Принципы

принципы, принципиальность

Помните также, что принципы вечны, а личности временны. Принципы нужно рассматривать в свете вечности; личности – с точки зрения времени. Проблема в том, что многие ситуации определяются двумя принципами, один из которых вторичен. Трудность также в том, что (поскольку оба – принципы) оба они верны. Чтобы сделать правильный выбор, всегда помните, что, как правило, основные принципы (для их мудрого постижения и плодотворного осуществления) требуют интуиции, тогда как вторичные принципы – чисто ментальные. Поэтому методы неизбежно различаются. Если придерживаться основных принципов, то самыми мудрыми методами будут молчание и радостная уверенность в том, что Закон работает, стремление избегать любых личностных проявлений, но лишь мудрое и любящее разъяснение и решимость видеть все в свете вечности, а не времени, плюс неустанное стремление следовать Закону Любви и видеть только божественное в своих братьях, даже находящихся на противоположной от вас стороне.

Во вторичных принципах, которым в настоящее время придают особое значение противостоящие силы, использование низшего ума приводит к опасности критицизма, применению методов, санкционированных временем в трех мирах, – методов, включающих личностные нападки, брань и трату силы на разрушение, в духе, противоположном Закону плана Единства. Выражение «противостоящие силы» – используется правильно, если употреблять его только в научном смысле, и означает противоположный полюс, обеспечивающий равновесие. Помните поэтому, что противостоящие группы могут действовать вполне искренне, просто конкретный ум служит им наподобие барьера для свободного проявления высшего видения. Их искренность велика, однако их уровень достижения в каких-то направлениях ниже, чем тех, кто придерживается основных принципов, видимых в свете интуиции.

Принцип – это то, что воплощает в себе какой-либо аспект истины, на которой базируется наша система; это проникнувшая в человеческое сознание малая частица той идеи, которая лежит в основе всего, что делает наш Логос. Основа всей Логоической деятельности – это любовь в действии, и фундаментальная идея, на которой Он основывает свою деятельность в отношении человеческой Иерархии, – это движущее вперед могущество любви; назовите это, если угодно, эволюцией или врожденным стремлением, но это Любовь, вызывающая движение и зовущая вперед, к достижению цели. Это стремление каждого и всех к более полному выражению. Поэтому этот принцип должен лежать в основе любой деятельности, и руководство малых организаций, если оно мотивируется побуждающей к деятельности любовью, вызывает божественную устремленность у всех своих членов, зовущую их к самому полному выражению и, таким образом, к большему совершенству и более эффективному приложению усилий.

Принцип, если он действительно фундаментальный, сразу задействует интуицию и вызывает немедленную ответную реакцию одобрения со стороны высшего «Я» человека. Он мало или совсем не обращается к личности. Он олицетворяет концепцию Эго в его отношениях с другими. Принцип – это то, что всегда управляет действием Эго на его собственном плане, и только тогда, когда нами начинает все более и более управлять Эго, наша личность начинает постигать эти идеи и откликаться на них. Нужно помнить об этом, когда мы имеем дело с окружающими; это способствует смягчению суждений. Способность по-настоящему постигать принципы приходит по мере эволюции.

Принцип – это то, что вдохновляет на проявление самой высокой добродетели в максимально полном объеме. То, что человек должен любить свою жену, – это проявление принципа, управляющего личностью, который впоследствии должен быть преобразован в более высокий принцип, по которому человек должен любить своих собратьев. Принципы бывают трех видов, и к высшим приходят через низшие:

  1. Принципы, управляющие низшим личностным «я» и относящиеся к деятельности, или активной жизни этого низшего «я». Они воплощают Третий аспект, или аспект активности логоического проявления, и образуют основу для последующего прогресса. Они контролируют человека во время периода, когда он еще не развит и не умеет мыслить, и могут быть легче восприняты, если я скажу, что они воплощены в общепринятых правилах добропорядочной жизни. «Не убивай», «не кради» – относится к активной жизни человека, к формированию его характера.
  2. Принципы, управляющие высшим «Я» и имеющие дело с аспектом Любви или Мудрости. Именно их мы сейчас и рассмотрим. Половина всех бед в мире в настоящее время происходит от того, что высшие принципы, относящиеся к любви или мудрости во всей их полноте, только сейчас начинают постигаться большинством человечества. Быстрое осознание их существования и попытка реализовать их как факты без предварительной адаптации окружающей обстановки к этим идеалам, служит причиной частых столкновений и конфронтации между теми, кто мотивируется принципами, управляющими личностью, и теми, кто мотивируется принципами, управляющими высшим «Я». До тех пор, пока большинство представителей расы не будут управляться сознанием души, такая конфронтация неминуема и неизбежна. Когда интуитивный план будет доминировать над эмоциональным планом, придет всеобщее понимание.

