Учение Храма. Наставления 21-30
Алиса А. Бейли

Учитель Илларион «Учение Храма»

Наставление 21

Молитва

Снова и снова, лишь в несколько иной форме, вы задаете Мне один и тот же вопрос, и снова и снова Я отвечаю вам то же самое. Сами того не сознавая, вы часто требуете, чтобы законы, управляющие Вселенной, изменились для того, чтобы были удовлетворены некоторые ваши личные желания или склонности. Вы хотите, чтобы великий закон кармы — закон причин и следствий — был видоизменен или же заменен для того, чтобы предоставить вам некоторые преимущества или определенную силу, которых вы не заработали и не заслужили, — место, положение или какой-либо благоприятный случай, для которых вы еще не годитесь, не понимая, что неисполненный долг по отношению к такому месту или возможностям принесет в результате невыразимые страдания. Вы уже знаете, что ненависть, небратское отношение, резкая критика других — заслуженная или незаслуженная — порождают в вашей собственной ауре разъедающую, смертоносную форму силы, которая не только вызывает болезнь физического тела, но и затрагивает тело астральное, а также органы сознания на духовном плане, подобно тому как некоторые ядовитые металлы действуют на физическое тело. И все же некоторые из вас бывают жестоки друг к другу и к тем, кто от вас зависит и кто, справедливо или несправедливо, возбуждает ваш гнев. Вы часто думаете, что поступаете справедливо, напуская на себя вид судьи или яростно осуждая совершившего ошибку исполнителя; однако сейчас вы должны принять в соображение не возможность вашего оправдания, а действие универсальных, вселенских законов по отношению к желающему стать оккультистом. Если вам угодно развиваться с массами — что ж, дело ваше. Но если вы хотите идти дальше, вы должны подчиняться более высоким законам, нежели те, которые управляют материальной субстанцией. Вы должны постараться понять, что и Я также ограничен этими законами.

Я могу рассказать вам о тех вещах, которые должны произойти, ибо могу судить по видимым знакам, а также опираясь на свое знание внутренних законов. Я могу рассказать, как можно было бы избежать некоторых катастроф, если бы человечество нынешнего века прислушалось к Моим словам и повиновалось. Но запомните — Я не могу изменить законы, управляющие проявленной материей. Я не могу получить из двух плюс два пять или вычесть два из пяти и получить в остатке четыре, хотя и мог бы при помощи гипноза или какой-то другой сверхфизической силы заставить вас поверить, что уже овладел этой хитростью.

Одним из серьезнейших испытываемых вами затруднений является ваша неспособность принять как буквальную истину данные Мною и Теми, кто находился в подобном Моему положении, утверждения относительно действия законов Мироздания.

Непокладистый и неподатливый человек неизбежно будет раздавлен Мировым колесом, тогда как его более гибкий собрат при шторме нагибается, и волны проходят над его головой, а если и затрагивают, то столь незначительно, что восстановление его прежнего положения после того, как опасность уже миновала, совершается без особых трудностей.

Напряженное и возбужденное нервное состояние, от которого так страдают бесчисленные тысячи людей, во многом ответственно за то зло, что на них обрушивается. Тот же закон, который делает необходимым отдых для тела, стоит за подобной необходимостью отдыха и для души — это закон, известный всем как гравитация; и именно искренняя молитва приносит душе такой отдых и расслабление. Вместо этого энергия, которая должна была бы равномерно распределяться по всем нервам и мышцам, неразумно или невежественно употребляется именно для поддержания этого напряжения, ибо в настоящее время непомерные амбиции толкают мужчин и женщин на геркулесовы подвиги как в работе, так и в удовольствиях. В результате тело лишается необходимой силы, и ум уже не может функционировать спокойно и естественно; возникает антагонизм и, рано или поздно, зарождается болезнь, или начинается разложение. Вы должны научиться снимать это напряжение силой воли, и Я уже говорил вам, как следует развивать эту силу, если вы хотите её обрести.

Если в молитве посылается позитивная энергия сильного эгоистического желания, но недостаточно мощная, чтобы его осуществить, то она рассеивается, а тело, в котором она зародилась и через которое была послана, получает обратный удар и ослабляется.

Если же душа в высоком самоотречении, в состоянии совершенной гармонии и покоя возносит молитву Высшему, Беспредельному — не ради какой-либо личной выгоды, а исполненная верой и любовью к этому Высшему, Беспредельному — тот же самый закон, который заставляет один полюс электричества реагировать на другой, принесет из этих Высших Сфер ответ, и ответ этот будет соответствовать действительным нуждам устремленной души. Вы еще не раз убедитесь в том, что самый верный путь приобретения какой-либо вещи — это отказ даже от самого желания её иметь.

Мысль есть один вид энергии. Слово — другой вид той же энергии. Соединяя их, мы получаем третью форму: и это и есть истинная, чистая молитва. Родившаяся в сердце и посланная от сердца человеческого, она может улететь так далеко, насколько позволяет ей её сила. Если молитва или устремление эгоистичны, они встречают на внутреннем плане другие формы такой же энергии — противоположные им желания; эти формы нейтрализуют и уничтожают друг друга, вследствие чего ни одно из них не достигает тех, кто мог бы на них ответить.

Мудрость веков выражена в словах, сказанных Иисусом: «Не Моя воля, но Твоя да будет». И лишь молитвы, которые соответствуют этим словам, окрыленные самоотверженной любовью, просящие позволения любить, а не быть любимыми, могут получить ответ от Всемогущего. Высшая власть приобретается отречением. Отрекись всем сердцем, люби всем сердцем, трудись всем сердцем — и все вещи, и земные, и небесные, будут принадлежать тебе.

