Учение Храма. Наставления 71-80
Алиса А. Бейли

Учитель Илларион «Учение Храма»

Наставление 71

Слава Господа

Эго, которое в своей последней инкарнации на этой планете пребывало в теле Иисуса из Назарета, — то же самое эго, которое воплощалось в каждого Спасителя рас и народов с начала текущего Великого цикла в двести тысяч лет. Каждый такой Спаситель возвестил начало определенного периода — малого цикла в большом; то есть перст Бога начертал, так сказать, малый круг внутри большого и развернул в нем новый порядок жизни. Когда Великий цикл завершится, то эго, создававшее физические проявления этих Спасителей, пойдет дальше, чтобы принять на себя более высокую миссию, возможно, на какой-то иной планете, а его труд будет возложен на эго, которое в своем развитии следует за ним. Это эго, начиная с первого малого круга большого цикла, станет создавать проводники — личности — для своего воплощения. Эго, воплощающееся в Спасителей любого большого цикла, становится Великим Инициатором, «Стражем Порога» на весь этот цикл. Но понять, кем был и есть Иисус в действительности, человек сможет лишь тогда, когда ему полностью откроется смысл слов «групповая душа». Отражение солнца, которое вы видите на поверхности пруда, не есть истинное солнце, и все же оно имеет некоторые признаки и качества, свойственные этому светилу. Поясню: если бы солнце могло фиксировать все свои отражения, удерживая их сколь угодно долго, и наделять их разумом, то вибрации, активно действующие между ним и этими отражениями, постепенно могли бы развить групповую душу; солнце было бы центральной фигурой, и с течением времени и непрестанного взаимодействия сил и принципов оно и его отражения стали бы единой нераздельной сущностью на высшем плане.

Соответственно и личность Иисуса была отражением Отца — Духовного Солнца, и между Ними было достигнуто совершенное взаимодействие сил и принципов, что сделало Их воистину Единым, как это было и в случаях с предыдущими Спасителями.

Если бы на нас снизошло полное понимание этой важной истины, мы не испытывали бы более затруднений в признании справедливости требуемых от нас почитания, служения и безоговорочного послушания наставлениям Иисуса.

Мы совершаем ужасную ошибку, пытаясь низвести Иисуса до более низкого положения, а также воздвигая какую-то абстракцию на занимаемом Им прежде месте. Мы часто слышим выражение: «Во мне столько же Христа, сколько было и в Иисусе». Но это совсем не так. В нас может быть столько же этого Божественного принципа потенциально, но отнюдь не in actu.

Христом, Спасителем, достойным соответствующей любви и почитания, человек становится лишь в той мере, в какой развиты в нем принципы и силы, образующие Христа, Сына Божьего. Однако мы не должны забывать и того факта, что все законы природы действуют с математической точностью. И если кто-то занимает какую-либо ступень на космической шкале проявленной жизни не по божественному праву, то силы и принципы, преимущественно действующие на этой ступени, не смогут проявить себя через его личное «я» в той мере, в какой они могли бы действовать в человеке, кармически достигшем данной ступени; и, следовательно, он не может быть достоин любви, служения и почитания тех, кто кармически занимает более низкие ступени на этой шкале. В подобном случае это был бы вопрос не потенциального, но действительного права; так же не ставится вопрос и о том, способны или не способны космические силы и принципы, принадлежащие этой ступени, функционировать должным образом; прежде всего нужно рассматривать само занимаемое им положение.

Бог не может, так сказать, распуститься в цветке человечества за одно мгновение. Лист за листом, лепесток за лепестком раскрывается построенный законом божественный бутон. Учитель Иисус был одним из его лепестков, который благодаря одному из аспектов космического закона, соединенному с его личными усилиями, преодолел ограничения, налагаемые другим аспектом того же закона, и опередил остальные плотно сомкнутые лепестки божественного бутона. Этим своим действием Он дал возможность открыться и всем остальным лепесткам, ибо до тех пор, пока первый лепесток остается закрытым, не может распуститься, сохранив совершенную форму, и весь бутон. Если бы какой-то лепесток попытался открыться раньше первого, то вся симметрия и красота бутона была бы нарушена и вместо прекрасного цветка получилось бы уродство.

Обычное понимание великой жертвы, связанной с Иисусом, основано на ложных предпосылках; оно держится главным образом на жертве физического тела, которая является всего лишь одним из аспектов этой жертвы. Прорыв этого первого лепестка — отделение от Отца — душераздирающий вопль: «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?», — все это свидетельства проявления позитивного аспекта этой Величайшей Жертвы, в то время как слово «свершилось» — негативного, и мы не должны упускать из виду той истины, что совершение этой Великой Жертвы было необходимо не столько для конечного совершенствования Иисуса, сколько для совершенствования каждого ученика Белой Ложи.

Все утренние звезды ликуют при рождении души, в то время как вечерние оплакивают её смерть; но это очевидно лишь на внутренних планах. Рождение души на материальном плане является, так сказать, её смертью (ее временным затмением) на планах духовных. Однако это хорошо, когда вся земля радуется в память о таком событии, о подобной жертве, ибо в этой радости душа, идущая от смерти к жизни, обретает награду за все те скорби, которые она претерпела. А те, кто радуются, обретут в своей радости силу, которая поможет и им вынести те неизбежные страдания, что последуют за их окончательным самоотречением.

Камни жертвенного алтаря и хворост для огня собираются и возлагаются в радости; самоотверженная жертва привязывается к столбу и умирает в печали; но огонь, пожирающий хворост и истребляющий жертву, есть горнило, в котором соединяются и алтарь, и угли, и жертва и из которого в результате рождается гигант духа, возносящийся на престол мощи — туда, где ни радость, ни печаль уже не властвуют над ним, и где жизнь его обращается в непрестанное Служение. И лишь тогда душа человека находит цель жизни и обретает понимание собственной божественности. Лишь тогда «Смерть поглощается Победой» и этот Закон исполняется в совершенной Любви.

«Радуйтесь, дети земли, ибо ныне для вас родился Царь», «царевич дома Давидова», — пели серафимы в день, который давно минул. И эта же песнь будет снова и снова литься из уст ваших и ваших близких в дни грядущие, и каждый раз она будет приближать вас все ближе и ближе к осуществлению вашего самого высшего желания.

 

Наставление 72

Откровение

Среди многих замечательно изготовленных пергаментов и папирусов, заполненных искусно украшенным текстом (работа многих учеников из поколения в поколение), есть один, тот, что находится сейчас в тайных комнатах древнего Ордена Посвященных и содержит исчерпывающее толкование «Видений», которые открылись взору Иоанна, «возлюбленного ученика», в тот момент, когда он проходил свое последнее посвящение перед восхищением на небо.

Эти видения были мудро названы Откровением, однако откровением они являются лишь для посвященных, ибо во всех архивах философской и духовной литературы нет ничего, что могло бы сравниться с этими древними трудами в их эзотерическом значении; ничего столь заслуживающего доверия или более жизненно важного для всей человеческой расы. Их приглушенного света, их резких теней — эффектов должного воздаяния справедливости — вполне достаточно, чтобы просветить обладающего интуицией искателя и подвигнуть его к необходимым исследованиям, в то время как более глубоко скрытые в них истины до того ошеломляющи, что могут обескуражить даже наиболее способных учеников, если только последние не сподобились духовного понимания либо путем духовного озарения, либо благодаря личным усилиям «Братьев Сострадания», которые одни лишь владеют ключами к туманной символике Библии.

Видения Иоанна — это те же самые видения (хотя и выраженные несколько иным языком), что неизбежно предстают взору каждого посвященного древнего Ордена Священнослужителей — Сыновей Гермеса, Ордена Спасителей человечества, когда тот достигает степени полного озарения. Естественно, каждый Посвященный будет выражать эти видения, этот опыт на своем языке, употребляя отличную от других терминологию, но все находимые в них различия окажутся незначительными и будут касаться мелочей; главное же будет всегда совпадать.

