Индивидуализация
Алиса А. Бейли

Индивидуализация

Процесс, в ходе которого сходятся и сливаются природа души и природа формы, называется индивидуализацией.

1. Индивидуализация – это движение души вовне через посредство формы, благодаря которой становится возможным выражение в трёх мирах.

2. Посвящение – это процесс, в результате которого душа, исчерпавшая ресурсы формальной жизни и достигшая мастерства и выражения, возвращается к своему источнику. Для этого ей нужно пройти пять этапов, или шагов, или посвящений, которые во внутренней жизни души соответствуют пяти этапам выражения в чисто человеческих расах, начиная с лемурийской и далее через атлантическую, арийскую и две последние расы на планете в нынешнем мировом цикле.

В связи с индивидуализацией следует учитывать следующие факты:

  • 1.  В лунной цепи она имела место в пятой расе третьего круга.
  • 2.  В лемурийскую эпоху индивидуализация происходила, потому что наступил период третьей коренной расы и четвёртого круга.
  • 3.  В Атлантиде открылась дверь посвящения, и ускоренное посвящение стало задачей лучших представителей семьи человечества. Те, кто могли или может стать посвящёнными таким образом, суть «вечно излучающие светильники». В лемурийскую эпоху это были «вечно горящие светильники».
  • 4.  В нынешней расе мы говорим о «вечно сияющих светильниках». Это индивидуализация типов людей шестой расы, которые пришли во втором круге.

Помните, что души, воплотившиеся в древней Атлантиде, прошли индивидуализацию в той цепи, которая называется лунной. Тот период раскрытия закончился настолько раньше начала земного, что мы ничего о нём не знаем. Эти Эго индивидуализировались вообще не на нашей Земле и вступили в наш эволюционный цикл сразу как человеческие существа – более низкого порядка в сравнении с самыми малоразвитыми представителям теперешнего человечества, но более высокого порядка в сравнении с теми Эго, которые индивидуализировались в древней Лемурии.

Интересно отметить, что Христос был первым представителем земного человечества, достигшим конечной цели, а Будда был последним представителем человечества лунной цепи сделавшим это. Что касается развития обоих сынов Божьих, то Христос развивался столь стремительно, что в атлантические времена Он, как и Будда, оказался на Пути Испытаний. Будда, придя в воплощение с лунной цепи (а до того пребывавший в состоянии, которое в оккультном учении называется «пралайей»), вступил на Путь Испытаний чуть раньше Своего Брата Христа. С точки зрения эволюции быстрое развитие Христа было совершенно беспрецедентным. Второго такого случая никогда не было, хотя сегодня на планете живут люди, которые начинают развиваться так же быстро сейчас (но не раньше, ибо позади у них медленное индивидуальное развитие, ускоряющееся только теперь). Однако это совершенно иное ускорение, поскольку многие сегодняшние ученики пришли в нынешнюю земную эволюцию с лунной цепи, где многое уже было раскрыто. Своего нынешнего уровня они достигли не с уровня лемурийской эпохи, как Христос. В этом смысле Он уникален и стоит особняком.

Как и зачем Эго приходят в нашу планетарную эволюцию после предыдущих циклов и с других планетарных систем – предмет в высшей степени интересный, но для изучающих трактат несущественный, и мы не будем к нему обращаться. Эта умозрительная тема, ни подтвердить, ни проверить которую читатели не в состоянии. Им не с чем сравнивать, а самостоятельно решить, что здесь важно, они не в состоянии. Можно лишь сказать, что три главных монадических типа появились либо с лунной цепи, либо на лемурийской стадии индивидуализации, и что они во многом определяют происходящее сегодня. Всё, что можно сделать, это сообщить некоторые сведения, способные пролить свет на наш предмет и несколько развить основную мысль, но которые нельзя ни проверить, ни принять иначе как в порядке умозаключения или возможности. Во всём этом учащийся сможет разобраться позднее, когда у него будет больше знаний и способностей, чем сейчас, и они будут адекватны такой задаче.

Хорошо известно, что эти три главных типа суть воля, или могущество, любовь-мудрость и активный ум. И в связи с ними нам надо запомнить следующее:

  • 1.  Среди всех видов Эго, которые индивидуализировались в лунной цепи, Эго активного ума составляли 75%, а остальные 25% делили между собой два других вида.
  • 2.  В лемурийские времена преобладали Эго любви-мудрости, составлявшие 75%, тогда как остальными 25% были Эго активного ума. Очень немногие, практически самое незначительно число, индивидуализировались по линии могущества, или воли.
  • 3.  Огромный наплыв индивидуализирующихся Эго произошёл в начале атлантической эпохи, и практически все они относились к типу воли-могущества. Можно утверждать, что 80% тех, кто вошёл в то время в человеческую эволюцию, составляли Эго, выражающие волевой аспект божества, остальные же 20% принадлежали линии любви-мудрости.

Все они, вместе с теми Эго, которые индивидуализировались в лунной цепи и которые постоянно вплоть до последних этапов атлантического периода воплощались, когда им подходили планетарные условия, и составляют основную массу современного человечества наряду с теми редкими Эго, которые приходят в нашу планетарную эволюцию по тем или иным причинам и которые так никогда и не могут полностью приспособиться и вписаться в нашу планетарную жизнь. Они неизменно остаются отклонением от нормы.

В недалёком будущем произойдут два важных события. Будет открыта дверь для редких, особенных душ, которые внесут в мировую цивилизацию новые аспекты и редкие новые качества Божества, но это будет дверь только для таких типов, а не для обычной индивидуализации. Эти редкие, нежданные типы вызовут немалое замешательство у психологов. Надо отметить, что индивидуализация – это кризис, а не раскрытие. Это очень важно и должно учитываться при разборе нашего трудного предмета. Индивидуализация является результатом развития, но такое развитие не обязательно должно вести к этому кризису. Причины подобного кризиса в жизни душ пока скрыты в сознании планетарного Логоса и открываются лишь при посвящении. У планетарного Логоса есть такие качества и свойства, которые пока непостижимы для нас.

Когда животное царство в целом, а не только отдельные его виды, достигло некой стадии развития, в планетарную жизнь мощным потоком хлынула энергия всех семи Лучей одновременно. Это крайне редкое явление, и небывалая стимуляция, которую ощутили тогда чувствительные формы жизни (а самыми чувствительными из них были животные), привела к возникновению новой формы: формы младенческого человечества. Именно реакция этого царства, выразившая через обитающую внутри него жизнь, животную Сущность (являющую собой насыщающую Жизнь этого царства природы), и стала причиной индивидуализации более продвинутого животного человека того времени.

Каузальное тело – это та оболочка ментальной субстанции, которая образуется в момент индивидуализации благодаря соприкосновению двух огней. Сила, или энергия, изливающаяся с высших планов (дыхание Монады, если вы согласны так это назвать), создает вакуум, или нечто аналогичное пузырьку в койлоне, и формируется оболочка каузального тела – «кольцо-не-преступи» центральной Жизни. В этой оболочке находятся три атома, названные ментальной единицей, астральным постоянным атомом и физическим постоянным атомом; они индивидуально соответствуют седьмому принципу в каждом из трех лиц микрокосмической Триады, отражениях (в трех мирах микрокосмоса) трех Лиц логоической Троицы. Е.П.Б. намекает на это в связи с Логосом, когда говорит, что видимое Солнце – это седьмой принцип аспекта Брахмы, физический постоянный атом Логоса.

По завершении нашей махаманвантары будут готовы к проявлению в будущей, Третьей системе нирвани, которые по самой своей сути будут «активной интеллектуальной любовью». Им придется ждать, пока пять низших планов системы не достигнут стадии вибрационного развития, которая позволит им прийти – так же как нирвани в нашей системе ждали, когда три низших плана станут адекватными по своему вибрационному отклику. Сейчас мы говорим в терминах Небесных Людей. В Земной схеме эта аналогия проявлена в приходе Эго в Третьем круге, в третьей коренной расе и в третьей цепи. Индивидуализация, как мы её понимаем, была возможна не ранее, чем было достигнуто «третье состояние плеромы», как в смысле универсальном, применительно к Небесному Человеку, так и в относительном – в связи с человеческой единицей.

