Образование
Алиса А. Бейли

Образование

имена: будущее образование - образование в Новом Веке

Быстро приближается время, когда основной упор в образовании будет делаться на том, как наилучшим образом научить молодых людей соприкасаться со своим собственным Эго, или высшей энергией; как лучше всего направить их к применению знаний и способностей своего высшего «Я» на Физическом плане; как лучше всего определить свою групповую формацию и таким образом работать совместно со своей группой и в унисон с ее совокупной энергией; как лучше всего выровнять троичное низшее «я», физическое, астральное и ментальное, с его высшим центром силы и тем самым обеспечить непрерывное поступление энергии для укрепления трех своих проводников и умелого управления ими; как лучше всего пробудить различные спириллы и высвободить для действия энергию своих клеток. Все это будет постепенно развиваться, здесь же я всего лишь наметил общее направление будущих исследований, ибо в формулировании возможности заключено ее последующее осуществление. Такой процесс должен протекать медленно. Силы Эго колоссальны, и если бы они через посредство неподготовленной личности высвободились сейчас, это привело бы к большому несчастью. Однако время придет, и в должный срок верное осознание присущих способностей послужит на пользу всем тем, кто обладает интуицией, чтобы распознать цель.

Образование должно стать процессом, в ходе которого молодёжь будут учить двигаться от причины к следствию, узнавать, почему определённые действия неизбежно влекут за собой соответствующие результаты и почему — при определённом эмоциональном и ментальном оснащении плюс психологическом уровне — могут выявляться конкретные жизненные тенденции,  а определённые профессии и виды карьеры — обеспечивать правильные условия для развития и полезное, благоприятное поле опыта. Некоторые попытки в этом направлении предпринимались отдельными школами и колледжами, которые старались установить психологические склонности мальчиков и девочек к определённым занятиям, но в целом эти усилия осуществляются пока непрофессионально. При более научном подходе дверь для обучения наукам будет открыта; такое обучение открывает значение и смысл истории, географии и самой учебы, избегая пустого изложения фактов и примитивной тренировки памяти, которыми характеризовались старые методы.

Новое образование будет должным образом учитывать наследственные черты ребёнка, его социальное положение, национальные особенности, окружение, индивидуальное ментальное и эмоциональное оснащение; оно будет стремиться открыть ему весь мир для приложения сил, подчеркивая при этом, что возникающие на пути преграды — только стимул для новых усилий. Таким образом оно будет стремиться “вывести его” (таков истинный смысл слова “воспитание”) из любых ограничивающих состояний и научить его мыслить в категориях созидательного мирового гражданства. Акцент будет ставиться на росте и ещё большем росте.

Педагог будущего будет подходить к проблеме молодёжи с точки зрения инстинктивной реакции ребёнка, его интеллектуальных способностей и интуитивного потенциала. В дошкольные и первые школьные годы будут отслеживаться и развиваться правильные инстинктивные реакции; в старших классах, или в школе второй ступени, акцент будет ставиться на интеллектуальном раскрытии и управлении ментальными процессами, тогда как в колледжах и университетах внимание будет уделяться раскрытию интуиции, улавливанию идей и идеалов и развитию абстрактного мышления и восприятия; эта последняя фаза будет основываться на подготовленном ранее здоровом интеллектуальном фундаменте. Три этих фактора — инстинкт, интеллект и интуиция — являются ключевыми нотами трёх учебных заведений, через которые будет проходить каждый молодой человек и через которые сегодня проходят многие тысячи.

В будущем образовании — гораздо шире, чем до сих пор — будет использоваться психология. Движение в этом направлении видно уже сейчас. Природа мальчика или девочки — физическая, жизненная, эмоциональная и ментальная — будет тщательно изучаться, их импульсивные порывы будут направляться в правильное русло; их будут учить распознавать себя как того, кто действует, кто чувствует и кто мыслит. Таким образом будет воспитываться ответственность центрального “я”, или обитателя тела. Это полностью изменит нынешнее отношение молодёжи мира к своему окружению, будет с ранних лет поощрять осознание своей роли и взятие на себя ответственности. Образование будет считаться методом подготовки к полезному и интересному будущему.

