Человек

человеческая эволюция - четвёртое царство

Позвольте отметить оккультное утверждение о том, что каждая живая сущность, или явленная жизнь, — от планетарного Логоса до мельчайшего атома — была, есть или будет человеком. Оно относится к прошлому, настоящему и будущему любой явленной жизни. Следовательно, человечество и то, что человечество олицетворяет, есть, вероятно, первостепенный, главный, аспект божественной цели. Остановитесь и подумайте над этим утверждением. Вот первый ясный факт, показывающий меру и величие человеческого существа, и пока два остальных факта нам последовательно не откроются, невозможно точно уловить более широкие аспекты цели Саната Кумары. Все дочеловеческое медленно продвигается в направлении обретения человеческого опыта; оно также проходит фазу человеческого состояния и опыта или же оно вышло из этой фазы ограничения и — через посвящение — преобразует человеческую природу в состояние божественности (если использовать самую несоответствующую фразу).

Поэтому ключевой нотой Господа Мира является ЧЕЛОВЕЧЕСТВО, так как оно — основа, финал и сущностная внутренняя структура любого бытия. Человечество само является ключом ко всем эволюционным процессам и к правильному пониманию божественного Плана, выражающего во времени и пространстве божественную Цель. Почему ОН предпочел, чтобы это было так, мы не знаем; но данный факт надо принять и запомнить при изучении Науки Передачи Впечатлений, потому что он делает возможными взаимоотношения и контакты и является источником понимания. Эти моменты самые трудные для объяснения, братья мои, и только проницательная интуиция может сделать их доступными для вашего жаждущего активного познания.

Вы, стало быть, подметите: хотя мы называем один из главных центров ЧЕЛОВЕЧЕСТВОМ, все же — в конечном итоге — все центры состоят из жизней, развивающихся в направлении человеческой стадии, из единиц жизни, находящихся на человеческой стадии, и тех, кто оставил эту стадию далеко позади, но наделен всеми способностями, всеми знаниями, вынесенными в человеческое выражение на предыдущих планетарных схемах, в предшествующих солнечных системах или в нашей собственной характерной планетарной жизни.

Благодаря такому однородному опыту искусство контакта и наука передачи впечатлений становятся вполне возможными и обыденными. Великие всемогущие Жизни Шамбалы могут впечатлять всеведущие Жизни и меньшие жизни Иерархии, потому что наделены человеческой природой; иерархические Работники, или Учителя и Посвященные, могут впечатлять человечество, поскольку обладают теми же опытом и пониманием; жизни, составляющие человеческое семейство, являют собой финал для дочеловеческих царств, могут их впечатлять и впечатляют благодаря базовым инстинктивным тенденциям, выраженными в человеческой группе, но являющихся скрытыми инстинктивными тенденциями и потенциальными свойствами в трех дочеловеческих группах.

Это учение всегда присутствовало в эзотерических доктринах, но недостаточно подчеркивалось из-за точки эволюции рода человеческого. В настоящее же время он настолько прогрессировал, что данные сведения могут оказаться эффективными.

Всем изучающим надо осознать, что человек – это Дух, или Я, действующее через материю, или «не-Я», посредством интеллекта, или манаса, и что это утверждение (в равной мере верное и для Солнечного Логоса, и для Небесного Человека, и для человеческого существа) подразумевает принятие учеником некоторых выводов, основанных на самом проявлении.

Совершенный человек — это тот, чье астральное тело бесцветно и прозрачно, способно принимать впечатления сверху, чей низший разум откликается только на высший, чей интеллект является просто каналом для интуиции и чья интуиция управляется духом. Это значит, что, когда достигнуто совершенство и принято пятое посвящение, возникает прямой и беспрепятственный канал от божественной монады к личности. Канал расширяется по мере принятия посвящения за посвящением. Подумайте над этим.

Согласно учению Вневременной Мудрости человеческое существо представляет собой совокупность трех аспектов энергии. Как и Божество, человек по сути своей – троица. Технически мы называем его Монада-Эго-личность. Мы также определяем его как дух-душа-тело. Здесь мне хотелось бы отметить, что при исследовании человеческой семьи как единого целого, выяснится, что по сути своей это – тоже Монада с семью эгоическими группами, в которых объединены все души (как воплощенные, так и развоплощенные) и которые циклически выражают себя через сорок девять соответствующих расовых форм. Судьба проводит каждую душу через все расы, но определенные типы доминируют в определенных расовых формах. Чем же тогда можно оправдать расовые пристрастия и антипатии? Осмысление истины о том, что каждый из нас воплощается во всех расовых формах, заставит понять, что есть только единство.

Человечество это та эволюция, через которую аспект Сына в нынешнем космическом воплощении выражается самым совершенным образом. Человек соединяет пары противоположностей, и в нем встречаются три огня. Он — лучшее выражение манасического принципа и, с одной весьма интересной точки зрения, может рассматриваться как шедевр Брахмы. Он — оболочка жизни Бога; он — индивидуализированное сознание Логоса, проявляющегося через семь Божественных Манасапутр, или Небесных Людей, в чьих телах имеет свое место каждая единица человеческого семейства. Он — аспект Вишну, находящийся в процессе развития через интеллект Брахмы, побуждаемый волей Махадэвы. Потому человек в определенном смысле выполняет чрезвычайно важную роль, ибо является местом единения всех трех аспектов; тем не менее он очень незначителен, так как является не вершиной треугольника, а всего лишь средней точкой, если мы представим этот треугольник таким образом:

Как уже было сказано, в личности сходятся и соединяются три вида энергии, находя своё выражение через внешнюю осязаемую форму, которая сама окрашивается, мотивируется и обусловливается четвёртым типом энергии – энергией базисной материи. Базисная материя есть продукт первой солнечной системы, следовательно, составляющая её энергия вообще не принадлежит нашей Солнечной системе и вошла в её состав через акт присвоения, совершённый нашим планетарным Логосом на заре творчества Бога. Наша группа из четырёх энергий получает впечатление, побуждается и мотивируется энергией сущей внутри души. Эта пятая энергия сама является двойственной, будучи трансцендентным архетипом ума и эмоций, или воли и любви. А все шесть энергий вместе оживляются, или побуждаются, жизнью Самого Бога, тем самым образуя уже семь энергий в проявлении. Это, конечно, хорошо известно, поскольку данная теория составляет самый костяк оккультного тела истины, и в этом утверждении представлена основная структура, на которой строится эзотеризм. Я обрисовал её в чисто энергетических понятиях, не упоминая о телах или принципах, чтобы согласовать Вневременную Мудрость с современным видением истины и научными выводами. Итак, мы имеем:

Личность.