...

  1. Еще более высокие принципы – те, что постигаются Духом и доступны лишь монадическим сознанием. Только когда человек трансцендирует свою активную личностную жизнь, заменяя ее жизнью любви, или мудрости, какую ведет Эго, он начинает понимать всю широту этой жизни любви и узнает ее как проявленное могущество. Как личность имеет дело с принципами, управляющими активной жизнью низшего «я», как Эго руководствуется законом любви, который демонстрируется в групповой работе, или в любви, проявляющейся как синтез многого в немногое, так Монада имеет дело с активной жизнью любви, могущество которой проявляется когда немногое синтезируется в одно.

Когда сталкиваются Эго и личность, победа остается за высшим; низший принцип должен уступить место высшему. Один концентрируется на том, что ему кажется делом первоочередной важности – на удовлетворении желаний личности, и (в этот период) благо многих для него не главное, хотя временами он и думает, что это его основная задача. Другой совершенно не заботится о том, что станет с его личностным «я», и заинтересован только в помощи многим. Поэтому дело в мотиве – эгоистическом или бескорыстном, а мотивы, как вы знаете, меняются с течением времени и с приближением человека к концу пути испытания...

Один принцип имеет дело с жизнью человека на физическом плане или в трех мирах, второй – с его жизнью на каузальных уровнях, а последний – с его жизнью после достижения цели нынешнего человеческого устремления. Один имеет дело с единицами, другой – с группами, а третий – с единством. Один имеет дело с максимальной дифференциацией, второй касается многих, собранных в эгоические группы, тогда как третий сводит эту дифференциацию обратно в семь, что означает единство для человеческой иерархии.

Экзотерической форме сопутствует психическое развитие, которое мы называем семью принципами. Человек развивает семь принципов, которые можно перечислить следующим образом:

Микрокосмические принципы[106]

Два высших принципа:

  1. Активный Интеллект.
  2. Скрытая Любовь-Мудрость.

(Психическая природа Монады – двойственна).

  1. Принцип Атмы. Духовная природа. Воля.
  2. Принцип Буддхи. Природа любви. Мудрость.
  3. Принцип Манаса. Интеллектуальная природа. Активность.

Заметьте, что три принципа, понимаемых как Триада, вместе с двумя синтезирующими принципами на плане Монады составляют пять принципов и дают ключ к нумерации, к которой прибегала в некоторых местах Е.П.Б. Мы можем выразить это следующим образом:

I.     Абсолют Монада
II. 1. Пракрити Активный Интеллект.Божественный Манасапутра
  2. Пуруша   Любовь-Мудрость. Аспект Вишну
На плане объективности
III.  3. Атма
Триада
   4. Буддхи
   5. Манас

 

Два высших и один наивысший принципы мы рассматриваем с точки зрения эволюции как соответствия Абсолюту, проявляющемуся в двойственности. Двойственность предшествует объективности, которая требует наличия трех. Если же рассматривать принципы в проявлении, то их перечень может выглядеть следующим образом:

Первый Принцип  Сфера проявления, Монадическое яйцо
Второй Принцип  Атма. Воля.
Третий Принцип  Буддхи. Чистый разум, мудрость.
Четвертый Принцип  Манас. Чистый ум, высший ум
Пятый Принцип  Манас. Низший ум.
Шестой Принцип  Кама-манас
Седьмой Принцип  Чистая эмоция, или чувство.

Здесь приведены принципы для Микрокосма, который в данном случае уже полностью трансцендировал физические тела, так что эта таблица всецело относится к субъективной жизни, то есть к развитию психэ, или Души.

