Учение Храма. Наставления 11-20
Алиса А. Бейли

Учитель Илларион «Учение Храма»

Наставление 11

Знание и Сила

Нет более печальной картины современной жизни для глаза истинного Посвященного, нежели та, что окружает жизнь псевдооккультиста и его жертв, или учеников: печальной, ибо во многих случаях такой «учитель» обманут и сам; печальной, ибо сотни слабовольных, самозагипнотизированных мужчин и женщин сеют семена безумия, идиотизма и разложения вокруг себя и своих потомков. И более всего печальной оттого, что идеал Беспредельного Духа, надежда и вера в его красоту, истину и силу повержены в грязь чувственности, эгоизма и полной деградации; и все это ради удовлетворения страстного человеческого желания властвовать на различных поприщах. Если какие-либо достаточно разумные мужчина или женщина честно проанализируют свою жизнь и исследуют все тайники своего сердца, то найдут там немало как прежних, так и новых склонностей или прочно укоренившихся вредных привычек, изрядную долю эгоизма или же признаки необъяснимой тяги к темным сторонам жизни. Девять из десяти окажутся обладателями болезненного тела или слабых органических центров; либо врожденной или приобретенной предрасположенности к некоторым формам физических или астральных недомоганий. Все истинные труды о Сокровенном Знании содержат указания и предостережения о том, что если ученик не имеет здорового духа в здоровом теле, то практика в магии, включающая овладение силами гипнотизма, месмеризма, психометрии, психологии и многими другими, является весьма опасной, если не губительной.

Тысячи людей «бросаются туда, где боятся ступать ангелы», и бросаются без должной подготовки, не обладая физической и духовной крепостью для борьбы и обуздания разбуженных ими тайных сил, и делают это оттого, что имеют, по их выражению, неодолимую тягу к познанию и приобретению силы или же были разочарованы в более материальных областях деятельности, а их душа страстно жаждет израсходовать на что-то свою энергию. Среди обладателей последнего побуждения мы имеем целую армию разочаровавшихся искателей личного Бога, — тех, кто, возложив все свои надежды на этот мир, а затем и на такого Бога и обнаружив несостоятельность своей веры и тщетность надежд, хватается за первую же философию, способную заполнить их ужасающую внутреннюю пустоту. Увлеченные обещаниями, предлагаемыми в постулатах такой философии, они совершенно не обращают внимания на предостережения и указания о подготовке определенных условий для тела и духа, чтобы продвинуться на пути и получить обещанное. Поймите, Я отнюдь не намерен критиковать искренние усилия или же отрицать истину и силу тайных законов жизни, обычно именуемых оккультизмом. Я не отрицаю и того факта, что существуют как учителя, способные сообщить много предварительных указаний, так и мужчины и женщины, способные их усвоить. Но что Я действительно отрицаю, так это то, что какой-либо развратник или пьяница, обжора, ханжа, эгоист или больной мужчина или женщина могут быть способны к пробуждению и контролированию более высоких и тонких сил природы, если они еще не искоренили из своего ума и тела порок и болезнь. Некоторые из вас скажут: как же это может быть, если существуют черные маги, способные вызывать и манипулировать этими силами? Но имейте в виду: такие маги находятся на нисходящей дуге цикла манифестации. В свое время они обрели такие силы теми же способами, которые должны использовать и вы, чтобы достичь этой высоты. Когда-то они стояли намного выше вас на лестнице жизни и упали с гораздо большей высоты, нежели та, на которой вы сейчас стоите. Вы все еще настолько крепко привязаны к мысли о том, что жизнь на земле дается лишь однажды, что вам трудно понять то, что как очень хороший, так и очень дурной человек посеяли семена проявляющегося в них сейчас добра или зла много циклов тому назад. Как прежде, так и теперь они лишь возделывают свой собственный виноградник, лозы которого являются их жизнями на земле.

Я весьма далек от мысли советовать вам меньше думать, меньше устремляться, меньше бороться для достижения цели, к которой мы все — как Учитель, так и ученик, — стремимся. Но Я не могу и слишком подталкивать вас к тому, чтобы вы взглянули на этот предмет с точки зрения здравого смысла, стараясь осознать, что если мы желаем, чтобы дерево приносило прекрасные цветы и фрукты, то и почва, и ствол, и ветви этого дерева должны быть развиты и ухожены. Так же и вполне развитая душа должна иметь тот совершенный инструмент, через который она может действовать; и если ваши желания, устремления и мысли направлены к конечному достижению практического Оккультизма (Сокровенного Знания), то благодарите судьбу, что вы достигли той точки, откуда способны увидеть, во-первых, то, чего вам недостает, а во-вторых, и те возможности, что позволят вам восполнить этот недостаток. И если вы поняли, где и чего вам не хватает, немедленно начинайте работать, прикладывая всю вашу ВОЛЮ, чтобы расчистить все завалы и построить прочный фундамент для того здания и будущих его надстроек, которые вы надеетесь возвести.

Вы бы не поверили мужчине или женщине, пообещавшим вам, что через год-два уроков музыки или скульптуры они сделают из вас Бетховена или Микеланджело. Так как же вы сможете приобрести силу Посвященного, следуя указаниям какого-нибудь заурядного учителя Оккультизма? В каждом человеке есть Божественная искра, или семя, но он сам должен подготовить почву, поливать и ухаживать за появившимися ростками до тех пор, пока они не достигнут совершенства. Он не может насыщать почву азотной кислотой, без того чтобы не убить семя.

Очень часто не принимается во внимание единство и взаимозависимость астрального и физического тел. Если сердце физического человека нездорово, то сердце астрального тела тоже больное, хотя настоящая причина болезни может корениться как в том, так и в другом. Если причина в астрале, то лечить нужно его; если в физическом теле, то необходима соответствующая сила и субстанция для нейтрализации физических условий, вызвавших в нем болезнь. Некоторые ученые утверждают, что все болезни зарождаются на ментальном плане. Это заблуждение, ибо первичная причина может возникнуть на любом из четырех низших планов бытия, а её следствие может быть как серьезным, так и незначительным — в зависимости от того плана, на котором эта причина зародилась. Зловредная причина, возникшая на ментальном плане, породит более разрушительные результаты, нежели подобная причина такой же силы, зародившаяся на физическом плане.

Так как эти два тела очень тесно связаны между собой, то желающий стать учеником должен научиться различать свойства или состояния астрала и физического тела. Он должен обрести полный контроль над обоими телами, прежде чем достигнет планов более тонких, ибо пропасть между всеми планами должна быть соединена мостом, а те силы или, так сказать, материалы, что послужат для его создания, — эманации от субстанции обоих тел, — должны быть крепкими и прочными, иначе страшная опасность ожидает путника, совершающего переход, — опасность погибнуть в этой пропасти, то есть потерять более слабое из двух тел — физическое или астральное. Хорошо известно, что сейчас на земле живет очень много бездушных мужчин и женщин; постепенное разложение какого-либо астрального органа или всего тела часто влечет за собой потерю этого органа или смерть тела на физическом плане. Причина врожденной слепоты часто заключается в повреждении соответствующего астрального органа в результате неправильного его использования в предыдущем воплощении; такое злоупотребление завершается созданием сканд, которые постоянно переходят из одного воплощения в другое. Именно так обстояло дело в случае со слепорожденным, которого исцелил Иисус, простив его грех. Прощение, означавшее разрушение этой сканды, позволило проявиться естественному действию «трудов Бога».

