“Ощущения, вызываемые объектами воспринимаемыми чувствами, при помощи внешних инструментов Владыки Тела или чувств (Индрий), которые являются путями, с помощью которых Джива получает мирской опыт. Их всего десять, и они бывают двух видов:

а. Пять органов чувств Джнана-индрия
1. Ухо Слух
2. Кожа Ощущение, осязание
3. Глаз Зрение
4. Язык Вкус 
5. Нос Обоняние
 
б. Пять органов действия  Карма-индрия
1. Рот Речь
2. Руки Хватание
3. Ноги Ходьба
4. Анус  Выделение
5. Гениталии  Воспроизводство

Органы чувств являются ответным откликом “Я” на воспринимаемые ощущения. Органы действия представляют собой органы, благодаря которым исполняются желания Дживы.

Индрия, или чувство, – это не физический орган, а способность ума, действующего через этот орган, как свой инструмент. Внешние органы чувств – это обычные средства, при помощи которых на физическом плане осуществляются функции слуха и четыре других. Но поскольку они – просто инструменты и их способности обусловлены умом, йог, совершенствуя его, может воспринимать все, что делается посредством этих физических органов, без использования последних...

Три функции: внимание, отбор и синтез  отдельных разнородных чувств – свойственны тому аспекту ментального тела, внутреннему агенту, который называется манас. Так же как манас нужен чувствам, так и последние необходимы манасу... Стало быть, манас есть ведущая Индрия, а чувства – его способности” (Артур Авалон, “Змеиная Сила”).

сноски к «Трактату о Космическом Огне»
trita.net