Шишковидная железа. Третий глаз.

Т. Д, III, 548

Шишковидная железа соответствует Божественной Мысли. Гипофиз является органом Психического Плана. Психическое зрение вызывается молекулярным движением этого тела, которое непосредственно связано с оптическим нервом и таким образом действует на зрение и вызывает галлюцинации. Его движение может легко вызывать вспышки света, такие как получаются при надавливании на глазные яблоки. Пьянство и лихорадка создают иллюзии зрения и слуха путем активности гипофиза. Иногда пьянство настолько действует на гипофиз, что он парализуется. Если таким образом производится влияние на оптический нерв и ток становится обратным, то цвет, вероятно, будет добавочным.

1. Цель эволюции – развить внутреннее видение.

2. Оккультное значение глаза.

Т. Д, III, 577

Специальным физическим органом восприятия является мозг, а восприятие расположено в ауре шишковидной железы. Эта аура отзывается вибрациями на любое впечатление, но в живом человеке это можно только чувствовать, но не постигнуть. В течение процесса мышления, протекающего в сознании, в свете этой ауры происходят постоянные вибрации, и ясновидящий, глядя на мозг живого человека, может почти сосчитать, видеть духовным зрением семь ступенек, семь оттенков света, переливающихся от самого тусклого до самого яркого. Вы прикасаетесь к своей руке; до того, как вы прикоснулись к ней, вибрация уже началась в ауре шишковидной железы и окрашивается в свой оттенок цвета. Именно эта аура причиняет изнашивание органа вибрациями, которые она вызывает. Приведенный в вибрирующее состояние мозг передает вибрации спинному мозгу и таким образом, всему остальному телу. Счастье, также как и печаль, вызывают эти сильные вибрации и, таким образом, изнашивают тело. Мощные вибрации радости или горя, таким образом, могут убить.

3. «Глаз Тельца, Быка» (ср. «бычий глаз»). Созвездие Тельца было названо Матерью Откровения и интерпретатором божественного Гласа.

Т. Д, I, 721

Нам говорят:

«Не простая случайность в некоторых сферах поместила на престоле голову этого Быка (Тельца), пытающегося отбросить назад Дракона посредством египетского креста. Мы должны были бы знать, что в Египте это созвездие Тельца называлось «великий град Бога и матерь откровений», и также «толкователь божественного гласа». Apis Pacis Гермонта, в Египте, которому приписывались (как отцы церкви хотели бы убедить мир) изречения прорицаний, относящихся к рождению Спасителя.»

На это теологическое притязание имеются несколько ответов. Во первых, египетский крест или Тау, крест Джайны или Свастика, и Христианский крест – все имеют одно и то же значение. Во вторых, ни один народ или нация, за исключением христиан, не придавала того значения Дракону, которое приписывается ему ныне. Змий был символом МУДРОСТИ; а Бык, Телец, символом физического рождения. Потому Бык, отталкивающий Дракона или Духовную Мудрость посредством Тау или Креста – эзотерически означающего «Основу и сруб всего построения» – имел бы совершенно фаллическое и физиологическое значение, если бы он не носил еще другого значения, неизвестного нашим библейским ученым и символистам. Во всяком случае, он не имеет особого отношения к Глаголу Св. Иоанна, за исключением, может быть, общего смысла. Телец – который, между прочим, не есть агнец, но бык – считался священным в каждой Космогонии, среди индусов, так же, как и у последователей Зороастра, среди халдеев, как и у египтян. Это известно всем школьникам.

4. Органы внутреннего видения:

а. Экзотерический орган… шишковидная железа… физический

б. Эзотерический орган… третий глаз… эфирный

Примечание: Изучающим следует быть внимательными и различать третий глаз и шишковидную железу.

