Творчество

творческая активность - творческая способность - творческий процесс

Творчество есть основа эволюционности. Чем же можно укрепить явления творчества? Можно лишь источником бодрости. Радость есть особая мудрость. Бодрость — особая техника. Углубление бодрости происходит от сознания творчества элементов. Конечно, творческое терпение и бодрость являются двумя крыльями работника.

Мы плохо понимаем сентиментальное слово вдохновение. Когда сознание работает, тогда не к чему ходить в гости к вдохновению. Точно подвальный жилец за милостью к благодетелю! Тогда опять начнется деление на будни и праздники. Тогда можно опять начать праздновать дни рождения. Наша Община имеет один нескончаемый праздник труда, где бодрость служит вином радости. Нельзя утешаться вдохновением, можно успеть удержать сознание на степени творческого терпения и петь подобно птицам, для которых песнь есть выражение существа. Но надо изгонять пугал песни, ибо степень песни есть степень качества труда.

Нужно пройти бодро, как древнее сравнение — лёт стрелы!

Вся жизнь предназначена для того, чтобы принимать форму последовательных серий пробуждений. Развитие, движение, пробуждение, расширение, просвещение, эволюция, рост – эти слова лишь малая часть из тех, что применимы к результатам творческого процесса – как внутри, так и вовне. Что есть творческий процесс, как не разработка в прогрессирующем проявлении божественного Намерения, по мере того как оно принимает форму? Это Намерение проявляется в виде всеохватывающей схемы в Универсальном Уме; мы называем его Целью, когда рассматриваем восприятие Шамбалой синтеза этого всеохватывающего Намерения, и мы называем его Планом, когда рассматриваем работу Иерархии по поэтапному проведению этой Цели к выражению настолько полному, насколько это возможно.

Только самосознательные сущности способны творить, только они могут иметь цель, способны скоординировать, направить и проконтролировать.

...выражение творческой способности — это излучение и магнетизм. Последние приносят своему обладателю материал для творчества и магнетическую способность, которая оформляет в должную форму и красоту то, что пробуждается излучением. Творчество есть следствие определенного состояния ума и особого состояния бытия; оно означает достижение точки эволюции, в которой ученик определенно становится радиоактивным, или излучающим. Он больше не стремится помогать, создавая или шлифуя ту или иную форму, так как теперь он может помочь раскрыться самой жизни. Помимо всего, мой брат, — возвращаясь к начальным замечаниям этой инструкции — карма всегда является источником творения физического плана, событий и происшествий; она — инструмент души в создании личности.

Главное, что нужно осознать человечеству в нынешней точке его эволюции, это необходимость — сознательно и эффективно — связать между собой духовную Триаду, душу на её собственном плане и личность с её тройственной природой. Это обеспечивается творческой работой личности, магнетизмом Триады и сознательной активностью души, которые используют тройную нить.

Во-первых, нужно усвоить, что нас интересует энергия и энергия, которая должна научно использоваться, иначе от всего учения не будет никакой пользы. Во-вторых, мы разбираем процесс, который зависит от использования творческого воображения. При сочетании (сознательном и намеренном) обоих факторов — энергетической субстанции и планируемого импульса — берёт начало творческий процесс, который и приведёт к главным результатам. Человеческое существо живёт в мире разнообразных энергий, которые выражаются то как позитивные динамические энергии, то как воспринимающие негативные энергии, то как магнетические притягательные силы. Понимание этого положения подтверждает утверждение Е.П.Блаватской о том, что «материя — это дух в своей низшей точке», и наоборот. Весь процесс состоит в установлении конструктивного взаимодействия между негативной и позитивной энергиями с последующей выработкой магнетической силы. Это творческий процесс. Это верно для активности и солнечного Логоса, и планетарного Логоса, и человеческого существа — единственных сознательных творцов вселенной. Так же верно это должно быть и для ученика, пытающегося установить конструктивную связь между Монадой и человеческим выражением в трёх мирах человеческой эволюции...

