Служение

имена: служение - методы служения - признаки служителя

Любовь — это отклик на контакт, что в человеческом существе означает понимание, вмещение и отождествление. Мудрость означает мастерство в действии, которое является результатом раскрытия любви и света понимания; это осознание того, что требуется, и способность соединять в гармоничных взаимоотношениях потребность и то, что ее удовлетворяет. Служение — это, в сущности, научно обоснованный способ выражения любви-мудрости под влиянием того или иного из семи Лучей в соответствии с Лучом души служащего ученика.

Как мы определяем слово «служение»?

Определить это слово нелегко. Его слишком часто пытаются охарактеризовать с позиций личностного знания. Служение можно кратко определить как спонтанное следствие контакта с душой. Контакт этот настолько реален и ощутим, что жизнь души может пролиться в инструмент, который душе волей-неволей приходится использовать на физическом плане. Так в мире человеческих дел может быть продемонстрирована природа этой души. Служение не есть какое-то качество и не есть исполнение каких-то действий; это не некая активность, к которой нужно усердно стремиться; и не средство мирового спасения. Необходимо чётко представлять себе разницу, иначе всё наше отношение к столь весомому показателю успеха эволюционного процесса человечества окажется неверным. Служение — это одно из проявлений жизни. Это потребность души, это такой же двигатель её эволюции, как и стремление к самосохранению или воспроизведению видов является проявлением животной души. Это очень важная мысль. Служение — это инстинкт души, если мы вправе применить столь неадекватное выражение, и потому представляет собой специфическую и неотъемлемую особенность душевного раскрытия. Это характерная особенность души, так же как желание есть характерная особенность низшей природы. Это групповое желание, аналогичное личностному желанию низшей природы. Это стремление к групповому благу. Поэтому нельзя научить ему или навязать его человеку как желательное свидетельства устремлённости, идущее извне и базирующееся на теории служения. Это просто первое реальное следствие на физическом плане начала выражения души во внешнем проявлении.

Ни теория, ни устремление не делают, да и не могут сделать человека настоящим служителем. Почему же тогда мы видим сегодня столь активное служение в мире?

Просто потому, что жизнь, слова и дела первого мирового Великого Служителя, пришедшего показать нам суть служения, неизбежно оказали своё действие, и люди сегодня всерьёз стараются подражать Ему, плохо понимания, что подражание не даёт подлинных результатов, но лишь отражает расширяющиеся возможности.

В результате постепенно возрастающего синтеза медитативного процесса, проводимого душой на своем собственном плане и стремящимся, человек проявляет (в физическом мозге) точку света, которая оккультно зажглась на плане ума. Свет всегда выражает две вещи: энергию и ее проявление в какой-либо форме, так как свет и материя — это синонимы. Мысль человека и идея души нашли свою точку соприкосновения, и возник зародыш мыслеформы. Эта мыслеформа, когда она будет завершена, в той мере воплотит Великий План (над которым работает Иерархия), в какой человек способен видеть, усваивать и воплощать его на ментальном плане. На ранних стадиях человеческого устремления, на первых шагах по Пути Ученичества и в период принятия первых двух посвящений этот процесс обозначается словом «Служение». Поначалу человек, как бы на ощупь, улавливает идею единства Жизни, проявляющуюся как Братство, существующее между всеми формами этой божественной Жизни. Этот субъективный идеал постепенно ведет к пониманию пути, на котором это сущностное родство может быть проявлено. Можно видеть, как оно находит свое выражение в гуманитарных усилиях по всей Земле, в организациях, создаваемых для облегчения страданий людей и животных, и во всемирных усилиях, направленных на улучшение внутренних отношений между нациями, религиями и отдельными группами.

Каждое посвящение затмевает уже достигнутый и используемый свет и погружает посвящённого в ещё более высокий свет. С каждым посвящением ученик проникает в до сих пор неведомую область божественного сознания, которая после её освоения и её уникальных феноменов, качества вибраций и взаимосвязей, становится для него областью нормального опыта и активности. Таким образом (если это можно так выразить) «он овладевает мирами живых форм и не имеющих формы жизней». Ему вновь приходится ментально осмысливать двойственность, поскольку теперь он воспринимает освещённую область, из которой достигает точки напряжения, или посвящения. В процессе посвящения он обнаруживает новую, ещё более яркую область, в которую может вступить теперь. Это не означает, что он должен оставить область прежней активности, в которой он работает и живёт, просто перед ним появляются новые сферы ответственности и благоприятной возможности, так как — благодаря собственным усилиям — он способен видеть больше света, ходить в большем свете и более адекватно, чем прежде, демонстрировать свои способности в сфере значительно более широких возможностей.

