Воля
Алиса А. Бейли

Воля

Единственный фактор, способный успешно противостоять желанию, – это Воля, в духовном смысле слова и как выражение Первого великого божественного аспекта. Объединенные Нации проявили не слишком много организованной духовной воли; Союзники естественным образом вдохновляются желанием победы, желанием прекратить этот всеобъемлющий мировой катаклизм, желанием мира и восстановления стабильности, желанием положить конец войне раз и навсегда и сломить цикл ее постоянного возвращения устойчиво нарастающим желанием покончить с чудовищной данью страдания, жестокости, смерти, голода и страха, держащего человечество за горло в попытке лишить его жизни.

Однако в большинстве случаев вся эта решимость – просто выражение единого фиксированного желания. Это не организованное выражение воли. Тайна воли заключена в осознании божественной природы человека. Только она может вызвать истинное выражение воли. Собственно говоря, ее должна вызывать Душа, контролирующая ум и личность. Тайна воли тесно связана также с осознанием непобедимости доброты и неизбежности конечного торжества добра. Это не решимость; это не подстегивание и стимуляция желания, с тем чтобы его можно было преобразовать в волю; это не есть неумолимое и непреклонное фокусирование всех энергий в насущной необходимости победы (враги Сил Света искусны в этом). Победа Объединенных Наций не заключается в стремлении достичь этой фокусировки с большей эффективностью, нежели их враг. Использование воли не выражается железной решимостью твердо стоять, не уступая силам зла. Решимость, фокусирование энергии и демонстрация глобального усилия к победе всего лишь (в случае Объединенных Наций) выражение однонаправленного желания мира и окончания бедствий. Такое усилие – то, что могут дать и дают массы в настоящем конфликте по обе стороны линии фронта.

Есть, однако, еще нечто такое, что обратит победу на сторону Объединенных Наций. Это проявится через стремление осознать и выразить качество духовной Воли; это будет проявлением энергии, составляющей сущность Первого божественного аспекта, аспекта Воли, или Могущества; это отличительная черта силы Шамбалы; это настолько особое качество божественности, что даже Сам Христос затруднялся выразить его. Отсюда и эпизод в Гефсиманском саду. Два тысячелетия прошло после этого события и с того момента, когда Христос установил Свой начальный контакт с силой Шамбалы и тем самым от имени человечества установил связь, которая даже через две тысячи лет представляет собой лишь тонкую, хрупкую соединительную линию энергии.

Тем не менее эта сила Воли доступна для правильного использования, но способность ее выражения заключена в ее понимании (насколько это возможно на данной промежуточной ступени человеческой эволюции) и в ее групповом применении. Это объединяющая, синтезирующая сила, но она может использоваться как систематизирующая, стандартизирующая. Повторяю эти два ключевых слова к использованию энергии Шамбалы: Групповое Применение и Понимание.

Человечество столкнулось с многочисленными трудностями в понимании значения Любви. Естественно в таком случае, что проблема понимания еще более осложняется в отношении Воли. Для подавляющего большинства людей истинная Любовь – не более чем теория. Любовь (в нашем обычном понимании) проявляется как доброта, но это доброта к аспекту формы жизни, к окружающим нас личностям, обычно выливающаяся в желание выполнить свои обязательства и никоим образом не препятствовать деятельности и взаимоотношениям, направленным на благосостояние наших собратьев. Она проявляется в стремлении положить конец злоупотреблениям и создать в мире более благоприятные материальные условия; она проявляется в материнской любви, в дружбе, но пока еще редко в отношениях между группами и нациями. Любовь – основная тема христианского учения; божественно выраженная Воля будет основной темой будущей мировой религии. Любовь была тем импульсом, который лежал в основе значительной части позитивной работы в сфере филантропии и благотворительности, однако до сих пор истинная Любовь была проявлена только Христом.

Вы можете спросить: почему же в таком случае я акцентирую именно этот высший ее аспект? Почему бы не подождать, пока мы узнаем больше о Любви и о том, как проявить ее в своем окружении? Потому что сегодня требуется Воля в своем истинном выражении, как движущая порождающая сила, а также как проясняющее и очищающее начало.

