Смерть
Алиса А. Бейли

Смерть

имена: смерть - страх смерти - цели смерти

Человек знает себя как живое существо и называет смертью тот таинственный процесс, при котором удаляется нечто, что он обычно характеризует как жизненное дыхание. Когда оно удаляется, форма распадается. Связующая оживотворяющая сила уходит, что вызывает распад на сущностные элементы того, что до сих пор рассматривалось как тело.

Этот жизненный принцип, эта базовая сущность бытия, этот таинственный неуловимый фактор соответствует в человеке тому, что мы называем духом или жизнью в макрокосме. Так же как жизнь в человеке держит в связности, оживляет, витализирует и активизирует форму, делая ее живой сущностью, так и Жизнь Бога – как называет ее христианин – играет ту же роль во вселенной и производит тот связный живой, жизненный ансамбль, который мы называем Солнечной системой.

Интересно отметить, что смертью управляет Принцип Освобождения, а не Принцип Ограничения. Смерть признается как фактор только самосознательными жизнями, но неправильно понимается человеческими существами, этими самыми очарованными и заблуждающимися из всех воплощенных жизней.

Смерть есть в действительности бессознательность того, что может функционировать в той или иной форме, о которой духовная сущность абсолютно не ведает. А резервуар жизни — это место смерти, и таков первый урок, который усваивает ученик.

В грядущем столетии смерть и воля неминуемо обретут для человечества новый смысл, и от многих старых идей люди откажутся. Для среднего мыслящего человека смерть — это вершина катастрофического кризиса. Это прерывание и прекращение всего любимого, знакомого и желанного, ошеломительный вылет в неведомое и неопределённое, внезапный конец всех планов и проектов. Какой бы сильной ни была вера в духовные ценности, каким бы стройным ни было логическое обоснование бессмертия умом, какими бы убедительными ни были доказательства вечного существования, сомнение, всё же, остаётся, остаётся возможность абсолютного конца, небытия, прекращения всякой деятельности, всякой сердечной реакции, всякой мысли, эмоции, желания, всех чаяний и намерений, собирающихся вокруг центрального стержня человеческого существа. Стремление и установка на посмертное существование, знание о непрерывности даже для самого стойкого в вере держатся на вероятности, на непрочном основании, на свидетельствах других, — кто в действительности никогда не возвращался, чтобы поведать правду. Однако все размышления на эту тему должны строиться вокруг центрального «Я» или целостности Божества...

1. Закон требует поступления того, что может вызвать изменение.

С учётом того, о чём я уже говорил, речь идёт о поступлении той устремлённой жизненной воли, которая, будучи приведена в действие индивидом, группой, нацией, царством природы (планетарным центром) и планетой в целом, то есть всеми планетарными центрами одновременно, вызывает оживление, определённые изменения, новый импульс и движение, подъём и последующее отделение, или абстрагирование. Изменения в центрах во время смерти физического тела ещё никогда на наблюдались и не отмечались, однако посвящённый отчётливо видит их и наблюдает очень интересную и информативную картину. Именно по состоянию центров посвящённый — в процессе целительства — делает вывод о возможности излечения физического тела. Он может судить об активности или пассивности волевого принципа отделения, о котором я говорил. Тот же процесс можно наблюдать у организаций и цивилизаций при разрушении аспекта формы и отделении жизни, которая позднее построит для себя более адекватную форму. То же происходит и во время великих процессов посвящения, которые не только являются процессами расширения сознания, но коренятся в смерти или процессе отделения, ведущем к воскресению и вознесению.

Изменение вызывается разрядом (совершенно неадекватное слово) сфокусированной и направленной энергии воли. В силу своего мощного магнетизма она стягивает к себе жизнь центров, что приводит к распаду формы и освобождению жизни. К отдельному человеку смерть, в обычном смысле этого слова, приходит тогда, когда воля-жить в физическом теле истощается и её место занимает воля-к-отделению. Вот что мы называем смертью. В случае смерти на войне, например, речь идёт не об индивидуальной воле-к-удалению, но о вынужденном участии в огромном групповом отделении. На своём собственном месте душа индивидуального человека сознаёт конец цикла воплощения и отзывает свою жизнь. Она делает это посредством разряда энергии воли, достаточно сильного для того, чтобы вызвать изменение.