Однако в этом процессе вступает в действие третий божественный фактор — аспект Действующего Творца. Как это было в творческом процессе создания материальной вселенной, так это должно быть и в случае отдельно взятого ученика, когда он становится творческим исполнителем. Многие эоны он выстраивал и использовал свои проводники проявления в трёх мирах, но пришло время, когда продвинутые люди начали творить на ментальном плане. Они мечтали; имели видения; соприкасались с нематериальной красотой. Они касались Ума Бога и возвращались на землю, неся с собой идею. Эту идею они облекали в форму и становились творцами на ментальном плане, а затем и художниками в каком-либо виде творчества. Строя антахкарану, ученику приходится работать также и на ментальных уровнях, где он творит из столь тонкой субстанции, что плоды его труда просто не могут появиться на физических уровнях. Благодаря его твёрдой ориентации его построение «восходит к центру жизни», а не «нисходит к центру сознания или явлению света».

В этом заключается трудность для начинающего. Ему, так сказать, приходится работать в темноте, и он не может удостовериться в существовании своего творения, поскольку физический мозг не способен воспринять его как свершившийся факт. Он вынужден полностью полагаться на описанные методы работы и продолжать её, опираясь на веру. Из-за недостаточной чувствительности мозга он может долго не видеть никаких признаков успеха, и часто при несомненных результатах, развитие клеток мозга не позволяет ощутить их. На этой стадии успех может выражаться вспышками духовной интуиции или внезапным проявлением воли-к-добру в динамической групповой форме. Это может быть и просто способность понимать и помогать другим в понимании каких-то духовных и оккультных основ или «лёгкость откровения» в смысле его получения, его обуславливающего влияния или его распространения, благодаря чему оно становится полезным для мира.

Из-за огромной трудности предмета очень не просто описывать его словами, и я могу лишь обрисовать для вас процесс, методы достижения и показать, на что вам следует надеяться в будущем. Вы же, со своей стороны, можете только экспериментировать, слушаться, полагаться на опыт обучающих и терпеливо ждать результатов.

В настоящее время Иерархия планирует великую творческую активность, в которой будут задействованы все Ашрамы, и большие и малые, а осуществление этого творческого плана до его полного выражения на физическом плане возлагается на всех готовых и внимательных учеников. Для этого им придётся участвовать в групповой и совместной активности, в которой они полностью выразят всё, чего достигли и обрели на предыдущих стадиях своего индивидуального раскрытия. Отсюда ясно, что у всех: от Бога, Творца всего, что ЕСТЬ, и до самого скромного ученика в иерархическом центре, тема творчества доминирует и является выражением (опять же, в оккультном понимании) божественного намерения. В настоящее время то, что люди называют творческой работой, в действительности есть их собственное выражение, восприятие красоты в их видении, истины в их понимании, психологии в их интерпретации, природы в их научном объяснении. Их духовным развитием и их интеллектуальным представлением определяются качество и характер их выражения, — но это будет именно их выражение.

Однако в случае иерархических работников положение меняется. Они работают ради выражения того, что через посредство группы своих работников стремится выразить Ашрам; стараются выразить План или доступную им часть этого Плана; озабочены выражением души, насколько она должна быть познана в развиваемой культуре и цивилизации. Их работа лишена какого-то бы ни было эгоизма, и они не приписывают себе того, что создают, но считают это выражением иерархической активности. Они свободны от всякого стремления отождествляться с тем, что выразили, но — создав то, на что указал их ашрамный импульс, — переходят к новому выражению динамической и пребывающей в вечном движении цели. Их интересует не форма, но жизнь, организм, а не организация, идеи, а не идеалы, истинная суть, а не тщательно разработанные теологии.

Человек в трёх мирах сознательно или бессознательно повторяет логоический процесс и становится творцом, работая в субстанции с помощью фактора своей позитивной энергии. Он изъявляет волю, он мыслит, он говорит, и возникают мыслеформы. Атомная субстанция притягивается к творцу. Крошечные жизни, образующие эту субстанцию, выстраиваются (энергией мыслителя) в формы, которые сами по себе активны, оживлены и могущественны. То, что человек строит — творение либо благотворное, либо вредоносное в зависимости от лежащего в основе желания, мотива, или цели.

Нам важно стараться делать сообщаемое здесь своей практикой, поскольку человеку бесполезно изучать группы меньших строителей, их функции и наименования, пока он не осознал, что со многими из них он находится в теснейшей связи, будучи сам одним из великих строителей, творцом внутри планетарной схемы. Люди должны помнить, что благодаря силе своих мыслей и произнесенных ими слов они определённо оказывают действие на другие человеческие существа, функционирующие на трёх планах человеческой эволюции, а также на всё животное царство. Разделяющие и порождающие зло мысли человека в значительной мере ответственны за свирепость диких зверей и разрушительные свойства некоторых процессов, включая определенные явления, такие как чума и голод.

