Формализм
Алиса А. Бейли

Формализм

имена: формализм - приоритет формы

Никогда нельзя забывать, что эволюция (как мы понимаем её и как она должна рассматриваться человеческим интеллектом) — это история эволюции сознания, а не история эволюции формы. Эволюция формы полностью подчинена эволюции сознания и является вторичной с оккультной точки зрения.

Мы готовы признать, что, когда человек завершил свой жизненный цикл и усвоил уроки, которые опыт каждой индивидуальной жизни должен был ему преподать, его физическое тело и внутренний аспект формы (представляющие в совокупности его личностное выражение) должны начать приходить в упадок. Разрушительные начала внутри самой формы активизируются, и в конце концов наступает смерть, освобождающая Жизнь, населяющую тело, с тем чтобы могла быть построена новая и лучшая форма. Мы принимаем это либо слепо, либо разумно, рассматривая смерть как неизбежный, но естественный и нормальный процесс. Однако мы склонны забывать, что истинное относительно индивида истинно также и относительно человечества. Циклы цивилизации, такие как наша современная цивилизация, аналогичны конкретному, индивидуальному человеческому воплощению и имеют начало, период развития и роста, плодотворный период взрослого состояния, затем период упадка, за которым следует смерть, или уход формы.

Формы всегда подвержены нападению. Сильная субъективная воля и духовная отстраненность — два фактора безопасности. Опасность неминуема там, где форма сильнее Жизни. Там, где налицо привязанность к материальному аспекту или организации, духовные ценности теряются.

Сегодня мы являемся свидетелями смерти цивилизации, или цикла инкарнации человечества. Кристаллизация и упадок вошли во все сферы человеческого выражения. Обветшалые религиозные догмы и хватка теологии и ортодоксальных церквей более неспособны удерживать верность могучей внутренней духовной жизни. Человечество глубоко духовно и обладает врожденной религиозностью, однако нуждается в новой форме выражения древних истин. Старые политические школы оказались неадекватными, и новые идеологии свидетельствуют о силе жизни, ищущей более гармоничного выражения. Школы образования достигли поставленных перед ними целей и быстро признаются неспособными удовлетворить запросы взыскующей жизни расы. Повсюду слышится требование перемен и таких новых форм в сфере религиозной, политической, экономической жизни и образования, которые дали бы возможность более свободного и более духовного выражения. Такие изменения быстро приходят и рассматриваются некоторыми как смерть, ужасная и требующая, если возможно, уклонения. Это действительно смерть, однако благотворная и необходимая. Это уход цивилизации, который порождает периодически повторяющийся предупреждающий крик: “Это смерть цивилизации, этого не должно быть”; “Это конец порядка, и старый порядок необходимо спасти”; “Это гибель старых и дорогих ценностей, которой нельзя допустить”.

Безусловно верно, что человечество осуществляет эти необходимые перемены жестокими болезненными путями, которые отнюдь не обязательны, как верно сегодня и то, что своим неправильным мышлением, абсурдными привычками физической жизни и нежелательным эмоциональным отношением человеческие существа приближают окончательный физический надлом и, в конечном счете, смерть. Тем не менее смерть неизбежна, благотворна и необходима для прогресса индивидуальной Души и Души человечества. Кроме того, это практика, с которой все мы прекрасно знакомы на собственном опыте и из наблюдений за окружающими. Однако нам следует помнить, что самая худшая (для человечества) смерть будет иметь место в том случае, если форма цивилизации или телесная форма станет вечной и статичной; если старый порядок останется неизменным и старые ценности не будут преобразованы в новые и лучшие — это воистину было бы катастрофой...

В конечном счете и с точки зрения Иерархии, современный конфликт между личностью человечества (выражающей материальные ценности как доминирующий фактор жизненного опыта) и Душой человечества (выражающей духовные ценности как доминирующий фактор в человеческих делах) идентичен конфликту в сознании человеческого существа по достижении им стадии ученичества, когда ученик стоит перед проблемой пары противоположностей. Конфликт этот выражается многими путями в зависимости от точки зрения и уровня мышления. Его можно назвать конфликтом между Христом и Антихристом, но не в том смысле, в каком он понимается теми, кто обычно прибегает к подобным выражениям. Христос и Антихрист — выражение двойственности духовности и материализма как в индивиде, так и в человечестве в целом. Можно говорить также и о Боге и Дьяволе в том же базовом контексте. Ибо что есть человек, если не выражение божественности (Бог) в материальной форме (Дьявол), и что есть материя, кроме как среда, через которую божественность должна в конечном счете выразить себя во всей своей славе? Но когда это произойдет, материя более не будет контролирующим фактором, но станет просто средством выражения.