 

Наставление 22

Энергия отражения и преломления

Энергия, управляющая отражением и преломлением света, содержит в себе тайну соответствующих феноменов слов и идей. Поднесите к глазу призму определенной формы, посмотрите на какой-нибудь предмет с некоторого расстояния, и вы увидите один объект, который постепенно разделится на два, совершенно одинаковых по форме. Продолжайте смотреть, мысленно соединяя их вместе, — они и вправду начнут постепенно сближаться друг с другом и вскоре сольются воедино. Вам скажут, что это явление объясняется тем, что призма изгибает, или преломляет, лучи света. Если бы в этом случае происходило только это, то к чему же тогда всякое усилие воли или ума? Сам факт, что в этом феномене ум и воля должны были совершить некоторую работу, подтверждает Мой вывод о том, что та энергия, которая в действительности производит этот феномен, заключена не в материальной призме и не в луче света (в его понимании наукой), но в уме человека и в уме призмы, ибо материя или энергия не могут существовать отдельно от ума.

Если допустить, что потенциальная энергия преломления подчиняется действию ума, направляемого волей, то становится очевидной аналогия между действием ума и воли на свет и призму и действием той же самой энергии, когда она управляет идеями и словами — то есть процессом формирования речи. А вместе с ними становится понятен и феномен телепатического сообщения. При мысленной передаче высшего порядка слов не требуется: образ идеи в целом вспыхивает на приспособленной для этого чувствительной поверхности человеческого ума. При мысленной передаче более низкого порядка одно-единственное слово, которое содержит главную идею, мысленно произносится отправителем и улавливается своего рода звукоприемником в уме получателя. Мышление последнего, уловив всего лишь одно слово, благодаря своей способности к преломлению разлагает его на составные части, тем самым формируя в уме целую фразу, заключающую в себе исходную идею. И лишь после этого она произносится или записывается с помощью человеческих чувств и органов. Вы и сами можете удостовериться в истинности этого утверждения, ибо нередко слышали или прочитывали какое-то одно слово из целой фразы, и почти немедленно заключенная в ней мысль становилась для вас ясной.

Вы часто смешиваете мыслеобраз, который пытается послать вам некто, стоящий выше вас по уровню развития, стараясь поддержать вас или помочь, с обрывками ваших собственных мыслей или с полуоформленными мыслями, приходящими от тех лиц, с которыми вы обычно соприкасаетесь. Такие мысли заполоняют вашу мыслесферу, и в результате получается неверная интерпретация или ошибочный перевод исходного мыслеобраза. Тогда вы начинаете убеждать себя, что никто и не собирался посылать вам поддержку или помощь. Все эти трудности объясняются недостатком силы концентрации.

Чувствительная поверхность вашего ума бесконечно более восприимчива к различным степеням света и тени, определяющим ваше восприятие жизненной картины, нежели такая же пластинка, употребляемая в фотографии, по отношению к свету и тени, отбрасываемым солнцем. И если сфера видения засорена, то центральный образ будет искажен до неузнаваемости. Предыдущие наставления, данные вам для развития воли, помогут превозмочь эти условия.

Когда вы поймете, что при вашем предварительном изучении оккультных областей вы не сделали ни единой, достойной упоминания попытки, чтобы сохранить эту область внутреннего видения ясной и чистой, и что полуоформленные мысли всей вашей жизни держали вас по сути дела в своей власти, тогда, быть может, вы наконец осознаете, что высшее «Я» должно еще многое преобороть, прежде чем низшее «я» научится правильно понимать язык Богов.

Как уже было сказано в предыдущих наставлениях, энергия, о которой идет речь, стоит за всеми проявлениями, как ментальными, так и физическими. Из плана Непреходящего Духа все вещи отражаются в астральный план, подобно тому как луна отражается в океане, и энергия преломления дифференцирует эти отражения на их составные части. Высшая форма этой энергии — Слово Бога, или Фохат, — понижает вибрации преломленных отражений, и таким образом проявляется физическая материя. Та же самая энергия дифференцирует Космический Алфавит и порождает слова, образуя их из этого Единого Слова, которое и представляет собою этот Алфавит.

 

Наставление 23

Восток и Запад
от учителя М.

Как воды Нила, как пески пустыни, как змея, вползающая в дом и убивающая свою жертву бесшумно, безжалостно и злонамеренно, — так вкрадывается разрушительная сила разъединения. Апатия, равнодушие, предательство, трусость, неверие — с одной стороны; настороженность, властолюбие, себеслужение — с другой, порождают, формируют и, наконец, разделяют друг от друга класс за классом, закладывая фундамент своих арсеналов, минируя гавани и раскидывая вокруг сети, в которые ловятся массы. В такие же сети еще столетия назад был пойман и Мой любимый народ: сначала он попал под власть Моголов, Мохаров, Риши и Жрецов, а напоследок — вторгшихся захватнических наций. Все это было вызвано, главным образом, жестоким, бесчеловечным обращением со слабым полом — женским аспектом расы, а также недоверием и ненавистью, существовавшими между классами. И до сего времени разъединение между этими классами выражено так резко, что не допускает возможности сближения, оставляя их во власти чужеземцев, которые намеренно поощряют и разжигают рознь между сикхами и афганцами, между бехари и бенгальцами, между воинами и жрецами. Зная все это, любя Мой народ, как отец любит своих детей, будучи вынужденным видеть их превращающимися в ничтожество в сравнении с другими нациями и понимая, что единственная их надежда лежит в англо-саксонской расе, воплощенной сейчас в Америке, — к чему обязывает великий кармический долг, — удивительно ли, что Я интересуюсь делами этой нации и даже в какой-то степени отождествляю себя с нею. И все же невежды и слепцы не хотят видеть ни угрожающей им опасности, ни вопиющей нужды арийской расы. Им непонятны мотивы Моего стремления к борьбе за сближение этих столь долгое время разъединенных народов. Они могут лишь стоять в стороне и отрицать Мое присутствие среди них и даже само Мое существование, несмотря на то что могли видеть Меня лицом к лицу. Но ничего — пусть все идет своим чередом, — Великий Закон все расставит по местам. Горе птице, оскверняющей свое гнездо, но гнездо её соседа для неё еще менее свято.

