В “Изучении сознания” г-жа Безант говорит (с. 37): “Сознание есть единая реальность в самом полном смысле этой часто употребляемой фразы; это следует из того, что любая, где бы то ни было находящаяся реальность извлекается из сознания. Следовательно, все, что является мыслью, существует. Мы называем Абсолютным Сознанием то сознание, в котором все, в самом буквальном смысле, является “возможным”, а также “действительным”: действительное – это то, о чем отдельное сознание во времени и пространстве думает как о чем-то существующем, а все то, о чем никто и ничто не думает подобным образом в любой период времени и в любой точке пространства, – это возможное. Абсолютное Сознание – это Все, Вечное, Бесконечное, Неизменное. Сознание, создающее мыслью время и пространство, а также думающее обо всех формах, как о существующих во времени и пространстве в последовательности и на своих местах, есть Универсальное Сознание, Единое, которое индуисты называют Сагуна Брахманом – Вечным, наделенным атрибутами, Пратьяг-Атмой – Внутренним Я; парсы – Ормуздом; мусульмане – Аллахом. Сознание, имеющее дело с конкретным временем, долгим или коротким, с конкретным пространством, огромным или ограниченным, является индивидуальным сознанием; это сознание конкретного Существа, Повелителя многих вселенных или одной вселенной, или любой так называемой части вселенной, то есть его части, которая, следовательно, является для него вселенной; эти термины варьируются в зависимости от мощи сознания – от того, насколько большую часть универсальной мысли некое отдельное сознание способно охватить мыслью полностью; иными словами – вселенная отдельного сознания есть то, на что оно способно наложить свою собственную реальность, о чем оно способно думать как о существующем подобно ему самому”.