Это следует хорошо запомнить, иначе возникает путаница. В нашем перечислении мы имеем дело с субъективностью, а не с формой. Таким образом, мы рассмотрели:

а) Семеричную объективность  материальные формы;
б) Семеричную субъективность  психическую эволюцию;
в) Семеричную духовность  жизнь Сущности.

Отметим также, что в таблице, отражающей духовную жизнь Монады, мы рассматривали ее как пятеричную. Она неизбежно является таковой в нынешней пятеричной эволюции, однако остальные два принципа можно описать как:

  1. Жизнь Небесного Человека, в чьем теле находится человеческая Монада.
  2. Жизнь Логоса, в чьем теле находится Небесный Человек.

Здесь было бы полезно рассмотреть еще одно перечисление принципов человека[107] , каким он проявляется в трех мирах, а также планов, на которых объединены субъективное и объективное. С чем мы имеем дело в данном случае? Давайте начнем с того, с чего обычно начинает человек, – с низшего:

7. Эфирное тело  1. Жизненное тело
6. Прана  2. Жизненная сила
5. Кама-Манас  3. Желающий ум
4. Низший ум  4. Конкретный ум
3. Манас  5. Высший, или абстрактный, ум
2. Буддхи  6. Мудрость, сила Христа, интуиция
1. Атма  7. Духовная Воля

Это перечень наиболее низкого уровня, относящийся к малоразвитому человеку нашего времени.

А что можно видеть с точки зрения Эго?

 I. Абсолют     Атма Чистая воля-быть
 II.  Дуада 1. Буддхи Чистый разум, мудрость.
    2. Манас Чистый ум
 II.  Триада 3. Каузальное тело
    4. Низший ум
    5. Кама-Манас
    6. Прана
    7. Эфирное тело

В этих разнообразных перечислениях мы обсуждаем принципы (согласно указаниям Е.П.Б. о том, как их следует перечислять)[108] [109]  с различных точек зрения, а также в зависимости от достигнутой стадии. Мы рассмотрели их подобным образом, отвечая на шестой вопрос, поскольку старались подчеркнуть и четко показать, что при обсуждении эволюции Манасапутр следует помнить о трех линиях развития.

Подобно тому как у человека есть свой изначальный источник, Монада, и условно постоянный проводник  каузальное тело, проявляющееся через свои низшие принципы (из которых плотное физическое не является принципом), так и у Небесного Человека есть изначальный источник, Монада. Его условно постоянное тело находится на монадических уровнях Солнечной системы, но проявляется Он через три низших оболочки  наши атмический, буддхический и манасический уровни. Он занимает внешнюю позицию по отношению к астральному и физическому планам, точно так же, как человеческое существо является внешним по отношению к физическому телу. Человек оживляет физический проводник своей силой, или теплом, но в оккультном смысле не считает его принципом. Так и Небесный Человек находится вне двух низших планов проявления, хотя и оживляет их своей силой. Человеческое существо осознает свои взаимоотношения (как клетка тела) с Небесным Человеком, только когда развивает сознание Эго на его собственном плане. Если это позволительно выразить подобным образом, то группы каузальных тел — это низшие формы, через которые проявляется Небесный Человек, совершенно так же, как физическое тело — это самое низшее из тел, через которые проявляется человеческое существо, причем речь идет об эфирном теле.

Читателей часто озадачивают слова о том, что плотное физическое тело не является принципом. Е.П.Б. подчеркивает этот факт, и людям кажется (если это не фанатики теософии), что она не права или же намеренно запутывает читателя. Но сама природа принципа понимается плохо, а ведь только понимая, что такое принцип, можно оценить красоту и точность этих слов. Так что же такое принцип? Принцип есть то, что, выражаясь макрокосмически, развивается на каждом из наших семи планов — семи подпланах космического физического плана. Это тот зародыш, или семя на каждом подплане, который воплощает какой-либо аспект раскрывающегося божественного сознания. Это то, что принципиально связано с какой-либо формой восприимчивости; то, на что по мере своего развития начинают реагировать тела. Принцип — это зародыш осведомленности, несущий в себе все потенциальные возможности полного сознания на каком-то конкретном уровне божественной активности. Это то, что делает возможным знание и сознательный отклик на окружение; это то, что через последовательно «развертывающуюся» работу чувств делает возможным и неизбежным божественное понимание.