Если смотреть снизу вверх, то речь идет о животном третьего царства, которое индивидуализируется. Если смотреть сверху вниз, то пятое, духовное царство одушевляет третье и производит четвертое, или самосознательное человеческое царство. Эти цифры следует изучить, поскольку они содержат тайну, и хотя истинное оккультное значение не может быть раскрыто до Третьего главного посвящения, а полностью понято – не ранее Пятого, на эту сложную картину всё же можно попытаться пролить свет. Равным образом и в будущей Солнечной системе индивидуализация (если столь неадекватный термин вправе употребляться по отношению к состоянию сознания, невообразимому даже для посвященного Третьего посвящения) станет возможной не ранее второй или шестой стадии Плеромы. Сознание тогда вспыхнет на Монадическом плане, и именно он станет планом индивидуализации. Все состояния сознания ниже этого высокого уровня станут для Логоса тем же, чем сейчас для Него является сознание трёх миров. Так же как физическое тело человека – не принцип, так и все планы ниже Четвертого космического эфира в настоящее время Логосом не считаются принципами.

Наши нынешние Солнечные Ангелы, или огненные Дэвы, займут тогда положение, аналогичное тому, какое занимают сейчас лунные Питри, ведь все они будут составлять часть божественного сознания, хотя эзотерически будут считаться находящимися «ниже порога» сознания. Человек должен научиться контролировать, направлять и использовать дэва-субстанции, из которых сделаны его низшие оболочки. Эта цель подразумевает развитие полного самосознания, которое осуществляется при посредничестве Солнечных Ангелов, строящих и оживотворяющих эгоическое тело; именно благодаря им самосознание становится фактом. В следующей Солнечной системе они тоже перестанут воплощать тот тип сознания, к которому стремится человек. Ему нужно будет подняться до ещё большей реализации, и именно в результате оккультного «попрания» Солнечных Ангелов эти высшие типы реализации станут возможны. В нынешней Солнечной системе человек должен подниматься посредством попрания змеи материи. Он возвышается благодаря владычеству над материей и сам становится змеем мудрости. В будущей Солнечной системе он взойдет наверх при помощи «змея мудрости» и благодаря господству и контролю над Агнишваттами придет к тому, чего пока не в состоянии постичь даже просветленный ум наивысшего Дхиан-чохана.

Здесь учащийся должен учитывать тот факт, что ментальный план есть первый аспект плотного физического тела Планетарного Логоса, а буддхический план – это космический эфирный план, тот, на котором находятся эфирные центры Небесного Человека.

С буддхического плана (в планетарном или солнечном смысле) приходит жизненность и импульс, гальванизирующий плотный физический проводник для целенаправленного и согласованного действия; поэтому именно на ментальном плане этот импульс ощущается в первую очередь и контакт между двумя планами осознаётся. Здесь содержится намёк, который, если над ним подумать, послужит своей цели. Учащемуся необходимо осмыслить место и назначение ментального плана и то, как этот план соотносится с Планетарным Логосом и Солнечным Логосом. По мере все более глубокого исследования природы своего собственного эфирного тела, он должен распространить это знание на высшие уровни и стараться понять состав той большей сферы, частью которой он является. Когда им будет лучше понята природа его собственных центров и эффективность их воздействия на его плотное физическое тело, он придет к более полной оценке соответствующего процесса в теле Логоса.

Именно на ментальном плане (отражении в трёх мирах третьего и пятого состояний Плеромы[*] ) ощущается полная сила самой эфирной жизненности. Намек на значение этого факта можно обнаружить в том, что эфирное тело человека принимает и передает прану непосредственно в физическое тело и что жизненность физического каркаса определяется, главным образом, состоянием и работой сердца. Сердце распределяет жизненность по мириадам клеток, составляющих плотную физическую оболочку. Нечто аналогичное видно в утверждении о том, что огненные дэвы – это «Сердце в теле Дхиан Чохана», поскольку их энергия поступает из Духовного Солнца, так же как энергия пранических дэв эфирного тела поступает из физического Солнца. Эта энергия Агнишватт проявляется на ментальном плане, газообразном подплане Космического физического плана, также как энергия эфирных центров, расположенных на четвертом эфирном подплане, в первую очередь и наиболее мощно воздействует на газообразную материю физического тела. Вот почему Сыны Мудрости, воплощающие буддхический принцип, жизненную силу, или аспект любви, тем не менее известны на пятом плане как самосознательные принципы; буддхи использует манас в качестве своего проводника, и оккультные авторы зачастую говорят в терминах этого проводника. Эго, или самосознательная Индивидуальность, в сути своей – поистине Любовь-Мудрость, но проявляется оно в первую очередь как мыслящее сознание.

Попытаемся тщательно изучить следующее утверждение, касающееся кама-манаса и относящееся к условиям, обеспечивающим индивидуализацию, или приводящим Монады, ищущие полного самовыражения, к самосознательному Бытию. Вот оно:

Только когда сердечный центр Небесного Человека оживляется и достигает определенной вибрационной мощности (это происходит циклически, причем цикл у Каждого из Них свой), становится возможной индивидуализация Монад согласно Закону.

Только когда тройственное плотное физическое тело Планетарного Логоса (выраженное нашими тремя мирами – ментальным, астральным и плотным физическим планами) достигает соответствующей вибрации, повторив циклическое развитие предыдущей махаманвантары, производится тот вибрационный контакт, который приводит к воссиянию эгоических групп на ментальном плане. Он вызывает проявление сердечных импульсов Небесного Человека и, следовательно, вводит в объективность те Монады (энергетизированные жизнью Сердца), которые формируют различные центры. «Древний Комментарий» гласит:

«Когда Сердце Тела пульсирует духовной энергией, когда его семеричное содержимое трепещет под духовным импульсом, тогда токи распространяются и циркулируют, и божественное проявление становится Реальностью; божественный Человек воплощается».

Аналогия на физическом плане наблюдается в жизненной стимуляции, ощущаемой между третьим и четвертым месяцем дородового периода, когда сердце ребенка начинает пульсировать жизнью и становится возможным индивидуальное существование.

Эта жизненная вибрация эманирует из души матери (соответствия Плеромы, или универсальной Души) и совпадает с пробуждением третьей спириллы постоянного физического атома младенца.

Метод индивидуализации, характерный для нашей Солнечной системы, является результатом воздействия силы, эманирующей с Космического ментального плана, которая вовлекает в активность сущности, задача которых – сформировать на ментальном плане тело Эго из своей собственной живой субстанции, и таким образом, при помощи своих собственных качеств и природы, наделить человеческие единицы способностью самосознания, произведя тем самым Человека. Их работа заключается также в том, чтобы сначала энергетизировать ментальные единицы всех людей и затем посредством воплощаемой ими силы координировать и энергетизировать оболочки троичного низшего человека, так чтобы они могли со временем рационально выразить волю и цель внутреннего Мыслителя. Благодаря осуществлению этой функции в отношении человеческого семейства вызываются определенные планетарные и системные условия.

Плотное и эфирное тела Логоса и Планетарных Логосов соединяются, и получается единый связный проводник выражения для этих космических Сущностей.

С рождением самосознания в человеческом семействе соответствующий Логос завершает полное сознательное овладение человечеством. Это момент осуществления, и он отмечает (с определенной эзотерической точки зрения) достижение единой совершенной Семеричности. Три инволюционных, или элементальных, царства и три дочеловеческих царства находят свой седьмой принцип в четвертом царстве природы, 3 + 4 = 7. Как только жизни Бога удаётся достичь полной циркуляции через эти семь царств, достигается, с некоторой относительной точки зрения, полное самосознание, и Сын встает на путь достижения. Это сравнительное совершенство должно быть затем переведено на другие стадии, и на этих стадиях отдельные самосознания задействованных Индивидуальностей (человеческих или планетарных) должны в конечном итоге влиться в универсальное сознание.