Таким образом, посвящение — это непрерывное слияние меньшего света с бóльшим, в который последовательно вступает посвящённый, получая возможность видеть дальше, глубже и более широко. По словам одного из Учителей: «Свет должен поступать вертикально, а рассеиваться, или излучаться, горизонтально». Так образуется крест служения, на котором ученик остаётся до тех пор, пока ему не откроется Крест Саната Кумары. Тогда он узнает, почему эта планета — по мудрым и обоснованным причинам — является планетой страдания, бесстрастия и отстранения. Зная об этом, он знает всё, что может поведать и открыть ему наша планетарная жизнь. Он претворил знание в мудрость.

В центре креста служения и должны быть найдены точка слияния и точка напряжения. Точка слияния создаётся в результате динамического фокусирования всех способностей, замыслов и желаний ученика на ментальном плане, а точка напряжения возникает, когда призыв этого фокуса возрастает настолько, что способен вызывать отклик того, что призывается. Для среднего стремящегося или ученика это либо душа, либо Духовная Триада. Встреча обеих фокусированных энергий создаёт точку напряжения. Ученик не должен сосредотачиваться на задаче создания этой точки. Ему нужно помнить две вещи: о том, что он собой представляет в любой момент устремления, и о том, с чем он может соединить и слить это своё суммарное достижение в развитии. Его мышление в обоих направлениях автоматически создаёт точку напряжения в результате слияния соответствующих двойственностей. Благодаря активности низшего ума осуществляются слияние с душой и последовательное образование точек всё более высокого напряжения. Благодаря взаимодействию высшего и низшего ума становится возможным слияние с Духовной Триадой, со множеством точек напряжения, возникающих вдоль моста, антахкараны. Благодаря активности чистого разума становится возможным слияние с Иерархией, и именно в результате последнего и образуются те точки напряжения, которые мы называем Посвящениями. Есть, естественно, и точки ещё более высокого напряжения, но сейчас мы говорим лишь о тех, которые называются посвящениями.

Служение обычно считается в высшей степени желательным, но редко сознаётся, насколько тяжело оно по своей сути. Приходится отдавать очень много своего времени, жертвовать собственными интересами и идеями, очень много и напряжённо трудиться, поскольку требуются намеренные усилия, сознательная мудрость и способность работать без привязанности. Нелегко рядовому стремящемуся выработать подобные качества, тем не менее сегодня тенденция служить проявляется в мире подавляющим большинством людей. Таков успех эволюционного процесса.

В служении часто прослеживается попытка навязать окружающим точку зрения несущего это служение, ибо то, что претендующий на статус служителя полагает хорошим, истинным и полезным, непременно должно быть хорошим, истинным и полезным для всех. Служением считается то, что делается для бедных, страждущих, больных и несчастных, поскольку мы думаем, что хотим помочь им, не сознавая, что предлагаем помощь главным образом потому, что нам же самим не по себе из-за их горестных обстоятельств и мы стараемся улучшить их, чтобы вновь чувствовать себя спокойно. Акт помощи в первую очередь избавляет от страдания нас, даже если нам не удается полностью избавить от него или хотя бы облегчить положение самих страдающих.

Часто служение оказывается признаком делового, сверхактивного темперамента или самодовольной позиции, побуждающих его обладателя энергично изменять ситуации, делая их такими, какими они, по его мнению, должны быть, тем самым побуждая других соглашаться с тем, что служитель считает нужны делать.