А теперь подведем итог: физическое тело не является принципом; оно не является главным объектом внимания стремящегося; оно автоматически откликается на медленно раскрывающееся сознание во всех царствах природы; оно постоянно остается тем, на что влияют, а не тем, что обладает собственным принципиальным влиянием; оно не имеет первостепенного значения в активном процессе, поскольку является приемником, а не тем, что инициирует процесс. Значение имеет раскрывающееся сознание, реакция внутреннего духовного человека на жизнь, обстоятельства, события и окружение. Физическое тело только реагирует. Когда же оно становится объектом внимания, то эта ошибка грозит регрессом. Вот почему всякое чрезмерное увлечение физическими дисциплинами, вегетарианством, диетами и постами, а также нынешними видами (так называемого) ментального и божественного целительства, нежелательно и не соответствует эволюционному плану. Поэтому излишнее внимание и сосредоточение на физическом теле — это поворот назад, подобный поклонению золотому тельцу сынов Израиля. Это возврат к тому, что когда-то было важным, но сегодня не должно подниматься выше порога сознания.

Я говорю здесь об этом, потому что в Законе VII нашему вниманию предлагается факт эндокринных желез, и к этому предмету необходимо подойти с верных позиций. Эндокринные железы представляют собой материальную часть физического тела, или часть того сотворенного проявления, которое не считается принципом. Однако вследствие их эффективности и большого влияния их нельзя игнорировать. Очень важно относиться к железам как к следствиям, а не причинам событий, условий и состояний тела. Физическое тело — во что бы ни верили и что бы там ни заявляли его жертвы — всегда обусловлено внутренними причинами; по самой сути своей оно никогда не бывает причиной. В нашей солнечной системе и на нашей планете это автомат, который обусловлен причинами, приводимыми в действие с внутренних планов, или активностью души. Пожалуйста, отметьте важность этого утверждения. Физическое тело не обладает подлинной собственной жизнью, но — в данном цикле — лишь реагирует на поступающие в него импульсы. Его достижение и триумф именно в том, что оно и есть автомат. Если вы в состоянии правильно это понять, то мы можем без опасений перейти к Закону VII и четвертому Правилу.

Для преодоления препятствий и того, что им сопутствует, требуется интенсивное применение воли к одному из аспектов Истины (или принципу).

Стремящемуся к Йоге полезно будет обратить внимание на то, что имеется семь техник, с помощью которых добиваются покоя и тем самым достигают цели. Ими мы теперь и займемся. Каждая из них имеет определенную связь с рассмотренными ранее семью препятствиями

 

Препятствие

Средство устранения

1. Телесное расстройство

Полноценная здоровая жизнь (I.33)

2. Ментальная инертность

Контроль жизненной силы (I.34)

3. Неправильная постановка вопросов

Однонаправленное мышление (I.35)

4. Беспечность

Медитация (I.36)

5. Лень

Самодисциплина (I.37)

6. Отсутствие бесстрастия

Правильный анализ (I.38)

7. Ошибочное восприятие

Просветление (I.39)

 

Коррекция неправильных состояний чрезвычайно важна на ранних стадиях Йоги, отсюда такой акцент на них в Книге I.

Но теоретическое понимание препятствий и способов избавления от них приносит мало пользы, пока отсутствует интенсивное применение воли. Только постоянное, неотступное, длительное усилие воли, действующей через посредство ума, позволит стремящемуся выйти из тьмы к Свету и пойти от смерти к бессмертию.

Однажды поняв этот принцип, ученик может работать сознательно. Отсюда необходимость правильного понимания принципов (качеств), через которые познается Истина, открывающая Реальность, или Бога.