 

Наставление 24

Радиоактивность

Вновь открытый, но в действительности уже давно известный элемент, так заинтересовавший ученых и названный радием, представляет особый интерес для изучающих сокровенную науку. Поскольку он является манифестацией энергии света, пребывающей во взвешенном состоянии, его рассмотрение приблизит вас еще на один шаг к мосту через пропасть, разделяющую два плана жизни — энергию и материю.

Бесконечно малые атомы, образующие пространство, приводятся в движение некой формой энергии, называемой иногда «Словом Бога». Каждый вид движения, или вибрации, в конечном счете проявляется, во-первых, как некая форма силы и, во-вторых, как некий вид материи; то есть он приводит к внешнему проявлению субстанцию, которая уже была проявлена на внутреннем плане, и подразделяет эту субстанцию на группы, называемые Элементами. То волновое движение, посредством которого такие элементы проявляются, не есть энергии, но лишь источник манифестации. На духовном плане звук, свет и движение взаимозаменяемы. Свет духовного плана может быть силой, или энергией, плана физического. Радиоактивность есть действие накопленной энергии света, так же как и отражающее свойство золота, придающее большую ценность этому металлу. Это свойство отражения есть прана, или жизненная сущность, пребывающая в плотной материи во взвешенном состоянии. Все формы материи, способные отражать свет, обладают гораздо более высокими вибрациями в сравнении с теми, которые его поглощают; первые имеют одинаковую природу с той формой жизненной сущности, которая одушевляет ядра клеток в любой порождаемой материи. Тот, кто желает найти силу, созидающую материю, должен прежде всего найти и выделить энергию, проявленную в такой субстанции, как вышеназванный радий, окружить её тем протоплазматическим веществом, которое всегда предусматривается природой в качестве защиты, или проводника, для пранической энергии, и, наконец, заключить её в оболочку.

В ответ на просьбу дать больше пояснений относительно воздействия света на человеческие тела, Я бы мог ответить, что, обратившись к другим наставлениям о Свете, вы увидите, что Звук, Цвет, Форма и Число являют собою четыре очевидных качества «Я ЕСМЬ» в манифестации.

Скрытым, непроявленным сиянием «Я ЕСМЬ» является Духовный Свет, который в то же время есть скрытое сияние индивидуальных эго, что эманируют от Сущего, называемого То, и проявлены в настоящее время. Эта единая однородная субстанция, являясь жизненной сущностью всех планов манифестации, становится видимой (то есть отражается в физической материи) при помощи солнца — подобно тому как проявление силы отражения духовной жизненной сущности становится возможным через жертву Сынов Солнца, Христов, ради низших форм человечества. Сфера света, окружающая каждый предмет или тело, и есть такое отражение. Однако игра цвета в этой сфере обусловлена действием воли и разума личного эго. Этот свет неуловим для физического зрения большинства современного человечества, видеть его могут лишь немногие, но он будет доступен людям Шестой расы.

Сфера света, или аура, окружающая человека, жизнь которого исключительно чиста и бескорыстна, становится настолько ослепительно яркой, что, хотя она и не может быть видима физическим глазом, ощущения, испытываемые астральным зрением наблюдателя, передаются физическим чувствам. В таком случае особо чувствительные лица могут, так сказать, ощущать благодать, или светозарность, этого человека.

Для того, кто привел в соответствие физическое и астральное зрение, эта сфера света делается видимой благодаря действию воли. Такой человек может ясно видеть игру света в этой сфере и происходящие в ней изменения. Достаточно лишь на несколько мгновений погрузиться в эгоизм, ненависть или другие подобные чувства, и самые прекрасные оттенки ауры тут же превратятся в тусклые, безжизненные тона, в то время как чувства противоположные делают ауру прозрачной, чистой, а её оттенки прекрасными.

Одним из наиболее удивительных достижений современной техники будет появление в скором времени изобретения, посредством которого будут преодолены некоторые затруднения на пути установления взаимосвязи физического и астрального планов.[17]Недавно было объявлено, что профессор А.В.Гудспид в физической лаборатории Рандаля Моргана при Пенсильванском университете случайно открыл, что от человеческого тела самопроизвольно исходят лучи света, которые могут быть видимы некоторыми низшими животными. Эти лучи не имеют названия. Если отбросить технические термины, то открытие профессора Гудспида означает, что лучи света, исходящие от живого человеческого тела, хотя и не видимы человеческим глазом, все же достаточно интенсивны, чтобы произвести изображение на чувствительной пластинке в совершенно темной комнате. Открытие было сделано при исследовании действия Х-лучей на человеческое тело. Разные виды световых лучей, известные сейчас под именами их первооткрывателей, в действительности близко подходят к астральной материи, хотя и не являются субстанцией, соотносимой с другими, внутренними планами бытия.