Стимулируются также некоторые центры логоического и планетарных тел, и Лучи (если можно так выразиться) становятся радиоактивными. Именно их излучение в конце концов вызовет сознательную групповую активность, которая приведет к взаимодействию между планетами и согласно Закону Притяжения и Отталкивания обеспечит конечный синтез.

На внесистемных, или космических, уровнях процесс индивидуализации вызывает в эгоическом теле Логоса соответствующую активность, приводящую, в свою очередь, к повышенной вибрации в том центре тела ТОГО, О КОМ НИЧЕГО НЕ МОЖЕТ БЫТЬ СКАЗАНО, который представляет наш Логос. Процесс индивидуализации вызывает также реакцию, или «оккультное распознавание», в прототипе Семеричности, или в семи Риши Большой Медведицы, и эта реакция в космических кругах продлится до конца махаманвантары, когда Логос освободится (хотя и временно) от существования физического плана.

Процесс индивидуализации вызывает также высвобождение силы с Космического ментального плана, циклическое по своему характеру. В нынешнем, Четвертом круге максимум силы для данного цикла ощущался в третьей коренной расе. В следующем круге в четвёртой коренной расе и в течение очень короткого периода новый цикл достигнет своего зенита и вновь откроет дверь индивидуализации, чтобы позволить войти некоторым очень продвинутым Эго, ищущим воплощения с тем, чтобы выполнить особый объем работы. Нынешний круг не может обеспечить им тел, адекватных их уровню развития. Следующий же круг сможет это сделать, если планы будут осуществляться так, как это ожидается. В этом случае задействованные Манасадэвы не будут индивидуализировать животных людей, как в предыдущем круге, а обратятся к стимуляции ментального зародыша в тех членах нынешнего человеческого семейства, которые, по выражению Е.П.Б., хотя по внешнему виду и являются людьми, но не имеют искры ума.

. . .

Индивидуализация в следующем круге начнёт демонстрировать признаки третьего метода – метода следующей системы. Этот метод был описан как «оккультное абстрагирование». Он будет заключаться в удалении, или абстрагировании, у низшего среди существующих в то время типов людей (с помощью знания эфирного строения тела) скрытой в них жизненности, после чего этот скрытый огонь будет временно направляться на повышение активности зародыша, или искры, ума; это будет достигаться динамическим действием воли. При рассмотрении в терминах сознания и духовности это утверждение кажется почти бессмысленной фразой, но пусть учащийся осмыслит данное явление в понятиях Космического физического плана, с точки зрения газообразного и эфирного подпланов, и он убедится, что в действительности во всех этих семиричных огнях всегда есть огонь материи и что эти семь разновидностей электрических явлений всегда могут воздействовать друг на друга.

Итак, в махаманвантаре, в связи с нашей планетарной схемой, можно наблюдать три метода индивидуализации:

  • а) В Лунной цепи – постепенная эволюция самосознания согласно естественному закону;
  • б) В Земной цепи – метод достижения самосознания с помощью воздействия извне; это характерный метод нашей системы;
  • в) В следующем следующих круге и цепи метод будет заключаться в абстрагировании, или удалении, могуществом воли, но он пока в зачаточном виде.

Я рассмотрел эти три метода с точки зрения нашей собственной схемы. Во всех схемах, в которых в тот или иной период существует человек, используются эти три метода. Они отмечают постепенное взятие Логосом под контроль Своей тройственной низшей природы на космических уровнях. Первый метод соответствует скрытому сознанию материи и управляется Законом Экономии. Это относится, главным образом, к Самосознанию Логоса в Его плотном физическом теле и Его поляризации в нем. Так же обстоит дело в случае Небесного Человека, и часть тайны существования зла заключается в склонности некоторых из этих космических сущностей (в частности нашего Планетарного Логоса в Лунной цепи) оставаться поляризованными в физическом эфирном теле после того, как они овладели материальным аспектом, или обрели контроль над третьим Огнем в предыдущей системе. Здесь для мудрого учащегося содержится намёк относительно природы нынешнего зла на нашей планете.

Второй метод индивидуализации относится к скрытому «сознанию желания» и управляется Законом Притяжения. Это – закон нашей системы, связанный со способностью Логоса «любить мудро» в оккультном смысле. Он имеет отношение к поляризации Логоса в Его астральном теле и вызывает феномен, называемый «сексуальной активностью» на всех планах системы. В предыдущей системе освобождение достигалось благодаря развитию способности различения, хотя в сегодняшнем своём значении это слово очень слабо отражает системный процесс той эпохи. Благодаря силе, порождённой в ходе того процесса, установилась вибрация, сохраняющаяся в материи и сегодня. Свидетельством тому является активный интеллект и различающая избирательная способность атома субстанции. В нынешней системе освобождение будет достигаться по линии оккультного бесстрастия; оно также оставит свой след на материи, придав ей такую окраску, что в третьей системе изначальная субстанция будет демонстрировать второе качество. В будущей системе, насколько мы способны в это вникнуть, методом освободительного процесса будет «непривязанность через абстрагирование», однако человеку бесполезно рассуждать на эту тему, так как его ум пока не может воспринять это состояние.

Откуда приходит этот огонь? Где возникает его жизненное тепло, или вибрационная активность, которая является главной характеристикой всех постижимых Существ? Насколько далеко назад возможно это проследить? Можно ли найти его источник? Что это за нисходящий огонь, который оживотворяет тьму материи?

а) Процесс индивидуализации.

Возможно, нам будет проще ответить на эти вопросы, если мы рассмотрим проблему ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ, или процесса интеллектуального самоосознания, которое столь поразительно отличает людей от животных. При индивидуализации два полюса сближаются, и при их соединении изливается свет, озаряя пещеру материи и освещая путь, который должен проложить Странник при возвращении к своему источнику.

Это излучение создает у человека:

  • - Самоосознание.
  • - Стремление к цели.
  • - Отдельность от всех других индивидуализированных «Я», или сфер.
  • - Доминирование сознания.
  • - Способность к развитию.
  • - Способность «сиять все ярче и ярче, пока день не станет совершенным».

Это в равной мере верно как для Солнечного Логоса, так и для Небесного Человека.

Индивидуализация – это буквально сведение вместе (из темноты абстракции) двух факторов – Духа и материи – посредством третьего фактора, интеллектуальной воли, стремления к цели и активности Сущности. В результате сближения этих двух полюсов производится свет, вспыхивает пламя, возникает сфера сияющей славы, которая постепенно усиливает интенсивность света, тепла и излучения, пока не достигнет того, что мы называем совершенством. Следует выделить и различать понятия свет, тепло и сияние, которые являются отличительными чертами всех индивидуальных сущностей, от Богов до людей.

Благодаря научному знанию люди научились производить то, что называется электрическим светом и используется для освещения, отопления и лечения, и тем самым человечество начинает отчасти приближаться к раскрытию тайны этого явления. И чем больше открытий в этой области делают исследователи Физического плана, тем яснее вырисовывается сама проблема в целом – проблема существования и созидательной активности.

Что касается происхождения огня ума, то о нем можно узнать несколько больше, если изучить разные методы индивидуализации. Применительно к человеку мы можем назвать три таких метода, хотя вполне возможна вероятность существования и иных методов, недоступных ограниченному пониманию человека.

