Карма

кармический закон - закон причин и следствий

Как хорошо известно, Закон Кармы — важнейший закон системы, тот, который среднему человеку никак невозможно понять — ведь если проследить назад цепь событий со множеством боковых ответвлений, в конце концов придешь к тому, что придется рассматривать причины, предшествовавшие Солнечной системе, а эта точка видения обычно доступна лишь высокому посвященному.

В действительности этот великий закон основан на причинах, присущих строению самой материи и на взаимодействии между атомными единицами — вне зависимости от того, употребляется ли это выражение по отношению к атому субстанции, человеческому существу, планетарному атому или солнечному атому.

Можно выразиться и таким образом, что волевой аспект, или инициирующий импульс, — это в первую очередь тот, что производит причину или является самой причиной. Следует всегда помнить, что причина подразумевает идею двойственности, то есть того, что побуждает, и того, что одновременно этим побуждением производится. Эти две идеи неразделимы, но тем не менее, вторая идея в своём самом абстрактном значении не должна считаться буквально следствием — истинное следствие подразумевает уже третью идею. Некоторому пониманию этой проблемы может способствовать изучение явлений, которые всегда включают эту двойственную побуждающую причину и её объективное следствие:

  • а) Дух-материя в двойственной активности порождает объективную вселенную;
  • б) Электрический огонь и огонь трения, соединившись, производят солнечный огонь; он вспыхивает из темноты, но темноты, насыщенной энергией;
  • в) Воля-желание есть причина воплощения; воля-быть, воздействующая на субстанцию (чье главное качество — желание ощущения или отзывчивость на него), производит формы, через которые центральная Жизнь, или Существование, ищет выражения;
  • г) Идеи и мыслительная материя вместе производят мыслеформы.

Если учащийся обдумает эти положения, ему станет ясно, что он может лишь изучать следствия, произведенные в результате взаимного наложения пар противоположностей. Он не может разъединить их в своем уме и рассматривать Дух сам по себе или материю саму по себе, точно так же как атом субстанции физического тела человека неспособен отъединяться от этого тела и считать себя независимым от влияний формы. Все атомы, в том числе и такие как человек в теле планетарного Логоса и планетарный Логос внутри своего большего Целого, равно управляются одними и теми же базовыми принципами:

Влиянием и качеством того органа (или единицы), в котором они находятся. Для человеческого атома — это его групповая сила, или влияние.

Жизненным влиянием всего физического тела, составной частью которого является атом. Для человеческого атома — это влияние того конкретного центра, в который входит его эгоическая группа, и тип воплощаемой им энергии.

Жизненным влиянием тела желаний, или астрального тела, самого сильного кармического агента, который необходимо изучать. Для человеческого атома — это влияние трёх центров Небесного Человека, образующих любой конкретный «силовой треугольник» и во многом имеющих отношение к освобождению групп Эго от проявления.

Жизненными влияниями ментального тела, или того принципа, который придает атому качество активности в форме, управляет реакцией атома на групповую жизнь и позволяет проявиться качеству его жизни. Для человеческого атома речь идет о тех причинах, что присущи Лучу человека, или буквально о влиянии жизни Планетарного Логоса, функционирующего как самосознательная Жизнь на Своем собственном плане, выполняющего Свои собственные планы и, следовательно, вовлекающего в активность клетки Своего тела, причем для Него (как базовой центральной жизни) это вовлечение не является основной целью.

Жизненным импульсом Мыслителя, функционирующего в каузальном теле, который — хотя и является великой абстракцией, или Абсолютом, для клеточной жизни — также является могучим и активным фактором в установлении ритма для атомов каждого тела. Для человеческого атома речь идет о влиянии жизни Солнечного Логоса, так как эта Жизнь диктует ритм каждому человеческому атому в системе, делая это через посредство субстанции и присущего ей качества, способности ощущать.

Эти мысли только подвели нас к изучению кармы под новым углом и показали источники «влияний», которые действуют на все атомные жизни...

Освобождение от кармы, о котором бойко толкуют те, кто претендует на знание оккультизма, это в конце концов всего лишь освобождение атома от собственной личностной проблемы (проблемы отклика на ощущение единства) и его сознательное участие в групповом отклике и работе. Оно отмечает отделение человеческого атома от ритма, навязанного ему низшими «влияниями», находящими свой канал доступа к нему через его проводники, или лунные тела, с последующим добровольным признанием волевого импульса большего целого, или жизни его эгоической группы — центра в планетарном теле. Оно подразумевает не только контроль атома, но также и сознательное подчинение карме Небесного Человека. Человек больше не раб ритма материи, но напротив управляет им в трёх мирах своего усилия; тем не менее человеком продолжает управлять групповая карма планетарного центра, его влияние, жизнь и вибрационный импульс. То же самое можно отнести к Небесному Человеку и к Солнечному Логосу.