Т. Д, II, 308

Для оккультистов, верящих, что духовная и психическая инволюция следует параллельно физической эволюции, – что внутренние чувства, врожденные в первых человеческих расах, атрофировались во время роста расы и материального развития внешних чувств – и для изучающих Эзотерический символизм вышесказанное утверждение не является догадкою или возможностью, но просто фазою закона роста, короче говоря, фактом. Они понимают смысл следующего места в Комментариях:

«Существовали четверорукие человеческие существа в те отдаленные дни муже-женщин [гермафродитов]; при одной голове, но о трех глазах. Они могли видеть перед собою и позади себя. По истечении одной Кальпы [после разделения полов] духовное зрение людей стало тускло вследствие их падения в Материю, и соответственно с этим, Третий глаз начал утрачивать свою мощь… Когда Четвертая [Раса] достигла своего среднего возраста, настало время пробудить Внутреннее Зрение и приобрести его искусственным стимулом, процесс этот был известен древним Мудрецам… Третий Глаз, в свою очередь, начал постепенно окаменевать и скоро исчез… Двуликие стали одноликими, и глаз глубоко вошел в голову, и теперь он схоронен под волосами. Во время деятельности Внутреннего Человека [во время трансов и духовных видений] глаз распухает и расширяется. Архат видит и ощущает его и сообразно с этим регулирует свои действия… Непорочный Лану [Ученик, Чела] не должен опасаться; тот, кто не блюдет свою чистоту [тот, кто не целомудрен], не получит помощи от «Глаза Дэвы».

«Третий глаз мертв и более не действует». Он оставил свидетельство своего существования в виде шишковидной железы.

5. Шишковидная железа – маленькая (с горошину) масса серой нервной материи, присоединённая к задней части третьего желудочка мозга.

6. Гипофиз относится к шишковидной железе, как манас относится к буддхи, или ум – к мудрости.

Т. Д, III, 504-505

Тот, кто изучил обе системы, Раджи и Хатха Йоги, обнаруживает огромную разницу между ними: одна чисто психофизиологическая, другая же чисто психодуховная. Кажется, что тантрики не идут выше шести зримых и известных плексусов, каждому из которых они присоединяют Таттву; а то большое значение, которое они придают главному из них, Муладхара Чакре (крестцовому плексусу), показывает материальный и эгоистический уклон их усилий к приобретению сил. Их пятеро Дыханий и пятеро Таттв главным образом сосредотачиваются на предстательном, надчревном, сердечном и ларинговом плексусах. Почти игнорируя Аджну, они безусловно не знают о синтезирующем ларинговом плексусе. Но у последователей старой школы дело обстоит по-другому. Мы начинаем с овладения тем органом, который расположен у основания мозга, в глотке, и западными анатомами называется Гипофизом. В ряду объективных черепных органов, соответствующих субъективным Таттвическим принципам, он относится к Третьему Глазу (Шишковидной Железе) так же, как Манас к Буддхи. Пробуждение Третьего Глаза должно быть совершено этим сосудистым органом, этим незначительным маленьким телом, о котором, опять-таки, Физиология ничего не знает. Один является Возбудителем Воли, другой – Возбудителем Восприятия Ясновидения,

Врачи, физиологи, анатомы и т. д., лучше чем другие поймут меня в следующих объяснениях.

Теперь, что касается функций Шишковидной Железы, или Conarium, и Гипофиза, то мы не находим никаких объяснений со стороны обычных авторитетов. Действительно, просматривая труды крупнейших специалистов, любопытно наблюдать, как много там откровенных признаний в путанице и незнании человеческой жизненной экономии, как в физиологической, так и в психологической. Нижеприведенное представляет собою все, что можно собрать у авторитетов по поводу этих двух важных органов.

1) Шишковидная Железа, или Conarium, есть закругленное продолговатое тело длиной от трех до четырех линий, темно-красновато-серое, соединенное с задней частью третьего желудочка мозга. Она прикреплена у своего основания двумя тонкими медуллярными связками, которые расходятся по направлению к зрительному бугру. Запомните, что лучшие физиологи обнаружили, что последний является органом восприятия и конденсации наиболее чувствительных и чувственных возбуждений, идущих от периферии тела (согласно Оккультизму – от периферии Аурического Яйца, которое является нашей точкой сообщения с высшими, вселенскими планами). Далее нам говорят, что две связки от зрительного бугра, которые изогнуты так, чтобы встретиться одна с другой, соединяются на срединной линии, где они становятся двумя ножками Шишковидной Железы.