Первый – это метод, применявшийся в Лунной цепи (планетарном проявлении, предшествующем нашему), когда с помощью внутренне присущей силы и энергии вызывалось соединение трех огней, а огонь материи соприкасался с огнем Духа благодаря скрытому присутствию огненной искры ума. Эта искра ума, действуя через инстинкт, вовлекла материальную форму, или субстанцию, в такую активность, которая позволяла ей достичь высот, на которых она смогла соприкоснуться со своим противоположным полюсом. Животный человек устремлялся; Дух отзывался; подобно закваске, вибрация зародыша ментальности пропитывала субстанцию. Так пробуждалось сознание. В предшествующей солнечной системе это был метод, используемый Небесными Людьми, и эти продвинутые космические Существа обрели сознание и овладели тремя низшими подпланами Космического физического плана – подпланами, которыми человек пытается овладеть сейчас. Они индивидуализировались в результате работы, исполненной за неисчислимые эоны устремления. Предыдущая Солнечная система существовала гораздо дольше, чем будет существовать наша, и сила материи генерировалась с течением веков. То был период оживотворения спирилл в физическом постоянном атоме Логоса.

В данном методе индивидуализации упор был сделан на то, что принцип манаса является частью логоической сущности, частью самой Его природы. Следовательно, манас происходит из Его Существа, или «Я», и является частью содержимого логоического Каузального Тела, а потому пропитывает все исходящее из него проявление. Поэтому верно утверждение, что космический манас происходит с Космического ментального плана и является частью огня, который оживотворяет этот план.

Второй. Во второй Солнечной системе в связи с использующимся в ней методом заслуживает внимания еще один момент. Источником Огня ума является созвездие, по поводу которого экзотерическая наука до настоящего времени утверждает, что оно, ввиду его чрезвычайной удаленности, не имеет ни малейшей внутренней связи с нашей Солнечной системой. Солнце Сириус является источником логоического манаса в том же смысле, в каком Плеяды связаны с эволюцией манаса в семи Небесных Людях, а Венера была ответственна за появление ума в Земной цепи. Каждый был первичен по отношению к другому, то есть был тем агентом, который вызвал первый проблеск сознания в конкретных группах, на которые оказывалось влияние. В каждом случае метод заключался в медленном эволюционном росте до тех пор, пока – после привнесения силы из очевидно внешнего источника – внезапно не вспыхивало сознание.

1. Логос Солнечная система Сириус
2. Семь Небесных Людей Планетарная схема Плеяды
3. Небесный Человек . Земная цепь Венера

Итак, при втором методе ускорение эволюционного процесса вызывается благодаря воздействиям извне; они стремятся пробудить сознание и вызвать соединение полюсов. Первый из упомянутых методов применялся в предыдущей Солнечной системе. Метод, рассматриваемый сейчас, характерен для нынешней Солнечной системы и будет применяться до конца Махаманвантары.

То, что первый метод применялся в Лунной цепи, лишь доказывает незыблемость Закона Повторения, согласно которому каждый большой цикл заключает в себя на ранних стадиях все меньшие циклы, кратко повторяя предшествующие процессы. Так, например, является признанным тот факт, что при строительстве физического тела человека утробный плод воспроизводит все предыдущие стадии и формы, вплоть до человеческой; Четвертый круг также кратко воспроизводит предыдущие три, однако обладает своим собственным отличительным качеством...

Третий метод индивидуализации будет использоваться в следующей Солнечной системе, хотя первые проявления его появятся и в нашей. Он основан не на латентной активности, как в первом случае, не на электрической полярности, как во втором, но на особом процессе «оккультного абстрагирования» (употребляя слово «абстрагирование» в его основном смысле, как «извлечение» сущности). Оккультное абстрагирование осуществляется усилием воли, в настоящее время непостижимым. Первый способ индивидуализации – это метод Третьего аспекта, или латентной активности, и он по Закону Экономии следует линии наименьшего сопротивления; второй метод является чисто электрическим и действует по Закону Притяжения; третий метод скрыт в динамической воле и пока для нас недостижим и непостижим...

С более широкой точки зрения термины «посвящение» и «индивидуализация» являются синонимами; оба выражают идею расширения сознания, или вхождения в новое царство природы.

По мере того как человек стремится достичь контроля над умом, душа, в свою очередь, становится более наступательно активной. До того работа Солнечного Ангела проходила в основном в его собственном мире и была связана с духом, к которому человек, работающий в течение своих циклов на физическом плане, не имел отношения. Основной расход энергии души происходил в пределах пятого царства. Теперь же Солнечный Ангел приближается к периоду кризиса и переориентации. В ранней истории человечества имел место великий кризис, который мы называем индивидуализацией. В то время Солнечные Ангелы в ответ на требование, или притяжение, расы животных людей (расы как целого, обратите внимание) послали часть своей энергии ментального качества этим животным людям. Они, если так можно выразиться, оплодотворили мозг. Так возникло человечество. Этот зародыш, однако, принес в себе две другие потенциальные возможности – возможности духовной Любви и духовной Жизни. Они в нужное время должны проявиться.

Столь характерный для сегодняшнего времени расцвет ума в человеке указывает Солнечному Ангелу приближение второго кризиса, лишь символом которого был первый. Становится ощутимым присутствие в человеке (и расе как целом) того, для чего существует Солнечный Ангел, и поэтому другое сильное притяжение ощущает Солнечный Ангел, который на этот раз произведет второе оплодотворение. Оно даст человеку такие качества, которые позволят ему трансцендировать человеческие ограничения и стать частью пятого, или духовного, царства природы. Первое усилие Солнечного Ангела превратило животных людей в человеческие существа; второе превратит человеческие существа в духовные сущности, обладающие плодами опыта в человеческом семействе.

Солнце было в Стрельце, когда пробудились первые человеческие склонности. Стадия животного человека завершилась, и, когда доминировал Стрелец (с нашей планетарной точки зрения, – я тщательно выбираю слова), произошло великое событие – индивидуализация. Однако мозг тогдашнего человеческого существа был неспособен зарегистрировать то, что случилось. Как излагает «Древний Комментарий»:

«... Сыны Божьи вылетели вперед, как стрелы из лука.
Формы получили импульс и вот – родился Бог!
Малое дитя не осознало великого события».

Это произошло двадцать один миллион лет тому назад. Проходили циклы, и когда позднее Солнце было во Льве (приблизительно восемнадцать миллионов лет назад), обозначились первые моменты координации между мозгом и умом и человеческое существо стало самосознательным. Оно осознало свою индивидуальность. Первое событие произошло (хотя точность невозможна в такой изменяющейся системе, как наша) 21 688 345 лет тому назад. Число это бесполезно в настоящее время, так как его точность не может быть ни подтверждена, ни опровергнута. Позднейшие исследования покажут его полезность, когда природа времени будет лучше понята. Стрелец управляет человеческой эволюцией, так как он символизирует продвижение к осознанной цели. Лев управляет человеческим сознанием в человеческом царстве, так как изливающаяся через него энергия позволяет человеку сказать «Я есть».

При обсуждении вопроса о разнообразии посвящений учащемуся важно помнить, что тот великий момент, когда человек перешел из животного царства в человеческое и который во многих оккультных учебниках называется “моментом индивидуализации”, был сам по себе одним из величайших посвящений. Индивидуализация – это сознательное постижение “Я” своей связи со всем, что составляет “не-Я”, и в этом великом посвятительном процессе, как и во всех последующих, пробуждению сознания предшествует период постепенного развития. Пробуждение происходит мгновенно в момент появления первого самоосознавания, и за ним всегда следует другой период постепенной эволюции, который, в свою очередь, приводит к кризису, называемому Посвящением. В первом случае происходит посвящение в самосознательное существование, во втором – посвящение в духовное существование.

Когда в лемурийской, или третьей коренной, расе произошла индивидуализация и человеческое семейство в том цикле пришло к проявлению, это означало главное посвящение для нашего Небесного Человека. Нынешнее стимулирование посредством иерархического усилия ведет к малому посвящению. В каждом большом цикле имеет место большое, или главное, посвящение Небесного Человека, принимаемое на том или ином глобусе, что еще больше усложняет понимание данного вопроса и дает много пищи для размышления.