Таким образом, борьба происходит между формальной стороной жизни и Душой. Страж Порога (порога божественности, братья мои) — само человечество с его древними привычками мышления, эгоизмом и завистью. Сегодня человечество стоит лицом к лицу с Ангелом Присутствия — с Душой, природа Которой — любовь, свет и вмещающее понимание. Сегодня великая проблема состоит в том, кто выйдет победителем в конфликте, какая из этих двух великих сил жизни будет определять будущее человечества и указывать путь, которым человечество решит следовать.

Проблема ясна всем правильно мыслящим людям. Нетерпимость, национальная гордыня и самодовольство могут сделать человека слепым к фактам современной ситуации в мире, однако есть достаточно ясно мыслящих людей, чтобы сделать верное решение более вероятным, чем когда-либо ранее в истории человечества.

Можно (и я говорю это ответственно) иметь серьезные физические недостатки и все же быть настолько полным жизненности и не проявлять интереса к физическому механизму, что хроническая нетрудоспособность (в обычном понимании) отсутствует. Это не то же самое, что победа ума над материей или теория совершенного здоровья; это вопрос преодоления энергетики особого внимания, что сводит на нет навязывание силовых воздействий на сознание. Поразмыслите над последним предложением, потому что оно содержит ключ к правильному обращению со здоровьем в будущем.

Подобным же образом, непрерывное размышление о постоянных атомах и спириллах могло бы привести к интенсификации формальной жизни и к тирании силы, протекающей сквозь них. Существуют очевидные аналогии и соответствия, которые могли бы быть исследованы в отношении спирилл в микрокосмической жизни и их связи с планами и подпланами макрокосма, с возможным последующим соотнесением и тех, и других с семью центрами микрокосма и семью планетарными схемами макрокосма. Но цель для большинства стремящихся не в том, чтобы ограничивать свое сознание концентрацией на таких мелочах, как постоянные атомы и элементы, связанные с индивидуальной формальной природой. Задача каждого стремящегося — расширять свое сознание, чтобы включать то, что лежит за пределами себя самого, в том, чтобы достигать более возвышенных состояний сознания в жизни группы и человечества, чтобы сознательно интегрировать себя в Иерархию, а в итоге и в Шамбалу, чтобы оккультно “познать” Бога в Его многочисленных фазах всевмещающей протяженности и совершенства.

Ни теория, ни устремление не делают, да и не могут сделать человека настоящим служителем. Почему же тогда мы видим сегодня столь активное служение в мире?

Просто потому, что жизнь, слова и дела первого мирового Великого Служителя, пришедшего показать нам суть служения, неизбежно оказали своё действие, и люди сегодня всерьёз стараются подражать Ему, плохо понимания, что подражание не даёт подлинных результатов, но лишь отражает расширяющиеся возможности.

Все эти законы Души (и Закон Служения не исключение) неизбежно проявляются двояко. Во-первых, они оказывают действие на индивида. Это происходит, когда установлен определённый контакт с душой и механизм души начинает отзываться. Подтверждение тому должны теперь дать разбросанные по всему свету изучающие эзотеризм, ибо они достигли уровня, позволяющего им выдвинуть из своих рядов истинного служителя, который явится свидетельством твёрдого контакта с душой. Во-вторых, эти законы души начинают оказывать групповой эффект на само человечество, воздействуя на него в целом. Этот эффект представляет собой нечто-то вроде отражения высшего сознания в низшей природе, поэтому в наше время мы наблюдаем столь сильное стремление к служению и значительные филантропические усилия. Всё это, однако, носит на себе глубокий личностный отпечаток, что часто приносит большой вред, поскольку люди пытаются навязывать свои представления о служении и собственный образ действий другим стремящимся. Они, может быть, и стали чувствительными к впечатлению, но зачастую неверно интерпретируют истину и теряют объективность, преследуя личностные цели. Им нужно учиться акцентироваться на контакте с душой и активном знакомстве с эгоической жизнью, а не на формальной стороне служения. И я прошу тех из вас, кому близки эти идеи и кто восприимчив к впечатлениям, приходящим от своей души (нередко неверно интерпретируя истину, искажаемую личными представлениями), акцентироваться на касании души, а не на формальной стороне служения. Активность формальной стороны усиливает личностные амбиции, скрывающиеся под обманчивыми представлениями о служении. Но при стремлении войти в контакт душой, который и является сутью служения, последнее осуществляется спонтанно в правильных направлениях и приносит ощутимые плоды. Обнадеживающим показателем этого являются отмечаемые в последнее время в мировой работе бескорыстное служение наряду с глубоким течением духовной жизни.