2) Гипофиз, или Hypophysis Cerebri – это маленький и твердый орган, шириною около шести линий, три линии в длину и три в высоту. Он образован из передней бобообразной и задней более закругленной долек, которые соединены в одно. Нам говорят, что составляющие его части почти идентичны с составными частями Шишковидной Железы; однако невозможно отыскать ни следа какой-либо связи между этими двумя центрами. Все же оккультисты в этом отношении представляют исключение: они знают что между ними существует связь, притом даже анатомическая и физическая.

7. Шишковидная железа достигала своего наивысшего развития пропорционально низшему физическому развитию.

Т. Д, II, 308

К сожалению, это так. «Глаз Дэвы» более не существует для большинства человечества. Третий Глаз мертв и более не действует; он оставил позади себя свидетеля своего существования. Этим свидетелем является сейчас шишковидная железа. Что же касается до «четверо-руких» людей, то, именно, они сделались прообразами индусских Богов, как это было показано в предыдущем примечании.

Т. Д, II, 313

Это объясняет, почему шишковидная железа достигла своего высшего развития пропорционально с низшим физическим развитием. Именно, среди позвоночных она является наиболее выдающейся и объективной, тогда как в человеке она тщательно сокрыта и недоступна, исключая для анатома. Тем не менее, немало света пролито этим на будущее физическое, духовное и интеллектуальное состояние человечества в периоды, которые будут соответствовать параллельно другим прошлым периодам, и всегда по линиям восходящей и нисходящей циклической эволюции и развития.

8. Третий глаз существует в эфирной материи.

а. Впереди головы.

б. На одном уровне с глазами.

9. Это энергетический центр, образуемый треугольником силы из:

1. Гипофиза.

2. Шишковидной железы.

3. Центра альта.

10. Открытый, или третий глаз, не дает прямого ясновидения, но является органом, через который получают непосредственное и достоверное знание.

Т. Д, I, 77

Только Посвященный, обогащенный знанием, приобретенным бесчисленными поколениями его предшественников, направляет «Глаз Дангмы» в сущность вещей, на которую никакая Майя не может влиять. Именно тут учения Эзотерической Философии в связи с Ниданами и четырьмя Истинами приобретают величайшее значение, но они хранятся втайне.

а. Посвященный направляет этот глаз к сущности вещей.

б. Третий глаз должен быть обретён аскетом прежде, чем он станет адептом.

Т. Д, II, 651

В то же время, Марут, на оккультном языке, есть одно из имен, даваемых тем Ego великих Адептов, которые перешли за пределы земные и известны так же, как Нирманакая; тем Ego, для которых – раз они находятся вне иллюзии, – нет Девачана, кто, или добровольно отказался от Нирваны, ради блага человечества, или, как еще не достигшие ее, остаются невидимыми на Земле. Потому Марут'ы явлены сначала, как сыновья Шивы-Рудры, Йога Покровителя, Третий Глаз которого (мистически) должен быть приобретен Подвижником, прежде чем он сделается Адептом; а затем. в своем космическом аспекте, как подчиненные Индры и его противники в различных ролях.

11. Изучающие оккультизм должны знать, что третий глаз неразрывно связан с кармой.

Т. Д, II, 312

Несмотря на всю кажущуюся ненаучность этих взглядов в наши дни точного знания, Декарт был все же много ближе к Оккультной истине, нежели какой-либо Геккель. Ибо шишковидная железа, как это показано, гораздо теснее связана с Душою и Духом, нежели с физиологическими чувствами человека. Если передовые ученые имели хотя бы проблеск представления о действительных процессах, употребленных Эволюционным Импульсом и о спиральном цикловом движении этого Великого Закона, они, вместо того, чтобы теряться в догадках, знали бы и были бы уверены в будущих физических превращениях, ожидающих человеческий род, благодаря знанию его прошлых форм. Тогда они увидели бы заблуждение и нелепость своих современных «слепых» сил и «механических» процессов Природы; и вследствие такого знания они поняли бы, что упомянутая шишковидная железа, например, не могла быть приспособленной к физическому пользованию в этой стадии нашего Цикла. Если этот непарный, «третий» глаз атрофирован, теперь, в человеке, то это доказательство того, что он, как и в низшем животном, когда-то действовал; ибо Природа никогда не создает ни малейшей, ни ничтожнейшей формы без какой-либо определенной цели и пользы. Мы утверждаем, что желёзка эта была деятельным органом в той стадии эволюции, когда духовный элемент в человеке главенствовал над едва нарождающимися интеллектуальными и психическими элементами. И по мере того, как Цикл следовал своему нисходящему бегу, устремляясь к точке, в которой физиологические чувства развились и прошли pari passu с ростом и уплотнением физического человека – через нескончаемые и сложные превратности и бедствия зоологического развития, – этот средний «глаз», в конце концов, атрофировался вместе с ранними духовными и чисто психическими свойствами в человеке. «Глаз есть зеркало и также окно Души», – гласит народная мудрость, а Vox populi – vox Dei.