 

Наставление 25

Необходимо одно — самоотречение

«Дай, дай, дай!» — кричите вы снова и снова — и Богу, и Миру, и Мне. Ах, ну когда же вы поймете, что подобно тому, как выпадает роса небесная, чтобы напоить землю, так и напиток небесной мудрости тихо, капля за каплей изливается на иссушенную почву ваших душ, даже если в пылу своекорыстия вы отвращаетесь от его созерцания и впитывания и устремляетесь к шумным проявлениям масс, предлагающих лишь безжизненную шелуху в обмен на самую ценную пищу для ваших сердец.

Я говорю вам: до тех пор, пока вы не будете способны к бескорыстной любви, вы не сможете даже вступить на Путь. Сейчас, увы, вы слабы и нерешительны; вы колеблетесь даже при высоте той любви, на отражение которой вы способны. Вы высчитываете, критикуете, сравниваете, тогда как совсем обратное этим качествам требуется прежде всего от «Сына Бога», когда поставлены на карту интересы его «младших Братьев». Пока вы упрямо и настойчиво сдерживаете желание помочь и проявить сочувствие к самому низкому созданию, живущему на этой земле, — будь то преступник, злодей или просто несчастный, — вы не сможете перейти через Мост, построенный и поддерживаемый Самоотверженным Благородством и Милосердием Воинства Света.

И первый, и последний урок оккультизма, его альфа и омега есть самоотречение. И его противоположность, всем известный эгоизм, является главной причиной вашей немощи и неспособности развить такие необходимые качества самоотречения, как сострадание и помощь в делах ваших младших Братьев.

Я говорю вам: «Следуйте за Мною» (ибо Я не могу нести вас) — и указываю вехи на Пути, по которому шел Сам. Сначала вы загораетесь огнем энтузиазма и мужественно прокладываете дорогу, восклицая перед первым же верстовым столбом: «Дайте мне совершить что-либо более трудное», «Поставьте передо мною любую трудную задачу», «Изложите мне все сокровенные указания, и Вы увидите, как быстро я их усвою».

А Я говорю вам, что сначала вы должны преодолеть определенные качества своего характера и очистить свое тело, прежде чем будет возможно ваше индивидуальное осознание Беспредельности, к которому вы так стремитесь; и показываю вам, почему это необходимо, даже с научной или же эгоистической точки зрения. Но — увы! — ваш энтузиазм сразу же остывает. Я говорю вам, что твердая вера, и не только в Меня, но также и в тех, кто Меня представляет, является необходимым условием для вашего как психического, так и духовного развития, и стараюсь показать вам при помощи сравнения и аналогии, что слово вера, как понимаете его вы, в действительности есть лишь другое наименование одной из наиболее могущественных форм энергии в проявленном мире, правильное применение и употребление которой существенно необходимо для развития определенных качеств души. Но часто кто-нибудь из вас с возмущением восклицает: «Все это хорошо в теории, но дайте нам факты, позвольте нам самим увидеть, почему это так», хотя это было бы не более разумно, чем просить меня о возможности исследовать первопричину электричества, в то время как влияние обоих форм энергии легко доказуемо при помощи материальных средств.

Если бы Я попросил некоторых из вас по нескольку часов в день стоять на одной ноге, уверяя, что таким путем можно научиться левитации, а вы бы последовали Моим указаниям, убедив себя определенными доводами и рассуждениями, что левитация существенно необходима для духовного развития; и если бы вы обрели, наконец, эту способность вышеупомянутым или подобным ему способом, то ни за что бы не поверили, что в действительности это достижение обязано главным образом пробуждению энергии, которую мы называем вера, и в конечном счете тому духу послушания, который возбуждает ваше усилие.

Сколько Великих Учителей говорили вам: «Не осуждай», и все же вы убиваете в себе доверие и любовь к кому-либо из своих друзей, узнав о его падении под влиянием соблазна и искушения — и поступаете так снова и снова, совершенно забывая, а может быть, и не желая признать, что тем самым лишаете этого человека энергии, в которой он так нуждается, чтобы исправить совершенную им ошибку. Вы забываете также и про то, что в глубине вашей собственной природы лежат, свернувшись кольцами, скрытые причины для подобных же действий и ждут лишь подходящего момента и обстоятельств, чтобы проявиться в таких же ошибках.

Вы утомляетесь от повторения тех указаний и упражнений, которые существенно необходимы для воспитания более высоких духовных качеств. Но Я спрошу вас: не в ваших ли интересах сперва изучить теоремы Евклида, прежде чем вы освоите Правило Триады? Знание на самом деле есть сила, и она может быть вашей; но если вы хотите использовать её во Благо человечества, она должна основываться на прочном, непоколебимом фундаменте духовного понимания. Потому Я говорю вам: что бы вы ни предпринимали, обратите сначала внимание на развитие трех великих энергий, на которых зиждется вся Вселенная, — Любви, Воли и Действия, и никогда не позволяйте себе рассматривать их всего лишь как атрибуты вашей низшей человеческой природы.

Законы Притяжения, Отталкивания и Сцепления, Тяготения и Химического сродства есть лишь другие наименования и видоизменения вышеупомянутых великих реальностей. Следовательно, совершенствование последних развивает в ауре человека, равно как и в Космосе, силы, неотъемлемо присущие первым, давая вместе с тем возможность эго-центру каждой ауры управлять этими силами.

Признаки такого развития всегда встречаются с большой надеждой и ободрением Теми, Кто наблюдает и ждет.

