Закон Перевоплощения
Алиса А. Бейли

Закон Перевоплощения

реинкарнация - перерождение - закон благоприятной возможности

Этот Закон является главным естественным следствием Закона Эволюции. Он никогда не был уяснен или правильно понят на Западе, а на Востоке, где он признается управляющим принципом жизни, не принес пользы, потому что оказывал усыпляющее действие и тормозил прогресс. Восточный учащийся полагает, что Закон Перевоплощения дает ему массу времени, и это сводит на нет движущее побуждение к конечной цели. Средний христианин путает Закон Перевоплощения с тем, что он называет трансмиграцией, или “переселением душ”, часто считая, что Закон Перевоплощения означает переход человеческих существ в тела животных или низших форм жизни. Это на самом деле не так. Поскольку жизнь Бога прогрессирует от одной формы к другой, жизнь в дочеловеческих царствах природы последовательно переходит из минеральных форм в растительные и из растительных — в животные; от стадии животной формы жизнь Бога переходит в человеческое царство и повинуется Закону Перевоплощения, а не закону Трансмиграции. Тем, кто знаком с Законом Перевоплощения, или Реинкарнации, эта ошибка кажется нелепой.

Доктрина или теория перевоплощения приводит ортодоксального христианина в ужас; даже если кто-то задаст ему вопрос о слепом человеке, который ученики задали Христу: “Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?” (Иоанна 9.2), — он отвергнет его скрытый смысл, будет легкомысленно шутить или испугается — кто как. То, как эта мысль представлялась миру средним оккультистом или теософом, в целом очень удручает. Удручает своей примитивностью. Лучшее, что можно по этому поводу сказать, это то, что они ознакомили публику с данной теорией; однако если бы ее излагали более доходчиво, то больше людей на Западе воспринимали бы ее.

Если Христос будет представлять всеобщему вниманию конечную цель правильных человеческих отношений, акцент Его учения должен делаться на Законе Перевоплощения. Это неизбежно, потому что признание этого закона приведет к решению всех проблем человечества и к ответу на многие вопросы.

Доктрина эта станет одной из ключевых нот новой мировой религии и средством, содействующим лучшему пониманию дел в мире. Когда Христос лично был здесь прежде, Он подчеркивал наличие души и ценность индивидуума. Он говорил людям, что они могут спастись жизнью души и Христа в человеческом сердце. Он говорил также, что “если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия” (Иоанна 3.3). Только души могут функционировать как граждане этого царства, и именно об этой привилегии Он впервые поведал людям, тем самым, давая им видение божественной возможности и надежный ориентир для накопления опыта. Он говорил: “Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный” (Матф. 5.48).

Перевоплощение фундаментально присуще проявленной вселенной и является базовой темой основополагающей системной пульсации. Есть несколько вопросов в связи с перевоплощением, которые я хотел бы пояснить.

Поскольку знак Рака связан в первую очередь с миром причин, его внутренний смысл окутан неопределенностью и неуловимой утонченностью, ускользающей от понимания обычного мыслителя. То же относится и к остальным знакам, образующим Кардинальный Крест Небес. В конечном счете только посвященный ученик способен оценить истинный смысл этих зодиакальных влияний, пульсирующих во всём проявленном универсуме, ибо они являются прежде всего выражением духа, или жизни, а не души или тела. Таким образом, как вам уже было сказано, до третьего посвящения мало что можно узнать или сказать об этой «таинственной сущности, являющейся божеством в движении». Например, когда вы читаете, что ключевая нота этого знака может быть выражена библейскими словами «Дух Божий носился над водами», означает ли это для вас нечто конкретное? Вы могли бы ответить, что Бог двигался в субстанции, производя тем самым чувственно воспринимаемые формы. Но выражает ли это для вас некую умопостигаемую истину? В Раке Бог вдохнул в ноздри человека дыхание жизни, и человек стал живой душой. В этих словах установлено отношение, существующее в уме Бога между духом (дыханием жизни), душой (сознанием) и человеком (формой). Тем не менее, вкладывает ли это утверждение какую бы то ни было постигаемую концепцию в ваш ум? Думаю, что нет, так как синтез окончательной связи находится за рамками среднего понимания, и его «связующее», или сущностное единство (лежащее за пределами сознания и известной реальности) достигается прежде всего в этом знаке, одном из самых древних и самых первых из распознанных древним человечеством в качестве влияющего фактора.