Таким образом, энергия Шамбалы это то, что связано с жизненностью человечества (через сознание и форму); нам нет нужды рассматривать ее связь с остальным проявленным миром; она связана с установлением правильных человеческих отношений и является тем условием бытия, которое в конечном счете отвергает власть смерти. Поэтому она носит побудительный, а не принудительный характер; это осознанная цель, а не выражение желания. Желание действует из материальной формы и через нее вверх; Воля действует вниз, в направлении формы, склоняя форму к сознательному принятию божественной цели. Первое призывает, вторая – пробуждает. Желание, будучи массовым и сфокусированным, способно призвать волю; воля, будучи призвана, прекращает желание и становится имманентной движущей силой, стабилизирующей, проясняющей и, в конечном счете, разрушающей. Воля – нечто намного большее, чем это, однако это всё, что человек способен осознать в настоящее время, имея современный механизмом понимания. Именно эта воля, будучи пробуждена и призвана, должна быть сфокусирована в свете Души и посвящена задачам Света и установления правильных человеческих отношений. Она должна использоваться (в любви) для разрушения всего, что препятствует свободному течению человеческой жизни и несет человечеству смерть (духовную и реальную). Эта Воля должна быть призвана.

Есть два основных препятствия к свободному выражению истинной природы силы Воли. Первое – чувствительность низшей природы к ее воздействию, ее последующее проституирование ради эгоистических целей (что имеет место в случае чувствительного, негативного немецкого народа) и её использование нациями Оси в материалистических целях. Второе – блокирующее, препятствующее, беспорядочное, но массовое противодействие благонамеренных людей мира, красиво и неопределенно разглагольствующих о любви, но отказывающихся рассмотреть технику Воли Бога в действии. Они утверждают, что Воля не имеет никакого отношения к ним лично; они отказываются признать, что Бог проявляет Свою Волю через людей, подобно тому как Он всегда стремится выразить через них свою Любовь; они отказываются поверить, что Воля может выражать себя через уничтожение зла вместе со всеми материальными последствиями зла. Они не способны поверить, что Бог Любви может прибегать к Первому божественному аспекту для разрушения форм, препятствующих свободному проявлению божественного Духа; они полагают, что Воля не должна посягать на их интерпретацию Любви. Сами по себе, как индивиды, эти люди ничего не значат, тем не менее их массовый негативизм, точно так же как и массовый негативизм немецкого народа, является реальным препятствием к окончанию войны. Когда обнаружились цели Гитлера, эти люди оказались неспособными к правильному действию, что способствовало массированному притоку древнего сфокусированного зла, следствием которого стало нынешнее катастрофическое положение человечества. Эти люди подобны камню на шее человечества, они сводят на нет истинные усилия, твердя: “Давайте любить Бога и друг друга”, – но не делая ничего, кроме повторения молитв и банальностей, в то время как гибнет человечество.

Вы легко поймете, что призывание энергии Воли и ее воздействие на неподготовленных, материалистически ориентированных людей может оказаться катастрофическим. Оно может попросту сфокусировать и усилить низшую самостную волю, как мы называем реализованное и решительное желание. В этом случае оно может породить такую неистовую силу, направленную на достижение эгоистических целей, что человек превращается в злобное чудовище. В истории человечества было несколько подобных случаев с некоторыми людьми, что имело ужасные последствия как для них самих, так и для их современников. Одна из таких фигур древности – Нерон; современный пример – Гитлер. Обстоятельство, сделавшее его столь опасным врагом рода человеческого, заключается в том, что за последние две тысячи лет человечество достигло точки, когда оно тоже стало откликаться на определенные аспекты этой перволучевой силы. Поэтому Гитлер смог найти сподвижников и сотрудников, усиливших своей восприимчивостью его собственную, так что вся группа стала отзывчивыми агентами деструктивной энергии, выражающей себя в своем низшем аспекте. Именно это позволило им действовать безжалостно, мощно, эгоистично, жестоко и успешно, уничтожая все, что пыталось воспрепятствовать осуществлению их планов и желаний.

Есть только один способ преодолеть это сфокусированное зло, откликающееся на силу Шамбалы, – противопоставить ему такую же сфокусированную духовную Волю, проявленную откликающимися людьми доброй воли, воспитавшими в себе отзывчивость на этот тип новой притекающей энергии и способными научиться призывать ее.

Вы видите, таким образом, почему, говоря с вами в терминах доброй воли и воли-к-добру, я имел в виду нечто большее, чем обычный смысл расхожих слов. Я всегда имел в виду не просто доброту и благие намерения, а сфокусированную волю-к-добру, которая может и должна призвать энергию Шамбалы и использовать ее, чтобы остановить силы зла.