  1. Энергия ума. Сила манаса. Отражение божественной воли и цели. Мотивация. Импульс к планированию по Закону Синтеза.
  2. Энергия чувствительности. Способность реагировать. Эмоциональное чувствование, астральная энергия. Отражение любви. Сила желания. Импульс к устремлению. Божественное эволюционное тяготение. Тенденция к притяжению, магнетизму по Закону Притяжения.
  3. Энергия жизни. Способность к интеграции, координации. Сила витального, или эфирного, тела. Отражение интеллектуальной активности или божественного движения. Импульс к действию, энергичности по Закону Экономии.
  4. Энергия плотной материи. Активность, вышедшая на внешний план. Автоматические реакции внешней оболочки. Самый плотный уровень единства. Низший аспект синтеза.

Душа.

  1. Энергия буддхи. Сила божественной разумной любви. Интуиция. Она являются частью цветка энергии притяжения и фокусируется в «лепестках любви эгоического лотоса». Её отражение находится в астральном, эмоциональном, чувственном сознании личности.
  2. Энергия атмы. Сила божественной воли. Воплощение божественной цели. Она фокусируется в «лепестках жертвенности эгоического лотоса». Её отражение находится в умственной природе личности.

Дух.

  1. Энергия самой жизни.

Эти энергии и составляют человеческое существо, энергетическую единицу. Они делают его принципиальнодеятельным, мыслящим, любящим, живым. Они последовательно раскрываются во времени и пространстве и в ходе великого эволюционного эксперимента приводят его в конце концов к полному расцвету его природы, к полному выражению семи типов обусловливающих его энергий.

Следующие Лучи и влияния должны учитываться применительно к каждому индивидуальному человеку, поскольку делают его таким, каков он есть, и определяют его проблему:

  • 1.  Луч самой Солнечной системы.
  • 2.  Луч нашего планетарного Логоса.
  • 3.  Луч самого человеческого царства.
  • 4.  Наш конкретный расовый Луч, Луч, который определяет арийскую расу.
  • 5.  Лучи, управляющие конкретным циклом.
  • 6.  Национальный Луч, или лучевое влияние, особо воздействующее на конкретную нацию.
  • 7.  Луч души, или Эго.
  • 8.  Луч личности.
  • 9.  Лучи, управляющие:
    • а)  ментальным телом;
    • б)  эмоциональным, или астральным, телом;
    • в)  физическим телом.

Периодическим проявлением трёх царств природы управляют определённые законы – это законы инволюции, законы элементальных царств и законы трёх больших групп, хранящих зародыши и семена всех проявленных форм. В логоическом проявлении нам нужно будет рассмотреть следующие семь групп:

1, 2, 3. Три группы сверхчеловеческого существования:

  • а) Группа, образующая аспект Отца, о которой мало что можно здесь сообщить;
  • б) Группа из семи Планетарных Логосов;
  • в) Группа из семи Раджа-Дэв, или Жизней каждого подплана Космического физического плана.

4. Группа солнечных жизней – Манасапутр, или людей.

5, 6, 7. Три группы элементальных жизней, образующих три инволюционных элементальных царства.

Три низшие группы достигают осаждения и вступают на восходящую дугу посредством трёх низших царств. Четвёртая группа в определённом смысле самая важная в нынешнем цикле, поскольку «заимствует» у всех других шести групп и потому является синтезом энергий, взятых от каждой группы и проявляемых. Три высшие группы тесно связаны, и до тех пор, пока человек не выйдет из периода существования, в котором им управляет то, что он позаимствовал у трёх низших царств, он не сможет понять природу и цель трёх высших. Можно выразить это следующим образом:

  • Три высшие группы – саттвические.
  • Три низшие группы – тамасические.
  • Четвертая, или человеческая, группа – раджасическая.

В свою очередь три высшие группы энергетизируются тремя потоками силы, поступающими по линии трёх спирилл логоического постоянного атома, а три низшие группы – энергией, входящей через три низших спириллы (которые мы именуем тремя низшими планами). Спириллы, снабжающие энергией логоическое плотное тело, были активизированы в предыдущей Солнечной системе и больше не являются контролирующими факторами логоического существования. Четвертая группа, человеческая, энергетизируется силой четвёртой спириллы, которую мы именуем буддхической энергией, поэтому проблема четвёртой группы состоит в том, чтобы обеспечить условия, при которых буддхическая вибрация могла бы возобладать над тремя низшими. Именно это в конце концов освобождает человеческие единицы, позволяя им перейти в высшую группу.

Все Жизни, находящиеся в ауре планетарного Логоса и Его проявленного Тела, Земли, были, являются или будут человеческими существами, тем самым устанавливая и демонстрируя их прошлую, настоящую или будущую тождественность с человечеством, четвертым царством природы.

Человек — это Божественное Пламя и огонь Ума, приведенные в соприкосновение через посредство субстанции, или формы.

Человек на физическом плане — это экзотерический символ внутренней субъективной идеи, обладающей определённым качеством и свойствами, и формы, через которую она ищет выражения. Душа же в свою очередь — результат духовного импульса, но кто скажет, что такое этот импульс? Кто определит цель, или замысел, стоящий за душой или идеей — будь то логоической или человеческой? Все эти три фактора пока в процессе эволюции; все они пока — «Несовершенные Боги», каждый в своей степени, и потому неспособны выразить в полной мере тот духовный фактор, который скрыт за сознательной душой.

Как известно, человек – это в сущности ментальный человек и астральный человек; затем оба они принимают эфирную оболочку с целью выполнения объективной работы. То есть истинный низший человек — это эти двое в эфирном теле. Но позже — чтобы познавать и на самом низшем плане — человек облекается в одежду кожаную, как сказано в Библии, надевая на себя поверх эфирного тела ту внешнюю иллюзорную форму, которая нам так хорошо известна. Это его низшая точка объективности, его прямое «заточение». Такое присвоение Эго плотной оболочки обусловлено весьма специфической частью кармы, связанной с четырьмя Кумарами, или Небесными Людьми, составляющими логоический Кватернер. В схемах, относящихся к логоической триаде (или схемах трёх главных Лучей, или Небесных Людей) плотное физическое воплощение не происходит, и человек в своем низшем проявлении функционирует в эфирной материи.

Человека следует изучать как троичную сущность, сложную индивидуальность, которая (в трёх мирах) выражает:

  • а)  Духовную душу, отражающую Монаду.
  • б)  Человеческую душу, отражающую божественную душу.
  • в)  Природу формы, которая должна открывать два более высоких начала.