Поэтому становится ясно, что грядущее образование можно определить — в новом, более широком смысле — как Науку Правильных Человеческих Отношений и Социальной Организации. Это даёт относительно новую цель любой учебной программе и в то же время показывает, что ничего из того, что в неё включено, не нужно исключать, надо лишь выявлять лучшие мотивы и избегать националистического, эгоистичного представления. К примеру, если бы историю представляли как историю обусловливающих идей, ведущих человечество вперёд, а не как историю агрессивных войн и грабежа в международном или национальном масштабе, то образование учило бы правильному восприятию и использованию идей, их трансформации в действенные идеалы и приложению в виде воли-к-добру, воли-к-истине и воли-к-красоте. Так будет достигаться очень нужное изменение целей человечества и нынешние конкурирующие материалистические задачи сменятся теми, что полнее выражают Золотое Правило, а также установятся правильные отношения между индивидуумами, группами, партиями и нациями во всем мире.

Образование все больше должно касаться как жизни в целом, так и частностей повседневной индивидуальной жизни. Ребёнка, как индивидуума, будут развивать, оснащать, тренировать и мотивировать, а затем учить брать на себя ответственность перед целым и уяснять свой вклад в группу, который он может и должен вносить.

Возможно, банально заявлять, что образование обязательно должно заниматься развитием умственных способностей ребёнка, а не тем, что практикуется сегодня: тренировкой памяти и механическим запоминанием фактов, дат и несвязной, плохо усваиваемой информации. История роста человеческих способностей восприятия под действием различных национальных и расовых условий очень интересна. Выдающиеся фигуры истории, литературы, искусства и религии несомненно будут изучаться с точки зрения их положительного или отрицательного влияния на свой период; будут рассматриваться качество и цель их лидерства. Тогда ребёнок будет не только максимально легко усваивать большой объём информации об истории, о творческой деятельности, об идеализме и философии, но они будут оказывать и постоянное воздействие на его характер.

Его вниманию будут представляться непрерывность приложения усилий, влияние на цивилизацию древних традиций, хорошие и плохие события, а также взаимодействие различных культурных аспектов цивилизации, а сухая как прах информация, даты и имена будут безжалостно отбрасываться. Таким образом все ветви человеческого знания смогут ожить и подняться на новый созидательный уровень. Уже существуют определённые тенденции в этом направлении, и это хороший, здоровый знак. То, что прошлое человечества является фундаментом нынешних событий, а настоящее есть фактор, определяющий будущее, будет всё шире осознаваться; так будут вноситься большие необходимые изменения в человеческую психологию в целом.

В новой эре творческим склонностям человека будет уделяться больше внимания; ребёнка будут поощрять к индивидуальным усилиям, соответствующим его темпераменту и способностям. Благодаря этому он сможет дарить миру такую красоту, на какую способен, и вносить вклад в виде правильного мышления в общий объём человеческого мышления; его будут поощрять к исследованию, перед ним будет открываться мир науки. За всеми его побуждениями будут стоять мотивы доброй воли и правильных человеческих отношений.

И, наконец, образование несомненно должно представлять гипотезу о душе в человеке, как о внутреннем факторе, создающем добро, истину и красоту. Таким образом творческое выражение и гуманные усилия получат логическую основу. Это будет осуществляться не с помощью теологического, или доктринального, представления, как делается сегодня, а в виде представления проблемы для исследования и попытки ответить на вопрос: “Что такое человек? Какова его специальная задача в схеме вещей?” Будут изучаться жизненное влияние и провозглашенная цель, стоящие за постоянно появляющимися из века в век мировыми лидерами в духовной, культурной и художественной областях; жизни их станут предметом исторического и психологического исследования. Это будет открывать перед молодёжью мира проблему лидерства и мотивов. Поэтому образование будет акцентировать человеческий интерес, человеческое достижение и человеческую возможность. Оно будет даваться в таком виде, что ум учащегося будет не только обогащаться историческими и литературными фактами, но воображение его будет воспламеняться, честолюбие и устремленность — пробуждаться в хорошем смысле; мир прежних человеческих усилий будет представляться ему в своей истинной перспективе, а будущее будет открываться как арена его индивидуальных усилий и личного вклада.

В мире образования представление об истинной природе человека приведет к фундаментальному изменению методов обучения. Акцент будет ставиться на обучении людей факту существования Эго на своем собственном плане, на природе лунных тел и на методах выравнивания низших тел таким образом, чтобы Эго могло сообщаться с физическим мозгом напрямую и тем самым управлять низшей природой и осуществлять свои цели. Люди будут обучаться, как с помощью концентрации и медитации самостоятельно убеждаться в истинности знания и развивать интуицию, используя таким образом ресурсы Эго. После этого люди будут обучаться мыслить, обретать контроль над ментальным телом и тем самым развивать свои скрытые способности.