Или, опять-таки, служение может быть следствием фанатичного желания следовать по стопам Христа, великого Сына Божьего, Который «ходил, благотворя», оставляя нам пример для подражания. Таким образом, люди служат ради послушания, а не из спонтанного сострадания к нуждающимся. Поэтому, служение их лишено своего главного качества, и изначально не выражает ничего, кроме каких-то жестов. Также служение может быть следствием глубоко затаённого желания духовного совершенства. Оно считается одним из требований ученичества, то есть, чтобы стать учеником, необходимо служить. Теория верна, но отсутствует живая суть служения. Идеал хорош, правилен и похвален, но за ним стоит абсолютно негодный мотив. Кроме того, причиной служения может быть всё шире распространяющаяся мода или обычай заниматься каким-либо видом служения. Эта тенденция набирает силу. Каждый активно участвует либо в движениях за благоденствие, либо в филантропических мероприятиях, либо в работе Красного Креста, либо в повышении образовательного уровня, либо в улучшении удручающего состояния мира. Служить в какой-нибудь области модно. Служение даёт ощущение могущества; служение приносит друзей; служение есть форма групповой активности и часто даёт гораздо больше служителю (в мирском смысле), чем тем, кому он служит.

И всё же, несмотря на все эти проявления неправильной мотивации и ложного устремления, то или иное служение постоянно и охотно осуществляется. Человечество приближается к правильному пониманию служения.

Слишком большое значение придаётся процессу, посредством которого низшая природа подчиняется высшему Закону Служения, в результате появляются самые худшие представления о жертве. В этих представлениях на передний план выводится необходимое и неизбежное расхождение между низшей природой, действующей по собственным законам, и высшими аспектами, работающими по законам духовным. При этом жертва низшего в пользу высшего принимает преувеличенные размеры, и само слово оказывается очень метким. Жертва есть. Страдание есть. Есть болезненный процесс отстранения. Совершаются длительные попытки открыться течению жизни, когда личность одно за другим отбрасывает препятствия и преграды. Мы с симпатией и пониманием относимся к этой стадии и такому поведению, ибо есть люди, у которых столько теорий о том, что такое служение и в чём оно выражается, что самого служения у них и нет и они не способны с пониманием отнестись к периоду боли, неизменно предшествующему расширению сферы служения. Их теории закрывают путь к истинному выражению и запирают дверь реального понимания. Слишком активен умственный элемент.

Три фактора имеют значение для служения:

  1. Мотив.
  2. Метод.
  3. Внутреннее состояние после каждого действия.

О неверных мотивах и методах я говорить не буду. Вам они известны. Я укажу верные, и если корректировать жизнь служения в соответствии с моими указаниями, положение дел исправляется и приходит вдохновение...

Мотивы служения

Таких мотивов три, перечислим в порядке их значимости:

а. Осознание божественного плана эволюции, понимание крайней нужды мира, уяснение ближайшей предстоящей миру точки достижения и приложение всех сил для их осуществления.

б. Собственная цель достижения, некий великий идеал — такой как святость, — требующий высочайшей устремленности души; или постижение реальности Учителей Мудрости и сильная внутренняя решимость любить, служить и достичь контакта с Ними во что бы то ни стало. Если у вас есть интеллектуальное понимание божественного плана наряду с сильным желанием служить Великим, то активность на физическом плане приведет к осуществлению.

в. Последующее постижение своих врожденных или наработанных навыков и их применение для разрешения осознанной потребности. Служение многообразно, и тот, кто мудро служит, кто старается найти свою сферу действия и, найдя ее, охотно трудится на благо целого, есть тот, чье собственное развитие неуклонно повышается. Тем не менее, личный прогресс — дело второстепенное <..>

Методы служения

Их много, и они разные. Могу указать лишь самые важные.

Первое и главное, как я часто упоминал, это наработка различения. Тот, кто считает себя вправе браться за всё, кто не пропускает ничего, что происходит у него перед глазами, кто безрассудно бросается в то, от чего мудрый воздержался бы, кто считает себя компетентным, чтобы разобраться в происходящем, кто выказывает рвение, но не ум, при решении текущей проблемы служения и растрачивает силу — тот часто оказывает разрушительное действие, заставляя тех, кто более мудр и велик, исправлять его, сделанные из наилучших побуждений, ошибки и служит ни чему иному, как своим собственным желаниям. Награда за благое намерение наверно его не обойдет, но результаты совершенной глупости могут намного ее перевесить. С распознаванием служит тот, кто мудро осознаёт собственное — большое или малое — надлежащее место в общей схеме; кто трезво рассчитывает свои ментальные, интеллектуальные возможности, свой эмоциональный настрой и свои физические данные, чтобы, задействуя их все, заполнить свою нишу.