Я констатирую ту фундаментальную — и смутно признаваемую вами — истину, что в Овне сущностная субстанция проявления пробудилась к новой активности под воздействием божественного желания, движимого божественным Дыханием, божественной Жизнью, или Духом. В Раке эта живая субстанция приняла тройственное дифференцированное выражение, которое мы называем Жизнью (Овен), Сознанием (Телец, следующий за Овном) и проявленной двойственностью (Близнецы, знак, предшествующий Раку). Эти три элемента как целое нашли внешнее выражение в Раке, завершая эзотерический кватернер чрезвычайной важности. В Раке имело место первое великое слияние, зарождающееся и неосознанное. В Весах вышеупомянутые элементы достигают точки равновесия, несколько статичного (которое позже будет нарушено Скорпионом), и эта сущностная тройственность ясно проявляется в отношениях друг с другом. В Козероге, знаке посвящения, базовая тройственность начинает возвращаться к более раннему состоянию «дыханию духа», но на этот раз с полной осведомленностью и правильной организацией: форма является совершенным выражением души, а душа восприимчива к пульсации Единой Жизни и откликается на неё, по мере того как Жизнь раскрывает в своей активности совершенную волю Логоса.

Тайна (так называемая) Кардинального Креста является тайной самой Жизни, подобно тому как Фиксированный Крест содержит тайну души, или выражает мистерию самосознательной сущности, а Мутабельный Крест заключает в себе тайну формы. В этих словах содержится ключ к тайне проявления в целом и к той мистерии, которая была открыта Христу во время распятия. Понимание Им этой мистерии засвидетельствовано в торжественном высказывании, зафиксированном в «Новом Завете»: «Боже, Боже Мой, для чего Ты Меня оставил?» Тогда Он покинул Фиксированный Крест, оставив Свою прежнюю Индивидуальность, и отождествился с тем, что было открыто Ему в тот момент. Эти слова, не вполне точно переведенные в христианской Библии, имеют три смысла, или истинных значения. Перевод, намёк на который содержится в «Тайной Доктрине» (II. 613), «Одеяние, одеяние, прекрасное одеяние моей силы не служит более», выражает внутреннее откровение Мутабельного Креста, данное Спасителю, смотревшему на жизнь как душа. В цитированных выше словах: «Боже, Боже Мой, для чего Ты Меня оставил?» Ему была показана мистерия Фиксированного Креста, и тогда Его взору впервые открылась тайна Кардинального Креста. Слова, воплощающие эту центральную тайну, никогда не открывались человечеству. Одним из факторов, отличавших Христа от всех предшествовавших Ему Спасителей Мира, заключался в том, что Он был первым из нашего человечества, кому по достижении божественности (которой достигали многие), было позволено увидеть «золотую нить света и живой жизни, соединяющую свет в центре всех проявленных Крестов». Ему было позволено узнать смысл жизни, выражающей себя в Космическом Распятии, являющемся эпизодом космической жизни, а не смерти, как полагается обычно.

Геракл постиг истинный смысл Мутабельного Креста и в полноте знания взошёл на Фиксированный Крест со всеми сопутствующими этому трудностями и работой. Будда через полное просветление постиг смысл как Мутабельного, так и Фиксированного Крестов, поскольку Он обладал тайной откровения в Тельце, подобно тому, как тайна направленной энергии Скорпиона была источником силы Геракла. Христос, зная обе эти тайны, понял через живое постижение и тайну Кардинального Креста, ибо свет Преображения (в Козероге) открыл Ему его славу и трансцендентную мистерию.

Есть два слова, которые передают цель и задачу выражения на Кардинальном Кресте. Они открывают причину, по которой двое «Врат Зодиака» широко открываются под воздействием импульса и требования божественного духа. Одно из этих слов — «самосохранение», ведущее к стремлению воплотиться в Раке, который представляет собой врата, через которые дух проявляется на физическом плане. Этот импульс (когда форма является основным объектом внимания души, а также тем, с чем душа в первую очередь себя отождествляет) приводит к стадии статичного уплотнения в земном знаке Козерога. Второе слово — «бессмертие», божественный аспект самосохранения; это основной обуславливающий фактор в творческом процессе, ведущий к полному откровению эволюции, к периодическому возобновлению жизни в форме и к откровению жизни, пребывающей в форме. В Козероге, во время третьего посвящения, этот аспект жизни приобретает первостепенное значение.

Таким образом, вы видите, почему Кардинальный Крест так загадочен, почему Рак и Козерог так мало поняты современными астрологами и почему в конечном счете только посвященные Сыны Бога могут постичь смысл четырёх знаков, образующих Кардинальный Крест, и понять отношения между четырьмя энергиями, которые, изливаясь через четыре направления этого Креста, создают вихрь (синтетической) силы, образующий «резервуар чистого огненного света», через который когда-нибудь должны пройти все, принимающие высшие посвящения. Принимающие первые два посвящения должны пройти Путь, ведущий через Горящую Твердь. Принимающие более высокие посвящения должны погрузиться в море, или резервуар, огня, который в сущности является огнём Бога, так как он очищен от всех аспектов материальной формы посредством полного очищения желания.

