Атом есть снабжённая сущностью абстракция.

Т. Д, I , 559-560

Это показывает, что или современная химия, или современная физика совершенно неправы в своих основных принципах. Ибо, если предположение об атомах различного удельного веса считается абсурдом, на основании атомической теории в физике, и если химия, тем не менее, основываясь, именно, на этом самом предположении, встречается с «безошибочными экспериментальными доказательствами» при образовании и преобразовании химических соединений, то становится очевидным, что, именно, атомо-механическая теория не может быть отстаиваемой, объяснение последней, что «разница в весе есть только разница в плотности, а разница в плотности есть только разница в расстоянии между частицами, содержащимися в данном пространстве», не имеет реальной ценности, ибо, прежде чем физик сможет утверждать в защиту своего аргумента, что – «так как в атоме нет множественности частиц и нет пустого пространства, следовательно, разница в плотности или весе атомов невозможна», он должен прежде знать, что есть атом в действительности, а это как раз то, чего он не может знать. Он должен подвергнуть его наблюдению, по крайней мере, одного из своих физических чувств – и этого он не может сделать по той простой причине, что никто никогда не видал, не слыхал, не трогал и не ощущал вкуса или запаха Атома. Атом всецело принадлежит к области метафизики. Это есть осуществленная абстракция – по крайней мере, для физической науки – и, строго говоря, не имеет ничего общего с физикой, так как он не может быть подвергнут испытанию в реторте или на весах. Потому механическое представление становится винегретом самых противоречивых теорий и дилемм в умах многих ученых, не соглашающихся между собою по этому и по многим другим вопросам; и на эволюцию его с глубоким удивлением взирают восточные оккультисты, следящие за этим научным спором.

Огонь есть во всех объектах

Т. Д, I, 146

Глубокая философия лежит в основании самого раннего почитания в мире, почитания Солнца и Огня. Из всех элементов, известных физической науке, Огонь всегда был недоступен точному анализу. С большею уверенностью утверждается, что воздух есть смесь газов кислорода и азота. Мы рассматриваем Вселенную и Землю, как материю, состоящую из определенных химических молекул. Мы говорим о первичных десяти землях, давая каждой из них греческое, либо латинское наименование. Мы говорим, что вода химически есть состав кислорода и водорода. Но что есть Огонь? Это есть следствие горения, строго отвечают нам. Он есть тепло и свет, и движение, и корреляция физических и химических сил вообще. И это научное определение философски дополнено в словаре Уэбстера определением теологическим, объясняющим Огонь, как «орудие кары или кару нераскаявшегося в другом состоянии», при чем «состояние» это, предполагается духовным; но увы! наличие огня, кажется, является достаточно убедительным доказательством его материальной природы. Тем не менее, говоря об иллюзии, рассматривающей все феномены, как простые, потому что они являются обычными фактами, проф. Bain говорит:

«Самые обычные факты кажутся нам не нуждающимися в объяснении и даже могущими служить объяснением тому, что может быть уподоблено им. Таким образом, кипение и испарение жидкости представляется очень простым феноменом, не требующим объяснении и дающим удовлетворительное объяснение и другим более редким феноменам. Что вода высыхает, является для непросвещенного ума вещью совершенно понятною; тогда как для человека, ознакомленного с физическою наукою, жидкое состояние является анормальным и необъяснимым. Зажигание огня от пламени есть великая научная трудность, тем не менее, мало людей сознают это.».

Что говорит Эзотерическое Учение относительно Огня? «Огонь есть наиболее совершенное и чистое отражение Единого Пламени, как на Небе, так и на Земле. Это есть Жизнь и Смерть, начало и конец каждой материальной вещи. Это есть Божественная Сущность». Таким образом, не только Огне-поклонники парсийцы, но даже бродячие, дикие племена Америки, провозглашающие себя «рожденными Огнем», выказывают больше научности в своих верованиях и истины в своих суевериях, нежели все теории современной физики и науки. Христианин, утверждающий – «Бог есть Живой Огонь» и говорящий об «Огненных Языках» в День Св. Духа и о «Горящей Купине» Моисея, является таким же огне-поклонником, как и любой «язычник». Среди мистиков и каббалистов, розенкрейцеры вернее других определили Огонь. «Возьми простую лампаду, держи ее наполненной маслом, и ты будешь в состоянии зажечь ее пламенем лампады, свечи и огни всего мира, не уменьшив этого пламени... Если основное Божество есть вечная и бесконечная Сущность, никогда неуничтожаемая («Господь Бог Твой есть Огнь поядающий»), тогда неразумно, чтоб Оккультное Учение рассматривалось, как не философское, когда оно говорит: «Так были сотворены Арупа и Рупа (Миры): от Одного Света Семь Светочей; от каждого из Семи семижды семь» и т.д., и Т. Д. ...».