В познании Пути, Истины и Жизни великим препятствием для обычного человека является его нетерпение и нежелание развиваться естественным и нормальным образом, а также небрежение, если не презрение, к тем подготовительным указаниям, которые он считает либо устаревшими, либо слишком простыми. Я мог бы легко показать вам, как пробудить некоторые оккультные силы, но, если вы не умеете управлять ими, они обратятся на вас же и просто растерзают, а Я стану соучастником вашего преступления. Я даю вам лишь те обещания, которые хочу и смогу выполнить, но в этой работе и ваша доля не малая. Ободряя и поддерживая вас, Я хочу, чтобы вы в то же время осознали всевозможные опасности, таящиеся как вовне, так и внутри; чтобы вы были способны различать, что при вашем настоящем уровне развития возможно, а что нет. Все это в ваших силах, стоит вам только быть правдивыми с самими собою, взглянув на себя решительно и мужественно. Понятая вами ошибка уже наполовину преодолена, а осознанная вами добродетель способна расти и развиваться.

 

Наставление 12

Феномены сна и смерти

Извечная истина, что Сон и Смерть — это Близнецы-сестры, благотворные, исцеляющие и оживотворяющие, постепенно прокладывает себе путь и в науке, и в религиозном мире, неся на своих крыльях веру в основные законы жизни, стоящие за всеми её явлениями. Она навсегда свергает великого Молоха страха, стоящего у врат человеческого мышления и готового поглотить каждое дитя надежды, зачатое и рожденное в радости жизни.

Ложные понятия о субстанции мозга, а также о дотоле непостижимом действии внутренних сил этой субстанции, одно за другим уступают дорогу здоровым, разумным заключениям и более ясному пониманию явлений, столь долго озадачивавших науку, хотя вполне понятых и разъясненных мудрецами древности. К сожалению, эти разъяснения часто давались на языке символов, который не просто истолковать непосвященному.

Строение клеток спинного и головного мозга, отличное от строения клеток всех других органов и тканей, имеет несколько особых признаков, почти не замеченных или, по меньшей мере, не получивших объяснения у обычных исследователей.

Клетки спинного мозга классифицируются как разветвленные, или звездообразные, клетки. Их мельчайшие ответвления имеют весьма важное назначение, ибо они служат проводниками энергии от одной клетки к другой. Такой же цели служат и своеобразные маленькие щупальца, или точки контакта, которые у каждой мозговой клетки вытягиваются и распрямляются при нормальном прохождении крови через мозг во время бодрствования, что представляет для любознательного наблюдателя источник неиссякаемого интереса. Если такой наблюдатель когда-либо видел, как прячутся маленькие щупальца на голове улитки при контакте с любой чужеродной субстанцией, он поймет и принцип действия клеток мозга при возбуждении, ибо когда течение крови в теле замедляется, например, во сне, то щупальца мозговых клеток втягиваются.

Электрическая сила, или нервная энергия, порожденная кровяным потоком, использует эти точки контакта в качестве передатчиков нервной энергии от одной клетки к другой. Поскольку каждая клетка есть миниатюрный мир в эмбрионе, со всеми его дремлющими сейчас силами, за исключением тех вибраций, что проявлены в текущем Цикле, то получение и передача силы при помощи контакта с точками каждой смежной клетки пробуждают или, точнее, усиливают эти особые вибрации и позволяют тем высшим формам электрической энергии, которые известны как ум и которые передаются посредством этих нервных флюидов, проходить через эти клетки и оставлять свой «отпечаток» внутри каждой из них. Но было бы ошибкою думать о клетках как о хранилищах знания или силы, — они являются лишь приемниками и передатчиками различных форм энергии. В часы сна, когда эти контактные щупальца втянуты, наше сознание функционирует на внутренних планах, где в подобных материальных средствах передачи нет необходимости, так как энергия, требующая их участия в случае физического плана, там свободно передается от одной клетки к другой таким же образом, как земное электричество течет от одного полюса к другому в случае световой дуги или при контакте электрических проводов.

Во время сна из-за быстрого действия мыслительной энергии, освобожденной от уз материи, времени и пространства не существует. Жизнь в состоянии сна является предвосхищением того, какой она может быть, когда грубые, низшие степени материи, держащие сейчас в своих тисках нарождающегося богочеловека, будут утончены. И тогда энергия, вынужденная сегодня действовать вопреки всем тем препятствиям, которые воздвиг по своему невежеству человек, пресекая её всевозможными неестественными и неразумными способами и приемами на протяжении бесчисленных воплощений, станет направляться более высокой духовной волей человека на совершенствование его тела, которое будет превосходить тела настоящей расы настолько, насколько те превосходят ныне тела животных. Не подлежит сомнению тот факт, что невежество есть корень всех зол. С рассеиванием невежества и приобретением знания законов, управляющих тонкими состояниями энергий, для человечества начнется новая эра. Уже сейчас её знаки видны в проявлении интереса к месмеризму, гипнотизму и другим формам силы, являющимся проявлениями одной великой силы, или энергии. Некоторые из вас неоднократно спрашивали, почему ментальное лечение не поддерживается открыто членами Храма, ибо сила энергии мысли уже определенно признана. С таким же успехом можно спросить школьника, почему он не делает сложных операций или не берется наблюдать и лечить тифозных больных. Каждое человеческое чувство, каждая характерная черта, каждый орган — в его ультимативном состоянии — является определенным видом энергии, подчиненной закону. Если в каком-либо органе зародилась болезнь и вы пробуете изгнать её при помощи ментального лечения, не зная точно, какая именно форма энергии может уничтожить силу, проявляющуюся как данная болезнь, и как, в какой мере и степени следует применить эту энергию, то фактически вы ничего не знаете. Однако вы верите в ментальное лечение и полагаете, что можете извлечь необходимую энергию из беспредельного резервуара целительной мощи и что при этом она сама найдет причину болезни и уничтожит ее! Неужели вы не видите, что при этом злоупотребляете или же пренебрегаете законами, управляющими всем проявленным миром? Не имеет значения, будет ли эта мощь материей или просто силой — все, что проявлено, подчиняется действию непреложного закона, причем у каждой степени проявленного имеется своя форма, которая в свою очередь имеет свое соответствие. Если, к примеру, вы посылаете силу сокращения в орган, требующий силы расширения, или vice versa, то вы неизбежно повредите его. Вы могли бы случайно применить и правильную форму силы, но при этом можете употребить такую её степень, которая причинит вред какому-то другому органу. Даже если допустить, что вы настолько усовершенствовали и очистили свою волю, что можете безопасно направлять любые силы с определенными целями, вы обязаны пройти длительный курс обучения, чтобы дополнить свое знание пониманием внутренних линий. Только после этого вы сможете без опасных последствий вмешиваться в чью-либо жизнь, ибо эти силы с одинаковой легкостью могут как созидать, так и убивать. Бесчисленные примеры ментального исцеления с помощью христианской науки приводятся в качестве доказательств ошибочности Нашей позиции в этом вопросе. Если ученик ставит целью одно лишь физическое здоровье, то на краткое время и при условии, что он способен поставить абсолютно правильный диагноз, определяющий, насколько человеку можно помочь, Нашу позицию и в самом деле можно назвать неправильной. Но, зная то, что знаем Мы, Мы настаиваем на том, что Наше утверждение истинно.