Cмерть сама по себе является работой восстановления. Она включает в себя работу по возвращению субстанции трем мирам субстанции, причем так, чтобы это происходило охотно и радостно; она включает в себя также возвращение человеческой души той душе, из которой она вышла, причем так, чтобы это происходило с радостью нового единения. Всем вам придется научиться смотреть на смерть как на акт восстановления, ведь тогда она предстанет в новом свете и обретет свой истинный смысл, став составной частью — признанной и желанной — непрерывного жизненного процесса.

Поэтому я должен внушить вам тот элементарный факт, что любая группа целителей, пытающаяся работать по новым направлениям, должна (в качестве подготовительного шага) постараться разобраться в факторе смерти, которую называют «великим восстановительным процессом», или «великим восстановлением». Это относится к искусству мудрого, правильного и своевременного возвращения тела в источник составляющих его элементов, а души — к источнику, наполняющему смыслом его существование. Я тщательно подбираю слова, с тем чтобы вы очень внимательно и здраво поразмыслили над так называемой загадкой смерти. Это загадка для человека, но не загадка для учеников и познавших мудрость.

Страх и подавленность, которые вечно пробуждает предмет смерти, и нежелание смотреть на нее с пониманием есть следствие того значения, которое люди обычно придают физическому телу, и той легкости, с которой они себя с ним отождествляют; это основано также на врожденном страхе одиночества и утраты знакомой обстановки. Но одиночество после смерти, когда человек оказывается без физического проводника, ничто по сравнению с одиночеством рождения. При рождении душа находит себя в новой среде и в теле, поначалу совершенно неспособном ни позаботиться о себе, ни установить разумный контакт с окружающими условиями в течение долгого времени. Человек вступает в воплощение, ничего не зная о том, что представляет собой и что значит для него та группа воплощенных душ, с которой он оказывается связан; и только постепенно это одиночество исчезает, по мере того как он устанавливает свой собственный личный контакт, открывает тех, кто близок ему по духу и, в конце концов собирает вокруг себя тех, кого называет своими друзьями. После смерти это происходит иначе, поскольку по ту сторону завесы человек находит тех, кого знает и с кем был связан в своей жизни на физическом плане, и он, конечно, не так одинок, как понимают одиночество люди. Он также воспринимает тех, кто еще живет в физических телах. Он может их видеть, может настроиться на их эмоции и на их мысли, ибо теперь этому больше не препятствует его уже не существующий физический мозг. Если бы только люди знали больше, то боялись бы не смерти, а рождения, ведь именно оно заточает душу в истинную тюрьму, тогда как физическая смерть — первый шаг на пути к освобождению.

Вы заметите, что выражения, выбранные мной для разбора основных требований, объясняются их специфическим смыслом:

  • 1. Работа восстановления означает возвращение формы в основной резервуар субстанции, или возвращение души, божественной духовной энергии, к своему источнику — либо на душевный, либо на монадический уровень, в зависимости от точки эволюции. Это восстановление представляет собой, главным образом, работу человеческой души в физическом теле и затрагивает сердечный и головной центры.
  • 2. Искусство удаления. Оно включает в себя два действия внутреннего духовного человека: лишение низшего троичного человека всякого контроля и процесс собственной перефокусировки на конкретные уровни ментального плана в виде точки лучезарного света. Это относится, главным образом, к человеческой душе.
  • 3. Процессы интеграции. Они связаны с работой освобожденного духовного человека по соединению с душой (высшей душой) на высших уровнях ментального плана. Часть возвращается в целое, и человек понимает истинное значение слов Кришны: «Напитав вселенную частицей себя, я остаюсь неизменным». Он тоже сознательная переживающая частица, напитавшая малую вселенную формы в трех мирах, и он тоже остается. Он сознает себя частью целого.

Эти три процесса представляют собой Смерть.