Т. Д, II, 316

Теперь необходимо знать всем изучающим Оккультизм, что Третий Глаз неразрывно связан с Кармой. Догма эта так сокровенна, что лишь немногие слышали о ней. «Глаз Шивы» не был вполне атрофирован до конца Четвертой Расы. Когда духовность и все божественные силы и свойства Дэва-Человека Третьей Расы сделались подслужебны ново-пробужденным физиологическим и психическим страстям физического человека вместо обратного явления, Глаз утратил свою мощь. Но таков был закон эволюции и это, выражаясь точно, не было Падением. Грех заключался не в пользовании этими ново-развитыми силами, но в злоупотреблении ими; в том факте, что из святилища, предназначенного для пребывания Бога, была сделана кумирня всяких духовных беззаконий. И если мы говорим «грех», то лишь, чтобы всем был понятен смысл этого, ибо, в приложении к данному случаю, термин Карма был бы более подходящим; кроме того, читателю, которого употребление термина «духовные» вместо «физические» могло бы ввести в недоумение, мы напомним, что не может быть физического беззакония. Тело просто безответственный орган, инструмент психического, если и не духовного человека. И в случае атлантов, именно Духовное Существо согрешило, ибо элемент Духа в те дни был еще «главенствующим» принципом в человеке. Таким образом, именно, в те времена была порождена нашими Монадами самая тяжкая Карма Пятой Расы.

Т. Д, II, 320

Карма никогда не искала разрушить умственную и личную свободу, подобно Богу, измышленному монотеистами. Не она облекла во тьму свои указы с намерением вызвать смущение человека, так же как не покарает она того, кто отважится исследовать ее тайны. Напротив того, кто через изучение и созерцание раскроет ее запутанные пути и прольет свет на эти темные тропы, в извилинах которых погибает столько людей, вследствие их неведения лабиринта жизни – тот трудится на благо своих ближних. Карма есть Абсолютный и Вечный Закон в Проявленном Мире; и так как может быть лишь один Абсолют, как Одна вечная, всегда сущая Причина, то верующие в Карму не могут рассматриваться, как атеисты или материалисты – еще меньше как фаталисты, ибо Карма едина с Непознаваемым, одним из аспектов которого она является в его следствиях в феноменальном Мире.

Таким образом, Карма находится в теснейшей или, вернее, в неразрывной связи с Законом Перевоплощения одной и той же духовной Индивидуальности в длинном, почти нескончаемом ряде Личностей. Последние подобны различным типам, представляемым тем же самым актером, с каждым из которых этот актер отождествляет себя и отождествляется публикою на протяжении нескольких часов. Внутренний или истинный Человек, олицетворяющий эти характеры, знает все время, что он Гамлет, лишь на краткий срок нескольких актов, которые, тем не менее, на плане человеческой иллюзии представляют целую жизнь Гамлета. Также он знает, что предыдущий вечер он был Королем Лиром, который, в свою очередь, был превращением Отелло в еще более отдаленный вечер. И хотя предполагается, что внешний, видимый характер не знает об этом факте, и в настоящей жизни неведение это к несчастью лишь слишком реально, тем не менее, постоянная Индивидуальность вполне сознает это и, лишь в силу атрофии «Духовного Глаза» в физическом теле, знание это не может быть запечатлено на сознании обманчивой Личности.

Обладание физическим Третьим Глазом, говорят нам, было уделом людей Третьей Коренной Расы почти до среднего периода третьей суб-расы Четвертой Коренной Расы, когда уплотнение и усовершенствование человеческого строения явилось причиной исчезновения его из внешней анатомии человека. Психически и духовно, однако, его ментальное и зрительное познавание длилось почти до конца Четвертой Расы, когда функции его, в силу материальности и растления человечества, совершенно замерли. Это произошло до погружения главной массы Материка Атлантиды.