С распознаванием служит тот, кто с помощью своего Высшего «Я» и Учителя оценивает природу и объем наличествующей проблемы, а не руководится — звучащими с добрыми побуждениями, но зачастую неразумными — предложениями, просьбами и требованиями своих собратьев-служителей.

С распознаванием служит тот, кто осознаёт фактор времени, и, понимая, что каждый день содержит только двадцать четыре часа и что его возможности ограничены, мудро регулирует свою деятельность.

Лучший способ служения для мыслителей мира и Новой Группы Мировых Служителей — это осознание того, что происходит с человечеством в целом, и того, что происходит за кулисами. Именно раскрытие человеческого сознания как отклик на возникающие условия в каждой стране и во всем мире имеет сейчас первостепенное значение. “Человеческое состояние ума” только начинает фокусироваться на существенных вещах и живо выражать себя. Мыслители и служители должны научиться сосредоточиваться на пробуждении сознания, а не на поверхностных движениях. Это пробуждение происходит быстро и, братья мои, удовлетворительно. Формы могут пострадать, но внутреннее сознание человека в этом столетии становится явно божественным.

Важно, чтобы служители — познающие мужчины и женщины доброй воли — получили новое ясное представление о потребной работе и чтобы они стали «проводящими каналами, а не тормозящими точками эгоистического интереса» в божественном потоке. А для этого нужны видение и отвага. Нужна отвага, чтобы изменять свою жизнь — ежедневно и во всех отношениях — сообразно ближайшей нужде и служению роду человеческому; нужна отвага, чтобы атаковать жизненные проблемы во имя других, искореняя собственные личностные хотения перед лицом критической ситуации и нужды, поступая так постоянно и упорно.

Ученик должен принимать себя таким, какой он есть в любое время, с любой оснащенностью и в любых обстоятельствах; тогда он подчиняет себя, свои дела и свое время удовлетворению насущной нужды — особенно во время группового, национального или мирового кризиса. Добиваясь этого в своем сознании и мысля, тем самым, реальными ценностями, он обнаруживает, что его частные дела устраиваются как надо, его навыки возрастают, его ограниченность исчезает. Он встает рядом с теми, кто улавливает нужды наступающего цикла — цикла, в котором должны быть провозглашены новые идеи и идеалы, за которые придется драться, в котором должны быть восприняты, поддержаны и проповеданы более широкие планы во имя блага целого, должно быть получено и, наконец, осуществлено новое, более ясное представление о человеческой жизнедеятельности; цикла, в котором усилия членов Новой Группы Мировых Служителей должны направляться на то, чтобы облегчить бремя человечества.

Если этот ум неустойчив или слишком доволен собой, если он полон гордыни, отчаяния или самоуничижения, то видение не пробьется через него и не запечатлится с ясностью рисунка; если эмоциональное тело сильно вибрирует в ритме, установленном личностью, если физический проводник нездоров и концентрация внимания поэтому невозможна, что будет тогда? Учитель с грустью отвернется, сожалея о том, что работник по собственной вине упустил благоприятную возможность служения; Он будет искать кого-нибудь другого, чтобы удовлетворить потребность, — кого-то, может быть, не настолько соответствующего, но кого удастся найти после неудачи с первым.

Здесь уместно напомнить стремящимся к служению, что большой объем работы, выполняемой многими, — это всего лишь результат их чрезмерного рвения, не способствующего продвижению работы Учителя. С мудрым различением Он распределяет работу и никогда не взваливает на одно человеческое существо больше, чем оно сможет удовлетворительно выполнить. Он может тренировать и тренирует Своего ученика таким образом, что наблюдающему миру кажется, будто ученик совершает чудеса, однако не забывайте, что выполнить огромное количество работы плодотворно служащему ученику удается только тогда, когда им достигнут контроль над всеми тремя телами и осуществлено выравнивание. Тот, кто обладает стабильным ментальным телом, полностью открытым для восприятия сверху и, в то же время, невосприимчивым к низшим вибрациям, тот, кто обладает чистым, не окрашенным и спокойным астральным телом, тот, кто обладает физическим телом с устойчивыми нервами и стабильным ритмом (похожим на ларец, красивый, но крепкий как сталь) будет служить сосудом, подходящим для того, чтобы Учитель мог использовать его, каналом, через который Он сможет беспрепятственно изливать Свое благословение на мир.