Воля, могущество, желание, устремление, мотив, цель, импульс, стимул, план — все эти слова предназначены для выражения одного из глубинных атрибутов и фундаментальных побудительных причин (о которых человек вряд ли догадывается) проявления, эволюционных процессов и воли-быть, или воли-жить. Великая тройственность желание–устремление–направленность (воля) — это всего лишь три слова для описания прогресса и основной направленности человека-личности, человека-души и человека-канала для духа, или жизни. Все три слова неадекватно указывают на причину тройственного выражения, лежащую в основе всех событий, прогресса и всего происходящего в пространстве и времени.

Будда объяснил человеку природу желания и печальные последствия навязчивого и непросвещенного желания. Христос научил преобразованию желания в устремление, которое, согласно выражению Нового Завета, заключается в попытке человеческой воли (до того оживляемой желанием, или выражаемой через него) соответствовать воле Бога — без понимания, но при полном доверии и внутреннем убеждении, что воля Бога должна быть благом как для индивидуума, так и для целого.

В настоящее время, когда в мир начинает изливаться сила Шамбалы, человек ищет иную интерпретацию Божьей воли, которая не требовала бы, как было до сих пор, слепой покорности и неукоснительного принятия непостижимого диктата всемогущего Провидения. Он ищет того понимания, которое породило бы сознательное сотрудничество с Планом и просвещённое слияние индивидуальной воли с великой божественной волей на благо целого. Во всём мире ведётся подготовка к принятию такой позиции; она ведётся просто и ненавязчиво, посредством постепенного созревания воли-к-добру и повсеместно выражаемого требования, чтобы условия жизни человека стали более светлыми, более отчётливо ориентированными на благо целого и были более явно подчинены внутреннему божественному порыву к красоте, синтезу и свободному выражению скрытой тайны в сердце всех форм. Этот процесс совершается также посредством постоянных усилий постичь и правильно интерпретировать План для человечества, по мере того как его общие очертания становятся всё более очевидными для развивающегося интеллекта людей.

Всё это указывает на растущую способность человека отзываться на энергии Шамбалы и на пробуждение волевого аспекта человеческой природы. С учётом современной точки эволюции человека это должно иметь как позитивные, так и негативные последствия, и, естественно, объясняет многое из того, что сегодня происходит в мире.

Очень часто волю считают тем фактором, который создает объекты, начинает разного рода активность и осуществляет планы. Людям проще всего прийти к такому общему определению, поскольку воля для них — это их собственное своеволие и воля к улучшению своего положения, воля, понимаемая поначалу эгоистически и неправильно, но под благотворным влиянием эволюции в конце концов тяготеющая к бескорыстию. Тогда воля интерпретируется уже в понятиях иерархического плана, и человек направляет свои усилия на отказ от собственного своеволия и на слияние своей воли с волей группы, причём группа сама является аспектом иерархических усилий. Это громадный шаг вперёд в ориентации, который обязательно увенчается изменением сознания. В последнем предложении изложена очень важная мысль.

Вот эту стадию и проходит в настоящее время большинство стремящихся. Однако, в действительности, воля весьма отличается от тех её выражений, что возникают в человеческом сознании при попытках человека интерпретировать божественную волю с позиций своего нынешнего эволюционного уровня. Ключом к пониманию (самым простым для вас ключом) служат слова «полное затмение формы». Когда преодолевается соблазн субстанции и умирает желание, притяжение души становится доминирующим и внимание, столь долго уделявшееся индивидуальной форме и индивидуальной жизни и активности, переносится на групповую форму и групповую цель. Низшее очарование и фокусы меньших интересов вытесняются притяжением Иерархии и Ашрамов Учителей. Когда же они, в свою очередь, занимают должное место в сознании, можно ощутить динамическое «притяжение» Шамбалы, никак не связанное ни с формой или формами, ни с группой или группами. Оно сознаётся только как ощущение группового «благополучия», в эзотерическом понимании, поскольку воспринимается как воля-к-добру. Никакие формы уже не могут удержать, и никакая группа или Ашрам не могут ограничить сознание посвящённого; какие бы то ни было различия исчезают.

Воля всегда связана с сутью, а не с деталями проявления. Любовь связана с промежуточными, эволюционными основами, а интеллект — с деталями и их связанной координацией под действием импульса и силы притяжения божественной любви, а также динамического импульса духа.