На инволюционном пути имеем так называемую Групповую Душу, удачно описываемую (насколько позволяют земные слова) как совокупность триад, заключенных в троичную оболочку из монадической субстанции. На эволюционном пути ей соответствуют группы каузальных тел, сходные по составу и обусловленные тремя факторами.

Каузальное тело — это набор постоянных атомов, числом три, заточенных в оболочку из ментальной субстанции... Что происходит в тот момент, когда животный человек становится мыслящим человеческим существом? Сближение между «я» и «не-я» с помощью ума, так как человек — это «существо, в котором высочайший дух и низшая материя объединены интеллектом». Что я подразумеваю под этой фразой? Только то, что, когда животный человек достиг точки соответствия, когда его физическое тело стало достаточно координированным, когда его эмоциональная природа, или природа желаний, стала достаточно сильной, чтобы образовать базис существования и направлять его посредством инстинкта, и когда внедрен зародыш ментальности, обеспечивающий инстинктивную память и способность соотносить между собой идеи, наблюдаемые у обычных домашних животных, тогда нисходящий Дух (уже овладевший атомом ментального плана) посчитал, что настало время овладеть низшими проводниками. Были призваны Владыки Пламени, Которые обеспечили смещение поляризации от низшего атома Триады к наинизшему атому Личности. Даже тогда внутреннее Пламя не смогло сойти ниже третьего подплана ментального плана. Там они соединились и стали одним целым, и сформировалось каузальное тело. В природе всё взаимозависимо, и внутренний Мыслитель не может осуществлять контроль в трех низших мирах без помощи низшего «я». Жизнь первого Логоса должна быть слита с жизнью второго Логоса и базироваться на активности третьего Логоса.

Стало быть, в момент индивидуализации, — этим термином обозначается описанный контакт, — имеем на третьем подплане ментального плана точку света, которая включает три атома и при этом сама заключена в оболочку из ментальной материи. Работа, которая должна быть выполнена, состоит в том, чтобы:

  1. Превратить эту точку света в пламя, непрерывно раздувая искру и питая огонь.
  2. Заставить каузальное тело расти и расширяться, превращаясь от бесцветного яйца, в котором Эго подобно желтку в скорлупе, в предмет редкой красоты, содержащий внутри себя все цвета радуги. Это оккультный факт. Каузальное тело начинает со временем излучать свет, и внутреннее пламя постепенно пробивается от центра к периферии. Затем оно прорывает периферию, используя тело (продукт тысяч жизней боли и устремления) как топливо для своих огней. Оно сжигает все, восходит к Триаде и (становясь единым с Триадой) реабсорбируется в духовное сознание, принося с собой, — если упомянуть тепло как символ, — то тепло, или качество цвета, или вибрацию, что прежде отсутствовали.

Следовательно, работа Личности — ибо мы всё должны рассматривать под этим углом зрения, пока не обрели эгоического видения — заключается в том, чтобы во-первых, выстраивать, расширять и украшать каузальное тело; во-вторых, удалять внутрь него жизнь Личности, извлекая из личностной жизни всё хорошее и накапливая его в теле Эго. Можно назвать это Божественным Вампиризмом, так как всегда зло — лишь другая сторона добра. Наконец, наступает черед радостно наблюдать за тем, как пламя принимается за само каузальное тело, происходит работа разрушения, и Пламя — живой внутренний человек и дух божественной жизни — освобождается и восходит к своему источнику.

Откровение — это общий термин, охватывающий все отклики на действия глаза ума, ока души и «взгляда» Универсального Ума в контакте с Монадой. Зрение — величайшая из всех способностей, развитых в нынешнем мировом периоде, когда Логос стремится поднять дочеловеческие царства до уровня человеческого видения, поднять человечество до уровня духовного видения, когда иерархический взгляд на происходящее становится нормальным свойством зрения посвященного, и поднять Членов Иерархии до уровня универсального восприятия. Стало быть, констатируем, что:

  1. Через дверь индивидуализации дочеловеческие царства приходят к человеческому видению, инициирующему ментальный контакт и получение впечатлений как познания.
  2. Через дверь посвящения человечество приходит к духовному видению, инициирующему душевный контакт и получение духовных впечатлений.
  3. Через дверь отождествления Иерархия приходит к универсальному видению, инициирующему монадический контакт и получение внепланетарных впечатлений.

Всякий раз, когда имеет место новое поразительное определяющее видение, оно является результатом призыва со стороны того, кто жаждет новых впечатлений. Когда наличествует дух призыва, результаты неминуемы и бесспорны и отклик не может не прийти.

Нет сомнений, что благодаря взаимоотношениям животных и людей первые и сделают тот шаг вперед, который называется индивидуализацией. Это событие венчает процесс переливания и отмечает появление у единицы жизни в форме трех божественных аспектов. Рождается сын Бога, Владыка преданной и направленной Воли, и третий божественный принцип целевой энергии сливается с двумя остальными, вызывая полную реорганизацию животной формы. Эзотеристы давно указывали, что индивидуализация есть великий планетарный эксперимент, заменивший применявшийся на Луне метод, который использовал побуждение к движению все дальше вовне (что применительно к человеку называется устремлением). В действительности это означает, что, когда развивающаяся жизнь в форме достигала определенного уровня чувствительности и осознанности при одинаково сильном внутреннем побуждении, она напряженно стремилась к контакту с другим потоком божественного выражения, с проявлением другого главного Луча. Соединение разных видов активности рождало новое существо. Именно эта истина лежит в основе идей, выдвигаемых в наше время под общим названием «эмерджентная эволюция». Так до сих пор происходит развитие во многих областях природы и так же появился на планете человек. Побуждение и развитие свойственны самому организму и являются результатом роста, стремления вовне и расширения.

Но то, что как правило используется в нынешнем периоде, можно назвать великим экспериментом Второго Луча. При этом подразумевается активность извне, сверху, с высшей, или божественной, стороны, если такой набор относительно бессмысленных слов может что-то прояснить. Побуждение, или толчок, исходит в этом случае не от двух низших выражений или первоначального сплава божественных энергий, а является инициативой высшего аспекта божественности, который внешней стимуляцией добивается отклика жизни в форме. Поэтому в действительности данный процесс носит характер посвящения.

В любом случае, сейчас индивидуализируются домашние животные, такие как лошадь, собака, слон и кошка. Эти четыре группы проходят сегодня «процесс переливания», как это оккультно называется. Одна за другой единицы жизни готовятся и подводятся к двери того своеобразного процесса посвящения, который – за отсутствием лучшего термина – мы именуем индивидуализацией. В этом состоянии они ждут, когда прозвучит слово, чтобы пройти через дверь и оказаться на

«...тройственной стезе, ведущей к двойственному пути, ступая по которому они останавливаются, наконец, перед золотыми вратами. За этими последними вратами им открывается Путь – единый, один-единственный, исчезающий в Свете». («Древний комментарий»)

Что же тогда такое индивидуализация с точки зрения психического раскрытия человека? Это фокусирование низшего аспекта души, являющегося аспектом творческого ума, для выражения его через природу формы. В конечном счёте так будет выражен первый аспект божественности. Именно проявление специфического качества солнечного ангела в результате принятия им одной или нескольких оболочек обусловливает его явление. Начальное наложение направленной энергии на этот тройственный силовой агрегат мы и называем природой формы человека. На сцене жизни появляется индивид, идущий к полной координации и выражению. В физическое воплощение приходит самосознательная сущность. Является актёр, заучивающий свою роль; он дебютирует и готовится ко дню своего полного личностного становления. На низшем плане в плотную форму опускается душа. «Я» начинает ту часть своего восхождения, которое сначала выражается через эгоизм, но в конечном итоге приводит к абсолютному бескорыстию. Обособленная сущность начинает подготовку к групповому осознанию. По земле ходит Бог, скрытый плотской формой, природой желания и изменчивым умом. На время он становится жертвой иллюзии чувств и дара ментальности, который вначале препятствует и закрепощает, но в конце концов отпускает и освобождает.

