Желание
Алиса А. Бейли

Желание

имена: желание - кама-манас

Желание не является субъективным качеством (с точки зрения реальности), кроме как в той мере, в какой оно представляет собой искажение и использование энергии воли, окрашенное наваждением. Желание является силой формальной природы; воля является энергией души, выражающей себя как направленность, прогресс, соответствие Плану. С точки зрения индивидуума План является воспринятой волей Бога в той мере, в какой на каждой конкретной стадии своего опыта индивидуум способен его уловить и понять. Эти различия заслуживают пристального внимания. Средний человек может считать желание субъективным, ибо он настолько полно отождествляет себя с жизнью формы на внешних планах, что импульсы и побуждения, приходящие к нему с потоком сознания, рассматриваются им как нечто неосязаемое и мистическое. Тем не менее, на самом деле они всего лишь излучения и реакции формы и вовсе не субъективны. Высокий зов долга, чувство ответственности — действительно субъективны по своей природе, так как они исходят от души и являются откликом души на притяжение формы. Ученик постепенно учится различать между этими различными аспектами энергии и силы, которые непрерывно воздействуют на его сознание. Со временем его анализ становится всё более точным и различающим, пока он не узнаёт окончательно, что именно является выражением силы (исходящей от формы), а что представляет собой касание энергий (исходящих от души).

В основе психологической проблемы человечества в целом лежит то определяющее отношение к существованию, которое мы называем Желанием. Все меньшие образования базируются, подчинены или вытекают из этой фундаментальной тяги. Фрейд называет её «сексом», а между тем это всего лишь другое название для силы притяжения к не-«я». Другие психологи говорят об этой превалирующей активности как о «жизни желания»[*]wishlife  людей, рассматривая все характерные тенденции, все эмоциональные реакции и характер ментальной жизни в категориях подспудных желаний, влечений и захватнических тенденций, как «защитные механизмы» или «способы бегства» от неотвратимых окружающих условий. Вот этим влечениям и желаниям, а также труду для их удовлетворения люди и отдают свою жизнь. И всё, что делается, представляет собой попытку удовлетворить сознаваемую потребность, ответить на вызов существования требованием счастья, неба и конечного достижения желанного идеального состояния.

Всё определяется той или иной формой настоятельной потребности в удовлетворении, которая характеризует поиск человека на любой стадии его развития. Это инстинктивное стремление к самосохранению, выражающееся в поиске дикарем пищи или в экономических проблемах современного цивилизованного человека; это стремление к самовоспроизведению и удовлетворению той наклонности, что приводит в настоящее время к осложнениям в сексуальной жизни расы; это стремление к популярности и любви и уважению со стороны других; это стремление к интеллектуальному наслаждению и ментальному постижению истины или глубоко затаённое желание небес и покоя, свойственное христианину, или стремление к просветлению, которого требует мистик, или жажда отождествиться с реальностью — «потребность» оккультиста. Всё это — желание в той или иной форме. И эти побуждения контролируют и управляют человечеством. Я бы сказал — управляют самым непосредственным образом, так как я лишь констатирую факт.

Именно осознание фундаментальной склонности, или контролирующего фактора, человека лежит в основе учения Будды и воплощено в Четырёх Благородных Истинах буддийской философии, которые можно сформулировать следующим образом:

Четыре Благородные Истины

  • а.  Существование в феноменальной вселенной неотделимо от страдания и скорби.
  • б.  Причина страдания заключается в желании существования в феноменальной вселенной.
  • в.  Прекращение страдания достигается искоренением желания феноменального существования.
  • г.  Путь к прекращению страдания — это благородный восьмеричный путь.

Именно осознание огромной важности избавления человека от его собственной природы желания побудило Христа настаивать на настоятельной необходимости делать добро своему ближнему, а не самому себе, вести жизнь служения, самопожертвования, самозабвения и любви ко всему сущему. Только так могут ум и «око сердца» отказаться от удовлетворения собственных нужд человека ради утоления более важных требований самого человечества.

Пока человек не встал на Путь Совершенствования, он не способен реально оценить обязательное для выполнения требование собственной души отказаться от стремления к внешнему, материальному, вещественному удовлетворению и от желания. Но именно этим требованием определялась для души необходимость воплощаться и какое-то время подчиняться Закону Перевоплощения. По мере продвижения работы очищения на Пути Очищения требование такого отказа становится всё настоятельнее и чётче, а когда человек вступает на Путь Ученичества, его реакции впервые попадают под контроль Закона Отвержения. Поначалу это происходит бессознательно, но затем всё более настойчиво и с большей осознанностью со стороны ученика, по мере того как он принимает одно посвящение за другим и его понимание обостряется.