Нетрудно понять, что постоянное повторение какой-либо одной серии внутренних переживаний во всех этих случаях должно быть вызвано некой насущной необходимостью. Она вполне понятна тем, кто знаком с верным толкованием этих видений, ибо видения эти являются точным изображением завершающих событий каждого Великого века манифестации; и это касается не только одной или нескольких планет, но также и завершающих событий еще более великого периода для всей планетарной цепи — той Солнечной системы, к которой эти планеты относятся. Естественно, что каждый, наблюдающий серию таких видений, использует для описания их характерных признаков тот язык, который ему наиболее привычен, — так, выражения Иоанна были свойственны его расе; но когда интерпретация вышеупомянутых видений дается Учителем, она выражается на универсальном языке, состоящем из имеющих форму и цвет символов. Поэтому она легко читается каждым имеющим к ней доступ продвинувшимся учеником Белой Ложи. Однако Я отнюдь не утверждаю, что каждый такой ученик может правильно толковать Откровение самостоятельно. И ни одно из этих видений не искажалось столь упорно, как то, что содержится в двенадцатой главе Откровения. Женщины одна за другой давали ему чисто личное толкование. Прежде всего их привлекала красота образов, и при этом они либо внутренне ощущали какую-то часть космического события, либо естественное желание вело их к самообману; либо, как это часто случается, невежество или обман какого-нибудь личного поклонника или ученика приводили к перенесению мистических символов на какого-либо претендента на Божественную Мощь; к тому же обычный человек охотно принимает воздаваемые ему почести, даже не прислушиваясь к слабому внутреннему голосу, старающемуся подсказать, сколь незаслуженно воздаваемое почитание или сколь недостоин его может оказаться получатель. Как бы то ни было, но факт остается фактом: поистине, каждая женщина имеет глубокое и непосредственное отношение к той великой реальности, что покоится под внешним аспектом Матери Христа, а за мечтой о таком материнстве кроется основополагающий принцип. Вот почему нельзя полностью игнорировать ложные притязания самообольщенных, а также личное толкование этих символических истин.

Символ Вечно Женственного — женщина, «облеченная в солнце; под ногами её луна, и на главе её венец из двенадцати звезд».

Этот символ не раз толковали астрологически, но обычный астролог настолько ограничен в своем незнании скрытых планет и их влияния, что получает довольно скудное представление о важности и значении этого символа в целом. Вечно женственное — Великая Матерь, олицетворенная на земном плане Астартой и Изидой древних, Девой Марией христианской эры, а в определенном отношении и каждой воплощенной женщиной, родившей ребенка, есть в действительности «облеченная в солнце» — Отца, так же как Мария была «осенена Святым Духом» — духом Божества, Отца. Луна — женский символ — находится «под ногами женщины», ибо Луна олицетворяет низший аспект, родовые муки, а также злые силы, что вводят в заблуждение, опьяняют, причиняя женщине огромные страдания. Луна представляет негативный аспект жизни. Однако, достигнув необходимой духовной мощи, женщина будет в состоянии управлять теми силами, что до сих пор держат её в подчинении, и тогда она сможет трансмутировать их. Тем самым она низложит их «под свои стопы»; «стопы» в данном случае являются символом Понимания.

Двенадцать звезд символизируют двенадцать основных жизненных сил Вселенной, овладение которыми, то есть их разумное применение, явившееся плодом напряженного труда женщины, увенчает её усилия; тем самым проявится действие закона воздаяния за пережитые страдания.

Последующие события, о которых подробно рассказывается в этой же главе, имеют столь же широкое и глубокое значение и столь же сокровенны, как и те, что были проиллюстрированы выше. Однако потребовались бы целые тома, чтобы истолковать их все, а Я намеревался пояснить лишь мое первое утверждение. Если бы тот, кто так презрительно насмехается над возможностью взаимодействия между различными планами существования, имел хотя бы слабое представление о значении тех космических символов, что даются в видениях подготовленным, то он бы намного обогатил свои знания; подобные же насмешки преграждают путь его собственному просвещению. Для такого человека было бы гораздо лучше временно смириться с ложными представлениями, нежели не дать возможности проявиться истине для своего же более полного понимания.

Короткая горизонтальная черта, под ней молодая луна с повернутыми вверх рогами, над чертой небольшая пятиконечная звезда, под звездой число 12, и над всем этим небольшой позолоченный шар могли бы означать для просвещенного ученика все, что содержится в ранее упомянутом космическом символе, выраженном в словах. Цвета, которыми бы изображались различные детали этих символов, указали бы ему те сферы действия, где должно проявиться пророчество.

Глубокое невежество подавляющего большинства людей и их неверие во все, что имеет отношение к символизму, удерживает мир от приобретения желаемых познаний и мощи. Все те науки, на которые многие исследователи потратили свои жизни, средства и силы, стремясь довести их до более высокого уровня, ясно обрисованы в таких символических изображениях. Эти же самые науки изучались в прошлых веках, были доведены до совершенства и изложены в символической форме для тех, кто должен прийти позже. Но в нашем веке люди, как правило, не пользуются теми методами образования, что применялись древними мудрецами; поэтому сегодня эти символы не получают надлежащего объяснения или становятся объектом насмешек и презрения, или же их просто упраздняют.

В аргументах, приводимых неподготовленному человеку с целью уничтожить его веру в любую возможность увидеть и услышать феномены, связанные с внутренними планами бытия, есть весьма уязвимые места.

Несмотря на то, что чувства являются самыми ненадежными поставщиками фактов, все же они являются единственными средствами наблюдения, доступными большинству. И когда кто-то утверждает, что он видел или слышал нечто, до сего времени неизвестное или таинственное, и когда в другой раз его личные показания безоговорочно принимаются на свидетельском месте или на скамье присяжных, где от их достоверности зависит жизнь если не дюжины, то хотя бы и одного человека, то, конечно же, было бы нелепой пародией на справедливость отказываться рассмотреть его показания, а также отрицать возможность видимого им в первом случае и принимать во втором, в особенности когда единственным средством для выяснения истины являются «более высокоразвитые» чувства того, кто сидит на месте судьи.

Несчастен тот, кто ради своей материальной выгоды сознательно играет на тончайших качествах человеческой природы, ибо в действительности он находится на том же уровне развития, как и тот, кто ради той же материальной выгоды подделывает и портит продукты, от которых зависит жизнь других людей. Один вид вредительства не лучше другого. В обоих случаях нечестность является злоупотреблением самой жизненной сущностью Христа и её осквернением, ибо нуклеус каждой организованной или неорганизованной формы энергии — физической, умственной или духовной — есть покров, проводник сущности Христа. Злоупотребление ею есть ГРЕХ, какую бы форму оно ни принимало, и эта сущность так же активна в клетке пшеницы или любого другого злака, как и в клетке, формирующей органы физического тела человека.

 

Наставление 73

Путь

«Никто не приходит к Отцу, как только через Меня». Странные, непонятные слова для всех, кроме тех немногих, кто прошел или ныне идет путем Христа, путем Спасителей и, следовательно, имеет некоторое представление о конечной цели, то есть об Отце.

Человек стремится утвердить в своем сознании что-то вроде рабочей гипотезы о тайне неосязаемого, вездесущего и непостижимого Бога, в котором «мы живем, движемся и имеем наше бытие». Но он бессилен представить себе какой бы то ни было удовлетворяющий его идеал не имеющего формы, безусловного и беспредельного бытия, в котором все вещи и создания потенциально или проявленно существуют. И пока он не достигнет известной ступени развития, кратчайшим путем к истине для него будет создание вечно удаляющегося от него идеала, который, вследствие своей неосязаемости и изменчивости, удовлетворяет его лишь ненадолго. При этом он не осознает, что даже эта неудовлетворенность уже свидетельствует о том, что он продвигается вперед намного успешнее, нежели в случае своей верности менее изменяющимся идеалам. В чрезмерном стремлении сохранить какое-то ограниченное представление о Боге, подобно тому как это делалось в прошлом и происходит сейчас в ортодоксальной религии, а также среди некоторых последователей так называемого движения Новой Мысли, — иначе говоря, в стремлении ограничить безграничное заключается огромная ошибка устремленной души. Серьезной помехой для человека является то, что он жадно ухватился и продолжает упорно держаться за обветшалый или отживший идеал Бога в жалком страхе, как бы этот Бог не исчез или не забыл о нем, если он перестанет за этот идеал держаться. В действительности же обитающие в его душе Отец-Мать взывают о более величественном своем выражении.

