Троица. “Маха-Вишну возглавляет совокупность, или полноту, всего сущего. В каждой Брахманде активность бывает четырех видов, и главные действующие лица – это Брахма, Вишну и Шива. Разные виды их функций определяют имена и должности Нарайяны и т. д.
Среди этих функций та, что относится к созиданию, или творению, осуществляется вместе с действием и принадлежит Брахме. Кроме того, “сотворенное поддерживается знанием”, такая поддержка, или сохранение, является работой Вишну. Далее, поскольку необходимо, чтобы то, что проявилось, исчезло, имеется разрушитель, и это Шива, связанный с желанием, которое сначала утверждает, затем отрицает, действует и противодействует, здесь притягивает, там отталкивает, начинает с жажды обладания, а после пресыщения испытывает отвращение к своему объекту и отбрасывает его прочь. Он предшествует активности, или Брахме, как жажда проявления; он следует за знанием, или Вишну, после сохранения, или наслаждения этим проявлением, как чувство усталости, возрастание инертности и потребность в отдыхе после прекращения проявления”. (Из “Пранава-Вады”, с. 82-84, 311).