Человеку бесполезно знать имена представителей «воинства гласа», пока он не постигнет свою связь с этим воинством, пока он не осознает свою обязанность быть благодетельным творцом, работающим по закону любви, а не побуждаемым к творческому акту эгоистическим желанием или бесконтрольной активностью.

Тяга к творческой жизни

Осознание вышесказанного подводит нас к более детальному обсуждению четвёртого пункта — тяге к творческой жизни при божественном использовании воображения. Как мы убедились, человечеству необходимо признать существование мира смысла, стоящего за миром явлений, формы — за так называемым «миром видимости». Откровение, которое в ближайшем будущем предстоит человечеству — это откровение мира внутреннего смысла. Доселе нас — как расу — интересовал символ, а не то, что за ним стоит и чьим внешним явлением он является. Но сегодня наш интерес к материальному символу значительно уменьшился и мы — опять же, как раса — пытаемся вникнуть в то, что мир внешних явлений выражает собой.

Сегодня много говорят о Новом Веке, о грядущем откровении, о неизбежном скачке вперёд, который сделает возможным интуитивное познание того, что прежде лишь смутно ощущалось мистиком, провидцем, вдохновенным поэтом, интуитивным учёным и исследователем-оккультистом, которые не слишком жалуют формализм и академические изыски низшего ума. Но есть кое-что, о чём в великом ожидании забывают. Не нужно слишком напряжённо тянуться вверх или слишком пристально вглядываться вдаль, выражаясь языком, доступным ограниченному пониманию. То, что должно открыться, находится повсюду вокруг и внутри нас. Это значение всего, что воплощено в форме, смысл, стоящий за явлением, реальность, скрытая в символе, истина, выраженная в субстанции.

Лишь два фактора способны помочь человеку проникнуть во внутреннюю сферу причин и откровения:

Во-первых, диктуемые субъективным импульсом непрестанные усилия создавать формы, выражающие ощущаемую истину, ибо это способствует постоянному смещению акцента с внешнего мира видимости на внутреннюю сторону феноменов. В результате сознание в конце концов прочно фокусируется на этой стороне и прекращает свою нынешнюю излишне внешнюю направленность. Посвящённый — это в сущности тот, кто помимо чувственных восприятий внешнего мира осознаёт ещё и субъективные контакты и воздействия. Культивирование интереса к внутреннему миру смысла не только окажет явное воздействие на самого духовного искателя, но в конце концов утвердит мир смысла в мозговом сознании человечества как единственный реальный мир для него. А это, в свою очередь, приведёт к двум следствиям:

  1. К полной адаптации формы к тем важным факторам, что вызвали её появление на внешнем плане.
  2. К созданию в мире более подлинной красоты, а, значит, и к большему приближению в мире тварных форм к выявляющейся внутренней истине. Надо сказать, что божественность закрывается и прячется множеством форм с их бесчисленными деталями и что благодаря появлению более простых форм мы придём к новой красоте, более широкому постижению истины и к откровению смысла и цели Бога во всём, что Он вершит из века в век.

Во-вторых, беспрестанные усилия развить у себя восприимчивость к миру значащих реалий и, следовательно, способность создавать на внешнем плане такие формы, которые будут соответствовать сокровенным импульсам. Это достигается развитием творческого воображения. Человечеству пока мало известно об этой дремлющей в каждом способности. Устремлённый ум озаряется вдруг вспышкой света; открывшееся великолепие поражает стремящегося, напряжённо ждущего откровения; в возвышенное мгновение сосредоточенного внимания настроившемуся на созвучие сознанию художника внезапно открываются несказанные цвета, неописуемые красота, мудрость и слава, и жизнь на секунду видится такой, какова она есть в действительности. Но видение проходит, пыл пропадает, красота растворяется. Человек остаётся с чувством утраты, лишения, но с несомненным знанием и желанием выразить то, с чем соприкоснулся и чего прежде никогда не испытывал. Он должен вернуть увиденное, должен открыть его тем, кто не пережил с ним этот миг тайного откровения, должен найти форму для его выражения и донести до других постигнутый смысл феноменального явления. Как это сделать? Как вернуть то, что он испытал однажды и что, похоже, исчезло, покинуло сферу его сознания? Он должен понять, что то, что он видел и к чему прикоснулся, по-прежнему здесь и по-прежнему воплощено в реальности; это он удалился, а не видение. Боль в моменты напряженности надо претерпевать и переживать снова и снова, пока механизм контакта не привыкнет к повышенной вибрации и не научится не только чувствовать и соприкасаться, но и по собственной воле продлевать контакт с миром сокровенной красоты. Культивирование способности входить, удерживать и передавать требует соблюдения трёх условий:

  1. Готовности выдержать боль откровения.
  2. Способности удерживать сознание на том высоком уровне, где приходит откровение.
  3. Направления силы воображения на откровение хотя бы в той мере, в какой сознание мозга может провести его в освещённую зону внешнего знания. Именно воображение или способность создания мысленных картин соединяет ум с мозгом и выносит вовне скрытое великолепие.

Осмыслив эти три условия — стойкость, медитацию и воображение, — творческий художник сможет развить у себя способность отзываться на четвёртое правило душевного контроля и в конце концов познает душу как тайный источник настойчивости, как открывателя даров созерцания и создателя всех форм на физическом плане.

Работа творческого воображения и его плоды будут заметны во многих областях человеческого искусства сообразно Лучу художника-творца. Не следует забывать, что художники встречаются на всех Лучах, и нет такого Луча, которому художников принадлежало бы больше, чем остальным. Очевидно, что форма спонтанно принимает выражение, когда упорядочена внутренняя жизнь художника, благодаря чему возможна внешняя организация его жизненных форм. Истинно творческое искусство является одной из функций души, поэтому главная задача художника состоит в выравнивании, медитации и сосредоточении внимания на мире смысла. После этого он может пытаться выражать божественные идеи в достойных формах согласно своим внутренним способностям и лучевым тенденциям в любой избранной области, которая наиболее полно отвечает его склонностям. Одновременно на физическом плане он должен без устали обучать и тренировать механизм мозга, руки и голос, через которые должно протекать вдохновение. Оно поможет ему найти правильное выражение и точное внешнее отражение внутренней реальности.

Дисциплина, которая при этом требуется, весьма сурова, и именно она становится камнем преткновения для многих художников. Их неудача объясняется различными причинами: это и страх, что использование ума негативно скажется на их работе и что спонтанное творческое искусство является и должно быть главным образом эмоциональным и интуитивным, а потому слишком интенсивный ментальный тренинг может нанести ему ущерб и стать помехой. Это и инерция, которая заставляет видеть в творческой работе линию наименьшего сопротивления; инерция не позволяет задуматься о том, как приходит вдохновение, как становится возможным внешнее выражение видения или как действует механизм внутренней активности, а просто побуждает следовать импульсу. Неудача, опять же, указывает на неравномерное, несбалансированное развитие из-за того, что вследствие специализации или узкого интереса в течение ряда жизней вырабатывается способность вступать в контакт с душой лишь в какой-то одной области творчества, но не способность пребывать в контакте с самой душой. Это облегчается тем, что художник в течение многих жизней находится под влиянием одного и того же Луча личности. Только этим объясняется упомянутый выше оккультный парадокс, на который художникам следует обратить внимание. Ещё одной причиной неудачи часто становятся слишком высокое самомнение и амбициозность многих художников. В какой-то узкой области они превосходят своими способностями обычного человека. Но они не способны жить как душа, и их хвалёное превосходство слишком однобоко. Им нередко недостаёт жизненной дисциплины или самоконтроля, которые заменяются порывами гениальности, поразительными достижениями в избранном виде искусства и жизнью в неладах с божественностью, что и выражается в их художественных достижениях. Понимание значения и механизма гениальности составляет одну из задач новой психологии. Гений — это всегда выражение души в какой-то творческой деятельности, открывающей мир смысла, божественности и сокровенной красоты, которые обычно застилает феноменальный мир, но которые он когда-нибудь обязательно отразит в истинном свете.

Благодаря акту творческого воображения, работник старается увидеть и услышать Душу, источник Света и Могущества в трех мирах, выдыхая ОМ в разум внимающей и ожидающей личности. Здесь Свет и Сила Души удерживаются позитивной личностью, так как негативная позиция нежелательна.

