Речь

имена: речь - оккультное значение речи

Воинства Гласа ответственно за притяжение, при помощи которого собирается материал, требующийся свободным Духам для построения своих тел проявления. Вибрация, возбуждённая Звуком, являющим собой выражение Закона Синтеза, сменяется Гласом, или Словом, а это Слово, проходя от центра к периферии (ведь в оккультном понимании Слово «говорится от Сердца»), становится

  • а)  словосочетанием;
  • б)  словосочетаниями;
  • в)  предложениями;
  • г)  речью;
  • д)  мириадами звуков природы.

Каждый из этих терминов можно объяснить в понятиях притягательной энергии, а эта энергия есть та же демонстрация жизни Существования той или иной степени.

«Бог говорит, и формы появляются»

Всегда по произнесенному слову или по переданной инструкции можно узнать точку достижения. Такова ситуация с вами, так обстоит дело и на высших планах. В речи, оккультном творческом источнике, виден уровень достижения. Это безошибочный показатель возраста души.

Оккультное значение речи

Древнее Писание гласит: «При многословии не миновать греха», потому что в потоке слов на нынешней стадии человеческой эволюции многие слова произносятся бесцельно или же по мотивам, которые, как выясняется (при анализе), свойственны исключительно личности. Чем дальше прогресс на пути к Мистериям, тем большую осторожность должен проявлять стремящийся. Необходимо это по трём причинам.

Первая: вследствие своего эволюционного развития он способен придавать своим словам такую силу, что сам удивился бы, если бы только был способен видеть на ментальном плане. Он выстраивает мыслеформы более четко, чем обычные люди, его мыслеформа сильнее энергетизируется и исполняет свою миссию, на осуществление которой она высылается «звуком», или речью, с большей точностью.

Вторая: каждое произнесенное слово и появляющаяся вслед за этим мыслеформа (если они соответствуют высшему пути и основаны на личностных импульсах) могут образовать между человеком и его целью барьер из ментальной материи. Эта материя, или разделяющая стена, должна быть рассеяна, прежде чем дальнейшее продвижение станет возможным. Процесс этот неизбежный и является кармическим.

Третья: речь — это в основном способ коммуникации на физических уровнях. На тонких уровнях, где пребывает работник, и при его общении со своими товарищами по работе, речь будет играть всё меньшую роль. Общение между стремящимися и учениками будет характеризоваться интуитивным восприятием и телепатическим взаимодействием, а когда к этому добавится полное доверие, симпатия и соединенное усилие ради продвижения плана, возникнет форма, с которой Учитель сможет работать и через которую Он сможет изливать Свою силу. Учитель работает с группами (большими и малыми), и Его работа облегчается, если взаимодействие между единицами в группе стабильно и непрерывно. Одной из самых частых причин возникновения трудностей в групповой работе и последующего временного перекрытия потока силы от Учителя является неверное употребление речи. Это вызывает временную закупорку канала на ментальном плане.

Я упоминаю об этих трёх факторах, потому что вопрос групповой работы имеет жизненную важность и в наше время на него возлагаются большие надежды. Если в какой бы то ни было организации на физическом плане Учителя могут обнаружить ядро хотя бы из трёх человек, которые взаимодействуют сообща (я намеренно выбираю эти слова) и бескорыстно следуют пути служения, Они способны произвести более определенные результаты в более короткое время, чем это было бы возможно с более многочисленным и активным составом людей, может быть, искренних и серьезных, но не знающих смысла взаимного сотрудничества и доверия, и не охраняющих врата своей речи.

Если человеку удалось понять значение речи, если он учится тому, как говорить, когда говорить, старается понять, что приобретается благодаря сказанному и что происходит, когда он говорит, то он бесспорно на пути к достижению своей цели. Тот, кто правильно регулирует свою речь, добивается наибольшего прогресса. Это всегда осознавалось всеми лидерами оккультных движений. В глубоко оккультной школе Пифагора в Кротоне и во многих других эзотерических школах Европы и Азии было такое правило: каждому неофиту и испытуемому не разрешалось говорить два года после поступления в школу. После того, как они научались хранить молчание в течение этого периода, им давалось право говорить, так как они обрели необходимую сдержанность.