Человек начинает ограничивать Бога из страха. Если вместо любви им управляет страх, он создает личный объект почитания или устрашения, который держит в шорах его собственный рассудок и понимание. Мы охотно создаем ограниченный идеал великой реальности в том, что касается или что действует в пределах наших собственных индивидуальных форм, нашего окружения или нашей маленькой планеты. Но как только мы пытаемся объединить две или более подобные сферы действия, как тут же теряем связь между ними (а одно лишь пустое пространство немыслимо) и не можем увидеть, что в созданной таким путем пропасти Бог настолько же активен, как и в видимых формах, а возможно, даже и более того. Таким образом, мы приходим к заключению, что можем вместить в своем сознании лишь последовательность отдельных раздробленных отражений вместо единого многогранного отражения, единой Божественной Реальности. Осознание и принятие этой Божественной Реальности дало бы нам хотя бы слабое представление об Истине и помогло бы лучше понять тот факт, что различные боги, которых почитает или, напротив, непомерно страшится большая часть человеческой расы, есть не что иное, как некоторые из этих раздробленных отражений.

Возможно, кому-то из вас поможет, если они будут помнить, что в любой точке жизни или пространства, где фокусируются наши сознание, божественная мысль и центры, там для нас находится центр Вселенной; и там наше собственное высшее «Я» пребывает сейчас, всегда было и всегда будет. Под такой точкой или центром Я подразумеваю тот центр в каком бы или чьем бы то ни было самосознании (сознании существования в форме индивидуализированной жизни), который пробудился в троичной активности, активности Желания, Воли и Разума (или божественных сил); иными словами, Я подразумеваю душу. Человек, научившийся управлять этими вышеупомянутыми божественными силами и удерживать их в равновесии, становится Спасителем — Сыном Божиим, частью Пути.

Вы можете себе некоторым образом помочь, если при медитации будете удерживать в сознании тот факт, что в каждой песчинке земли, в каждой капле воды и в каждой молекуле огня или воздуха активно присутствует, хотя и невидимо для вас, определенная степень Христа; что внешние оболочки, или проводники действия этих центров, воспринимают и излучают этот великий жизненный принцип, или энергию, согласно их индивидуальному росту и развитию; и что хотя формы и степени силы, действующей в каждом из них, постоянно изменяются, сами центры остаются неизменными и вечными, являясь в действительности субстанцией «Пути», то есть самим Путем.

Попробуйте представить себе постоянно расширяющийся, бесконечный, беспрестанно увеличивающийся в своей силе и лучезарности сферический излучатель света, который объединяет в себе все вышеупомянутые центры, в том числе и ваш собственный, и который не имеет ни конца, ни начала, и излучения которого есть Любовь, Мудрость, Сила и Истина, то есть Путь к Богу.

 

Наставление 74

Истинный Путь

Одна часть этого мира жестоко обманывается, отказываясь верить предлагаемым их вниманию рекордам и сознательно пренебрегая свидетельствами тех, кого многому научили горький опыт и страдания. Они заглушают свою совесть чрезмерным возбуждением, тщетно пытаясь развлечь себя всевозможными дозволенными или сомнительными способами увеселения; и все это из-за полного отчаяния и безнадежности обрести лучшие условия. Во многих случаях присущий им эгоизм побуждал их принять какой-нибудь культ, прикрытый звучными наукообразными терминами или же высокопарными фразами, призванными выразить самые утонченные и сокровенные эмоции человеческого сердца. При тщательном анализе многих подобных культов с точки зрения высшего сознания они оказываются самыми явными разновидностями корыстного надувательства, а также точной копией безбожного идолопоклонства, или подготовительными инструкциями к фаллицизму.

Принимая во внимание тот факт, что во всех так называемых цивилизованных странах образование стало сегодня почти обязательным, трудно найти сколь-нибудь обоснованное оправдание тому недопониманию, что существует в отношении страшной тирании богачей, стремительного роста бедности и страданий, преступлений в высших кругах, а также рабства, — еще более худшего, нежели столетия назад, ибо сегодня оно стало более изощренным.

Не может быть ни извинения, ни оправдания, когда огромные суммы — в буквальном смысле выброшенные на ветер — тратятся на постройку огромных соборов, дворцов, увеселительных заведений, а также на предметы украшения. Я говорю «выброшенные», так как не останется камня на камне, когда людской ураган, назревающий в результате такого несправедливого накопления богатств и неразумных трат, пройдет по приговоренным землям.

Несмотря на величие жертвы и бескорыстие усилий тех, кто, не принадлежа к современной долларовой аристократии, создает чисто филантропические учреждения в пользу страдающих или для образования простого народа, их детища либо ослабевают без поддержки и переходят в руки дельцов, либо становятся добычей современных грабителей с большой дороги и превращаются в очередной «воровской притон». Иногда вы слышите, как неплохо осведомленные люди ораторствуют об удивительных примерах милосердия и благотворительности, творимых в мире, о созданных для простого народа огромных госпиталях; но пусть только какая-либо бедная, страдающая душа обратится с просьбой об операции или лечении во многие из них — и ей будет оказана помощь в точной пропорции с содержимым её кошелька.

Самый печальный из всех печальных знаков нашей эры — эры ниспровержения всего духовного и безумного накопления материальных богатств — это вымирание чувства взаимной зависимости между человеком и человеком и разрушение давно вынашиваемых идеалов Отцовства Бога и Братства Человечества. Пустота в сердцах бесчисленного множества людей, которые вынашивали прежде эти идеалы, быстро заполняется крайним унынием, безнадежностью и отчаянием. Разум, или та энергия, что дотоле помогала человеческой расе создавать высшие идеалы, была проституирована для недостойных целей, в результате чего была уничтожена вера человека в своего собрата и, что еще хуже, и его способность любить ближнего своего. В современном бизнесе каждый воспринимает другого как бездушного антагониста и относится к нему соответственно. За исключением редких случаев, взаимопомощь больше не предлагается и не ожидается.

Если кто-либо из разумных людей начинает осознавать все эти факты и, пытаясь выразить свои ощущения и опасения, испускает вопль предупреждения или горячо молит других остановиться и попробовать излечить замеченную им болезнь, то тотчас же раздается крик пессимиста, революционера или анархиста, сводя все его усилия к нулю как раз там, где более всего нуждаются в его помощи, — там, где люди эгоистических интересов восторгаются методами и результатами современного бизнеса. Многие из наиболее обеспокоенных таким положением дел людей прекрасно осведомлены о нарастании духа недовольства, быстро приближающего события к их злополучному концу, но они лишены равно как силы воли, так и инициативы, необходимых для принятия решения и правильных шагов для предотвращения подобного несчастья. И все же, с чисто внешней точки зрения, именно эти люди являются единственной надеждой своих собратьев, и именно к таким, как они, Я и взываю. Даже если им придется лишиться какой-то части с таким трудом приобретенного материального богатства, даже если в пустующих уголках их сердец все еще звучат голоса элементальных форм, заменивших их прежние духовные идеалы, все же им стоит оглянуться назад в поисках утраченных идеалов и попытаться их вернуть.

Существует лишь один путь, позволяющий человеку соединиться с Богом, и так было всегда. Иисус из Назарета провозгласил его в словах Золотого Правила. И даже если человек должен отдать свою физическую жизнь в этой великой борьбе, то не лучше ли поступить так ради достижения того, что одно лишь придает жизни цену, что одно лишь дает уверенность в улучшении жизни и дает для этого шанс, нежели окончить свое существование в водовороте ненависти и отчаяния? Но ведь именно так и будет, если человек не прислушается к призыву Духа Любви.