В настоящее время тема перевоплощения понимается очень слабо. Современные представления о нём с излишним акцентированием мелких несущественных деталей исказили истинные масштабы этого явления, игнорируя истинный смысл процесса; оказались упущенными общие широкие очертания процесса воплощения. Истинное величие и красота темы были потеряны в спорах о продолжительности периода между воплощениями, в нелепых обсуждениях недоказанных и недоказуемых сообщений и в наивных и совершенно безосновательных попытках теософски ориентированных людей реконструировать свои прошлые жизни.

Дух в человеке не умирает; он вечен, прогрессируя от точки к точке и от стадии к стадии на Пути Эволюции, упорно и последовательно раскрывая божественные атрибуты и аспекты. Эта истина необходимо подразумевает осознание двух великих законов природы: Закона Перевоплощения и Закона Причины и Следствия. Церкви на Западе официально отказываются признавать Закон Перевоплощения и тем самым попадают в теологический тупик, в безвыходное положение, из которого невозможно выбраться. Церкви на Востоке излишне акцентируют эти законы и тем прививают людям пассивное, соглашательское отношение к жизни и её процессам с расчётом на постоянно возобновляющуюся благоприятную возможность. Христианство подчёркивает бессмертие, но ставит вечное счастье в зависимость от согласия с теологической догмой: будь настоящим христианином и живи на довольно бессмысленных небесах или отказывайся быть послушным, пассивным христианином и отправляйся в неправдоподобный ад — ад, вытекающий из теологии Ветхого Завета с его представлением о Боге, исполненном ненависти и ревности. Обе концепции отвергаются сегодня всеми нормальными, искренними, мыслящими людьми. Никто, наделённый хоть какой-то способностью к мышлению или истинной верой в Бога любви, не признаёт небеса церковников и не имеет ни малейшего желания туда попасть. Ещё меньше он признает «озеро огненное, горящее серою» и вечные муки, которым Бог любви, якобы, подвергнет всех, кто не верит в теологические интерпретации средневековья и толкования современных фундаменталистов или немыслящих церковников, старающихся — при помощи доктрин, страха и угроз — удержать людей в оковах устаревшего, изжившего себя учения.

Сущностная истина находится где-то в ином месте. «Что посеет человек, то и пожнёт» — вот истина, которую нужно повторять и повторять. В этих словах Св. Павел излагает для нас подлинное древнее учение о Законе Причины и Следствия, называемом на Востоке Законом Кармы. К ним он добавляет в другом месте предписание «совершайте своё спасение» и — так как оно противоречит теологическому учению и, кроме всего прочего, его невозможно осуществить в одной какой-либо жизни — безоговорочно утверждает Закон Перевоплощения, представляя школу жизни как постоянно возобновляющийся опыт, накапливаемый до тех пор, пока человек не исполнит наказ Христа (который относится к каждому человеку): «Итак будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный». Распознавая результаты действия — хорошего или плохого — и постоянно рождаясь на земле вновь и вновь, человек в конце концов достигает «меры полного возраста Христова».

Процесс постепенного обеспечения формами, являющимися адекватным выражением пребывающего в них сознания, и составляет великое назначение того, что мы называем «Матерью-Природой». Она это делает по Закону Притяжения, который мы разбираем. Данный закон управляет двумя аспектами раскрытия: один относится к душе, или аспекту сознания, другой – к Духу на его собственном плане. Именно этот закон является причиной того непрерывного цикла принятия, использования и отбрасывания формы, который характеризует воплощения всех видов и типов живых существ. Учащемуся нужно помнить, что Существований, являющихся притягательными силами в проявлении (то есть Дхиан Чоханов), – всего семь, поэтому качество проводников, составляющих Их тела, бывает семи видов в соответствии со специфической природой Владык Жизни.

Вам хорошо известно, что великий Закон Перевоплощения — основной Закон, контролирующий все процессы проявления. Он управляет эзотерическим выражением Солнечного Логоса и человеческого существа, причем целью этого постоянно возобновляющегося процесса является приведение всё более совершенной формы к расширяющемуся служению Души.

Интеграция индивида в своё окружение идёт быстрыми темпами, и психологическая адаптация человека к своей области накопления опыта будет неизменно упрочиваться. В этом человечество может не сомневаться, и история развития человека как существа познающего подтверждает это. Однако интеграция человеческого существа и времени не завершена, и даже само это заявление малопонятно. Ни происхождение, ни цель человека почти не учитываются, и он исследуется с точки зрения одной короткой жизни и своей нынешней оснащённости. И пока он не будет интегрирован со временем и со своим окружением и пока Закон Перевоплощения не будет допущен как самая вероятная гипотеза, не будет и реального понимания эволюции, отношений между индивидами и процесса раскрытия оснащённости. Не будет и настоящей мудрости. Знание приходит в процессе интеграции индивида в своё окружение. Мудрость приходит при его координации с процессами времени.

