из великих тайн жизни, которую наука отрицает, потому что не может доказать; но тем не менее она является основой эволюции. Если бы эта истина была принята, было бы нетрудно понять, почему только мертвая вещь — будь то мир, правительство или какое-то предприятие — может оставаться в покое. Пока что-то живет, неизбежны органические изменения и перемены. Эти перемены зависят от движения, а каждый вид движения побуждается Духовными сущностями.

Человек, отступающий от какой-либо установленной формы жизни с целью реализации некоего идеала, должен заплатить за свой отход определенную цену. И он платит отдачей некоторых составляющих, или аспектов, своей жизни, будь то в буквальном смысле кровь или же высшая степень передатчиков жизненной силы, воплощенной в его разуме или душе. Те, кто идет за ним, воспользуются этой жертвой в той мере, в какой и он воспользовался жертвой других. Но он, то есть его эго, истинный человек, снова вернется в осязаемый мир, чтобы разделить тот успех, созданию которого он способствовал своей жертвой.

Бывает, что какое-то правительство, сообщество людей, род или семья достигают красоты, силы и могущества лишь для того, чтобы, в свою очередь, принести в жертву жизнь своего сообщества и дать дорогу высшей форме объединенной жизни в другое время, в ином веке. Но эго, руководившее первой жертвой, совершенной во имя лучших, более идеальных условий, разделит не только выгоды, но также и последующие жертвы того сообщества, с которым оно подобным образом было связано.

Всякий раз, когда вы видите человека, поднявшегося до высоты великой жертвы, вы можете быть уверены, что за ним стоит бесчисленное количество малых жертв. Также вы можете быть уверены, что он находится в момент получения заслуженной награды, ибо Вселенной управляет справедливость. Человек, если он хочет достигнуть вершины, создает свою лестницу ступень за ступенью.

Для стороннего наблюдателя кажется достойным великого сожаления тот факт, что постоянно приносится так много на первый взгляд ненужных жертв. Появление неизбежного разрушителя, уничтожающего плоды великого труда и безмерной жертвы, кажется настоящим бедствием. Но элементарные силы — малые жизни, которые создают множество таких разрушителей, — делается ли их работа под влиянием человеческой ненависти или иных страстей, побуждающих к разрушительным действиям, либо она исполнена во время великих бурь и смещений земной коры или при помощи какого-то иного разрушительного метода природы, — эти рати элементариев исполняют ту работу, для которой они и были созданы, являясь проводниками кармического закона на пути высших форм развития.

Вечны одни лишь великие идеалы Богов и людей, все же остальное изменчиво и подлежит жертве, а потому «не привязывайся к плодам трудов своих». Живи праведно сегодня, и завтрашний день будет хорошим; живи неправедно, и завтрашний день непременно принесет тебе угрызения совести и упадок духа. Не гадай о результатах сегодняшних жертв твоего брата в ожидании личной выгоды в будущем, ибо лишь твои собственные жертвы принесут тебе личные достижения. Ты можешь участвовать в получении результатов от пролития жизненной силы своего брата только в том случае, если стоял рядом с ним во время его неизбежного испытания, а потому пролил и свою собственную кровь — свою собственную жизненную силу, — все равно, была ли это кровь души или тела.

Запомните, жертва есть закон всей жизни и развития. Без жертвы нет отпущения греха, нет победы над злом, дисгармонией и смертью. Утверждение о том, что кровь брата взывает о мщении от самой земли, понимается обычно как образное выражение, но для развитого психика является неоспоримым фактом, ибо с удалением крови из тела животного или человека совершается преждевременное воссоединение и смешение земных и огненных элементалов, из которых изначально появились материальные составляющие крови. Поэтому элементалы взывают к мировому закону об уплате за долг, принятый на себя тем, кто извергнул их из воплощавшей их крови раньше того времени, когда они могли быть освобождены природным, естественным законом и через такое освобождение удостоиться возможности получить высший импульс, о котором говорилось ранее. По велению закона те души смертных, которые умерли насильственной смертью, остаются в Кама-Локе[32]Субъективный и невидимый план, следующий непосредственно за земным, в котором пребывают астральные формы, порожденные физическими и ментальными желаниями всех живых существ. Соответствует Гадесу древних греков и Аменти египтян — стране Безмолвных Теней. (Примеч. ред.) до дня назначенного им конца. И лишь только после этого они освобождаются, чтобы достигнуть Девачана и получить более высокий духовный импульс. Тот же самый закон справедлив и в случае с малыми жизнями, которые составляют физическое тело человека. Именно грубое нарушение этого закона и является причиной, по которой душа тех, кто умер насильственной смертью, заключается в Кама-Локе на упомянутый период. Насильственная смерть не является смертью естественной, а природе наперекор поступать нельзя.

