Третий глаз
Алиса А. Бейли

Третий глаз

имена: Третий Глаз - око Шивы -

Третий глаз — это энергетический центр, выстроенный человеком; он аналогичен каузальному телу — энергетическому центру, выстроенному Монадой.

Монада для планетарного Логоса то же, что третий глаз для человека...

Центр между бровями, обычно называемый третьим глазом, выполняет уникальную и специфическую функцию. Как я уже отмечал в другом месте, учащиеся не должны путать шишковидную железу с третьим глазом. Они связаны, но не одно и то же. В «Тайной Доктрине» они рассматриваются как одно, и поверхностный читатель может легко их спутать, однако они ни в коем случае не идентичны. Е.П.Б. это знала, просто такая нечеткость в их разграничении допускалась до тех пор, пока людям не станет известно больше об эфирной природе форм. Третий глаз проявляется как результат вибрационного взаимодействия между силами души, работающими через шишковидную железу, и силами личности, работающими через гипофиз. В результате взаимодействия этих негативных и позитивных сил, и когда они становятся достаточно мощными, появляется свет в голове. Как физический глаз появился в ответ на свет Солнца, так и духовное око появляется в ответ на свет Духовного Солнца. По мере своего развития стремящийся осознает свет. Я имею в виду свет во всех формах, завуалированный разнообразными оболочками и выражениями божественной жизни, а не только свет внутри самого стремящегося. По мере того как усиливается его распознавание света, развивается аппарат видения и появляется механизм в его эфирном теле, благодаря которому он может видеть все в духовном свете.

Это око Шивы, поскольку оно полностью используется в магической работе только тогда, когда монадический аспект, аспект воли, становится контролирующим.

Посредством третьего глаза душа выполняет три действия:

  1. Это око видения. С его помощью Духовный человек видит во всех формах аспект божественного выражения. Он распознает свет мира и соприкасается с душой во всех формах. Так же как физический глаз регистрирует формы, так и духовное око регистрирует степень просветления в этих формах, причем это «просветление» указывает на специфическое состояние бытия. Третий глаз открывает мир сияния.
  2. Это контролирующий фактор магической работы. Любая работа Белой магии проводится с конкретной конструктивной целью и становится возможной благодаря применению интеллектуальной воли. Другими словами, душа знает план, и, когда выравнивание и раскрытие правильны, волевой аспект божественного человека в состоянии функционировать и вызывать результаты в трех мирах. Используемый при этом орган — третий глаз. Аналогию этому можно видеть в часто отмечаемом могуществе человеческого глаза, когда человек своим взглядом контролирует другие человеческие существа и животных, и, неотрывно пристально глядя, может действовать магнетически. Сила протекает через сфокусированный обычный человеческий глаз, и сила протекает через сфокусированный третий глаз.
  3. Он имеет разрушающий аспект, и энергия, протекающая через третий глаз, может оказывать расщепляющий и разрушающий эффект. Благодаря сфокусированному вниманию под руководством интеллектуальной воли, третий глаз может изгонять физическую материю. Он — агент души в работе очищения.

Здесь следует указать, что в каждом из тонких тел в трех мирах имеется соответствующий фокус, и центр между бровями является лишь физическим аналогом (так как эфирная материя — это физическая материя) подобных центров в более тонких телах.

Через этот фокус душа рассматривает, или созерцает, ментальный план, включая ментальный аппарат. Так же и на эмоциональном плане душа может входить в состояние осведомленности, или видения, своей эмоциональной оболочки и мира астральных явлений; на физическом плане подобный фокус существует в эфирном теле.

Именно этого третьего вида работы души мы здесь и коснемся, — работы по разрушению и рассеиванию старых форм, выталкиванию из тел материи нежелательной природы и устранению барьеров и ограничений, препятствующих истинной активности души.

Эти три вида активности души через посредство третьего глаза являются соответствиями трем аспектам, и учащимся будет интересно их осмыслить.

Видение света внутри всех форм при помощи третьего глаза (раскрывшегося в результате появления света в голове, духовного света) является всего лишь соответствием физическому зрению, видящему формы при свете физического Солнца. Это соответствует личности.

Аспект управления посредством магнетической энергии и притягательной силы духовного глаза, который является доминирующим фактором в магической работе, соответствует душе. В сокровенном смысле душа — это око монады, позволяющее монаде, которая есть чистое Бытие, работать, контактировать, знать и видеть.