Каковы признаки истинного служителя?

  1. Как и следовало ожидать, первым характерным качеством будет непричинение вреда, а также строгое воздержание от таких речей и дел, которые могут нанести ущерб или вызвать недоразумения. Ни единым словом, предложением, намёком, двусмысленностью или высказанным недовольством не навредит он своей группе. Подметьте, я не говорю «не навредит человеку». Работающим по Закону Служения нет нужды напоминать о том, что нельзя вредить людям. Но учитывая их мощную духовную стимуляцию и пыл их устремлённости, им часто приходится напоминать о недопустимости причинения вреда группе.
  2. Второй признак — это готовность не мешать другим служить так, как они считают нужным, зная, что жизнь, протекающая через индивидуального служителя, должна отыскивать собственные каналы и выходы, и что попытка направлять эти потоки могут быть опасными и сводить на нет намечаемое служение. Служитель может прилагать свои усилия в двух направлениях:
    • а.  Помогать другим «пребывать в духовном бытии», как этому учится он сам.
    • б.  Помогать индивиду нести своё служение в избранной им области так, как он сам считает нужным, а не так, как он должен делать по мнению наблюдающего помощника.
  3. Третьим признаком нового служителя является радость. Она занимает место критицизма (ужасного творца страданий) и представляет собой то безмолвие, которое звучит.

Многие слишком озабочены своей личной ролью в том, что они пытаются сделать, а также своим собственным развитием и способностью или неспособностью помогать; но в то же время они неверно решают проблему самозабвения и полной отдачи своим ближним. “Что я могу сделать?” имеет для них меньшее значение, нежели “Чему я научаюсь, и доволен ли мной Учитель?” Я буду доволен вами, когда вы позабудете как себя, так и меня, в энергичном служении человечеству.

Напомню, что служение есть научный процесс, вовлекающий все силы души в полное выражение на физическом плане. Именно оно вызывает божественное проявление, или то, что называется божественным воплощением. Если человек действительно служит, он будет неизбежно привлекать все ресурсы духовной силы и света, всю мудрость и направляющее могущество своей души, поскольку выполняемая задача всегда слишком обширна для личности. Некоторые величайшие мировые служители — это мужчины и женщины, очень близкие к духовной Иерархии и работающие под ее руководством, вдохновением и впечатлением, и все же ничего не знающие о так называемом эзотеризме. Они не распознают Иерархию и (в сознании своего мозга) остаются неосведомленными о ее Составе, Учителях Мудрости. Одна из сегодняшних трагедий эзотерического мира состоит в наличии у изучающих огромного количества фактов и нагромождении знания, касающихся Иерархии и ее Состава. Такого рода знание и устремление затмевают в умах учеников реальные потребности их собратьев. В этом состоит одна из проблем, с которыми сталкивается Иерархия. Проблема равновесия и двойственной ориентации очень остра. При сообщении духовного знания, Учителя, берущие учеников, сталкиваются с двумя проблемами:

  1. Проблемой непробужденного стремящегося.
  2. Проблемой опытного ученика.

Неведение и знание должны уступить место пониманию и мудрости.

Одним из первых распознаваний, существенных для духовного стремящегося, является то, что Иерархия совершенно неспособна — согласно закону свободы человеческой души — работать в мире людей без таких посреднических групп, которые могут “понижать” иерархическое качество энергии настолько, чтобы средний человек (с его средними вибрацией и качеством) мог найти в себе точку отклика...

По мере того как устанавливается связь между душой и личностью, а знание Плана и свет души вливаются в сознание мозга, низшее подчиняется высшему. Отождествление с групповыми целями и планами — это естественный атрибут души. Когда отождествление осуществляется на ментальном и душевном уровнях, оно порождает соответствующую активность в личностной жизни, и эту активность мы называем служением. Служение — это подлинная наука творения и научный метод достижения непрерывности сознания.