Мы могли бы, в завершение, выразить эту мысль в терминах огня, помня, что слова только ограничивают мысль и что основная цель нашего рассмотрения — представить человеку картину некоторых аспектов центральной идеи.

«Электрический огонь, или волевой импульс» в соединении с «огнем трения» производит свет, или «солнечный огонь». «Электрический огонь» — это определенного рода сила, или энергия, и потому в основе своей является эманацией. «Огонь трения» — это субстанция, преобладающей характеристикой которой является качество теплоты; это скрытая теплота, или способность ощущать. Оба этих понятия несут в себе идею двойственности. Эманация должна иметь свой начальный источник, а теплота — лишь результат трения и неизбежно двойственна. Обе эти концепции опираются на факты, имевшие место задолго до Солнечной системы и скрытые в Универсальном Уме. Всё, в чем мы можем убедиться научно, — это природа того, что получается при их сближении, то есть солнечный огонь, или свет. Эти соображения могут в какой-то мере прояснить эзотерическое значение числа пять. Электрический огонь, будучи эманацией, по сути двойственен, огонь трения — тоже. Вместе они производят солнечный огонь — отсюда эзотерическая пятерка.

Поэтому становится ясно, что когда человек говорит о карме, он касается чего-то гораздо большего, чем взаимодействия причины и следствия в сфере его индивидуального пути. Во всем им управляют причины, зарождающиеся в совокупности жизней, образующих его эгоическую группу; он подчиняется совокупности групп, составляющих один лепесток в центре Небесного Человека, контролируется силой, или целеустремленностью, циркулирующей через треугольник центров, и подчиняется жизненной энергии, или целенаправленной воле Самого Планетарного Логоса. Наконец, им управляет воля Солнечного Логоса, выражающаяся в посвятительной активности. Вряд ли нам нужно продвигаться далее; сказанного достаточно, чтобы показать, что каждый человеческий атом находится под властью сил, которые вне его собственного сознания и вовлекают его и других в ситуации, которых невозможно избежать и которые для него непостижимы.

Я назвал науку сопряженности и реакции Верховной Наукой Контакта. Это то, чем она, по сути, является. Реакция на контакт, космический ли — для Саната Кумары, планетарный ли — для Членов Иерархии, все равно ограниченная и односторонняя (с точки зрения сведущего стремящегося), создает Карму, или приводит в действие причины, которые неизменно должны рождать следствия; последние сводятся на нет, изживаются (или обезвреживаются, если вы предпочитаете это слово), если соответствующая сущность развивает в своих обстоятельствах необходимые способность к познанию, мудрость, интуицию или волю. Поразмыслите над этим.

Не забывайте, что, по сути своей, карма — это обусловленная воля планетарного Логоса, с помощью которой Он — благодаря развитию жизненности, любящего понимания и интеллектуальной активности — приводит всё к конечной цели самой жизни.

Оба находятся под действием законов, управляющих формами, следовательно, оба контролируются во времени и пространстве КАРМОЙ, которая и есть Закон форм. Карма имеет дело с качеством, так же как сила имеет дело с вибрацией.

Закон Кармы с определённых точек зрения представляет собой совокупность аспектов Закона Притяжения, поскольку определяет отношение всех форм к тому, что использует форму, и всех жизней друг к другу.

Карма во времена младенчества человечества и для неразвитого индивидуума носила групповой характер. Человек был членом группы, не имея ни малейшего понятия ни о следствиях, ни об ответственности, которые из этого вытекали. Позднее, когда в процессе индивидуализации стали яснее вырисовываться характер, цель и темперамент, карма также приняла более личные и конкретные формы и человек смог создавать и отрабатывать больше причин и следствий. Не обладая полностью развитой и интегрированной личностью, человек по-прежнему продолжал вести групповую жизнь, но взаимосвязи стали сильнее. Позднее личность стала сознательным творцом своих собственных причин и сознательным участником в следствиях. Когда человек вступает на Путь, он находится под воздействием индивидуальной кармы, кармы избранной группы и кармы тех, с кем он поддерживает отношения благодаря единству духовной цели. Так в дополнение к предыдущим категориям мы получаем еще один фактор кармической ответственности. В дальнейшем карма в трех мирах выявляется, преодолевается и аннулируется; в то же время карма, связанная с мировым служением, добавляется к той, которую человек уже испытал, и он разделяет кармическую ответственность самой Иерархии. Все эти стадии:

  • 1. элементарной групповой кармы примитивного человека,
  • 2. индивидуальной кармы человека, развивающего самосознание,
  • 3. кармы, связанной с жизнью ученика,
  • 4. иерархической кармы

следует добавить к хорошо известной Карме Воздаяния, с которой ученик уже знаком. Сюда же надо присовокупить национальную и расовую карму, а также карму обучения, которую принимают на себя все ученики, стремящиеся войти в Ашрам для подготовки к посвящению.

