Карма и Перевоплощение – четвертая и пятая доктрины религии Мудрости. В действительности они – азбука этой религии. Карма – это сумма наших действий как в настоящей жизни, так и в предшествующих рождениях. Она бывает трех видов:
1. Санчита карма;
2. Прарабдха карма;
3. Агами карма;
“Санчита карма включает в себя человеческие достоинства и недостатки, накопившиеся в прошлом во всех предшествующих рождениях. Та часть Санчита кармы, которой предназначено воздействовать на человеческую жизнь в одном из последующих или нынешнем воплощении, называется Прарабдха. Третий вид кармы – результат достоинств и недостатков теперешних действий. Агами распространяется на все наши слова, мысли и действия. То, что, вы думаете, о чем говорите, что делаете, а также то, к чему приводят ваши мысли, слова и поступки, действующие на вас и тех, кто им подвергся, попадают под категорию нынешней кармы, которая при вашем будущем развитии несомненно склонит чашу весов вашей жизни к добру или ко злу ” (“Теософист”, т. X, 235).
“Карма (действие) бывает трех видов:
1. Агами – добрые или злые телесные действия, совершенные после обретения различающего знания. (Шри Шанкачарья, “Татва Бодх”, вопрос 34).
2. Санчита – совершенные ранее действия, являющиеся семенами бесчисленных рождений; совокупность предыдущих действий (Там же, вопрос 35).
3. Прарабдха – действия этого тела (то есть причины), порождающие удовольствия или страдания только в этой жизни (Там же, вопрос 35). (“Теософист”, т. VIII, 170)
Карма. “Надлежит помнить, что в каждом поступке человека важным элементом является влияние его прежней кармы. Для исполнения любого действия, говорит Шри Кришна, нужны пять сущностных составляющих:
1. Действующее лицо.
2. Направленная воля.
3. Средства для совершения поступка, такие как руки, язык и т.д.
4. Применение этих средств.
5. Влияние предшествующего поведения.
При исполнении работы, которую человек совершает своим телом, речью или умом, будь она справедливой или несправедливой, задействованы эти пять сущностных составляющих, или факторов. (Гита, VIII, 13, 14, 15).
Эти пять сущностных составляющих кармы разделены в Махабхарате на 2 группы: 1) нынешнее действие человека (включает первые четыре составляющие) и 2) результат его прошлого действия (который образует пятую составляющую).
В то же время следует отметить, что результат человеческого существования – работа не дня, и даже не цикла. Это совокупность действий, совершенных в бесчисленных предыдущих существованиях. Каждое действие само по себе может быть едва заметным, как самое крошечное хлопковое волокно, такое мельчайшее что сотни их могут быть сдунуты одним вдохом. Однако, подобно тому, как эти волокна, будучи плотно соединены и скручены друг с другом, образуют канат, настолько тяжелый и крепкий, что с его помощью можно тащить слонов и даже огромные суда, так и частицы человеческой кармы, сколь незначительной ни была бы каждая сама по себе, в естественном процессе соединяются, плотно смыкаются и образуют страшную Пасу (канат), которая тащит человека, т. е. влияет на его поведение, побуждая его творить добро или зло”. (“Теософист”, т. VII, 60)