Человека в воплощении обусловливают три Творческих Иерархии: 4-я (или 9-я), 5-я (или 10-я) и 6-я. Они в сотрудничестве создают человека и одновременно составляют область его выражения. Поэтому человек, будучи божественным Пламенем, являет собой тот или иной тип электрического огня и обретает, в итоге, способность к отклику на три основные управляющие влияния. Он является солнечным огнем, будучи Солнечным Ангелом в проявлении, и постепенно нарабатывает способность откликаться на влияния двенадцати созвездий. Он также является огнём трения и подвержен влиянию планет. Нижеследующая таблица содержит дальнейшие пояснения:

  • I.  Электрический Огонь. – Путь Посвящения – 4-я Иерархия; полное выражение души; монадическая жизнь.
    Цель: Отождествление с Монадой. Дает способность к отклику на три созвездия.
  • II.  Солнечный Огонь. – Путь Ученичества – 5-я Иерархия; полнота жизненного опыта; жизнь души.
    Цель: Отождествление с Душой. Дает способность к отклику на двенадцать зодиакальных созвездий.
  • III.  Огонь трения. – Путь Эволюции – 6-я Иерархия; жизненные эксперименты; человеческая жизнь.
    Цель: Отождествление с Личностью. Дает способность к отклику на планетарные влияния.

Солнечный Логос больше, чем человек, так как он — совокупность всех эволюций во всей Солнечной системе, включая человеческую, которая является средней по отношению к остальным эволюциям. По одну сторону от нее — множество существ, которые больше чем люди. Эти существа в предыдущих кальпах достигли и прошли стадию, на которой сейчас находится человек. По другую сторону располагаются множество дочеловеческих эволюций, которые в будущих кальпах достигнут стадии человечества. Человек стоит посреди между ними, в точке равновесия; в этом его проблема. Он не задействован полностью материальной стороной эволюции, он не является целиком выражением Третьего Логоса, Брахмы, аспекта Бога, проявляющегося как чистая энергия, или интеллект, стимулирующий появление того тончайшего нечто, которое мы называем субстанцией. Он не является полностью Духом, выражением Первого Логоса, Махадэвы, аспекта Бога существующего как выражение чистой воли, или настоятельного желания, побуждающего к проявлению. Это сам фундаментальный побудительный импульс, или великая воля быть. Человек — это продукт соединения обоих аспектов; он — место встречи материи, или активной интеллектуальной субстанции, и Духа, или базовой воли. Он — дитя, рожденное от их брака, или соединения. Он приходит в объективность, чтобы выразить каждую из противоположностей, а также результат их слияния в себе.

I. Человек в сущности божественен. Это утверждение, хотя всегда и провозглашалось на протяжении веков, но остается пока красивой теорией или фактом веры, а не доказанным научным фактом, признанным повсеместно.

II. Человек в действительности — это фрагмент Универсального Ума, или Мировой Души и, будучи её частью, разделяет инстинкты и качество этой Души, проявляющейся через человечество. Поэтому единство возможно лишь на плане ума. Будучи истинным, оно должно вести к тому, что в физическом мозге тоже будут осознаваться групповые связи, существующие на ментальном плане, и сознательно распознаваться групповые отношения, идеалы и цели. Это единство должно также вести к сознательному обретению той непрерывности сознания, которая является в наше время задачей эволюции. Всё это обеспечит в дальнейшем переход расового сознания с физического плана на ментальный и последующее разрешение всех нынешних проблем посредством «знания, любви и жертвы». Ментальное единство принесет освобождение от нынешнего беспорядка на физическом плане. Общество получит представление о природе человека и развитии скрытых в нем сил — сил, которые сделают его свободным от нынешних ограничений и побудят человеческое семейство коллективно преодолеть свое нынешнее состояние. Когда люди повсюду признают себя и друг друга божественными самосознательными единицами, функционирующими в первую очередь в каузальном теле и использующими три низших проводника только как средства контакта с тремя низшими планами, наши правление, политика, экономика и социальный порядок утвердятся на более здоровой и божественной основе.

III. Человек в своей низшей природе и в трёх своих проводниках есть сумма малых жизней, зависящих от него в силу своей групповой природы, типа активности и коллективного отклика. Они — благодаря энергии, или активности, солнечного Владыки — позднее сами поднимутся и разовьются до человеческой стадии.

Когда эти три факта будут поняты, тогда и только тогда мы получим верное и точное представление о природе человека.

Пятая Иерархия Агнишватт в своих многочисленных степенях воплощает «принцип Я», порождает самосознание и выстраивает тело человеческой реализации. Во времени-пространстве и на ментальном плане они — сам Человек в своей сокровенной сути. Они позволяют ему выстроить собственное тело причин, раскрыть собственный эгоический лотос и постепенно освободиться от ограничений сооруженной им формы, чтобы перейти со временем на линию восприятия другого типа энергии, энергии буддхи. Другими словами, благодаря Их работе человек со временем может быть сознательным без манасического проводника, ведь манас — всего лишь форма, через которую проявляется более высокий принцип. Жизнь Бога циклически подпадает под влияние различных Иерархий, или сил, каждая из которых временно строит для этой жизни проводник, пропускает её через свою субстанцию, тем самым придавая ей определенное качество, или окраску, и повышая её вибрационную способность до тех пор, пока в конечном счете эта жизнь не освободится от иерархического ограничения. Тогда она возвращается к своему вечному Источнику, обладая возросшей энергией и обогащенная опытом в результате этих разнообразных переходов.

Состав человека

Состав человека

Состав человека, как показано на нижеследующих страницах, тройственный:

I. Монада, или чистый Дух, Отец на Небесах.

Этот аспект отражает три аспекта Божества:

  1. Воля, или Могущество — Отец.
  2. Любовь-Мудрость — Сын.
  3. Активный Интеллект — Святой Дух.

Человек приходит в соприкосновение с ним лишь во время последних посвящений, когда он приближается к концу своего путешествия и становится совершенным. Монада отражается в

II. Эго, Высшем Я, или Индивидуальности.

Этот аспект есть потенциально:

  1. Духовная Воля — Атма.
  2. Интуиция — Буддхи. Любовь-Мудрость, принцип Христа.
  3. Высший, или абстрактный Ум — Высший Манас.

Эго начинает проявлять свое могущество у продвинутых людей и во все возрастающей мере на Пути Испытания, пока, наконец, в момент Третьего посвящения контроль высшего “Я” над низшим не становится совершенным, и наивысший аспект делает ощутимой свою энергию. Эго отражается в

III. Личности, или низшем “я”, человеке на физическом плане.

Этот аспект тоже тройной:

  1. Ментальное тело — низший манас.
  2. Эмоциональное тело — астральное тело.
  3. Физическое тело — плотное физическое и эфирное тела.

Поэтому в нынешний период задача эволюции состоит в том, чтобы подвести человека к осознанию эгоического аспекта и подчинить низшую природу контролю Эго.