Мир явлений насыщается энергией мира качеств, или ценностей, и вибрирует в согласии с ним. Мир качеств сам в свою очередь насыщается энергией и вибрирует в согласии с миром цели, или воли. Поэтому, как говорится в «Тайной Доктрине» и «Трактате о Космическом Огне», электрический огонь воли и солнечный огонь любви вместе с огнем трения создают мир созданных и созидающих форм. Эти формы создаются по закону притягивающей магнетической любви ради эволюционного достижения непостижимой в настоящее время цели. Цель эта остается неизвестной только из-за ограничений «явления», которое пока неспособно отзываться на качество. Когда иллюзорное явление и скрытое качество жизни станут известны и будут постигнуты, станет очевидной и стоящая за ними цель… Невозможно понять волю, стоящую за целью, пока сознание не превзойдет даже сознание сверхчеловека и не станет единым с божественным.

Воля и энергия жизни суть синонимы, обозначающие ту абстракцию, которая существует независимо от всякого выражения в форме. Воля-быть приходит извне Солнечной системы. Эта всепроникающая энергия Бога насыщает Солнечную систему частицей себя и все же остается вовне. План и цель включают в себя энергии, исходящие из этой центральной Жизни, и подразумевают двойственность – волю, или жизненное побуждение, и  притягательную магнетическую любовь, которая, в свою очередь, представляет собой отклик вибрирующей универсальной субстанции на воздействие энергии воли. Эта начальная активность предшествует творческому процессу построения формы. Действие божественной воли на мировое пространство, материю, или эфирную субстанцию, вызвало первую дифференциацию на три главных Луча, в результате взаимодействия которых возникли четыре меньших Луча. Так пришли в проявление семь эманаций, семь сил, семь Лучей. Это семь дыханий единой Жизни, семь основных энергий. Они исходят из центра, образованного воздействием воли Бога на божественную субстанцию, и делятся на семь силовых потоков. Радиус влияния этих семи потоков определил размах, или масштабы, активности Солнечной системы и «очертил» границы формы воплощенного космического Христа. Каждый из этих семи потоков, или эманаций, энергии характеризуется божественным качеством, аспектом любви, и все они нужны для совершенного исполнения латентной, еще нераскрытой цели.

Воля Божества дала окраску потоку энергетических единиц, который мы называем Лучом Воли, или Могущества, Первым Лучом, и воздействие этого потока на пространственную материю гарантирует неизбежное выявление скрытой цели Божества. Этот Луч обладает такой динамической интенсивностью, что называется Лучом Разрушителя. Его активное действие еще не началось. Полную силу он наберет только тогда, когда станет возможным безопасное раскрытие цели. В человеческом царстве проявлено очень мало его энергетических единиц. Как я упоминал ранее, в воплощении нет чистого типа Первого Луча. Его главный потенциал заключен в минеральном царстве, и ключ к тайне этого Луча хранит в себе радий.

Человек является связной единицей в объективном проявлении в течении очень коротких периодов на Физическом плане только потому, что он пока еще действует посредством манаса, а не мудрости. Потому его циклы быстро пробегают, проходя, как вспышка в ночи. Планетарный Логос, который является совершенным манасом и действует посредством мудрости, имеет более долгие циклы и, если смотреть с человеческой точки зрения, его циклы длятся эонами; его жизнь является основой сравнительной долговечности эгоических циклов человека. Цикл объективного проявления Солнечного Логоса длится в течение большей Махаманвантары, или солнечного цикла, поскольку основан на воле так же, как на мудрости и манасе. Поэтому становится очевидно, что:

  • а)  Манас, или интеллект, является основой индивидуального проявления человека.
  • б)  Мудрость, или буддхи, является основой группового проявления Небесного Человека.
  • в)  Воля является основой Единой Жизни, синтезирующей все группы.

Таким образом, изучая Огонь Ума, следует помнить: он является тем, что человек развивает и с чем учится работать, но также и тем, что Небесный Человек развил в предыдущей Системе; Действие Огня Ума для Небесного Человека столь же автоматическое, как и подсознательная деятельность физических органов человека.