Учащимся было бы полезно осознать, что любой хороший оратор совершает глубоко оккультную работу. Хороший лектор (например) выполняет работу, аналогичную в малом масштабе той, что исполняет Солнечный Логос. Что Он сделал? Он мыслил, Он выстроил, Он оживил. Лектор тоже сначала избирает материал, с помощью которого он намеревается построить свою лекцию и который он намеревается наполнить жизнью. Из всей мировой материи мысли он собирает ту субстанцию, которую он будет использовать. Далее он копирует работу Второго Логоса в том, что мудро выстраивает субстанцию в форму. Он конструирует форму, и, после того как она сконструирована, он заканчивает тем, что играя роль Первого Лица Троицы, внедряет свой Дух, жизненность и силу в эту форму, так что она становится вибрирующим живым проявлением. Если лектор или оратор способен на всё это, он всегда сумеет собрать свою аудиторию, и она всегда будет у него учиться. Слушатели будут усваивать то, что передаёт им его мыслеформа.

В повседневной жизни, когда ученик говорит, он делает то же самое. Беда зачастую лишь в том, что своей речью он оформляет нечто совсем не стоящее и оживляет свою мыслеформу не тем типом энергии, в результате форма, вместо того, чтобы стать конструктивной, живой, полезной силой в мире, оказывается разрушительной. Если мы исследуем различные изложения космологии мира, то увидим, что процесс творения всегда осуществлялся посредством звука, речи, или Слова. В христианской Библии говорится: «В начале было Слово,… и Слово было Бог. Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть». Так, согласно христианскому учению, миры были сотворены Словом Божьим.

В индусских писаниях мы находим, что Владыка Вишну, Который символизирует Второе Лицо Троицы, называется «Гласом». Он — великий Певец, Который выстроил миры и вселенную Своей песнью. Он — Открыватель мысли Бога, Который построил вселенную солнечных систем. Как христианин говорит о великом Слове, Слове Бога, Христе, так индус говорит о Вишну, великом Певце, созидающем своею песнью.

В проявлении физического плана нас узнают по нашей речи; нас узнают по нашей сдержанности, по тому, что мы говорим или что оставляем недосказанным; о нас судят по качеству разговора. Мы думаем о людях в свете того, что они говорят, потому что их слова открывают тип той мыслительной материи, в которой они работают, и то качество энергии, или жизни, которую они вкладывают в свои слова. Среди Солнечных Логосов многообразных созвездий, открывающихся нам, когда мы оглядываем звездное небо, качество Логоса нашей Солнечной системы выявляется через посредство той гигантской мыслеформы, которую Он построил могуществом Своей речи и которая энергетизирована Его особым качеством любви. Когда Бог говорит, создаются миры, и в настоящее время Он ещё продолжает говорить. Он еще не завершил то, что хочет сказать, — отсюда нынешнее видимое несовершенство. Когда та великая божественная фраза, или предложение, что занимает Его мысль, подойдет к концу, мы получим совершенную Солнечную систему, населенную совершенными существованиями.

Речью мысль призывается и становится явью. Она выводится из абстракции и неявного состояния и материализуется на физическом плане, порождая (если бы мы только могли это видеть) на эфирных уровнях нечто вполне определённое. Производится объективное проявление, поскольку «вещи таковы, каковыми их делает Слово, их называя». Речь — это буквально великая магическая сила. Адепты, или белые маги, благодаря знанию сил и могуществу молчания и речи, могут производить следствия на физическом плане. Как хорошо известно, есть область магической работы, основанной на применении известных магу Слов Могущества и тех мантрамов и формул, которые приводят в движение скрытые энергии природы и призывают к работе дэв.

Речь — это один из ключей, открывающих двери общения между людьми и более тонкими существами. Она помогает обнаружить те сущности, с которыми контактируют по ту сторону завесы. Но только тот, кто научился хранить молчание и достиг знания того, когда можно говорить, способен проходить за завесу и осуществлять некоторые эзотерические контакты. Магия, как утверждается в «Тайной Доктрине», состоит в том, чтобы обращаться к Богам на Их собственном языке, речь же обычного человека Их достичь не в состоянии.