Педагоги, чувствующие нынешнюю благоприятную возможность, должны содействовать тому, чтобы был заложен здоровый фундамент для грядущей цивилизации; они должны поддерживать то, что является общим и универсальным по своему масштабу, правильным про своему изложению и конструктивным по своему подходу. Начальные шаги, предпринимаемые педагогами различных стран,  неизбежно определят природу грядущей цивилизации. Работники образования должны готовить почву для возрождения всех искусств и для нового свободного притока творческого духа в человека. Им следует особо выделять те великие моменты человеческой истории, когда воспламенялась божественность в человеке, указывая новые пути мышления, новые способы человеческого планирования и тем самым навсегда изменяя течение человеческих дел. В такой момент родилась Великая Хартия Вольностей; в такой момент Французская революция вынесла на передний план идеи свободы, равенства и братства; в такой момент был сформулирован американский Билль о Правах, в такой момент были в открытом море в наше время сформулированы Атлантическая Хартия и Четыре Свободы. Вот те великие концепции, которые должны управлять новым веком с его возникающей цивилизацией и будущей культурой. Если сегодня объяснять детям значение этих пяти великих деклараций и в то же время показывать бессмысленность  ненависти и войны, то будет надежда на лучший, более счастливый и безопасный мир.

Две главные идеи следует доносить до детей в каждой стране. Это ценность индивидуума и единство человечества. Мальчики и девочки военных лет усвоили из всего, что им довелось увидеть, что человеческая жизнь имеет мало ценности; в фашистских странах учили, что индивидуум не имеет никакой ценности, разве лишь постольку, поскольку он осуществляет замыслы диктатора — Муссолини или Гитлера. В других странах некоторые люди и группы — в силу своего происхождения или финансового положения — считаются ценными, а остальные — нет. В третьих странах индивидуум считает себя столь важным, а право поступать по собственному желанию столь значительным, что его связь с целым полностью обрывается. Но ценность индивидуума и существование того целого, которое мы называем Человечеством, связаны самым теснейшим образом. На этом следует постоянно ставить акцент. Эти два принципа, если им правильно обучать и усваивать их, обеспечат высокую культуру индивидуума, затем признание им, как составной части человечества в целом, своей ответственности.

В современной школе (начальной, или первой ступени, средней, или второй ступени, и высшей: университетах и колледжах, если пользоваться общепринятыми терминами) можно видеть несовершенную, но символическую картину трёх аспектов будущего образования: Цивилизации, Культуры, Объединения.

Начальную школу, или школу первой ступени, можно рассматривать как хранительницу нашей цивилизации; она должна готовить ребёнка быть гражданином, учить занимать своё место в социуме, акцентируя его групповые отношения, подготавливая его к осмысленной жизнедеятельности и активизируя через преподаваемые предметы расовую память, чтобы заложить основы правильных человеческих отношений. Будут изучаться чтение, письмо и арифметика, элементарная история (с акцентом на всемирной истории), география и поэзия, сообщаться основные, важные факты жизни, фундаментальные истины, прививаться навык к координации и самоконтролю.

Средняя школа, или школа второй ступени, должна считаться хранительницей культуры; в ней будут раскрываться сокровища истории и литературы и прививаться понимание искусства. Она начнет готовить мальчика или девочку к будущей профессии, или образу жизни, которые, по всей видимости, станут в их жизни основными. Будет даваться более широкое представление о гражданстве, подчеркиваться мир истинных ценностей, сознательно и конкретно культивироваться идеализм. Особое внимание будет уделяться практическому приложению идеалов. Молодёжь мира будет обучаться сплавлять в своём сознании мир явлений с миром ценностей и смысла, связывать миры объективной, внешней жизнедеятельности и внутреннего, субъективного существования. Я тщательно подбираю слова.

Наши колледжи и университеты должны развивать дальше всё сделанное ранее. Они должны завершать уже возведённую структуру, имея дело непосредственно с миром смысла. Станут обсуждаться международные проблемы — экономические, социальные, политические и религиозные, — и мужчина или женщина будут крепче ощущать свое единство со всем миром. Это никоим образом не означает пренебрежения к индивидуальным или национальным проблемам или предприятиям, но лишь попытку включить их в целое в качестве составных эффективных частей, чтобы тем самым избегать обособляющих позиций, которые привели к крушению наш современный мир.