На тему индивидуализации много написано в «Тайной Доктрине» и «Трактате о Космическом Огне». Её можно просто определить как процесс, ведущий формы жизни четвёртого царства природы к:

  1. Сознательной индивидуальности через выражение жизни чувств.
  2. Утверждению индивидуальности благодаря использованию различающего ума.
  3. Конечному принесению этой индивидуальности в жертву группе.

В настоящее время массы заняты наработкой самосознания и развитием того духа, или чувства, личной интеграции, или целостности, который увенчается прочным самоутверждением – первым жестом божественности. Это и нормально, и хорошо, несмотря на непосредственно связанные с этим сложности и последствия для мирового сознания и состояния дел. Отсюда и необходимость скорейшего направления учеников всех наций на выработку правильного устремления с последующей подготовкой к посвящению. Задачей разумного родителя и мудрого наставника молодых должно стать привлечение к мировой активности тех сознательных индивидов, которые готовы отдаться работе самоутверждения в делах сегодняшнего дня. Массовая психология, делающая возможным некритическое принятие информации, поспешное массовое подчинение навязываемым ограничениям личной свободы без понимания подспудных причин и, как следствие, слепое повиновение лидерам, прекратит своё существование только при поощрении человека к осознанию своей индивидуальности и при поддержке самостоятельных суждений индивида, стремящегося к выражению собственных представлений. Одна из базисных идей, лежащих в основе человеческого и индивидуального поведения, заключается в необходимости мира и гармонии для человека с тем, чтобы он только ему присущим образом мог осуществить своё назначение. Таково глубокое фундаментальное убеждение человечества. Поэтому при первых признаках самоутверждения многочисленных индивидов следует повернуть человечество именно в этом направлении, потому что оно составляет линию наименьшего сопротивления. Это искоренит саму возможность войн и установит такой мир, который будет благоприятствовать тщательно культивируемому и управляемому росту. Диктатор – это тот, кто в процессе индивидуализации приобрёл знание и могущество и являет собой пример эффективности божественного характера как получивший свободу действий и как продукт эволюционного процесса. Он выражает множество потенциальных божественных сил человека. Но когда-нибудь диктатор станет анахронизмом, потому что, когда многие достигнут стадии индивидуального самосознания и силы и будут стремиться к полному выражению своих способностей, он потеряется из виду при утверждении многих. А пока он олицетворяет цель низшего «я», личности.

Однако для прочного самоутверждения этих многих необходим приток большого количества тех, кто уже миновал эту стадию, тех, кто знает, учит и демонстрирует, чтобы множество, составляющее группу мыслящих, самосознательных индивидов, могло затем в результате сознательного выбора отождествиться с групповой целью и растворить свою склонную к обособлению самость в организованной групповой активности и синтезе. В этом первейшая задача Новой Группы Мировых Служителей и к этому же должны стремиться ученики мира нашего времени.

Индивидуализация и семь лучевых типов

Рассмотрим реакцию семи лучевых типов на процесс Индивидуализации (то есть процесс отождествления с формой) с помощью семи оккультных положений, которые, при правильном понимании, могут выявить ключевую ноту новой психологии. В них описывается главный импульс, качество рождённого и процесс раскрытия.

Луч Первый

«Благословенный как стрела вонзается в материю. Он разрушает (или обрывает) путь, по которому мог бы вернуться. Он укореняется в самых глубинах формы.

Он заявляет: 'Я вернусь. Могущество моё огромно. Я смету все препятствия, ничто не остановит моего продвиженья к цели. Вокруг меня то, что я разрушил. Что я должен делать?'

В ответ он слышит: 'Творить из хаоса порядок, о Странник, ступивший на путь смерти, – вот твоя стезя. Ты должен научиться любви. Ты наделен динамическою волей. Правильное разрушение ради исполнения Плана – вот твой путь. Приверженность ритму планеты освободит сокрытого Благословенного и принесет порядок'».

Луч Второй

«Благословенный строил себе ковчег. Он выстраивал ярус за ярусом и наконец спустил его на воду. Он укрылся в нём так глубоко, что свет его не был более виден – только плывущий ковчег.

И только голос его донёсся: 'Я строил и построил прочно, но стал узником своего творенья. Свет мой сокрыт. Слышно лишь моё слово. Воды вокруг меня. Смогу ли я вернуться туда, откуда пришел? Достаточно ли силы слова, чтобы распахнуть дверь? Что мне делать?'

В ответ он услышал: 'Теперь строй ковчег прозрачный, который откроет свет, о Строитель ковчега. И в этом свете ты откроешь светлый путь. Способность строить вновь и по-иному, правильное употребление Слова и привлечение света, – вот что освободит Благословенного, сокрытого в глубине ковчега».

Луч Третий

«Благословенный собрал силы. Он скрыл себя за покровом. Он завернулся в него и надежно укрыл свой лик. Остался виден лишь покров в активном движении. А под покровом затаилась мысль.

И мысль вышла наружу: 'Благословенный, но не раскрытый, стою я под покровом майи. Энергия моя огромна, и через ум свой могу явить божественную славу. Но как мне продемонстрировать эту истину? Что мне делать? Ведь я блуждаю в иллюзии’.

И прозвучал ответ: 'Всё иллюзорно, о Живущий в тенях. Выйди в свет дня. Яви скрытую славу Благословенного, славу Единого и Единственного. Слава и истина быстро разрушат то, что скрывает истину. И узник выйдет на свободу. Срыв ослепляющего покрова, чёткое провозглашение истины и правильная практика дадут Благословенному ту золотую нить, которая выведет его из лабиринта существования на земле'».

Луч Четвёртый

«Благословенный устремился в бой. Он видел существование как две противоборствующие силы и стал сражаться с обеими. Стоя между ними в доспехах, он смотрел в обе стороны. Шум битвы, обилие оружия, которым он овладел, нежелание воевать и ужас от того, что те, с кем он бьётся, – его братья и он сам, горечь поражения и победная песнь, – всё тяготило его.

И в нерешительности Благословенный вопросил: 'Что есть победа и что – поражение? Не я ли – Сам Благословенный? Я призову ангелов на помощь.'

И трубный глас воззвал: 'Воспрянь и бейся, и примири воинства Господа. Сражения – нет. Уладь конфликт. Для всех добейся мира; соедини две армии в одно Господне воинство; пусть гармонизация всего принесет победный венец Благословенному. В основе энергий, воюющих между собою, – мир'».

Луч Пятый

«Благословенный погрузился в неведение. Он блуждал в глубокой тьме духа, не видя смысла в такой жизни. Он искал среди многих нитей, вплетенных во внешнее одеяние Господа, и обнаружил множество путей, ведущих к центру вечной ткани. Формы, из которых эта ткань плетётся, укрывают в себе божественную реальность. Он утратил самого себя, и в него проник страх.

Он спросил себя: 'Необходимо создать другой узор; выткать иное одеянье. Что же мне делать? Научите меня ткать по-иному.'

Ответное Слово было троичным и ум его так откликнулся на чёткое видение: 'Истина сокрыта на неведомом Пути, и этот Путь охраняется Ангелом Присутствия. Ум открывает и Ангела, и дверь. Встань в том Присутствии. Подними глаза. Пройди той золотой дверью. Тогда Ангел, который суть тень Благословенного, покажет открытую дверь. Затем Ангел должен исчезнуть, и останется лишь Благословенный, который пройдёт через эту дверь в свет небесный'».