Поэтому тем, кто стремится научиться оккультному языку, тем, кто жаждет узнать слова, могущие дойти до слуха находящихся на другой стороне, и тем, кто стремится использовать формулы и фразы, которые дадут им власть над Строителями, придется отучиться от прежнего употребления слов и воздержаться от обычной манеры разговора. Тогда им будет доверен новый язык — новые выражения, слова, мантрамы и формулы.

Законы речи — это законы материи. Поэтому учащиеся могут применять законы, управляющие субстанцией физического плана, при употреблении слов, поскольку это касается манипуляции материей на других уровнях. Речь — это великое средство, с помощью которого мы делаем явной природу той малой системы, которую мы выстраиваем — системы, центральным солнцем которой является каждая человеческая единица, ибо она — по Закону Притяжения — притягивает к себе то, в чем нуждается.

«К Священной Речи — Вач» [ Риг Веда X, 125 ]

Я двигаюсь с Рудрами, с Васу,
Я — с Адитьями и со Всеми-Богами.
Я несу обоих; Митру и Варуну,
Я — Индру и Агни, я — обоих Ашвинов.

Я несу сому, бьющего через край,
Я — Тваштара, а также Пушана, Бхагу.
Я создаю богатство возливающему жертвенный напиток,
Очень ревностному жертвователю, выжимающему сому.

Я — повелительница, собирательница сокровищ,
Сведущая, первая из достойных жертв. Меня такую распределили боги по многим местам,
Меня, имеющую много пристанищ, дающую многому войти в жизнь.

Благодаря мне ест пищу тот, кто смотрит,
Кто дышит и кто слышит сказанное.
Не отдавая себе отчета, они живут мною,
Внимай, о прославленный, глаголю тебе достойное веры!

Я ведь сама глаголю то,
Что радует богов и людей.
Кого возлюблю, того делаю могучим,
Того — брахманом, того — риши, того — мудрым.

Я натягиваю лук для Рудры,
Чтобы (его) стрела убила ненавистника священного слова.
Я вызываю состязание среди народа.
Я пропитала (собой) небо и землю.

Я рождаю отца на вершине этого мира
Мое лоно в водах, в океане.
Оттуда расхожусь я по всем существам
И касаюсь теменем того неба.

Я ведь вею, как ветер,
Охватывая все миры:
По ту сторону неба, по ту сторону этой земли —
Такая стала я величием.

Язык, как уже говорилось, скрывает истину, а не раскрывает ее. Если истина узнается, то это потому, что исследователь в себе самом нашел точку истины, которая освещает его шаги по мере его медленного, постепенного продвижения вперед.

Люди редко осознают могущество слова, хотя и было сказано: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Все через Него начало быть и без Него ничто не начало быть, что начало быть». Поэтому, когда мы читаем эти слова, наши умы ретроспективно видят начало созидательного процесса, когда Бог говорил — и (с помощью звука) создавались миры.

Было сказано, что «главное средство, с помощью которого вращается колесо Природы в направлении явлений, — это звук», так как изначальный звук, или слово, вызывает вибрацию материи, из которой создаются все формы, и инициирует активность, которая характеризует даже атом субстанции.

Литература и писания всех древних наций и великих религий содержат свидетельства эффективности звука при создании всего осязаемого и видимого. У индусов очень красиво сказано: «Великий Певец создал миры, и Вселенная — Его Песнь». Это другой способ выражения той же идеи. Если это будет осознано и эта наука будет понята, то произнесение нами слов станет чуть ли не торжественным событием.

Звук или речь и употребление слов рассматривались древними философами (и все больше рассматриваются современными мыслителями) как высочайшее средство, используемое человеком при формировании себя и своей среды. Мысль, речь и вызываемая ими активность на физическом плане составляют троичность, которая и делает человека тем, что он есть, и помещает его туда, где он есть.