Существует великий закон, который может быть воплощен в следующих словах: “Тем, кто все отдает, дается все”. Это справедливо как в отношении индивидуального ученика, так и группы Учителя. Сегодня большинство стремящихся к ученичеству не знают, или не осознают, этот закон; они не отдаются добровольно и полностью работе Иерархии или тем, кто нуждается в помощи. Пока они не делают этого, они ограничивают свою эффективность и делают невозможной поддержку не только себя, но и группы, с которой они связаны в служении. В этом заключается ответственность. Ключ к получению поддержки — личностное непричинение вреда и посвящение всех индивидуальных ресурсов служению Великим, без ограничений и спонтанно. Когда вы, в качестве ученика, стараетесь жить, не причиняя вреда — мыслью и словом и делом — и когда ничто не тянет вас назад материально, эмоционально, или под углом времени, когда физическая сила действует в этом же направлении, а жертвование всем, что имеешь, сопровождается радостью, тогда ученик будет иметь все, что необходимо для проведения своей работы; то же самое верно для всех работающих групп служителей. Таков закон. Совершенство пока не возможно, что и говорить, однако большее усилие с вашей стороны в отдаче и в служении — возможно.

Когда постигнута истинная природа Служения, выясняется, что она — аспект той божественной энергии, которая всегда направляется аспектом разрушения, так как она разрушает формы с целью освобождения. Служение — это проявление Принципа Освобождения; смерть и служение составляют два аспекта этого принципа. Служение спасает, освобождает и выпускает заточённое на различных уровнях сознание. То же можно сказать и о смерти. Однако пока служение не основано на интуитивном понимании всех сопутствующих фактов, интерпретируемых интеллектуально, и не осуществляется в духе любви на физическом плане, человеку не удается исполнять свою миссию должным образом.

Когда служение обретает фактор духовной просветленности, появляется тот Свет, который освещает человечеству дорогу, действуя как прожектор на великий океан сознания, открывая человеку Путь, которым он может и должен идти.

Хочу подчеркнуть еще вот что. Я не дал никаких особых правил освобождения пленников планеты. Я не привел ни классификации тюрем с их заключенными, ни методов работы, ни техники освобождения.

Я только призываю всех и каждого, кто читает эти инструкции, возобновить усилия и подготовиться к служению, сознательно, намеренно стараясь развить интуицию и достичь просветления. Каждое человеческое существо, достигающее цели — света и мудрости, — автоматически обретает сферу влияния, которая простирается как вверх, так и вниз, и проникает как внутрь — к источнику света, так и наружу, достигая «зон тьмы». Тогда человек становится сознательным центром несущей жизнь силы, причем без всяких усилий. Он стимулирует, энергетизирует и побуждает к новым усилиям все жизни, с которыми он соприкасается, будь то его собрат стремящийся, животное или цветок. Он служит передатчиком света во тьму. Он рассеивает вокруг себя наваждение и привносит сияние реальности.

Когда множество сынов человеческих будут на это способны, человечество приступит к предназначенной ему работе планетарного служения. Его миссия — служить мостом между миром духа и миром материальных форм. В человеке присутствует материя всех степеней, и для него доступны все состояния сознания. Род человеческий может работать во всех направлениях, поднимать дочеловеческие царства в небеса и спускать небеса на землю.

“Они приходят и стоят. Посреди кружащихся форм — некоторые из коих редкой красоты, а некоторые ужасные и вызывающие отчаяние — они стоят. Они не смотрят по сторонам, но лицом, обращенным к Свету, они стоят. Так через их умы чистый Свет струится для того, чтобы рассеять туман.

Они приходят и пребывают в покое. Они прекращают свой внешний труд, делая паузу для другой работы. В их сердцах — покой. Они не бегают туда сюда, а образуют точку мира и покоя. То, что на поверхности вуалирует и скрывает Реальность, начинает исчезать, и из спокойного сердца проецируется луч рассеивающей Силы, смешанной с сияющим Светом, и затем исчезает мгла, созданная человеком.

Они приходят, и они наблюдают. Они обладают глазом видения; они обладают также правильным направлением необходимой Силы. Они видят наваждение мира, и видя, они замечают за ним все Истинное, Прекрасное и Реальное. Так, благодаря глазу Буддхи, приходит способность изгонять вуалирующие, кружащиеся наваждения этого мира наваждений.

Они стоят, они пребывают в покое и они наблюдают. Таковы их жизни, и таково служение, которое они оказывают Душам людей”

Изменено 11.10.2019 19:33
bugfixer invisible agent