Луч Шестой

«Благословенный уловил видение Пути и, не рассуждая, последовал ему. Он яростно пробивался вперёд. И путь привёл его вниз, в мир двойственной жизни. Он оказался посреди пар противоположностей, и, словно маятник, качаясь между ними, замечал лишь мелькание цели. Он завис между небом и землей, пытаясь достичь того сияющего места света, где открыта дверь на более высокий Путь. Но всё время блуждал посреди пар противоположностей.

Наконец он сказал самому себе: 'Наверное, Пути мне не найти. Одержимый жгучим желанием, я пробую ту или иную дорогу, одну за другой, ни одной не пропуская. Как же найти мне этот Путь?'

И словно из самой глубины сердца он услышал мольбу: 'Испытай, о Странник, идущий по Пути чувственной жизни, срединный, светлый путь. Проходит он прямо между двойственных миров. Найди тот узкий срединный путь. Он приведет тебя к цели. Стремись к устойчивости восприятия, дающей надёжность. На светлый путь в радость верного успеха выведут Благословенного приверженность избранному Пути и игнорирование пар противоположностей».

Луч Седьмой

«Благословенный искал прохода в форму, но при этом крепко держался за руку Мага. Ему хотелось примирить Странника, которым был он сам, с жизнью в форме. В том мире беспорядка, где он оказался, он стремился навести хоть какой-нибудь порядок. Опустившись в глубочайшие глубины, он погрузился в хаос и дисгармонию. Он ничего не понимал и по-прежнему держался за руку Мага. Он стремился к тому порядку, которого жаждала его душа. Он говорил со всеми, кого встречал, но его недоумение лишь возрастало.

Тогда он обратился к Магу: 'Пути Творца должны быть благими. За всем, что мы видим как сущее, должен быть План. Поведай же мне цель, стоящую за всем этим. Как действовать мне, погружённому в глубочайшую материю? Скажи мне, что я должен делать?'

И Маг ответил: 'Прислушайся, о Работник отдалённейшего мира, к ритму времён. Заметь пульсацию в сердце того, что божественно. Уединись в безмолвии и настройся на целое. Затем устремись дальше. Добейся правильного ритма; внеси порядок в формы жизни, которые должны выражать План Божества'.

Для этого Благословенного освобождение заключено в труде. Своё знание Плана он должен показать произнесением слов, которые побудят Строителей к построению новых форм».

Активность, соответствующая у личности Приближению Присвоения, есть результат переориентации и корректировок, происходящих в жизни личности на пути испытаний. Стремящийся индивид – после упорной борьбы и усилий – на краткий миг внезапно «касается» уровня души и открывает для себя смысл словосочетания «контакт с душой». Теперь этот контакт уже не объект желания, представления, теоретической веры или надежды. Теперь это пережитый опыт и установленный факт. Фразы «контакт с душой» и «ощущение вибрационного качества души» употребляются часто. Учащимся полезно вдуматься в тот факт, что, когда «в глубокой медитации» внезапно осознаётся установление каких-то отношений, это значит, что на «присвоение» душой своего инструмента (называемое индивидуализацией) личность впервые отозвалась «присвоением» вдохновляющей, осеняющей души. Такое переживание знаменует важный момент в жизни души и личности, ибо человек меняется навсегда. Он стал участником действий души. С этой точки зрения, столь великое событие должно наполнить новым светом и свежим духом предприимчивости медитативную работу стремящегося. Как душа вследствие своей планомерной активности индивидуализировалась в человеческой форме, так и испытуемый стремящийся, также в результате планомерной активности, делает первый шаг к индивидуализации себя в духовной форме, и происходит смещение сознания от телесной природы в тело «нерукотворенное, вечное на небесах».[*] Малое «я» повторяет действия большего «Я». Произошедшее на пути восхождения объясняет случившееся на пути нисхождения.

Четвертый эфир — это сфера физической индивидуализации. Только тогда, когда животное, проходящее процесс индивидуализации, стало полностью ощущающим на этом подплане Физического плана, появилась возможность скоординировать соответствующие сферы на Астральном и Ментальном планах и посредством этой тройственной координации сделать необходимые шаги, которые позволили бы кватернеру преуспеть в попытках приблизиться к Триаде.

Манас можно также определить как ключ к той двери, через которую входят в пятое царство природы – духовное царство. В каждое из пяти царств входят при помощи своего ключа; что касается первых двух царств, минерального и растительного, – ключ, или метод, благодаря которому жизнь переходит из них в более высокое царство, настолько непостижим для человека на его нынешней стадии интеллектуального понимания, что мы не будем задерживаться на его рассмотрении. В отношении животного царства можно сообщить, что ключ, открывающий проход из него в человеческое царство, – это инстинкт. Этот инстинкт на конечных стадиях животной эволюции, по мере отделения животного от групповой души, трансмутируется в ментальность, или в тот зачаточный ум, который дремлет в животном-человеке и которому просто нужна была стимулирующая вибрация, исходящая от Первичного Земли, чтобы развиться в нечто определенно человеческое. Мы должны постоянно помнить о том, что метод индивидуализации на нашем глобусе был не таким, как на других, и что многие из нынешних продвинутых единиц человечества индивидуализировались нормально благодаря движущей силе самой эволюции. Они обрели (если подыскивать выражения, настолько близкие к теме огня, насколько это возможно) свой противоположный электрический полюс при помощи животного инстинкта, и в результате соединения обоих полюсов образовалось человеческое существо – соединение трех огней в каузальном проводнике.

Человек переходит в пятое царство после трансмутации различающей способности ума, которая – как и при индивидуализации животного – на определенной стадии вызывает духовную индивидуализацию, соответствующую на высших уровнях той, что происходила в лемурийские времена. Итак, имеются:

  • Инстинкт — Ключ перехода из животного в человеческое царство, или из третьего в четвертое.
  • Манас       — Ключ перехода из человеческого в духовное царство, или из четвертого царства в пятое.

Подобно тому, как у человека некоторые треугольники силы находятся на разных стадиях эволюции, или (говоря другими словами) различные центры, такие как:

  • а)  Основание позвоночника,
  • б)  Солнечное сплетение,
  • в)  Сердце

или

  • а)  Солнечное сплетение,
  • б)  Сердце,
  • в)  Горло,

– становятся геометрически соединенными между собой, так и у Небесного Человека и у Солнечного Логоса происходят аналогичные события. Одно из них произошло в нынешнем круге с центром, который воплощает наш Планетарный Логос. Он геометрически соединился с двумя другими центрами, одним из которых была Венера, и логоическая Кундалини, циркулируя с ужасающей силой через этот настроенный Треугольник, вызвала то усиление вибрации в роде человеческом, которое привело к индивидуализации.

Мы рассмотрели стимуляцию манаса в нашей собственной цепи и увидели, что в связи с нашей Землей она осуществлялась:

  • Через венерианскую цепь нашей схемы;
  • Как результат стимуляции, возникшей в Венерианской схеме;
  • Из-за того, что логоическая Кундалини витализировала один из системных треугольников силы, две вершины которого образовали (временно) Венера и Земля.

Это привело к индивидуализации тех, кто – особенно в человеческой Иерархии – образует конкретный центр в теле Планетарного Логоса.

Важный оккультный факт заключается в том, что наша Земля должна была уже сейчас быть в своем Пятом круге параллельно Венерианской схеме, однако во время Лунной цепи нашей схемы произошло временное замедление эволюционного процесса нашего Небесного Человека; это вызвало временное снижение его активности и «потерю времени», если мы вправе почтительно употребить по отношению к Нему такое выражение. Владыки Темного Лика, или силы, присущие материи, тогда на время добились успеха, и только Пятый круг нашей цепи станет свидетелем их окончательного поражения. Венерианская схема также была полем битвы, однако Планетарный Логос этой схемы одолел силы противодействия, восторжествовал над материальными формами и потому оказался – когда пришло время – в состоянии помочь необходимой стимуляцией, или повышенной огненной вибрацией, нашей Земной схеме. Следует поразмыслить над тем фактом, что в третьей коренной расе нашей цепи была призвана внешняя помощь и что эволюция манаса привела к индивидуализации Аватара в физической форме. Божественный Манасапутра, Господь Мира, сам принял форму в результате побудительного импульса манаса, присущего Его природе, чему неким таинственным образом способствовал еще один Небесный Человек другой схемы. Его сотрудничество было необходимым.