 

Наставление 13

Космическая лаборатория

Пена и тина, поднимающиеся к поверхности стоячего пруда, являются результатом усилий природы очистить его содержимое. Сыпь, появившаяся на коже человека, — результат усилий организма очистить кровь. Поток нелепостей, непрекращающаяся лавина слов, которая в отдельных случаях не прерывается даже во сне, обязаны точно такому же действию природы, направленному на очищение ума, когда смывается ненужная пена слов, чтобы остались только мысли и идеи.

Во всех этих примерах предпринимается усилие для накопления или сохранения действующей энергии, прежде чем её работа будет завершена, чтобы в результате не возникли вредные внутренние условия. Хотя и пена, и тина, и сыпь, и утомительная тирада слов с внешней точки зрения являются нежелательными, все же конечный результат подобного действия на внутренних планах весьма полезен при некоторых фазах развития или же до того момента, пока не будет достигнута необходимая сила концентрации.

Явления физического плана постигаются и объясняются намного легче, когда понято действие очищающих законов природы в процессе утончения и совершенствования материи. То, что является истиной в вышеприведенных иллюстрациях, справедливо и для каждой формы и вида материи, проявленных на физическом плане. Последний есть, так сказать, отходы высших планов — мастерская или лаборатория, где работают Метахимики Вселенной, очищая, перегоняя и вновь соединяя и комбинируя атомы, выброшенные из внутренних планов; и как только их работа завершается, её результаты передаются в следующий, более высокий план.

Законы притяжения, отталкивания и тяготения не позволят ни одному атому, вибрирующему в определенном ключе, пребывать в сфере энергии, управляемой иным ключом, до тех пор пока он не будет совершенно и гармонично вибрировать в мировом аккорде Духа, Души и Материи.

Видимые различия, существующие между людьми, вовсе не так значительны, как это порою кажется. Нет ни одного человека, который был бы не способен прожить жизнь какого-либо другого человека на физическом плане хотя бы один час, как бы хорош или плох тот человек ни был. Многие из вас отказались бы признать, что при определенной возможности смогли бы точно повторить чьи-то порочные или, напротив, великие деяния, и были бы не правы. Возможно, вы никогда не испытывали искушения или не имели достаточно сильной побудительной причины сотворить зло, или вам так и не представился удачный случай совершить подобное благо, но при одинаковых обстоятельствах, одинаковой силе желания и энергии и результаты были бы одинаковыми для всех нормальных человеческих существ. Как только какой-либо человек достигает некоторой ступени развития, оказавшись на плане более высоком, или же, напротив, падает ниже уровня своей расы, природа временно перемещает его или же удаляет. И в первом случае она продолжает делать так до тех пор, пока человек не разовьется до такого состояния, в котором ему становится подвластной вся материя, пусть даже для этого процесса потребуются эоны времени. В этом случае человек уже сам определяет, где ему пребывать, ибо он стал единым с Законом, стал Творцом, Универсальным Химиком. Но даже и такое состояние не освобождает его от возможных неудач и падений. Он никогда не сможет быть совершенно свободным от них, пока его держат оковы материи, а он всегда пребывает в этих оковах, пока проявляется как личность. Один лишь чистый дух неуязвим и нетленен. Как бы ни была тонка оболочка, соединяющая его с материей, все же это соединение можно сравнить с примесью свинца в золоте. И если золото может быть отделено от свинца при помощи огня, то дух может быть отделен от материи через боль и страдания, которые и составляют один из аспектов опыта.

Дух и материя — это два полюса Вселенского Сознания, и все, что является промежуточными стадиями между этими полюсами, есть поле битвы, или лаборатория, где бесчисленные души — Искры Беспредельного Огня — завоевывают или теряют право на вечную индивидуальную сознательную жизнь; и где трансмутация плотной материи в драгоценную духовную энергию совершается на протяжении каждого Великого временного цикла.

 

Наставление 14

Опасности астрального плана

Вы не можете ускорить физический рост нормального ребенка, живущего в обычной среде, посредством принуждения или же за счет частых увлекательных развлечений или путешествий. И будут ли такие развлечения полезными или же вредными по своему характеру, но факт остается фактом: физические атомы, составляющие тело ребенка, не получат из этих опытов никакого импульса для роста. Ни созерцание «Страстной недели», ни посещение боя быков не смогут изменить физических атомов, какое бы впечатление то и другое зрелище ни произвело на субстанцию внутреннего, или астрального, тела. И все же многие из тех, кто не понимает, что каждый материальный план отделен от другого пропастью, верят в возможность роста души при временном отделении астрала от физического тела, позволяя ему носиться без руля и ветрил, будучи подгоняемым астральными токами (Upadhi, или основою воздуха).

Без обладания духовной силой и знанием, которые могут быть завоеваны лишь длительной, упорной битвой с управляющими этим особым планом духовными гигантами — теми гигантами, которых мы за недостатком более удачных терминов назовем Амбицией, Гордыней, Корыстолюбием и Самоугождением, хотя в действительности они являются лишь состояниями материи и, следовательно, сущностями, — астральное тело будет отдано на милость его естественных противников. И может случиться так, что оно уже никогда не вернется в физическое тело, а последнее будет одержимо какой-либо привязанной к земле душою или даже демоном.

В битве с этими сущностями, или силами, и либо побеждая, либо обретая силу, равную той, что уже стала их достоянием, индивидуальная душа через усилие и напряжение в борьбе кует свое освобождение, благодаря которому она может по желанию войти в недоступные ранее области. Без этой силы душа так же беспомощна, как малый ребенок среди большого города, где добродетель и порок идут бок о бок, а сети и западни ожидают доверчивого и неосторожного на каждом углу; ибо, запомните, астральный план содержит точные копии каждого создания и каждой вещи, которые когда-либо существовали или были созданы богами, демонами или людьми.

Однако Я вовсе не хочу создать впечатления, что вышеупомянутые силы, или сущности, мешают продвижению человека; они лишь представляют позитивный полюс жизни, находясь в естественной оппозиции к негативному полюсу, который ныне манифестирован в человеческой расе.

Отделить астрал от физического тела очень просто. Это происходит всякий раз, когда вы погружаетесь в сон или впадаете в состояние, которое называете бесчувственным. Этого же можно достичь и с помощью возбуждающих средств или наркотиков. В первом случае душа и астральное тело находятся под охраной естественного закона и, как правило, проходят через все испытания невредимыми. В тех же случаях, которые можно отнести к последним из перечисленных, душа внутри её тонкой оболочки совершенно не защищена, ибо условия, вызвавшие этот выход астрала, были условиями ненормальными, неестественными и потому не охраняемыми природным законом; вследствие чего на каждом шагу ей угрожают бесчисленные опасности и невыразимый ужас. Такие же условия или опасности встречают человека, который, насильственно или же сознательно выделяет свое тонкое тело в астральный план либо через самоубийство, либо через усиленную концентрацию воли, будучи бессильным перед его обитателями.

Я вынужден привести это простое объяснение, ибо безрассудство, с которым многие, даже среди членов Храма, бросаются в психизм, просто невероятно! Во многих случаях они подпадают под влияние бессовестных учителей, чье показное поведение и двусмысленный язык пробуждают неестественные желания, которые могут быть удовлетворены лишь ценою истинного роста души.

Дети Мои! Призывайте ваш здравый смысл во всем, что касается этого вопроса, если только вы обладаете этим столь ценным, и вместе с тем столь же редким качеством! Не позволяйте сбить себя с пути истинного.