Творческое воображение — это всё, что в конце концов остаётся у него от активной, интенсивной и мощной астральной жизни, которую он вёл в течение огромного числа воплощений. С течением эволюции его астральное тело превращается в механизм трансформации, желание трансформируется в устремление, а само устремление — в возрастающую способность интуитивного выражения. Реальность этого процесса демонстрируется в выявлении того основного качества, которое всегда было присуще самому желанию: качества воображения души, обеспечивающего выполнение желания и неуклонно претворяющегося в высшую творческую способность, по мере того как желание переходит во всё более высокие состояния и ведёт ко всё более высоким осознаниям. В конечном итоге эта способность пробуждает энергии ума, а ум вместе с воображением становятся со временем важным агентом призыва и творчества. Именно так Духовная Триада приходит в сопряжение с тройственной личностью.

  1. Служитель должен найти какие-либо формы творческой активности и заниматься гуманитарной, художественной, литературной, философской или научной деятельностью.

Всё это подразумевает интеграцию личности, выравнивание и то магнетическое притяжение, что так или иначе отличает всех учеников. В этом смысле с точки зрения эзотеризма у индивида и всё в большей степени у всего человечества будут выявляться некоторые большие энергетические треугольники. «Силы творческой жизни» будут циркулировать от «точки в голове» (головного центра) по «линии к сердцу», вместе с горловым центром составляя «треугольник огненного света». Таков Путь Группового Прогресса, и когда это осуществится, начнётся непосредственное действие и управление Закона Группового Прогресса.

Есть два способа творческой работы. Один из них тот, что осуществляется могуществом Седьмого Луча, которое строит и творит в материи в границах трех миров; оно исключительно сильно, когда им владеют через посредство личности на Седьмом Луче и физического тела Седьмого Луча – а это именно так в вашем случае. Другой способ – Второго Луча, применяемый из-за пределов трех миров и с уровней души; он работает через излучение, магнетическое привлечение и согласующую, гармоничную энергию. Поразмыслите об этих двух способах.

В мире утвердилась общая теория образования, и повсеместно употребляются определённые основные методы. В разных странах применяются очень разнородные методы, и системы образования различаются в высшей степени. Во всех, однако, изучаются одни и те же фундаментальные предметы; молодёжь страны обучается читать и писать и неплохо умеет обращаться с цифрами, освоив элементарную арифметику. Эти три способности своеобразно символизируют всё эволюционное раскрытие расы.

Чтение призвано облекать идеи в форму и олицетворяет первый шаг в творческом процессе, когда Божество, руководимое и побуждаемое идеей (воплощающей цель и план Бога), превратило эту идею в желаемую субстанцию и облекло необходимое внешнее явление. Письмо символизирует продолжение этого процесса, но, конечно, является гораздо более личным делом. Чтение содействует, по сути, постижению какой-либо сформулированной идеи, тогда как письмо, что достаточно любопытно, связано с сознательным отношением индивидуума к идеям, и то, как он использует слова для писания, характеризует меру его понимания этих универсальных идей. Арифметика (способность складывать, вычитать и умножать) также относится к творческому процессу и олицетворяет создание форм на физическом плане, которые адекватно представляют идею и вводят её в проявление <...>

Фундаментальная потребность, перед которой стоит сегодня педагогический мир, — это необходимость соотнести процесс раскрытия человеческой ментальности с миром смысла, а не с миром объективных явлений. Пока назначением образования не станет ориентация человека на мир внутренних реальностей, нам не изменить неверного акцента, преобладающего в наше время. Пока мы не поставим задачей нашего образования устранить разрыв между тремя низшими аспектами человека и душой (построить мост на ментальных уровнях сознания), мы едва ли совершим прогресс в правильных направлениях, и любая активность не будет соответствовать современным нуждам. Пока факт существования высшего ума не будет признан, и место, которое должен занимать низший конкретный ум, как слуга высшего, не будет осознано, нам не уйти от чрезмерной склонности к конкретной материализации — привычки запоминать, соотносить факты и создавать то, что служит низшим желаниям человека, — и мы не сформируем человечества, умеющего по-настоящему мыслить. Пока что ум отражает низшую природу желания, не пытаясь познать высшее <...>