Насколько мы знаем, этот Логос является воплощением пятого принципа. Поэтому Его влияние всегда может ощущаться в Его численных соответствиях, ибо Он – Владыка Пятого Луча в Системе и Правитель третьего манасического Луча, если рассматривать только Третий аспект. При индивидуализации, или вступлении в воплощение самосознательных единиц, пятый принцип соединил высшие три с низшими четырьмя. Это произошло в Третьей коренной расе и породило форму, в которой стал пребывать Дух на третьем подплане Пятого плана. Все эти аналогии стоит продумать, и числовые соответствия здесь не случайны. Именно сила Пятого Логоса, действуя через определенные схемы, цепи и глобусы, произвела результаты в клетках и группах клеток тела нашего Планетарного Логоса. Это сообщается в порядке пояснения, а также чтобы показать довольно большую важность влияния одного Планетарного Логоса на другого на разных стадиях эволюции.

Индивидуализация отмечает одну стадию процесса интенсификацией «огня трения». Эта стадия связана с завершением определённого этапа работы Брахмы и отмечает точку энергетизации субстанции. Некоторые формы готовы к самосознанию. Два космических Луча разной полярности взаимно притягиваются.

Посвящение отмечает стадию интенсификации «солнечного Огня». Оно связано с завершением определённого этапа работы Вишну и отмечает в эволюции сознания точку, движущуюся через самосознание к групповому или универсальному сознанию.

Отождествление с совокупностью всех групп – таков может быть термин для выражения конечных стадий эволюционного процесса. Оно отмечает период завершения махаманвантары, когда все группы начинают сознательно исполнять извечную Волю. Оно подразумевает тип реализации, непостижимый для нынешнего человека, но воспринимаемый сейчас (хотя пока и не осуществимый практически) Чоханами Иерархии на Земле. Чоханы сознательно проводят на планете Волю Планетарного Логоса, но даже Они пока далеки от полного понимания Воли и Цели Солнечного Логоса, работающего через систему. Они могут воспринимать фрагменты общего Плана и смутное представление о нём, но детали для Них пока неразличимы.

Под влиянием Небесного Человека Монада сознательно формирует свое кольцо-не-преступи. С чисто монадической точки зрения здесь её работа заканчивается; позднейшие явления производит жизнь, присущая оформленной таким образом атомной материи. Вращательная жизнь атомов и их взаимодействие, в течение долгих эонов модифицируемое Жизнью планетарной группы или Небесного Человека, вызывают явления различных инволюционных стадий вплоть до того момента, когда некоторые из атомов разовьются до сознания животного человека. В продолжение этого невообразимого периода (применительно к нашей Земной схеме) миллиарды атомных жизней двигались своим чередом, энергетизируемые Жизнью Монады, пульсирующей через монадическое сердце на духовном плане; равным образом они отзывались и на больший ритм Небесного Человека. Именно это вызвало постепенное осаждение и довело животного человека до той стадии, на которой начало ощущаться направляющее вверх притяжение самой Монады. В то же время Монада на своем собственном плане стала отзываться на энергию низшей формы, порожденную самой формой; оба ритма соединились, произошла индивидуализация, и пилигрим проявился в своей истинной природе.

После того, как животное тело дочеловеческого существа было ритмически настроено и достигло своей высшей, или саттвической, вибрации, стала возможна индивидуализация и вхождение в проявление истинного человеческого существа.

Каждое царство позитивно по отношению к нижестоящему, а между ними находится такая стадия, или такой период, проявления, который соединяет два царства, связывая позитивное и негативное. Наиболее интенсивные типы раджаса (активность) в минеральном царстве обнаруживаются в тех формах жизни, которые являются ни минеральными, ни растительными, но служат мостом между ними. Так и в растительном царстве – наиболее ярко выраженный раджасический период наблюдается как раз перед тем, как активность становится ритмической и растительное переходит в животное. В животном царстве наблюдается то же самое, когда животные индивидуализируются и переходят из групповой души в отдельную индивидуальность. Можно считать, что эти типы активности составляют для минерала физическую активность, для растения – чувствующую активность, а для животного – зачаточную умственную активность.

Нужно помнить, что присутствующие в настоящее время на планете человеческие единицы естественно разделяются на две большие группы: на тех, кто достиг индивидуализации, или стал «единицей самостоятельно направляемой энергии» на Луне, и на тех, кто достиг самосознания на Земле. Между этими группами есть важные отличия, поскольку единицы Лунной цепи характеризуются не только более продвинутым развитием благодаря более долгому периоду своей эволюции, но также и качеством большей интеллектуальной активности, так как (что и следовало ожидать) на третьей, или Лунной, цепи доминирующим фактором был Третий Луч. В нашей, четвёртой цепи преобладает кватернер, или синтез трёх, создавший четвёртое, и в этом одна из причин ярко выраженной материальной природы тех, кто вступил в человеческое царство уже на этой планете. Различия между двумя этими группами очень велики. Одна из тайн, скрытых за главным разделением человечества на правителей и управляемых, капиталистов и рабочих, руководителей и подчиненных, заключается именно в этом. Без должного учёта этого важного факта не удастся разработать никакой успешной системы социальных реформ. Можно было бы перечислить и другие отличительные черты, но на данной стадии они бы только усложнили тему.

Третий фактор разделяет группы человеческих единиц, достигших самосознания на нашей планете. Он заключается в методах, применённых во времена индивидуализации Владыками Пламени. Они, как нам говорят, использовали три метода:

Во-первых, Они сами принимали тела, тем самым энергетизируя некоторые высшие формы животного царства, так что последние появлялись в виде людей, дав таким образом начало конкретной группе. Их потомков можно увидеть в высших представителях сегодняшнего земного человечества. Однако даже сегодня они не столь продвинуты, как группы единиц с лунной цепи, которые воплотились в эпоху Атлантиды, и обладают особой наследственностью.

Во-вторых, Они внедрили зародыш ума во вторую группу - группу животных людей, готовых к индивидуализации. Эта группа долгое время была неспособна выразить себя и самым заботливым образом воспитывалась Владыками Пламени, хотя Их усилия долгое время казались безрезультатными. Однако, когда последняя подраса лемурийской коренной расы была на вершине своего расцвета, эта группа внезапно вышла на передний план тогдашней цивилизации и оправдала иерархическое усилие.

В-третьих, Они способствовали развитию зародыша инстинкта в некоторых группах животных людей, пока он не расцвел в ум. Никогда нельзя забывать, что люди внутри себя (без всякого внешнего воздействия) обладают способностью достигать цели и обретать полное самосознание.

Никогда нельзя забывать, что процесс индивидуализации в цепи вместе с тремя первыми посвящени ями относится к животному царству и человек рассматривается при этом как животное. При заключительном Посвящении, или жертвовании всей телесной природы, эта часть общей кармы Планетарного Логоса и Жизни Духа, насыщающего животное царство, будет урегулирована. Медитируя на эту тему, можно пролить некоторый свет на вопрос, почему в Атлантиде адепты левого пути назывались «Деревьями» и были уничтожены вместе со всей атлантической растительностью. В древнейшем из всех Комментариев эта мистерия описана следующим образом:

«Они (адепты Левого Пути) стали отделяться в силу своей собственной ошибки. Их запах не поднимался к Небу; они отказывались соединяться. Они не источали аромат. Они сгребали в свои жадные утробы все дары цветущего растения»

Изменено 06.07.2021 19:14
bugfixer invisible agent