По существу, колледж или университет должен в области образования соответствовать миру Иерархии; он должен быть хранителем методов, техник, систем мышления и жизни, связывающих человеческое существос миром душ, с Царством Божьим, а не только с другими человеческими существами на физическом плане; связывающих не только с миром феноменов, но и с внутренним миром ценностей и качества.

Повторяю: подготовка человека к тому, чтобы он стал гражданином Царства Божьего, не является, по существу, религиозной активностью, проводимой представителями великих мировых религий. Это функция высшего образования, которое придает смысл и назначение всему, что делается. Если она кажется идеалистической и невозможной, позвольте уверить вас, что когда Век Водолея будет в полном расцвете, она станет безусловно осознанной задачей педагогов того времени.

Для молодёжи ближайших поколений предполагается следующая программа  обучения:

  • Начальное образование....... Цивилизация................ Возраст   1-14 лет
  • Среднее образование ..........Культура .....................Возраст  14-21 лет
  • Высшее образование ...........Духовность...................Возраст  21-28 лет

Только экономический акцент и давление материального толкают молодёжь работать до наступления зрелости. Надо также помнить (и это признаётся все шире), что качество детей, вступающих ныне в воплощение, становится всё лучше и выше. Они во многих случаях необыкновенно понятливы, их так называемый (на вашем техническом языке) коэффициент умственного развития зачастую необыкновенно высок. Так будет продолжаться, пока оснащённость и интеллект четырнадцатилетних не сравнятся с таковыми блестящего студента или студентки колледжа наших дней...

На организованной религии лежит, увы, большая вина, поскольку её фанатичное отношение к своим догмам и угрозы карами тем, кто не признаёт её авторитета в этом, привели к тому, что приближение человека к Богу и к реальности превратилось в объект насмешек. Её чрезмерное внимание к недостижимому и многовековое культивирование чувства греховности явились причиной множества бед, внутренних, уродующих жизнь конфликтов, психических расстройств, изуверства, самодовольства и, наконец, отчаяния, которое есть отрицание истины.

Когда между правильным образованием (как наукой правильной адаптации), правильной религией (как культивированием сознания божественности) и правильным научным раскрытием (как правильным распознанием формы или форм раскрытия субъективной божественной жизни) будет найдено правильное соотношение, при котором они будут дополнять выводы и усилия друг друга, можно будет говорить о полноценном обучении и развитии человека во всех частях его природы. Тогда люди будут одновременно и гражданами царства душ, и творческими членами великой семьи человечества, и крепкими животными с животным телом, развитие которого на внешнем плане жизни сделает его инструментом, способным к восприятию божественного, человеческого и животного откровения. Это произойдёт в грядущем Новом Веке и к этому люди сегодня сознательно или бессознательно готовятся.

Человечество предоставляет поле опыта для всех типов людей, то есть для тех, кто уже освоил предыдущие виды интеграции, и тех, кто ещё только проходит те же процессы, чтобы стать мыслящим человеческим существом. Два первых вида интеграции: между витальным телом и физической формой и между ними обоими и природой желания, уже завершены. Они пройдены всеми и, опустившись ниже порога сознательной активности, остались далеко позади в расовой истории. Теперь их можно изучать только на повторяющем историю периоде детства, когда самым наглядным образом демонстрируются движение в ответ на действие аппарата чувств и выражение желания. Те же процессы можно отметить и у младенческих, первобытных рас. А вот изучение интеграции третьего вида — постепенного ментального развития — не только возможно, но и весьма скрупулезно происходит, поскольку как раз сейчас она быстрыми тепами и осуществляется. Современное образование почти исключительно связано с этим её видом, и когда педагоги прекратят развивать клетки мозга и тренировать память, когда они перестанут считать мозг и ум одним целым и научатся различать их, это станет большим прогрессом. Когда ребёнка будут учить контролировать ум, а ум — руководить природой желания и мозгом, обеспечивая управление физическим проводником с ментального уровня, тогда все три вида интеграции будут проходить быстро и чётко. Внимание тогда будет направлено на интеграцию личности, позволяющую трём её аспектам функционировать как одно целое. Итак, мы имеем:

  1. Детское состояние, в котором осуществляются три первых вида интеграции и задача образования заключается в обеспечении их с минимальными трудностями.
  2. Человеческое состояние, когда все аспекты интегрируются в единую, функциональную, самосознательную и самостоятельную личность.
  3. Духовное состояние, когда происходит интеграция личности с душой, дающая сознание Целого. По её завершении самосознание дополняется групповым сознанием, что знаменует второй большой шаг на пути к сознанию Бога.