В основе этого едва ли не безумного падения в объятия психизма лежит, как правило, либо стремление затмить какое-то другое человеческое существо, либо желание обрести силу, способную изменить существующие условия.

Но неужели страшный, уродливый, грязный факир далекого Востока, сидящий на столбе или в какой-то другой неестественной позе, с глазами, устремленными в пустоту, может привлечь вас? Вас, кого карма привела в самую гущу борьбы XIX и XX столетий, дав тем самым гораздо большую возможность духовного, умственного и физического продвижения, нежели любой другой расе со времени апофеоза Атлантиды! Ни дня не проходит над вашими головами, без того чтобы не принести вам испытаний и новых возможностей, и если вы не упустите их, то намного продвинетесь по пути, ведущему к высотам Адептства, — по тому пути, на который вы так жаждали вступить, не понимая и не осознавая, что в действительности уже находитесь на нем и что за вами следят заботливые глаза тех, кто гораздо более заинтересован в ваших успехах и озабочен вашими ошибками и неудачами, нежели вы сами. Ваше неведение о природе тех особых испытаний, которым вы подвергаетесь, является во многих отношениях вашим величайшим охранителем и в то же время весьма необходимо для совершенного исполнения тех обязанностей, которые обычно составляют эти испытания.

Многие из вас сетуют и проявляют нетерпение, поскольку им кажется, что Наши обещания не исполняются, тогда как это именно вы не исполнили, а во многих случаях даже и не попытались исполнить взятые вами обязательства.

Вместо того чтобы пользоваться каждым удобным случаем для распространения философии, имеющей огромное значение для мира, вы часто стыдились её либо боялись, что, поступая так, будете причислены к презираемым теософам и таким образом поставите под удар свое положение в обществе.

Несмотря на исчерпывающее знание о действии духа на материю, приобретенное благодаря эзотерическим указаниям, некоторые из вас изливали потоки подозрительности, критики и недоверия на ауру тех, кто стоит в центре, что неизбежно поражало кого-либо одного или более из находящихся там товарищей и даже приводило их к самым вратам смерти или к тяжелым психическим расстройствам. А после этого вы как ни в чем не бывало говорили какому-нибудь своему другу: «Разве не странно, что Учителя не могут остановить болезнь или падение такого-то брата или сестры? Должно быть, с ними что-то не так, что-то неладно».

Но когда вы будете в состоянии открытыми глазами замечать воздействие подобных снарядов, то право же, у вас, как и у Нас, Которые видят и ждут, выступят капли кровавого пота от душевных страданий, угрызений совести и сожаления о содеянном.

Если вы не можете или не хотите помочь Нам остановить потоки невежества, если вы не хотите вовлечь в сравнительно безопасный поток тех из ваших братьев, которые так долго ждали вашего прихода, то, по крайней мере, удержитесь от того, чтобы не наносить удары тем, кто старается исполнить свой долг.

Но есть среди вас и те, кто радует Наши сердца неизъяснимой надеждой, чьи добрые, ободряющие слова и помощь своим собратьям, жертвенность, старание и послушание являются для Нас росою на иссохшей почве. И Мы ждем лишь подходящего времени и удобного случая, чтобы выразить свою благодарность и протянуть руку помощи «Нашим детям», стоящим на более низкой ступени лестницы жизни.

Вам может показаться, что вышеприведенное замечание не имеет никакого отношения к нашей теме; но это не так, ибо слова — это живые существа, созданные человеком. Проявляясь в определенных формах на астральном плане, они становятся либо мучением, либо благословением для своих создателей, в зависимости от характера той силы, что дала им бытие. И когда вы осознаете ценность молчания и силу слов, а также результаты их действия, вы победите величайшего врага человека.

 

Наставление 15

Кармический Закон

Несмотря на то что Закон Кармы точен, отдельные его проявления могут по человеческому суждению казаться несправедливыми. Вы знаете, что законы, управляющие всеми состояниями материи, будучи различными проявлениями одного великого Закона, неизменяемы. Если вы поместите кусок льда в тепло, лед растает, а если положите что-либо воспламеняющееся возле огня, оно сгорит.

Если субстанция, образующая какое-то состояние материи или индивидуума, в силу действия законов внутренних планов стала настолько утонченной и чувствительной, что приведение её в контакт с Мировой силой разрушительно для её проявленного в форме существования, то эта субстанция будет затронута контактом в точном соотношении со степенью силы, приведенной в действие против нее. Это не противоречит истине кармического действия, но в отдельных случаях выходит за пределы личной кармы в сферу Мировой, или Вселенской, кармы.

Кто-то может подумать, что следствия причины, порожденной Дхиан-Коганом[13]Создатель Мира (санскр.) в начале Великого века, должны пасть лишь на него одного. Но никто, будь то человек или небесная сущность, не может страдать один, ибо расы или люди, эманирующие от этого Дхиан-Когана (вы и Я, к примеру), непременно будут затронуты действием того, кого мы можем назвать Прародителем-предком. Дхиан-Коган должен нести бремя той причины, которую он посеял, но его страдание будет иметь другой характер, нежели страдание меньших сущностей, составляющих его бытие, ибо в отличие от его эманации Он принадлежит к иному уровню материи.

Некоторые из изучающих оккультную (сокровенную) сторону жизни пребывают в твердой уверенности, что Посвященные, или Учителя, выше страданий. Но, поскольку любой Учитель добровольно избирает для себя пребывание на более низких планах бытия, он неизбежно подчиняется и управляющим ими законам. И хотя он может контролировать силы, действующие на этих планах, тем не менее он подвержен действию Закона всех законов — Кармы. Будь это не так, для него было бы невозможно падение, ведь, как Я уже говорил, восходящая и нисходящая тропа жизни идут бок о бок. Он может защитить свою объективную форму от повреждения или не дать развиться болезни, но помимо этого существуют и другие, столь же сильные формы страдания, которым необходимо платить дань. И неважно, был ли закон нарушен им самим или же теми, кого он любит, ибо — не забывайте никогда! — нет ничего выше Закона Любви — ни человека, ни ангела, ни Бога.

Другая ошибка, допускаемая учениками, заключается в том, что они забывают о различных степенях Учительства. Учитель высокой степени не может страдать от какой-либо известной людям болезни; но, поскольку болезни, как таковые, имеют свои соответствия на высших планах, он подвержен действию этих потенциальных соответствий, если нарушил закон. И последний проявит свое действие именно согласно достигнутой им степени Мастерства, от которой зависят сила и степень наказания, то есть назначенного ему страдания.

В предыдущих Наставлениях было сказано, что Учителя выше страданий. Правильнее было бы сказать — выше того вида страданий, которые человек может представить и вынести.

 

Наставление 16

Бескорыстная любовь

Если Храм не может быть убежищем для преследуемых, местом отдохновения для усталых, кровом для бездомных, то он не исполнит своей миссии, равно как и любое учреждение или общество, основанное Учителями или людьми. Он должен стать звеном между человеком и великой Иерархией, управляющей Вселенной, — в противном случае он будет более чем бесполезен. В поисках научного знания неверующий искатель подходит к той точке, где действие материальной силы исчерпывается, и перед ним открывается неизмеримая пропасть. Подобные поиски почти во всех случаях кончаются желанием достичь личной славы или материального благополучия и богатства.

