“Когда последний цикл человеческого существования будет завершен на плодородной земле и большая часть человечества достигнет степени развития Будды и выйдет из объективного существования в мистерию Нирваны, тогда “пробьет час”, видимое станет невидимым, конкретное возвратится к своему предциклическому состоянию атомной разрозненности.

Но мертвые миры, оставшиеся после уничтожающего импульса, не останутся мертвыми навсегда. Движение – это вечный порядок существования вещей, а взаимное влечение, или притяжение, – его служанка во всех трудах. Трепет жизни снова соединит атомы, и жизнь снова возродит инертную планету, когда придет время. Хотя все ее силы сохранят свой статус-кво и будут спать, мало-помалу она, когда вновь пробьет час, откроет новый цикл материнства и даст рождение еще более высокому в моральном и физическом отношении человечеству, чем во время предшествующей Манвантары. И “космические атомы, которые уже будут находиться в дифференцированном состоянии” (дифференцируясь по созидательной силе, которая в данном случае понимается в механическом смысле, то есть речь идет о движениях и воздействиях), сохраняют свой статус-кво, как и глобусы и все прочее, что находится в процессе формирования. Такова “гипотеза, которая находится в полном согласии с (вашим) (моим) замечанием”. Ведь раз планетарное развитие такое же поступательное, как и человеческая или расовая эволюция, час наступления Пралайи застает ряды миров на разных стадиях эволюции; (то есть) каждый достигает того или иного периода эволюционного прогресса, и каждый на нем останавливается, пока внешний импульс следующей Манвантары не возобновит его движения с той же самой точки, подобно остановившемуся и вновь заведенному хронометру. Поэтому я употребил слово “дифференцированный”.

При наступлении Пралайи никакой человеческой, животной или растительной сущности не останется в живых на планете, чтобы увидеть ее; останутся только земли или глобусы со своими минеральными царствами; все эти планеты во время Пралайи физически распадутся, но не уничтожатся; поскольку они занимают свое место в последовательности эволюции и имеют свои “недостатки”, снова выступающие из субъективного, то именно с этого состояния они и возобновят свое движение по цепи “проявленных форм”. Это, как вы знаете, беспрестанно повторяется в Вечности. Каждый из нас проходил этот бесконечный круг и будет повторять его снова и снова. Отклонение каждого от курса, скорость его передвижения от Нирваны к Нирване обусловлены причинами, которые он же сам создает из обстоятельств, в которые оказывается вовлеченным”. – Письма Махатм А. П. Синнетту, с. 67.

сноски к «Трактату о Космическом Огне»
trita.net