“Вся эта Солнечная система, представляющаяся единым огромным механизмом с точно подогнанными друг к другу частями и основными деталями, является всего лишь физическим выражением Вишну, или эфирной базовой субстанции, как мы понимаем это слово в настоящее время. Все взаимные соответствия, наблюдаемые в проявленном космосе, – лишь результат гармонически работающих энергий, преобразующих эфир в выражение, которое мы осознаем. Все планеты, миры, человеческие существа и т.д. – лишь части тела, причем каждая функционирует согласно Закону, который управляет Целым. Поэтому эволюция, сохранение и разрушение мира – это единый огромный процесс под названием Яджна, имеющий место в теле Яджна Пуруши, или психического тела природы. Человечество в его совокупности составляет сердце и мозг этого Пуруши, следовательно, вся порожденная человечеством Карма, физическая, ментальная или духовная, в основном определяет характер этого Яджнического процесса.... Потому Шри Кришна называет этот процесс Яджнической жизнью, которую он и передал Арджуне как Йогу (IV. 1). Действительно, Йога и Яджна очень тесно связаны и даже неразделимы, хотя в настоящее время люди, похоже, их разделяют. Йога происходит от корня “yuj”, “соединять”, и означает акт присоединения. Так как сердце – это великий центр в человеке, Йог сердца занимает центральную позицию во вселенной, и отсюда его индивидуальность. Поскольку индивидуальность, или Высший Манас, – это точка опоры человека, или центр, вокруг которого обращаются два полушария высшего и низшего существования, Йог имеет небесный свод сверху и земную бездну снизу, а его йога становится, как следствие, двойственной. Он присоединяется к тому, что наверху, в дхиане, и к тому, что внизу, в действии. Слово “яджна” происходит от корня “yaj”, “служить”, что также означает двойное служение, служение тому, что наверху, посредством служения его выражению, тому, что внизу” (“Размышления о Гите”, с. 18, 134).