Есть также Карма Вознаграждения, противоположная Карме Воздаяния; об этом виде кармы часто забывают, но в грядущем мировом цикле он будет известен лучше. Человечество отработало много негативной кармы, и карма, основанная на причинах, которые будут приведены в действие позднее, уже не вызовет таких ужасных следствий, как карма прошлого. Понятие кармы не столь негативно, как считают некоторые. Из-за человеческого неведения и низкого уровня развития карма, естественно, была в основном карающей и вызывала страдания. Когда кармическое воздаяние становится столь беспощадным и страшным, как в сегодняшнем ужасном мировом опыте, это свидетельствует о том, что человечество достигло той точки, когда последствия могут быть справедливо распределены в больших масштабах. Очень мало страданий вызывает карма, созданная неведением, ведущим к безответственности, и полным отсутствием мышления, когда содеянное не заставляет испытывать настоящее чувство вины. При неудачных условиях и тяжелых обстоятельствах может отсутствовать способность отзываться на них соразмерной болью; это происходит при слабой умственной реакции на процессы кармического воздаяния. Надо иметь это в виду. Однако арийская раса сейчас настолько ментально и всесторонне развита, что карма становится по-настоящему ужасной и мучительной и может проявляться через мировые условия. В то же время нынешнее охватившее такое огромное количество людей отчаяние свидетельствует об уровне и успехе человеческого развития и является самым обнадеживающим и многообещающим знаком. Эта идея поможет понять, почему добродетельные, святые и безгрешные служители расы несут на себе — в этом мировом цикле — столь тяжкий груз общего кармического зла.

Поэтому в рамках нашего трактата абсолютно невозможно более основательно рассмотреть предмет кармы и ее влияние на происхождение множества человеческих бед, включая болезнь, которая служит лишь одним из ее проявлений. Тема эта слишком обширна, слишком сложна и многогранна по своим следствиям. Все, что можно сделать, — это констатировать тот факт, что прошлые действия и реакции обусловили в прошлых жизнях такой кармический ритм, что сегодня в него вовлечены все аспекты низшей природы. А в число самых распространенных и обычных следствий, в которых проявляется великий Закон Воздаяния, входит болезнь. И так называемые целители и метафизики должны самым тщательным образом обдумать это.

Что касается Кармы, то сделанное человеком поправимо, о чем часто забывают. Карма не есть железное правило. Она изменчива — в соответствии с позицией и устремлением человека. Карма предоставляет возможность измениться, она вырастает из прошлых поступков, и если правильно осознать и поступать соответственно, они станут основой будущего прогресса и благополучия. Вина за нынешнюю ситуацию лежит на людях всех стран (особенно наиболее развитых), включая также великие нейтральные страны, если Закон Перевоплощения и общей ответственности вообще что-нибудь значит. Карма — это не совокупность всего дурного и злого. Люди делают ее такой вследствие собственной глупости. Сегодня великие силы зла стремятся к проявлению в мире: они пришли из прошлого и хотят создать отвратительное будущее, в котором эгоизм, материалистические цели и процветание одной единственной из многочисленных рас будут навязаны миру, внутренне восстающему против насилия и искажения реальности. Сила дурного примера проявляется в том, что две другие расы отчаянно стремятся подражать и помогать силам агрессии, сфокусированным в настоящее время в расе агрессора.

В то же время силы добра стремятся противостоять этому навязыванию материалистического эгоизма и стоят в настоящее время перед проблемой, решенной пока только на ментальном плане. Ему еще предстоит претвориться в добро на физическом плане. Когда те, кто пока не полностью вовлечен в конфликт, откажутся от эгоизма, предрассудков и ложных интерпретаций и осознают фундаментальную двойственность этого конфликта в истинном свете, они станут все более использовать свое влияние на стороне доброй воли и правильных человеческих отношений. Тогда дурная карма, которую они легко признают у других, но отрицают по отношению к себе, изменится на благую карму, являющуюся истинным предназначением человечества, призванную возвестить эру радости, мира и духовного синтеза, называемого нами братством.

На своем пути, по мере обретения душой опыта, ученик всегда проживает особое воплощение, в котором Закон Причины и Следствия занимает в его сознании важное место. Начиная с этого момента ученик начинает иметь дело с кармой сознательно и вполне определенно. Он учится распознавать ее, когда происходят события, требующие понимания и ставящие вопросы; он начинает изучать качество своего излучения как кармического агента, и вследствие этого становится делателем и конструктором – в новом и важном смысле – своей собственной судьбы и будущего. Его реакции на жизнь и обстоятельства перестают быть просто эмоциональными по своей природе и начинают обдуманно диктоваться сознательным наблюдением; в этом случае они обладают важным качеством подготовки, отсутствующим в жизни среднего человека.