Условия, в которые вовлекаются насильственно удаленные из крови элементалы, можно сравнить с условиями, существующими в Кама-Локе, где все пребывает в беспорядке и непрерывном изменении, а следовательно, в той или иной степени подвержено страданию.

 

Наставление 136

Тем, кто страдает

Найдется ли хотя бы один среди вас или среди ваших друзей и знакомых, кто не откликнулся бы на зов, если речь идет о нуждающемся в сострадании и сочувствии в тот миг, когда волны печали сокрушают последнюю твердыню материального; или в час, когда звучат самые потаенные глубины страдания и душа остается наедине с Богом; или когда уже никакая человеческая помощь невозможна; или когда все, что лежит между жизнью и смертью, какой бы силы терпения это не требовало, уже испытано этой душой?

Если память сможет достаточно живо воскресить такие моменты, то не напомнит ли это вам о тех отчаянных обещаниях, которые вы давали вашему лучшему «я», вашему Богу: загладить содеянное вами зло или же совершить добродетельный поступок, который может изменить течение вашей жизни, если таким путем вы сможете получить облегчение?

И может случиться так, что даже смерть будет приветствоваться в такой час, если не будет иного пути прекратить страдания души или тела.

В такой момент в своих глубинах, сами того не зная, вы соприкоснулись с Божественным Естеством намного теснее и сокровеннее, чем когда-либо прежде и чем вы сможете сделать это когда-либо снова, если только не возникнут подобные же условия. И в этом прикосновении вам было дано то, чем вы никогда не обладали ранее; нечто, навсегда отделившее вас от материального «я», которому вы до того времени служили. Каким бы именем вы ни назвали этот дар, был ли он выражением божественной Любви, Сочувствия или взаимного понимания, — это не имеет значения: поистине, во всех случаях вы были одарены частью Божественной сущности.

Если вы позволили этому дару пребывать в бездействии или воспользовались им только тогда, когда это потребовалось кому-то из ваших личных друзей, или какое-то национальное бедствие постучалось в двери вашего сердца с такою силой, что вы должны были открыть эту дверь в целях самозащиты, то вы утрачиваете эту величайшую данную человеку возможность, за которую потребуется весьма строгий отчет.

Для вас не должно иметь значения, кто или что страдает или же страдал, что вызвало эти страдания и как далеко заведет вас в конце концов пробудившееся в вас сочувствие. Для вас важно одно — в тот момент или час, как только вам милостиво позволили стать проводником для передачи этого дара Святого Духа другой человеческой душе, вы были способны излучать ту же Божественную субстанцию, благодаря которой вы на какое-то время сделались подобным Богу.

Ваше собственное освобождение от бесконечно более тяжкого страдания, какое вы когда-либо переносили, висело на волоске в тот момент, когда до вас донесся беззвучный призыв разделить этот Божественный дар с другим. И вас нисколько не должны беспокоить результаты употребления этого дара, касается ли это духовных или материальных вещей. Ответственность за эти последствия покоится на Боге, который побудил вас к такому действию в тот никогда не забываемый час, когда вы погрузились в пучину своих собственных страданий.

Хотя вы и не очень заботились об этом даре и временами были забывчивы и неблагодарны, но все же верили и продолжаете верить, что когда-нибудь придет время, когда вы НЕ будете забывать и когда Признательность и Благодарность станут вашими неотъемлемыми качествами.

Веря в это, постарайтесь также осознать, что повторные усилия смогут привести и других к тому, что они уже не будут забывать о том, что вы сделали для них, когда они также находились в «пучине страданий».