Одна из фундаментальных концепций, усваиваемая всеми магическими работниками, заключается в том, что и воля, и желание — это силовые эманации. Они различаются в качестве и вибрации, но по сути это энергетические потоки; один, будучи центробежным, образует начальный вихрь, или центр активности, а другой, будучи центростремительным, является главным фактором для наращивания материи в форму вокруг центрального вихря. Интересным примером этого факта служит формирование эгоического лотоса, при котором волевой аспект образует «драгоценность в лотосе», или внутренний центр электрической энергии, а аспект желания, или любви, образует сам эгоический лотос, или форму, скрывающую центр. Аналогия такого процесса сохраняется при любом формостроительстве — для богов, людей и атомов.

Шестиконечная звезда — знак того, что «Сын Необходимости» (не имеет значение, Бог или человек) ищет физического воплощения. И дэвы шестого порядка, Агнисурьяны, являются первостепенным фактором в том, чтобы осуществить это. В Шестом круге эти дэвы будут всё больше и больше обнаруживать свое присутствие, но сила их вибрации — очень постепенно — будет обращаться вверх, а не вниз, к физическому плану. Этот процесс будет включать трансмутацию желания в устремление и приведет в конечном счете к освобождению Планетарного Логоса и завершению манвантары, или Его цикла физического воплощения. Удаление силы желания аналогичным образом приводит к прекращению физического существования человека. «Древний Комментарий» так выражает эту истину:

«Шестые удаляются внутрь себя; они обращаются к Пятым, оставляя Седьмых в одиночестве»

Во время существования, в процессе пребывания в воплощении, скрытая частица Жизни остается в неведении относительно того, что лежит вне ее самой, и постепенно должна пробивать себе путь вовне, ко все большей свободе и независимости от формы.

Первоначально сфера собственной формы является тем единственным, о чем она осведомлена, оставаясь в неведении обо всем, что находится вне ее. Контакты, вызываемые желанием, служат теми факторами, посредством которых неведение перерабатывается в знание, и человек (так как здесь речь идет лишь о человеческой единице, хотя базовые законы верны для всех форм божественной жизни) постепенно становится осведомленным о себе, как он есть, и начинает осознавать свою окружающую среду...

7. Желание — это привязанность к объектам удовольствия.

Это совсем не буквальный перевод, но он передает основную идею настолько ясно, что лучше эту Сутру не переведешь.

Объекты удовольствия включают в себя все привязанности, формируемые человеком, от стадии дикаря до продвинутых степеней ученичества. Они включают как желание обладать грубыми объектами на физическом плане, так и привязанность к предметам, занятиям и реакциям, которые достигаются эмоциональной или интеллектуальной деятельностью. Они охватывают всю гамму, весь диапазон чувственного опыта, от отклика дикаря на тепло и вкусную пищу до экстаза мистика. Желание — это обобщенный термин, выражающий направленность Духа вовне, к жизни в форме. Оно может означать наслаждение каннибала своей пищей, любовь человека к своей семье, проникновенную оценку художником прекрасной живописи или поклонение преданного Христу или своему гуру. Все это — того или иного рода привязанности, и прогресс Души видится в освобождении от одного объекта чувств, затем от другого, пока не настанет время, когда в одиночестве он вознесется назад к самому себе. Он исчерпал все объекты привязанности, и, кажется, даже его гуру оставил его одного. Остается одна только Реальность, та Духовная Реальность, которой является он сам, и тогда его желание перестает быть направленным вовне и обращается вовнутрь. Он находит царство Божье внутри. Тогда все желания оставляют его. Он вступает в контакты и продолжает проявляться и работать на планах иллюзии, но он работает из центра, где обитает его божественное «Я», итог всех желаний, и ничто больше не соблазняет его сойти на второстепенные дороги удовольствия и страдания.

8. Ненависть — это отвращение к любому объекту, воспринимаемому чувствами.