Человек, наинизший тип логически связного сознания (если употребить слово «сознание» в его истинном смысле – то есть, «тот, кто знает»), является всего лишь клеткой, крошечным атомом внутри группы.

Человек по сути своей есть высшая Триада, проявляющаяся через постепенно развивающуюся форму, эгоическое, или каузальное, тело, и использующая низшую троичную личность как средство контакта на трех низших планах. Цель всего этого проявления — развитие совершенного самосознания. Над Триадой находится Монада, или Отец на Небесах, который с физического плана видится человеку как точка абстракции. Монада находится по отношению к нему в положении Абсолюта в том же смысле, в каком недифференцированный Логос относится к троичной Троице, к трем Лицам логоического проявления. Это совершенно точное соответствие.

Человек является совокупностью сил, которые управляют им последовательно и совместно; они характеризуют его природу, создают его качество и определяют его «явление», употребляя это слово в его оккультном смысле внешней формы. Веками он находится под властью какой-либо из этих сил и являет собой лишь то, чем они его делают. Когда же он начинает понимать лучше и различать, то четко решает, которая из них будет доминировать, и в конце концов оказывается под контролем Луча Души, подчиняющего себе все остальные Лучи, которые человек использует теперь по собственной воле.

Каждое царство позитивно по отношению к нижестоящему, а между ними находится такая стадия, или такой период, проявления, который соединяет два царства, связывая позитивное и негативное. Наиболее интенсивные типы раджаса (активность) в минеральном царстве обнаруживаются в тех формах жизни, которые являются ни минеральными, ни растительными, но служат мостом между ними. Так и в растительном царстве — наиболее ярко выраженный раджасический период наблюдается как раз перед тем, как активность становится ритмической и растительное переходит в животное. В животном царстве наблюдается то же самое, когда животные индивидуализируются и переходят из групповой души в отдельную индивидуальность. Можно считать, что эти типы активности составляют для минерала физическую активность, для растения — чувствующую активность, а для животного — зачаточную умственную активность.

Можно отметить, что когда эта тройственная активность достигнута, это значит, что плотное физическое тело Солнечного или Планетарного Логоса развито вполне, и может быть установлен сознательный контакт с эфирным, или жизненным, телом. Именно этот контакт создаёт человека , так как Дух (в человеческом понимании) — это в конце концов всего лишь энергия, жизненность, или сущностная жизнь Солнечного или Планетарного Логоса. Её соответствие в человеке — прана. Это становится понятным, если человек осознаёт, что все планы нашей Солнечной системы — всего лишь семь подпланов Космического физического плана. Именно осознание этого факта в конце концов соединит науку и религию, ведь то, что ученый называет энергией, верующий называет Богом, хотя это — одно и то же, будучи проявленным в физической материи намерением великой внесистемной Индивидуальности. Природа — это внешняя сторона физического тела Логоса, и законы природы — это законы, управляющие естественными процессами данного тела. Жизнь Бога, Его энергия и жизненность есть в каждом проявленном атоме; Его сущность пребывает во всех формах. Её мы называем Духом, однако Сам Он отличен от этих форм, как и человек, который знает, что он отличен от своих тел. Человек знает, что он — воля, цель, и по мере его эволюционного прогресса эта воля, или цель, определяется им всё более сознательно. Так же обстоит и с Планетарным, и с Солнечным Логосами. Они пребывают внутри и всё же находятся вне планетарной схемы или Солнечной системы.

Человеческое существо обладает способностью ко вмещению во многих направлениях так же, как из центра окружности можно провести линию к любой точке периферии. Вы должны помнить, что большую часть своей эволюции и в течение важнейшего периода человеческого опыта сам человек остаётся драматическим актёром, находясь в центре сцены и играя в собственных глазах главную роль; он неизменно сознаёт свою игру и реакции на неё. Когда он не намного превосходил животное, когда он пребывал в состоянии, которое мы назвали лемурийским и раннеатлантическим сознанием, он жил, не мысля; жизнь, как панорама, пробегала у него перед глазами, и он отождествлялся с разыгрывавшимися событиями, не ведая различий между собой и тем, чем лишь казался на развёртывавшейся картине. Он просто смотрел, играл свою маленькую роль, ел, размножался, реагировал на удовольствие и боль и редко, если вообще когда-нибудь, задумывался или размышлял.

Далее приходит знакомый всем нам период, когда человек становится драматическим центром своей вселенной: живым, любящим, планирующим, действующим, сознающим свою аудиторию и окружение и во всей полноте демонстрирующим позднеатлантические и нынешние арийские черты. Он разумно оценивает свои возможности и некоторые свои способности; он представляет собой функциональную личность, и (поскольку руководится или начинает руководиться умом) отличавшие его низшие животные способности и атлантический психизм начинают угасать. Он теряет эти низшие способности, ещё не развив высших. Этим и объясняется нынешняя повсеместная реакция на такие способности, как ясновидение, яснослышание и тому подобное, и их огульное осуждение интеллигенцией мира как мошеннических.

Затем наступает мистический этап, когда для продвинутого человека, стремящегося и ученика начинается неуклонное осознание иной сферы природы, которую предстоит завоевать, сферы Царства Божьего с его собственной жизнью и феноменами. Он отмечает существование других способностей, которые при желании может развить и использовать, и готов платить цену. Он признаёт другую, более широкую область бытия, которую может включить, или вместить, в собственное сознание, если позволит ей завоевать себя самого.

Отсюда вытекает, что в его человеческом оснащении дремлют способности двух уровней: низшие, которые при желании можно восстановить, и высшие, которые необходимо развивать:

  1. Древние возможности и способности, которые человечество развило и освоило в прошедшие эпохи и которые он вытеснил на задний план своего сознания, под порог своей нынешней осознанности с тем, чтобы развить ум и самому стать завоевателем и личностью.
  2. Высшие возможности и способности, являющиеся прерогативами сознательной души. Это те более важные способности, которые имел в виду Христос, обещая Своим ученикам, что когда-нибудь они будут творить больше того, что делал Он.

Следует, однако, помнить, что все психические силы суть свойства, возможности и способности Единой Души, но во времени и пространстве одни из них представляют собой выражение животного сознания, или животной души, другие — человеческой души, а третьи — души божественной.