Не признавая теорию перевоплощений и рассматривая человека в отрыве от долгой предшествующей истории, исключительно тяжело, конечно, получить правильное представление о нём. В этом веке, когда господствуют предельно разделяющее мышление и взгляды, при подходе к человеку значение придаётся лишь его индивидуальной жизни как индивидуального человека, оторванного во времени и пространстве от всего, что случилось до него, и всего, что окружает его в настоящем. Но как выражение душевного процесса человек игнорируется совершенно.

Необходимо помнить, что практически все оккультные группы и оккультные писания безрассудно делали акцент на прошлых воплощениях и их открытии, причем это открытие не поддается сколько-нибудь осмысленной проверке, — любой может говорить и утверждать всё, что ему нравится. Учение их основывалось на фантастических правилах, устанавливающих, как полагали, временные соотношения и интервалы между жизнями; при этом забывали, что время есть свойство сознания мозга, и что отдельно от мозга времени не существует; упор всегда делался на вымышленных отношениях. Такое учение о перевоплощении (выданное до сих пор), принесло больше вреда, чем пользы. Только один фактор остается ценным: существование Закона Перевоплощения сейчас обсуждается многими и принимается тысячами.

Помимо того, что такой закон есть, нам известно мало, и те, кто из опыта знает фактическую природу такого возвращения, без колебаний отвергают глупые и невероятные подробности, преподносимые как факты теософскими и оккультными обществами. Закон существует; о подробностях его действия мы пока ничего не знаем. По этому поводу можно перечислить лишь несколько не вызывающих сомнения пунктов, которые не содержат противоречий:

  1. Закон Перевоплощения является великим естественным законом нашей планеты.
  2. Это процесс, установленный и осуществляемый согласно Закону Эволюции.
  3. Он тесно связан с Законом Причины и Следствия и обусловливается им.
  4. Это процесс последовательного развития, позволяющий людям прогрессировать от самых грубых форм немыслящей материи до духовного совершенства и восприятия, которые позволяют человеку стать членом Царства Божьего.
  5. Закон Перевоплощения отвечает за различия между людьми и — в связи с Законом Причины и Следствия (называемым на Востоке Законом Кармы) — за различия в обстоятельствах и в отношении к жизни.
  6. Он является выражением волевого аспекта души, а не результатом решения той или иной формы; именно душа перевоплощается во всех формах, подбирая и выстраивая подходящие физические, эмоциональные и ментальные проводники, чтобы через них осваивать следующие необходимые уроки.
  7. Закон Перевоплощения (применительно к человечеству) активизируется на плане души. Воплощение мотивируется и направляется с уровня души, на ментальном плане.
  8. Души воплощаются группами, циклически, по закону, чтобы установить правильные отношения с Богом и со своими собратьями.
  9. Последовательное раскрытие по Закону Перевоплощения в значительной степени обусловливается ментальным принципом, “потому что, каковы мысли в душе его, таков и он”. Несколько этих коротких слов нуждаются в самом тщательном осмыслении.
  10. По Закону Перевоплощения человек медленно развивает ум, затем ум начинает контролировать чувствующую, эмоциональную природу и, в конце концов, открывает человеку душу, ее природу и окружение.
  11. В этой точке своего развития человек начинает прокладывать Путь Возвращения и постепенно ориентирует себя (после множества жизней) на Царство Божье.
  12. После того как — благодаря развитой ментальности, мудрости, практическому служению и пониманию — человек научился не просить ничего для отдельного “я”, он отвергает желание жизни в трех мирах и освобождается от Закона Перевоплощения.
  13. Теперь он обрел групповое сознание, осведомлен о своей душевной группе и о душе во всех формах и достиг — как и требовал Христос — стадии Христоподобного совершенства, “меры полного возраста Христова” (Еф. 4.13).

Дальше этих обобщений ни один мыслящий индивидуум пойти не отважится. Когда Христос явится вновь, наше знание станет более достоверным и реалистичным; мы будем знать, что мы извечно связаны с душами всех людей и состоим в определенных отношениях с теми, кто перевоплощается вместе с нами, усваивает вместе с нами те же уроки, набирается опыта и экспериментирует вместе с нами. Это доказанное и признанное знание возродит самые источники нашего человеческого существования. Мы будем знать, что все наши трудности, все наши проблемы объясняются нашей неспособностью признать этот фундаментальный Закон с налагаемыми им ответственностью и обязательствами; тогда мы постепенно научимся руководствоваться в своей деятельности его справедливым сдерживающим влиянием. Закон Перевоплощения воплощает практическое знание, которое нужно сегодня людям, чтобы правильно и достойно проживать свою религиозную, политическую, экономическую, общественную и личную жизнь и тем самым устанавливать правильные отношения с божественной жизнью во всех формах.

