Каузальное тело
“То влияние, или сила, или результат, как бы мы это ни называли, что предшествует действиям человека, представляет собой семя, из которого прорастает растение, приносящее добрые или злые плоды, которые человек съест в своем последующем существовании (Вишну Пурана, I, XIX, 5). Это семя в специальном смысле называется карана шарирой, каузальным, т.е. причинным телом (Пайнгала Упанишада II), поскольку является причиной удовольствия и страдания человека. Эта карана шарира состоит из пятой коши человека (анандамайа) и соединена с душой до тех пор, пока душа остается облаченной в грубое или тонкое тело (стхула или сукшма шарира), и полностью исчезает, когда душа высвобождается от пут двух упомянутых тел; тогда душа достигает первобытной чистоты и сжигает всякий след своего соединения с телом, включая и каузальное тело (карана шариру). Это происходит, когда душа готова к конечному освобождению, мокше. До тех пор, разумеется, карана шарира, семя, результат прежних дел, остается в действии и устанавливает сильное контролирующее влияние над поступками человека” – “Теософист”, т. VII, III, с. 59.
“При помощи васаны (аромата, или запаха) обычный человек повторит (в джагре, состоянии бодрствования) старую историю, увиденную во сне, который уже прошел. Также он, тот, кто, исследуя истинную природу "я", достиг истинного знания, выразит себя и все же никогда не станет чидабхасой (чидабхаса – это отражение атмы в карана-шарире, которая есть проводник невежества). Тот, кто стал небесным существом, будет, тем не менее, называться “человеком”, пока каузальное тело, которое уже умерло (рождением праджни, или мудрости), не будет всецело поглощено преобладающим огнем мудрости” – Кайвальянаванита, часть II, 31.
“Тело авидьи (т.е. каузальное тело) будет испепелено наиболее тонким огнем Истинной Мудрости” – Кайвальянаванита, часть I, 98.
Из журнала “Теософист”, т. VIII.