Типы кармы

Перечислим различные типы КАРМЫ, хотя у нас и нет возможности углубиться в этот предмет. Даже книга еще большого объема не сможет вместить всего, что можно сказать на эту тему. Следует помнить, что КАРМА налагается на сущность, одушевляющую материю, посредством самой этой материи или субстанции (которая окрашивается этой сущностью), и что эта материя или субстанция — наделенное интеллектом вещество, состоящее из дэва-сущности.

Космическая карма — налагается на солнечный Логос извне Системы.

Системная карма — отработка Логосом следствий, причинами которых являются действия в предыдущих Кальпах и которые влияют на нынешний тип его тела.

Планетарная карма — индивидуальная карма Небесного Человека, которая так же отличается от кармы другого Небесного Человека, как отличаются кармы разных членов рода человеческого.

Карма цепи, связанная с жизненным опытом той Сущности, которая одушевляет цепь и является центром тела Небесного Человека в том же самом смысле, в каком Небесный Человек в своей схеме является центром в теле Солнечного Логоса.

Карма глобуса — индивидуальная судьба Сущности, являющейся центром тела Жизни, одушевляющей цепь.

Все эти пять вышеперечисленных сущностей, на которых влияет карма, являются космическими и солнечными Владыками Света, развившими интеллект и прошедшими через человеческое царство много Кальп назад.

Карма плана неразрывно связана с кармой планетарного Логоса и Раджа-Владыки и зависит от взаимодействия между двумя противоположными полюсами — мужским и женским аспектами Божественного Гермафродита.

Карма подплана, или судьба некоторых меньших сущностей, проявляющихся через эти планы.

Карму этих двух видов можно было бы назвать «Кармой Иерархий», поскольку она образуется уже с момента проявления Солнечной системы. Она — результат прошлого этой Системы, а не проработка следствий, начало которым положено в предыдущих Солнечных системах.

Карма царств природы, имеющихся на нашей планете:

  • а) Минерального царства;
  • б) Растительного царства;
  • в) Животного царства.

Это неизбежная карма различных лунных Владык, одушевляющих эти царства и реализующих через них свои намерения. Следует заметить, что мы коснулись космической, солнечной и лунной кармы. В последней скрыта великая тайна Луны и тайна ее места в планетарной схеме.

Карма Человеческой Иерархии в семи ее группах и карма индивидуальных Монад.

Это обширный и сложный предмет, который в течение конкретного цикла земного глобуса может быть разделен на:

  • а) Мировую карму (семь коренных рас);
  • б) Расовую карму, или судьбу и предназначение каждой коренной расы;
  • в) Карму подрасы, так как каждая подраса отрабатывает собственную судьбу;
  • г) Национальную карму;
  • д) Семейную карму;
  • е) Индивидуальную карму.

Все эти различные виды кармы перемешаны и соотносятся друг с другом непостижимым для человека образом; даже адепты неспособны узнать эту тайну за пределами связанных с ними групп, тогда как Чоханы высших степеней работают с кармой больших групп (совокупностей малых).

Учащимся следует помнить, что эгоические группы управляются Законом Кармы только в той мере, в какой он относится к Небесному Человеку, а не в той его части, которая очевидна в трёх мирах. Кармический закон, то есть импульс, управляющий центрами Небесного Человека, проявляется различными путями, и, поскольку эти центры составлены из человеческих Монад, каждая группа получает свои собственные «задачи активности», по-своему спирально проходит круг Бытия и демонстрирует качества и виды движения, отличающиеся от таковых своих собратьев. Например, когда происходит перенос энергии (а не из-за базовой инерции) часть Монад, которые в совокупности являются центром творческой силы Небесного Человека, яростно сопротивляются на физическом плане действию некоторых «законов природы», но после своего перехода из низшего центра в горловой центр Небесного Человека оставляют бунтарские качества, делавшие их загадкой для своих братьев.

Карма[31] [32] [33] самой материи — это сложный предмет, к которому до сих пор едва подступали. Тем не менее она неразделимо переплетена с кармой индивидуума. Она включает в себя управление эволюцией монадической сущности, элементальной сущности и атомарной материи плана; она связана с развитием четырех спирилл, с их активностью, их привязанностью к формам, когда они являются атомными, а также с развитием внутренней скрытой теплоты и постепенным огненным возрастанием, пока внутри атома не произойдет повторение того, что наблюдается внутри каузального тела: разрушение периферии атома горением. Она имеет дело с задачей встраивания материи в форму взаимодействием двух лучей, Божественного и Изначального, производя при этом тот огонь трения, что ведет к жизни и слиянию.

