См. Раздел VIII «Тайной Доктрины» т. I.

Лотос символизирует и Макрокосм, и Микрокосм:

а. Семена Лотоса содержат в миниатюре совершенное растение.

б. Он – продукт огня и материи.

в. Его корни – в иле, или грязи, он растет в воде, его питает солнечное тепло, он расцветает в воздухе.

 МАКРОКОСМ

Грязь.................................... Объективная физическая солнечная система.

Вода...................................... Эмоциональная, или астральная, природа.

Цветок на воде................... Плоды духовного.

Метод................................... Космический огонь, или интеллект.

 МИКРОКОСМ

Грязь.................................... Физическое тело.

Вода...................................... Эмоциональная, или астральная, природа.

Цветок на воде................... Плоды буддхического, или духовного.

Метод................................... Огонь ума.

«Смысл того традиционного представления, что Брахма рождается из лотоса или в лотосе, тот же самый. Лотос символизирует мировую систему, а Брахма, пребывая в ней, представляет действие; поэтому он называется Камал-асана, сидящий на Лотосе. Лотос, опять-таки, поднимается из пупа Вишну, потому что пуп Вишну, или всеведение – это неизбежно желание, первоначальная форма которого, согласно Ведам, такая: «Да буду я рожден» (как многочисленное потомство). Из этого центрального, сущностного желания, воли к жизни происходит всё становление, все процессы, все вихри и круги изменения и проявления, которые и составляют жизнь. В таком становлении пребывает Брахма, а из него и благодаря ему, то есть в результате непрестанной деятельности, возникает и проявляется организованный мир, трибхуванам, тройственный мир. Поскольку он проявлен первым, Брахма назван первым из богов; проявление происходит благодаря действию, и он – тот, кто действует; являясь тем, кто действует, он иногда именуется хранителем, или защитником мира, так как тот, кто создает нечто, желает также сохранения своего труда, и более того, само созидание обеспечивает основу и возможность акта сохранения, который, строго говоря, конечно же принадлежит Вишну». – Пранава-Вада, 84, 311.

сноски к «Трактату о Космическом Огне»
trita.net