Волна пессимизма, ныне захлестнувшая землю, осквернила и разрушила те высшие идеалы, лишь с помощью которых человек может поднять свою высшую природу до того уровня, где становится возможным постижение духовной Истины. Душа человека с каждым днем все более и более ощущает потребность в той пище, которая одна только и может поддержать и помочь. Но в своем безудержном желании утолить этот голод человек по невежеству отбрасывает ту духовную пищу, что прежде удовлетворяла его и давала жизнь; и это вместо того чтобы, придерживаясь ее, ожидать следующего открытия Небесных Врат, происходящего в определенные периоды времени, после чего получить такую пищу, которая навеки сделает этот голод невозможным, — пищу бескорыстной любви ко всему человеческому роду.

Любовь является единственным проводником, через который наши глаза видят ясно и безошибочно. Ненависть обезображивает, преувеличивает или преуменьшает. Страсть ослепляет. Истинная же любовь широко открывает врата души и позволяет любящему силою распознавания видеть все непривлекательное и некрасивое так же хорошо, как все чистое и прекрасное, чтобы правильно отделить преходящее от вечного в жизни любимого и дать всему правильную оценку. Но — увы! — эта истинная любовь так мало понята, скрываясь под названиями различных так называемых атрибутов. В некоторых умах она представляется сложной картиной — запредельной, блистающей небесной красотой и истиной, но при окончательном рассмотрении оказывается не чем иным, как жертвенным Служением. Тот, кто достиг мощи такой любви, не сделает из неё повода для фамильярных отношений или вторжения в обстоятельства жизни любимого. Такая любовь предписывает смирение истинного Служения, где бы и когда оно ни представилось. Она многострадальна, терпелива и верна. Хотя она и радуется, если знает, что её оценили и ответили взаимностью, но это признание не является для неё необходимым.

Процесс восхождения до высот такой бескорыстной любви не поддается ни осмыслению, ни описанию. Агония души, как непременная часть этих одиноких высот, которую должен пережить каждый неофит великой Мистерии; слепая борьба с демонами, преграждающими ему путь; уничтожение тех своих жалких, неугомонных элементалов себялюбия, что вечно взывают из самых глубин их мучений: «Дай, дай, дай», — все это он должен не только встретить лицом к лицу и не только отречься, но и убить с холодной, бесстрастной расчетливостью, чтобы освободить место для своего высшего бескорыстного «Я», ибо законы пространства неумолимы.

Сегодняшний день, как бы он ни был грандиозен и наполнен, поднимается над мертвым прошлым дня вчерашнего. Прошедшие годы — всего лишь нескончаемая череда трупов. Настоящее — вот все, что мы можем знать о жизни, все, что по праву принадлежит нам.

Вечная борьба непроявленного в стремлении открыть врата жизни и пройти через них посредством манифестации ложится на нас бременем кажущейся жестокости. Это истощает наши жизненные силы, убеляет сединою наши волосы и в конце концов приводит к берегу, а затем и по ту сторону реки смерти. Мы должны умирать, чтобы позволить жизни иметь более совершенное выражение; но когда все сказано, эта жизнь, в цельности своей, есть наша собственность. Как «завтра» и «вчера» есть лишь эпизоды в цикле времен, так и «я был» нашего прошлого «я» и «я буду» нашего вновь воплощающегося «я» есть лишь выражение вечного «Я есмь».

 

Наставление 17

Крайности сходятся

Миссия Елены Петровны Блаватской в Америке состояла в том, чтобы преподать древнюю Религию Мудрости — Религию, данную Коренной расе нынешнего человечества, а не религию какой-либо особой секты, которые всегда возникают вследствие внутренних разногласий, разделения интересов или же как результат личного толкования учений, найденных на древних пергаментах.

Ни одна религия не может быть истинной, если она не охватывает собою и не питает естественную жизнь и развитие каждого создания и каждой вещи, проявленных в данном Цикле.

Зная, что в начале каждого Великого периода духовные сущности вступали во взаимодействие с его Коренной расой и передавали ей религиозную систему, включающую этику правильной жизни, правильного мышления и правильных поступков, и что какая-либо часть, секта, отпочковавшаяся от этой изначальной религии, должна быть ограничена и в каком-то смысле ложна, Учителя Мудрости не могут величать себя браминами, христианами, буддистами или иными религиозными титулами. Говоря словами Апостола Павла, они должны быть «всем для всех».

Люди уже давно заметили, что совместный труд весьма способствует его продуктивности, уже не говоря о таких вещах, как взаимопомощь и поддержка; и чем ближе они будут придерживаться естественных Иерархических линий, тем возвышеннее и чище будут их религиозные воззрения.

Подобно многим другим недосказанным истинам, широко распространенная мысль об индивидуальном росте и развитии сбила с пути немало светлых умов. Если Бог, Небесный Человек, есть все во всем, то каждый атом силы, субстанции и материи имеет свою особую функцию и место в этой великой единой сущности. Сила и субстанция, нормально функционирующие в сердце, не будут работать в желудке. Но оба органа равно необходимы и не могут существовать отдельно друг от друга. Так и человек — клетка в великом теле человечества — не может жить и достигнуть наивысшего уровня развития отдельно от своих собратьев.

Говоря о вышеупомянутой идее индивидуального стремления к совершенству как об идее, истинной лишь наполовину, Я имею в виду, что она истинна лишь на более высоком духовном плане, на котором достигается совершенное единство в разнообразии и где сознание функционирует независимо от времени и пространства.

Пока человек не научится жить со своими собратьями на земле в мире и единстве, для него абсолютно невозможно пребывать в том сознательном примирении с Богом, какое свойственно совершенству.

Каждый Учитель Правого Пути приобрел свое положение, живя среди собратьев. Правда, какое-то время он должен проходить путь в одиночестве, но лишь для того, чтобы обрести силу выдерживать напряжение и тяготу физического окружения.

Озарение — ассимиляция духовной пищи — приходит в одиночестве и тишине, ибо оно относится к духовной жизни. Но после этого достижения следует период, когда озарение — сила, зародившаяся в молчании, — должно быть направлено на служение другим людям, составляющим тело человечества; в противном случае подавление этого дара или его эгоистическое употребление будет чревато гибелью для человека. Как пар, сгущенный выше определенной степени, может разорвать котел, который до этого содержал его в сохранности, так и астральная форма человека может взорваться из-за неукротимой силы, или мощи, зарожденной в ней благодаря достижению сознательного озарения, если последнее не будет направлено на пользу мира.

Человек иногда впадает в оптимизм, и это неизмеримо опаснее, чем соответствующая ему степень пессимизма, поскольку любая мощь, присущая позитивной стороне жизни и природы, будучи проституирована для низменных целей, может привести к более значительным и стойким результатам, нежели соответствующая негативная сила, так как её потенциальная энергия обладает более высокой степенью вибраций. Крайний оптимист совершенно не владеет распознаванием и не способен действовать на основе интуитивного восприятия и понимания других, как бы ни были эти другие достойны доверия. В то время как семья, нация или религия будут биться в агонии распада, он будет безучастным, безмятежным зрителем, ничего не видящим и ничему не придающим значения, кроме того романтического ореола, которым окутан для него весь мир благодаря особому направлению его мышления. И крайний пессимист не слишком удобен в общежитии; он может принести огромный вред, действуя негативным образом; он может источать усыпляющий яд неподвижности, ведущий к разрушению и разложению, но тем не менее он не обладает той активной энергией, что способна опутать, ослепить и завлечь человека в ряды своих приверженцев, как это очень часто бывает в случае с крайним оптимистом.