Цель всякой речи — облечь мысль и таким образом сделать наши мысли понятными для других. Когда мы говорим, мы пробуждаем мысль и проявляем ее. Так мы облекаем все, что скрыто внутри нас, в звуковое выражение. Речь раскрывает, а правильная речь может создать форму для воплощения доброго замысла, также как неправильная речь может создать форму, служащую воплощению злого замысла. Однако, не придавая этому значения, мы беспрестанно и безответственно день за днем говорим, употребляем слова, множим звуки, окружаем себя множеством форм нашего собственного изготовления. Поэтому разве не важно, что прежде чем говорить, мы должны подумать, помня изречение: «Ты должен обрести знание, прежде чем ты сможешь говорить». Давайте, подумав, выбирать затем правильные слова, чтобы выражать правильную мысль, стремясь точно произносить каждое слово, наделять его должным значением и верной интонацией.

И тогда произносимое нами слово будет создавать мыслеформу, которая воплотит имеющуюся в нашем уме идею. Тогда наши слова не будут вносить разлад, а добавят свою долю в тот великий гармонизирующий аккорд, или объединяющее слово, произнесение которого, в конце концов, является функцией рода человеческого. Неправильная речь разделяет, и интересно отметить и принять во внимание, что слово, являясь символом единства, — божественное, тогда как речь во всем своем многообразии — человеческая.

По мере эволюции и поднятия рода человеческого до своего истинного места в великом Плане Вселенной, все шире будет культивироваться правильная, корректная речь. Мы будем больше думать, прежде чем произносить слова, или, как сказал великий наставник: «Благодаря медитации мы исправим ошибки неправильной речи», и значение словесных форм, настоящих, правильных звуков и качества голоса будет всеболее очевидным.

Одним из величайших инструментов, используемых для практического развития и имеющихся как у обычных людей, так и у великих, является инструмент РЕЧИ. Тот, кто тщательно подбирает слова и говорит только с альтруистической целью, с тем чтобы посредством языка передавать энергию Любви, быстро делает первые шаги на пути подготовки к посвящению. Речь — самое оккультное проявление; она является средством созидания и проводником силы. Сдержанность в словах, с эзотерической точки зрения, способствует сохранению силы; употребление правильно подобранных и произнесенных слов способствует распределению силы любви Солнечной системы, той силы, которая предохраняет, укрепляет и стимулирует. Только тому, кто знает кое-что об этих двух аспектах речи, можно доверить предстать перед Посвятителем и вынести из этого Присутствия некоторые звуки и тайны, сообщаемые под обетом молчания.

Ученик обязан научиться молчать перед лицом того, что является злом. Он должен научиться молчать, видя страдания мира, не теряя времени на бесполезные сетования и проявления скорби, но облегчая бремя мира, работая и не растрачивая свою энергию в болтовне. Однако в то же время он должен говорить, если необходимо выразить поддержку, пользуясь языком с созидательной целью, проявляя силу любви мира, протекающую через него, там, где она лучше всего может облегчить бремя или снять тяжесть, помня, что в ходе развития расы, любовь между полами и ее выражение сместятся на более высокий план. Тогда через произносимое слово, а не через выражение на физическом плане, как сейчас, будет проявляться истинная любовь, соединяющая тех, кто связан друг с другом в служении и в устремлении. Тогда любовь между единицами рода человеческого примет форму речи, используемой с целью созидания на всех планах, и энергия, проявляющаяся ныне большей частью через низшие, или воспроизводящие, центры, будет перенесена в горловой центр. Это пока еще далекий идеал, но даже сейчас некоторые могут прозревать этот идеал и стремиться — посредством совместного служения, любящего сотрудничества и единства в устремлении, мышлении и усилии — придать ему очертания и форму, хотя бы и не совсем адекватные.