Нет нужды говорить, что проблема смерти основана на любви к жизни, которая представляет собой самый глубокий инстинкт человеческой природы. Положение о том, что согласно божественному закону, ничто не теряется, признано наукой; вечное существование в той или иной форме считается истиной повсюду. Из нагромождения теорий были предложены три основных решения, которые хорошо известны всем мыслящим людям:

1. Строго материалистическое решение, согласно которому в течение всего времени существования осязаемой физической формы продолжается непрерывность опыта и выражения сознательной жизни, но после смерти и последующего разложения тела никакой сознательной, действующей и тождественной самой себе личности не остается. Чувство «я», сознание личности, отличной от всех остальных личностей, с исчезновением формы пропадает; личность считается лишь совокупностью сознания клеток тела. Эта теория отводит человеку то же место, что и любой другой форме трех царств природы. Она основана на нечувствительности среднего человеческого существа к жизни, удалившейся из материального проводника. Здесь игнорируются все свидетельства противного и утверждается, что, поскольку мы не в состоянии воспринимать (визуально) и доказать (материально) существование «Я», или бессмертной сущности, после смерти, то ее и не существует. У этой теории теперь не так много сторонников, как раньше, особенно в материалистическую викторианскую эпоху.

2. Теория ограниченного бессмертия. Этой теории еще придерживаются некоторые фундаменталистские и узко теологические школы мысли, а также небольшое число представителей интеллигенции, для которых характерна, в первую очередь, эгоистическая тенденция. По этой теории лишь те, кто достиг определенной стадии духовного развития или признают конкретный перечень теологических установок, могут удостоиться дара личного бессмертия. Люди, обладающие высокоразвитым интеллектом, тоже иногда утверждают, что высочайшим даром для человечества является развитый, культурный ум и что обладающие этим даром наделены также и вечным существованием. Одна школа предрекает тем, кого считает духовно непокорными и кто не согласен с ее конкретными теологическими установками, либо полное уничтожению, как и материалисты, либо вечную кару, обосновывая тем самым еще одну форму бессмертия. Благодаря врожденной доброте человеческого сердца столь мстительных и немыслящих людей, согласных с подобным положением, очень мало, и к ним, конечно, следует отнести тех, кто не желает думать сам, уходя от сознательной ответственности к слепой вере в теологические догмы. Христианская интерпретация, приводимая ортодоксальной и фундаменталистской школами, оказывается несостоятельной в свете ясного рассуждения. Один из аргументов, опровергающий их истинность, заключается в том, что христианство постулирует долгое будущее, но не прошлое. Точно так же, по их воззрениям, будущее целиком зависит от действий в этой короткой жизни и никак не учитывает особенности и различия между людьми. Это приемлемо только для теории антропоморфного Божества, Чья воля — осуществляемая на практике — дает настоящее, у которого нет прошлого, только будущее. Несправедливость этого широко признается, но непостижимая воля Божья не должна ставиться под сомнение. Миллионы людей еще придерживаются этой веры, но она уже не имеет такого влияния, как столетие назад.

3. Теория перевоплощения, знакомая всем моим читателям, становится на Западе все более популярной. С ней всегда были согласны (хотя со множеством глупых добавлений и интерпретаций) на Востоке. Это учение было столь же сильно искажено, как и учения Христа, Будды или Шри Кришны, недалекими, умственно ограниченными теологами. Быстрее, чем когда-либо прежде, принимаются и признаются основные факты, касающиеся духовного происхождения, нисхождения в материю, восхождения путем постоянных воплощений в форму до тех пор, пока эти формы не станут совершенным выражением внутреннего духовного сознания, а также принятия ряда посвящений при завершении цикла воплощений.

Таковы главные решения проблем бессмертия и вечности человеческой души. Они отражают попытку ответить на извечные вопросы человеческого сердца — Откуда, Почему, Куда и Где? Лишь последнее из предложенных решений дает действительно убедительный ответ на все эти вопросы. Принятие этой теории тормозилось, поскольку со времени Е.П. Блаватской, сформулировавшей эту древнюю истину для современного мира в последней четверти девятнадцатого столетия, она подавалась слишком уж неразумно. Ее принятие было затруднено также тем, что ее всегда придерживались восточные расы, язычники с точки зрения Запада, а язычники «в ослеплении своем поклоняются дереву и камню» согласно одному из ваших фундаменталистских гимнов. Забавно, что с точки зрения жителя восточных стран религиозные люди Запада делают то же самое, совершая коленопреклонение перед христианским алтарем со статуями Христа, Девы Марии и Апостолов.