 

Наставление 26

Сущность сознания

Давно известная и общепринятая истина, что Вселенная подразделяется на три великих состояния сознания, именуемых «тело, душа и дух», является непреложным фактом для каждого оккультиста. Различие между убеждениями оккультиста и остального человечества заключается в том, что уверенность первого основана на знании, а последнего — на традиции. Другое различие проявляется в том, что оккультист отказывается признать четко установленные границы между этими состояниями сознания, доказывая серьезным мыслителям, что между материей, силой и сознанием не существует ни разрывов, ни бездн. Эти кажущиеся разрывы заполнены в действительности более утонченными степенями материи и жизнью более тонких состояний сознания.

Знание и мощь, приобретенные оккультистом, делают его способным сознательно устанавливать контакт между этими промежуточными состояниями и жизнями и правильно их классифицировать. Поэтому, вместо того чтобы ограничивать свои исследования тремя первичными состояниями сознания, он для удобства классификации сначала делит их на шесть, а затем, считая объединенные их состояния за еще один, получает всего семь. Каждое из этих семи вновь делится им на семь меньших и еще более утонченных ступеней, что составляет в итоге сорок девять. Чтобы завершить свой опыт и обрести венец адепта, эго должно быть способно не только сообщаться с этими планами, или состояниями сознания, но и пребывать в каждом из них до тех пор, пока длительный опыт не научит его всему, что только можно в нем получить. Опыт эго на каждом плане весьма сходен с его опытом на других планах. Например, на плане, на котором ваше сознание действует сейчас, вы осознаете развитие определенных уровней жизни, именуемых вами духовным, моральным, умственным и физическим. То есть вы осознаете развитие тех атрибутов, которые участвуют в созидании вашей нравственной природы, и вместе с тем атрибутов, которые можно рассматривать как умственные, духовные и физические. Следовательно, метод, посредством которого совершается приобретение этих атрибутов, полностью соответствует тем методам, посредством которых эго обретает силу, а также способность пользоваться ею на любом внутреннем плане бытия. Сущность этих атрибутов одинакова на всех планах, но законы, управляющие их манифестацией на планах, именуемых духовными (три высших плана), сильно различаются в своем действии. Например, ум на физическом плане невидим, с трудом управляем, не имеет формы и беззвучен. На ментальном плане он уже видим как форма, управляем, а его действие сопровождается ощутимым звуком. На духовном плане он не имеет формы, беззвучен и невидим в том смысле, в каком мы понимаем форму, звук и видимость. Он есть своего рода движение, вечная Утроба, в которой извечно дух отражается, в которой и посредством которой дух живет, движется и имеет свое первое проявленное бытие. Иными словами, ум есть как бы единый великий океан силы, волны и течения которого и производят феномены, называемые нами нашими свойствами, качествами, привычками и т.д. А вечно сокрытый дух, управляющий всеми изменениями этого океана, определяет, какие из этих изменений, или течений, могут становиться видимыми при определенных условиях (таких, например, как те, что существуют на плане ума или души) и невидимыми на других планах и при других условиях. Сам же он, в своей сущности, всегда остается одной из трех нераздельных, непреходящих, великих реальностей.

Некоторые жалкие, самообольщенные учителя психической науки поощряют в своих учениках веру в пустые разговоры о достижении Нирваны в их нынешних физических телах и окружении, уверяя, что Ангел Покоя — Смерть — не имеет больше над ними власти. Это заблуждение становится очевидным при внимательном рассмотрении соответствующих явлений. Подобно тому как ночь и отдых сменяют день и труд на протяжении всего Великого века, так и смерть следует за жизнью — неизменно и неотвратимо, до последнего мгновения великой Манвантары. Между приемами пищи всегда следуют паузы, необходимые для её усвоения в желудке; для эго столь же важны паузы, именуемые смертью, как и паузы, или перерывы, между нотами в музыкальной науке. Периоды, именуемые нами смертью, покоем и ассимиляцией, являются таковыми лишь по отношению к тому состоянию жизни, паузе или ноте, которые остались позади. В действительности же в сознании человека нет перерывов; попадая после смерти на другой план, оно так же деятельно на этом плане, как и прежде, и эта деятельность направлена на усвоение своего предыдущего опыта — то есть на преобразование самой сущности этого опыта в субстанцию, необходимую для использования в другой инкарнации. Единственная разница в этом отношении между Посвященными и современными мужчинами и женщинами заключается в том, что воплощения первых, а также интервалы между ними становятся продолжительнее, нежели у последних. Существует огромная разница во времени, отведенном различным звездам и планетам для прохождения своих орбит, но тем не менее все они вечно находятся в движении.

 

Наставление 27

Верным

Возлюбленные ученики мои —

Проходящие там, где смертоносная ночная тьма выдыхает свои ядовитые испарения; отходящие ко сну в сознании, что находитесь под пристальным взглядом притаившейся кобры, а поутру встающие, не ожидая ничего, кроме повторного укуса змеи и удушающих объятий удава; чьи ближайшие товарищи испытывают голод и жажду, нужду и несчастье, и нуждаются в воде и пище не только для физического тела, но и для души — в ободряющем слове, понимающем взгляде, прикосновении дружеской руки, и каждое такое сочувствие было бы и для вас как роса для песков пустыни, — к вам Я иду со словом, взглядом, прикосновением, хотя они и неслышны, и невидимы, и неощутимы, ибо ухо слишком притуплено, чтобы слышать, глаза слишком утомлены, чтобы видеть, а руки слишком обессилены, чтобы почувствовать.