Каждая покинувшая тело душа периодически приходит на землю, и многие миллионы живущих сегодня на земле жили в позднеатлантическую эпоху и, следовательно, являются цветом и высшим продуктом той высоко эмоциональной расы. Они приносят с собой предрасположенность и врожденные тенденции, которыми наградила их прошлая история.

Поэтому нужно иметь в виду, что физические тела, в которых сейчас пребывает человечество, созданы из очень древней материи и что эта субстанция окрашена или обусловлена прошлой историей. Сюда необходимо добавить еще два положения. Во-первых, приходящие души привлекают для построения своих внешних оболочек материал того типа, который созвучен определенному аспекту их тонкой природы. Если, скажем, на первом месте у них стоит физическое желание, материал их физического проводника будет очень чувствителен к этому конкретному побуждению. Во-вторых, каждое физическое тело несет в себе семена неизбежного воздаяния, если его функциональные возможности используются не по назначению.

«Природа дэвы» (как она называется) начинает участвовать в процессе; от качества любви этой природы и от специфического типа того, что является объектом любви, будет зависеть и природа мыслеформы. Если дэва, или Солнечный Ангел, ещё испытывает любовь к проявлению и желает объективного существования, тем самым добровольно отождествляясь с субстанцией, тогда следует перевоплощение в физическую жизнь. Если дэва, или Солнечный Ангел, более не притягивается материей, тогда отождествления нет и объективная жизнь более не является законом его существования. Теперь он отождествляется с качеством, или энергией, и становится выражением божественных атрибутов. В этом случае объективное проявление может последовать как добровольная жертва на благо группового или планетарного существования, но отождествления с отдельной формой больше нет.

Здесь мне хотелось бы особо отметить, что в фундамент новой психологии обязательно должна быть заложена предпосылка о том, что проживаемая в настоящем жизнь не является единственной возможностью достижения интеграции и конечного совершенства. Необходимо принять Закон Перевоплощения, что само по себе станет главным средством облегчения в любой момент кризиса или при любой психологической проблеме. Знание о возможностях в будущем и о продлении сроков оказывает успокоительное воздействие на многие типы умов. Способность ума к интерпретации просветляюще действует на пациента по мере того, как он сознаёт, что прошёл через точки кризиса, благодаря чему его нынешнее оснащение демонстрирует достигнутую им интеграцию, которая гарантирует победу в кульминации текущего кризиса и трудного конфликта. Свет, который освещает при этом его отношения и окружение, помогает ему укрепиться в своей цели и понять неизбежную ответственность. И когда нынешнее наивное толкование этого великого закона уступит место истинному его пониманию, человек примет ответственность за свою жизнь, каждый день распознавая прошлое, понимая цель настоящего и обращая взор в будущее. Это также значительно снизит растущую тенденцию к самоубийству.

Итак очевидно, что в решении проблемы огромную помощь может оказать элемент времени, и именно здесь реальное понимание Закона Перевоплощения, или Закона Благоприятной Возможности (как я предпочел бы называть его), принесёт несомненную пользу. Но прежде всего, он даёт психологу и его подопечному надежду и представление о свершении и конечном достижении...

Интересно, что почти все учения о перевоплощении акцентируют материально-феноменальную сторону, хотя всегда более или менее случайно упоминают о духовных и ментальных приобретениях, получаемых от воплощения к воплощению в школе жизни на нашей планете. Об истинной природе раскрывающейся осведомлённости и о росте во внутреннем сознании истинного человека говорится немного, а о дальнейшем освоении в каждой жизни механизма контакта и о результате повышения чувствительности к окружению (единственно ценных для «Я» наработках) не говорится почти ничего. Много и живописно изображаются детали быта, описываются возможные материальные ситуации, места, одежда и личностные человеческие отношения, а «открытием прошлых воплощений» обычно называется открытие драматических событий, которое питает индивидуальное сознание перевоплощающегося и, как правило, — его тщеславие. Столь странному представлению есть несколько причин. Во-первых, мир иллюзий по-прежнему доминирует в жизни даже лучших людей; во-вторых, эволюционный уровень писателя или оратора не позволяет ему взглянуть на жизненный цикл с точки зрения души, отстранённо и в истинном свете, иначе он опустил бы описание материальных феноменов, а то и вовсе не заметил бы их, а говорил бы только о ценностях — духовных и ментальных — и о том, что относится к внутренней групповой жизни. Методы представления многовековой доктрины перевоплощения и ненужный акцент на формальном аспекте в ущерб душевным ценностям явились причиной негативной реакции на весь предмет в умах мыслящих людей и учёных. Но несмотря на это есть и положительные результаты, так как теория эта неуклонно проникает в сознание человечества, становясь составной его частью и находя общественное и, наконец, научное признание.

