Атом – Т. Д., I, 113, 566
СТАНЦА III. – Продолжение.
12. ТОГДА СВАБХАВАТ ПОСЫЛАЕТ ФОХАТ, ЧТОБЫ ОТВЕРДИТЬ АТОМЫ. КАЖДЫЙ ЕСТЬ ЧАСТЬ ТКАНИ. ОТРАЖАЯ, ПОДОБНО ЗЕРКАЛУ, «САМОСУЩЕГО ВЛАДЫКУ», КАЖДЫЙ, В СВОЮ ОЧЕРЕДЬ, СТАНОВИТСЯ МИРОМ.
Фохат делает атомы твердыми; т.е., сообщая им энергию, он разбрасывает «Атомы» или Изначальную Материю. «Он разбрасывает себя, разбрасывая Материю на Атомы».
Т. Д, I, 566
Атом упруг, следовательно, Атом делим и должен состоять из частиц или суб-атомов. А эти суб-атомы? Они или неупруги и, в таком случае, они не имеют никакого динамического значения, или они тоже упруги и, в таком случае, они тоже делимы. Итак, ad infinitum. Но бесконечная делимость Атомов сводит материю к простым центрам Силы, т. е., исключает возможность представления материи, как объективной субстанции.
Именно на факте иллюзорной природы материи и бесконечной делимости атома построена вся Наука Оккультизма.
1. Всё есть атомы – Бог, Монады и сами атомы.
2. Солнечная система – это космический атом.
3. Каждый план – это атом, или завершённая сфера.
4. Каждая планета – это атом.
5. Каждый Небесный Человек – это атомная единица.
6. Каждая человеческая Монада – это атом в теле одного из Небесных людей.
7. Каузальное тело – это атом, или сфера.
8. Элементал физического плана – это атомная единица.
Что такое атом?
1. Оболочка, образованная из материи Солнечной системы – материи той или иной из семи степеней, и населяемая той или иной жизнью.
а. Абсолютный интеллект насыщает каждый атом.
Т. Д, I, 298
Один тот факт, что какой-то Дух одарен разумом, является доказательством для оккультиста, что подобное существо было человеком и приобрело свое знание и разум на протяжении человеческого цикла. Во вселенной есть лишь одно неделимое и абсолютное Всеведение и Разум, и оно трепещет в каждом атоме, малейшей точке Космоса, неимеющего пределов и который люди называют Пространством, рассматривая его независимо от всего содержимого в нем.
б. Абсолютная жизнь насыщает каждый атом.
Т. Д, I, 278
Не входя в долгие описания, данные о Высших ЖИЗНЯХ мы должны направить теперь наше внимание просто на земные Существа и на самую Землю. Последняя, как нам сказано, слагалась для Первого Круга «Пожирателями», которые разлагают и дифференцируют зародыши других жизней в Элементах; и следует допустить, что процесс этот был очень близок тому, который в настоящей стадии мира, совершается аэробами, когда они, подрывая и освобождая химические построения в организме, трансформируют животную материю и порождают субстанции, разнящиеся в своих строениях. Таким образом, Оккультизм отвергает, так называемый, Азоический Век науки, ибо он доказывает, что никогда не было времени, когда бы Земля была лишена жизни. Где только есть атом материи, частица или молекула, даже в ее наиболее газообразном состоянии, там жизнь налицо, хотя бы и в латентном и бессознательном состоянии.