Все формы существуют для того, чтобы выразить Истину. Благодаря постоянному воздействию Воли Бога на Единое открывается Истина через посредство материи. Когда узнается Истина, базовый принцип, тогда открывается Духовная Воля. Когда ученик постигает, какой из принципов предназначена выразить каждая из его форм (оболочка, или тело), тогда он узнаёт, куда с точностью направить свою волю, чтобы добиться желаемого состояния. Оболочки и проводники – это просто его тела проявления на различных планах системы, и оболочки эти должны выражать принцип, являющийся отличительным свойством, качеством, лежащим в основе каждого плана. Например, семь принципов, относящиеся к человеку, следующие:

 

1. Прана

жизненная энергия

Эфирное тело

Физический план

2. Кама

желание, чувство

Астральное тело

Астральный план

3. Низший Манас

конкретный ум

Ментальное тело

Ментальный план

4. Высший Манас

абстрактный ум

Эгоическое тело

Ментальный план

5. Буддхи

интуиция

Буддхическое тело

Буддхический план

6. Атма

духовная воля

Атмическое тело

Атмический план

 

И то, что соответствует «бесконечному, неизменному принципу» в макрокосме, Монада (на своем собственном плане), представляет собой седьмой принцип. Имеются и другие способы перечисления принципов. Так, Субба Роу в некотором отношении прав, когда говорит, что имеется только пять принципов. Два высшие, Атма и Монадическая Жизнь, вовсе не являются принципами.

Путем сознательного использования воли на каждом плане проводник постоянно направляется в сторону все более и более точного выражения Единой Истины. В этом подлинное значение этой Сутры и ключ к тому, почему адепты все еще изучают данный трактат по Йоге. Их понимание Истины, в ее полноте, еще не совершенно на всех планах, и базовые правила по-прежнему во всех отношениях хороши, хотя и применяются по-разному. Принципы применимы ко всем дифференциациям и ко всем состояниям бытия.

По мере того как человек исследует сферы, в которых функционирует его сознание; по мере того как он приходит к пониманию проводников, которые он должен использовать в каждой конкретной сфере; по мере того как он пробуждается к знанию особого божественного качества, которое данное тело предназначено выразить как составную часть и аспект Единой Истины, или Реальности, он становится осведомлен об имеющихся несоответствиях, препятствиях и трудностях, с которыми ему предстоит справиться. Тогда приходит черед применению воли и ее концентрации на принципе (качестве), ищущем выражения. Таким образом, низшее проявление приводится в соответствие с высшим, ибо «каковы мысли в Душе его, таков и он».

Уроки, которые должны быть усвоены всеми учениками (до того, как они смогут работать в мире с могуществом), могут быть выражены как необходимость различения между

1. Главными принципами и вторичными принципами, или между двумя видами правды:

  • а) большей и меньшей правдой;
  • б) тем, что является правдой для вас, но может и не быть правдой для других.

2. Между личной кармой, долгом и индивидуальными обязанностями с одной стороны, и групповыми обязательствами и взаимоотношениями с другой.

3. Между нуждами, которые связаны с групповой работой, и требованиями и нуждами индивидуума.

4. Между существенным и несущественным.

Задача тяжела, мой брат, и эти проблемы должны быть решены – как вы хорошо знаете – в одиночку. Существуют фазы внутреннего опыта, в которые никто не должен вмешиваться, даже заинтересованный и доброжелательный наставник или сам Учитель. Если бы они вмешивались, богатство возможного опыта осталось бы недостигнутым.

В седьмом принципе всех проявленных сущностей хранятся и развиваются способности, накапливается умение и атомная память, или, другими словами, наследственность Мыслителя, рассматривается ли он с физической или эмоциональной точек зрения. Нет никакого постоянства в оболочках; они выстроены во временные формы и растворяются, когда Мыслитель исчерпает их возможности. Однако седьмой принцип каждой оболочки вбирает в себя развитые качества и хранит их с тем, чтобы – по Закону Кармы – проявить их снова и продемонстрировать как импульс плана в каждом новом цикле проявления. Само это постоянство тоже относительное, и по мере того как внутренний огонь в атоме разгорается все ярче, а внешние огни Эго, или солнечный огонь, воздействуют на него со все большей интенсивностью, атом в должное время поглощается, а внутреннее свечение достигает такого накала, что разрушает окружающую стену.

Изменено 12.10.2019 17:06
bugfixer invisible agent