Почему, спросил бы я вас, воля является аспектом, или выражением, Закона Жертвы? Потому что воля, как она рассматривается и понимается посвященным, это та характеризующаяся “твердой решимостью” монадическая суть, которая отождествляется с Волей, или Целью, планетарного Логоса. Это наивысший божественный аспект, проявляемый в результате посвященным перед вступлением на Путь Высшей Эволюции. В этой связи полезно вспомнить, что одно из имен Саната Кумары — “Великая Жертва”, и попытаться распознать некоторые факторы, которые снискали Ему это имя. Эти факторы — среди прочих других, которых вы не могли бы уловить, даже если выразить их с помощью языка — можно сформулировать следующим образом:

а. Базовая жертва, которую принес планетарный Логос, имела место, когда Он решил воплотиться, или войти в форму этой планеты. Эта жертва была следствием Его безупречно чистого выбора, мотивированного Его “твердой решимостью” функционировать в качестве Спасителя планеты в том же смысле, в каком мировые Спасители приходят для спасения человечества. Санат Кумара является прототипом всех мировых спасителей.

Посвященный, в своем малом масштабе, также должен научиться функционировать как спаситель и таким образом выразить Закон Жертвы посредством развитой, чистой, разумной воли, а не просто исходя из импульсивной любви и ее активности. Здесь находится основное различие. Жертва должна рассматриваться не как “отказ от”, но скорее как “приём, или взятие на себя”. Она имеет таинственное отношение к Закону Кармы, но на таких высоких уровнях, что только продвинутый посвященный может уловить его.

б. Эта жертва для Него была императивна в самом полном смысле по причине способности планетарного Логоса в полном сознании отождествлять Себя с душой во всех формах жизни, скрытой внутри планетарной субстанции. Когда Он “взял на себя” эту задачу, Он, эзотерически, не имел выбора, поскольку это решение было присуще Его собственной природе. Из-за такого отождествления Он не мог отвергнуть призывную мольбу “зерен жизни, борющихся внутри субстанции формы и ищущих прибавления света и жизни”, как гласит Древний Комментарий. Эта борьба и устремление вызвали Его отклик и выход из Своей божественной сферы, выразившись в воле, активизированной “твердой решимостью” раскрыть глубоко скрытую божественность внутри этих зерен. То, что Он тогда инициировал, по-прежнему имеет место быть, и – по Закону Жертвы – Он завершит эту работу вне зависимости от того, сколько эонов она может занять.

Посвященный, в своем малом масштабе, также должен научиться работать как кормилец и спаситель зерен жизни внутри всех форм, с которыми он может достичь некоторой меры отождествления. Его воля должна направляться вовне как отклик на призывное требование человечества, а его последующая активность должна мотивироваться его “твердой решимостью”.

в. По Закону Жертвы, Санат Кумара (если выражать идею в оккультных терминах) “должен повернуться Своей спиной к Центральному Духовному Солнцу и светом Своего Лика озарять путь пленников планеты”. Он приговорил Себя оставаться в таком положении столь долго, сколько может понадобиться, “действуя как Солнце и свет планеты, покуда День не пребудет с нами и ночь пралайи не сойдет на Его завершенный труд”. Так и только так может свет Центрального Духовного Солнца начать проникать в темные места Земли; когда это случится, все “тени исчезнут” – оккультное упоминание всеохватывающего излучения Монады, когда она поглощает как свое отражение, душу, так и свою тень, личность.

Посвященный, в своем малом масштабе, достигает подобного выражения Закона Жертвы; он в конечном итоге поворачивается спиной к палатам Шамбалы и Пути Высшей Эволюции, сохраняя свой контакт с землей и работая в качестве Члена Иерархии для распространения воли-к-добру среди людей и – тем самым – среди всех младших эволюций.

г. По Закону Жертвы, Господь Мира остается вечно за сценой, неизвестный и неосознаваемый всеми “зернами”, которые Он пришел спасти, до тех пор, пока они не расцветут в совершенных людей и, в свою очередь, не станут спасителями человечества. Тогда они узнают, что Он существует. С позиции форм жизни в четырех царствах природы Санат Кумара не существует. В развитом человечестве, перед вступлением на Путь Испытаний, Он ощущается и смутно провидится под неопределенным словом “Бог”. Позднее, когда жизнь, которую раскрывают “зерна”, достигает более высоких ступеней, или уровней, в человеческой иерархии, в сознании ученика появляется уверенность, что за пределами феноменального мира есть мир “спасающих Жизней”, частью которого он в итоге может стать; он начинает ощущать, что за этими Жизнями стоят великие Существа, полные могущества, мудрости и любви, Которые, в Свою очередь, находятся под верховной властью Саната Кумары, Вечно Юного, Творца, Господа Мира.