Сегодня трудность состоит в том, что со всех сторон находятся люди, проходящие всевозможные стадии процессов интеграции; все они пребывают в «состоянии кризиса» и все представляют проблемы для современной психологии...

Возрастание осведомлённости души, углубление потока сознания и развитие внутренней непрерывной осведомлённости, плюс привнесение атрибутов и аспектов души на физический план через посредство её тройственного механизма составляют задачу всякого образования. Этими аспектами, как хорошо известно, являются:

1. Воля, или Цель. Посредством образования она должна развиться до такой степени, чтобы проявленная жизнь управлялась сознательной духовной целью и жизненная тенденция правильно ориентировалась на реальность.

Верная направленность воли должна стать одной  из главных забот всех настоящих педагогов. Должны культивироваться воля-к-добру, воля-к-красоте и воля-к-служению.

2. Любовь-Мудрость. Это, по существу, раскрытие сознания целого. Мы называем его групповым сознанием. Его первым выражением является самосознание, то есть постижение душой (в трёх мирах человеческой эволюции) того, что человек — это Три в Одном и Один в Трёх. Поэтому человек может реагировать на группы жизней, которые составляют  его собственное малое феноменальное проявление; самосознание представляет собой, следовательно, стадию на пути к групповому сознанию и является сознанием Настоящего.

Посредством образования самосознание должно раскрываться, пока человек не уяснит, что его сознание является составной частью большего целого. После чего он связывает себя с групповыми интересами, деятельностью и задачами. Последние становятся, в конце концов, его собственными, и он приобретает групповое сознание. Это любовь. Она ведет к  мудрости, которая есть любовь в проявленной активности. Интерес к себе превращается в групповой интерес. Такой должна быть главная задача всякого истинного образовательного начинания. Любовь к себе (самосознание), любовь к окружающим (групповое сознание) переходят, наконец, в любовь к целому (Божественное сознание). Таковы ступени.

3. Активный Интеллект. Он связан с раскрытием творческой природы сознательного, духовного человека. Он функционирует благодаря правильному использованию ума с его способностью интуитивно улавливать идеи, откликаться на толчки, объяснять, анализировать и сооружать формы для откровения. Так творит душа человека. Творческий процесс с его ступенями можно описать следующим образом:

  • а. Душа создаёт своё физическое тело, своё феноменальное явление, свою внешнюю форму.
  • б. Душа творит, во времени и пространстве, в соответствии со своими желаниями. Так приходит к существованию вторичный мир феноменальных вещей; наша современная цивилизация есть результат творческой активности желающей природы души, ограниченной формой. Подумайте об этом.
  • в. Душа созидает непосредственно через низший ум, — отсюда мир символов, который насыщает нашу жизнь интересом, концепциями, идеями и красотой через письменное слово, устное слово и творческие искусства. Все они — плоды мышления мыслителей расы.

Правильно направить эту уже развитую активность — вот назначение всякого истинного образования. Разъяснить природу идей, способы их интуитивно улавливать и законы, которые должны управлять любой творческой работой, — его цели и задачи. Так мы подходим к миру атрибутов, которые дополняют активность трёх аспектов, так же как работа четырех малых Лучей усиливает и подкрепляет три главных Луча. Четыре атрибута, раскрывающиеся в человеке посредством активности души в проявлении, следующие:

4. Атрибут гармонии через конфликт. Он обусловливает освобождение и в конечном итоге способность творить. Это один из атрибутов, который педагоги должны рекомендовать осваивать интуитивно, ставя перед учащимися такую личную и групповую задачу. Это атрибут, скрытый во всех формах, врождённая тяга или недовольство, которое заставляет человека бороться, прогрессировать и развиваться, чтобы в конце концов добиться единения, союза со своей душой. Это низший аспект той высшей духовной и монадической Триады, что отражает себя в душе. Это сознание гармонии и красоты,  которое направляет человеческую единицу на пути эволюции к конечному возвращению к своему эманирующему Источнику.

Следовательно, педагоги должны выявлять такую неудовлетворенность и интерпретировать ее для учащихся, с тем, чтобы они могли понять самих себя и работать осмысленно.