Ещё одним важным фактором подготовки группы к посвящению является культивирование молчания. Говоря о функционировании Ашрама, мы иногда спрашиваем себя, как донести до наших учеников, что суть молчания состоит не в воздержании от речи? Многим ученикам представляется, что именно так оно и есть и что им надо научиться говорить меньше, если они надеются получить посвящение. Однако некоторым было бы гораздо лучше говорить больше, но по делу. Молчание, которое требуется в Ашраме, — это воздержание от некоторых направлений мышления, искоренение мечтательности и нездорового использования творческого воображения. Речь должна контролироваться уже в зародыше, потому что она — результат работы определённых внутренних источников идей, мыслей и воображения. Речь — это вывод (в определённый момент насыщения, если можно так выразиться) содержимого переполненных внутренних резервуаров на физический план. Сдерживание речи и подавление тех слов, которые кажутся неправильными, нежелательными, неумными или представляются пустой тратой энергии, лишь увеличит внутренние наносы и позднее всё равно приведёт к ещё более сильному извержению слов. Кроме того это чревато серьёзными и даже катастрофическими состояниями астрального тела ученика. Следует бороться с ненужными мыслями, а не культивировать, братья мои, мысленное молчание. Я имею в виду недопустимость некоторых направлений мышления, искоренение некоторых особенностей привычного образа мыслей и отказ от подхода к идеям с определённых позиций. Всё это достигается в процессе замещения, но не насильственного подавления. Посвящённый учится поддерживать свой мыслительный аппарат в эффективном состоянии. Его мысли не перемешиваются друг с другом, но хранятся (образно выражаясь) в отдельных ячейках и строго учитываются для последующего использования. Целые пласты мыслей хранятся (выражаясь, опять же, символически) в самом Ашраме и никогда не допускаются в ум ученика или посвящённого, не занятого сознательной работой в Ашраме. Другие мысли предназначены для группы и её работы и свободно циркулируют в пределах группового кольца-не-преступи. Третьи носят более мирской характер и определяют повседневную жизнь ученика и его личностные и деловые отношения цивилизованного существования на физическом плане. Всё это лишь намёки на подлинный смысл молчания посвящённого, однако достаточные, чтобы (при должном размышлении) понять его суть. На уровнях допустимых контактов речь свободна и беспрепятственна, за пределами этих уровней нет и намёка на существование иных сфер мысленной активности и соответствующей им речи. Вот что такое молчание посвящённого ученика.

Человек говорит, и результатом этого является весьма многосложный мантрам. Порожденная при этом энергия активизирует множество малых жизней, которые приступают к построению формы его мысли; строительство проходит по описанным стадиям. В настоящее время человек издает мантрические вибрации бессознательно, не зная законов звука и не понимая их действия. Таким образом, исполняемая им оккультная работа остается для него неизвестной. Позднее он будет говорить меньше, а знать больше и конструировать более точные формы, которые будут оказывать мощный эффект на физических уровнях. И так, в отдаленных циклах, будет, наконец, «спасён» мир, а не просто отдельные разрозненные единицы.

Люди даже при еде запинаются о непривычную посуду. Было бы непоправимой ошибкой послать мысль, не считаясь с качеством приемника. Давно говорилось о необходимости понятного языка для каждого слушателя, но в жизни это применяется очень редко.

Нужно при убеждении посредством применения психической энергии употреблять язык убеждаемого. Могли не раз заметить, как язык Учителя соответствовал выражениям учеников. На этом слагались нелепые подозрения о подделках, ибо кому-то казалось странным, что характерные выражения ученика передавались речью Учителя. Но никто не подумал, что таким образом облегчалась усвояемость.

Нужно также понять, что при совместной работе обобщаются способы выражений — иероглиф понимания углубляется. Но незнайки продолжают клеветать о подделке и не хотят обернуться на себя, припомнив разницу своих выражений с разными людьми. Мы лишь расширяем тот же принцип.

Мы предлагаем применить язык слушателя во всей его характерности. Нам нет дела, в чем Нас будет обвинять обыватель, Нам нужно благое следствие. Если для спасения от опасности вы должны применить самое странное выражение, не помыслите же промедлить! Это условие необходимо при усовершенствовании передачи мысли.

Прежде всего, вы должны испытать свою находчивость и применяемость в самых различных условиях. Легкость приемов мышления создаст крылья мысли вашей.

Можно начать с самого характерного выражения слушателя, это привычное слово легко закрепится в сознании, но для этого нужно сострадательно подметить все характерное. Придется иметь тысячу глаз.

Изменено 22.02.2018 16:28
bugfixer invisible agent