Пессимизм настоящего дня во многом ответствен за неспособность служителей Маммоны распознать и принять меры против тех условий, что так скоро воплощаются в жизнь благодаря крайнему оптимизму другого, быстро растущего класса, который все разрушает и опустошает, вместо того чтобы дождаться естественного распада и разложения вещей и народов. Крайности всегда предшествуют разрушению религиозных, социальных или гражданских группировок.

Поверх всего необходимо культивировать спокойную, устойчивую и сдержанную позицию в отношении религиозных, социальных и гражданских вопросов.

Если бы на таких принципах могло быть организовано сообщество людей, достаточно сильное, чтобы справляться с быстро проявляющейся сегодня на земле ситуацией, то оно было бы в состоянии установить геометрически правильные направления истинной религии и справедливого управления для Нового века, а также оказать значительное сопротивление разъединяющей силе экстремистов обеих сторон.

 

Наставление 18

Субстанция–сила любви

Пробужденной душе достаточно лишь одного взгляда на напряженные лица мужчин и женщин, приближающихся к середине жизненного пути или уже прошедших её в этом стремительном, суетном, напористом веке, чтобы распознать то горе, то душевное волнение и сердечную пустоту, что скрыты за этими искаженными, морщинистыми лицами, с которых глядят беспокойные, духовно-голодные глаза, бросающие украдкой подозрительные взгляды или же полные невыплаканных слез, а плотно сжатые губы, окаймленные глубокими складками решимости или отчаяния, рассказывают свою собственную печальную историю. Сердца, кажущиеся простому наблюдателю жестокими и огрубевшими, были такими не всегда. Но сейчас они задыхаются в ярости ежедневной битвы за жизнь, к которой их принуждают собственные желания и амбиции или пыл свирепой конкуренции и соперничества, поглотившего всякое представление о законах справедливости и равенства; или, что еще хуже, они жаждут приобрести мощь, которую, по их мнению, может дать только золото. Они уже не способны увидеть, что существует лишь один ответ на все насущные вопросы нашего времени, одно решение проблем, касающихся труда и капитала, масс и классов, и это — Любовь.

Наблюдая жестокий с виду естественный закон, многие не замечают скрытой за ним любви. В изучении и использовании великих сил и явлений природы психоанализ, похоже, признает лишь одно решение — чистую, действующую без разбора, непобедимую силу, а также возможность использовать её в личных целях. Как раса, мы отбрасываем от себя все то, что придает жизни истинную цену, то, ради чего только и стоит жить, — веру в любовь, нас окружающую, доверие — и, что еще хуже, мы не верим в возможность безличной, бескорыстной любви.

Но так ли уж необходимо верить в какого-то личного Бога, созданного на том же плане и потому в некотором смысле столь же ограниченного, как и сам человек, для того чтобы понять идею Божественной Любви, — этого великого океана духовной любви, в котором живут, движутся и имеют бытие бесчисленные тысячи тех, кто стал подобным Богу, самые формы которых созданы из субстанции любви? Уже одного этого осознания достаточно, чтобы вострепетало самое холодное сердце, никогда не испытавшее чувства бескорыстной любви.

В одной из заповедей, данных евреям Иеговой, есть такое изречение: «И люби Господа Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею и всею крепостию твоею». Неужели вы не способны увидеть, что секрет этого требования кроется вовсе не в жажде Иеговы подобной любви, но в том факте, что любовь существенна для самой жизни каждого человека данной расы? Человек без любви не более чем мертвая вещь.

Секрет того, что именуется «ментальным лечением», заключается вовсе не в ментальных способностях целителя, которые являются лишь инструментом в его руках. Способность к исцелению лежит в субстанции любви. Были написаны тысячи томов, рассматривающих любовь, её действие и функции, но очень немногие из них подходили к ней с точки зрения Божественной силы, или субстанции, которая может быть передана от одного к другому и которую можно пробудить к жизни действием иной силы, наподобие того как сила электричества возникает в результате контакта надлежащих субстанций. Вы можете видеть этот процесс, наблюдая действие простой световой дуги, когда положительный и отрицательный ток достаточно сближены друг с другом посредством такого проводника, как углерод. Пламя перекидывается от одного полюса к другому за неуловимо малый промежуток времени. Когда негативная энергия человеческой души приведена в соприкосновение с позитивной энергией духовной любви посредством проводника веры, тогда происходят подобные же явления.

Мы не рассматриваем сейчас явления общеизвестной любви на физическом плане, хотя и за нею стоит тот же закон. Такая любовь может быть адекватно описана лишь как половое влечение, ибо она есть негативный полюс позитивной, или духовной, любви, которая одна только совершенно бескорыстна. Любовь матери к своему ребенку вызывает у неё нежность и ко всем другим детям, следовательно, такая любовь более соответствует духовному чувству.

Когда от позитивного полюса Беспредельной Любви пламя перекидывается к негативному полюсу опустошенного сердца, сделавшегося восприимчивым к ней через страдание и устремление, такое сердце впоследствии всегда сможет услышать вопль и заметить страдание любого другого опустошенного сердца рядом с собою. И оно уже не будет знать ни отдыха, ни покоя, пока не поможет пробудить необходимую энергию для облегчения страданий других сердец.

Ученый ради собственного удовлетворения, путем размышлений и рассуждений, может постулировать утверждение, что четвертое измерение пространства есть необходимость и, следовательно, оно существует. Но в действительности он и понятия не имеет об этом четвертом измерении, пока не вступит в его пределы. Точно так же и стремление доказать кому-либо существование и реальность Беспредельной Любви будет безнадежной задачей, уже не говоря о попытке объяснить, что она способна наполнить жизнь тех, кто открылся ей. Это даже еще труднее, потому что является одной из удивительных и сладостных тайн, существующих между Богом и человеком, которую не передать словами, ибо ни один человеческий язык не имеет ни слов, ни названий для её выражения. Вы можете видеть малую долю её сияния и великолепия в чудесном закате солнца; вы можете уловить звучание её глубокой гармонии в какой-нибудь ноте, в раскатах волн великого океана, а намек о её покое и тишине — на застывшем лице вашего умершего друга, которого вы только что проводили в ожидании воскресения. И когда откроются ваши внутренние чувства и удивительная и прекрасная реальность вспыхнет видением в вашей душе, вы наконец поймете, что ничего другого не остается, ибо Бог есть Любовь и все вещи сотворены из Любви. Как чудесная песнь жаворонка на лугу, что взвивается ввысь, разрезая воздух и наполняя его трепетом, пробуждает звучание вибраций, которые действуют на эфир — основу воздуха — и даруют форму ожидающим этого атомам более высокого плана жизни, которым надлежит проявиться в форме, так и песнь устремленной души, рассекая беспредельный океан Любви, создает условия для проявления высшего состояния её собственной субстанции: духовной формы, через которую может изливать свое сияние сознание Бога или Ангела.

 

Наставление 19

Неудача

Красноречивые намеки о том, что некто «потерпел неудачу» в том смысле, что впал в немилость или лишился общения и помощи Ложи, порою срываются с уст некоторых из старших учеников. Такие слова произносятся с некоторым страхом, вполголоса и сопровождаются недвусмысленным покачиванием головы, безусловно подчеркивающим, что случилось большое несчастье; к сожалению, слишком часто внимательный наблюдатель может уловить в голосе говорящего нотки триумфа и удовлетворения, и это заставляет его удивляться — почему же чья-то неудача может сделаться причиной для такого неприкрытого злорадства.