Подымите ваши головы, возлюбленные Мои! Очнитесь от кошмара, который вас окружает, и постарайтесь осознать, что даже мертвенная ночная тьма несет в своих листьях и цветах не только смерть, но также и жизнь, что кобра бессильна броситься на Сына Бога и что Любовь управляет ею, как управляет и всеми другими созданиями; что аспид и удав имеют свое определенное место в порядке вещей, и лишь из-за голода и жажды, из-за усталости и горя вы не смогли познать полноты вечной любви и отведать воды из источника вечной истины, познать благословенной радости и мира, следующих за честным тяжелым трудом и терпеливо перенесенным страданием.

Озабоченные отцы и запуганные матери, ваши сыновья не могут идти без заботы и наблюдения Сынов Мудрости, и дочери ваши не могут блуждать без поддержки великого Материнского сердца Бога.

Смогли бы вы насильно удержать ваше дитя от стремления познать великую тайну — Огонь — только потому, что ребенок может получить легкий ожог, если бы знали, что этот огонь есть лишь самая низкая нота в гамме той чудесной гармонии, или истребляющего огня, который сжигает лишь несовершенства и отбросы, уничтожает только куколку, или кокон, приготовляя условия для пришествия совершенных Ангелов Лучезарного Света, Мудрости, Знания и Мощи; и если бы знали, что неосведомленность о силе этой единственной ноты может поставить под угрозу приход этих Ангелов?

Одинокие, усталые носители тяжкого бремени, будущие спасители людей и миров, ваши сердца затрепещут от восторга и восхищения, когда, завершая свой путь, вы склонитесь, чтобы освободиться от тяжести, так долго вами носимой, и за последним покровом окутывающей вас оболочки найдете прекрасный лик возвышенной души, взирающей на преображенный мир. Пища и вода, которых вы так жаждали, даже сейчас находятся лишь по другую сторону пути, с таким трудом одолеваемого вами, — всего в каком-нибудь шаге в пределах границ этого страдающего сердца. Верьте Мне — ни вы, ни ваши близкие не можете войти в жизнь, лишенные силы связующей вас любви.

Остерегайтесь, малые дети Мои, чтобы скальпель хирурга жизни не обнажил нежные ростки веры и доверия ко всему сущему пред жарким дыханием мирового урагана. Помните, как бы ни был темен путь, как бы ни была жестока борьба или остры орудия пыток, как бы ни был грязен и ядовит поток, через который вы должны направить вашу ладью жизни, источник этого потока чист. Конец и начало всех вещей и всего опыта есть Любовь, Свет и Мир.

Вы взывали ко Мне в туманной дали прошлых веков, взываете и сегодня; и сейчас, как и тогда, Я отвечаю вам: «Сбросьте ваше ярмо привязанности к следствиям». Исполняйте свой ближайший долг и не поддавайтесь благовидным речам тех, кто стремится убедить вас в существовании какого-то лучшего и более быстрого пути. Верьте истине, о которой вам может рассказать лишь ваша порабощенная душа, — истине, которая принесет вам подлинную свободу, как только разорвутся путы, сковывающие вас, ибо рост ваш уже более не может сдерживаться подобными средствами. Верьте обещанию, данному Мною и другими, подобными Мне, в те давние времена, когда вы еще бродили дикарями по джунглям, пустыням и лесам; или восседали на разукрашенных драгоценными камнями тронах и держали в руках скипетры — знаки деспотической власти; или тяжко трудились в качестве рабов, воздвигая почтенных сфинксов и пирамиды, которые в другой, весьма отдаленный век еще раз увидели и оценили ваши глаза; или голыми руками добывали из бесплодной груди матери-природы пищу для поддержания жизни в детях своих, дабы не остаться еще более сирыми и одинокими. Верьте, что Мы будем стоять на пороге великих чертогов Посвящения и радостно откроем перед вами эти закрытые врата, когда вы достигнете их и приложите к ним свои руки в знак смирения и доказательства вашей силы достичь такой высоты и мощи, чтобы стоять без поддержки, пока дверь не отворится.

 

Наставление 28

Зло неверия

Если бы вы могли уразуметь те трудности, которые встречают Посвященных высших степеней Ложи в их усилиях разрешить какую-либо из великих проблем мира, то вы бы поняли, какие трудности встретятся вам, какие опасности будут угрожать, какое уныние будет ослаблять ваши усилия разрешить даже малую проблему в управлении одним из ваших нынешних городов с точки зрения высокого личного идеала.

Вы можете трудиться годами, чтобы убедить ваших сограждан в благоразумии, справедливости и мудрости определенного образа действий и в конце концов признать, что потерпели поражение. Вы можете использовать любые доводы, обещания, поощрения и т.д., чтобы обозначить тот верный курс, который, согласно вашему внутреннему чутью, обеспечил бы конечный успех и блестящее выполнение всего задуманного, и в конце концов обнаружить, что ваш великий идеал вдохновлял лишь вас одного, что все ваши слова были сказаны глухим, что ваши обещания высмеяны, ожидаемые достижения развеяны, как прах и пыль под вашими ногами, — а почему? Главным образом потому, что ваши помощники, почти все без исключения, были обуяны невежественным чувством самодовольства и самомнения. Ваш великий идеал может казаться им прекрасной теорией, но если они не почуют в нем пути, который сулит им немедленную личную выгоду, они отвернутся от вас даже в последнюю минуту и соединят свой жребий с противной стороной.

Обычный человек в глубине сердца не верит ни своему собрату, ни Богу. Если он честен с самим собою, то знает, что не является непогрешимым и полного доверия недостоин, знает и о том, что если на него как следует надавить, то он не устоит. Следовательно, он уверен, что и все остальные находятся в подобном положении; а если кому и доверяет, то всегда с осторожностью, которая в конце концов может оправдаться. И самое печальное из всего этого, что со своей точки зрения он прав.