Карма формы — также обширный предмет, слишком запутанный для обычного человека, но один по-настоящему важный фактор не следует упускать из виду при рассмотрении эволюции мира, синтеза миров или Системы, при рассмотрении с высших уровней. Все в совокупности есть результат действия, предпринятого Космическими Сущностями и Существами в предыдущих Солнечных системах, что проявляется через индивидуальные атомы и те скопления атомов, которые мы называем формами. Стало быть, действие личностного Луча на внутренние огни является результатом влияния Планетарного Логоса любого Луча, когда он отрабатывает ту часть Кармы, какая приходится на его долю в любом отдельном цикле, большем или меньшем. Таким образом он вызывает и в конечном счете преобразует следствия причин, которые он создал ранее в результате отношений со своими шестью Братьями, другими Планетарными Логосами. Наглядную аналогию этому мы видим во влиянии, которое один человек оказывает на другого при повседневных контактах, воспитывая и убеждая, подбадривая и разубеждая. Нам следует помнить, что все фундаментальные влияния и следствия ощущаются на астральном плане и действуют оттуда через эфирное тело на плотное физическое, вовлекая таким образом материю в сферу своего влияния, но сами они не зарождаются на физическом плане.

Вьяса в своем комментарии указывает, что Карма (или действие) бывает четырех видов, которые описываются для нас следующим образом:

1. Тот тип активности, который является злым, безнравственным и порочным. Такая Карма называется черной. Этот вид действий является продуктом глубочайшего неведения и самой грубой материальности или сознательного выбора. Когда он является результатом неведения, то с развитием знания постепенно появится такое состояние сознания, при котором этот тип Кармы исчезнет. Когда грубая материальность вызывает то, что мы называем неправильным действием, постепенное развитие Духовного сознания заменяет тьму Светом, и Карма опять-таки устраняется. Когда же такая активность является результатом сознательного выбора неправильного действия, вопреки знанию, невзирая на голос Духовной природы, то этот тип Кармы приводит к тому, что восточные оккультисты называют «Авичи», или восьмой сферой, — термином, синонимичным христианской идее о состоянии погубленной Души. Эти случаи, однако, крайне редки и связаны с Путем Левой руки и практикой Черной магии. Хотя это состояние влечет за собой отрыв высшего принципа (чистого Духа) от двух его выражений, Души и тела (или от шести низших принципов), Жизнь сама по себе остается и, после разрушения Души в Авичи, выразит готовность начать новый цикл становления.

2. Тот тип активности, который не является ни полностью хорошим, ни полностью плохим и о котором говорят как о черно-белой Карме. Она относится к кармической активности среднего человека, управляемого парами противоположностей, чей жизненный опыт характеризуется колебаниями туда-сюда между тем добрым, безвредным, что является результатом любви, и тем грубым и вредным, что является результатом ненависти. Вьяса говорит:

«Черно-белая вызывается внешними средствами: так например, проводник действий развивается посредством причинения страдания или доброго отношения к другим».

Из этого становится ясно, что развитие человеческой единицы и записи содеянного в хрониках зависят от ее отношения к другим людям и того воздействия, которое она оказывает на них. Так осуществляется возврат к групповому сознанию, и так порождается или погашается Карма. Таким образом постепенно выравниваются колебания маятника между парами противоположностей, пока он не достигает точки равновесия; и человек начинает поступать правильно, потому что руководствуется Законом Любви, или Души, который направляет свыше, а не влечениями хороших или дурных желаний, толкающими его в ту или другую сторону.

3. Тот тип активности, который называется белая Карма. Этот тип относится к животворной мысли и работе, которую выполняет стремящийся и ученик. Он характеризует стадию Пути, предшествующую Освобождению. Вьяса объясняет это так:

«Белая относится к тем, кто прибегает к средствам совершенствования, изучения и медитации. Она зависит исключительно от ума. Она не зависит от внешних средств и, следовательно, осуществляется без причинения вреда другим».

Теперь станет понятно, что эти три типа Кармы имеют прямое отношение к следующим планам:

а) План материальности физический план
б) План пар противоположностей астральный план
в) План однонаправленного мышления ментальный план

Имеющие белую Карму — это те, кто преуспел в уравновешивании пар противоположностей и теперь находится в процессе сознательного разумного освобождения себя из трех миров. Они делают это посредством:

  • а) Изучения, или ментального развития, через Закон Эволюции и через понимание природы сознания и его связи с материей, с одной стороны, и с Духом — с другой.
  • б) Медитации, или контроля ума, и, тем самым, создания механизма, предоставляющего Душе возможность контролировать низшие проводники и содействующего откровению сферы Души.
  • с) Непричинения вреда. Ни словом, ни мыслью, ни поступком они не причиняют вред ни единой форме, через которую выражается жизнь Бога.