Поэтому у вас нет причины тревожиться за то, чем обернется совершение какого-либо доброго поступка, каков бы ни был его временный аспект.

Высокие или низкорослые, белые или черные, образованные или невежественные человеческие существа становятся равны, когда дело касается насущных вопросов их сложной жизни, и существует несколько нот в великой гамме, на которые должна отвечать каждая душа.

Не послышалось ли Мне, что вы спрашиваете: «А как же относительно порока неблагодарности? Не понуждает ли подобное равнодушие со стороны одного к такому же безразличию и другого?» Ах, дети Мои, вновь говорю Я вам: не беспокойтесь о последствиях какого-либо праведного поступка. Вы можете спокойно предоставить эти следствия Дарителю, который наградил вас в часы вашего восторга и возношения, ибо Он имеет в Своей власти и другие дары, и выраженное вами сочувствие может подготовить в душе почву для принятия дара Благодарности — того ключа, что способен открыть накрепко запертую дверь сердца, иссушенного жестокостью, холодностью и равнодушием мира сего. Вы можете порадоваться благодарности других, но у вас нет права требовать от них этого дара.

Очень немногие даже среди самых ортодоксальных христиан воспринимали настоящий смысл одного из наиболее сокровенных, оккультных изречений Учителя Иисуса: «Если кто подаст чашу холодной воды во Имя Мое, тот уже Мой ученик».

Тем же, чем является такая чаша холодной воды для иссушенных зноем пустыни уст усталого, измученного путника, является и роса сочувствия и помощи одинокой душе в её тяжких страданиях. И если это сочувствие дается во имя Христа, иными словами, усилено Его Мощью, то вместе с ним передается и духовная сила Терпения, сила подняться и победить тех ограничивающих элементалов, которые погрузили эту душу в пучину страданий.

Вы стоите на пороге рождения огромных возможностей, что сравнимо разве только с крещением Огнем, который снизошел на учеников Иисуса в «верхней горнице» и теперь снисходит на всех людей, чьи сердца открыты его пламени.

Языки пламени и тот язык, которым были произнесены необыкновенные речи во время того огненного потока, имели одинаковую природу: оба были знаками мощи Христа, пришедшего передать знание этого чудесного нового языка — языка человеческого братства.

Мужчина или женщина, пребывающие в пучине страданий, являются дарованными Христом возможностями для всех, кто в состоянии услышать зов страдающего. И помилуй Бог ту человеческую душу, которая, услышав этот зов, откажется ответить на него, ибо, когда слепые управители эволюционного закона произнесут приговор, прощения этой душе не будет. И не восстанет тогда защитника во имя Христа, то есть осененного мощью Имени, мощью этих языков пламени — силой самого Христа, которая была дарована ей тогда, когда Бог-Сын соединил Бога в человеке с человеком в Боге в тот момент «в пучине».

Не имеет значения, являетесь ли вы членом церкви, какой-либо организации или просто свободным человеком, главное — это ваша способность услышать зов своего высшего «Я».

Этот зов может прозвучать в данный момент из Моих уст или в следующий момент из уст какого-то ребенка, нищего, уличной женщины или же заключенного в тюрьме преступника; но, как бы и откуда бы он ни прозвучал, ваша память должна возвратить вас к некой мере вашего собственного опыта и побудить вас ответить на этот призыв, а затем забыть о том, что вы сделали, если вы склонны ожидать какого-то внешнего выражения благодарности.

Вам будет трудно услышать этот зов, если ваш внутренний слух все еще запечатан чувством разделенности, — если верить, что разделение между телами распространяется и на души.

Только осознание сущностного единства всех людей и созданий сможет открыть уши и глаза души и в конце концов покончить со страданием.