Следующая таблица развивающихся психических способностей, соединяющих в сознании три царства природы, может быть в данном случае полезной, если внимательно рассмотреть приведённые отношения:

Животные Человеческие Божественные
1. Четыре главных инстинкта Пять главных инстинктов Пять трансмутиров.инстинктов
а. Самосохранение Творческое самосохранение Бессмертие
б. Секс Секс. Человеческая любовь Притяжение
в. Стадный инстинкт Стремление к обществу Групповое сознание
г. Любопытство Интерес. Анализ и Самоутверждение Эволюционное тяготение. Самоконтроль
2. Пять чувств Пять чувств Пять чувств
а. Осязание Осязание. Контакт Понимание.
б. Слух Слух. Звук Отклик на Слово
в. Зрение Осознанное видение. Перспектива. Мистическое Видение.
г. Вкус (зачаточный) Вкус. Различение Интуиция
д. Обоняние (острое) Обоняние. Эмоциональный идеализм. Духовное распознание
3. Низшие психические способности Человеческие соответствия Высшие психические способности
а. Ясновидение Расширение через видение. Мистическое видение.
б. Яснослышание Расширение через слышание Телепатия. Вдохновение.
в. Медиумизм Общение. Речь. Посредничество
г. Материализация Изобретательство Созидание
д. Предчувствие Предвидение. Планирование. Прозорливость
е. Целительство животным магнетизмом Целительствос помощью науки Целительство духовной магией

Человек

а) Человек по форме сфероидален, его можно видеть как сферическое «кольцо-не-преступи», как сферу материи с ядром жизни в центре. Говоря это, мы, разумеется, имеем в виду истинного человека в его фундаментальном состоянии — то есть Эго с его сферой проявления, каузальным телом, — тем телом, что образует среднюю точку между Духом и материей.

б) Человек состоит из различных атомов, которые в своей совокупности образуют объективную форму человека на планах его проявления. Все они оживотворяются его Жизнью, его настойчивой волей быть; все они вибрируют, и скорость вибрации зависит от стадии, которой человек достиг в ходе эволюции. Если рассматривать человека с высших планов, то он видится как сфера (или сферы) разнообразной материи, вибрирующая в определенном такте, окрашенная в определенный цвет, вращающаяся в соответствии с конкретным ключом — ключом его жизненного цикла.

в) Человек характеризуется активностью на одном или более планах в трех мирах и проявляет следующие качества:

  1. Вращательное движение, или свое особенное вращение в колесе жизни вокруг своего эгоического полюса.
  2. Способность различать, или способность выбирать и приобретать опыт;
  3. Способность развиваться, повышать вибрацию и устанавливать контакт.

г) Человек содержит в себе три главных принципа — Волю, Любовь-Мудрость, Активный Интеллект, или способность к адаптации, и их разделение на семь принципов. Образуя в итоге десятку совершенного проявления, они находятся в процессе оживотворения, и еще не достигли полного выражения. В наше время в человеке активны только четыре принципа, и он находится в процессе развития пятого, или манасического, принципа. Обратите внимание на то, насколько точна аналогия между человеком, рассматриваемым как низший кватернер и развивающим принцип интеллекта, и атомом с четырьмя активными спириллами и пятой, находящейся в процессе стимуляции.

д) Человек управляется Законом Притяжения, развивается благодаря Закону Экономии и начинает переходить под управление Закона Синтеза. Экономия управляет материальным процессом, с которым человек не слишком связан сознательно; притяжение определяет его отношения с другими единицами или группами, а синтез является законом его внутреннего «Я», Жизни внутри формы.

е) Человек находит свое место внутри групповой формы. Эгоические группы и Небесные Люди являются совокупностями, составленными из человеческих и дэва-единиц.

ж) Ответная реакция человека на внешнюю стимуляцию следующая:

  1. Электрическая стимуляция влияет на внешнюю форму; это праническое реагирование.
  2. Магнетическая стимуляция воздействует на его субъективную жизнь. Эта стимуляция эманирует из его эгоической группы, а позже — от Небесного Человека, в теле которого человек является всего лишь клеткой.
  3. Совокупное воздействие этих двух стимуляций обуславливает его постоянный рост и развитие.

Таким образом, человек характеризуется:

  1. Сфероидальной базовой формой. Его «кольцо-не-преступи» определенно и видимо.
  2. Внутренним устройством; вся сфера влияния человека находится в процессе развития. В настоящее время эта сфера ограничена, диапазон его активности мал. По мере развития эгоического тела центральное ядро Жизни увеличивает радиус контроля, пока весь человек не поступит под его управление.
  3. Жизненной активностью, или тем в какой степени он в данное время проявляет самосознание, или управляет своей троичной низшей природой.
  4. Семеричной внутренней структурой, развитием своих семи принципов.
  5. Окончательным и происходящим под действием трех законов внутренним синтезом семи в три, а впоследствии — в единицу.
  6. Групповой связью.
  7. Развитием своего сознания, ответной реакцией на контакт, включающей, следовательно, рост осведомленности.

Современный исследователь, приняв Закон Аналогии как основу для своих предпосылок и распознаваний, увидит, что герметическая теория «как вверху, так и внизу», иногда очень помогает в разрешении нынешних проблем. Могут оказаться полезными следующие постулаты:

  1. Человек по своей телесной природе представляет собой совокупность, единство.
  2. Это единство подразделяется на многие части и органы.
  3. Все эти подразделения функционируют согласованно, и потому тело — это взаимосвязанное целое.
  4. Все части различаются по форме и функциям, но все они взаимозависимы.
  5. Каждая часть и каждый орган, в свою очередь, состоят из молекул, клеток и атомов, и все они удерживаются вместе в форме единого организма жизнью общего целого.
  6. Общее целое, называемое человеком, разделяется на пять больших частей. Одни более важны, другие менее, но все вместе они составляют тот живой организм, который мы называем человеческим существом:
    • а) Голова.
    • б) Верхняя половина туловища, или та часть, которая находится над диафрагмой.
    • в) Нижняя половина туловища, или та часть, которая находится под диафрагмой.
    • г) Руки.
    • д) Ноги.
  7. Эти органы служат различным целям, и от их правильного функционирования и хорошего состояния зависит состояние целого.
  8. Каждый из них имеет свою собственную жизнь, которая представляет собой общую сумму жизни атомной структуры этого отдельного органа и энергетизируется единой жизнью целого, направляемой из головы интеллектуальной волей, или энергией духовного человека.
  9. Самая важная часть тела состоит из трех частей — головы, верхней и нижней половин туловища. Человек может жить и функционировать без рук или ног.
  10. Каждая из этих трех частей также тройственна по своему физическому составу, аналогично трем частям человеческой природы и девяти частям совершенной монадической жизни. Имеются и другие органы, но перечисленные ниже имеют большее эзотерическое значение, чем остальные части.
    • а) В голове расположены:
      • 1) Пять желудочков мозга, или то, что позволяет называть мозг единым органом.
      • 2) Три железы: каротидная, шишковидная и гипофиз.
      • 3) Два глаза.
    • б) В верхней половине туловища имеются:
      • 1) Горло.
      • 2) Легкие.
      • 3) Сердце.
    • в) В нижней половине туловища расположены:
      • 1) Селезенка.
      • 2) Желудок.
      • 3) Половые органы.
  11. Тело в целом также делится на три системы:
    • а) Кожа и скелет.
    • б) Сосудистая, или кровеносная, система.
    • в) Тройственная нервная система.
  12. Каждая из этих трех систем соответствует одной из трех частей человеческой природы:
    • а) Физической природе: кожа и скелет являются аналогией плотного и эфирного тел человека.
    • б) Душевной природе: кровеносные сосуды и система кровообращения являются аналогией той всеобъемлющей души, которая пронизывает все части солнечной системы, как кровь — все части тела.
    • в) Духовной природе: нервная система, насыщающая энергией и действующая во всем физическом человеке, соответствует энергии духа.
  13. В голове находим аналогию с духовным аспектом, направляющей волей, монадой, Единым.
    • а) Мозг с его пятью желудочками является аналогией физической формы, которую дух оживотворяет в человеке, пятеричном единстве, через которое дух выражает себя на физическом плане.
    • б) Три железы, расположенные в голове, тесно связаны с душой, или психической природой (высшей и низшей).
    • в) Два глаза на физическом плане соответствуют монаде, которая является волей и любовью-мудростью, или атма-буддхи, согласно оккультной терминологии.
  14. В верхней половине туловища имеем аналогию с тройственной природой души.
    • а) Горло, соответствующее третьему творческому аспекту, или природе тела, активному интеллекту души.
    • б) Сердце, любовь-мудрость души, буддхи, или принцип Христа.
    • в) Легкие, представляющие аналогию жизненному дыханию и соответствующие духу.
  15. В нижней половине туловища снова имеем тройную систему.
    • а) Половые органы, творческий аспект, создатели тела.
    • б) Желудок как физическое проявление солнечного сплетения является аналогией душевной природы.
    • в) Селезенка — приемник энергии и, следовательно, физическое выражение центра, который получает эту энергию, — является аналогией насыщающего энергией духа.

Раскрытие человеческого сознания отмечается последовательным осмыслением одной жизни за другой, одного существования за другим и осознанием того, что эти жизни являют собой совокупность всех потенциальных сил и энергий, воля которых направлена на творчество и проявление. Однако о явлении, качестве и цели этих сил и энергий невозможно говорить иначе, как символически, поэтому следует помнить следующие положения:

  1. Сознание личности — это сознание третьего аспекта божественности, аспекта творца. В материи и субстанции оно создает формы, через которые может выражать себя качество для демонстрации на плане явлений божественной природы.
  2. Эгоическое сознание — это сознание второго аспекта божественности, аспекта души, проявляющееся как качество, как определяющий субъективный «цвет» явлений. Оно естественно варьируется сообразно способности души, находящейся в любой форме, владеть своим проводником, материей, и выражать присущее ей качество через внешнюю форму.
  3. Монадическое сознание — это сознание первого аспекта божественности, воплощающее божественные цель и намерение жизни и использующее душу для демонстрации через неё неотъемлемой цели Бога. Именно оно определяет качество. Выражая себя в семи аспектах, душа воплощает эту цель и волю Бога. Монада выражает ту же цель, наличествующую во всей полноте в Уме Самого Бога. Человеку среднего уровня мышления эти слова практически ничего не сообщают.

По мере того как эти три выражения Единой Великой Жизни осуществляются на физическом плане человеком, он начинает сознательно настраиваться на выявляющийся План Божества, и вся история творческого процесса становится историей осуществления цели Бога.

Сначала, по мере сознательного развития третьего аспекта, человек накапливает знания о материи, субстанции и внешней творческой активности. Затем он начинает осознавать лежащие в основе качества, которые должна раскрывать форма, и отождествляется с Эго, душой, или солнечным ангелом. Он познаёт его как своё истинное «Я», реального духовного человека. Позднее он сознает цель, которая действует через выражающиеся в форме качества. Здесь я лишь суммирую то, что излагалось ранее, поскольку эти вопросы требуют предельной ясности.

<..>

Эволюционная цель четвёртого царства природы состоит в том, чтобы человек, микрокосм, проявился во времени и пространстве как душа и смог воспринять цель души и план Творца в том виде, как он известен и выражается семью Духами перед Престолом, семью планетарными Логосами. Но здесь мы можем только намекнуть на великую тайну, которая заключается в том, что высочайшие Сыны Божии в нашем проявленном планетарном мире способны лишь частично постичь цель и план Солнечного Логоса так, как он воспринимается, понимается и выражается одним из планетарных Логосов, Который (на Своём месте и в Своих полномочиях) обусловлен и ограничен уровнем собственного эволюционного развития. Нашей конкретной планетарной Жизнью выражается только седьмая часть раскрывающегося Плана, а поскольку это великое Существо не входит в число семи священных Жизней и, следовательно, не выражает себя через одну из семи священных планет, то раскрытие Плана на Земле есть часть двойственной цели, и только когда произойдёт посвящение (consummation) другой несвященной планеты, план для Земли можно будет постичь полностью. Понять это непросто, ибо, как уже говорилось, лишь посвящённый способен раскрыть смысл утверждения: «И будут два одним и вместе будут выражать божественность».

Всё, что в настоящее время нужно человечеству, это раскрытие и постепенное уяснение Плана, которые позволят человеку:

  • а. Работать сознательно и с пониманием,
  • б. Осознать связь формы и качества с жизнью,
  • в. Осуществлять ту внутреннюю трансмутацию, которая позволит проявиться пятому царству природы, Царству Душ.

Всё это должно совершаться в сфере сознательной осведомлённости или отклика через посредство неуклонно совершенствующихся проводников, или механизмов отклика, и при духовном понимании и интерпретации.

Мы не будем касаться более широких вопросов и в частности — выражения в трёх дочеловеческих царствах сознания жизни Бога. Мы сосредоточимся исключительно на трёх следующих пунктах:

  1. Чисто человеческое сознание, начинающееся в процессе индивидуализации и полностью реализующееся в доминирующей личности.
  2. Эгоическое сознание, то есть сознание солнечного ангела, начинающееся с подготовки к посвящению на Пути Ученичества и реализующееся на стадии совершенного Учителя.
  3. Монадическое осознание. Для нас эта фраза абсолютно ничего не значит, поскольку отсылает к сознанию планетарного Логоса. Это осознание выявляется при третьем посвящении, когда монада доминирует над душой, действуя через личность.

Человек, среднее человеческое существо, представлет собой совокупность обособляющих тенденций, неконтролируемых сил и разобщенных энергий, которые медленно и постепенно координируются, совмещаются и сплавляются в отдельной личности.