Я не зову их к недостижимым высотам оккультизма, ибо если отягощенный богатством не может войти в Царство Небесное, то еще меньше шансов продвинуться по Пути Просвещения у неверующего, безбожного или безнадежно эгоистичного человека. Эти качества держат его в той колее, которую он сам же и создал; а заблуждение, заставляющее его поверить, что он уже испытал всю глубину духовного опыта в далекие дни отверженной им ортодоксальности, не даст этим качествам ослабить свою хватку при каждом его светлом устремлении. И до тех пор пока не пошатнутся сами устои его жизни, ничто не заставит его осознать, что то, за что на этом Пути еще стоит бороться, или даже вообще все то, что есть на таком Пути, — все это гораздо меньше божественной награды за бескорыстные усилия. Он не может заставить себя принять самую утешительную, самую неизмеримо великую истину о том, что единственно достоверные свидетельства о факте непрерывности эволюции должны быть даны лишь Теми, кто уже перешел из одной эволюционной фазы в другую. Он не может понять и того, что, обратившись к предыдущей, человеческой эволюционной ступени, Они смогут открыть тайны Пути пессимисту не более, чем сам современный человек, апеллирующий к разуму человекообразной обезьяны с целью дать ей ясное представление о тех методах, с помощью которых он достиг своего нынешнего человеческого состояния. Когда человек перерастает начальные наставления ортодоксальной религии, то в случае если он неспособен понять, что за этим должно стоять нечто большее, и если при этом он остается без сознательного руководителя, его охватывают недоверие, неверие и отчаяние. Ужас подобной судьбы должен заставить серьезного человека задуматься по крайней мере о самом факте существования Ложи Учителей (даже несмотря на то, что невежественные ученые мужи от философии почти задушили эту истину своими ложными представлениями и нелепыми или совершенно невероятными описаниями), и сделать некоторое усилие, чтобы открыть свои глаза навстречу тому необыкновенному Свету, что сияет на Пути; пусть даже этот Свет слишком ярок непривычному глазу. Но — увы! — большинство предпочитает жить во тьме.

 

Наставление 75

Таинства

Одна из наиболее странных вещей в жизни человека — его упорное игнорирование неприкрытых, лежащих на поверхности тайн, таких простых и обычных, что они не вызывают почти всем присущего любопытства. Хотя такие тайны, действительно, настолько просты, чтобы без их раскрытия мы не смогли бы дышать, ходить по земле, проникать зрением или слухом в какой-либо аспект или состояние материи, что мы редко ассоциируем их с теми великими истинами, которые имеем обыкновение называть «Таинствами». А ведь мы бы охотно отдали все, что имеем, за одну лишь возможность сознательно раскрыть эти таинства под руководством тех, кого считаем в состоянии разъяснить нам эти бесконечно важные и сокровенные реальности.

Ни один истинный учитель оккультной философии не может преуменьшить значения закона соответствия или не выдвинуть его в качестве основной задачи для каждого ученика, если только по причине духовной слепоты или своекорыстных побуждений он не нарушит своего долга и откажется просветить ученика относительно универсальности и исключительной ценности материальных проявлений этого закона, каждое из которых является руководством к просвещению.

Значение закона соответствия в решении тех беспрестанно повторяющихся и озадачивающих человека вопросов, что изводят душу и в большинстве случаев превращают земное существование в один большой вопросительный знак, один непрерывный возглас: «Почему это так?», — невозможно переоценить.

В законе, который препятствует смешению воды и масла; в законе, который способствует рождению, росту, созреванию и увяданию сорняка под нашими ногами; в законе, который обеспечивает надлежащую среду для определенного вида жизни и исключает его существование в какой-либо иной среде; в законе, который запрещает воде течь вверх по склону и заставляет её стекать вниз; в законе, который наделяет одну звезду большей степенью лучезарности и мощи, чем другую, — во всех этих и множестве других дифференциации одного этого закона, иллюстрирующих его действие повсюду вокруг нас, при некотором изучении и наблюдении мы могли бы найти средство для разрешения любой, ставящей нас в тупик загадки, раскрытия любой из тайн, вникнуть в которую толкает человека его душа, с тем чтобы он смог овладеть своим наследством. Но большая часть времени и усилий большинства людей уходит на создание бесчисленных малых тайн, которые лишь еще больше отягощают их бремя, и в результате мы видим унылых, удрученных и невнимательных друг к другу, напрасно обременяющих землю эгоистов.

Если говорить об учениках, то постоянное повторение Учителем предварительных наставлений, которое абсолютно необходимо на первых ступенях обучения, кончается либо требованием изложения последующих наставлений, либо просьбой дать инструкции относительно таких ступеней развития жизни, которые были бы совершенно непонятны человеческой расе на нынешнем уровне её развития. Но вам никогда не следует пропускать мимо ушей утверждаемых фактов до тех пор, пока вы не овладеете ими в совершенстве.

Вы наверняка улыбнетесь ребячеству человека, который станет настаивать на том, чтобы вы развели огонь в ведре с водой. Вы и сами никогда не потребуете от ребенка работы опытного механика, от землепашца — шедевра изобразительного искусства, а от музыканта, играющего на арфе или виоле, — блестящих познаний в химии. Все это вне всяких сомнений показалось бы вам явным абсурдом. И все же из-за сознательного пренебрежения или легкомысленного отношения к реальным возможностям вы постоянно совершаете куда более худшие глупости и сами же страдаете от их последствий — причем до такой степени, что страдания эти кажутся почти невыносимыми, если не знать истину обо всем этом! Во многих случаях они действительно становятся невыносимыми, когда в результате постоянного повторения подобных действий появляется умственная и физическая слабость; и это еще более утяжеляет вашу и без того тяжелую ношу.

Если вы увидите прекрасный цветок, поникший и погибающий от жары или недостатка влаги, вам нет нужды обсуждать это явление; если вы хотите его спасти, то в зависимости от ситуации либо польете его водой, либо укроете от солнца. Вы знаете, что огонь и вода являются основами всей жизни, и тем не менее, когда вы видите больное или погибающее от непонятной причины человеческое существо, вам даже не приходит в голову, что некая форма огня или воды может спасти его жизнь. Это может быть огонь, зажженный словом сочувствия или дружеской помощью, или вода, рождающаяся от соединения двух сил, аналогичных водороду и кислороду, и текущая из «источника слез». Чтобы открыть этот источник, может потребоваться нож или горькое лекарство, и единственный вопрос, который вы должны себе задать, касается вашей способности применить этот нож или дать это лекарство надлежащим образом и на должных основаниях. Но, дети Мои, вы должны быть уверены, что не примените огня тогда, когда требуется вода, и наоборот. И вы можете обрести эту уверенность, как и в случае с цветком, лишь при внимательном исследовании причины и точном определении окружающих условий. И так же как существуют только эти два безошибочных правила для определения необходимых действий и выбора необходимых средств на плане физического проявления, существуют те же самые два правила (или назовем их законами), посредством которых мы сможем поставить диагноз и определить необходимые средства для восстановления гармонии в соответствующей субстанции человека с нарушенным умственным, физическим или духовным равновесием. А у подавляющего большинства человеческой расы, как это ни печально, такое равновесие нарушено.

Если вы видите, что частица едкого вещества касается кожи, вы понимаете, что она разрушит определенный участок плоти вокруг места контакта. Примените ваше знание закона аналогии и вы поймете, что человеческая мысль или слово, которые напоминают своим естеством эту кислоту (а их естество столь же просто определяется тем же самым законом), подействуют на соответствующий участок субстанции одного или более внутренних проводников жизненных сил вашей жертвы. Вызванное ими разрушение или вред будут зависеть от степени противодействия, которое способна оказать жертва атакующей её силе. Когда вы серьезно задумаетесь над этим фактом и осознаете результаты вашей жестокости, объединенной к тому же с подобной жестокостью, что причиняют этой жертве сотни других, таких же беззаботных и легкомысленных, как и вы, тогда, быть может, вы хотя бы отчасти поймете причины распятия каждого принятого ученика, каждого Спасителя, отдающих на растерзание людям не только свое физическое тело, но и душу и разум, чтобы люди извлекли для себя хоть какую-то пользу из их жертвы.