 

Наставление 137

Готовность

Лишь расой, ослепленной самомнением и самообольщением, могут порождаться то преступное безразличие или умственная лень значительного большинства представителей белой расы, наблюдаемые в условиях весьма шаткой нынешней её позиции, с одной стороны, и те пустые, не отвечающие реальности планы, которые строит это большинство для кажущегося укрепления и защиты этой позиции — с другой. Все это может кончиться уничтожением расы как таковой, когда пробьет час следующего циклического смещения рас (а он должен пробить очень скоро), если только не произойдет всемирного пробуждения и осознания реальных фактов и не будут приложены объединенные решительные усилия к исправлению ошибок, порожденных неправильными методами воспитания и образования. Эти ошибки были допущены, несмотря на все пророчества, притчи, предупреждения и увещевания, прозвучавшие из уст проповедников, с лекционной кафедры и со страниц литературных произведений, — отовсюду и ото всех, кто когда-либо проливал свет Мудрости. И сегодня все мыслящие люди ужасаются при виде настоящего положения дел своего общества.

То тут, то там делаются спазматические усилия для заключения мирного договора между нациями, но эти усилия не дают ожидаемых результатов, да их и не может быть, пока все заинтересованные стороны не осознают и не применят духовные знания, то есть духовные и психические силы, которые в настоящее время лишь немногие способны различать.

По достижении наивысшей точки развития для каждого расового периода Божественный импульс циклического закона приводит в действие определенные элементальные силы, которые уничтожают те расы, что не реализовали своих возможностей; при этом энергия, порожденная в процессе уничтожения, идет на создание другой расы. Как это ни покажется парадоксальным, но чтобы созидать, требуется уничтожить соответствующее количество жизненной силы.

Желтая и коричневая расы сохранили обладание приобретенной ими в иных веках и воплощениях божественной силой — силой концентрации. Даже последующая деградация не смогла полностью лишить их ее. И именно сознание обладания этой мощью служит источником той динамической силы, что стоит за их стратегией и тактикой в любом сражении с белой расой.

Значительное большинство последней либо игнорировало, либо относилось пренебрежительно или даже с ненавистью к проявлениям той силы, которой обладали коричневая и желтая, а еще ранее и красная раса, когда обращали на себя внимание очевидные факты такого проявления, а именно: их стойкость, терпение, выносливость, презрение к физической боли и даже к жизни как таковой. Их национальная и расовая преданность является также одним из явных указаний на обладание этой мощью; и эта преданность и создает тот идеал, который необходим в качестве основы для сконцентрированного усилия и мудрого направления энергии, используемой в настоящее время для создания, вооружения и обучения их армий. Когда-то эта сила употреблялась для овладения и управления естественными желаниями и функциями жизни, для произведения магических и психических феноменов, но затем была обращена в противоположном направлении. А теперь мы спросим: готова ли белая раса для встречи и битвы с такими силами, если они набросятся на неё с разрушительными намерениями?

Было бы весьма серьезным заблуждением, если бы кто-то посчитал обязательной или же простительной для себя интимную связь с лицом противоположного пола антагонистичной расы лишь по той причине, что пророчества говорят о неизбежности подобной связи в будущем.

Та большая польза, которую надлежит извлечь из пророчеств, заключается в том, что упреждающее знание приближающихся событий дает человеку возможность вооружиться всем необходимым для встречи тех быстрых перемен, что всегда сопровождают приближение таких событий. По мере их приближения эти перемены будут возрастать, оказывая неизбежное влияние на жизнь тех, кто смутно ощущает контуры этих событий, то есть на жизнь тех мужчин и женщин, которые интуитивно видят и чувствуют, что далекие события уже происходят в неких внутренних сферах деятельности. Но при этом они не в состоянии без специального руководства или пророческих знаний охватить истинные размеры этих событий и овладеть своими личными возможностями для сохранения энергий, расширения перспективы и укрепления способности терпения за счет постоянной практики сосредоточения в повседневных делах своей жизни, при осознании, что любая достойная исполнения обязанность может быть выполнена лучше, если ум будет непоколебимо сосредоточен на ней во время её исполнения.

Колоссальная трата энергии на бесполезные разговоры, страсть к развлечениям, потеря жизненного флюида в жажде к нездоровым занятиям и, как результат, скука, умственное и нервное переутомление — все это подрывает моральные, ментальные и физические качества, унаследованные современной белой расой от более сильных предков, делая невозможным сосредоточение волевой силы, а также посвящение себя задаче, которая одна только и может вызвать жизненную энергию, необходимую для осуществления великой национальной цели, или защиты и сохранения великой расы.

