Т. Д, II, 72

Вайвасвата Ману есть Единое Человеческое Существо – некоторые версии присоединяют к нему семь Риши – который в аллегории Матсья Аватара был спасен во время Потопа на ладье, подобно Ною в Ковчеге. Потому эта Манвантара Вайвасваты должна быть «послепотопным» периодом. Однако это не относится к позднейшему потопу «Атлантиды» или Ноеву Потопу, еще меньше к Космическому «Потопу» или же к Пралайе, обскурации, предшествовавшей нашему Кругу, но к появлению человечества в последнем Круге. Тем не менее делается большая разница между Наймиттика – Случайной или Периодической, и Пракритика – Стихийной, Атьянтика – Абсолютной и Нитья – Постоянной Пралайей; последняя описывается, как «предполагаемое воссоединение Брамою Вселенной при окончании Дня Брамы». Одним ученым брамином, теософом был поднят вопрос: «Существует ли вообще такое понятие, как Космическая Пралайа, ибо в таком случае Логос (Кришна) должен был бы вновь родиться, а между тем он Аджа (нерождаемый)». Мы не видим, почему? Ибо лишь метафорически говорится, что Логос рождается, подобно тому, как рождается ежедневно Солнце или, вернее, как луч этого Солнца рождается утром, и затем о нем говорят, что он умер, когда он исчезает, тогда как он просто вновь поглощается субстанцией родителя. Космическая Пралайа является такой лишь для видимых вещей, а не для Мира Арупа, Мира без форм. Пралайа происходит лишь по окончании ста Лет Брамы, когда, как говорится, наступает Всемирное разложение. Тогда, согласно экзотерическим Писаниям Авияя, Вечная Жизнь, символом которого является Вишну, принимает аспект Рудра Разрушителя и входит в Семь Лучей Солнца и выпивает все воды Вселенной. «Напитанные таким образом семь Солнечных Лучей расширяются в семь солнц и сжигают весь Космос».

сноски к «Трактату о Космическом Огне»
trita.net