Но чего он действительно не знает — это то, что и он, и другие, ему подобные, продолжают взращивать свое сатанинское Сомнение из века в век; что, живя в неверии и порождая его постоянно, они не позволяют проявиться ни вере, ни доверию. Для такого человека было бы гораздо лучше в течение всей своей жизни ежедневно страдать от обманутого и преданного доверия, нежели помогать раздувать огромные потоки сомнения, парализующие любое человеческое усилие и тем самым ежегодно разрушающие тела и души миллионов человеческих существ.

Чтобы быть Учителем, необходимо победить всякое сомнение, а значит — трудиться из века в век, зная, что твое доверие будет предано, лучшие планы разрушены, великие идеалы попраны, но также зная, что когда-нибудь Бог восторжествует в человеке, зная, что, несмотря на его сегодняшнюю подлость и слабость, человек все же достоин любви и помощи.

К несчастью, это чувство сомнения достигает своей наивысшей степени в интеллектуальных гигантах человеческой расы, в людях, чьи устремления к материализму пробудили дух эгоцентризма гораздо больший, нежели в невежественных массах. Эти люди совершенно невежественны относительно самого главного, а именно знания о том, что Космос един. Они полагают, что материальный мир является чем-то наподобие стада коров, созданных с целью давать пищу им одним, и что этих коров можно доить ad libitum,[18]Сколько угодно, до бесконечности (лат.) совершенно не принимая в расчет ни нужд, ни потребностей своих более слабых собратьев.

Слепые лидеры слепого века! Неспособные заметить темные тучи грозного шторма; неспособные видеть, что вы уничтожаете источник своего собственного питания даже на физическом плане, и кармически на целые века привязываете себя к людям, которых сейчас используете на физическом и астральном планах! Самомнение и потворство своим желаниям — близнецы-разрушители.

 

Наставление 29

Построение в согласии с естественным и божественным Законом

Подобострастные, трусливые и неверующие лицемеры, прислуживающие Зверю Маммоне, постоянно пытались остановить процесс эволюционного развития, создавая ментальные образы бедствий и неудач и расставляя сети упадка и уныния, чтобы запутать в них энергии, направленные истинными, любящими друзьями человеческой расы к общей цели и общему благу.

Природа наделяет каждое из своих царств совершенной формой и столь же совершенными принципами управления. И ровно в той мере, в какой человек замечает эти формы и принципы, следует им и воплощает в определенном конституционно-государственном строе, в той же мере он будет успешен в создании справедливого управления — будь то церковь или государство. Основные принципы управления Соединенных Штатов были заимствованы у аборигенов, «шести народов» индейцев. Эти законы были даны индейцам Гайаватой — посланником Белой Ложи. Древние перуанцы, атланты и многие другие расы и нации подчинялись таким же законам. Эти же законы управляют пчелами, муравьями и другими видами насекомых и животных, которые еще не выродились от контакта с человеком.

Величайший камень преткновения, о который, один за другим, спотыкаются люди, общества и целые нации, получая в результате увечья или же разбиваясь на части, — это эгоизм и бессердечие тех, кто стоит у власти, будут ли это самозваные учителя, вожди, президенты или короли. Так, в религии какая-то часть всеобъемлющей философии отрывается от целого или ложно истолковывается каким-либо её последователем, стремящимся к власти; узкий круг последователей собирается около своего лидера, или учителя, который изолирует его членов и не признает никакой другой философии, если она идет вразрез с его собственными взглядами, утверждая, что невозможно общаться с другими из-за их очевидной ограниченности. Вскоре члены этой группы становятся неспособными к какому-либо действию на более широком поприще вследствие действия законов сжатия, которые тотчас же проявляют свою силу, как только один или несколько людей в своих мыслях или чувствах отделяются от общей массы человечества. И эти законы приводят в действие мощнейшую силу, которая тотчас преграждает их развитие, подобно железному брусу на физическом плане. Мы как раса должны устоять или пасть только вместе, ибо МЫ — ОДНО. Если какая-то личность на каком-либо этапе эволюции возвышается над другими, то это происходит по причине проявления присущего ей добра, ибо зло негативно и не дает устойчивых следствий.

Великий план Белой Ложи относительно эволюции человеческой расы настолько сверхчеловечески прекрасен, грандиозен и совершенен, как в целом, так и в мельчайших деталях, что было бы бесполезно пытаться объяснять его массам настоящего века. Он подобен основанию-оправе прекрасной мозаики, в которую опытный мастер то здесь, то там кладет по кусочку; причем каждый камень высечен и точно подогнан к соответствующей точке этой оправы, — но все это расположено с обратной к нам стороны. Лишь Адепту и Опытному Работнику известен рисунок; никто другой не может иметь ни малейшего представления о том необыкновенном великолепии, которое засверкает, когда свет Духовного Солнца упадет на законченный труд. И Я здесь для того, чтобы обрисовать вам одну малую часть этой оправы, чтобы вы над нею трудились.

Для того чтобы этот труд был более успешным, Храм должен руководить своей работой из центра с достаточной решительностью и твердостью, чтобы поддерживать и сохранять энергии, посланные для его развития. Также он должен быть достаточно сильным, чтобы явить наглядный урок для всех, кто обратит свой взор в его направлении. Такой активный центр может привлечь и заставить работать даже тех людей, которые сначала будут недоверчиво насмехаться. Наряду с непрерывным развитием этой работы, в качестве одного из её направлений для заинтересованных в этом людей, может стать план построения города, в котором могла бы быть верно воплощена идея справедливого управления народа народом и для народа. Этот город может быть построен в одном из западных штатов, на избранном Нами месте, где природа может предоставить человеку все, что ему необходимо; где пересекаются две важные магнитные линии и где когда-то стоял город и царствовал народ, намного превосходивший цивилизацию настоящего времени, обучаемый и управляемый одним из Великих Учителей Белой Ложи. Город, который когда-нибудь будет построен, уже обрел форму в тонких планах. Его форма в скором времени будет вам дана...