Посвященный, в своем малом масштабе, также должен научиться работать за сценой, неизвестный, непризнанный и не приветствуемый; он должен пожертвовать своей уникальностью ради уникальности Ашрама и его работников, а позднее ради уникальности его учеников, работающих во внешнем мире повседневной жизни. Он учреждает необходимые виды деятельности и производит требуемые изменения, но не ждет никаких наград, считая своей наградой спасенные души, перестроенные жизни и человечество, ведомое на Путь Возвращения.

Эти несколько мыслей о значении жертвы, или о “принятии на себя” – посредством отождествления – задачи спасения, оживотворения и предоставления возможности, важны для всех учеников как указание на цель и как видение.

Воля не является, как полагают многие, силовым выражением намерения; это не твердая решимость действовать так-то и так-то или делать так, чтобы достигались определенные результаты. Она, фундаментально, является выражением Закона Жертвы. По этому закону единица распознает ответственность, отождествляет себя с целым и усваивает эзотерическое значение слов: “Ничего не имеем (жертва), но всем обладаем (всеобщность)” . Я просил бы вас поразмыслить над этими словами великого посвященного апостола Павла. Полное выражение этих наивысших духовных качеств (под углом зрения современного человека) приходит после четвертого посвящения, то есть после Великого Отречения. Происходит отказ от всего, чтобы все могло быть отдано и использовано на общее благо; тогда доминирует воля-к-добру. Отсюда необходимость конструирования радужного моста; отсюда акцент на Монаде, аспекте Отца, который теперь может быть открыт и известен, потому что работа эонов наконец имеет свое кульминационное выражение в общем контакте с душой, затрагивающем человечество как целое. Это подтверждается тем фактом, что многие, многие тысячи людей (как я несколько раз вам упоминал) уже приняли первое посвящение. Христос-Дитя воистину присутствует, и человеческие сердце и ум становятся осведомленными об этом факте. Повсеместно цель тысяч состоит в демонстрации духа Христа и явлении примера жизни, обусловленной любовью; образцом для них служит жизнь Христа или Шри Кришны, Его более раннего воплощения.

Все это делает возможным следующее великое человеческое раскрытие, которое вырастает из сознания Христа и “выносит на свет”, или выявляет, (я не знаю, как еще выразить эту идею) волю Бога, указывая также на базовое различие между доброй волей и волей-к-добру. Вновь я попросил бы вас подумать над этим различием, так как оно указывает на различие между жизнью, управляемой и обусловленной душой, и жизнью, управляемой и обусловленной Духовной Триадой. Это различие очень реально, поскольку одно качество вырастает из любви, а другое – из распознавания всеединства жизни; одно есть выражение Христова сознания и жизни, а другое является откликом на монадический приток; и все же эти два есть одно. По мере того как вы будете усваивать учение об антахкаране, о предмете воли будет сообщаться больше.

Пробуждение воли. Эта задача – особенно для учеников – является новым и наиболее необходимым направлением развития. Как я часто говорил вам, средний стремящийся путает волю с решимостью, твердым намерением, своеволием и однонаправленным вниманием. Он не осознает, что воля является тем божественным аспектом в человеке, который связывает человека с божественной Целью и затем ставит его под ее контроль, давая ему интеллектуальное понимание Цели во времени и пространстве и способствуя осуществлению этой Цели душой посредством любящего действия. Способ, которым преимущественно может быть развита воля – это культивирование распознавания божественного Плана, воплощающегося в течение веков. Это производит чувство синтеза, которое соединяет человека с Планом посредством распознавания:

  • а) неизбежности его осуществления и, следовательно, необходимости сотрудничества;
  • б) его поэтапной успешности, пробуждающей мудрую активность;
  • в) его ближайшей цели – к которой вело все прошлое;
  • г) его правильности – подтверждаемой интуицией.

Нелегко для тренирующегося ученика связать чувство синтеза с применением воли и осознать, что культивирование перволучевого восприятия является могучим способом, благодаря которому в нем могут быть раскрыты высшие аспекты духовной воли (пока что находящиеся в зародыше).

Отождествление с душой и Иерархией зависит от способности ученика правильно любить. Это выход второго божественного аспекта, так как любовь — это выражение групповой жизни, явления ещё достаточно редкого. А правильное напряжение является признаком выхода первого аспекта, воли, которая, за исключением продвинутых учеников и посвящённых Иерархов, проявляется пока нечасто.