Когда вы достаточно настрадаетесь от следствий подобных ваших действий, от утраты идеалов, от разочарований, печали и горя — прямых следствий таких же поступков, на которые Я указал, от разрушения веры и вашей неблагодарности, от беспрестанных искривлений этой единственной связующей цепи между вами и Ложей, а также от вашей очевидной неспособности понять, что вы сами же отсекаете единственную возможность общения со Мною, — только тогда вы сможете увидеть, чего вы лишились. И пусть Бог поможет вам это увидеть прежде, чем будет слишком поздно.

 

Наставление 76

Не забудем!

Если бы при нынешнем состоянии развития человечества способность предсказывать будущие события служила бы только его высшим интересам, то знания, позволяющие людям обрести эту способность, несомненно были бы в его распоряжении. И хотя такое знание всегда являлось одним из возможных достижений, реально оно становилось таковым лишь для тех, кто, развив свои внутренние чувства до известной степени и вследствие этого уразумев безграничность существующих связей между всеми состояниями и планами жизни, обрел способность выводить верные заключения даже при небольшом количестве данных, а также вычислять протяженность соответствующих периодов времени согласно важности события или его божественному назначению. Возможность такого достижения, даже в примитивном человеке, лежит в самом его желании.

Человек всегда достигает того, чего больше всего желает, если только желание свое он утвердил на принципе жизни и поэтому подчинил себе те неорганизованные, необузданные и разнородные элементы, которые порою кладутся в основу своих желаний теми, кто еще не способен осознать единство фундаментальных принципов, лежащих в корне всех внутренних и внешних феноменов. Поступая так, он понимает невозможность каких бы то ни было серьезных ограничений в отношении познания таких феноменов.

Подобно тому как невозможно отделить океанические течения от самой воды или потребовать, чтобы вода, увлекаемая одним течением, не соприкалась бы с водой, увлекаемой другим, так же невозможно и отделить одного человека — каплю Космического Океана — от другого, или от какого бы то ни было иного состояния материи, силы и сознания. Божественный поток, управляющий движением множества капель (человечеством), может повелевать ими лишь согласно непреложным законам. И если некоторые из этих капель оказываются слишком легкими или слишком тяжелыми (то есть слишком развитыми или слишком невежественными), чтобы нестись в одном потоке, их принимает и ведет дальше иной, более сильный или более спокойный, поток. Но с течением времени каждая капля Космического Океана непременно коснется каждого берега и каждой другой капли, и в соответствии с полученным от этого контакта и отложенным в памяти впечатлением одна капля узнает другую каплю или берег и пользуется этим осознанием.

Язык символов, наука о звездах, линии, начертанные жизненным опытом на лбу и на руке, — все это суть опознавательные знаки, точки соприкосновения, которые при правильном их понимании указывают прошлые, настоящие и будущие события столь же верно, как восход солнца означает наступление нового дня.

Если все эти факты будут поняты и приняты, то станет возможным осознание величия, назначения и мощи Космического символизма, включающего астрологию и пророчества. И тогда этот великий феномен жизни будет оценен по достоинству и займет свое истинное положение в сознании людей, вместо того чтобы, как это происходит теперь, быть загнанным в тень суеверий, обращенным в пренебрежительные поговорки и эпитеты или же используемым для обмана своих собратьев.

В то время как вибрации, возбужденные Посвященными через повторение древних пророчеств и вестей с предостережениями или ободрениями для будущего, вызвали в результате поток подобных пророческих высказываний по всему миру, непонимание жизненно важных, основных, центральных моментов этих пророчеств, от которых, подобно спицам колеса на втулке, зависели все другие их аспекты и детали, делает такие высказывания мало или вовсе ничего не значащими.

Вследствие потери умственной и физической силы, вызванной допускаемым человеком страхом или пренебрежением, он не способен должным образом встретить предсказанные события, не способен достигнуть в своем развитии той вышеупомянутой точки, что позволяет ему правильно понять, истолковать и подготовиться к встрече приближающихся событий.

В разное время вам уже говорилось, что уныние, болезни, потеря уверенности в себе и других, тяга к самоубийству и отчаяние — все это нередко вызвано то и дело случающимися публичными разоблачениями невежественных или недостойных учителей, а более всего — той неестественной жаждой получения материальных благ, что, подавляя любые человеческие чувства, оставляет за собой лишь зловещую жатву нравственного уродства, прикрытого маской мнимой добродетели и самомнения. Все эти печальные следствия невежества отделяют вас друг от друга, а также от вашего высшего «Я», превращая вашу жизнь в сплошной ужас, и тем больше, чем яснее вы видите, как она наполняется сатанинскими дарами вместо благодатной силы. И хотя со всем этим вы неизбежно в свое время столкнетесь и должны будете преодолеть, сейчас вы должны решить — хотите ли вы это сделать в одиночку или же вместе с теми, кто уже победил и готов вам помочь, если вы создадите необходимые для этого условия.

Уже исполнилось достаточное количество сделанных Мною заявлений, чтобы убедить вас в том, что исполнятся и другие. Все меньше и меньше уверенности будут обеспечивать вложенные и накопленные богатства; все больше и больше разрушений будет происходить; все больше и больше способов, облегчающих массовое убийство, будет создаваться. Волны преступлений будут возникать одна за другой в результате безумия, вызванного вышеупомянутым упадком духа; и если человек не позволит проявиться своей божественной природе, то к чему же он сможет прибегнуть в час своей величайшей нужды?

Я призываю вас твердо держаться на той ступени Храма, которой вы достигли, отнюдь не потому, что вы нужны Мне, а оттого, что, находясь на ней, вы сможете иметь поддержку всех тех сил, что составляют эту ступень, какая бы карма не имелась в запасе лично для вас. Постройте центр, или ту точку опоры в вашем собственном внутреннем «я», где может покоиться Любовь Великой Белой Ложи, и тогда страх — самая обессиливающая и парализующая из всех сил Вселенной — не будет более владеть вами.

Если бы вы смогли вполне уразуметь насущную истину каждого пророческого заявления, сделанного Мною в отношении вас; если бы вы смогли признать тот факт, что каждый шаг так называемой новой мысли, последние научные открытия и гениальные изобретения на благо человечества были результатом использования знаний, выданных миру по указу Великой Белой Ложи, во-первых, через Посвященную Е.П.Блаватскую, во-вторых, через У.Х.Джаджа и, в-третьих, через Храм; и что искажение такого знания из корыстных побуждений грозит серьезной опасностью для человечества, — вы бы гораздо охотнее признали глубину и значение простых на первый взгляд указаний, даваемых в Учении Храма, а также необходимость тщательного изучения этой азбуки оккультной науки. Тем самым вы бы оградили себя от той неизбежной опасности, которая рано или поздно нависнет над вами, когда вы начнете складывать из букв этой азбуки слова и толковать их; иначе говоря, когда вы станете применять полученные вами Мудрость и Знание для решения встающих перед вами насущных проблем.

 

Наставление 77

Значение религиозного инстинкта

Если в человеческом сердце рождается неукротимое желание обрести неоспоримую, самоочевидную реальность, стоящую за всеми мимолетными повторяющимися феноменами; если это сердце стремится к источнику того потока любви, что бьет в нем ключом при виде какого-то лица или от прикосновения чьей-то руки, — тому источнику, который, подобно живительному ручейку воды, украшает любое невозделанное поле и дает жизнь сокрытому ростку каждого полезного и прекрасного свойства человеческой природы; если при виде горного пейзажа или восхитительного заката это сердце испытывает невыразимый, лишающий дара речи трепет; если человека охватывает желание буквально испить аромат необыкновенного цветка, когда вся его природа восстает, не желая довольствоваться одним лишь видом и запахом; но главное, если в нас живет неутолимая жажда к признанию какой-то внешней силою или существом какого-либо качества или труднодостижимого свойства, которые кажутся нам достойными того, или же к заглаживанию следствий какого-нибудь недостойного поступка, который, как мы интуитивно осознаем, препятствует проявлению наших идеалов совершенства, — если все эти сверхчувственные действия сил внутри нас, выходящие за пределы нашего понимания, рождаются в нас лишь для того, чтобы умереть от истощения просто потому, что ни за, ни над ними нет ничего, что могло бы питать и поддерживать их постоянно, тогда вся жизнь есть лишь обман и галлюцинация, а Вселенная — сумасшедший бред безумного человечества. Ибо, оглянувшись вокруг, мы нигде не увидим проявления желания, для которого так и не нашлось бы чего-то такого, что бы могло его удовлетворить. И это было бы выше всякого разумения, если бы одни лишь самые высшие, утонченные и священные желания человеческой расы остались лишенными средств для их удовлетворения.