Принятая в качестве непреложного факта расхожая теория о том, что будто бы белая раса должна быть самой могущественной, породила эгоцентризм, ставший еще одной причиной апатии белой расы именно теперь, в апогее её силы, в то время как истина в том, что циклические возможности для быстрого возвышения желтой и коричневой рас уже близки, и ничто не сможет воспрепятствовать их существенному превосходству в грядущие столетия. Смешение же трех упомянутых рас постепенно приведет к рождению и развитию новой, давно предсказанной Шестой расы.

Эпохи, о которых Я говорил, наступают лишь по окончании тех огромных периодов, которые не оставляют после себя достоверных и полных рекордов, но лишь легенды и мифы. Единственно достоверные летописи таких эпох находятся в руках Посвященных, но они охраняются с необычайной заботой, чтобы несведущие люди не получили к ним доступа.

Однако бывают такие периоды, когда крайне необходимые в тот момент для проявленной расы знания выдаются Посвященными, назначенными для этой цели Иерофантом Белой Ложи той степени, которая ведает этими рекордами и является руководящей мощью в тот период. Если раса не принимает даваемых сообщений и не прислушивается к ним, ей приходится пожинать плоды своего равнодушия или своеволия. Целый поток такого знания был пролит на человечество в подобную эпоху во второй половине XIX столетия. В отдельных случаях его оценили и использовали, но в широком мировом масштабе тот энтузиазм, те усилия и волны страстного устремления, что должны поднимать и нести на такую высоту, с которой могут быть преодолены заблуждения, равнодушие и самодовольство тех, кому было дано это знание, — все это едва-едва наметилось. А между тем время летит!..

Жизнь в лучшем случае есть постоянная битва, и весьма немаловажно, какой импульс и какая цель придавали силу тарану и укрепляли хватку, с какими мыслями затачивались секиры или отливались пули. И символически, и буквально все участники этой битвы должны сказать и скажут свое последнее слово: ловкость, тактика, искусная стрельба, калибр оружия и сами воины — все эти условия зависят от силы концентрации и преданности, свойственных расе, но именно их-то и недостает современным представителям белой расы. Так где же тот человек, кто скажет нужное слово или напишет такой трактат, что приведет в движение жизненную волну устремления и энтузиазма?

Опубликовано в феврале 1913 г.

 

Наставление 138

Вечная трагедия

Минует год за годом, столетие за столетием, цикл за циклом, но каких-либо заметных и существенных перемен в характере, желаниях и целях большинства человеческой расы так и не видно. Какой смысл в бунтах каких-то отдельных мужчин или женщин, очнувшихся отчасти от плена вещей и обратившихся к мнимым национальным, социальным и семейным нуждам, когда эти нужды есть лишь результат продажности высших устремлений и идеалов у тех, кто уже прошел этот путь, или тех, кто теперь пребывает в рабстве все у тех же погонщиков рабов — вожделений плоти, которые и подтолкнули их к этой продажности?

Истинно, повторяю, продажности всех высших чувств и высоких идеалов, ибо в чем же разница между куртизанкой, использующей свое тело для получения денег, и мужчиной или женщиной, торгующими своим умом и душой для такой же цели, если выручка от их позора нужна им для самоуслаждения?

Круг за кругом Великого цикла одна раса механически сменяет другую — при одинаковых условиях, с одинаковыми целями, одинаковыми усилиями. А если какой-то мужчина или женщина выдвинутся среди этих масс и укажут на манну, падающую с небес для питания души, то будут разорваны на куски животными страстями человека, или распяты на том кресте, который они в простодушии своем воздвигли, чтобы указать путь к тому хранилищу, где эта манна все еще лежит, собранная в прошлые века.