Эта Сутра противоположна предыдущей. Истинный Йогин не испытывает ни отвращения, ни желания. Он сбалансировал эти пары противоположностей. Ненависть вызывает обособленность, в то время как Любовь раскрывает Единство, лежащее в основе всех форм. Ненависть — это результат такого сосредоточения на форме, когда забывается то, что проявляет (в той или иной степени) каждая форма; ненависть — это чувство отталкивания, и оно ведет к удалению человека от объекта ненависти; ненависть противоположна братству и, следовательно, является нарушением одного из базовых законов Солнечной системы. Ненависть отрицает Единство, приводит к возведению барьеров и порождает причины, ведущие к кристаллизации, разрушению и смерти. Это энергия, используемая на отвержение вместо синтеза, и поэтому она направлена против Закона Эволюции.

Ненависть, в действительности, — это результат чувства личности, а также неведения и злоупотребления желанием. Она является почти кульминацией этих трех проявлений. Именно чувство личности и крайнее неведение, вместе с желанием личной выгоды, вызвали ненависть к Авелю в сердце Каина и породили первое убийство, или разрушение формы брата. Это следует тщательно продумать, поскольку в каждом человеческом сердце до некоторой степени есть место ненависти и отвращению. Однако только тогда, когда их полностью преодолеет Любовь, или чувство Единства, смерть, опасность и страх станут неведомы человеческому семейству.

9. Интенсивное желание существовать чувствуя — это и есть привязанность. Оно присуще каждой форме, является самоувековечивающим и не чуждо даже самым мудрым.

Эта форма привязанности является базовой причиной всякого проявления. Она присуща взаимосвязи двух великих противоположностей, Духа и Материи, являясь управляющим фактором в логоической манифестации; вот почему ей подвержены даже «самые мудрые». Эта форма привязанности является автоматической способностью, самовоспроизводимой и самоувековечивающейся, и следует помнить, что преодоление этой тенденции, даже доведенное до высшей степени адептом, — всего лишь относительное преодоление. До тех пор, пока Логос нашей Солнечной системы, Абсолютный Дух, воплощается через посредство Солнечной системы, эта тенденция будет присутствовать и в наивысшем планетарном Духе, и в самом возвышенном Духовном существовании. Все, что можно сделать, чтобы преодолеть привязанность, или искоренить желание, — это развить способность уравновешивать пары противоположностей на любом конкретном плане, с тем чтобы не держаться за формы этого плана, и тогда удаление становится возможным. Обычный учащийся придает самый второстепенный смысл словам: «привязанность», «желание», «их искоренение». Он интерпретирует их в терминах своего незначительного достижения. Они представляют всего лишь слова, весьма неадекватно и чисто символически употребляемые в попытке выразить оккультную работу. Правильное понимание может прийти только в терминах Закона Притяжения и Отталкивания и через понимание системы оккультных вибраций.

В атлантические времена уровнем, на котором проходило основное руководство человечеством и его раскрытие, был астральный план, так что преобладающе активной стала эмоциональная, импульсивная природа, область созревания желания. Тогда и начались реальные трудности в сфере майи. До того на эфирном плане ощущались лишь две энергии: энергия самой жизни через сутратму, проходящая через эфирный план и необходимая для экзотерической жизнеспособности на физическом плане, и энергия Иерархии в целом, вызывающая медленную и общую, хотя и относительно безрезультатную организацию преобладающих сил. Но затем на эфирные силы стала воздействовать третья, самая мощная сила, генерируемая человечеством. В тот ранний период человеческой истории люди начинали желать, и их желания больше не относились к чисто животной природе, как прежде, когда они исходили от плотной физической субстанции (и, значит, не были связаны с принципом), но олицетворяли новый тип энергии и в действительности представляли собой первое выражение человеком высшего божественного аспекта. Желание — это низшее отражение в человеческом сознании волевого аспекта.

Это мощная вибрация желания была вызвана людьми, которые ещё не обладали каким бы то ни было духовным видением, но имели чисто материальные инстинктивные реакции (что вполне закономерно для того времени), привлекавшие внимание некоторых сугубо злобных энергий или Существ. Эти Существа обратили данную ситуацию на удовлетворение своей жажды власти, — опять же, извращение волевого, или первого, аспекта. Так возникла Тёмная Ложа. Питалась она человеческим желанием и напоминала гигантского нависающего вампира. Она искажала смысл человеческого существования и усиливала рост желаний намного больше, чем ожидалось или планировалось Иерархией, создавая ложные цели и стандарты и, таким образом, выстраивая барьер между низшим планетарным центром, Человечеством, и «средним звеном», или центром, Иерархией. Очевидно, поэтому, что в сфере майи действуют следующие энергии:

  1. Инстинктивная сила животного желания. Она не порочна сама по себе, со временем ослабевает и, как правило, поддаётся контролю.
  2. Поток нисходящей жизни в двух аспектах:
    1. а.  Аспект жизни, обеспечивающий существование.
    2. б.  Аспект жизни, сохраняющий форму.
  3. Постоянное притяжение души, направляемое Иерархией и усиливающееся с течением времени.
  4. Довлеющая мощь материального желания, фокусируемая в Тёмной Ложе. Она питает человеческое желание и образует некую форму жизни за счёт массового желания человечества.
  5. Развитие человека в астральных направлениях, которые чётко прослеживаются как определённые направления энергий или сил:
    1. а.  Желание материального обладания.
    2. б.  Желание того, что принадлежит другим. Именно о нём сказано в заповеди «Не кради».
    3. в.  Личностные цели и амбиции, образующие форму фокусированного, непреодолимого, жизнеопределяющего желания.
    4. г.  Устремление, приводящее к видению и мистическому Пути.
    5. д.  Очищение, сознательное обуздание желания на Пути Испытаний.
    6. е.  Посвящение. Первые два посвящения принимаются, как вы знаете, на астральном плане и дают полное избавление как от этого плана наваждения, так и от сферы майи.

Для большинства задачей является достижение физической и эмоциональной чистоты и, следовательно, в первую очередь освобождение от эмоционального контроля и желания. Отсюда неизменное, хотя и неудачно сформулированное наставление, приводимое во многих эзотерических книгах: «Убей желание». Возможно, более корректной формулировкой для нашего времени будет «переориентируй желание» или «перенаправь желание», так как неустанный процесс переориентации всей природы желания, так, чтобы он, в конечном итоге, стал обычным состоянием ума, является ключом к любым процессам преображения и к эффективной магической работе.

Манасический человек, интегрированная личность, работает, как мы видели, в двух направлениях, которые зависят от достигнутой интеграции. Есть два вида этой интеграции:

  1. У интегрированной личности, фокусирующейся в уме и постоянно расширяющей связь с душой.
  2. У ученика, интегрированная личность которого теперь быстро сливается с душой и поглощается ею.

На данной стадии развития ума и постоянного умственного контроля (основанного на том, что человеческое сознание теперь определенно фокусируется и постоянно центрируется в ментальном проводнике) процессы разрушения астрального тела посредством стирания и «динамического отвержения» проходят еще в физическом воплощении. Воплощенный человек отказывается подчиняться желанию; то, что осталось от иллюзорного астрального тела, теперь управляется умом, и импульсы желаний встречаются полным и сознательным отказом либо из-за эгоистических амбиций и ментальных соображений интегрированной личности, либо благодаря вдохновляющему намерению души, подчиняющей ум своим целям. Достигнув этой точки эволюции, человек может рассеять последние остатки всякого желания благодаря просветлению. На ранних стадиях чисто манасической или ментальной жизни это достигается благодаря просветлению, которое приносится знанием и задействует, главным образом, свет, присущий ментальной субстанции. Позднее, когда связь между душой и умом будет укрепляться, этот процесс будет ускоряться и дополняться светом души. Ученик теперь использует более оккультные методы, однако здесь я не могу их описывать.

Над всем человеческим семейством висит гигантская мыслеформа, построенная людьми всего мира на протяжении веков, подпитываемая энергией неконтролируемых желаний и злых наклонностей всего самого худшего в человеческой природе и сохраняемая побуждениями низших желаний человека. Эта мыслеформа должна быть разрушена и рассеяна самим человечеством в последней части нашего круга перед завершением цикла, и её рассеяние будет одной из сил, вызывающих межпланетарную пралайю. Именно этот образец неумелой творческой работы Великие и стараются разрушить.

Когда энергетические потоки человеческого семейства будут направляться только с эгоических уровней, когда желание будет трансмутировано, а пятый принцип пробужден и затем просветлен шестым, тогда и только тогда сила импульса, эманирующего с низших уровней, иссякнет, и вслед за этим умрёт и «Страж Порога», преследующий в настоящее время человеческое семейство. Другими словами, когда плотное физическое тело Планетарного Логоса (состоящее из материи трёх миров человеческого усилия) будет полностью очищено и оживлено силой жизни, притекающей с эфирных уровней, и когда все Его центры (образованные из человеческих единиц) будут вполне пробуждены, тогда эти центры станут каналами для чистой силы, а существование такой сущности, как «Страж», станет просто невозможно.

Изменено 28.01.2013 10:29
bugfixer invisible agent