Человек должен понять природу колеса, в котором он вращается, называемого на санскрите колесом сансары. Последнее слово происходит от корня «Sru» (двигаться) и обозначает колесо движения, или великое колесо изменчивой жизни, в котором человеческие сущности призваны работать и которое никогда не должно покидаться, пока не наработано сострадание к человеку и следование закону единства, связывающему всё множество существ; таково мнение всех истинных йогов и Шри Кришны. Этот великий Наставник излагает природу сансарического колеса своеобразным способом, который заслуживает тщательного размышления. Он говорит: «Все бхуты рождаются от пищи, а пища происходит от Парджаньи, или дождя. Дождь происходит от яджны, а яджна – от Кармы. Карма – от Веды, а Веда – от Вечного». Здесь, как вы видите, приводится семеричная гамма, с бхута (или проявленной формой) на одном конце и вечной, непроявленной для нас субстанцией – на другом. Если мы классифицируем эту семерку согласно теософскому подразделению на низшую четверку, над которой преобладает высшая триада, то получим форму, пищу, дождь и яджну в качестве низшей четверки, и Карму, Веду и Вечную субстанцию – в качестве высшей триады. Вечная субстанция пронизывает всё пространство, созданное мировой песнью и дающее начало всем законам кармы, управляющим развитием мира. Карма развивает низшую четверку, а эта четверка начинается с яджны – духа эволюции, соединяющего высшее с низшим. Яджна, согласно Пуранам, – это дух, который стремится расширить гармонию непроявленного, предоставляя гармонии поле дисгармонии для его переработки и утверждения своего собственного величия. Дух-яджна, создавая проявленную форму, порождает парджанью, или дождь. Слово Парджанья применяется по отношению к дождю и часто – по отношению к духу, чья функция – вызывать дождь. – «Размышления о Гите», с.127.