Оккультисты всего мира через теософские общества и другие так называемые оккультные организации нанесли большой урон истине о перевоплощении добавлением ненужных, малозначимых, неточных и чисто спекулятивных деталей, выдаваемых ими за правду о процессах смерти и окружении человека в посмертном существовании. Детали эти в большой степени зависят от ясновидения астральных психиков, занимающих в Теософском Обществе видное положение. В мировых Писаниях этих деталей нет, и Е.П.Б. в «Тайной Доктрине» тоже не приводит ничего подобного. Примером такой неточной и глупой попытки пролить свет на теорию перевоплощения могут быть временные границы, установленные для отошедших человеческих душ между воплощениями на физическом плане — слишком многолетним оказывается отсутствие отошедшей души в зависимости от ее возраста и положения на лестнице эволюции. Нам говорят, что, если душа очень развита, период ее отсутствия на физическом плане удлиняется, тогда как в действительности все происходит как раз наоборот. Продвинутые души и те, чьи умственные способности быстро прогрессируют, возвращаются быстрее, ощущая притяжение оставленных ранее на физическом плане обязательств, интересов и ответственности. Люди склонны забывать, что время — это последовательность событий и состояний сознания, отмечаемых физическим мозгом. Там, где физического мозга нет, не существует и того, что человечество понимает под временем. Преодоление барьеров формы шаг за шагом приводит ко все растущему осознанию Вечного Сейчас. У тех же, кто прошел через дверь смерти, но все еще продолжает мыслить в понятиях времени, это происходит благодаря наваждению и устойчивости мощных мыслеформ, что свидетельствует о поляризации на астральном плане. Именно на этом плане работали ведущие теософские писатели и психики, основывая на нем свои писания. Они вполне искренни в том, что говорят, однако игнорируют иллюзорную природу всех открытий, сделанных с помощью астрального ясновидения. Ярко выраженное осознание фактора времени и постоянный акцент на последовательности событий характерны для всех высокоразвитых людей в воплощении и тех, кто обладает слишком сильным низшим конкретным умом. Дети и младенческие расы, а также те высокоразвитые люди, у которых функционирует абстрактный ум (через посредство интерпретирующего низшего ума), обыкновенно не обладают чувством времени. Посвященный пользуется фактором времени в своих отношениях с живущими на физическом плане, однако внутри себя далек от всякого сознания его где бы то ни было во вселенной.

Поэтому понятие «бессмертие» подразумевает безвременность и то, что эта безвременность существует по отношению к тому, что не уничтожается и не ограничивается временем. Эти слова необходимо тщательного продумать. Человек перевоплощается не по требованию времени. Он воплощается по требованию кармической ответственности, притягиваемый своими обязательствами и тем, что, как душа, он привел в действие. Он воплощается также из-за сознания ответственности и необходимости исправить прежние нарушения законов правильных человеческих отношений. Удовлетворив все эти требования, удовлетворив все потребности души, получив весь необходимый опыт и выполнив все свои обязательства, он навсегда входит в «ясный бесстрастный свет любви и жизни» и не нуждается больше (по крайней мере для самого себя) в детской стадии опыта души на земле. Он свободен от кармических завязок в трех мирах, но пока находится под воздействием импульса кармической необходимости, требующей от него последнего вклада в виде служения тем, кто все еще пребывает под властью Закона Кармической Ответственности. Таким образом, получаем три аспекта Закона Кармы, определяющего принцип перевоплощения:

  1. Закон Кармической Ответственности, управляющий жизнью в трех мирах человеческой эволюции, действие которого полностью прекращается четвертым посвящением.
  2. Закон Кармической Необходимости, управляющий жизнью продвинутого ученика и посвященного начиная со второго посвящения до некоторого посвящения выше четвертого; эти посвящения позволяют ему перейти на Путь Высшей Эволюции.
  3. Закон Кармической Трансформации (таинственная фраза!), затрагивающий процессы, проходящие на Пути Высшей Эволюции. Благодаря им посвященный полностью уходит с космического физического плана и переходит на космический ментальный план. Он связан с освобождением — таких Существ как Санат Кумара и Его Коллеги по Совещательной Палате Шамбалы — от давления космического желания, которое проявляется на нашем космическом физическом плане как духовная воля. Это должно показаться вам захватывающей мыслью. Однако здесь я мало что могу сообщить вам, потому что пока не располагаю соответствующим знанием.