Правда, это же выражение употреблялось иногда Е.П.Б.[14]Блаватская Елена Петровна (1831-1891) — основатель Теософского общества, философ, писатель, общественный деятель. (Примеч. ред.) и У.Х.Дж.,[15]Джадж Уильям Хуан (1859-1896) — деятель теософского движения. (Примеч. ред.) чтобы указать на некоторые выдающиеся случаи внутренней нечистоплотности тех, кому были даны огромные возможности и кто эти возможности упустил; или же тех, кто, будучи неспособным управлять вызванными им же самим антагонистическими силами, подпал под их пагубное влияние и в результате ушел слишком далеко по нисходящему пути. Но и Е.П.Б. и У.Х.Дж. прекрасно понимали, что означают эти слова — «неудача» и «ошибка» — в устах Учителей Ложи и в чем, собственно, эти ошибки заключались, чего нельзя сказать в случае обычного члена какого-либо отдела прежнего Теософического общества.

Я советовал бы с осторожностью произносить это слово, когда какая-либо ошибка или упущение кого-то из сотрудников вызовут ваше негодование или критику.

Мне бы хотелось, чтобы вы поняли: лишь один из двух тяжких проступков может повернуть принятого чела от дверей чертога Великого Посвящения, а именно предательство товарища или же сознательное непослушание Указам Учителя. И ни один человек, за исключением того, кто дал этот указ и определяет его исполнение, не знает и не может знать об имевшем место промахе или упущении.

Упорным непослушанием, небратским поведением, пороком и преступлением, пусть даже несознательным, ученик может сделать вступление на Путь, ведущий к сознательному Посвящению, невозможным на целые века. Такие души проходят ряд инкарнаций без какого-либо ощутимого продвижения. Мир населен сегодня миллионами человеческих существ, пребывающих именно в таком состоянии; людей, которые явно не обладают способностью контроля над собой и обстоятельствами. Иногда совесть подстегивает их сделать усилие и направиться по правильному пути, но при этом они одолевают лишь короткую дистанцию, ибо сила их воли либо уже ослаблена, либо еще не развита. Поэтому они плывут по течению из жизни в жизнь, совершая, конечно, некоторое, весьма малое продвижение благодаря естественному закону эволюции, но так и не сумев ухватить твердой рукою змею самости и вырвать её ядовитые зубы — эгоизм, слабость и самопотворство, и тем самым приобрести Силу и Мудрость — наследие, по праву принадлежащее человеку.

Но отыщется ли где в мире хотя бы одно человеческое существо, которое не совершало ошибок и не ошибалось бы снова и снова в своем стремлении достичь некоего высокого идеала, прежде чем его усилия не увенчаются успехом?

Птица-мать выталкивает своего птенца из гнезда на землю, чтобы тот учился летать, иначе он будет уничтожен своими извечными природными врагами. И сколько кажущихся бесполезными усилий должно приложить это маленькое беспомощное создание, прежде чем оно сможет расправить крылья и взлететь на ту высоту, с которой поначалу было сброшено, — однако в действительности ни одно его усилие не пропало даром. Так же и вы, подобно этому птенцу, можете снова и снова отступать на тот уровень, на который ныне поставлены законом эволюции, пытаясь достигнуть той духовной высоты, с которой были низвержены кармическим законом для перевоплощения на физическом плане. И пока исполненная сострадания Великая Душа Беспредельности чувствует трепет вашего сердца в ответ на её собственное биение, вы можете поднять голову, как бы низко она ни была опущена, и сказать: «Все же я еще не совсем провалился». Но берегитесь того часа, когда ваше сердце перестанет чувствовать трепет жалости к душам, страдающим рядом с вами; берегитесь той минуты, когда ваши уста смогут спокойно произнести слова, сокрушающие мир и надежду борющихся вместе с вами братьев; когда, равнодушные и беспечные, вы пройдете стороной, предоставляя ваших слабых сестер на пожирание диким зверям. О дети Мои! — вот ваши величайшие ошибки, провалы и упущения!

Никогда вы не сможете пожать руку Совершенного, пока ваша собственная рука будет повинна в крови вашего брата. Никогда вы не сможете пройти невредимыми сквозь пламя «Внутреннего Чертога», если втаптываете покой и честь вашей сестры в грязь и пыль дороги, по которой идете. «Неудача» и «провал» будут начертаны в вашей душе огненными буквами, если вы не научитесь достойному отношению к вашим собратьям и не примените это знание с пользою.

 

Наставление 20

Власть над силами жизни

Вся жизнь в конечном счете есть Вибрация; то есть все формы дифференцированной жизни рождаются и эволюционируют благодаря различным степеням вибрации единой однородной субстанции, имеющей духовную природу.

Хотя научные исследования до некоторой степени доказали вышеупомянутое положение, их приверженцы в своих поисках не пошли дальше того состояния материи, которое они постулировали как эфир и которое являет собою вибрирующую субстанцию, или силу, передающую эти различные степени вибраций. В действительности же эфир есть лишь одеяние, или покров, служащее той средой, благодаря которой и через которую может действовать великая созидательная сила, именуемая оккультистами Жизненным Принципом. Этот Жизненный Принцип в его высшем аспекте является троичным и состоит из Желания, Воли и Ума.

Желание есть сила, управляющая Вселенной, и в своем высшем аспекте оно есть Любовь. Воля — это движущая сила, пробуждающая энергию, пребывающую в материи; она является также основным принципом Звука. Ум — Свет — есть зарождающая сила и в то же время Матрица, в которой Желание и Воля формируют и затем проявляют вовне все формы, используемые природой для воплощения монад, или индивидуализированных жизней.

Этот краткий очерк лишь указывает на некоторые из тех многочисленных процессов, посредством которых духовная жизнь становится жизнью материальной, и он приводится здесь для того, чтобы осветить чрезвычайно важные для человеческой расы факты.

Для «уха, способного слышать» выражение «музыка сфер» имеет гораздо более глубокое значение, нежели какое-либо иное выражение, бытующее в современной науке, ибо такое ухо может ясно различить музыку, производимую движением звезд в пространстве, лопнувшим семенем и всем, что растет и развивается, а также многие другие звуки, не доступные слуху большинства человечества, и оно, вне всякого сомнения, знает, что жизнь есть гармония.

Каждая молекула материи имеет собственный, присущий ей тон, а любая совокупность молекул, обычно называемая телом, — свою ключевую ноту, или тональность. Если бы можно было определить ключевую ноту какого-либо тела, находящегося в нормальном состоянии, то оказалось бы, что ключевые ноты всех остальных тел, пребывающих в гармонии и согласии с ним, принадлежат к той же самой Иерархии, или Октаве. Когда же это тело нездорово, то его ключевая нота будет повышена или понижена (в соответствии с характером болезни), и тогда оно утратит гармонию со всеми остальными телами, управляемыми той же иерархией, к которой оно принадлежит, и будет страдать пропорционально тому разладу, что управляет им в то время. Эта дисгармония проникает во внутренние планы и приводит в активное состояние соответствующие ей силы, или сущности, которые, прилепившись к астральному телу страдающего, поглощаются им, чтобы затем проявиться в какой-нибудь форме в физическом теле или вокруг него, причиняя таким образом еще большее страдание.