Наиболее веским доказательством истины, лежащей в основе любой религиозной системы, есть сама потребность её последователей в том, что эта система может им предоставить. Мы можем на некоторое время насытить наш рассудок разными научными гипотезами; можем перегрузить или усыпить свой ум правдоподобными аргументами против какой бы то ни было реальности, стоящей за традиционными догмами и верованиями, от которых мы отказались или которые так никогда и не приняли, но факт остается фактом: когда на нашу долю выпадает тяжелая болезнь, одиночество, великое страдание или, напротив, великая радость или удовольствие, то мы снова устремляемся к отвергнутым нами идеалам или представлениям о возможной Божественной реальности.

Лишь на уровне той посредственной жизни, когда мы теряем или сами отбрасываем способность глубоко чувствовать и страстно желать, мы можем удовлетвориться результатами рассудочного процесса и умственной гимнастики. Но на обоих полюсах — как при высочайшей, так и при наинижайшей вибрации ключа жизни, — все, что способно в нас коснуться края одежды Беспредельной Любви, вопиет о более близком контакте с Нею, пусть даже ценою жертвы. И только в таких крайних состояниях и может быть достигнут подобный контакт — неважно, путем ли какой-нибудь общепринятой религиозной веры или путем перерождения души, прошедшей через муки её личного желания и устремления.

Возглас «Благодарение Богу!» срывается с уст пессимиста или материалиста, когда он спасает своего любимого от неминуемой опасности. И один этот возглас является более несомненным доказательством существования Бога — Бога, которого можно было бы отблагодарить, — чем годы аргументированного Его отрицания. Чистый и ясный, вырывается он из глубин божественной природы человека как результат мгновенного признания возможности Беспредельной Любви и защиты. Он выражает одно из самых прекрасных качеств в жизни — Благодарность. Все остальное в его жизни есть лишь временное иллюзорное действие немногих поверхностных волн великого Космического Океана, таких же преходящих по своей природе, как и причудливое сияние луча света (как, впрочем, и все действия рассудка, не затронутого интуицией). Рассудок этот пригоден для решения сиюминутных дел, но крайне несостоятелен, если речь идет о душе, которая ввергается в бездну какого-нибудь низшего желания и не может выбраться из неё без чьей-либо помощи.

 

Наставление 78

Вибрации звука

Несмотря на столетия борьбы и усилий, предпринятых нынешней человеческой расой для своего развития, несмотря на все её старания добиться образовательного, социального и материального прогресса, в некоторых отношениях эта раса осталась совершенно такой же, какой была века назад. А главная причина такой безрезультативности, являющаяся к тому же причиной огромного числа людских страданий — как телесных, так и ментальных, и даже многих преступлений, при всей её очевидности сознательно игнорируется и поднимается на смех, становясь объектом саркастических замечаний, или же снисходительно признается, но тут же отбрасывается и забывается.

К Моему бесконечному сожалению, Я вижу, как те же самые причины, что приводят к подобным последствиям, возникают в кругу членов Храма, позорно повторяясь, находя себе оправдание или просто оставаясь без внимания во многих случаях. Вас по-прежнему не волнуют неизбежные плоды этих причин, и, хотя Я часто и недвусмысленно указывал вам на них и настаивал на их искоренении, похоже, Я мало преуспел в этих постоянных напоминаниях. И все же Я не исполню своего долга, если откажусь от дальнейших повторений.

Иной раз Мне становится страшно от того явного безрассудства, с которым некоторые из ваших членов навлекают на себя и своих близких лавину активных зловредных элементальных сил, а вместе с ними и обвинительный приговор закона, наказующего за злоупотребление Божественной энергией, приведенной в действие язвительными, жестокими, несправедливыми и часто ложными утверждениями по отношению друг к другу. И когда результаты такого поведения сказываются на вашей собственной жизни в виде физических недомоганий, нужды, утраты привлекательности, любви, веры и преданности, не говоря уже об их воздействии на ту субстанцию, при помощи которой вы должны строить тело Нирманакая (если, конечно, вы его когда-нибудь построите), то ваше равнодушное отношение к этим причинам заставляет Меня думать о Моем бессилии и очевидной неспособности помочь вам справиться с теми разрушительными демонами, которым вы позволяете управлять собой, сдаваясь без борьбы, по причине вашей собственной природной лености.

После Моей полувековой работы в этом направлении и в виду того факта, что, несмотря на столь большое внимание, которое было уделено и Мною, и другими, ученикам Великих Мистерий, а также то огромное количество наставлений, что были им даны, эти ученики, сравнительно говоря, почти не сделали никаких шагов вперед, — ввиду всего этого Меня пугает мысль о той сверхчеловеческой задаче, которую приняли на себя Посвященные, являющиеся по кармическому праву исполнителями Божественного Закона в текущей Маха-Юге.

Ученик или новичок, претендующий на защиту и помощь Ложи, сознательно принимает на себя обязательства, которые неизбежно ускорят выплату изрядной суммы прежнего кармического долга, и при этом отказывается замечать те барьеры, которые сам же постоянно создает. А когда он получает какой-нибудь сокрушительный удар, несет потери или остается в проигрыше, отступая от своей позиции или отказываясь довести до конца свое решение, в нем неизменно пробуждается дотоле скрытый гнев или подозрительность. И эта жертва иллюзорных чар, вместо того чтобы искать главную причину своих затруднений в собственной природе — в своих словах и действиях, — будет «громоздить Оссу на Пелион»,[28]Названия мифических гор, которые древнегреческие герои — братья Алоады — вздумали взгромоздить на Олимп. Синоним неразумного поступка. (Примеч. ред.) безрассудно возмущаясь «судьбой», учителями, соседом или материальными ограничениями, словом, всем окружающим.

И Я спрашиваю тебя, сын Мой, и тебя, дочь Моя, тебя лично, как одного из тех, кого это касается больше всего: «А что намерен сделать ты сам, чтобы изменить эти условия в себе самом?»

Порою кто-то из вас говорит: «Я ненавижу этого человека, те или иные условия. Все в руководстве идет не так, как я ожидал; то или это жестоко и несправедливо, никому нельзя доверять; похоже, что хотят воспользоваться моим трудом или моими деньгами» и безрассудно продолжает в том же духе громоздить мнимые поводы для недовольства, совершенно не допуская вероятности того факта, что хотя его и могли пригласить занять какое-то место, но никогда не принуждали этого делать, а, может быть, даже советовали обратное. Забывая о том, что ему дали привилегию помочь построить то место, которое защитит и охранит его самого, но не войти в уже готовое, кем-то построенное. Забывая всю оказанную ему доброту, забывая все те жертвы, которые были принесены для него теми, кому он впоследствии причинял лишь боль, страдание и убытки; невежественно обвиняя других в дурном влиянии, тогда как почти всегда (если не сказать всегда), будь он немного восприимчивее к иному мнению, даже небольшой спокойный и взвешенный анализ в нужном направлении без труда обнаружил бы полную несостоятельность его подозрений. Вместе с тем такой анализ показал бы ему, что именно из-за слишком частого крайнего невнимания к чувствам других — тех, кто жертвует бесконечно больше, чем он, — он не может увидеть истину. Погруженный в такой водоворот новичок сразу и не заметит, что привел в действие в собственной аурической оболочке дотоле спокойные и неактивные, а теперь зловредные и разрушительные силы негативного полюса жизни. Воздействие этих сил на его астральное тело подобно воздействию едких кислот или сернистых ядов на тело физическое. В точном соответствии с условиями, существующими в его астральной оболочке, действие этих губительных, парализующих и разъедающих все вокруг сил отзывается на органах, кровеносных сосудах, мышцах и нервах тела физического, принося в итоге опухоли, лихорадку, сыпь. Такое же влияние оказывают они и на субстанцию, которую человек должен развивать и с которой он должен научиться обращаться для того, чтобы создать еще более тонкий внутренний проводник.