Применительно к Человеку циклы также бывают трех видов:

  1. Монадический цикл, который для человека соответствует 100 годам Брахмы и периоду планетарной схемы.
  2. Эгоический цикл.
  3. Личностный цикл.

В этих мыслях о циклах перед нами открывается огромное поле для размышлений, в особенности, если мы свяжем идею эгоического и личностного циклов с большими периодами Планетарного Логоса. Эта идея может быть распространена дальше, она базируется на некоторых фундаментальных представлениях, которые следует тщательно рассмотреть и осмыслить.

Циклы проявления человеческой личности осуществляются сериями, состоящими из четырех и семи воплощений и следующими в такой обычной эволюционной последовательности:

  • а) Дифференциация, инволюционный процесс, то есть единица становится множеством, а гомогенное — гетерогенным.
  • б) Уравновешивание, или процесс кармического урегулирования.
  • в) Синтез, или одухотворение, множество, вновь становящееся Единым.
  • г) Обскурация, удаление, или освобождение, конец эволюционного процесса, или освобождение Духа от ограничений материи.

При этом мы должны понимать, что не все воплощения на физическом плане одинаково важны — некоторые из них имеют большую значимость, чем другие; некоторые, с точки зрения Эго, почти бесполезны, другие принимаются в расчет; некоторые имеют для развивающегося человеческого Духа такое же значение, как воплощение Планетарного Логоса на глобусе или в коренной расе, тогда как другие сравнительно столь же малозначимы для него, как проявление ветви подрасы для Небесного Человека.

Вследствие низкого уровня развития среднего человека астральные воплощения, или циклы, мало что значат, однако они ни в коей мере не должны недооцениваться, так как зачастую имеют даже большее значение, чем физические. Со временем астральные циклы и их связь с физическими будут лучше поняты. Когда будет осознано, что физическое тело не является принципом, а кама-манасический принцип (или принцип ума-желания) — это один из самых жизненно важных для человека, то период, или цикл, в котором человек функционирует на пятом подплане астрального плана (фундаментально — кама-манасического плана), займет свое должное место. Так же обстоит дело и с ментальными, и с каузальными циклами. Каузальные, или эгоические, циклы, включающие в себя все группы меньших циклов в трех мирах, соответствуют полному кругу в циклах Небесного Человека. Имеется семь таких циклов, число же меньших циклов (входящих в эти семь) составляет одну из тайн Посвящения.

Эгоические циклы осуществляются в виде серий из семи и трех, а не серий из четырех и семи, как личностные циклы, и на таком же соотношении основываются центральные циклы Небесного Человека и Солнечного Логоса.

Монадические циклы проходят в виде серий из одного и трех, как и базовые циклы тех Великих Сущностей, микрокосмическим отражением которых является человек. Если рассмотреть изложенную здесь общую концепцию применительно к взаимодействию схем и прочих форм проявления между собой и если исследовать сам Микрокосм как ключ к целому, то начнет проясняться идея о цели, лежащей в основе всех этих проявлений. Следует также помнить, что подобно тому, как средний человек в каждом воплощении добивается исполнения трех целей:

  1. Развития сознания, или раскрытия способности понимать;
  2. Усвоения определенной части обретенной способности в постоянно присущую способность, или определенного увеличения сущностного содержания каузального тела;
  3. Создания Кармы, или приведения (посредством активности) в движение причин, которые непременно вызовут определенные неизбежные следствия;

— так и Небесный Человек делает то же самое на каждой стадии своей эволюции.

В оккультных книгах делались некоторые утверждения относительно продолжительности периода между воплощениями. Такие утверждения в основном неточны, так как не учитывают лучевые различия, а также то, является ли данная человеческая единица единицей инерции, саттвической точкой или же раджасической сущностью. В настоящее время публике нельзя сообщить никаких твердых и жёстких правил, хотя таковые существуют и определяются семью различными формулами для трёх основных типов. Внутри этой семеричной дифференциации есть множество меньших, и мудрый учащийся воздержится от догматических утверждений относительно этого в высшей степени специфического и трудного предмета. Здесь мы коснулись только самого его края. Следует помнить, что на ранних стадиях воплощения единицей управляет в основном групповое проявление и она приходит в воплощение вместе со своей группой.

Со временем, по мере того как чётче выявляется её собственная воля, или цель, человеческая единица иногда устремляется в проявление независимо от своей группы, с единицами других групп, что ведёт к очевидной путанице, сводящей на нет поверхностные расчеты тех, кто не обладает глубоким знанием предмета. В таком случае данные об этой конкретной единице переносятся в другую картотеку иерархических архивов и она становится тем, что оккультно именуется «самостоятельно направляющейся точкой огня». Она резко индивидуализируется, занимается исключительно собой, свободная от всякого группового чувства, за исключением земных привязанностей вроде инстинкта самосохранения и личного благополучия. На этой стадии она остаётся в течение огромного периода времени, и ей предстоит овладение следующей стадией, где происходит возврат к прежнему групповому распознаванию на более высоком витке спирали.