Человек, Солнечный Ангел, представляет собой совокупность энергий и сил, объединённых, слитых и контролируемых «тенденцией к гармонии», которая является следствием любви и характерным божественным качеством.

Человек, живая Монада, представляет собой завуалированную реальность, которую скрывает Ангел Присутствия. Это синтетическое выражение цели Бога, символизируемой в раскрываемом божественном качестве и проявляемой через форму. Явление, качество, жизнь — вновь мы встречаем эту древнюю тройственную комбинацию...

Каждый человек имеет собственную отличительную вибрацию. Тем, кто владеет знанием и пользуется ясновидением и яснослышанием, известно, что всякая материя звучит, всякая материя пульсирует, всякая материя имеет собственный цвет. Поэтому каждый человек может издавать только ему присущий звук, издавая который он вспыхивает определенным цветом, и комбинация обоих является уникальным отражением его индивидуальности.

Каждая единица человечества находится на одном из семи Лучей, следовательно, имеет свой преобладающий цвет и преобладающую тональность. Бесконечны ступени развития и потому бесчисленны сочетания цветовых оттенков и тональностей. Каждый Луч имеет дополнительные лучи, над которыми он доминирует, действуя как синтетический Луч. Эти семь Лучей связаны с цветами спектра. Таким образом, получаем красный, голубой, желтый, оранжевый, зеленый и фиолетовый Лучи и синтезирующий их все Луч индиго . Красный, синий и желтый — три главных Луча, оставшиеся четыре — дополнительные. У развивающейся Монады они соответствуют духовной Триаде и низшему кватернеру. Логос нашей системы концентрируется на аспекте любви, для которой характерен синий цвет. Будучи синтетическим, этот аспект проявляется как индиго. Взаимосвязь Лучей с их цветами сложна для понимания неофита. Я могу лишь отметить некоторые моменты и с накоплением сведений может в итоге пролиться свет. Ключ следует искать в совпадении цвета, которое влечет за собой сходство ноты и ритма. То есть, если человек первичного красного и дополнительного желтого Лучей встречается с человеком синего и желтого Лучей, то сходство обоих будет определяться вторичным желтым Лучом, и может возникнуть понимание. Но если человек, находящийся на желтом первичном и дополнительном синем Лучах, встречается с человеком желтого и красного Лучей, понимание будет немедленным и обоюдным, поскольку оба имеют одинаковый первичный цвет. Когда эта фундаментальная причина согласия или непонимания будет осмыслена лучше, вторичные цвета будут использоваться как точка соприкосновения к взаимной пользе сторон <...>

Каждое человеческое существо находится на одном из семи Лучей. Из воплощения в воплощение его личность может переходить с одного Луча на другой в различном порядке в зависимости от Луча Эго, или души. После третьего посвящения человек определяет местонахождение своей души (если можно употребить этот не совсем точный оборот) на одном из трех главных Лучей, тогда как прежде она могла принадлежать одной из семи лучевых групп. Из этого возвышенного положения он устремляется к сущностному единству Монады. Факт существования семи лучевых типов несет великий смысл, и сложность этого предмета вызывает трудности у неофитов.

Своей энергией Луч создает специфические физические условия и определяет качество астрально-эмоциональной природы. Он окрашивает ментальное тело, контролирует распределение энергий (поскольку Лучи имеют неодинаковый уровень вибраций) и управляет определенным центром тела (различным для каждого Луча), через который и осуществляется это распределение. Каждый Луч работает через один первичный центр, а через остальные шесть он действует в определенном порядке. Луч наделяет человека способностями, определяет его сильные и слабые стороны и его принципиальные ограничения. Им же определяется то, как человек выстраивает отношения с людьми других типов, и он же ответственен за реакции человека в форме на другие формы. Луч дает человеку колорит и качество, определяет его общую тональность на трех планах личности и его физический облик. Определенный склад ума прост для одного лучевого типа и труден для другого, поэтому изменяющаяся личность жизнь за жизнью меняет Лучи, пока не будут развиты и выражены все качества. Некоторые души в силу своего лучевого назначения имеют определенную сферу активности, и какая-то область приложения сил может оставаться примерно одной и той же в течение многих жизней. Правитель или государственный деятель обретает мастерство в своем деле благодаря богатому опыту в этой области. Мировой Учитель учит веками. Мировой Спаситель множество жизней отдавался делу спасения. Когда эволюционный путь человека на две трети пройден, лучевой тип его души начинает преобладать над лучевым типом личности и определять его выражение на земле — не в духовном смысле (так называемом), но в смысле предрасположенности личности к определенным видам активности...

Человек есть результат сближения (несовершенного в настоящее время) двух полюсов, Духа (Отца Небесного) с материей (Матерью). Плод этого соединения — индивидуализированный Сын Бога, или единица божественного «Я», точная копия в миниатюре на самом низшем плане Великого Сына Бога, «Всеобщего Я», являющегося совокупностью всех малых Сынов, всех индивидуализированных «Я», всех единиц.

Когда будет познана полярность различных планов, когда станет понятной полярность подпланов, а также будет усвоено взаимодействие между ними и соответствующими Космическими планами, только тогда человек сможет стать свободным. Именно тогда, но не ранее. Когда полярность эфиров по отношению друг к другу и их связь с целым будут поняты, человеческая эволюция последует своим путем. Учитель разрешил проблему электрических явлений в трех мирах, отсюда и его свобода. Далее, когда соотношение между отрицательной формой и положительным Духом будет усвоено и их совместная связь с Космическими Сущностями, обитающими во всей Системе, будет в какой-то мере постигнута, будет достигнуто и групповое освобождение.

Исследованию этого сложного вопроса может помочь напоминание о том, что человек в сущности своей положителен, тогда как его проводники отрицательны; он, следовательно, является центральной единицей положительного электричества, которая притягивает и удерживает атомы противоположной полярности. Когда он соединил и слил оба полюса и проявил за время конкретного воплощения свет в определенном количестве (количество это устанавливается Эго перед воплощением), то наступает обскурация. Электрическое проявление сжигает и разрушает посредника, и свет гаснет; наступает то, что мы называем физической смертью, так как электрический ток сжигает то, что вызывало объективность, то, что сияло. Давайте распространим эту идею дальше и осознаем, что единицы, называемые людьми (которые положительны по отношению к собственным проводникам), — это лишь отрицательные клетки в теле Небесного Человека и удерживаются внутри сферы Его влияния силой Его электрической жизни. Вспомните также, что Небесные Люди положительны по отношению к меньшим жизням, но, в свою очередь, отрицательны по отношению к бoльшей вмещающей их Жизни.