Некоторые слова будут повторяться снова и снова по мере того, как мы сообща работаем и учимся, — такие слова, как смысл, качество, ценность — все, которые открываются в своём жизненном духовном значении, когда человек учится улавливать факт существования высшей реальности и ликвидирует разрыв между своим высшим и низшим сознанием. Значение творческой активности и понимание того, что называется гением, также прояснятся, и творческая работа не будет уже считаться уникальной и возникать спорадически, как сейчас, а станет объектом квалифицированного внимания, тем самым занимая своё нормальное место в человеческом раскрытии. Добавим, что творческая активность в искусстве становится возможной, когда первый аспект выстраивающей мост энергии может функционировать и душа (являющая свой третий, или низший, аспект) способна начать работу. Творческая работа может продвигаться, когда раскрыты два из “лепестков знания” эгоического лотоса. Человек способен создавать, пользуясь знанием и творческой энергией, нечто на физическом плане, что выражает творческое могущество души. Когда два из “лепестков любви” также раскрыты, своё присутствие являет гений. Эта техническая часть информации предназначена для учащихся, которые изучают науку Вневременной Мудрости, но не представляет ценности для тех, кто не распознает этот символизм или факт высшего эго, или души...

Творческий процесс с его ступенями можно описать следующим образом:

  • а. Душа создаёт своё физическое тело, своё феноменальное явление, свою внешнюю форму.
  • б. Душа творит, во времени и пространстве, в соответствии со своими желаниями. Так приходит к существованию вторичный мир феноменальных вещей; наша современная цивилизация есть результат творческой активности желающей природы души, ограниченной формой. Подумайте об этом.
  • в. Душа созидает непосредственно через низший ум, — отсюда мир символов, который насыщает нашу жизнь интересом, концепциями, идеями и красотой через письменное слово, устное слово и творческие искусства. Все они — плоды мышления мыслителей расы.

Правильно направить эту уже развитую активность — вот назначение всякого истинного образования. Разъяснить природу идей, способы их интуитивно улавливать и законы, которые должны управлять любой творческой работой, — его цели и задачи.

В эзотерическом смысле словом «материя», или «материал», обозначаются все формы трех миров. Хотя среднему человеческому существу трудно постичь, что среда, в которой происходят ментальные процессы и из которой состоят все мыслеформы, есть, с духовной точки зрения, материя, однако это так; субстанция, в техническом эзотерическом смысле, — это в действительности космическая эфирная материя, или то, из чего состоят четыре высших из наших семи планов. Под человеческим углом способность работать с космической эфирной субстанцией и в ней демонстрируется, прежде всего, когда пробуждается абстрактный ум и начинает впечатлять конкретный ум; интуитивный проблеск — это идея, облеченная в эфирную субстанцию, и с момента, когда человек становится восприимчивым к этим идеям, он может осваивать техники эфирного контроля. Все это — аспект великого творческого процесса; идеи, исходящие с буддхических уровней бытия (с первого, или низшего, космического эфира), должны быть облечены в материю абстрактных уровней ментального плана; затем они должны быть облечены в материю конкретного ментального плана; позднее — в материю желания и, наконец (если они еще жизнеспособны), они принимают физическую форму. Идея, приходящая с интуитивных уровней божественного сознания, — верная идея. Она воспринимается, или постигается, человеком, чья оснащенность содержит субстанцию того же качества — так как именно магнетическая связь между человеком и идеей делает ее постижение возможным. Посредством большого творческого процесса он должен придать форму идее, если он на это способен, — так появляется творческий художник, или творческий гуманитарий, исполняющий божественное творческое намерение. Однако идеи могут быть мертворожденными, неудавшимися, то есть не доходить до манифестации.

В нашей современной Арийской расе — современной на шкале истории рас — активно проявляется и получает применение третья нить, нить творчества. Хочу напомнить, что все эти нити существуют с самого начала человеческого существования и что все три энергетических потока неразрывно присутствовали от начала человеческого сознания. Однако бόльшую часть человеческой истории и до настоящего времени люди ничего не знали о них и пользовались и продолжают пользоваться ими совершенно бессознательно. Процесс осознания способности к творчеству и благоприятной возможности делится на две фазы, или стадии:

а. Стадию развития и раскрытия принципа ума и превращения человека в ментальное существо. Стадия завешается полной активизацией ментальной единицы, интеграцией трёх аспектов личности и последующим осознанием Сына Ума, или Души.