а. Со своего атлантического прошлого пятая коренная раса отрабатывает причины, созданные в четвёртой коренной расе.

б. Потому что она открывает то, что является её прошлым.

Т. Д, II, 297

Все личности в Брахмана и Пуранах – Риши, Праджапати, Ману, их жены и потомства – принадлежат к тому же до-человеческому периоду. Все они, так называемые, Семена Человечества. Именно, вокруг этих «Сынов Божьих», «разумом рожденных», астральных детей Брамы, росло и развивалось наше физическое телостроение до точки, достигнутой им сейчас. Ибо легенды Пуран о всех этих людях суть легенды о наших Монадах, в их различных и бесчисленных воплощениях на этой и других Сферах, события усмотренные «Глазом Шивы» древних Ясновидцев – «Третьим Глазом» в наших Станцах – и аллегорически описанные. Позднее они были извращены ради сектантских целей; хотя и будучи так искажены, все же, в них осталась значительная доля основной истины. Также и философия, содержавшаяся в этих аллегориях, не менее глубока, несмотря на плотный покров, созданный добавлениями позднейшей фантазии.

Но с Четвертой Расой мы достигаем чисто человеческого периода. Те, кто был до сих пор полу-божественными Существами, самозаключенным в телах, которые были человеческими лишь по внешности, изменились физиологически и сочетались с женами, которые были вполне человеческими и прекрасными видом, но в которых воплотились низшие, более материальные, хотя и небесные существа. Эти Существа в женских формах – Лилит является их прототипом в еврейских преданиях – называются в Эзотерических изложениях Кхадо (Дакини, по санскритски). Аллегорические легенды называют главу этих Лилит – Сангиэ Кхадо (Будда Дакини, по санскритски); всем им приписываются способность «летать по воздуху» и «великая доброта к смертным»; но они не обладали разумом – лишь животным инстинктом.

Т. Д, II, 813

Греция также имела своего гиперборейского Аполлона, так же как и южного. Таким образом, почти все Боги Египта, Греции и Финикии, так же как и боги других Пантеонов, были северного происхождения и народились в Лемурии к концу Третьей Расы, после того, как ее полная физическая и физиологическая эволюция закончилась. Все «басни» Греции, если бы только история их перешла к потомству, без примеси мифического элемента, оказались бы построенными на исторических фактах. «Одноглазые Циклопы», великаны, которых легенда описывает, как сыновей Целуса и Терры – трое числом по Гезиоду – были последними тремя суб-расами лемурийцев, при чем выражение «одноглазый» относится к оку-мудрости; ибо два передних глаза были вполне развиты, как физические органы, лишь при начале Четвертой Расы. Аллегория об Улиссе, спутники которого были пожраны в то время, как сам царь Итаки спасся, благодаря тому, что он выжег глаз Полифема горящей головней, основана на психофизиологической атрофии «третьего, глаза». Улисс принадлежит к циклу героев Четвертой Расы и, хотя он был «Мудрецом» в глазах последней, он должен был быть злодеем во мнении пастушечьего племени циклопов. Его приключения среди последних – дикой гигантской расы, антитезы культурной цивилизации в Одиссее – есть аллегорический рекорд постепенного перехода от цивилизации Циклопической, из камня и колоссальных строений, к более чувственной и физической культуре атлантов, которая, в конце концов, привела Третью Расу к утрате ею всепроникающего духовного глаза.

12. Третий глаз есть зеркало души.

Т. Д, II, 312

«Глаз есть зеркало и также окно Души», – гласит народная мудрость, а Vox populi – vox Dei.

13. Для внутреннего духовного глаза Боги – не большая абстракция, чем наши душа и тело – для нас.

Т. Д, I, 694

Атомы в Оккультизме называются Вибрациями: также Звуком – коллективно.