Изборожденные глубокими морщинами лица мужчин; размалеванные, огрубевшие лица женщин, что, образно говоря, танцуют на краю пропасти, созданной нарушением законов природы, или же съежившихся под нависшей скалой человеческих законов, обеспечивающих возможность гарантированного пополнения хранилища золотых запасов; страх, живущий в их сердцах или же бесчувствие и равнодушие к пророчествам о неизбежной уплате долгов, накопленных вследствие полного пренебрежения всеми духовными законами, — глядя на все это, стоит ли удивляться, что все эти люди обезумели от своей беспомощности и бесцельной борьбы против своего рабства или же впали в презренное, трусливое равнодушие? «Вот сюда! Вон туда!» — кричат лжепророки, желающие быть пророками, но беспомощные сами, чтобы найти безопасный путь хотя бы для себя, уже не говоря о том, чтобы верно направлять других. И как всегда — и в далеком прошлом, и ныне, раздается глас с небес: «Ищи внутри себя. Ищи сначала Царство Божие, и тогда все, что ты желаешь, будет дано тебе». Но человек говорит: «Нет, последнее должно быть первым; дай мне все, что я хочу, прямо сейчас, а уж потом я буду искать внутри». Но не знает он, что ему в действительности нужно; он знает лишь то, что требуют его чувства для мимолетного удовлетворения тела. То же, в чем он — истинный человек, мужчина или женщина, — нуждается превыше всего, — это Бог, и ничто меньшее не принесет ему удовлетворения. Но в мир «внутреннего» человек должен войти с обнаженной душою, как когда-то он был обнажен телом, входя в мир «внешнего». Он не может взять с собою ни вожделений, ни честолюбия, ни алчности; а так как он не хочет с ними расстаться, то вечная трагедия повторяется снова и снова.

Когда кто-то прошел через врата и, узрев отблеск славы в вышних, пытается рассказать своим собратьям-людям о том, что он видел, язык его отказывается служить ему. Все, что он может сделать, это указать на путь, которым он прошел. А так как этот путь окружен дикими зверями, которые кусали, терзали и топтали его, то, когда он указывает на свои рубцы и шрамы, взоры всех людей настолько поглощены увиденным, что им не разглядеть света Шекина,[33]Покров Бесконечного, Абсолютного (евр.) сияющего через его глаза. И потому раздается их крик: «Долой его! Нам не нужен ни он, ни его идеи! Распять его! Пусть он изнемогает от голода или умрет! Он мошенник, лгун и обманщик; он достоин лишь осмеяния и презрения». И тогда угасает свет в его глазах, подернутых печалью за тех, кому он не может служить, даже если бы отдал свою жизнь, ибо их глаза прикованы к тем ВЕЩАМ, которыми они окружили себя, к вещам материальным, к плодам своего ума — результатам их продажности.

Последняя часть пути к высотам жизни холодна, мрачна и одинока. Сердце взывает о тепле, о свете, о товариществе. Но этот холод, мрак и одиночество необходимы для сковывания низших желаний, для зарождения и вынашивания эмбриона новой жизни, для осознания того, что Бог является в жизни всем. Имея Бога, душа обретает и все желаемое.

В жизни каждого развитого сознания существуют моменты, когда эта великая истина легко и естественно входит в сердце и находит там свой дом. Но вещи, ради которых человек продает свою душу, гасят его сердечную жажду, и, не зная, что делать, большинство начинает собирать еще больше вещей, что приводит к завершению великой трагедии.

 

Наставление 139

Космическое сознание

Одним из самых важных предметов, занимающих умы наиболее глубоких религиозных мыслителей этого века, является вопрос о давно предвещенном возвращении в сравнительно недалеком будущем Учителя и Аватара, известного как Иисус из Назарета. Каким образом может произойти Его второе Пришествие, что может служить доказательством Его подлинности, цель Его Прихода, возможность узнать Его и даже Его личное присутствие на земле в наше время — все это, а также великое множество второстепенных деталей широко обсуждается, но большей частью с таких ложных позиций, что тому, кому волей-неволей приходится их выслушивать, остается только молчать, хотя, зная, что владеет точными данными для обоснования неоспоримых фактов, он едва удерживается от отчаянного желания высказать те предпосылки, которые привели бы его слушателей к более правильному умозаключению.

Однако не делает этого по той причине, что знает о действии некоего непреложного духовного закона, а именно: любые попытки разделить свое знание с неподготовленными останутся бесплодными. Именно незнание этого закона и полное пренебрежение кармой, которые будут неизбежным следствием упорного непослушания её указам, прежде всего ответственны за ту легкость, с которой неисчислимое множество как обманщиков, так и обманутых толкуют о возвращении Аватара в столь искаженном, а подчас даже карикатурном виде.