«Все, что покидает состояние Лайа, становится деятельною Жизнью: оно притягивается в круговорот ДВИЖЕНИЯ (Алхимический Растворитель Жизни); Дух и Материя есть два Состояния ЕДИНОГО, что есть ни Дух, ни Материя, оба будучи Абсолютной Жизнью, латентной... Дух есть первая дифференциация ПРОСТРАНСТВА (и в нем). Материя же есть первая дифференциация Духа. То, что есть ни Материя, ни Дух, есть ТО – Беспричинная ПРИЧИНА Духа и Материи, которые суть Причина Космоса. И ТО мы называем ЕДИНОЮ ЖИЗНЬЮ или Интра-Космическим Дыханием»
Т. Д, I, 281
с) Наука учит нас, что как живущие, так и мертвые организмы человека и животного кишат сотнями бактерий различных видов; что извне с каждым нашим вдыханием нам угрожает нашествие микробов, а изнутри полчища лейкоцитов, аэробов, анаэробов и тому подобных... Но наука никогда еще не доходила до совместного с Оккультной Доктриной утверждения, что наши тела, так же как и тела животных, растений и камней, сложены вообще из подобных существ, которых, за исключением крупнейших видов, ни один микроскоп не может уловить. Что же касается до чисто животной и материальной части человека, то наука сейчас на пути к открытиям, которые в значительной степени подтвердят эту теорию. Химия и физиология, два великих мага будущего, которым предназначено раскрыть глаза человеку на великие физические истины. С каждым днем все яснее обнаруживается тождественность между животным и физическим человеком, между растением и человеком и даже между пресмыкающимся и его гнездом, скалою, и человеком. Раз тождественность физического и химического строения всех существ установлена, то наука химии могла бы справедливо сказать, что нет разницы между материей, сложившей быка, и той, которая образовала человека. Но Оккультная Доктрина гораздо точнее, она говорит: тождественны не только химические составы, но те же самые малейшие, невидимые Жизни слагают атомы тел, горы и маргаритки, человека и муравья, слона и дерева, укрывающего его от солнца. Каждая частица – назовете ли вы ее органической или неорганической – есть Жизнь. Каждый атом и молекула во Вселенной является одновременно жизнедателем и носителем смерти для подобных форм, ибо они слагают, посредством агрегаций миры и краткосрочные проводники, готовые принять перевоплощающуюся душу. И так же точно они вечно разрушают и изменяют формы и изгоняют души из их временных обиталищ. Атом создает и убивает, он самозарождающ и самоуничтожающ, он зарождает и уничтожает ежесекундно, во времени и пространстве, эту тайну из тайн, живое тело человека, животного или растения. И он так же порождает жизнь, как и смерть, красоту и безобразие, добро и зло, и даже приятные и неприятные, полезные и зловредные ощущения. Он есть та таинственная ЖИЗНЬ, коллективно представленная бесчисленными мириадами Жизней, которая следует присущему ей спорадическому ритму, до сих пор непонятому закону Атавизма; закон этот копирует фамильные сходства так же как и те, которые он находит запечатленными в аурах родителей каждого будущего человеческого существа; тайна, которая получит в дальнейшем более полное внимание.
Т. Д, II, 742 (Примечание)
Раз ни один атом во всем Космосе не лишен жизни и сознания, то насколько же больше должны быть наполнены, как тем, так и другим, его мощные небесные тела – хотя они и остаются запечатанной книгой для нас, людей, которые могут лишь едва объединиться сознанием с ближайшими к нам формами жизни? Мы не знаем самих себя, то как можем мы, если мы не были научены или посвящены, вообразить, что мы можем проникнуть в сознание малейшего из животных, окружающих нас?
2. Атомы и души – термины синонимические.
Т. Д, I, 620-622
Что касается так называемых Элементальных Атомов, то оккультисты прилагают к ним этот термин в смысле, аналогичном тому, который дается индусами Браме, когда они называют его Ану, Атомом. Каждый Элементальный Атом, в поисках которого более, нежели один химик следовал по пути, указанному алхимиками, есть, по их твердому убеждению, если и не в силу их знания, – Душа; не обязательно развоплощенная Душа, но Джива, как называют ее индусы, центр Потенциальной Жизнеспособности с латентной разумностью в ней и, в случае сложных Душ, разумное и действенное Существование от высшей до низшей степени; форма, состоящая из более или менее многочисленных дифференциаций. Чтоб понять смысл нами сказанного, нужно быть метафизиком, притом метафизиком Востока. Все эти Атомы-Души суть дифференциации Единого и находятся в том же отношении к Нему, как и Божественная Душа-Буддхи к своему вдохновляющему и нераздельному с нею Духу, Атма.
Современные физики, заимствовав от древних их Атомическую Теорию, забыли один пункт, наиболее важный во всей доктрине; следовательно, они получили лишь скорлупу и никогда не будут в состоянии получить ядро. Приняв физические Атомы, они упустили многозначительный факт, что от Анаксагора до Эпикура, до римлянина Лукреция и, кончая даже Галилеем, все эти философы верили, более или менее, в живоначальные Атомы, а не в невидимые крупинки так называемой «грубой» материи. Согласно им, вращательное движение было порождено более значительными по величине (читайте, более божественными и чистыми) Атомами, увлекшими вниз другие Атомы; причем более легкие были, одновременно, отброшены вверх. В эзотерическом смысле это вечно циклическая кривая дифференцированных Элементов, нисходящая и восходящая через интерциклические фазы существования, пока каждый не достигнет своей отправной точки или места рождения. Эта идея была столь же метафизическая, как и физическая. Сокровенное толкование включало Богов или Души под видом Атомов, как причин всех следствий, производимых на Земле выделениями божественных тел. Ни один древний философ, ни даже еврейский каббалист, никогда не отделял Дух от Материи или Материю от Духа. Все зарождалось в Едином и, происходя от Единого, должно в конечности вернуться к Единому.