Человек — мозг природы; животные — сердце; растительный мир — выражение творческой силы, или горлового центра; эти три царства природы своеобразно соответствуют трем высшим центрам человека, также как три царства, находящиеся на инволюционной дуге, соответствуют трем низшим центрам, а минеральное царство — какой бы непонятной ни казалась эта идея тем из вас, кто не обладает сознанием жизненного аспекта — соответствует солнечному сплетению, этому великому центру синтеза и перераспределения между тем, что наверху, и тем, что внизу.

Диаграмма V

Если вы рассмотрите внимательно Диаграмму V, то увидите, в чем состоит проблема Логоса, а также в чем выражается точность подобия между ним и Его отражением — Человеком.

Первое. Оба они находятся в объективном проявлении на физическом плане.

Второе. Оба находятся в точке глубочайшей инволюции.

Третье. Оба скованы материей и развивают сознание (эгоическое) на физическом плане: человек — на Солнечном физическом, Логос — на Космическом физическом плане.

Четвертое. Человек должен установить в сознании полный контроль внутреннего Бога. Благодаря этому контролю он должен стать хозяином обстоятельств, сделать окружающую среду своим инструментом и научиться манипулировать материей. Точно так же действует на космических уровнях Логос. Оба далеки от успеха.

Пятое. Оба работают внутри электрической силы, с ней и с помощью ее.

Шестое. Оба находятся под действием законов, управляющих формами, следовательно, оба контролируются во времени и пространстве КАРМОЙ, которая и есть Закон форм. Карма имеет дело с качеством, так же как сила имеет дело с вибрацией.

Седьмое. Оба работают через формы, образованные:

  • а) Тремя основными типами форм: ментальной формой, первым аспектом проявления; астральной формой, вторым аспектом; и физической формой, третьим аспектом. Ментальная вибрация устанавливает основной ритм и стремится использовать и скоординировать физическое тело согласно Воле. Она имеет дело с сознанием, то есть сцепляет его с тремя формами в одном направлении и отталкивает и вызывает разделение с этими формами — в другом. Астральная вибрация имеет дело с качеством, притягательным ритмом. Это психический элемент. Физический план — это место, на котором сознание встречается с материальной формой, которая является результатом соединения основного ритма с качеством тона.
  • б) Семью центрами силы, которые удерживают все три формы в виде единого целого, обеспечивая их витализацию и координацию. Они приводят это тройное целое в соответствие с его главным центром сознания на высших планах, будь этот центр каузальным телом человека, Планетарного Логоса или же Солнечного Логоса.
  • в) Миллионами мельчайших клеток, каждая из которых воплощает малую жизнь и находится в состоянии постоянной активности, отталкивая другие клетки, чтобы сохранить свою индивидуальность, или подлинность, но тем не менее удерживаясь рядом с ними действием центральной притягивающей силы. Таким образом образуется объективная форма кристалла, растения, животного, человека, планеты, Системы.

Итак, оба, Логос и человек, действуют двояко, наглядно демонстрируя как притяжение, так и отталкивание.

Можно получить некоторое представление о сложности, сопутствующей периодическому проявлению человеческого существа, рассмотрев силы, которые вводят человеческие единицы во внешний мир и производят индивидуализацию. Это всего лишь проявление третьего потока энергии в соединении с двумя другими. Человек – это место встречи трёх потоков силы, где, согласно его конкретному типу, преобладает тот или иной из них.

Давайте вкратце перечислим эти факторы и тем самым получим представление о сложности предмета.

Первый и главенствующий фактор – это Луч, на котором находится конкретная человеческая единица. Это означает, что имеется семь особых силовых потоков, каждый со своим качеством, типом и ритмом. Дело осложняется тем, что хотя Луч Монады –главный наделяющий качеством фактор единицы, должны учитываться и два дополнительных Луча – Эго и личности.

Во-вторых, нужно помнить, что присутствующие в настоящее время на планете человеческие единицы естественно разделяются на две большие группы: на тех, кто достиг индивидуализации, или стал «единицей самостоятельно направляемой энергии» на Луне, и на тех, кто достиг самосознания на Земле. Между этими группами есть важные отличия, поскольку единицы Лунной цепи характеризуются не только более продвинутым развитием благодаря более долгому периоду своей эволюции, но также и качеством большей интеллектуальной активности, так как (что и следовало ожидать) на третьей, или Лунной, цепи доминирующим фактором был Третий Луч. В нашей, четвёртой цепи преобладает кватернер, или синтез трёх, создавший четвёртое, и в этом одна из причин ярко выраженной материальной природы тех, кто вступил в человеческое царство уже на этой планете. Различия между двумя этими группами очень велики. Одна из тайн, скрытых за главным разделением человечества на правителей и управляемых, капиталистов и рабочих, руководителей и подчиненных, заключается именно в этом. Без должного учёта этого важного факта не удастся разработать никакой успешной системы социальных реформ. Можно было бы перечислить и другие отличительные черты, но на данной стадии они бы только усложнили тему.

Третий фактор разделяет группы человеческих единиц, достигших самосознания на нашей планете. Он заключается в методах, применённых во времена индивидуализации Владыками Пламени. Они, как нам говорят, использовали три метода:

Во-первых, Они сами принимали тела, тем самым энергетизируя некоторые высшие формы животного царства, так что последние появлялись в виде людей, дав таким образом начало конкретной группе. Их потомков можно увидеть в высших представителях сегодняшнего земного человечества. Однако даже сегодня они не столь продвинуты, как группы единиц с лунной цепи, которые воплотились в эпоху Атлантиды, и обладают особой наследственностью.

Во-вторых, Они внедрили зародыш ума во вторую группу - группу животных людей, готовых к индивидуализации. Эта группа долгое время была неспособна выразить себя и самым заботливым образом воспитывалась Владыками Пламени, хотя Их усилия долгое время казались безрезультатными. Однако, когда последняя подраса лемурийской коренной расы была на вершине своего расцвета, эта группа внезапно вышла на передний план тогдашней цивилизации и оправдала иерархическое усилие.

В-третьих, Они способствовали развитию зародыша инстинкта в некоторых группах животных людей, пока он не расцвел в ум. Никогда нельзя забывать, что люди внутри себя (без всякого внешнего воздействия) обладают способностью достигать цели и обретать полное самосознание.

Эти три метода подводят нас к четвертому фактору, о котором необходимо помнить: это три способа движения, которые мощно воздействуют на воплощающихся Джив.

Сыны Ума, как ранее упоминалось, различаются тремя качествами материи, поэтому существуют так называемые:

  1. Сыны саттвического ритма,
  2. Сыны подвижности,
  3. Сыны инерции.

Эти качества являются характеристиками трёх главных Лучей и трёх Лиц Божества; они – качества сознания: материального, интеллектуального и божественного.

Изменено 17.03.2019 14:29
bugfixer invisible agent