Человеческий страх перед смертью объясняется, главным образом, тем, что царство душ, пятое царство природы, было ориентировано (до сравнительно недавнего времени мирового цикла) на выражение в форме и на необходимость накопления опыта через материю, с тем чтобы в конечном итоге свободно управлять ею. В процентном отношении души тех, кто больше не ориентирован на выражение в трех мирах, составляют столь малое число в сравнении с общим количеством душ, нуждающихся в опыте трех миров, что, вплоть до того цикла, или эры, которую мы называем христианской, можно было констатировать триумфальное царствование смерти. Сегодня, однако, мы стоим на пороге полного изменения такого положения благодаря тому, что — в гораздо больших масштабах, чем когда-либо ранее — совершается необходимая переориентация человечества. Благодаря настойчивости ума в его высшем и низшем аспектах на первое место начинают выдвигаться высшие ценности и жизнь души. Это в силу необходимости вызовет новое отношение к смерти, и на нее будут смотреть как на естественный и желательный циклический процесс. Люди в конце концов поймут значение слов Христа: «кесарю кесарево, а Божие Богу». Произнося эти слова, Он имел в виду великий акт восстановления, который мы называем смертью. Поразмыслите над этим библейским эпизодом и откройте для себя символизм души, содержащейся в мировой душе, как рыба в воде с металлической монетой во рту символизирует материю.

В одном древнем писании есть такие символические слова:

Сказал Отец сыну: Пойди и возьми себе то, что не есть ты и что не принадлежит тебе, но принадлежит Мне. Считай это своим и ищи причину его появления. Думай, что это — ты сам. Так ты откроешь мир наваждения, мир глубокой иллюзии, мир обмана. Тогда ты познаешь, что взял не то, к чему должна стремиться душа.

И в каждом цикле в момент обмана и стяжательства, ты будешь слышать голос. Повинуйся ему. Это голос того в тебе, что слышит Мой голос, голос, не слышимый теми, кто любит красть. Снова и снова слышится веление: «Верни похищенное добро. Знай — оно не для тебя». Через гораздо большие периоды голос будет звучать так: «Возврати заимствованное добро; верни свой долг».

Когда же все уроки пройдены, голос раздается вновь: «Отдай с радостью то, что было Моим и было твоим и теперь принадлежит нам обоим. Ты больше не нуждаешься в форме. Будь свободен».

Слова эти понятны без комментариев.

Две главные мысли помогут нам лучше постичь проблему смерти. Во-первых, великий дуализм, вечный атрибут проявления. Каждый полюс двойственности имеет собственное выражение, управляется собственными законами и стремится к собственным целям. Но — во времени и пространстве — их интересы объединяются на благо обоих и совместно приводят к единству. Дух-материя, жизнь-явление, энергия-сила — каждая такая двойственность порождает собственный аспект; полюса каждой взаимосвязаны; каждая имеет обоюдную временную цель, и так в согласии они создают вечное движение, циклические приливы и отливы проявленной жизни. В развитии взаимоотношений между Отцом-Духом и Матерью-Материей появляется сын, жизненные процессы которого в детстве протекают в ауре матери. С ней он отождествлен, но постоянно стремится уйти из-под ее влияния. По мере приближения зрелости проблема встает острее, и «притяжение» Отца понемногу начинает преобладать над собственническими тенденциями матери, пока, наконец, власти материи, или матери, над сыном (душой) не приходит конец. Сын, дитя-Христос, освобожденный из-под опеки и цепких рук матери, познает своего Отца. Я говорю с вами на языке символов.