б. Стадию творческой активности, на которой полностью используется нить творчества. Личностное употребление — в отличие от расового употребления — этой нити характерно для арийской расы. Лишь в последние пять тысяч лет она постепенно становится характерным качеством человеческого рода. Хотя у первых двух рас и на ранних стадиях арийской расы на всей планете и появлялись великие памятники творчества, то был не плод людского ума того времени, а результат передачи творческой воли планетарной Иерархии тем, кто обладал чувствительностью к впечатлениям свыше. Чувствительная реакция к творческим впечатлениям стала характерным качеством позднеатлантического сознания и раннеарийского периода. Сегодня такая чувствительность уступает место индивидуальному творчеству и, следовательно, сознательному творению связующей антахкараны, как результата соединения и слияния трёх нитей.

Этот краткий итог протекавшего в прошлом процесса нужен лишь для того, чтобы отразить синтетический фон всей работы, которая должна проводиться сейчас, и почти визуально показать, как человек достиг стадии сознательной жизни, полного самосознания и творческого выражения. Всё это было проявлением божественной энергии, изливающейся в его механизм по серебряной нити божественной мощи, и может считаться тройственной демонстрацией вертикальной жизни, которая благодаря творческому выражению становится горизонтальной. Человек при этом поистине превращается в Крест.

На самом деле процесс посвящения представляет собой результат активности трёх энергий:

  1. Энергии, генерируемой учеником, старающимся служить человечеству.
  2. Энергии, которую получает ученик, успешно строящий антахкарану.
  3. Энергии иерархического Ашрама, в который он «абсорбируется», или интегрируется.

Вот эти три энергии, каждая со своим собственным средством выражения и собственным действием, и осуществляют, или обусловливают, процесс посвящения. Ученик сам добивается отклика этих энергий, и увеличение их силы и способность приносить откровение зависят главным образом от его решимости, намерения и воли, а также от настойчивости и духовной цельности. Именно с пониманием слова «процесс» ученику открывается истинный смысл оккультного изречения о том, что «прежде, чем ступить на Путь, человек должен стать самим Путём». Он всё лучше понимает, что значит быть творческим агентом, использующим творческие способности ума и (в своём творчестве) добивающимся всё большего соответствия Плану Создателя, Господа Мира.

Три первых посвящения непосредственно и самым таинственным образом связаны с творческой работой и с духовным выражением в человеческом существе третьего аспекта божественности, аспекта интеллектуальной активности...

Воздействие нисходящих на Человечество новых энергий станет результатом запланированного перенаправления. Оно будет началом эры колоссально возросшей творческой активности. Эта доселе невиданная активность затронет каждую область человеческой жизни.

Здесь я хочу напомнить о связи между сакральным центром (центром физического творчества) и горловым, а также учение о подъёме энергий из этого нижнего центра в горловой. Такой подъём происходит у человека по мере его прогресса на Пути Эволюции и является таким же элементом жизни и опыта планетарного Логоса.

Этот последовательный «творческий подъём» неизбежно составляет цикл колоссальных трудностей в жизни стремящихся к посвящению, так как микрокосм — в течение своего краткого жизненного процесса — испытывает то же, что и планетарный Логос в течение Своего космического процесса. Если — как это происходит в настоящее время — само Человечество находится в процессе обретения способности к творчеству более высокого порядка и если процесс этот синхронизирован с главной творческой активностью планеты, значит можно говорить о цикле грандиозных потрясений, неизбежно затрагивающих каждого представителя «рода человеческого». В этом причина повсеместной сексуальной неуравновешенности, распущенность в каждой стране и заметное ослабление брачных уз. Это означает в конечном счёте невиданный размах творчества, который поразит мир, ибо ничего подобного никогда ещё не было. Творческое планирование благосостояния людей и обусловливающее такое планирование политическое выражение будут демонстрироваться в каждой стране; творческое мышление проявится в поэзии и литературе; творческое воображение породит новое изобразительное искусство, новые цвета, новую архитектуру и новую культуру; творческое восприятие «музыки сфер» позволит создавать новую музыку. Всё это будет ответом на ту творческую реорганизацию и направление в новые русла энергий, которые занимают внимание планетарного Логоса в настоящее время.