Все великие центры мира возникали и постепенно развивались из малых поселений. Неудача бесчисленных попыток создать такие центры объясняется ограниченностью, узостью мышления и несовершенством труда.

Я не коснулся вопроса о благоприятных для учеников оккультизма возможностях, связанных с расположением на указанном месте, а также о существующих там условиях. Оставим это на будущее.

Дано 14 августа 1900 г.

 

Наставление 30

Третьему и четвертому поколениям

Действие кармического закона в делах наций и людей, а также в Космосе является самым интересным из всего остального, хотя часто и непостижимо для обычного ученика. В глубине души каждого живого существа живет чувство абстрактной справедливости и чувство отвращения к её антиподу, обычно называемому несправедливостью; эти чувства обязаны действию двух полюсов врожденного качества, или состояния субстанции, проявляющегося как мудрость.

Как бы ни был низок человек, но сознание того, что его несправедливо обидела природа или его же собрат, обязательно пробудит в нем сильный, хотя, быть может, и молчаливый протест; и нередко такой длительно продолжающийся протест изменяет природу нормального человеческого существа, открывая путь к вырождению. Если бы все люди осознали, что действие негативного полюса кармы было в действительности результатом их собственных ошибок, дурных мыслей и поступков, то растворилась бы самая горькая капля в чаше их печалей. Признав справедливость своего наказания, человек постепенно пришел бы к осознанию, что воспринимаемое им как безжалостное или несправедливое наказание в действительности было проявлением самого благодетельного закона, стремящегося всего лишь восстановить утраченное равновесие.

Ничто и никто не живет лишь для себя одного и ради собственного удовлетворения. Закон, который приносит воздаяние за зло, причиненное вами вашему брату, — это тот же закон, что управляет движением светил на их пути, муравьями в муравейниках, возвращением волны от далеких берегов Океана Жизни.

Сказано: «Ни один воробей не упадет на землю без ведома Отца»; и уж тем более ни одно светило, ни одна звезда не может сойти со своей орбиты и направиться в необъятность пространства без Его ведома; и если это случается, то причина может быть найдена в нарушенном равновесии и расстройстве извечной гармонии. Этот отдельный воробей не обязательно повинен в разладе, но сущностная групповая душа всех воробьев, быть может, нарушила гармонию сферы своего обитания, чем породила одинаковую судьбу для всех атомов — созданий данной группы, которая настигла одного воробья, а именно смерть.

До третьего и четвертого поколений передается проклятие, или дьявол, нарушивший равновесие Любви Отца (в Библии под «поколением» часто подразумевается целый век), и до тех пор, пока эта групповая душа, проявившаяся как зло, не восстановит вновь гармонии, подчинившись Воле Отца; до тех пор, пока не зазвучит её прежний тон, некогда верно и чисто звучавший в гамме созидания, воробьи — Его создания — будут продолжать падать.

Если камень брошен в воду, то волны, вызванные в результате силы, порожденной его движением и контактом с водою, не могут прекратить своего движения до тех пор, пока не достигнут дальнего берега и не возвратятся к первоначальной точке отправления. То же самое происходит и тогда, когда разлад, или грех, пробуждает вибрации в Океане Жизни. Этот разлад, или грех, расходится к периферии его сферы действия и возвращается назад, к центру своего бытия, до тех пор, пока его сила не будет исчерпана. Породившая его мощь является проводником для его же наказания, ибо лишь там, где эта мощь бездействует, существуют мир и гармония; а лишь в мире и согласии могут царить совершенная радость и удовлетворение, может найти свое осуществление Любовь.

От единичного дисгармоничного действия природы или человека большого несчастья не случается. Но если век за веком к общей массе прибавляется по одному малому действию, по одной малой капле, то мера становится наконец полной, а переполнившись, извергает свое содержимое при последнем действии, каким бы ничтожным и незначительным оно ни было.

Вы сами — ментально, морально и физически — являетесь результатом веков чередующегося роста и упадка, и все, что к вам относится, подвержено действию тех же самых законов. Ныне на земле находится бесчисленное множество человеческих существ, каждое из которых ждет лишь одного слова, одного взгляда или действия кого-то другого, чтобы окончательно ступить на тот путь, который приведет его под руководство Учителей Белого Братства. И существует бесчисленное множество других, которые также ждут подобного слова, взгляда или действия, в результате которых они сделают последний шаг в самую бездну жизни, под контроль Братьев Тьмы. Почти невозможно для Меня заставить вас ощутить и осознать невероятный кризис, нависший над делами людей и наций, а также то, сколь важны ваши мысли и действия как сейчас, так и в недалеком будущем. В некоторых случаях такие мысли и действия можно уподобить тому последнему импульсу или событию, что требуется для того, чтобы вызвать большое бедствие: эволюционное состояние некоторых из вас таково, что вы можете даже бессознательно оказывать огромное влияние. Ваша мысль, слово или действие могут вызвать необходимую стихийную силу, посредством которой, найдя канал, или проводник, в каком-либо влиятельном воплощенном лице, будет обеспечена и укреплена связь, а уже совершенные необходимые приготовления воспламенят похоронный факел, — и тогда вспыхнет пожар, последствия которого не знает ни один человек.

 
bugfixer invisible agent