Во-вторых, все процессы воплощения, жизни в форме и возвращения (действием принципа смерти) материи в материю и души в душу протекают согласно великому универсальному Закону Притяжения. Можете ли вы представить себе, что когда-нибудь, ясно осознавая и приветствуя процесс смерти, человек просто скажет: «Подошло время, когда сила притяжения моей души требует, чтобы я оставил свою форму и возвратил свое тело туда, откуда оно появилось»? Вообразите изменения в человеческом сознании, когда смерть будет рассматриваться просто как сознательное оставление формы, временно взятой с двумя конкретными целями:

  • а) Обрести контроль в трех мирах.
  • б) Дать возможность субстанции форм, которая была при этом «украдена, заимствована или правильно присвоена», в зависимости от стадии эволюции, достичь более высокого совершенства благодаря воздействию на нее жизни через душу.

Это важные положения. Они высказывались и раньше, однако отвергались как символические, утешительные или выражавшие лишь пожелание. Я представляю их как фактические по своей природе, как практическую неизбежность и как столь же знакомую технику и процесс, как и деятельность (ритмическая и циклическая по характеру), регулирующая жизнь среднего человека — пробуждение и сон, прием пищи и все периодические процессы, которым он привык следовать.

Следует иметь в виду, что каждый план и каждый численно соответствующий ему подплан остальных планов воплощают один и тот же тип силы и, следовательно, они одной полярности.

К тому же, как мы уже знаем, Астральный и Буддхический планы связаны между собой – Астральный отрицателен по отношению к Буддхическому. Когда будет познана полярность различных планов, когда станет понятной полярность подпланов, а также будет усвоено взаимодействие между ними и соответствующими Космическими планами, только тогда человек сможет стать свободным. Именно тогда, но не ранее. Когда полярность эфиров по отношению друг к другу и их связь с целым будут поняты, человеческая эволюция последует своим путем. Учитель разрешил проблему электрических явлений в трех мирах, отсюда и его свобода. Далее, когда соотношение между отрицательной формой и положительным Духом будет усвоено и их совместная связь с Космическими Сущностями, обитающими во всей Системе, будет в какой-то мере постигнута, будет достигнуто и групповое освобождение.

Исследованию этого сложного вопроса может помочь напоминание о том, что человек в сущности своей положителен, тогда как его проводники отрицательны; он, следовательно, является центральной единицей положительного электричества, которая притягивает и удерживает атомы противоположной полярности. Когда он соединил и слил оба полюса и проявил за время конкретного воплощения свет в определенном количестве (количество это устанавливается Эго перед воплощением), то наступает обскурация. Электрическое проявление сжигает и разрушает посредника, и свет гаснет; наступает то, что мы называем физической смертью, так как электрический ток сжигает то, что вызывало объективность, то, что сияло. Давайте распространим эту идею дальше и осознаем, что единицы, называемые людьми (которые положительны по отношению к собственным проводникам), – это лишь отрицательные клетки в теле Небесного Человека и удерживаются внутри сферы Его влияния силой Его электрической жизни. Вспомните также, что Небесные Люди положительны по отношению к меньшим жизням, но, в свою очередь, отрицательны по отношению к бoльшей вмещающей их Жизни.

Страх смерти основан на:

  • а) ужасе перед конечными процессами разъединения в момент самой смерти;
  • б) ужасе перед неведомым и неопределимым;
  • в) сомнении по поводу своего бессмертия;
  • г) горе при оставлении любимых или из-за того, что тебя оставляют;
  • д) древних, скрытых глубоко в сознании реакциях на прошлые насильственные смерти;
  • е) цеплянии за жизнь формы вследствие отождествления в сознании в первую очередь именно с ней;
  • ж) старом ошибочном учении о Небе и Аде, производящих в равной степени отталкивающее впечатление на некоторые типы людей.