4. Последний тип Кармы описывается как ни черный, ни белый. Никакого рода Карма больше не порождается; из причин, созданных Йогином, не возникает никаких следствий, которые могли бы послужить поводом для удержания его на формальной стороне проявления. Когда он действует с позиции непривязанности, не желая для себя ничего, его Карма нулевая, а его действия не создают для него никаких следствий.

В каждой жизни, входящей в физическое проявление, скрыты зародыши, или семена, которые должны принести плоды, и эти латентные семена являются действительной причиной появления формы. Эти семена были посеяны в прежних жизнях и должны проявиться. Они являются причинами, или Скандхами, которые создают тела для выработки следствий. Скандхи - это желания, импульсы и обязательства, удерживающие человека на великом Колесе, которое в своем вечном вращении ввергает человека в существование физического плана для того, чтобы проявилось и созрело столько семян, сколько, по Закону, он сможет урегулировать и отработать за одну жизнь. Это субъективные зародыши, которые создают форму, в которой они прорастают, созревают и отмирают. Если кармические семена черные, то человек будет грубо эгоистичным, материалистичным и склонным к Пути Левой руки; если черно-белые, то они приведут его в форму, подходящую для отработки его обязательств, долгов, обязанностей и интересов, а также для исполнения его желаний; если они белые, то будут способствовать постройке того тела, которое разрушается последним, каузального, или причинного, тела, храма Соломона, Караны Шариры оккультиста. При конечном освобождении это тело само разрушается, и тогда не остается ничего, что отделяло бы человека от его Отца Небесного, и ничего, что удерживало бы его привязанным к низшему материальному плану...

В одной из последующих инструкций Шри Кришна определяет карму как тенденцию творческой, или эволюционной, энергии инициировать существование бхут, или проявленных форм. Следовательно, карму можно воспринимать как то, что направляет универсальную силу, или Шакти, на создание, сохранение и разрушение мироздания на всех семи планах. Общеизвестно, что однажды сделанное сопровождается склонностью к повторению и формированию привычки. Человек, постоянно упражняющий свое мышление в определенном направлении, тем самым создает для себя некоторую форму, в которую легко возвращается одна и та же мысль. То же справедливо и для всех остальных сфер жизни. Тенденция, утвердившая себя в виде привычки, есть то, что называется карма. В качестве другого примера возьмем маятник. Раскачивающую его энергию можно назвать Шакти, или силой. Но тенденцию колебаться из одного крайнего положения в другое можно назвать кармой маятника, или силой данного рода. Переходя от этого примера к грандиозным явлениям Вселенной, древние философы утверждали, что эти явления могут быть уподоблены серии дыханий, вращений и раскрытий, причем в каждом из них повторяются свои меньшие серии, и все эти движения подчиняются определенному порядку, или тенденции, которую философы называли кармой Вселенной.

Таким образом, карма — это закон действия космической энергии. Это реальный отпечаток, который оставлен на ритме космического дыхания предыдущими мирами-эволюциями. Невозможно полностью проследить этот процесс, ибо мы не в состоянии постичь, когда начала действовать космическая энергия. Поэтому эволюция Вселенной представляет собой необозримую траекторию, неведомо откуда идущую и неведомо где заканчивающуюся, если начало и конец у нее вообще есть. Все размышления на эту тему могут касаться лишь ограниченного участка этой спиральной траектории, который доступен восприятию величайших видящих нашей Солнечной системы. То, что экранирует остальные участки этой траектории, и есть авьякта Санкхьи, или объективный аспект центрального духовного Солнца, именуемого Нараяной.

Карма учащегося

Опасности, обусловленные Кармой учащегося Они, как известно, могут быть разбиты на три следующие группы:

  1. Те, что определяются кармой его теперешней жизни.
  2. Те, что коренятся в его национальной наследственности и типе тела.
  3. Те, что сопутствуют его групповым отношениям — либо на физическом плане, стало быть, экзотерическим, либо на тонких планах, а потому, эзотерическим.

Что имеется в виду под «кармой учащегося»? Мы легко бросаемся словами, поэтому предполагаю, что необдуманный ответ будет таким: карма учащегося — это неизбежные события в настоящем или в будущем, которых он не в состоянии избежать. Это в каком-то смысле верно, однако отражает лишь один аспект целого. Давайте посмотрим на этот предмет с более широкой точки зрения, так как зачастую после постижения большего приходит понимание меньшего.