Из сказанного Мною ясно, что для исцеления больного тела нужно суметь восстановить его естественную ключевую ноту. Но, как будет видно позднее, умение отыскать эту ключевую ноту опирается на способность оператора определить ключевые ноты двух других (внутренних) тел. Задача трудная, хотя нельзя сказать, что неразрешимая. Трудность её заключается в том, что необходимая для этого сила настолько же важна, насколько и опасна, поэтому Ложа окружает её обнаружение почти непреодолимыми препятствиями, которые не могут быть устранены в течение настоящего цикла, за исключением тех отдельных случаев, когда бескорыстие и любовь являются основополагающими мотивами жизни.

Иногда случалось, что какой-нибудь глубоко мыслящий ученик правильно представлял себе план, реализуя который можно было бы породить и управлять той формой энергии, о которой здесь говорится; однако, прежде чем он смог бы осуществить этот план, кому-либо из членов Ложи поручалось воспрепятствовать его усилиям или направить их в более безопасное русло. Не так давно один такой исследователь, уверовав, что он открыл метод нахождения ключевой ноты человеческого тела с помощью тона, характерной особенности и тембра голоса, попробовал лечить болезнь, применяя вибрации цвета, соответствующие энергии ключевой ноты и связанные с ней. Его успех был весьма кратковременным. Неудача была вызвана не столько неправильными первоначальными заключениями, сколько лечением следствий вместо причин и использованием лишь одной из трех форм силы, которые необходимо было скомбинировать и разумно, очень тонко направить для достижения удовлетворительных результатов.

Преобладающая в настоящем цикле тенденция осмеивать медикаменты и обходиться без них в случае болезни является всего лишь другой крайностью той слепой веры в силу аптекарских снадобий, что господствовала в прошлом веке.

Конечно, все эти лекарства, снадобья, травы и минералы подчинены одному и тому же закону вибраций, который создает и развивает любые формы материи. Каждое лекарство имеет свою особую вибрацию и ключевую ноту, и чтобы получить удовлетворительные результаты при лечении медикаментами, вибрации пациента и лекарства должны совпадать, то есть должна существовать гармония между ключевыми нотами этих двух форм жизни. И если лечение лекарствами проводилось невнимательными или невежественными врачами, но все же имело положительные результаты, то это, как правило, было обязано так называемому «случаю» при выборе лекарств, ключевая нота которых оказывалась родственной ключевой ноте физического тела пациента. Добросовестные врачи нередко признают, что их выбор лекарств для лечения какой-либо болезни совершается просто «наугад». С их точки зрения, это действительно так, но истина заключается в том, что добросовестный врач является в некотором роде и оккультистом — сознает он это или нет. Годы сосредоточения, проведенные в подготовке к избранной им профессии, а также сам её характер и её влияние пробудили до некоторой степени жизненные токи в его прежде атрофированной шишковидной железе, и благодаря этим обстоятельствам в конкретной области его профессии стала проявляться сила интуиции; ведь именно интуиция, а не просто «случай» или «действие наугад» руководит его выбором нужных лекарств; ибо интуиция — это знание души. Если бы врач мог полагаться только на свою память о некоторых лекарственных формулах, заученных, быть может, четверть века назад, то в случае срочной необходимости прописать лекарство при каком-либо остром заболевании он натворил бы куда больше ошибок, нежели при настоящем положении вещей.

Если мы ударим по стальному бруску чем-либо твердым, он издаст определенный звук: мягкий или резкий, высокий или низкий — в зависимости от количества молекул, образующих его массу, а также от качества того материала, которым мы по нему ударили. Если вокруг этого бруска пройдет электрический ток, он намагнитится. Он ничего не приобрел и ничего не потерял в весе — перед нами все тот же стальной брусок, однако его свойства станут совершенно иными. Если раньше это была просто инертная масса, то теперь она оживлена силой, которая может притягивать или отталкивать от себя иные формы материи, а также наделять ею формы, состоящие из того же материала. В действительности же ключевая нота этого стального бруска была повышена жизненной силой электричества. Он пересек пропасть, отделяющую инертную материю от активной.

Человеческое тело — тоже магнит, и оно является таковым благодаря все той же силе — электричеству. Но кроме того, оно является оболочкой для духовной сущности, а также еще одной сущности, называемой душою. И поскольку каждое из этих тел имеет свою собственную, присущую только ему ключевую ноту, то из этого следует, что в их совокупности человек управляется уже целым аккордом, а не одной-единственной нотой.

Человеческий магнит может звучать на свою ключевую ноту подобно стальному магниту, хотя эти процессы несколько различаются. Но для того чтобы получить и использовать аккорд целостного человека, необходимо произвести и применить высшую форму жизненной силы электричества. Применение этой силы происходит тогда, когда индивидуум, будучи ребенком, пробуждается к сознательности, а также при завершении жизненного цикла. Она применяется сознательно творящими строителями Вселенной, среди которых находится и воплощающееся эго этой индивидуальности. Эта сила двойственна и может так же легко убивать, как и созидать.

Оккультистам уже давно известно, что первопричина Жизни есть электричество; однако полагать, что жизнь есть просто одна из форм электричества, было бы таким же заблуждением, как думать, что на свете есть лишь одна пища — хлеб; ибо существует сорок девять форм электричества. Форма силы, действующая в растении или в камне, — совсем не та форма, или степень, электричества, которая действует в человеке. Сорок девять разновидностей электрической силы подразделяются на семь октав, по семь видов в каждой октаве; каждая октава поставляет все те жизненные силы, которые проявляются на соответствующем ей плане манифестации. Октава силы, действующая на плане Разума, — это не та октава, которая действует на плане физическом, — на шкале энергии она стоит выше. Но будь то энергия духа, души или тела, энергия минеральной, растительной или животной жизни, — любая форма электричества порождается посредством газов или их соответствий, известных как водород, кислород, азот и углерод. Несмотря на утверждения медицинской науки, кислород как таковой не входит в кровь животного царства. Он является одним из величайших созидательных огней, действующих на различные органы тела, которому эти органы служат в качестве генераторов для производства электричества; и именно эта сила, а не кислород, переходит в кровь и по требованию природы либо созидает, либо разрушает.

Чтобы обрести власть над жизнью и здоровьем, над болезнью и смертью, нужно быть способным сделать каждое из своих трех тел, или оболочек, сознательным генератором тех форм электричества, которые соответствуют вышеупомянутым ключевым нотам октав жизни, находящихся главным образом под контролем энергии Желания, Воли и Ума, или, иными словами, энергии сил Месмеризма, Звука и Света. Сочетая материальные выражения этих более мощных духовных сил, можно получить низшую форму электрической энергии, которая, если будет до конца понята и верно направлена, может сделать очень многое по линии излечения многочисленных форм болезней, а при удачном соединении с лекарствами помочь бедному, больному и слабому человечеству. Но когда человечество в своем эволюционном развитии минует ту точку, где его ключевая нота будет повышена en masse,[16]В целом (фр.) ему больше не потребуется внешней помощи, ибо из всего сказанного следует, что применение внешних сил или лекарств является лишь временным средством. Ведь почва для болезни всегда возделывается в уме, а значит, именно оттуда должен быть вырван её корень, именно там должна быть уничтожена её почва. Все это нужно делать путем упражнения и развития духовной силы, без чего человечество не сможет вернуть себе то, что принадлежит ему по праву рождения.

 
bugfixer invisible agent