Я рассказываю о Смерти как тот, кто знает, что это такое, как из опыта внешнего мира, так и из внутреннего проявления жизни: смерти нет. А есть, как вы знаете, вступление в более полную жизнь. Есть свобода от ограничений плотского проводника. Устрашающего процесса разъединения не существует, за исключением случаев насильственной и внезапной смерти, и единственными, по-настоящему, неприятными моментами являются мгновенное и подавляющее чувство нависшей опасности и гибели и нечто, чрезвычайно напоминающее электрический шок. И не более того. Для неразвитых людей смерть – это, буквально, сон и забытье, потому что ум недостаточно пробужден, чтобы реагировать, а кладовая памяти пока еще практически пуста. Для среднего хорошего, добропорядочного гражданина смерть есть продолжение жизненного процесса в его сознании и дальнейшее развитие жизненных интересов и тенденций. Его сознание и чувство осведомленности неизменно те же самые. Он не ощущает большой разницы, и поскольку о нем хорошо заботятся, он зачастую не сознает, что прошел через опыт смерти. У злобных и бессердечно эгоистичных людей, преступников и тех немногих, кто живет исключительно ради материальных благ, возникает такое состояние, которое мы называем «привязанный к земле». Выкованные ими связи с землей и направленная к земле ориентация всех их желаний вынуждают их оставаться близко к земле, и они остаются втиснутыми в земную среду. Они отчаянно, любой ценой пытаются возобновить с ней контакт и снова в нее проникнуть. В немногих случаях огромная личная любовь к оставленным или невыполнение осознанного неотложного долга удерживает добрых, прекрасных людей в до некоторой степени подобном состоянии. Для стремящегося смерть есть немедленное вступление в сферу служения и выражения, к которой он уже привык и которую сразу узнает, так как она не является для него чем-то новым. В часы сна он наработал поле активного служения и учения. Теперь он просто в нем функционирует круглые сутки (изъясняясь в понятиях времени физического плана) вместо обычных нескольких часов земного сна.

С течением времени в конце следующего столетия станет очевидным фактом, что смерти не существует в том смысле, в каком она понимается сейчас. Непрерывность сознания будет настолько развита и так много из высших типов людей будут функционировать одновременно в двух мирах, что древний страх уйдет, и отношения между астральным и физическим планами станут такими прочными и будут настолько научно настраиваться, что работа медиумов в трансе закономерно и тихо подойдет к концу.

Душа, укорененная в сердце, есть жизненный принцип, принцип самоопределения, центральное ядро позитивной энергии, благодаря которой все атомы тела удерживаются на своем месте и подчинены «воле-к-бытию» души. Этот принцип жизни использует кровь в качестве средства выражения и управляющего агента, и благодаря тесной связи эндокринной системы с кровью мы получаем соединение обоих аспектов активности души, которое делает человека живой, сознательной сущностью под управлением души, проявляющей ее цели во всех аспектах повседневной деятельности.

Поэтому смерть — это буквально удаление из сердца и из головы этих двух потоков энергии, за которым следуют полная утрата сознания и распад тела. Смерть отличается от сна тем, что удаляются оба потока энергии. Во время сна удаляется лишь энергетическая нить, закрепленная в мозге, что делает человека бессознательным. Под этим мы подразумеваем, что его сознание, или чувство осведомленности, фокусируется в другом месте. Его внимание направлено теперь не на материальное и физическое, но обращено на другой мир бытия и фокусируется в другом аппарате, или механизме. Во время смерти обе нити удаляются или соединяются в нить жизни. Жизненное начало больше не поступает с кровью и сердце больше не может продолжать свою работу, мозг не может воспринимать, и все смолкает. Дом опустел. Всякая активность прекращается, за исключением того удивительного неизбежного процесса, который является прерогативой самой материи и выражается в разложении. Поэтому в некоторых своих аспектах этот процесс свидетельствует о единстве человека со всем материальным; он показывает, что человек — часть самой природы, а под природой мы подразумеваем тело той единой Жизни, Которой «мы живем, и движемся, и существуем». Эти три слова — жизнь, движение, существование — заключают в себе всю историю. Существование — это познание, самосознание и самовыражение, и его экзотерическими символами являются голова и мозг человека. Жизнь — это энергия, желание в форме, приверженность идее, и ее экзотерическими символами являются сердце и кровь. Движение означает интеграцию и отклик осознающей, живой сущности на универсальную активность и символизируется желудком, поджелудочной железой и печенью.