«Природа не терпит пустоты». Если человек посылает из своего собственного аурического центра определенную степень силы такого же свойства, как упомянутая выше, тем самым временно оставляя в этом центре пустоту, то своим действием он порождает силу всасывания соответствующей степени, которая притягивает к нему из ауры того, на кого он напал, точный эквивалент, или определенное количество той же самой силы, что была извергнута им самим (до этого времени она могла быть латентна в атакованном), которая притянет к нему и обрушит на него подобного рода нападения со стороны других. Затем приводится в действие закон компенсации, и, хочет он того или нет, ему придется выплатить свой долг, причем в том же самом виде и степени, — он должен будет отдать этому другому часть своей собственной субстанции, которая пойдет исключительно на нейтрализацию следствий порожденной им причины. Он породил зло, возбудив негативную личную силу; этим он притянул к себе безличную, воздающую силу, которая заполнит в нем пустоту, порожденную его поступком, а затем он должен отдать лучшее, что в нем есть, — точный эквивалент того, чего он лишил другого. Это одно из следствий действия непреложного трехстороннего закона компенсации (воздаяния).

То, что человек не видит конечных результатов своего действия сразу же или не несет немедленной потери здоровья или богатства, — факт несущественный. Для Божественного Разума времени не существует. Возможно, иная карма, лучшая, нежели та, что человеку за это причитается, должна быть изжита, прежде чем полностью выявятся результаты его несправедливых слов.

Вы можете точно предсказать, что ожидает вас в будущем, путем самопроверки всех своих слов и действий по отношению к другим людям. Настанет день, и вне всякого сомнения вы будете знать, что рак, лихорадка, потеря какого-либо члена или органа, полное нервное, мозговое или мышечное расстройство, от которых вы теперь страдаете, — все это главным образом вызвано какими-нибудь жестокими, несправедливыми или ложными утверждениями, быть может, забытыми сразу же после того, как вы их произнесли. Помните, «малых вещей не бывает», и истинно сказано: «Вы дадите ответ за каждое праздное слово».

И Я спрошу вас: зная все это, можно ли удивляться, что чуть ли не отчаяние охватывает Тех, Кто, наблюдая за вами, трудится, чтобы помочь вам в этом головокружительном восхождении к совершенству, или что, как Я уже сказал, причины, лежащие в основе неудач и остановок и в случае принятых учеников, и в случае наполняющих мир несчастий и страданий, почти всегда не признаются, игнорируются, а то и презираются?

Постоянное игнорирование человеком силы молчания и неизбежных следствий безответственного употребления слов, имеющих Божественное происхождение и назначение, в трех случаях из пяти ответственно за его страдания.

Некоторое представление о важности произносимых вами звуков и слов, а также о вызываемых ими следствиях должен дать вам тот факт, что пение птиц в воздушной оболочке земли, шум горного потока и другие звуки природы — среди главных инструментов для повышения или понижения частоты земных вибраций.

Последние открытия, касающиеся способов записи и передачи звука, могут дать вам некоторое представление о тех методах, которые используются природой для записи и посылки звуковых волн как по направлению к органическим центрам человеческого тела, так и от них. Длина этих волн определяет их силу и мощь; но прежде чем какое-то представление об окончании воздействия одного звука дойдет до ваших внешних чувств, эта звуковая волна должна превратиться в световую (эти две великие энергии взаимозаменяемы, хотя одна устремляется по прямому направлению, а другая огибает препятствия). Затем другое изменение в вибрации световой волны приводит в действие дотоле спящие огненные жизни, образующие этот свет, и именно через управление этими огненными жизнями Божественный закон воздаяния приводит в исполнение вышеупомянутые следствия.

До тех пор пока люди в большинстве своем не поймут и не научатся применять эти истины, контролируя излучаемые ими вибрации, человечество в своем развитии не сможет подняться до более высокого уровня. Однако прогресс, достигнутый в передаче и записи звука, а также понимание его искривленного и волнообразного движения указывает на постепенное продвижение в этом направлении, хотя оно могло бы быть и более ускоренным; но, к сожалению, человек очень медлителен там, где нужно принять нечто, требующее от него каких-либо серьезных усилий и жертвы.

 

Наставление 79

Ересь разделения

Химикам хорошо известен тот факт, что если в результате химической реакции из сложного соединения освобождается единичный атом, то он энергично начинает искать возможность соединиться с каким-нибудь другим свободным атомом в пределах сферы своего движения. Менее известен другой факт: а именно, что сила, побуждающая его к этому действию, получена им от того удара, который претерпели остальные атомы этого соединения при их соударении с освобождающимся атомом. Движущая сила, отбросившая его в пространство, была почерпнута из общего резервуара сил, которыми владели объединенные атомы, и в результате отдачи этой силы последние были на какое-то время деформированы. Однако эта потеря была меньшей в сравнении с той, которую должен испытать освобожденный атом, если он не сможет немедленно соединиться с другими свободными атомами; ибо, как и в случае со всеми, кто пользуется внезапно обретенной мощью, быстрота и интенсивность её действия очень скоро приводит освобожденный атом к истощению и потере жизнеспособности, а его сила быстро превращается в ничто...

Даже дезинтеграция является всего лишь одним из факторов интеграции. Она есть негативный полюс позитивной силы. Если основное тело погибает от потери, вызванной выделением силы выталкивания, а из освобожденных атомов образуется новый союз, то в сравнительно короткий срок действие кармы, порожденной в силу этих обстоятельств, неизбежно приведет к подобной катастрофе и новое тело. Это происходит потому, что карма непрестанно охраняет неприкосновенность и полноту целого, притягивая к общему центру фрагменты, исторгнутые из него в начале Великого мирового периода. Если бы вы поступали в гармонии с этим законом, то каждое усилие в вашей жизни пошло бы на строительство того Центра Ложи, с которым вы себя отождествляете. Вместо поспешного отклонения по касательной при любом, наносимом этому центру ударе, вы собрали бы каждую частицу энергии в вашей ауре, чтобы еще крепче сплотиться вокруг него. А если бы в его рядах появилась разъединяющая сила, вы бы преодолели, или обезвредили ее. Глупо утверждать, что какое-то общество или союз слишком сильны, чтобы ваши одиночные усилия могли повлиять на него. Терпение и решимость всегда побеждают зло и слабость; и проявляя эти качества, вы в конечном счете должны либо достичь цели, либо убедиться в своей ошибке благодаря силам, что вызвали сами. В последнем случае, если ваш мотив был чист, то вы не уклонились от вашей истинной цели, состоящей в защите своих собратьев и служении на их благо.

Если вы жаждете жизни, здоровья, счастья, успеха в духовном продвижении, то примите это наставление как сигнал горна. Встаньте в строй, пробудите ваши высшие принципы, займите свое место рядом с Командиром и трудитесь на благо вашей организации. Если вы позволите врагу раздробить ваше общество (Храм) на отдельные части, или нанести ощутимый вред его жизнеспособности, то будьте уверены, что сами потерпите поражение, и не внутри, а вне его рядов, — поражение еще более худшее, чем когда-либо прежде, ибо ваша первоначальная цель была более высокой, чем цель, преследуемая врагом — вышеупомянутым исторгнутым атомом. Именно изначальное побуждение каждого атома толкает атомы органического тела к концентрации и интеграции. Изгнание атома лежит уже вне этого индивидуального самосознательного мотива; оно вызвано массовым стремлением к самозащите и, следовательно, является силой более низкого порядка; вот почему изгнание одного атома может потрясти это тело.