Любовь управляет на Пути в жизнь Иерархии и служит фундаментом для всякого приближения к истине, её осмысления и принятия.

Воля же управляет на Пути в Шамбалу и служит фундаментом для всякого приближения к Бытию, его осмысления и отождествления с Ним.

В эзотерическом понимании развитая воля выражается напряжением. Она воплощает идеи ориентации, непоколебимой решимости, умения ждать и сохранять намерение и ориентацию вопреки любым обстоятельствам. Это и решимость выполнить задуманное действие (неизменно творческое и основанное на любящем понимании) в тот психологический момент (правильное время), в тот самый миг, который психэ, или душе, представляется правильным. Это один из примеров интересного переноса смысла и связей во Вневременной Мудрости. Сын, или душа, вступает в проявление с согласия и с помощью Матери, или материального аспекта. Для вас это давно знакомая истина. На следующей стадии, стадии развития посвящённого, Сын сам становится женским, или негативным, аспектом и, проявляясь как Психэ, позволяет посвящённому добиться выражения другого божественного аспекта — аспекта воли. До четвёртого посвящения именно душа служит «фокусом нисходящего света и восходящего сияния». Эта двойственная активность раскрывает природу воли. Обратите внимание, как данная фраза древнего писания характеризует антахкарану.

В наших коротких инструкциях невозможно дать адекватное описание волевого аспекта божественности, да и пользы это пока никакой не принесёт. Постичь природу воли стремящиеся должны благодаря внутреннему просветлению и дальнейшему осмыслению. Природа «я» познаётся ими с помощью личности — тени, или искажения, божественной воли. От выражения воли чисто эгоистической, самодостаточной и фокусированной на себе они переходят к постижению групповой воли и попыткам реализации этой групповой воли. Групповая воля никогда не связана с волей отдельного «я».

По мере прекращения центрирования на себе стремящийся достигает уровня, с которого групповая жизнь и групповое благо видится неотъемлемой частью гораздо большего Целого. Это большее Целое есть само Бытие, отделённое от формы, но в проявлении неизменно действующее через форму, действующее планомерно и целенаправленно. Растёт понимание того, что интеллекта и любви недостаточно и что их должна дополнять и подкреплять воля, которая представляет собой активное интеллектуальное намерение, проводимое с любовью.

Трудность предмета обусловлена тем, что, как бы странно это ни звучало, но для развитого человеческого существа любовь в основе своей составляет линию наименьшего сопротивления. Она является управляющим принципом нынешней Солнечной системы. Воля же будет управляющим принципом следующей, или грядущей, солнечной системы, которая вступит в проявление через посредство тех человеческих существ, которые — в нашей Солнечной системе — достигнут полного выражения волевого аспекта. Тогда, в грядущем, завершающем проявлении любовь будет по отношению к волевому аспекту тем же, чем в нынешней Солнечной системе является интеллект по отношению к любви.

Желание не является субъективным качеством (с точки зрения реальности), кроме как в той мере, в какой оно представляет собой искажение и использование энергии воли, окрашенное наваждением. Желание является силой формальной природы; воля является энергией души, выражающей себя как направленность, прогресс, соответствие Плану. С точки зрения индивидуума План является воспринятой волей Бога в той мере, в какой на каждой конкретной стадии своего опыта индивидуум способен его уловить и понять. Эти различия заслуживают пристального внимания. Средний человек может считать желание субъективным, ибо он настолько полно отождествляет себя с жизнью формы на внешних планах, что импульсы и побуждения, приходящие к нему с потоком сознания, рассматриваются им как нечто неосязаемое и мистическое. Тем не менее, на самом деле они всего лишь излучения и реакции формы и вовсе не субъективны. Высокий зов долга, чувство ответственности — действительно субъективны по своей природе, так как они исходят от души и являются откликом души на притяжение формы. Ученик постепенно учится различать между этими различными аспектами энергии и силы, которые непрерывно воздействуют на его сознание. Со временем его анализ становится всё более точным и различающим, пока он не узнаёт окончательно, что именно является выражением силы (исходящей от формы), а что представляет собой касание энергий (исходящих от души).

Своеволие связывает человека с формой; воля Бога соотносит душу человека с духом. Ясное понимание этого учеником наступает после прохождения трёх посвящений.

Изменено 18.03.2019 16:24
bugfixer invisible agent