Слова «Космическое сознание» были введены в оборот для того, чтобы выразить состояние духовного вознесения, которого может достигнуть душа человека при определенных условиях развития, когда обретается всезнание. В попытке описать неописуемое немногими словами Мы можем сказать, что это такое состояние бытия, в котором сознание человека объединяется с сознанием каждой живущей вещи и существа; сознание, в котором временно исчезает всякое чувство разделенности, но в то же время сохраняется чувство индивидуальности. Однако ни один нормальный человек нынешней земной расы, будучи зависимым от ограничений формы, не может сколь-нибудь долго пребывать в состоянии подобной экзальтации; следовательно, когда кто-то достигает состояния духовного сознания, то этот опыт ограничивается мгновением. Такой опыт не исчисляется временными мерками, иначе высокие вибрации этого духовного состояния разрушили бы плотное тело. Поэтому если кто-то уверяет, что он постоянно пребывает в состоянии «космического сознания», он либо сознательно лжет, либо сам заблуждается относительно природы переживаемого феномена. Какой бы степени познания и силы человек ни достиг во время такого опыта, если это было bonafide,[34]Честно, добросовестно (лат.) то он запечатлевается в сознании его мозга, и, если клетки памяти этого мозга были хорошо развиты, они запишут и сохранят это переживание. Но если случится так, что возможности его сознания были ограничены либо недоразвитыми или же выродившимися клетками памяти, либо непомерным тщеславием, или даже желанием использовать полученное в этом переживании знание для личной выгоды, и он забудет, проигнорирует или отбросит одну маленькую, но бесконечно важную деталь и тем самым внесет свой вклад в искажение и злоупотребление этим знанием, то его неудержимо повлечет по пути левой руки — нисходящему пути жизни. Та маленькая, но исключительно важная деталь познания, которое приходит вместе с таким опытом, есть его собственная уверенность в единстве всей жизни, а значит, и необходимость полного обуздания личной воли и личного желания при использовании полученного знания.

После этого опыта он никогда, поистине, больше не скажет «я есмь», «я могу», «я хочу» с точки зрения своей личности. Он никогда больше не выдвинет себя как объект личного возвеличивания, никогда не посягнет ни на одну личную вещь или создание. Еще менее он захочет появиться среди людей и, подобно какому-то хвастуну, заявить об овладении «Космическим сознанием». Даже Великий Учитель должен был умереть для мира и в мире, прежде чем Он был «вознесен», то есть достиг непрерываемого духовного сознания.

Если бы какой-то человек был действительно таким образом «вознесен» и сохранил знание своего единства со всем живущим, то окружающие уяснили бы себе кое-что об этой великой реальности благодаря воздействию его поступков и слов, а также магнитно-духовных эманации. Они никогда не узнали бы этого из его уст, ибо если то, что он благополучно прошел через это высшее испытание ученика, было действительно правдой, то даже одна мысль об обособленных интересах и каком-то личном обожествлении причинила бы ему мучения.

Каждый Аватар, каждый Спаситель человечества успешно прошел через это испытание, прежде чем достиг Нирваны.

Зная эти факты, вы не позволите увести себя в сторону, чтобы почитать «ложных богов» — самозваных «Аватаров». Поистине, счастливы вы, если, заранее зная эту сторону опыта, о котором Я говорил, используете это знание для укрепления вашего личного сознания об истине Единства, прежде чем она откроется вам в вашем собственном переживании. В таком случае ваши клетки памяти значительно укрепятся и вам не будет грозить опасность забвения, отрицания или отвержения того, что может показаться умалением вашего чувства собственной значимости.

 

Наставление 140

Нейтральный центр

Очевидное притяжение между людьми совершенно различного характера и положения является загадкой для тех, кто не принимает учения древних о действии закона противоположностей.