Когда наш Логос основал Солнечную систему, Он втянул в круг проявления материю, удовлетворяющую Его проекту, материал, адекватный Его замыслу. Он не имел в виду все возможные замыслы относительно нашей Солнечной системы, нет, у Него была своя специфическая задача, которая определяла свою специфическую вибрацию и требовала своего особого материала. Этот круг, который мы называем системным, или солнечным, «кольцом-не-преступи», включает всё, что находится в нашей системе, охватывая собой нашу двойственную манифестацию. Всё внутри этого кольца вибрирует в определенном ключе и соответствует определенным правилам, имеющим в виду достижение конкретной цели, исполнение некоей задачи, известной в своей полноте только Самому Логосу. Всё внутри этого круга подчинено особым правилам, измеряется специфической мерой и должно рассматриваться, как обусловленное кармой этого семеричного периодического существования и приводимое в движение причинами, зародившимися до возникновения этого круга, то есть связывающими нашу систему со своей предшественницей и той, что будет потом. Мы не изолированная единица, а часть большего целого, управляющегося в своей совокупности космическим законом и исполняющего (как целое) свои конкретные задачи.

Карма и время — в большей мере синонимы, чем это зачастую осознается. Оккультная медитация и работа освобождения индивидуума от каузального тела могут начать осуществляться только по достижении некоторой точки эволюции, когда каузальное тело (благодаря своему содержимому) обладает определенной весомостью и его объем отвечает специфическим требованиям. Весь этот процесс подчиняется Закону, а не обусловлен, как часто считают, исключительно устремленностью и возвышенным желанием. Тщательно обдумайте эту фразу о кармическом состоянии тройственного человека и его месте на лестнице эволюции.

О карме

Я уже говорил вам, что в целом предмет кармы пока понимается слабо. Великий Закон Причины и Следствия существует, но ни один из его аспектов никогда не акцентировался, и знания человечества о карме очень примитивны. Карма всегда толковалась в понятиях катастрофы, болезненных следствий, заблуждений, наказания и несчастий как для отдельного человека, так и для группы. И все же природа человека настолько прекрасна, что очень много делается хорошего, бескорыстного и с добрыми побуждениями; поэтому зло часто компенсируется добром. Во всем, как бы мало это ни осознавалось, в избытке присутствует добрая карма, не уступающая по своей силе (по тому же Закону) той, что считается злой. И об этом всегда говорилось очень мало. Хорошая карма приводит в действие силы, которые в каждом конкретном случае могут сыграть роль целительных энергий. На эти благотворные энергии, которые заслужены и уже действуют, целитель может всегда рассчитывать. Это первое, что я хотел сказать. Подумайте над этим.

Карма действительно является решающим фактором, однако, если целитель не является продвинутым посвященным и неспособен работать эффективно и с пониманием на каузальных уровнях, где обитают души, он не в состоянии установить, поддается ли каждый конкретный случай исцелению или нет. Поэтому целитель или практикующий ученик допускает возможность излечения (что может соответствовать, а может и не соответствовать истине) и предполагает наличие доброй кармы пациента, после чего делает все, что в его силах. Это второе.

В-третьих, я хочу сказать вам и всем практикующим искусство целительства, что многие из так называемых несчастий, включая болезнь и смерть (особенно последнюю), вызваны неправильным отношением к смерти и преувеличением ценности жизни формы. Освобождение души через болезнь и смерть не обязательно означает несчастье. Необходимо новое, более правильное отношение к феномену смерти; важно его культивировать и приближать. Об этом мне больше нечего здесь сказать. Я пытаюсь дать вам новую точку зрения на предмет болезни и смерти.

Не удивит ли вас также, если я скажу, что, несмотря на закон, вполне возможно «вмешиваться» в карму? Великие Законы могут быть трансцендированы, это часто происходило в прошлом и еще чаще будет происходить в будущем. Закон Гравитации ежедневно преодолевается полетами аэроплана. Энергия веры способна привести в действие высшие энергии, которые могут отсрочить или устранить болезнь. Всё, что связано с верой, ее значением для жизни и ее могуществом, так же мало понимается, как и Закон Кармы. В эту огромную область я не могу здесь углубляться. Однако я сказал достаточно, чтобы дать вам пищу для размышления.

Промежуточный Закон Кармы. — Кроме перечисленных , есть также промежуточный закон, который является синтетическим законом системы Сириуса. Этот закон получил общее наименование Закона Кармы и в действительности управляет воздействием, которое система Сириуса оказывает на нашу Солнечную систему. Каждая система — в том, что касается ее внутренней структуры — независима во времени и пространстве, или, другими словами, в проявлении. Мы не оказываем практически никакого воздействия на родительскую по отношению к нам систему – наше обратное воздействие настолько слабо, что его можно не принимать в расчет, но вследствие причин, возникающих на Сириусе, в нашей системе ощущаются весьма определенные следствия. Эти причины, когда они проживаются как следствия, называются нами Законом Кармы. В начале времен они заложили системную Карму, которая, проявляясь в действии, и является тем, что называется Кармой в нашей оккультной и восточной литературе.