Т. Д, II, 258

Комментарии гласят:

«Наша Земля и человек [суть] порождение трех Огней».

Названия этих трех Огней отвечают в санскрите «Электрическому Огню», «Солнечному Огню» и «Огню, возникающему от Трения». Переведенные на космический и человеческий план, эти три Огня являют собою Дух, Душу и Тело, Три великие Основные Группы с их четырьмя добавочными подразделениями. Они изменяются соответственно Школам и – согласно своим применениям – становятся Упадхи и Носителями, или их Нуменами. В экзотерических данных они являются олицетворениями «трех сыновей необычайного блеска и великолепия», Агни Абхиманина, старшего сына Брамы, Космического Логоса от Сваха, одной из дочерей Дакши. В метафизическом смысле «Огонь через Трение» означает союз шестого принципа Буддхи с пятым принципом, Манас, которые, таким образом, объединяются или же сливаются, пятый частично поглощается и становится частью Монады; в физическом смысле он относится к «творческой искре» или зародышу, оплодотворяющему и зарождающему человеческое существо. Три Огня, названия которых Павака, Павамана и Шучи, осуждены были вследствие проклятия Васишты, великого Мудреца, «на беспредельные перевоплощения». Это достаточно ясно.

Потому Пламена, функции которых спутаны в экзотерических книгах и которые именуются безразлично, как Праджапати, Питри, Ману, Асуры, Риши, Кумары и т. д., представлены, как лично воплощающиеся в Третьей Коренной Расе и, таким образом, они «оказываются постоянно воплощающимися». В Эзотерической Доктрине они обычно называются Асурами или Асура-Дэвата или Питар Дэвата (Богами), ибо, как сказано, вначале они были Богами – и высочайшими – прежде чем они стали «Не-Богами» и из Духов Неба пали в Духов Земли – экзотерически, по ортодоксальной догме, заметьте это хорошо.

а. Насыщающая сущность есть Огонь

Т. Д, I, 145, 146

с) «Первый есть Второй», ибо «Первый» не может в действительности числиться или рассматриваться, как таковой, ибо Первый есть область Нумена в его первичном проявлении, порог к Миру Истины или Сат, через который достигает нас непосредственная энергия, излучаемая Единою Реальностью – Божеством Неимеющим Имени. Здесь снова непереводимый термин Сат (Бытийность) может привести к ошибочному понятию, так как то, что проявлено, не может быть Caт, но есть нечто феноменальное, непостоянное и даже, в действительности, невечное. Оно современно и сосуществующе с Единой Жизнью, «Неимеющей Второй», но, как проявление, оно все же Майа, как и все остальное. Этот «Мир Истины», по словам комментарий, может быть описан лишь как: «Блестящая звезда, упавшая из Сердца Вечности; маяк надежды, на Семи Лучах которого висят Семь Миров Бытия». Истинно так: ибо они есть Семь Светочей, отражениями которых являются человеческие бессмертные Монады – Атма или Лучистый Дух каждого существа человеческой семьи. Вначале, – этот Семеричный Свет; затем, «Божественный Мир» – бесчисленные светочи, зажженные от первичного Света – Буддхи, или Божественные, Неимеющие форм Души последнего Арупа (Бесформенного) Мира: «Совокупность» на сокровенном языке древней Станцы.

В Катехизисе Учитель спрашивает ученика:

«Подыми главу твою, о Лану: один или бесчисленные светочи видишь ты сверкающими над собою, на темном полуночном небе?»

«Я чую единое Пламя, о Гурудэва, Я вижу бесчисленное множество неотделенных искр, блистающих в нем.»

«Ты хорошо сказал. Теперь, возри вокруг и в самого себя. Тот Свет, горящий в тебе, чуешь ли ты его хотя немного отличным от света, горящего в твоих братьях-людях?»