Человек включил в свои отношения пока только формальную сторону сферы деятельности обычной человеческой эволюции. Он пользовался формой, и она доминировала над ним. Он также страдал от нее и в результате, со временем, он испытал отвращение, из-за полной пресыщенности, ко всему, что имеет отношение к материальному миру. Неудовлетворенность, отвращение и непомерная усталость очень часто характерны для тех, кто стоит на пороге ученичества. Ведь кто такой ученик? Это тот, кто хочет уловить новый ритм, войти в новую область опыта и последовать по стопам тех продвинутых представителей человечества, которые до него уже прошли путь, ведущий из тьмы к свету, от нереального к реальному. Он отведал радостей жизни в мире иллюзии и познал их бессилие и невозможность удовлетворить и удержать его. Сейчас он находится в состоянии перехода от старого к новому состоянию существования. Он колеблется между осведомленностью души и осведомленностью формы. Он «видит двояко»...

Я хотел бы указать на то, что необходимо тщательно сдерживать ум от сведėния всех этих идей к грубой материалистической концепции. Следует твердо усвоить, что мы имеем дело с субъективной Жизнью, а не с объективной формой; например, то что мы рассматриваем, является синтезом принципов, или энергий обладающих определенными качествами, а не синтезом форм.

Через каждый эфирный центр человек доводит до совершенной вибраций какой-нибудь принцип, или качество, через которое может выразить себя субъективная Жизнь.

То же самое Небесный Человек стремится осуществить через каждую цепь схемы.

Над достижением того же Солнечный Логос работает через каждую схему в Системе; целью является обретение синтетического качества, а не совершенства формы. Естественно, что в соответствии с вышеупомянутым законом отклик энергетизируемой формы на насыщающую ее качеством Жизнь соответствует потребности, но это имеет второстепенное значение и не является целью.

Изучая человека, то, как он нащупывает себе дорогу от состояния животного до своего нынешнего, всё более интеллектуального подхода, и пробивается в будущее с его широчайшими благоприятными возможностями, будем всегда помнить, что для Хранителей Божественного Плана и Тех, Кто вырабатывает новые обстоятельства, формальная сторона жизни, внешнее материальное выражение, безусловно вторично. Ваше видение нередко искажается болью и страданием, которым подвергается форма (своими ли собственными или других, индивидуальными или массовыми), так что вы не видите ясно цели и необходимости жизни в форме. Для многих из вас, например, Мировая Война явилась величайшим бедствием, агонией, которая должна быть предотвращена в будущем любой ценой, ужасным, чудовищным событием, показателем наличия зла в человеке и немыслимого слепого безразличия Бога. Для нас же, на внутренней стороне, Мировая Война была чем-то вроде радикальной хирургической операции, сделанной в попытке спасти жизнь пациента. Страшная бактерия стрептококка, инфекция грозила жизни человечества (говоря символически), и операция была сделана для того, чтобы продлить благоприятную возможность и спасти жизнь, а не форму. Эта операция прошла в значительной степени успешно. Вирус, однако, не искоренён и даёт о себе знать в заражённых областях тела человечества.

Может потребоваться ещё одна хирургическая операция, но не для того, чтобы разрушить и привести к концу нынешнюю цивилизацию, а чтобы изгнать инфекцию и избавиться от лихорадки. Но она может и не понадобиться, поскольку процесс рассеяния, распределения и поглощения уже начался и может оказаться эффективным. Давайте работать ради такого результата. В то же время никогда не будем забывать, что именно Жизнь, ее цель и предопределенная судьба имеют значение; а также что, когда форма оказывается неадекватной,  слишком больной или искалеченной для выражения цели, то, с точки зрения Иерархии, ничего страшного, если эту форму нужно отбросить. Смерть — не  несчастье, которого надо бояться; работа Разрушителя в действительности не является жестокой или нежелательной. Это говорю вам я, который сам находится на Луче Любви и знает её смысл.

Изменено 01.05.2012 10:45
bugfixer invisible agent