Следует также отметить, что по этой причине смерть происходит под управлением Эго, даже если сам человек ничего не знает об этом руководстве. Для большинства этот процесс протекает автоматически, поскольку (когда душа переносит свое внимание) на физическом плане либо неизбежно наступает смерть вследствие отделения двойных нитей жизни и энергии сознания, либо, вследствие отделения той энергетической нити, которая характеризует умственную деятельность, поток жизни по-прежнему функционирует через сердце, но правильного осознания нет. Душа поглощена чем-то другим, занимаясь на своем собственном плане своими собственными делам

Именно центры не дают телу распадаться, делая его единым, связным, энергичным и активным целым. Как вы знаете, когда приходит смерть, из головного центра удаляется нить сознания, а из сердечного центра — нить жизни. Но мы не говорили о том, что удаление двух этих нитей влияет на каждый центр тела. Нить сознания, закрепленная в головном центре, наделяет качествами лепестки лотоса, называемого в восточной литературе «тысячелепестковым лотосом», а лепестки этого лотоса связаны с лепестками каждого из остальных главных центров эфирного тела и передают (своим излучением и магнетизмом) эти качества им. Головной центр поддерживает их работу по передаче качеств, и как только вместе с нитью сознания из него удаляется качество сознательного отклика, это немедленно сказывается на всех лепестках всех центров. Удаляется энергия, определявшая качества, покидая тело через головной центр. То же, в общем, относится и к закрепленной в сердце нити жизни, после того, как она (вместе с нитью сознания) проходит в головной центр и через него. Пока она закреплена в сердце, она энергетизирует и оживляет все центры тела, рассылая свои нити жизни в точки, находящиеся в самом центре лотоса, или в сердце центра. Их иногда называют «драгоценностью в лотосе», хотя чаще так говорят о монадической точке в сердце эгоического лотоса на его собственном плане. Во время смерти нить жизни выводится душой из сердца через голову обратно в тело души, унося с собой жизнь из каждого центра тела; тело умирает и распадается, не образуя более связного, сознательного и живого целого.

С точки зрения эзотерической астрологии существуют три основных знака, в которых подвергаются «трём смертям»:

  1. Овен, который в различных точках на Пути Жизни вынуждает душу вступить на горящую твердь и подвергает её очищению в процессе воплощения. Посредством меньшего огня ума «джунгли опыта предаются огню и разрушаются в пламени, после чего Путь очищается, и достигается беспрепятственное видение» («Древний Комментарий»).

Необходимое очищение достигается посредством огненных процессов войны и борьбы, доводимых до индивидуума через влияние планетарного управителя Овна — Марса, Бога Войны. То же очищение — на этот раз через видение, достигается развитым человеком благодаря активности Меркурия, субъективного планетарного управителя, просветляющего принципа, который освобождает ум, направляет жизненный путь человека и делает его способным осознать божественный План, лежащий в основе его огненного опыта.

  1. Скорпион, который в конечном итоге вызывает смерть личности; его мы рассмотрим позже. И эзотерически, и экзотерически Скорпион является знаком смерти и погребения в земле, нисхождения в глубины, чтобы потом быть вознесенным (на горные вершины в Козероге). В некоторых очень древних книгах говорится, что «тепло матери-земли и жало скорпиона — благодатные дары, которые вращение колеса преподносит человеку в начале и в конце». Если эти дары приняты и использованы, они в конечном счете приводят человека к освобождению из-под контроля Фиксированного Креста, и боль, свойственная этому Кресту, уходит.
  2. Рыбы — устранение, или смерть, всех влияний, удерживающих человека на колесе рождения, и освобождение от контроля Общего, или Мутабельного, Креста.

Интересно отметить, что все эти три знака смерти находятся на разных крестах:

  1. Овен.............. Кардинальный Крест
  2. Скорпион...... Фиксированный Крест
  3. Рыбы.............. Мутабельный Крест

Именно их влияние вызывает «три необходимых и предопределённых смерти» в жизни человеческого существа. Здесь я имею в виду знаки независимо от их планетарных управителей. В самой энергии, изливающейся через эти знаки, есть нечто, что предопределяет процесс кристаллизации с последующим разрушением того или иного типа контроля формы. «Древний Комментарий» выражает эти идеи в следующих словах:

«Вспыхнул огонь, и через него я умер для жизни и родился для смерти. Затем я вновь умер для формы (Овен).