«Он ничем не отличается от них, хотя узник пребывает в оковах Кармы и хотя его внешнее одеяние обманывает невежд, заставляя их говорить в заблуждении: «Твоя Душа и Моя Душа.»

Коренное единство ультимативного естества каждой части, входящей в составы Природы – от звезд до минерального атома, от высочайшего Дхиан-Когана до малейшей инфузории, в полном принятии этого термина, и будет ли оно применено к духовному, либо мыслительному или физическому миру – это единство есть единый, основной закон в Оккультной Науке. «Божество есть беспредельное и бесконечное распространение», говорит Оккультная аксиома: отсюда имя Брама, уже раньше объясненное

б. Материя формы пропитана огнем

Т. Д, I, 112

Великий Жар разбивает составные элементы и растворяет небесные тела в их Первичный Единый Элемент, так объясняют Комментарии.

«После разложения тела в его первичную сущность, будучи вовлеченным в поле притяжения к фокусу или центру тепла (энергии), которые во множестве носятся в пространстве во всех направлениях, это тело, живое или мертвое, обращается в пар и сохраняется в «Лоне Матери» до тех пор, пока Фохат, собрав несколько сгустков Космической Материи (Туманности), не пустит его снова в движение, дав ему импульс, и, развив необходимую теплоту, предоставит ему следовать его новому росту.»

в. Развивающийся ум есть космический огонь

Т. Д, I, 114

Термины «огонь», «пламя», «день», «светлые две недели» и Т. Д.; «дым», «ночь» и т.д., ведущие лишь к концу Лунной Тропы, непонятны без знания Эзотеризма. Все они являются именами различных Божеств, управляющих космо-психическими Силами. Мы часто говорим об Иерархии «Пламен», о «Сынах Огня» и Т. Д. Шанкарачарья, величайший из Эзотерических Учителей Индии, говорит, что Огонь означает Божество, управляющее временем (Кала). Талантливый переводчик Бхагават Гиты Кашинат Тримбак Теланг из Бомбея, признается, что он «не имеет ясного представления о значении этих стихов! Тогда, как они кажутся вполне понятными тому, кто знает Оккультную Доктрину. В этих строках заключен мистический смысл солнечных и лунных символов. Питри являются Лунными Божествами и нашими Предками, ибо они создали физического человека. Агнишватта, Кумары, (Семь мистических Мудрецов) – Солнечные Божества, хотя они тоже Питри, но являются «Создателями Внутреннего Человека». Они – «Сыны Огня», ибо они первые Существа, исшедшие и развившиеся от Изначального Огня, называемые «Разумами» в Тайной Доктрине. «Ибо Господь Бог... есть Огонь поядающий». «Явление Господа... с Ангелами силы Его в пламенеющем Огне». Святой дух снизошел на Апостолов... «и явились им разделяющиеся языки, как бы огненные...». Вишну вернется на Kalki, Белом Коне, как последний Аватар, среди Огня и Пламени; и Sosiosh так же сойдет на Белом Коне «в вихре Огня». «И увидел я отверстое небо и вот конь белый, и сидящий на нем... имя Ему: Слово Божие среди пламени Огня». Огонь есть Эфир в своем чистейшем виде и потому не рассматривается, как материя, но есть единство Эфира – вторичное проявленное божество – в его всемирности (вездесущности). Но существуют два «Огня»; и в Оккультных Учениях делается различие между ними. О первом, или чисто бесформенном и незримом Огне, сокрытом в Центральном, Духовном Солнце, говорится, как о Троичном (метафизически); тогда как Огонь Проявленного Космоса является Семеричным во всей Вселенной и в нашей Солнечной Системе. «Огонь знания сжигает все деяния на плане иллюзии», гласят Комментарии... «Потому те, кто приобрели его и освободились, именуются «Огнями». Говоря о семи чувствованиях, символизированных, как Hotri или священнослужители, Нарада говорит в Анугите: «Так эти семь (чувств: запах и вкус, цвет и звук и Т. Д.) суть причины освобождения»; и переводчик добавляет: «Именно, от этих семи Высшее Я должно быть освобождено». «Я» (в фразе – «Я есмь... лишенный качеств») должно означать Высшее Я, но не брамина, который говорит».

сноски к «Трактату о Космическом Огне»
trita.net