Владыки Липики нашей системы — системные Владыки Кармы — находятся под управлением большего соответствующего Владыки на Сириусе.

Итак, имеем:

  1. Три космических закона: Синтеза, Притяжения и Экономии.
  2. Закон Кармы, великий закон Сириуса.
  3. Семь законов Солнечной системы.

Обычное учение о Карме (особенно относительно элемента времени) было ужасно извращено чисто эгоистической трактовкой, приданной ему теми ранними теософскими наставниками, которые неправильно понимали и неправильно интерпретировали то, что говорила Е.П.Б. Желая ознакомить публику с концепцией, они относили это учение к делам индивидуума и не были в состоянии сделать ничего другого, но тем не менее причинили много вреда своими ребяческими установлениями времен и периодов и своей попыткой взять на себя таинственные функции Владыки Кармы. Всегда трудно передать правдивую концепцию Кармы, поскольку она преимущественно касается циклов и последовательности мировых событий. Поэтому многое предстоит сделать по сведению вместе времени и сознательного распознавания.

В этой связи посвящение можно определить как событие, содержащее в себе три распознавания:

  • а) распознавание окончания цикла событий, то есть взгляд на прошлое;
  • б) распознавание начала возможного и даже неизбежного цикла, то есть предвидение;
  • в) принятие посвящения, или распознавание того, что оно происходит, то есть позиция, имеющаяся в настоящем.

Теперь вы можете понять, какое у посвященного возникает распознавание, вмещающее прошлое, настоящее и будущее, и — в этом представлении Вечного Сейчас перед внимающими глазами и сердцем посвященного — вы также можете понять, что для него в данной точке его посвятительного раскрытия является результатом достигнутого видения или видений. Это распознавание ведет к определенному прогрессу; оно уничтожает то, что обычно понимается под Кармой; оно инициирует новые духовные причины, которые — в свою очередь — магнетически устремляют посвященного вперед, пока (при шестом посвящении) он “более не нуждается в побуждении, так как само видение побуждает и является духовно магнетичной силой, влекущей из нашей планетарной жизни”. Так это можно оккультно выразить.

Для посвященного (на этой великой стадии опыта) Карма заканчивается. Под этим подразумевается, что Карма — как ее понимает обычный изучающий — не является более эффективной. Ни хорошая Карма, приводящая к чувству блаженства, ни плохая Карма, приводящая к чувству вины и связанная с сознаванием греховности (как это ужасно неверно называет христианская теология), более не имеют над ним ни малейшей власти. Проявление связано с Законом Причины и Следствия; там, где существует проявление, там и этот великий Закон — управляющий субстанцией и присущий материи — должен контролировать и обусловливать форму. Учитель, однако, стоит свободным, будучи наделенным сознанием Христа. Затем Он овладевает этим Законом, а Закон более не владеет им. Такова награда за следование видению: сначала это мистическое видение, позднее это видение предопределенного выбора, Плана и космической возможности.

Позиция многих учащихся (неизбежно вовлекаемых в мировые события), которая выражается словами: «Таков Закон и такова Карма народов и стран, такова их предопределенная судьба», — далека от истины. Они верят — иногда искренне, — что всё, что требуется, — это просто ждать последствий, когда исполнятся карма и судьба. Только тогда, и не ранее, всё будет хорошо. Однако они забывают, что карма исполняется через формальную природу, на которую она распространяет свою энергию, а это очень медленный процесс в условиях статичности и позиции бездействия. В этом случае жизнь внутри формы не испытывает необходимого активного побуждения, и потому неизбежно предстоит повторение этого медленного процесса вновь и вновь, пока не наступит момент пробуждения активности и отклика. Это вызывает сопротивление по отношению к кажущейся кармической неотвратимости, что и ведёт к освобождению. Только сопротивляясь злу (и в данном мировом периоде, в период кали-юги, как его называют восточные учителя, это сущностная, фундаментальная позиция), можно отработать карму. Закон материи всё еще правит в трёх мирах человеческого опыта, поэтому «огонь трения» должен сжечь то, что скрывает постоянно усиливающееся сияние солнечного огня. Распознавание «солнечного огня» (как он открывается в трансцендентальном идеализме и сиянии) немыслящим идеалистом и при этом его отказ от сотрудничества в данный период кармической необходимости продлевают трудную, жестокую ситуацию и погружают индивидуума в глубины наваждения. Упрощение мировой проблемы в терминах изучаемого предмета происходит через осознание сущностной двойственности, лежащей в основе событий. Я рекомендую эту идею всем учащимся и предлагаю им основывать свой оптимизм на долгосрочном и масштабном видении, подтверждаемом Небом и активностью звезд, и благодаря этому почувствовать уверенность в том, что эта трагическая ситуация придет к концу.

Изменено 21.09.2019 13:20
bugfixer invisible agent