Аспект разрушения соответствует монаде, или аспекту воли; в конечном итоге именно монада вызывает окончательное удаление, разрушает все формы, выходит из проявления и заканчивает цикл работы созидания.

Что касается практического применения этих концепций, отметим, что все три действия рассматриваются в данном правиле. Третий глаз открывается в результате сознательного развития, правильного выравнивания и притока жизни души. Тогда начинает чувствоваться его магнетическая управляющая сила, контролирующая жизни низших тел, изгоняющая четырех низших элементалов (земли, воды, огня, воздуха) и вынуждающая отступить лунных владык. Личность, бывшая досих пор хозяином, становится неспособной контролировать, и душа обретает полное господство в трех мирах.

Элементал земли, то есть совокупность многих жизней, формирующих физическое тело, контролируется и чувствует на себе взгляд, или око, Учителя (единого Учителя в голове). Образующие это тело грубые элементы «изгоняются», и встраиваются лучшие, более адекватные атомы, или жизни.

Элементал воды, астрального тела, подвергается той же процедуре плюс стабилизирующему воздействию, которое кладет конец тому беспокойству и флюидальным возмущениям, которые до сих пор его характеризовали. Благодаря управляющему магнетическому могуществу духовного ока душа перестраивает астральное тело и поддерживает его в устойчивом и связном состоянии благодаря своему сфокусированному вниманию.

Аналогичный процесс происходит и с элементалом огня, или ментального тела. Старые формы исчезают от ясного света, в котором работает Духовный человек, и, как гласит «Древний Комментарий»:

«Один взгляд бросает душа на формы ума. Направляется луч света, и тьма исчезает; искажения и злые формы постепенно тают, и все малые огни затухают; ни один меньший свет больше не виден. Око благодаря свету пробуждает к жизни необходимые виды Бытия. Ученику это приносит знание. Неведающему смысл не виден, ибо для него смысла нет».

Элементал воздуха в символическом понимании — это тот субстрат энергии, который работает через формы эфирного тела, который включают в работу при помощи дыхания и которым управляют при помощи науки пранаямы. Данная элементальная форма — это сложная эфирная структура, состоящая из форм, или нади и центров, и всем продвинутым учащимся хорошо известно, как эти нади и центры управляются сфокусированным вниманием созерцающей души, действующей через головной центр, фокусирующейся в районе третьего глаза и вовлекаемой в правильную специфическую активность актом воли. В вышеизложенной фразе я сконцентрировал суть всей магической работы на физическом плане. Именно посредством эфирного тела и силы, направляемой через тот или иной центр, душа проводит работу магии.

Именно благодаря интенсивному фокусированию намерения вголове и переносу внимания с помощью третьего глаза к нужному центру сила находит себе верный выход. Энергетизирующая направленная интеллектуальная воля делает эту силу могущественной. Изучите эти положения, так как в них вы найдете ключ к магической работе преобразования вашей собственной жизни, к магической работе преобразования человечества, проводимой некоторыми адептами, и к магической работе воплощения божественного Плана, являющегося мотивирующей силой оккультной Иерархии.

Есть ещё один фактор, который следует учесть на продвинутых стадиях развития. Это третий глаз, который для оккультиста и истинного белого мага является тем же, что четвёртый энергетический центр (драгоценность в лотосе) — для лотоса, или трёх рядов лепестков. Соответствие интересное:

Драгоценность в лотосе направляет энергию из Монады, тогда как третий глаз направляет энергию Эго на физическом плане.

Драгоценность в лотосе — это центр силы, соединяющий буддхический и ментальный планы. Когда она обнаруживает своё присутствие, человек может сознательно функционировать на буддхическом плане. Третий глаз соединяет пробуждённого человека физического плана с астральным, или субъективным, миром и позволяет ему сознательно в нем функционировать.

Драгоценность, или алмаз, скрытый в лотосе, — это окно для Монады, или Духа, через которое он смотрит наружу в направлении трёх миров. Третий глаз — это окно для Эго, или Души, функционирующей на физическом плане, через которое она смотрит внутрь в направлении трёх миров.

Драгоценность в лотосе расположена между манасом и буддхи, тогда как третий глаз находится между левым и правым глазом.