«Свет становится теплотою и уплотняется в огненные частицы, которые из огненного состояния становятся охлажденными, твердыми частицами, круглыми и гладкими. И это называется Душою, заключенною в своем одеянии из материи.»
Атомы и Души были синонимами на языке Посвященных. Доктрина о «вращающихся Душах», Гильгулем, в которую столько ученых евреев верило, не имела иного эзотерического значения. Ученые еврейские посвященные никогда не подразумевали под Землею Обетованною только Палестину, но они имели в виду ту же Нирвану, как и ученые буддисты и брамины, – Лоно Вечного ЕДИНОГО, символизированного Лоном Авраама и Палестиною, замещающей его на Земле.
Несомненно, ни один образованный еврей никогда не понимал в буквальном смысле аллегорию, что тела евреев заключают в себе начало Души, которое, если тело похоронено в чужой стране, не может упокоиться до тех пор, пока эта бессмертная частица, посредством процесса, называемого «вращением души», не достигнет снова священной почвы «Обетованной 3емли». Смысл этого очевиден оккультисту. Предполагалось, что этот процесс совершался посредством известного рода метампсихозиса, которым психическая искра переходила через птицу, животное, рыбу и через самое малейшее насекомое. Аллегория имеет отношение к Атомам тела, из которых каждый должен пройти через все формы, пока они все не достигнут конечного состояния, которое есть точка исходного движения каждого Атома – его первоначальное состояние-Лайа. Но первоначальное значение Гильгулема или «Вращения Душ» было представление о вновь воплощающихся Душах или Ego. «Все души идут в Гильгулах», в циклический или круговой процесс, то есть, все они продвигаются по тропе цикла перевоплощений. Некоторые каббалисты толкуют эту доктрину лишь в смысле особого рода чистилища для душ грешников, но это неправильно.
Прохождение Души-Атома «через семь Планетных Покоев» имело тот же метафизический и физический смысл. Оно отвечало последнему, когда говорилось, что душа растворялась в эфире. Даже Эпикур, примерный атеист и материалист, знал настолько древнюю Мудрость и настолько верил в нее, что учил, что Душа – совершенно отлична от бессмертного Духа, когда она заключена в нем в латентном состоянии, как и в каждом атомическом зерне – составлена из тончайшей и нежнейшей субстанции, состоящей из самых гладких, самых круглых и тончайших атомов.
И это доказывает, что все древние Посвященные, за которыми следовала, более или менее близко, вся мирская древность, подразумевали под термином Атома – Душу, Гения или Ангела, перворожденного вечно-сокрытой Причины всех причин; и в этом смысле их учения становятся понятными. Они утверждали, так же как и их преемники, существование Богов и Гениев, Ангелов или Демонов, не вне и независимых от Вселенского Пленума, но внутри его. Только этот Пленум в течение жизненных циклов беспределен. Они признавали и учили многому из того, чему учит сейчас современная наука – именно существованию предвечного Мирового Вещества или Космической Субстанции, вечно однородной, за исключением времени ее периодического существования; тогда она универсально разлита во всем бесконечном Пространстве и дифференцируется, постепенно формируя из себя пространственные тела. Они учили о вращении Небес, о вращении Земли, Гелиоцентрической Системе и о Вихревых вращениях Атомов, Атомов являющихся в действительности Душами и Сознаниями. Эти «Атомисты» были духовными, в высшей степени трансцендентальными пантеистами – философами. Никогда не представилась бы им, ни наяву, ни во сне, мысль о чудовищном несообразном исчадии, кошмаре нашей современной цивилизованной расы, мысль о неодушевленных, материальных и саморуководящих Атомах, с одной стороны, и о вне-космическом Боге, с другой.
3. Атомы неотделимы от Духа.
Т. Д, I, 367
«Природа отвергает Пустоту», говорили перипатетики, которые, будучи по своему материалистами, все же, может быть, понимали, почему Демокрит и его учитель Левкипп учили, что первичными Началами всех вещей, содержащихся во Вселенной, были Атомы и Пустота. Последняя означает просто скрытую Силу или Божество, которое до своего первого проявления – когда оно стало Волею, сообщившей первый импульс этим Атомам – было Великим Ничем, Эйн-Софом или He-Вещественностью, а потому для всех чувств Пустотой или Хаосом.