Когда составная масса этого тела достигает уровня обладающей самосознанием индивидуальности, то тот взрыв, который всегда вызывается изгнанием, происходит лишь внутри исторгнутого атома и только за пределами общей массы, где он уже не может повредить её целостности.

Соберитесь с силами и трудитесь на утверждение индивидуальности Храма, как будто вы работаете для утверждения его самосознания как индивидуальности.

Битва Армагеддона

Понимаете ли вы, что битва Армагеддона, которая уже началась на астральном плане и вскоре перенесется на план физический, есть битва духовная, религиозная, каким бы странным ни показалось это утверждение в наш железный век? Ведь это до сих пор так и не понято большинством из тех, кто уже видит её приближение; и, подстрекая их с дьявольской изобретательностью, демоны тьмы втягивают Англию, Японию, Россию, Китай, Германию и Соединенные Штаты (разжигая при этом внутренние столкновения между различными группировками) в то, что материалисту кажется всего лишь борьбой за материальное господство. Однако за всеми внешними причинами в действительности лежит борьба за духовное превосходство. И с одной стороны выступают накопленные веками сила, мощь и фанатизм, воплощенные в Братьях Тьмы, которые объединились против силы, мощи, коммунизма, подлинной демократии и консервативной силы — житницы срединного, золотого пути — Братьев Света.

Я уже говорил вам, что силы Братьев Тьмы, обрушившиеся якобы на членов Храма, в действительности были направлены не против вас лично, но против Нас, Белой Ложи, Прародителей человеческой расы, Носителей космических молотов и алебард, Хранителей Храма Святого Грааля. Эта великая битва происходит между Братьями Света и Братьями Тьмы, и в её заложниках — души человеческие. Её исход принесет роду человеческому или свободу, или рабство на грядущие века. Она означает или победу человека над смертью, или постоянное его умирание. Единство человека с Богом или отход от Него. И это те вопросы огромной, неизмеримой важности, которые найдут свое решение в этой вселенской борьбе за точку равновесия эволюции человечества на грядущие века.

Всмотритесь глубже, и вы увидите в моих утверждениях жемчужины истины. Запомните, что именно истинное христианство, олицетворенное белой расой, встанет против предавших свои основы синтоизма, буддизма, конфуцианства и прочих религий, олицетворенных желтой расой, и что последняя усилена одержимыми дьяволом последователями демонологии, принадлежащими к черной расе. Западная и Восточная расы являются проводниками мощи, но единственно важный исход этой битвы — высшая эволюция человечества.

Вглядитесь в корень всех внешних причин, выдвигаемых теми, кто вступил в противоборство друг с другом в этой мировой битве за будущее существование на этой планете, и вы увидите там то, что иногда называют религиозным инстинктом, — врожденное устремление еще дремлющей или уже пробужденной души к осознанию своего «Я». Когда в результате постоянного, из воплощения в воплощение, потворства чувственной, эгоистичной низшей природе человека, это устремление ослабевает, то душа изгоняется из тела и стремление к духовному главенству — взывание твари к своему Творцу — сменяется стремлением к господству материальному. Тогда-то и начинается духовная деградация, соответствующая материальному подъему.

Воплощающееся эго, униженное и опозоренное таким образом, вынуждено искать для своего воплощения расы, стоящие на нисходящей дуге цивилизации. Желтая и черная расы уже давно утратили свою силу понимания и усвоения духовной истины. Они сейчас проходят только низшую точку этой дуги, и потому им лишь предстоит начать свой подъем. Следовательно, за тем материальным антагонизмом, который обе расы испытывают друг к другу, в действительности стоит естественный религиозный антагонизм.

Сентябрь 1908г.

 

Наставление 80

Химическое действие

Состояния материи, обычно именуемые изучающими оккультную науку акашическим, эфирным, водным и огненным, содержат основы газов, известных экзотерической науке как пароводородные, парокислородные, кислородно-водородные и азотные.

Путем соединения, рекомбинации и разъединения указанных газов способом, известным лишь Посвященным высокой ступени, божественная химия развивает субстанцию определенного состояния, или преходящий проводник, являющийся временным обиталищем для каждого подраздела духовной жизненной силы, которой надлежит воплотиться в грубой, плотной материи в течение какого-либо Великого цикла. Один из проводников такого рода предстал недавно перед экзотерическим научным миром в одном из свойств радия. Когда индивидуализированные жизни, заключенные в радии, освобождаясь, вступают в соединение с одним из газов, порожденных в результате сочетания и разъединения вышеупомянутых четырех первичных газов, развивается определенная степень вторичных элементальных жизней. И именно благодаря этим жизням, подвластным воле опытного оккультиста, происходят многие необъяснимые феномены, производимые такими оккультистами. Но как только эта энергия, то есть сила воли, соединяющая и комбинирующая вышеупомянутые газы, отзывается, мгновенно наступает разъединение атомов этого газообразного проводника и, как следствие, освобождение этих огненных сущностей.

В то время как проводник, полученный при соединении, рекомбинации и разъединении газов, осуществленных при помощи оккультной химии, ощущается оператором посредством чувств обоняния и вкуса и может быть заключен в стекло или металл, такое принудительное заключение для него нежелательно, чтобы на какое-то время быть одушевленным огненными атомами, и если после освобождения он не будет управляться волей оператора, то мгновенно рассеется.

Вам наверное будет интересно узнать, что тот разряд огненных атомов, о которых здесь говорится, отождествляется с самыми последними научными открытиями в области электричества (четвертого Сына Фохата), а именно с электронами, названными так их последним открывателем. Я намеренно сказал «последним открывателем», ибо этот подраздел, а также еще более микроскопические подразделы (Сыны Фохата) уже давно известны и используются опытными оккультистами, хорошо осведомленными о тех опасностях, которые заключаются в приведении этих степеней огненных жизней в тесное соприкосновение с материальной субстанцией гораздо более низких вибраций. Поэтому они добросовестно охраняют и берегут переданные им великие тайны.

Иной раз некоторые из этих секретов природы случайно открывались тем, кто проводил изыскания в области химии и алхимии; и некоторые из недавних открытий в области бризантных взрывчатых веществ[29]Класс взрывчатых веществ, взрывчатое превращение которых протекает в форме детонации. (Примеч. ред.) явились результатом таких изысканий. Но если бы открывший подобный секрет имел хотя бы малейшее представление о характере той кармы, которая неизбежно последует в результате продажи этих секретов для уничтожения человеческих жизней, он охотнее умер бы с голоду, нежели выдал полученное им знание, если бы не было другой альтернативы; ибо в этом случае, как и везде, где привносится дух наживы и где происходит закономерная деградация высшей духовной силы, совершается непростительный грех. Иными словами, приводятся в действие неискоренимые, вечные (насколько это касается этой Манвантары) причины; и их последствия, подобно водяным кругам на поверхности пруда, созданным с силою брошенным камнем, не прекратятся до тех пор, пока не достигнут самой крайней границы той сферы действия и не вернутся к своему источнику, принося неизбежные плоды его деяния.

В описанных выше случаях точка расхождения, или демаркационная линия между белой и черной магией, между добром и злом, определяется мотивом-употреблением. И если для непросвещенного ума не может быть ничего общего между атмосферными или эфирными газами и атрибутами и качествами человечества, то в действительности между ними существует весьма тесная связь.

Природа непрестанно выполняет то же самое, что время от времени делает опытный оккультист, сочетая и разделяя газы и привлекая таким образом более высокую степень огненных жизней для одушевления таких комбинаций. Обычный человек также бессознательно использует эти элементальные силы, когда концентрирует свою силу воли для осуществления различных своих желаний. Поскольку в большинстве случаев он делает это в неведении о последствиях своего действия и своей ответственности за них, то, следовательно, и не несет такой ответственности за хорошие или плохие следствия их использования, которая лежала бы на нем в противном случае. Но конечные результаты такого действия все же никуда не денутся и сохранятся к его чести или же бесчестию — в зависимости от характера тех мотивов, что руководили его волей, — той волей, что создала активную силу, чтобы направить действие тех самых степеней элементалов, которые непрестанно создаются и разрушаются природой во всех её царствах.

 
bugfixer invisible agent