Такова задача посвящения; треугольник, образуемый процедурой, расположением и задачей, создается, быстро проявляется и затем – в конце посвятительного процесса – исчезает, оставляя, тем не менее, постоянную, новую, духовную и инстинктивную направленность, или склонность, к монадическому восприятию и монадической жизненности.

Поэтому вы отметите, насколько по-новому эта информация – указывающая на позицию третьего глаза во время посвятительного процесса и его новую функцию по отношению к Монаде – проливает свет на работу Монады. Третий глаз, будучи теперь восприимчив к свету из наивысшего источника, прекращает свою направленную вовне активность и функционирует подобно линзе для фокусирования света и достижения наивысшего внутреннего видения, возможного при данной точке эволюции. Все это воплощается в активности, которая для всех (кроме наивысших посвященных) остается весьма таинственной. Однако изучение способа использования третьего глаза при третьем посвящении прояснит то утверждение, что Монада для планетарного Логоса является тем же, чем третий глаз (в своей посвятительной функции) для ученика третьей степени посвящения.

Монада является не только источником света для человеческого семейства, но и приемником Света от троичного Солнца; это линза, через которую Свет солнечного Логоса может притекать к планетарному Логосу, и в этом Свете сохраняется и твердо удерживается Видение, Цель, Воля и творческое Намерение планетарного Логоса.

Большего я вам сообщить не могу. Можно только дать завуалированные предложения и сформулировать для вас определенные фразы или исходные мысли, которые (при должном рассмотрении и осмыслении) начнут тренировать ваше восприятие и развивать третий глаз, делая его способным переориентироваться и изменить свою функцию, когда придет должное время и будут обеспечены правильные условия.

Я уже говорил вам, что данные точки откровения являются зародышами, или семенами, определенного призывного могущества; это в особенности справедливо и истинно там, где учение касается третьего глаза. Посвящение не является абстрактным, мистическим процессом, которому подвергается ученик на том или ином из тонких планов и знание о котором должно постепенно просочиться в его сознание. Это может быть отчасти верно для первых двух посвящений (посвящений порога с точки зрения Сириуса), но все остальные посвящения задействуют всего человека и “три периодических проводника”, вызывая их устойчивое слияние, усиливающуюся реакцию на Свет Мира и способность регистрировать в физическом мозгу (если посвященный функционирует в физическом теле вследствие кармы, решения или служения) то, что происходит; в данный процесс регистрации вовлечен и третий глаз. Со времени третьего посвящения третий глаз подвергается тренировке и начинает функционировать двумя следующими способами:

  1. Он (в определенной степени) становится соответствием конкретному уму с его способностью интерпретировать окружающую среду и опыт, то есть выявлять суть.
  2. Он может также действовать в качестве линзы, или собирателя, света, идущего из внутренних, или высших, миров.

Вы отметите новое значение, которое эти идеи придают трем стадиям, сопутствующим точкам откровения: Стадии Проникновения, Стадии Поляризации и Стадии Осаждения. Я предоставляю вам самим сделать выводы по этому вопросу после должного исследования данного учения.

Просветление восприятия

Свет Души изливается, и благодаря ему человек на физическом плане, в сознании своего мозга, становится способным воспринимать то, что прежде было темным и скрытым от него. Технически этот процесс описывается в следующих лаконичных терминах:

  • а) Медитация;
  • б) Поляризация в Душе, или эгоическом сознании;
  • в) Созерцание, или освещение Светом Души того, что требуется познать или исследовать;
  • г) Последующая передача знания, полученного в «потоке просветления», в мозг через Сутратму, нить Души, «серебряную цепочку», или магнетическую связь. Эта нить проходит через ум и просветляет его. Мысли, рождающиеся как автоматический отклик читты (или материи ума) на передаваемое по Сутратме знание, затем впечатляют мозг, и человек в своем физическом сознании познает то, что ведает Душа. Он становится просветленным.

По мере того как этот процесс происходит все чаще и более устойчиво, в физическом человеке происходят изменения. Он становится все более и более синхронизирован с Душой. Элемент Времени при передаче знания отступает на задний план, а просветление поля познания Светом Души и озарение физического мозга становятся одновременными событиями.

Свет в голове усиливается соответственно степени достижения, а Третий глаз раскрывается и начинает функционировать. Соответствующие «глаза» раскрываются на астральном и ментальном планах, и тем самым Эго, или Душа, может озарять все три плана в трех мирах так же, как и мир Души.

Изменено 28.02.2012 13:59
bugfixer invisible agent