Это нисколько не мешает научному открытию Тиндаля. Он проследил на низшей ступени лестницы монадического бытия все течение атмосферических Вибраций – и это составляет объективную часть процесса Природы. Он проследил и отметил скорость их движения и передачи; силу их столкновения, и вызывание ими вибраций в барабанной перепонке и передачу их отолитам и так далее, вплоть до начала вибрации слухового нерва – после чего происходит новый феномен; субъективная сторона процесса или ощущение звука. Ощущает ли он или видит это? Нет; ибо его специальность состоит в том, чтобы выявить поведение Материи. Но почему психически развитой человек не будет видеть это, Духовидец, внутренний глаз которого открыт, и который может видеть через покров Материи? Все Волны и ондуляции науки производятся атомами, устремляющими свои молекулы к деятельности изнутри. Атомы наполняют безбрежности пространства и, в силу своих непрерывных вибраций, являются тем ДВИЖЕНИЕМ, которое поддерживает колеса Жизни в непрерывном устремлении. Это и есть та внутренняя работа, которая производит природный феномен, называемый корреляцией Сил. Только у основания каждой такой «Силы» стоит сознательный руководящий Нумен ее – Ангел или Бог, Дух или Демон, правящие Силы, которые являются одними и теми же.

Согласно описанию Духовно-зрячих – тех, кто могут видеть движение междупланетных масс и проследить ясновидением их эволюцию – они кажутся ослепительными, подобно снежинкам девственного снега в блистающем солнечном свете. Их скорость быстрее мысли, быстрее уловимости смертным глазом и, насколько можно судить по ужасающей быстроте их устремления, движение их вращательно. Находясь в открытой долине, особенно на вершине горы, и всматриваясь в необъятный купол и в пространственные безбрежности, вся атмосфера кажется пылающей ими, весь воздух пропитан этими ослепительными сверканиями. Временами напряженность их движения производит вспышки, подобные Северному Сиянию, Aurora Borealis. Вид этот так чудесен, что, когда Видящий смотрит в этот внутренний мир и ощущает, как эти блистающие точки несутся мимо него, он наполняется трепетом при мысли о других еще больших тайнах, лежащих за пределами и в глубине этого лучезарного океана.

а. Внутренний глаз способен видеть через завесу материи.

б. Духовный глаз открывает сверхчувственные состояния.

Т. Д, II, 561

«В священных книгах написано, что они [Илья и Енох] исчезли, но так, что никто не знал, что они умерли.»

Это просто означает, что они умерли в своей личности, как в Индии поныне умирают Йоги или даже некоторые христианские монахи – для мира. Они исчезают из глаз людей и умирают – на земном плане – даже для себя. Это как бы образный способ выражения, но, тем не менее, он дословно правилен.

14. У духовно возрожденного человека третий глаз активен.

Т. Д, III, 458

Материальная планета может соответствовать только чему-либо материальному. Так, когда про Меркурий сказано, что он соответствует правому глазу, то это не означает, что эта объективная планета имеет какое-либо влияние на правый зрительный орган, но, скорее, что оба находятся в мистическом соответствии через Буддхи. Человек получает свою Духовную Душу (Буддхи) из сущности Манаса Путр, Сынов Мудрости, которые являются Божественными Существами (или Ангелами), правящими и стоящими во главе планеты Меркурия.

Точно также Венера, Манас и левый глаз отмечены, как соответствия. Экзотерически не существует, в действительности, такой связи физических глаз и физических планет; но Эзотерически такая связь существует, ибо правый глаз есть «Глаз Мудрости», т. е. он магнетически соответствует тому оккультному центру в мозгу, который мы называем «Третьим Глазом»; тогда как левый соответствует рассудочному мозгу или тем клеткам, которые на физическом плане являются органами способности мышления. Каббалистический треугольник Кэтера, Хокмы и Бины это показывает. Хокма и Бина, или Мудрость и Рассудок, Отец и Матерь, или опять Отец и Сын, находятся на одном и том же плане и взаимно реагируют один на другого.

Когда индивидуальное сознание обращено во внутрь, происходит соединение Манаса и Буддхи. В духовно возрожденном человеке это соединение постоянное. Высший Манас льнет к Буддхи за порогом Дэвачана, и Душа, или скорее Дух, который не следует смешивать с Атмой, Сверх-Духом, как сказано, обладает «Единым Глазом». Эзотерически, другими словами, «Третий Глаз» активен.

сноски к «Трактату о Космическом Огне»
trita.net