Вся эта реорганизация и перенаправление энергий проходит в сфере третьего божественного аспекта, аспекта божественного активного интеллекта. Поэтому этот главный аспект регистрируется человеческим центром, который осуществляет при этом интенсивный призыв. Призывное обращение человечества, единодушно направляемое второму из основных центров, Иерархии, вызывает неизменный отклик. Призыв, сопровождаемый творческим воображением, приведёт к новой творческой активности, которая обусловит появление «нового неба и новой земли».

Направление перемещения всех токов зависит от устремления Магнита. Когда уявлены свободные токи, тогда притяжение их направлено к токам тождественным. Все энергии, направленные к творчеству, напрягают эволюцию. Когда силы творческие устремлены к созиданию новой ступени, тогда перемещение заключается в собирании психозерен. Когда же устремление основано на притяжении к обратному, то сила разрушения утверждается, как разобщающая. При магнитных притяжениях так ответственно устремление! Потому можно пространство рассматривать, как сокровищницу, содержащую все жизненные зачинания. Так Беспредельность зовет все творческие зачинания.

Задачи носителей Огня Пространства так значительны. Говоря о космических перемещениях, нужно сказать, что перемещения духовных центров так значительны, что могут определить целое течение народа.

Когда происходит сдвиг сознания, тогда явление нового течения утверждается, как решение кармы. Как зерно духа заключает в себе все возможности, так нарождающееся огненное творчество будет расти с этим проявленным процессом. Когда творчество огня Агни Йога напрягает струи Огня Пространства, тогда созвучие пространства и сознания устанавливается. Так центры жизненно творят, так огни Агни Йога зажигают психозерна. Так центры направляют к подвигу.

Духоразумение Агни Йога утверждает направление психозерен. Творчество утверждается духоразумением. Каждая вибрация, излучаемая Агни Йогом, имеет свое особое свойство. Луч, касающийся окружающей среды, утверждает разные напряжения, — как бы химический процесс. Эти вибрации действуют на напряжение токов среды. Свойство огненных центров так устремляет явление встречных энергий. Творчество центров Агни Йога утверждает непрерывную трансмутацию. При делимости духа творчество проявляется на разных сферах, потому мощный дух работает, не уставая. Припомним творческий устремленный импульс духа!

Созидание требует устремленной напряженности. Без этого импульса невозможно слагать ступени эволюции. Ведь каждая орбита насыщается сознательным устремлением и каждая ступень требует своей утвержденной силы. Потому когда творчество собирает силы, то к фокусу привлекаются тождественные энергии. Потому чем сознательнее отношение к фокусу, тем явление соответствия будет больше и притяжение будет мощнее. Причина и следствие так предопределены! И творческий импульс насыщается огнем сознательного устремления. Так созидается весь Космос.

Потому когда понимание не зиждется на Иерархии, то не могут явления фокуса так жизненно проявляться и каждый обособляющийся не может найти путь к Нам. Так много бредущих теней, которые не могут повернуть ключ утвержденный. Так много устремлений теряется в пространстве. Потому на слиянии дуг сознаний Мы строим будущее. Так Наш огненный закон предписывает объединение сознаний. Так нужно укрепляться в сознании фокуса. Дух может приблизиться к осознанию огненного закона. Явление Иерархии есть основа строительства.

Вам встретятся люди, спешащие с достижениями; им может казаться, что Мы медлительны, но выведите их под ночное небо и покажите мерцание бесчисленных миров. Скажите — к этому творчеству ведет вас Владыка. Разве можно быть медленным в этом великом пути? Нужно готовиться быть сотворцами. Нужно сохранить и умножить зерна сознания, ибо весь мир держится мощью сознания. Нет силы противостоять сознанию, очищенному от самости. Можно готовиться перейти все мосты при огненном сознании, которое трепещет пульсом Космоса, которое в зерне духа отвечает на все колебания почвы и знает истину народов. Можно приложить все священные силы сердца, чтоб, поправ смерть, сделаться сотворцами пламенных Логосов. Но пока такое дерзание не вместится в сердце, до тех пор не может сознание беспредельно расти в этом направлении.

Изменено 19.11.2017 22:23
bugfixer invisible agent