Правила, определяющие воплощения среднего человека, рассматривались в другом месте и в других книгах. Об этом предмете многое сказано в данном трактате и в «Письмах об оккультной медитации». Сопоставление информации из этих книг предоставит немалый объём данных для длительного изучения. О воплощениях же учеников и методах, используемых на позднейших стадиях эволюции, сообщалось немногое.

Здесь необходимо помнить, что (для ученика) прямое выравнивание с Эго через центры и физический мозг является целью жизни медитации и дисциплины. Это нужно, чтобы Внутренний Бог мог функционировать при полном сознании и обладал полным контролем на физическом плане. Тем самым человечеству будет оказана помощь, и группа будет продвигаться в решении своих задач. Кроме того, необходимо помнить, что хотя базовые лучевые законы и конкретный тип ученика оказывают первостепенное влияние на его проявление, начинают действовать и некоторые другие силы, которые здесь можно обсудить.

Факторы, определяющие приход ученика в воплощение, следующие:

Во-первых, его желание быстро отработать карму, освобождаясь для служения. Эго в течение воплощения запечатлевает это желание в ученике, тем самым устраняя с его стороны любое встречное желание блаженства в дэвачане или даже работы на астральном плане. Поэтому вся цель ученика после смерти – избавиться от своих тонких тел и обрести новые. Желания отдыхать нет, а поскольку желание – это управляющий фактор в нынешней системе желания и особенно в нашей планетарной схеме, то если его нет, нет и мотива к его исполнению. Поэтому человек отсутствует на физическом плане очень короткое время и быстро вводится своим Эго в новое физическое тело.

Во-вторых, стремление осуществить определённую работу служения под руководством своего Учителя. Это потребует некоторых урегулирований, а иногда и временного приостановления его кармы. Урегулирования проводятся Учителем с согласия ученика и возможны только в случае принятого ученика определённого ранга. Это не означает, что карма погашается, просто часть сил сдерживается, пока не будет исполнена предписанная групповая работа.

В-третьих, ученик иногда специально возвращается в воплощение, чтобы включиться в выполнение плана более старшего работника. Когда посланцу Великой Ложи требуется проводник выражения, а Сам Он, из-за разреженности своей субстанции, не может пользоваться физическим телом, Он использует тело ученика. Примером служит тот способ, которым Христос использовал тело посвящённого Иисуса, приняв его во владение во время Крещения. Когда в новом цикле снова потребуется передать миру послание, ученик, занимающий высокое положение в группе Учителя, появится в физическом воплощении и будет «осенён», или «вдохновлён» (в техническом оккультном смысле), наставником более высоким, чем он сам.

В-четвертых, ученик может из-за неравномерности своего развития быть очень продвинутым в определённых направлениях, но не иметь необходимого развития какого-то одного принципа. Поэтому он может решиться (с согласия своего Эго и своего Учителя) предпринять ряд быстро повторяющихся воплощений с намерением довести определенное качество или ряд качеств до высокого вибрационного содержания, «закруглив» тем самым свою сферу проявления. Этим объясняется наличие странных, но сильных людей, которые иногда встречаются. Они столь целеустремленны и внешне столь неуравновешенны, что всё их внимание уделяется только одному направлению развития, тогда как остальные едва проявлены. Тем не менее, их влияние является значительным и совершенно не соответствует тому впечатлению, которое они производят. Осознание этих факторов удержит мудрого учащегося от торопливых суждений и заключений относительно своих собратьев.

Иногда наблюдается ещё одна причина для незамедлительного воплощения – когда посвящённый (почти завершивший свой цикл) появляется в воплощении, чтобы выразить почти исключительно один совершенный принцип. Он делает это на благо какой-либо конкретной группы, которая – хотя и занята работой для человечества – в чём-то не достигает своей цели из-за отсутствия определённого качества или потока силы. Когда это становится очевидным на внутренней стороне, кто-то из продвинутых учеников предоставляет энергию этого качества в распоряжение Иерархии и посылается уравновесить эту группу, зачастую делая это в течение периода быстро сменяющихся жизней.

Таковы некоторые из причин, определяющие периодическое воплощение тех, кто в иерархических записях отнесён к «выровненным точкам огня». Их отличает протекающая через них энергия, магнетическое качество работы, внушительные групповые результаты и реализация плана на физическом уровне.

Изменено 22.02.2018 17:32
bugfixer invisible agent