5. Атрибут конкретного знания, позволяющий человеку конкретизировать свои концепции и строить мыслеформы, с помощью которых он материализует свои прозрения и мечты и осуществляет свои идеи. Он делает это посредством активности низшего конкретного ума.

Истинная работа образования заключается в том, чтобы обучать низшего человека правильному различению и подлинной восприимчивости к видению, чтобы он мог строить в точном соответствии с целью своей души, создавая на Земле то, что является его вкладом в целое. Именно с этого нужно начинать современное образование. Человек ещё не умеет с пониманием работать в мире идей и образов; он ещё не чувствует истинных духовных ценностей. Вот цель ученика, даже если массы не способны пока функционировать на этих уровнях. Первое, что необходимо делать, — это тренировать ребёнка правильно использовать умение различать, способность выбирать и идти к поставленной цели. Надо привести его к лучшему пониманию основополагающей цели бытия и подготовить к мудрой работе в творческой сфере, что подразумевает, в конечном счёте , правильное употребление “умственного вещества” (читты, по Патанджали). Так, и только так, сможет он избавиться от контроля своей низшей природы.

6. Атрибут преданности — следующий, который нам необходимо рассмотреть. Преданность вырастает из неудовлетворённости и способности к выбору и является их плодом. В зависимости от глубины своего недовольства и способности ясно видеть, человек движется от одной точки временного удовлетворения к другой, всякий раз демонстрируя свою преданность желанию, личности, идеалу и видению, пока, наконец, не соединится с наивысшим возможным для человека идеалом. Это, прежде всего, душа, а затем Верховная Душа, или Бог.

Тем самым, педагогам предоставляется хорошая возможность задействовать внутренний идеализм, присущий каждому ребёнку, и включиться в интересную задачу вести молодёжь мира от одной достигнутой цели к другой. Но они должны делать это — в будущем  — во исполнение верховного замысла души, а не исходя из частных стандартов национального образования, как в прошлом. Это важное положение, ибо данный факт засвидетельствует смещение внимания от несущественного к существенному.

7. Наконец, атрибут упорядочивания и наложения установленного ритма путем развития внутренней способности действовать в соответствии с поставленной целью и ритуалом. Этот конкретный атрибут божественности сейчас высоко развит лишь в одном из аспектов: налицо жёсткая стандартизация человечества в наше время и наложение авторитарного ритуального ритма на общественную жизнь в очень многих странах. Видно, как это доведено до совершенства в наших государственных школах, — но это нежелательное совершенство. Отчасти это является следствием признания того, что единица, или индивидуум, есть только часть большего целого (и распознавание этого остро необходимо), часть эволюционного раскрытия расы. Однако вследствие неверного приложения нами любой новой истины это означает растворение единицы в группе, которое оставляет ей мало шансов для свободного проявления своих индивидуальных воли, интеллекта, цели и техники души. Педагогам придется работать с данным врождённым атрибутом и инстинктом к упорядоченному ритму, делая его более творческим, конструктивным и обеспечивая с его помощью  поле для раскрытия способностей души.

Ключевая нота нового образования — это правильная интерпретация жизни, прошлой и настоящей, и ее отношение к будущему рода человеческого; ключевой нотой новой религии должно быть правильное приближение к Богу, трансцендентному в природе и имманентному в человеке, тогда как ключевой нотой новой науки политики и управления будут правильные человеческие отношения — к ним обеим образование и должно подготавливать детей...

Всё это позволит человеку выходить на арену жизни, имея определённый багаж знаний о том, что было открыто в прошлом и является его интеллектуальным наследием; приучённым к определённой умственной активности, которую человек может развивать и тренировать, если того желает, и которая нарабатывается через установление им правильных отношений со своим окружением; со своими ментальными идеалами, мечтами и мыслями, которые можно трансмутировать в ценные качества, если человек одарен настойчивостью, а его воображение не притупилось несбалансированным, принудительным курсом обучения, и если ему посчастливилось иметь мудрого наставника и  понимающих старших друзей.

Ясно, что обязанность нового образования — работать с цивилизованными массами, прививая им культуру; точно так же необходимо работать с культурными людьми, готовя их к пути Просветлённых. В конце концов то, что преподаётся сейчас в школах эзотеристов, станет частью учебной программы, рекомендуемой для подрастающего поколения,  а учение, которое даётся сегодня продвинутым, мыслящим людям мира, будет адаптировано к нуждам тогдашней молодёжи.

Изменено 07.06.2012 16:38
bugfixer invisible agent