Тепло земли, огненный нрав матери, разрушил форму и освободил душу; так было убито низшее «я» (Скорпион).

Воды поглотили человека. Рыбу заставили исчезнуть. Затем она возникла вновь, чтобы либо просто умереть, либо — пережив смерть — принести спасение (Рыбы)».

Таким образом, символически здесь присутствуют смерть через огонь, смерть через землю и смерть через воду — сожжение, удушье и утопление, поскольку в этом мировом цикле смерть через воздух неизвестна и непостижима. Поэтому нет четырех смертей, ибо целью нашей системы в течение проявления является «посвящение, или освобождение, в воздух», чтобы птица жизни вне времени и пространства могла летать свободно. Концепция окончательной смерти, предлагаемая Законом Соответствия, исчерпывается словами «освобождение, отречение и окончательное посвящение» и мало что значит для человечества, так как она относится к Планетарному Логосу и Его жизненному циклу. Три смерти, настигающие человека (индивидуума и человечество в целом), допускают душу в три великих планетарных центра:

  1. Смерть от утопления, или от воды, в Рыбах вновь допускает человека в тот великий центр, который мы называем Человечеством, туда, где обретается опыт. В этом заключена тайна богини-рыбы этого знака, которая «плодит своё потомство снова и снова».
  2. Смерть от удушья в Скорпионе допускает человека в планетарный центр, называемый Иерархией.
  3. Смерть от огня в Овне, или сожжение, допускает человека в другой центр, которому мы даем имя «Шамбала».

Многое ещё предстоит усвоить в связи с теми идеями, которые я предложил вашему вниманию в качестве тем для размышления. Это касается и намеков, связанных с Наукой о Треугольниках, являющейся эзотерической основой астрологии, подобно тому, как учение о троице (микрокосмической и макрокосмической) составляет эзотерическую основу оккультизма. Итак, смерть бывает трех видов. Наука Божественного Умирания лежит в основе известного высказывания об «Агнце, закланном от основания мира», и когда будут должным образом поняты отношения между Овном, Скорпионом и Рыбами (как соединяющие и приводящие к слиянию трёх крестов), прольется новый свет на все побочные науки, как эзотерические, так и экзотерические. Прояснится содержащееся в «Тайной Доктрине» учение о воплощающихся Монадах, называемых божественными Жертвами, Владыками Знания, Воли и Жертвы. Эти Монады, которые есть мы сами, являются Владыками Стойкой Непрестанной Преданности — преданности до самой смерти.

Существует связь между аспектом воли Первого Луча и аспектом смерти. Смерть сейчас является следствием воли души. В конечном итоге она должна стать результатом соединенной воли души и личности, и когда это произойдет, страха смерти больше не будет.

Каждый человек носит в себе тайну. Лишь редко приоткрывается завеса прошлого, когда энергия тонкая изобилует и в земном существовании. Только перейдя за грань Земли, человек просветляется в познании части своей тайны. Замечателен процесс, когда тонкая энергия открывает чашу накоплений. Память внезапно озаряется, и прошлое встает во всей справедливости. Можно изумляться насколько человек преображается в момент, когда он покидает земную сферу. Называют это смертью, но оно есть рождение, потому жаль, когда тонкое тело пребывает долго во сне. Особенно замечателен переход при сохранении сознания, тогда ясно можно представить, как отваливается ветошь земная и встает нетленное накопление — оно может оказаться истинным сокровищем. Можно понять, почему такое тончайшее сокровище не может быть явлено среди грубых условий.

Люди могут утончать условия земные; дело не в богатстве, не во власти, но в том трепете торжественности, который доступен тонким избранным. Каждое такое высшее трепетание уже есть победа над плотью.

Изменено 19.10.2018 20:08
bugfixer invisible agent