Порою, к великому удивлению знакомых, чистая, невинная девушка притягивается вдруг к какому-нибудь отъявленному развратнику, а чистый помыслами, интеллигентный молодой человек ловится в сети, расставленные порочной, развращенной женщиной, губя свою жизнь. И весь мир только смотрит и удивляется, не обращая внимания на тот факт, что здесь проявляется прямой ток силы, действующей между качествами, называемыми нами «добродетель» и «порок». Если этот ток, существующий между двумя вовлеченными в него человеческими существами, не прервать, то он неизбежно привлечет психические желания обоих к общему центру, в котором создается настолько крепкая связь, которую почти невозможно разрушить до тех пор, пока пресыщение не оттолкнет эти тела друг от друга.

Если этот ток прерывается человеком сознательно, то это совершается благодаря проснувшейся совести. Такое пробуждение наступает в определенное время жизненного цикла и всегда в низшей точке индивидуального круга эволюционной спирали, олицетворенного в библейском поучении о возвращении Блудного сына к здравомыслию. Это происходит в период пресыщения и самоанализа, когда жертва тока притяжения решает «восстать и направиться к Отцу своему» и просить соизволения стать слугою, вместо того чтобы требовать подтверждения своих прав сыновства, иными словами, тогда, когда личная водя начинает подчиняться Воле Божественной.

Однако в действительности возможность расточительства существует как на полюсе порока, так и на полюсе добродетели; и те, и другие — расточители природного закона. Чрезмерная добродетель может привести к не меньшим осложнениям, нежели чрезмерный порок, однако именно в результате первой и возникает та среда, в которой блудные сыны и дочери обретают свое ментальное и психическое пристанище в дни или годы своего раскаяния, — пристанище, созданное самими судьями и вершителями тех нравственных и психических законов, что были попраны.

В притче о блудном сыне один из этих полюсов олицетворен старшим сыном, а другой — младшим. В обоих случаях, когда достигается состояние пресыщения и приходит время самоанализа, необходимо избрать новую линию поведения и сделать новый шаг. И как бы ни страдала при этом личность, этот шаг должен быть сделан в направлении самоотречения, подчинения личной воли Воле Божественной, если путник хочет разбить силу влекущего притяжения и освободиться от свойственного ему колебания между двумя полюсами. Иначе в последующем воплощении изменится лишь его местопребывание и окружение вместо подъема по кармической лестнице жизни в целом, который с одинаковым успехом может произойти с обоими расточителями, — и младшим, и старшим сыном, если они овладеют своими возможностями в указанное время, то есть тогда, когда это позволяет закон эволюции, и тем самым прервут тот ток, что возник из-за неосуществленных желаний.

Рассматриваемое действие силы притяжения между добродетелью и пороком приписывалось и любопытству тех, кто вступал в подобную связь, и патологии, и страху — словом, чему угодно, только не тому, что есть на самом деле; а именно одному из природных способов испытания качеств души, её возможностей, развития, её эволюционной стадии — будь она человеческой или животной, — с тем чтобы найти её точное место на великой шкале жизни. И сила, используемая природой в таких случаях, является столь же материальной, как и животный магнетизм, и приводится в действие Божественным законом противоположностей.

Ее полюсы — позитивный и негативный, мужской и женский; в той же точке, где прерывается вышеупомянутый ток, проявляется нейтральный центр этой силы и устанавливается равновесие.

Сила человеческого магнетизма начинает действовать между двумя людьми противоположных устремлений и характеров, как только они встречаются и вступают в более близкие отношения на физическом плане. И от того, достигли ли они — поодиночке или вместе — точки равновесия, отвечающей нейтральному центру, всецело зависит, будут ли разрушены низшие степени силы магнитного притяжения и избежит ли кто-нибудь из них влияния другого. Если к моменту встречи оба они достаточно развиты, то подчинятся более высоким степеням силы магнетизма, действующей уже на более высоком плане жизни, и перенесут свои желания в иные сферы устремлений. Так, например, их желания могут быть перенесены с физического плана на ментальный или с ментального на высший астральный. Естественно, такое действие потребует особых усилий с их стороны. Однако если природа препятствий и трудностей будет преодолена, то ограничения, которые нужно превозмочь, изменятся, и эта борьба умножит их силы и жизнестойкость; следовательно, и конечная победа будет соответственно более серьезной.

 
bugfixer invisible agent